Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 17:03:14  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Новая геополитическая реальность и Пакистан  (Прочитано 1136 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 08 Мая 2018, 09:22:24 »

ЛЕОНИД САВИН

Новая геополитическая реальность и Пакистан

Потепление отношений Исламабада и Москвы происходит на фоне кризиса отношений России и Запада



1 мая 2018 года исполнилось 70 лет со времени установления дипломатических отношений между Пакистаном и СССР (Россия –  правопреемница Советского Союза). В официальном сообщении МИД Пакистана, посвященном данному событию, сказано: «Мы считаем, что долгосрочное многоплановое стратегическое партнерство между двумя странами будет взаимовыгодным для народа Пакистана и Российской Федерации и будет способствовать региональному миру и стабильности». А в заявлении МИД России подчёркивается: «Главы внешнеполитических ведомств с удовлетворением отметили высокий уровень российско-пакистанских межгосударственных связей, базирующихся на принципах равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга, а также конструктивный характер взаимодействия в мировых делах, в том числе на площадках ведущих международных организаций, прежде всего ООН и ШОС. С обеих сторон подтвержден настрой на последовательное углубление двустороннего политического диалога, развитие многопланового сотрудничества в контртеррористической, торгово-экономической и других практических областях в интересах народов России и Пакистана».

Это не просто конструктивные взаимодействия и многоплановое сотрудничество. Потепление отношений Исламабада и Москвы происходит на фоне кризиса отношений России и Запада. Пакистан заметно удаляется от Соединённых Штатов. Исламабад испытывает дефицит доверия к Соединённым Штатам, поскольку Вашингтон пытается строить политику на неравноправной основе. У американской стороны нет понимания того, что Пакистан не пойдёт на компромиссы за счёт национальных интересов.

Для политики Белого дома в отношении Пакистана характерна, например, угроза администрации Трампа внести Пакистан в список государств – спонсоров терроризма. В ответ Исламабад отказал Вашингтону в предоставлении территории Пакистана для транзита грузов в Афганистан и приостановил передачу американцам данных своих спецслужб.

Высокопоставленные пакистанские чиновники, особенно военные, стали обвинять США в дестабилизации их страны. Советник премьер-министра Пакистана по национальной безопасности Насир Хан Джанджуа заявил, что втягивание их страны в войну в Афганистане было делом рук Вашингтона: Исламабад пугали «коммунистической угрозой» и пакистанские власти по ошибке приняли это за чистую монету. Далее вывод советских войск привёл к захвату власти талибами. А после атаки на небоскрёбы в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. последовала американская оккупация Афганистана, связанного с Пакистаном границей, которая тянется на две с половиной тысячи километров. Кстати, пакистанские эксперты по терроризму теперь всё чаще отмечают, что методички, распространявшиеся ранее среди афганских моджахедов, а теперь среди потенциальных сторонников «Исламского государства» [организация запрещена в РФ], подготовлены в одном из университетов США.

Времена меняются, меняются и интересы. Если вчера Россию (СССР) рассматривали в Пакистане как агрессора, то сейчас говорят о глубоких культурных связях и помнят русских солдат как настоящих воинов, в отличие от американцев, которые умеют только бомбить (ставка на господство в воздухе при сухопутных операциях была сделана в США ещё во время Второй мировой войны – вспомним фосфорные бомбардировки Дрездена и ядерную атаку на Японию; с тех пор в мышлении Пентагона мало что изменилось).

Старая афганская рана – один из эпизодов прошлого. Если говорить о настоящем, то в недавней публикации, посвящённой российско-пакистанским отношениям, автор из Исламабада писал, что «новое урегулирование отношений между Пакистаном и Россией… – сдвиг парадигмы в глобальной политике; старые союзники, такие как США и Пакистан, дрейфуют на фоне меняющейся геополитики».

О дрейфе Соединённых Штатов, однако, можно говорить лишь очень условно:  Вашингтон просто пытается сохранить свою роль мирового гегемона. А вот Пакистан явно прорабатывает новые направления внешней политики, в том числе противоречащие глобальным планам США. 

Что касается России, то можно сказать, что важная перемена во взаимоотношениях между двумя странами произошла ещё в 2015 г., когда на совместном саммите ШОС и БРИКС в Уфе Пакистан присоединился к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В том же году было снято эмбарго на поставку российского оружия в Пакистан, и в августе был подписан контракт на сумму в 153 млн. долл. на покупку Пакистаном боевых вертолетов российского производства. За этим последовали совместные военные маневры на российской и пакистанской территориях.

В середине 2017 г. между российской компанией «Газпром» и пакистанской компанией OGDCL, занимающейся добычей газа и нефти, был подписан меморандум о взаимопонимании, ставящий целью развитие двустороннего сотрудничества, создания совместных предприятий и применения новых технологий. А в начале 2018 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между странами в области обмена данными спецслужбами.

Возможно, для других стран подобные события являются рутиной, но для России и Пакистана они стали показателем беспрецедентного уровня сотрудничества. И это  лишь начальный этап.

Афганистан – ещё одно звено, объединяющее две страны (а также соседний Иран, который участвует в переговорном процессе). В установлении мира и стабильности в этой стране заинтересованы как Москва, так и Исламабад.

США, которые содержат обширный воинский контингент в Афганистане, прекрасно понимают, что если они уйдут, то вряд ли смогут вернуться. А это значит, что будет потеряна возможность многостороннего контроля за целым рядом стран из сердца Центральной Азии. Источники в США подтверждают, что, несмотря на поддержку Вашингтона и НАТО, силы безопасности Афганистана за последний год деградировали. Похоже, по причине непонимания того, что действительно происходит на земле Афганистана, США применяют старый метод ковровых бомбардировок: за первый квартал 2018 г. западная коалиция сбросила на афганцев больше боеприпасов, чем за такой же период каждого из предыдущих 16 лет, в течение которых американские военные находятся в этой стране.

Что касается стратегических экономических инициатив, то весной 2018 г. в Пакистане был торжественно открыт Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), который начинается в порте Гвадар на побережье Индийского океана и, пересекая пакистано-китайскую границу, заканчивается в китайском городе Кашгар вблизи границы с Киргизией (165 км). Пока построена ветка автомагистрали, но уже ведутся работы по прокладке железнодорожной линии. В контексте возможного сопряжения проектов ЕАЭС и проекта «Один пояс,  один путь» данный коридор открывает перед Россией прекрасные транспортные перспективы. КНР и Киргизия уже связаны транспортной инфраструктурой через перевал Торугарт, и для России, пусть не напрямую, может быть открыт выход в Индийский океан (второй возможный маршрут – через Иран).

Хотя Исламабад давно является стратегическим партнёром Пекина, пакистанское руководство заинтересовано в диверсификации внешнеполитических связей. В Пакистане, например, уже говорят о потенциальной возможности появления РПЭК – Российско-пакистанского экономического коридора. Взаимный выход на рынки друг друга –  прямая выгода для экономик России и Пакистана.

https://www.fondsk.ru/news/2018/05/07/novaja-geopoliticheskaja-realnost-i-pakistan-46087.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 23 Августа 2018, 11:17:08 »

ДМИТРИЙ МИНИН

Победа Имрана Хана в Пакистане – серьёзный удар по позициям США и хорошая новость для России

Пакистанские эксперты назвали это «золотым шансом» для Москвы



В Пакистане, этой ядерной державе с 208-миллионным населением, произошли важные политические перемены, способные основательно повлиять на обстановку в Индостане и мировую политику в целом.

17 августа  премьер-министром страны официально стал Имран Хан, чья партия «Техрик-е-Инсаф» победила на выборах 25 июля. В инаугарационной речи среди своих главных приоритетов он обозначил борьбу за экономическое возрождение Пакистана и искоренение коррупции, а также первостепенное развитие отношений с соседями – Индией и Китаем. К этому списку можно смело добавить и Россию, положительные сигналы об углублении сотрудничества с которой со стороны новой пакистанской администрации уже поступают.

На Западе, особенно в США, приход к власти в Пакистане Имрана Хана встретили настороженно. Его ориентация на нормализацию отношений в треугольнике Дели – Исламабад – Пекин не радует американских стратегов, поскольку лишает их возможности играть на давних противоречиях в этом чувствительном регионе. В Вашингтоне предвидят также рост затруднений в использовании пакистанской территории для решения  задач западной коалиции в Афганистане.

Для самого Пакистана появление Имрана Хана во главе государства – подлинная революция. И не только потому, что это всего лишь второй мирный и по-настоящему демократичный переход власти за всю историю страны. Проигравшими оказались два клана и две партии, которые до сих пор попеременно правили страной, осуществляя полный контроль над её политической жизнью, – Пакистанская мусульманская лига, руководимая выходцами из семьи Шарифов, и Пакистанская народная партия, находящаяся под патронатом семьи Бхутто. Лидер первой из этих партий, Наваз Шахбаз Шариф, брат заключённого в тюрьму по обвинению в коррупции бывшего премьера Наваза Шарифа, заявил на своей странице в Twitter о «массовых фальсификациях» в пользу Имрана Хана. Страна в какой-то момент замерла в ожидании столкновений, но в конечном счёте Мусульманская лига смирилась с поражением и объявила о переходе в оппозицию. В Пакистане уже, похоже, ничто не будет, как прежде. Впереди и усиление борьбы с коррупцией, и чистка госаппарата от кланового засилья. Имран Хан объявил поход за строительство «нового Пакистана».


Имран Хан

Сам Имран Хан в Пакистане – культовая фигура. Он многолетний капитан и звезда национальной сборной по спорту номер один в стране – крикету. Харизматичен и хорошо образован. Он с отличием закончил один из колледжей Оксфордского университета по специальностям политика, экономика и философия. Имран Хан мог победить и раньше, но до сих пор у партийного дуумвирата хватало ресурсов для его сдерживания. Теперь эти ресурсы исчерпаны. По существу, Имран Хан – первая за многие годы фигура во главе Пакистана, которой под силу достичь исторического примирения с Индией.

Пакистан и так в последние годы превратился в серьёзную проблему для Белого дома. Президент Д. Трамп писал в Twitter, что за последние 15 лет Пакистан получил от США $33 млрд, ничего не дав взамен, «кроме лжи и мошенничества». В итоге Соединённые Штаты отказались от оказания традиционной военной помощи Пакистану в размере $2 млрд на том основании, что страна «не борется с терроризмом», читай: запрещает американским дронам летать над своей территорией.


Где-то в Афганистане: бесконечная война

Financial Times предсказывала, что результатом американского давления может стать только переориентация внешней политики Исламабада на Россию и Китай.  В пользу этого, по мнению FT, говорит и то, что Китай планирует потратить в Пакистане $55 млрд на инфраструктурные проекты в рамках планов по созданию сети торговых путей по всему миру. И сделано это будет в ближайшие годы, что несомненно принесёт большую пользу народу Пакистана в отличие от поступивших за 15 лет на военные нужды $33 млрд из США, никак не отразившихся на благосостоянии страны. Американцы думали, что вооружают союзника, но расчёты не оправдались.

Пакистанские эксперты считают, что растущие трения между США и Пакистаном предоставляют России «золотой шанс» для усиления связей с Исламабадом и укрепления своего влияния в регионе и за его пределами. Основные препятствия для такого развития усматривают​​​​​​​ со стороны Москвы, которая может оказаться не особо заинтересованной в этом по экономическим соображениям. Однако вопреки подобным опасениям, стратегический диалог между Россией и Пакистаном развивается. Кремль подписал с Исламабадом договор о военном сотрудничестве, договорился о поставках вертолётов и проведении учений для офицеров. В Пакистане начало вещать радио на русском языке Dispatch News Desk. Беспокоятся в Вашингтоне не напрасно. Пакистан уже вовлечён в работу Шанхайской организации сотрудничества, а с Имраном Ханом во главе вполне может влиться и в БРИКС.


Пакистанские военные на учениях в российском Нижнем Архызе

Американская компания NBC News отмечает, что в отношениях между Россией и Пакистаном наблюдается «большая стратегическая перемена», ей будет способствовать и победа Имрана Хана на выборах. Американцы обращают внимание на то, что Россия одной из первых, гораздо раньше США, поздравила победителя, а российский посол сделал это лично, прибыв в его штаб-квартиру. Первым высоким военно-стратегическим контактом нового пакистанского премьер-министра стал приём первого заместителя министра обороны России генерала Александра Фомина. Он возглавил российскую делегацию опять же на первом в истории заседании российско-пакистанского Военно-консультативного комитета по вопросам обороны и безопасности.


Генерал-полковник А. Фомин в Пакистане

С мёртвой точки, наконец (и весьма кстати, с учётом возобновления блокады Ирана), может быть сдвинут грандиозный проект переброски газа с иранской территории по дну моря в Пакистан и Индию. Его особенность не только в предполагаемом подключении России к строительству гигантского газопровода, но и в том, что часть месторождений Ирана осваивается российскими компаниями. Стоимость первой очереди проекта может достигать $5,7 млрд, а объём транспортируемого газа – 33 млрд куб. м.

В мировой дипломатии Россия заняла очень выгодную позицию «дружбы со всеми». Многие эксперты высказывают подлинное удивление, если не восхищение тем, как ей удаётся, например, единственной из великих держав на Ближнем Востоке иметь одновременно хорошие отношения с Ираном и Саудовской Аравией, Израилем и Палестиной, а также многими другими «заклятыми противниками». То же можно сказать и про Южную Азию, Средний и Дальний Восток. Имея прекрасные отношения с Дели и Пекином, а с недавних пор и находящиеся на подъёме – с Исламабадом, Россия может стать незаменимым посредником в преодолении их исторических противоречий, как об этом мечтает Имран Хан.

https://www.fondsk.ru/news/2018/08/22/pobeda-imrana-hana-v-pakistane-sereznyj-udar-po-pozicijam-us-46649.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!