Алексей ЧичкинПОД ВИДОМ БОРЬБЫ С ПИРАТАМИСША и Индия сделали первый шаг к созданию «Южноазиатского НАТО»20 мая представители американской Береговой охраны сообщили о том, что страны региона Индийского океана создали новую «военную структуру по борьбе с терроризмом и преступной деятельностью». В новый альянс, получивший название SARPSCO («Организация безопасности портов Южной и Юго-Восточной Азии), войдут Индия и Пакистан, а также Шри-Ланка, Бангладеш, Оман, Мальдивские острова, Коморские острова, Маврикий и Мадагаскар. США официально не участвуют SARPSCO, но, по информации из американских источников, будут оказывать новой структуре всемерную поддержку. Штаб-квартира SARPSCO будет находиться в Вашингтоне, а ее политический центр – на Мальдивских островах, в Мале.
Цели нового альянса разъяснил контр-адмирал Береговой охраны США Крэйг Бон: «Создание этой группы – ясный сигнал террористам и преступным группам Южной Азии и в районе Индийского океана, что они будут обнаружены и уничтожены, а их действия будут пресечены».
На первый взгляд, создание SARPSCO выглядит логично: мировые СМИ чуть ли не ежедневно сообщают об атаках пиратов на гражданские суда, плавающие в Индийском океане. Однако происходит это в основном у побережья Сомали, что довольно далеко от территориальных вод любой из стран – участниц альянса. То же самое можно сказать и о Малаккском проливе, где усилиями служб береговой охраны прилегающих государств активность пиратов в последние годы резко пошла на убыль.
Вопрос же о «террористах», действующих в Индийском океане, вообще повисает в воздухе. Правда, на Шри-Ланке сражаются «Тигры освобождения Тамил Илама», однако их активность носит сугубо локальный характер и ограничена районом ведущейся ими партизанской войны – это северо-восточная часть острова Цейлон. Никаких других «террористов» в огромном регионе Индийского океана нет.
Правда, можно предположить гипотетическую вероятность того, что злоумышленники попытаются захватить какую-либо из малых островных стран региона, как это, к примеру, произошло в конце 1970-х с Коморскими островами, где Боб Динар сверг правительство Али Суалиха. Однако последний раз инциденты подобного рода имели место больше двадцати лет тому назад, когда была отбита попытка нападения на Сейшельские острова. И с тех пор ничего подобного не происходило.
Все эти факты наводят на мысль о том, что истинные цели SARPSCO могут быть далеки от декларируемых. Для того чтобы уяснить их себе, достаточно проанализировать состав стран – участниц альянса. Мальдивские острова и Оман тесно сотрудничают в военном отношении с Великобританией, Коморские острова – с Францией. Индия, призванная играть в SARPSCO важную роль, в последнее время все теснее сближается с США.
Зато в структуру SARPSCO не входят Иран, Саудовская Аравия, ЮАР, Малайзия, Индонезия, Бирма, Кения, Танзания, Мозамбик, которые также имеют свои порты на побережье Индийского Океана. Резонно предположить, что новая структура может стать инструментом геополитического давления на те страны, которые стараются проводить независимый внешнеполитический курс и являются с точки зрения США «проблемными». Не исключено, что SARPSCO может оказаться частью механизма «Южноазиатского НАТО», в основе которого будет лежать стратегическое взаимодействие США и Индии. В этом контексте SARPSCO потенциально направлено также и против Китая, влияние которого в регионе Индийского океана растет с каждым годом.
http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=9625