Святейший Патриарх Кирилл о духовной жизни. ч.1Сегодня, в 10-летнюю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, портал Православие.ру публикует избранные высказывания Предстоятеля Русской Церкви.2017 год. Москва. Служение в понедельник Светлой седмицы в Успенском соборе Кремля. Фото: Олег Варов / Патриархия.Ru О ЦЕРКВИ Патриаршее служение в день преставления преподобного Сергия Радонежского. Божественная литургия в Троице-Сергиевой лавре. Фото: Олег Варов / foto.patriarchia.ruЦерковь представляет только ХристаРусская Православная Церковь не представляет Россию, как не представляет она и другие страны, относящиеся к сфере ее пастырской ответственности, в том числе Белоруссию, Украину, Молдавию, Японию, Китай. Церковь представляет только Христа, несет слово Истины, возвещенное Им людям.
Из интервью французскому изданию «Фигаро»
в преддверии пастырского визита в Корсунскую епархию, 3 декабря 2016 года.
Церковь заботится о самом главномЦерковь Божия, в отличие от всех других институтов, заботится о том, чтобы мера любви была велика и чтобы предел любви не могла положить даже смерть. А значит, Церковь заботится о самом главном – о человеческом счастье.
Из слова после литургии в храме преподобного Сергия Радонежского
на Ходынском поле в Москве. 22 октября 2017 года.
Наше слово к миру должно быть исполнено любвиСпасение мира есть суть первого пришествия Христа. Но Господь не уклоняется от явления конечной справедливости. Если в центре первого Его пришествия было служение спасению, то второе пришествие Господа в центре своем будет иметь суд над всем человеческим родом. Именно в свете второго пришествия Церковь наша, живущая в истории, должна нести свое свидетельство так, чтобы люди спасались, чтобы люди не погибали, чтобы второе пришествие, пришествие суда, не явилось непоправимой трагедией для многих и многих из них. Поэтому наше слово к миру должно быть исполнено любви – не высокомерия, не чрезмерной твердости, но подлинной любви, – ибо мы призваны спасать мир, чтобы суд Божий над миром явил в большинстве праведников и только в ничтожном меньшинстве – грешников. Тогда во всей полноте миру видимому и невидимому будет явлена сама природа Бога, Который есть Бог любви.
Из слова после литургии в храме Христа Спасителя в Москве
24 мая 2017 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Церковь – школа милосердия Важно, чтобы духовенство, призывая паству к состраданию, само совершало дела милосердия
Очень важно, чтобы Церковь была школой милосердия. Очень важно, чтобы духовенство, призывая паству к состраданию, само совершало дела милосердия. Чтобы протестировать свое духовное состояние, каждый во время Великого поста должен спросить: а что я сделал доброго? Кому я реально помог? Кому протянул руку помощи? С кем разделил свои материальные ресурсы? Буду ли я оправдан на Страшном суде? Потому что именно о делах милосердия нас будут спрашивать на Суде Божием.
Из проповеди после великого повечерия
в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре г. Москвы
вечером 2 марта 2017 года, в четверг первой седмицы Великого поста
О Церкви и миреЭпоха, в которую мы живем, – очень сложная. Самое опасное, что сегодня происходит, – это размывание границ между добром и злом. Диаволу удалось внушить людям, что его не существует, а теперь ему удается внушить, что добро и зло – понятия относительные. Мол, у каждого есть свое добро, своя правда, и все зависит от обстоятельств – одно и то же может быть и добром, и злом. Эта круговерть, это жонглирование самыми священными понятиями, имеющими прямое отношение к спасению человеческой души, и есть величайшее искушение нашей эпохи.
Но Церковь поставлена стражем, Церковь призвана провозглашать Божию правду. Очень часто то, что говорит Церковь, не в полной мере понимается окружающим миром, а иногда и отторгается, – именно потому, что послание, которое Церковь несет миру, исходит от Самого Бога. И если диавол с Богом борется, то вполне естественно, что слова Церкви, обращенные к миру, часто искажаются, не понимаются, а то и подвергаются насмешкам.
При всех сложностях сегодняшнего бытия у верующего человека не может иссякать надежда, потому что в Слове Божием сказано: создам Церковь Мою, и врата ада её не одолеют (ср. Мф. 16, 18). Это значит, что до скончания века Церковь будет нести Божию правду, вне зависимости от того, как эта правда будет восприниматься.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Казанской иконы Божией Матери
в Оптиной пустыни, 20 июля 2017 года.
О ЕВХАРИСТИИПатриаршее служение на Бутовском полигоне в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ruМы прикасаемся к вечностиВсякий раз, когда мы совершаем Божественную Евхаристию, мы прикасаемся к этой вечности, мы выходим за пределы физического бытия. Оставаясь людьми, имеющими и тело, и душу, мы, прикасаясь к самому Телу и Крови Спасителя, выходим за границы этого мира, даже если сами этого не сознаем.
Из слова после литургии в Георгиевском храме на Поклонной горе 6 мая 2017 года,
в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца,
праздник Иверской иконы Божией Матери.
Участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству Участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству, к иному миру
Совершая Божественную литургию, вознося жертву о наших грехах и человеческих неведениях, мы совершаем действие, с одной стороны, физическое, зримое, укорененное во времени и пространстве, но, с другой стороны, это то самое великое благодарение Богу силой Святого Духа, вне всякого времени и пространства, которое Господь накануне Своего страдания завещал нам совершать, и, участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству, к иному миру.
Из слова после Божественной литургии в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери,
в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского,
28 декабря 2015 года.
Прямой путь к БогуНо Господь вложил в нас душу, и в ней мы находим отблеск вечности. Наша душа – это и есть маленькое окошко в вечность. Когда мы сердцем воспринимаем красоту мира, красоту человеческого творения, прекрасные произведения музыки или живописи, чувствуя, что Богом вложенный в человеческое и космическое бытие закон гармонии приносит свои плоды, – всякий раз, когда мы встречаемся с этой гармоничной, Богом учрежденной красотою, мы словно заглядываем через окно в вечность. Но есть и более прямые пути – когда человек обращается с верой к Богу, когда он молится, когда он участвует в Божественном таинстве Евхаристии, когда Само Тело и Кровь Христовы касаются нашего естества, – в этот момент мы заглядываем в вечность.
Из слова в праздник Преображения Господня после Божественной литургии
на Соборной площади перед Спасо-Преображенским кафедральным собором г. Выборга,
18 августа 2017 года.
Соединение с БогомЛюди слышат проповедь в храме, и бывают случаи, хоть и не всегда, когда слова проповедника согревают сердце. Но достаточно ли этого, чтобы познать Бога? Чтобы пережить личную встречу с Господом, увидеть Его присутствие в своей жизни, в жизни своего народа, в жизни рода человеческого? Нет, никакие слова не могут пробудить чувства сопричастности Божественной жизни. Никакие, даже самые умные, слова не способны соединить человека с Богом – а именно через это соединение и познается Бог. Происходит это только тогда, когда с искренней, чистой верой, принеся покаяние, мы вкушаем Тело и Кровь Христа Спасителя. Тогда не слова, не умные книги в нас действуют. Мы можем в этот момент все забыть, но разумом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни, подобно тому, как узрели Христа Воскресшего Лука и Клеопа, причастившиеся из рук своего Воскресшего Спасителя.
Из слова после Литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры
18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы.
О СВЯЩЕНСТВЕПатриаршее служение в Неделю Торжества Православия. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ruСамое главное – внутренний духовный мирСамое же главное – наш внутренний духовный мир. Самое главное – работа священника над самим собой. Самое главное – никогда не привыкать к своему пастырскому служению, не превращаться в машину, которая стереотипно отвечает на вопросы, задаваемые священнику. И если пастырское чувство сохраняется сильным, ярким, если совесть у священника всегда находится в состоянии повышенной готовности откликнуться на беду другого человека, то и результат работы с верующим, который к священнику обращается, совсем другой.
Из доклада на VIII Общецерковном съезде по социальному служению
«Координация социального служения в епархии».
Москва, 19 октября 2018 года.
Дело священнослужителя – это дело любвиИз всех дел наиболее ярко свидетельствуют о Господе дела любви, ибо Сам «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8 ). Готовность выслушать человека, неравнодушие к его проблемам, участие в его нуждах, умение найти слова утешения и ободрения – это то, что люди ищут в храме, а наипаче в архипастырях и пастырях, по которым обычно и судят о Церкви.
Из напутствия на служение епископа Волжского и Сернурского Феофана (Данченкова).
Москва, 18 ноября 2017 года, в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Самый сильный ответК священнику нужно обращаться с духовными вопросами, и тогда можно получить достаточно компетентный ответ. Но самый сильный ответ Церкви – это соучастие в жизни людей, это молитва, это совершение таинств. Я знаю духоносных старцев, к которым приезжают иногда за советами высокоинтеллектуальные люди. И вот один из таких как-то мне рассказал после беседы со старцем: «Вы знаете, я даже не понял до конца, что он мне говорит, он как-то невнятно бормотал». Я говорю: «А что вы хотели, лекцию от него услышать? Он сказал вам то, что сказал, подождите». Сейчас он постоянно приезжает исповедоваться к этому старцу. Значит, был какой-то реальный ответ, и это никакая не магия – здесь просто сила молитвы.
Из ответов на вопросы участников II Международного православного студенческого форума,
Москва, 13 октября 2016 года.
О МОНАШЕСТВЕС братией Соловецкого монастыря. Фото: С. Веретельников / Православие.RuДействительный шаг к БогуЕсли мы, облачаясь в монашеские ризы, себя не посвящаем полностью Господу, то подвергаемся особым наказаниям и особому Божиему суду. Вот почему перед тем, как принять постриг, нужно осознать, что через принятие обетов тот или иной человек входит в особые отношения со своим Творцом. Он или она отказываются от мира и от того, что в мире, ради любви ко Господу.
Но этот отказ должен быть по-настоящему отказом. Этот отказ должен быть действительно шагом к особому общению с Богом. Если же этот отказ заключается лишь в том, что одна одежда сменилась на другую, а в целом образ жизни остается прежним, ничем нас не утруждающим, то особое отношение Господа не распространяется на таких иноков и инокинь, которые жизнью своею отрицают приносимые Ему обеты.
<…>
И как важно, чтобы каждый монашествующий мог от своего сердца что-то сказать паломникам, поддержать в трудных обстоятельствах, помолиться и ни в коем случае не превозноситься над людьми мирскими, которые приходят в монастырь. Потому что неизвестно, кто будет первым в очереди на Суд Божий, кого Господь оправдает, а кого накажет.
Из слова после литургии в Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре,
в день памяти святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, Махрищского чудотворца.
3 сентября 2018 г.
Монашествующий никогда не должен смотреть сверху внизВ монастырь, как в место святое, стекаются люди. Они видят перед собой монахов и понимают, что монахи – это не совсем такие люди, как они. Ведь монахи – это те, кто отказался от земных благ, кто ушел из мира, кто словно пребывает в ином бытии <…>
И очень важно, чтобы такой взгляд на монашествующих, искреннее уважение к монашескому подвигу никогда не посрамлялись. А для того чтобы было так, ни один монашествующий, сколько бы лет он ни прожил в монастыре, какой бы сан он ни имел, никогда не должен поставлять себя выше тех, кто со смирением приходит в обитель как паломник. Особенно это касается тех, кто исповедует людей. Наш с вами взгляд не должен быть сверху вниз, потому что мы знаем: наверху – Господь, а уж как Он поставит нас по этой линии от Царствия Небесного до преисподней, никто не знает, кроме Него. И, может быть, самый скромный человек, стоящий в уголке храма и не подающий никаких знаков своего присутствия, будет на несколько порядков выше к Богу, чем самый уважаемый духовник.
Из слова после литургии в Свято-Троицком соборе
Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря
21 августа 2018 года, в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.
О ЧИСТОТЕ ВЕРЫ2016 год. Бутово. Фото: свящ. Игорь Палкин / foto.patriarchia.ruЗадача Патриарха — не допускать перерастания разномыслий в расколы, нестроения и лжеученияПатриарх — хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского — дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха — не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1Кор. 11. 19), в расколы, нестроения и лжеучения.
Слово после интронизации
1 февраля 2009 года
в соборном Храме Христа Спасителя
Как отличить еретикаЧто же такое ересь? Как ересь можно отличить от допустимого в Церкви разномыслия? Как отличить еретика от ревностного православного христианина, желающего защищать и хранить чистоту своей веры? Есть только один способ. Всякая ересь порождает раскол, а где раскол, там нет любви. Это мы хорошо знаем из нашей жизни. Семья распадается – супруги расходятся, дети отворачиваются от родителей – тогда, когда из семьи исчезает любовь. И какие бы добрые, хорошие слова один из супругов ни произносил, там, где нет любви – нет чистоты отношений и нет единства. То же самое происходит и в Церкви. Если мы встречаемся с человеком, который утверждает, что борется за чистоту Православия, но в его глазах опасный огонь гнева, ему везде чудятся еретики, он готов идти на бой и на разделение Церкви, он готов поколебать основы церковного бытия, якобы защищая Православие; когда в человеке, возглавляющем еретическое учение, мы не находим любви, а находим только гнев, то это первый признак того, что это волк в овечьей шкуре.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия
8 марта 2009 г.
У разномыслия в Церкви есть свои границыСовершенно очевидно, что свободные люди могут иметь разные взгляды на одни и те же вещи, и существует такое понятие, как разномыслие. В Церкви разномыслия допустимы, об этом говорит святой апостол Павел: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). Потому что, когда сталкиваются разные точки зрения, нередко через это столкновение и обретается драгоценное сокровище правды Божией, ведь именно так укреплялась вера Христова. На Вселенских Соборах не было единомыслия: люди придерживались разных взглядов, но всегда приходили к общему пониманию веры.
Но у разномыслия в Церкви есть свои границы. Если разномыслие привносит в содержание веры такое искажение, которое разрушает самую суть этой веры, а значит, лишает людей спасения, такое разномыслие именуется ересью; оно всегда осуждалось Церковью и осуждается ныне.
Если посмотреть на историю возникновения ересей, то все они возникали под благовидными предлогами, и ересиархи, основоположники ересей, движимы были добрыми побуждениями. Им казалось, что веру нужно сделать более понятной, логичной, убедительной, более соответствующей Слову Божиему, и, углубляясь в свое собственное понимание веры, игнорируя общецерковное, соборное восприятие веры, они и приходили к умозаключениям, крайне опасным для самого бытия Церкви.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Торжества Православия,
21 февраля 2010 г.
(Продолжение следует)https://pravoslavie.ru/119049.html