Научиться любвиИгумен Трифон (Парсонс) Мир в душеКаждый день выпадают те или иные испытания для здоровья нашей души. Бывает, коллега или кто-то из членов семьи делает замечание, желая вывести из себя, – для нас это значит: нужно внимательнее следить за сердцем. Все вокруг сплетничают, а для нас это повод промолчать. Водитель, который резко обгоняет на дороге; женщина, что проталкивается вперед на кассе; грубый сосед… Каждый подобный случай – возможность не поддаться искушению и подняться вверх по духовной лестнице.
Встречая искушения и испытания с мирным сердцем, мы получаем исцеление от недугов души, закаляем ее. Поддаваясь – остаемся в оковах греха, пленившего нас еще во время падения прародителей. Если мы откажемся идти на поводу у искушений, будем бодрствовать и восставать против них, то заметим, что в минуты борьбы в душе поселяется Сам Христос, наполняя ее радостью и миром.
Привычка, отдаляющая от БогаЕсли будем постоянно жаловаться на то, как несправедливо с нами обходятся, никогда не приблизимся к образу Спасителя, Который принял смерть от Своих врагов. Нам нужно всеми силами стремиться к Богу, стараться не жаловаться и любить тех, кто не любит нас. Претерпевая мучения, Христос обращался к Своему Отцу, так и мы, когда хочется сказать что-то с досадой, должны сперва взглянуть на крест.
Привычкой жаловаться мы попираем страдание как необходимую меру на пути единения с Богом
Привычка жаловаться приводит сердце в смущение и отводит от истинного пути, ослабляет рвение и мешает достижению мира, святости. Привычкой жаловаться мы попираем страдание как необходимую меру на пути единения с Богом. Жалуясь, мы самовольно приковываем себя к земле и лишаем радости, которая обычно посещает нас, когда мы предаемся в заботливые руки Господа.
Милосердие и любовьЛюбовь – это не какой-то поступок, совершаемый из чувства нравственного долга. Любовь есть нечто, которое связывает наш, видимый мир и мир божественный, закрытый от нашего взора. Один мир временный, другой вечный, и оба сотворены Богом. Во временной жизни мы готовим себя к вечности. Два этих мира держатся на милосердии и любви.
Можно до мельчайших деталей соблюдать все каноны и уставы, иметь огромное наследие традиций и преданий, но если в нас нет милосердия и любви – мы совершенно нищие. Сам Господь обещал, что на Страшном суде будет судить нас по делам. Исполнение закона не в фарисейской правильности, а в любви. Если православная вера ограничивается для нас длительностью богослужений, соблюдением всех уставов и постов, то мы подлинно ничего не достигли.
Милосердие – отражение нашей любви к Богу: благодаря этой любви мы становимся чуткими к страждущим
Если мы не проявляем ко всем милосердия и сострадания, то совершаем страшное преступление по отношению к нашей вере, и, представ пред Богом, сказать нам будет нечего. Если мы ищем власти, лидерства, превозносимся над другими, отсутствие любви послужит нам в осуждение.
Милосердие – прямое отражение нашей любви к Богу, и именно благодаря этой любви мы становимся чуткими ко всем, кто страдает, болен, терпит душевные и физические мучения. Христианское милосердие явно вытекает из любви, оно собственно и есть отражение любви.
Как научиться любви?Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Такой образ Спасителя, образ, оставленный Им Самим, еще раз свидетельствует, что именно Он есть свет любви и истины, свет, освещающий мир. Эти слова также напоминают, что такой же свет живет в нас самих:
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16).
Божественный свет, о котором говорит Господь, светит благодаря нашей любви – Он Сам заповедал возлюбить как самого себя не только ближнего, но даже и врага.
Часто в жизни появляются люди, которые нам, мягко говоря, не нравятся, что уж заводить речь о том, чтобы их полюбить… Как же нам тогда исполнить заповедь Господню и любить всех без исключения?
Будучи православными христианами, мы почитаем иконы святых, зная, что если Бог есть свет, то и святые являют такой же свет. Также, когда во время богослужения диакон или священник совершает каждение храма, они окуривают фимиамом всех людей, словно напоминая, что каждый человек – образ Божий, и призывая всех нас помнить об этом.
Понуждая себя возлюбить ближнего, молитесь, призывайте на помощь Господа
Если в каждом человеке видеть Самого Христа, то и в том, кто нам почему-то не нравится, кто, может быть, нас чем-то обидел или злой, кому не хватает доброты… – и в таких людях мы сможем рассмотреть образ Божий, правда, помраченный грехом. Христос ведь пострадал на кресте для спасения и того, кто нам не по душе. Господь любит всех, поэтому и нам нужно поступать так же.
Но опять же, как это сделать – любить всех? Вот здесь-то нам просто необходима благодать Святого Духа. Подобно апостолу Павлу, мы можем сказать, что всё доброе, что мы творим, творит Сам Христос. Любовь к врагам, пожалуй, наиболее трудная из всех заповедей, но у Бога нет ничего невозможного. Понуждая себя возлюбить ближнего, молитесь, призывайте на помощь Господа. Всё совершается Святым Духом, поэтому с Божией помощью нам всё по силам, даже заповедь святости.
Игумен Трифон (Парсонс), настоятель монастыря Всемилостивого Спаса на острове Вашон, штат Вашингтон, США
Перевела с английского Мария Лицман
8 августа 2018 г.http://pravoslavie.ru/114835.html