Бездна ждет своих бесноватых свинейК 100-летию жизни без ЦаряКруглые даты на то и круглые, чтобы их отмечать или, иными словами, замыкать некий временной круг для осмысления какого-либо памятного события. Однако, кажется, не только мыслью должны мы проникать в то, что свершилось 100 лет назад в центре огромной Империи, победу над которой праздновало тогда мировой зло. Ибо и сама мысль цепенеет, когда силится перенести нас в то место, в то время, где вместе с телами Царственных мучников убивали целую эпоху благоденствия Христианской Церкви на земле. Эпоха эта измеряется началом царствования Константина Великого в IV веке и соответственно насильственно прерванным царствованием Николая Александровича Романова в ХХ.
Таким образом, эти два Императора явились как бы альфой и омегой той мировой магистрали развития европейских и иных народов, которое может быть названо христианской цивилизацией. Цивилизация эта называется также и римской, т.к. вбирает в себя начало имперского наследия Рима еще языческого. Это обстоятельство не мешало признавать римскую власть божественным установлением ни апостолам, ни самому Спасителю. «Не имел бы надо мной никакой власти, если не было бы дано тебе свыше», - отвечает Он Пилату. Неоднократные поучения в Посланиях Апостольских говорят в том же духе о том, как следует христианам почитать власть царскую.
Наконец, мнение многих святых отцов выражает мнение церковное о римской власти как о том миропорядке, который является удерживающим от прихода к власти того, кто получит ее снизу, а не свыше - человека греха, сына погибели. Если даже дохристианский Рим исполнял эту важнейшую державную функцию, то тем более исполняли ее христианские императоры первого, второго и третьего Рима. Кстати говоря, наш последний царствовавший дом с его династическим маркером «Романов» совсем не случайно был носителем такой фамилии. Ибо если рассматривать этот факт в русском, так сказать, осмыслении, то свидетельствовать он будет о том, что Романовы - это римский род царей. Итак, цивилизационная доминанта Рима, особенно в христианском своем выражении мощно звучала в истории на протяжении многих веков.
Подводя итоги истекшего столетия, приходится признать, что оно отмечено повсеместным отказом осуетившихся народов от этой доминанты. Говоря о народе русском как об этническом и духовном ядре последней православной империи, трудно даже подобрать слова для того, чтобы вполне охарактеризовать ту бездну самоубийственного тупого мракобесия, названного многими революционным психозом, в которую ринулся он вослед своих слепых вождей в тот самый «России черный год», 1917-й.
Как тут не вспомнить евангельских гергесинских свиней, которые чуть только ощутили в себе злого духа, сразу без колебаний бросились в море?! Человеку для такого поведения воистину сначала надо сделаться свиньей, чтобы так, очертя голову, по бесовскому велению броситься в бездну. Почему, говорят, Государь молчал, почему не судил, не казнил, наконец? Да, потому что и слова его, и милости, и даже сами казни были тем самым царским бисером, который негоже метать перед оскотинившимся быдлом, мнившем себя прогрессивным и передовым обществом. Царь не желал быть палачом целых масс безумных людей, бывших некогда его народом. Весь суд и себя самого он отдал в руки Божии, а черед палачей и казни не замедлили придти закономерной неизбежностью, но уже без его участия. Выбор его был невелик и страшен: либо самому лечь на плаху, либо народ топить в крови.
Ну, что же мы все о Царе, да о Царе? Подвиг его ясен, жертва его кристально чиста. Гораздо теперь важнее ставить вопросы представителям того народа, ради которого принесена была царская жертва. «Во что вас бить еще?» - вопрошает Господь жестоковыйный народ израильский устами пророка.
А мало ли бит был народ русский? Ответ на этот вопрос знает каждый школьник. А бит он был за что? Зададим мы вопрос следующий. Вот с этого места начнутся разночтения, особенно в светской среде. В среде же церковной, я надеюсь, ответ не замедлит. А бит был за то же самое, за что и народ израильский, - за отступление от Бога.
С этого места, оставаясь среди людей церковных, что, в общем-то, логично, мы продолжим вопрос. Никто в здравом уме не станет отрицать, что на народ израильский возложена была определенная миссия, за отход от которой и наказывал Господь по временам избранный народ свой.
Если уж взялись мы сравнивать два народа, то рискнем предположить, что и русский народ не был оставлен праздным в отношении обязательств перед Господом Богом своим. В частности, признание над собой богоустановленной власти в лице помазанного Святым Духом на царство православного Государя. Отказ от этой власти являет собой прямое противление данного народа божественному промыслу о себе самом.
Многие, конечно, были обмануты, но были и те, главным образом, на верхах, кто хотел обманываться или лукаво дал себя обмануть. Невозможно поверить, чтобы великие князья, маститые архиереи, прочие высокопоставленные государственные деятели не имели понятия о фундаментальных основах законодательства церковного и государственного. В условиях вовлеченности страны в небывалую мировую бойню они почли за лучшее отрешить от власти богоданного природного государя и отдать себя и народ на произвол каких-то выскочек, ненавистников престола, ублюдочных выкормышей масонских лож, от одного взгляда на лица которых и сегодня передергивает от омерзения, в то время как на лики Царской семьи можно любоваться бесконечно.
Слепые вожди слепых. Предан был не просто Государь Император Николай II, а одним махом, в одночасье пущена была под откос своего исторического пути, длинной почти в 16 веков величественная колесница священной римской государственности. Вот так новые иконоборцы живую икону царя Христа отдали на поругание и убиение, точно как в известное время иудеи осудили на позорную смерть своего Миссию.
Кто встанет в один ряд с убиенным Царем? Кто из новомучеников? Все встанут. Но только после него. И хронологически, так сказать, а главное по величию его жертвы. Кто-то скажет, что ко времени казни Царской семьи многие уже пострадали от новой власти и в 1917, и в 1918 годах. Так-то оно так, но не будем забывать, кто первым из новомучеников Церкви вступил на свой голгофский путь, кто первый сделался жертвой сначала измены, трусости и обмана, так называемых «верноподданных», а потом только жертвой ритуального заклания и всесожжения от врагов Христовых.
Без царской христоподражательной жертвы не было бы и тех сонмов новомучеников и исповедников, коих имена мы далеко не все знаем. А с чем сравнить чудеса царские от святых его икон и по молитвам к нему и семье? Кого из новомучеников Господь так прославил как мучеников царских? Вспомним как это было в канун их церковного прославления. Вот когда многоценный бисер царский щедрою рукою предложен был народу некогда мятежному, а ныне, вроде бы опомнившемуся.
Можно было подумать - вот оно, торжество правды Божией. Царь вернулся, как и было предсказано святой его супругой. Вернулся уже в качестве небесного заступника и покровителя Земли Русской. Вот тут бы и припасть к стопам царским с горячей и покаянной молитвой, чтобы лилась она непрестанной рекой народной веры, надежды и упования.
Однако, идут годы. Вот уже почти 20 лет как прославлен Государь. Вот уже 100 лет минуло со дня его мученической кончины. Было время, когда он в земной жизни по долгу своего служения и по любви к Отчизне делал все возможное и невозможное ко благу народному. Народ тогда не понял этого и не оценил.
Теперь же спустя 100 лет, после всех горьких лишений и невосполнимых потерь, можем ли мы опять не узнать времени посещения своего, пройдем ли мимо отцовских объятий, останемся ли в далекой стране для того, чтобы делить пищу со свиньями? Мы слишком часто сами себе бывали врагами. Но сегодня необходимо помнить, что внешние враги России никуда не делись. Наоборот, за истекший век они только усилились.
«Помните, то зло, которое есть в мире, будет еще сильнее», - так говорил Государь. Как это водится, враги лучше нас с вами знают источник нашей силы. Они и сегодня делают все, чтобы не пустить нас к нему. Для них это вопрос жизни и смерти, а для нас - то же самое. Для них мы стадо свиней, и только вопрос времени - когда окончательно удастся овладеть им нашими телами. А это и случится, как 100 лет назад, если мы не способны будем по достоинству оценить смысл царской жертвы.
Его длань распростерта, многоценный бисер в нашем распоряжении. Вопрос только в одном - свиньи мы или люди? Если люди, то должны составлять народ, а народ без идеи, как сказано, не народ, а навоз, на котором будут произрастать другие народы. Если люди, то должны прислушаться к диагнозу, давно поставленному святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Русский народ, ты забыл, что ты русский». Ну, а если свиньи, то с ними все просто. Бездна всегда готова пожрать новую порцию очередных бесноватых свиней.
100 лет минуло. Временной круг очерчен. Удастся ли замкнуть его и двинуться выше? Или опять пойдем по кругу?
Протоиерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзалаhttp://ruskline.ru/news_rl/2018/07/16/bezdna_zhdet_svoih_besnovatyh_svinej/