Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 04:19:47  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Ревностное желание жить по Евангелию. Несколько историй из жизни священника  (Прочитано 1279 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 25 Августа 2018, 01:35:27 »


Ревностное желание жить по Евангелию

Несколько историй из жизни священника

Священник Сергий Барыкин



Этими историями со мной поделился отец Сергий Барыкин, настоятель старинного Благовещенского собора города Козельска. Прочитав их, вы узнаете о «боевом» Крещении будущего батюшки, о том, как воспитать в детях сознательное желание жить по заповедям Божиим, о том, как семинаристы в келье картошку варили, о мудрых духовных наставниках, о секретах многодетных семей, о борьбе с унынием, и многое другое.


Отец Сергий в Благовещенском храме

Мое «боевое» Крещение

Я – старший сын в семье, где росли девять детей. Папа наш работал на заводе, мама – швея, домохозяйка. Родители получили атеистическое воспитание в советское время, но бабушки наши оставались верующими и часто советовали молодым сходить в церковь, правда, те не обращали на эти советы особенного внимания. Меня крестили по уговорам прабабушки.

В подготовке Крещения священнику помогали старушки-прихожанки, которые переусердствовали, подогревая холодную воду. Хорошо, что крутой кипяток, пока его переливали из ведра в купель, успел несколько остыть. Но вода все равно оставалась слишком горячей, и когда батюшка опустил меня в купель ножками вперед – я, тогда грудной младенец, конечно, истошно заорал. Бабушкам потом попало, а Крещение у меня получилось «боевое».

Духовный наставник и любимый храм

В храме, где меня крестили, я позднее подвизался и пономарем, и звонарем, и чтецом – с дошкольного возраста и до семинарии, и этот храм для меня самый родной и любимый, здесь я нахожу утешение. И в конце концов именно в этом храме я встретил свою будущую супругу Арину. Здесь служит протоиерей Сергий Поляков – духовный сын того самого священника, который меня когда-то крестил. Отец Сергий стал моим духовником, начиная с детства и до нынешних дней.

Он – человек простой, когда-то работал геологом, но мудрый наставник. С одной стороны, снисходителен к человеческим немощам, а с другой стороны, легко находит слова, которые эти немощи тебе открывают. Батюшка их хорошо различает, у него есть дар духовного рассуждения. Богатый жизненный и духовный опыт, чтение святоотеческой литературы, усердная молитва – все это способствует развитию духовного рассуждения у пастыря. Отец Сергий всегда давал мне прочитать у святых отцов именно то, что мне нужно было в тот момент. Он привил мне любовь к природе и архитектуре храма.

   Батюшка научил меня ценить красоту природы как Божьего творения

Батюшка много лет увлекался художественной фотографией, и у него есть красивые снимки монастырей, храмов, богослужения, природы. Как-то он нашел самую высокую точку в Боровском районе, откуда видно, как на ладони, Боровский монастырь и храм, где он служил. Чтобы вид был еще чудеснее, мы с ним забирались на высокое дерево и снимали в разные времена года: осень, туман, лето, лес, зимний монастырь... Очень красиво! Батюшка научил меня ценить красоту природы как Божьего творения...


Монастырские службы врезались в мою детскую память


В гостях у отца Сергия

К вере в моей семье в первую очередь пришли родители. В 1990-м году умерла моя прабабушка, ее повезли отпевать, и моему отцу очень понравилось церковное пение. Он заинтересовался православной верой, и первым его храмом стал храм в монастыре преподобного Пафнутия Боровского. Отец по своему характеру к любому делу относится ревностно, и когда он пришел к вере, мы всей семьей стали усердно посещать службы. Узнав, как нужно молиться, как правильно вести себя в церкви, отец всегда ставил меня перед собой и следил, чтобы я слушал внимательно всю службу, а не бегал по храму.

Иногда говорят, что с маленькими детьми лучше приходить только к Причастию, что ребенку лучше побегать во дворе, кто-то разрешает малышам бесцельно разгуливать по храму во время службы. Я сейчас не пытаюсь давать какие-то рекомендации: все ребятишки по характеру и темпераменту разные, и только родители знают меру своего чада.

   Отцовское воспитание оказало огромное влияние на мою духовную жизнь

Но мой папа был тверд: он ставил меня перед собой, чтобы я стоял и слушал службу, и я, ребенок, воспринимал это как должное, поскольку авторитет отца у маленького мальчика обычно очень высокий. Отцовское воспитание оказало огромное влияние на мою духовную жизнь: монастырские долгие службы, молитвенные песнопения, монахи в облачениях – все это врезалось в мою детскую память накрепко. Несмотря на усталость, я проникся, пропитался монастырским духом, молитвенной атмосферой. И до сих пор все это со мной: детские впечатления – самые сильные.


Духовный опыт моей семьи

Отец был спортсменом и нас воспитывал, увлекая своим примером. Показывал фильмы о русских воинах, рассказывал о русских богатырях, может, поэтому у меня два брата стали военными. Мама по-матерински нас жалела, старалась приготовить что-то вкусное, следила за нашей учебой, чтобы мы были чистыми и опрятными. Будучи швеей, шила и вязала для всей семьи. И до сих пор вяжет.

С детства помню, как отец сажал нас, детей, за стол, читал нам Евангелие, жития святых. Именно ту книгу, что когда-то он читал нам, все те истории, что так врезались в мою память, сейчас я сам читаю своим четверым детям. Из детских воспоминаний еще хорошо помню подготовку к Пасхе: мы прибирались в доме, красили яйца. Мама придумала украшать их бисером, еще мы выкладывали березовыми листочками крестики – это все было придумано именно для нас, детей, и эти воспоминания тоже глубоко в памяти неугасающим огоньком.

Мы с родителями неоднократно ездили в Оптину пустынь, много паломничали и от храма, и с семьей, ездили с отцом на велосипедах по святым местам.

Отец, как я уже рассказывал, человек ревностный, и в нашей семье все было строго касательно постов и молитв. Имелась у нас еще такая хорошая семейная традиция: после ужина мы все вместе вспоминали, как прошел день, что было плохого, что хорошего, если кто-то из нас обидел другого – просили перед вечерними молитвами прощения. Родители не были исключением, они, если где-то не сдержались, голос несправедливо повысили, тоже просили прощения друг у друга и у нас. Эта традиция учила нас, детей, внимательной жизни, всегда подумать, прежде чем что-то сделать, чтобы не пришлось потом просить прощения у брата или сестры.

Потом мы все вместе читали вечерние молитвы. По мере нашего возрастания учили их наизусть: каждый из ребятишек по две молитвы скажет – вот и правило вечернее. Самый младший мог прочитать «Царю Небесный», а кто постарше – подлиннее. После вечернего правила отец брал святую воду, раздавал нам иконы, и мы таким домашним крестным ходом обходили дом (у нас был свой дом, доставшийся нам по наследству от прадеда). Это, конечно, идеально для семьи, ведь если бы мы жили в многоквартирном доме, вряд ли такие крестные ходы были бы возможны.

Утренние молитвы нечасто получалось читать вместе, но когда получалось – отец сначала читал Евангелие, а потом уже спрашивал нас, что мы поняли.


Сознательное желание жить по Евангелию


Семья отца Сергия

В моих воспоминаниях никогда не было в детстве насильственного принуждения к посту и молитве – нам, детям, давалась свобода, мы могли даже и не вставать на правило, за это нас не ругали. Но нам самим хотелось быть всем вместе. Если же вдруг такое случалось – мама или папа довольно мягко выясняли причину: устали мы или что-то случилось в школе. Они нас воспитывали как-то так, что нам самим хотелось все это делать: ходить на службу, молиться, всем вместе встречать церковные праздники.

Я сейчас понимаю, что мои папа и мама были очень талантливыми организаторами нашей семейной жизни. Больше действовали убеждением, разъясняли, рассказывали. Просто не могло быть такого, чтобы вечером мы все вместе не встали на молитву. Папа говорил: «Весь день на себя тратим, неужели Господу 15 минут не отдадим?!» И это звучало так убедительно – не в форме нотаций, а просто очень убедительно, – что нам просто не приходило в голову, что может быть как-то иначе.

Вот такое духовное воспитание было у нас в семье. Я это рассказываю сейчас не как пример для подражания, ведь все родители сами знают, на каком духовном уровне находится их семья и на что они способны. Просто делюсь тем, как все это было в моем детстве. Если опыт моей семьи будет кому-то полезен – слава Богу!

Свой детский опыт я сейчас стараюсь перенести на свою семью, на воспитание собственных детей. Не поверхностное отношение, не просто исполнение каких-то правил и обрядов, а сознательное, ревностное желание жить по Евангелию.


Выбор жизненного пути

   С первого же дня учебы почувствовал, что это мое место

С подросткового возраста родители обращали мое внимание на путь служения Богу. Я же сам, закончив школу, хотел стать спасателем, поступить в МЧС. Родители это мое желание не очень поддерживали. С карьерой спасателя у меня не вышло, и с подачей документов в семинарию я задержался, поэтому в течение года работал на заводе упаковщиком. На следующий год поступил в семинарию – и очень жалел потом, что не сделал этого на год раньше.

С первого же дня учебы почувствовал, что это мое место, именно та атмосфера, в которой я привык жить в семье, место, где мне хорошо и духовно, и физически. Позднее заметил, что если в семинарию попадает человек, не имея к этому расположения, то каким-то образом, может, промыслительно, но он не доходит до выпуска: кто-то сам бросает, кого-то отчисляют, и обычно из 25 первокурсников к пятому курсу приходят человек 16.


Самые яркие воспоминания от семинарии

Самые яркие воспоминания от семинарии у меня связаны с богослужебной жизнью: молитвы утренние и вечерние, литургии, которые возглавлял митрополит Калужский и Боровский Климент. До этого я практически не бывал на службах, возглавляемых архиереем, это особые, торжественные службы, и они произвели на меня сильнейшее впечатление. Проповеди владыки Климента – глубокие, доходящие до самого сердца и в то же время простые для понимания. Владыка приводил примеры из современной жизни, и суть его проповедей всегда была понятна слушателям, поскольку все они оказывались в подобных ситуациях.

Еще владыка Климент произвел на меня огромное впечатление своим заботливым отношением к студентам, он заботился буквально обо всем. Будучи ректором, он находил в своем напряженном графике время, чтобы просто пообщаться с нами. Иногда он брал нас в молодежный лагерь «Златоуст», где мы с ним ходили летом в походы, зимой – на лыжах.

Было удивительно видеть, как Великим постом наш митрополит делал земные поклоны наравне со студентами. По количеству поклонов и ловкости он даже превосходил молодых. А ведь эти поклоны еще нужно уметь правильно делать, кто не умеет, начинает задыхаться после третьего поклона. По поклонам нашего митрополита можно было понять, что он молитвенник и человек глубокой духовной жизни. Он преподавал у нас аскетику, и было ясно видно, что владыка Климент – не только теоретик на этом поприще, но и практик. Мы видели это не только по его словам, но и по его образу жизни, с которым мы соприкасались.


Как мы в келии картошку варили

Ярко запомнилось в семинарии несение послушаний: когда работаешь вместе с сокурсниками, люди ярко проявляют себя. Свободного времени было мало, много занятий и послушаний.

Из забавных происшествий вспоминается, как однажды, Великим постом, мы решили сварить себе в келии картошку. Не то чтобы мы голодали, нет, кормили нас хорошо, но организмы молодые, растущие, и вот – захотелось нам картошечки. Вопреки правилам, раздобыли электроплитку, картошку. Стали варить. Когда уже почти сварили, в келию неожиданно зашел владыка. Он не стал нас ругать, по-отечески спросил:

– Вы за ужином не наелись?

– Не совсем наелись, владыка... Просим прощения!

Он ушел, и мы съели эту картошку. Ждали наказания, но владыка не стал нас наказывать, он был строгим, но любящим – как отец.


Праздник в православной гимназии


Служение

   Благодать, которая дается при рукоположении, очень помогает

После II курса я женился, жили с супругой на съемной квартире. На III курсе меня рукоположили в диаконы, и я решил при рукоположении, что буду стараться совмещать диаконское служение с учебой и не пропускать занятий, и у меня это, слава Богу, получилось. Чаще всего было так: с утра едешь на литургию, потом на занятия, а после занятий пора уже и на вечернюю службу. С первых же дней служения понял, что это мое.

Служил диаконом больше года, а на IV курсе был рукоположен в священники. Тут уже приходилось совмещать учебу и служение на приходе в Мещовском районе, в поселке Лесном. Дорога занимала два часа в один конец. К концу пятого курса у меня было двое детей, служение на приходе, и, слава Богу, получилось совместить это с учебой, и, конечно, в основном благодаря матушке. Она никогда не роптала на мой график, знала заранее, что ждет супругу священника, и я ей очень благодарен за помощь и поддержку. Матушка часто помогала мне подготовить храм к службе, прибраться, украсить цветами, причем часто бывало так, что младший из детишек в слинге, а старший рядом бегает.

Первые впечатления от служения священником – ощущение собственной неопытности. Я был очень молод, и когда прихожане подходили ко мне с какими-то вопросами, очень боялся, что моих знаний и бедного жизненного опыта не хватит, чтобы им помочь. Но при хиротонии на рукополагаемого призывается Божественная благодать, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Правдивость этих слов я испытал на собственном опыте. Благодать, которая дается священнослужителю при рукоположении, очень ему помогает.


Сельский батюшка

По окончании семинарии меня перевели в село Зикеево Жиздринского района. Когда я туда приехал, все там было, мягко говоря, в запущенном состоянии: служили в помещении бывшей школьной столовой, над которой сделали самодельный купол, причем он держался на бочке вместо барабана. При храме имелся приходской дом, но он был без всяких удобств, а нашей младшей дочке исполнилось только несколько месяцев.

Я приходил в храм за час до начала службы, поскольку, если шел дождь, то приходилось убирать натекшую с худой крыши воду. Помню, как нам пожертвовали краску для внутренней отделки, и мы пытались найти маляра, долго не могли найти, а потом с матушкой вдвоем взяли и покрасили все сами. И что интересно: наши дети очень спокойно играли и не мешали нам в этом занятии.


В минуты уныния читать жития святых

   Помощниками в преодолении уныния бывают жития святых

Бывали у нас минуты уныния, по причинам чаще всего материальным, но именно стесненные материальные обстоятельства научили нас с матушкой больше уповать на Бога и искать поддержку в молитве и житиях святых.

Был один случай, который мы сейчас вспоминаем с улыбкой, но тогда нам было не до смеха. Как-то на Благовещение нам с ней очень хотелось рыбки, но не только рыбы, но и вообще почти никаких продуктов у нас не оказалось. И нас угостили банкой шпрот. Мы с матушкой обрадовались и устроили себе праздничный стол, но консервы были просрочены, и мы отравились. На старушку, угостившую нас такими шпротами, мы, конечно, не обиделись: в сельском магазине часто продавали просроченные продукты, да мы и сами не посмотрели на срок годности. Господь нас утешил: на Пасху приехали в деревню москвичи, и у нас был праздничный «московский» стол.

А мы с матушкой опытным путем пришли к следующему выводу: когда испытываешь трудности и не хочешь впускать в свою душу уныние или даже обиду на Промысл Божий, то помощниками в преодолении уныния бывают жития святых. Так мы читали письма новомучеников. Особенно потрясло меня одно письмо, я его до сих пор вспоминаю, когда начинаю унывать. Оказавшись в сталинских лагерях на Севере, этот человек писал жене и детям: «Благодарю Бога за то, что сподобил меня побывать на Севере нашей Родины». Когда читаешь такое, понимаешь, что все твои трудности и проблемы и рядом не стояли с теми скорбями, которые претерпевали мученики за веру.


(Окончание следует)
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 25 Августа 2018, 01:35:56 »

(Окончание)


Большая радость


В Благовещенском храме

    В храме появились новые люди, и появилась уверенность, что службы нужны селу

Мы с матушкой старались сделать для храма и наших новых прихожан все, что могли, каждый воскресный день после службы у нас была совместная трапеза, а потом беседы на разные темы, которые очень помогли сплотить приход.

Постепенно люди нас полюбили, стали приходить в гости на чай, кто держал корову, давали молоко. Для священника это большая радость, когда прихожане относятся к твоей семье с любовью...

Со временем мы собрали дружный приход, люди приходили после работы, чтобы скосить траву возле храма, прибраться, принести воды. Большим событием для нас и всего села Зикеево стал ремонт крыши храма и установка нового купола. Я прослужил там два года, и за это время мы с прихожанами построили колокольню, сделали трапезную, новые полы и иконостас, провели воду, но, главное, в храме появились новые люди, пришли дети, и появилась уверенность, что службы нужны селу.


Благовещенский храм


Икона Знамения Пресвятой Богородицы, XIX век

В 2013-м году меня перевели в Благовещенский храм города Козельска, назначили настоятелем храма, духовником православной гимназии и руководителем миссионерского отдела. Мы с матушкой очень полюбили наше новое место служения. Козельск – город старинный, рядом с ним находится духовный центр России – Оптина пустынь. Мы поняли, что это тот самый город, где нам хочется жить.

Быть настоятелем в селе и в городе – разные вещи. В селе в храм чаще всего ходят одни и те же люди, постоянные прихожане, а в городе много «захожан», что, на мой взгляд, затрудняет работу по созданию приходской общины. В городском храме службы бывают чаще, здесь больше забот и больше ответственности.


Калужская икона Пресвятой Богородицы, XIX век

В нашем Благовещенском храме церковным старостой был новомученик Борис Козлов, здесь служили знаменитые священники: иеромонах Рафаил (Шейченко), игумен Никон (Воробьев). Для меня очень радостно служить на том же престоле, на тех же священных сосудах, на которых они служили, и я благодарен Богу за то, что Он привел меня в такой храм. Чувствую особенную ответственность перед этими святыми людьми, понимаю, что должен и своей жизнью подражать их подвижнической жизни, а это немыслимо трудно.

Еще чувствую реальную помощь от отца Рафаила (Шейченко), который тоже занимался ремонтом нашего храма, а сейчас прославлен в лике преподобноисповедников и почивает мощами в Преображенском храме Оптиной пустыни.


Испытание на проверку нашей веры


Святое Евангелие 1764 года издания (Екатерининское) в Благовещенском храме

Моя семья выросла, мы с матушкой ждем осенью нашего пятого ребенка. Собственного жилья, конечно, не имеем и снимаем полдома недалеко от храма.

Наш младший сын Тихон родился слепым, сейчас ему годик. Для нас слепота сына – своего рода испытание на проверку нашей веры и терпения. Потому что одно дело, когда у тебя все хорошо, и ты славишь Господа, и другое дело, когда все происходит не так, как хотелось бы, и в этих обстоятельствах проверяется твое доверие к Богу.


Просим о помощи

Что касается ремонтных работ, то в городе они проходят труднее, потому что сам ремонт нашего старинного храма сложнее, чем ремонт сельского деревянного, в котором я служил раньше. И цены выше из-за сложности работ. Конечно, прихожане участвуют своими силами, но этого бывает недостаточно. Если у вас есть возможность, просим помочь нашему храму. Он был построен в 1810-м году, трехпрестольный, очень красивый.

На сегодняшний день любая задержка с ремонтом нашего храма может обернуться еще более дорогостоящими работами в будущем. Протекает крыша, ее нужно менять, требуется ремонт фасада, отваливается штукатурка, нужно поменять окна, они очень старые и уже прогнили. О всех благодетелях будем молиться, имена можно указывать в комментариях и СМС.


Благовещенский храм


Священник Сергий Барыкин
Подготовила Ольга Рожнёва

23 августа 2018 г.



https://pravoslavie.ru/115235.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!