Русская беседа
 
30 Ноября 2024, 06:50:50  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: К 250-летию И.А.Крылова. «Личность баснописца пользовалась большою популярностью  (Прочитано 1469 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 15 Февраля 2019, 02:42:34 »


«Оригинальная личность баснописца пользовалась большою популярностью»


Малоизвестные факты из жизни великого баснописца И. А. Крылова – в новой электронной коллекции Президентской библиотеки …



«Немногим из русских писателей было суждено приобрести такую всенародную славу, какая выпала на долю Крылова. Не только вся грамотная Россия знает его басни, но и оригинальная личность баснописца пользовалась в своё время большою популярностью, особенно в Петербурге, где он прожил большую часть своей долгой жизни», – писал в конце XIX века Л.Н. Майков об Иване Андреевиче Крылове – драматурге, поэте, баснописце, сатирике, публицисте и издателе, сообщает пресс-служба Президентской библиотеки.

К 250-летию русского классика, день рождения которого отмечается 15 февраля, Президентская библиотека представляет на своём портале посвящённую ему обширную электронную коллекцию, куда вошли цифровые копии раритетных книг, статей, архивных документов и изобразительных материалов. Подборка состоит из трёх разделов: «Жизнь и деятельность», «Творчество», «Память об И. А. Крылове».

К концу жизни всеми уважаемый и любимый публикой писатель, Иван Андреевич между тем прошёл довольно трудную дорогу к успеху. Стоит отметить, что, по замечаниям исследователей, материалов для воссоздания подробной картины его жизни практически не было. Так, Я.К. Грот в своей работе «Литературная жизнь Крылова» (1868) сообщает читателю: «Источники для его биографии чрезвычайно скудны. Сам он не был словоохотлив на рассказы о своём прошлом, письма писал редко и, подобно Карамзину, вовсе не заботился о передаче потомству сведений относительно своей жизни. <…> Важнейшим, но почти ещё вовсе не тронутым источником для изучения жизни Крылова и его литературных отношений остаются его собственные сочинения».

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. После смерти отца 14-летний мальчик вынужден был пойти на службу канцелярским чиновником, чтобы спасти своих близких от нищеты. Знания, несмотря на все трудности, успела вложить в него мать, сообщает нам сборник «Иван Андреевич Крылов. Его жизнь и сочинения», изданный в 1904 году: «Его мать, изыскивая средства дать образование сыну, нашла возможность посылать его к губернаторскому гувернёру-французу учиться по-французски. Трудны были первые шаги маленького Крылова; но мать умела облегчить их: не зная даже русской грамоты, она единственно своим природным умом постигла, где и в чём ошибается ребенок, и помогала ему делать переводы. Здесь нежная материнская любовь и здравый ум с избытком восполнили недостаток образования».

Именно в этот период и формируется многогранный талант Крылова: «Служба и ранняя нужда очень рано доставили ему некоторую житейскую опытность или, по крайней мере, развили в нём способность понимать людские свойства и сложную сеть общественных отношений», – пишет Л.Н. Майков. Здесь же берёт начало его самобытный литературный стиль, отмечает Кеневич: «Его занимало не канцелярское дело – мысли его, по свидетельству современника, уносились на рынки, на площади, куда кулачные бои привлекали толпы зрителей, наконец – к плоту, куда со всех концов и города собирались прачки и водовозы. Там, в этих сборищах, у этого плота, проводил он целые часы, подслушивал разговоры, шутки, остроты, а потом бежал к товарищам своим пересказывать то, что поражало его. <…> Может быть, тогда уже усвоил начало той чисто русской речи, которая делает его басни доступными всем сословиям русского народа».

Однако отнюдь не басни стали первым литературным опытом Крылова. «С самого детства чувствовал он особенную охоту к драматическому искусству; на оперу смотрели тогда, как на самое совершенное представление, и мальчик Крылов смело принимается за сочинение оперы. Потом он пробует себя в трагическом роде, а наконец переходит и к комедии, – процитируем вновь Я.К. Грота. – В конце 1805 года он вдруг является в Москве, отдаёт в печать три басни и, почти 40 лет от роду, осознаёт своё настоящее призвание в области поэзии».

Благодаря коллекции Президентской библиотеки у посетителя портала есть возможность ознакомиться с самыми разными по жанру произведениями Крылова, представленными в разделе «Творчество», в который также включено Полное собрание сочинений И. Крылова 1847 года издания.

Безусловно, самый яркий вклад в русскую культуру И.А. Крылов внёс как баснописец. Он начал с переводов басен Лафонтена, а затем занялся пересказом старых сюжетов и созданием новых. «В его баснях отразились многие черты его эпохи, и общественные течения, и выдающиеся исторические события, и мелкие злободневные факты, но отразились, как подобает баснописцу, "под знамением вечности"» – отмечается в книге с говорящим названием «1812 год в баснях Крылова» (1912).

В электронной коллекции представлены как издания басен И.А. Крылова середины XIX – середины XX века, так и иллюстрации к ним. Особый интерес среди них представляют сатирические плакаты времён Великой Отечественной войны, выпущенные в 1944 году к столетию со дня смерти баснописца, на которых в виде крыловских персонажей изображены руководители Третьего рейха.

В упомянутой выше статье её автор Кеневич задаётся вопросом: «Так чем обусловлен успех писателя, любовь публики и популярность его произведений?» И отвечает на него словами Н.В. Гоголя: «Потому что в этих баснях великий поэт и великий мудрец слились воедино; потому что в них высказался разум, родственный разуму наших пословиц; потому что он умел сказать в них правду каждому – умному и глупому, сильному и слабому, и сановнику, стоящему на вершине общественной лестницы, и безвестному труженику, на которого смотрят с презрением; потому что каждая из них (по выражению Гоголя), как стоглазый Аргус, глядит на человека и заставляет его обращать свой умный взор во внутрь самого себя».


14.02.2019

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/14/originalnaya_lichnost_basnopisca_polzovalas_bolshoyu_populyarnostyu/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 16 Февраля 2019, 01:48:28 »


«Истины о жизни человеческой, преподаваемые Крыловым, по большей части печальны»

Беседа с филологом Владимиром Коровиным

Юрий Пущаев


2/15 февраля исполняется 250 лет со дня рождения знаменитого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, чьи мудрые басни мы все знаем с детства. О личности и творчестве великого русского литератора мы говорим с доктором филологических наук, доцентом филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимиром Леонидовичем Коровиным.


Иван Андреевич Крылов. Художник: Иван Эггинк

– Владимир Леонидович, каково было отношение знаменитого баснописца к Православию и Русской Православной Церкви?

– Иван Андреевич Крылов, как все его русские современники, с рождения принадлежал к Русской Православной Церкви. Отпевали его в Исаакиевском соборе (тогда еще недостроенном), а похоронен он был на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Во второй половине жизни каждый год на Пасху его видели в Казанском соборе. С 1812 года Крылов служил и проживал в соседнем с ним здании Публичной библиотеки. Если иметь в виду биографию, насчет Православия Крылова к этому больше почти нечего добавить. Мы вообще не очень хорошо представляем его себе как личность. В мемуарах современников он фигурирует в основном как любитель вкусно поесть. Как и в стихах современников, причем вполне к нему дружественных, например в одном стихотворении его приятеля Сергея Никифоровича Марина:

   Достойный в мире быть между ленивых Папой,
   В постели век лежит Андреич косолапый
   И тем лишь не медведь, что лапу не сосет.
   Всяк в дураках теперь, его кто басен ждет.
   Забывши муз и чтя обжорство и Морфея,
   Лишь сон и пироги в уме сего злодея.

Это, конечно, комический, но все-таки симпатичный образ.

Своим поведением Крылов нередко вызывал улыбки окружающих, но как-то при этом внушал симпатию и уважение. Это потому, что всем была понятна некоторая наигранность того облика, в котором он предпочитал являться на людях. И что за этим скрывается мудрец, все понимающий, всему знающий цену, с только ему свойственной жизненной позицией. Образ, соотносящийся с образом рассказчика в его баснях.

Он был закрытый человек, совсем не прямолинейный, себе на уме. Таким, наверное, и положено быть баснописцу. Эдакий русский Эзоп (хотя так его, кажется, никто не называл, это было бы обидно, ведь Эзоп был рабом и потому был таким неоткровенным). Примерно так личность нашего баснописца виделась В.Г. Белинскому, который писал о нем: «Личность Крылова вся отразилась в его баснях, которые могут служить образцом русского себе на уме».

О сочинениях Крылова надо говорить особо, но и в них нет прямых высказываний о Церкви или по каким-то сугубо богословским вопросам. Что не мешает, например, в баснях его видеть произведения верующего христианина. Басни Крылова очень ценил преподобный Амвросий Оптинский. Он и другие оптинские старцы использовали их в своих духовных наставлениях.

    Крыловым написаны восемь переложений псалмов: ими он хотел открыть сборник своих стихотворений

Из других его сочинений важны для понимания религиозных убеждений Крылова его духовные оды. В середине 1790-х, за десять лет до того, как стать баснописцем, он написал восемь духовных од – восемь переложений псалмов, которыми собирался открыть сборник своих стихотворений. Сборник так и не вышел. При жизни Крылова были опубликованы только два из этих восьми стихотворений, остальные впервые появились только в посмертном издании его сочинений. Они, кстати, практически еще не анализировались.

– Нельзя ли чуть подробнее рассказать о жизни Крылова? Чем он занимался кроме написания басен? Кто были его друзья, и каково его происхождение? Где и чему он учился?

– Начну с последнего. Он нигде не учился, вернее не получил никакого регулярного образования. Дворянин он был только во втором поколении. Отец Крылова – армейский офицер, выслуживший потомственное дворянство. Он оборонял Яицкий городок от Пугачева (ныне город Уральск в Казахстане). Здесь Крылов родился, здесь прошло его младенчество. Потом семья переехала в Тверь, где отец скончался в 1778 году. Крылову тогда было только 11 лет. Семье не на что стало жить, и он сразу после смерти отца поступил на службу в Тверской магистрат. С 1782 года служил в Петербурге – в Казенной палате и Горной экспедиции.

В 1780-х годах он написал несколько пьес: комическую оперу «Кофейница», высмеивающую гадания на кофейной гуще; трагедию «Филомела» и две прозаические комедии – «Сочинитель в прихожей» и «Проказники». В двух последних молодой Крылов высмеивал нравы столичных литераторов, а в особенности нападал на драматурга Княжнина и его супругу, дочь поэта Сумарокова, с которыми у Крылова был какой-то конфликт. Эти пьесы не были поставлены на сцене, опубликовали их через десять лет, в 1790-х годах. В 1789 году Крылов также издавал журнал «Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами». Это моножурнал одного писателя, что-то вроде сатирического нравоописательного романа. Частично перевод с французского, но по большей части все-таки оригинальный. Духи отчитываются волшебнику о том, что они наблюдают среди людей. В основном, конечно, безрассудства и глупости наблюдают. Крылов ведь и как баснописец во многом остался сатириком, и в баснях его объектом критики часто является неправедное устройство общественной жизни.


Доктор филологических наук, доцент филологического факультета МГУ Владимир Леонидович Коровин

В 1790-х годах из сочинений Крылова особенно примечательна повесть «Каиб» – очень резкое сатирическое произведение в форме «восточной повести». О духовных одах – переложениях псалмов, созданных в середине 1790-х, я уже упоминал. Кроме того ему принадлежит переложение избранных мест из библейской Песни Песней.

В 1805 году Крылов написал первые басни, соревнуясь с Иваном Дмитриевым. Последние его драматические произведения созданы примерно тогда же – комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам» и комическая опера «Илья-богатырь». Эти уже были поставлены на сцене и имели успех. В 1809 году вышла первая книга его басен, и после того он уже ничего другого не писал. Как литератор он в это время входил в круг архаистов, сторонников «старого слога». Был членом «Беседы любителей русского слова» (1811–1816) – литературного общества, созданного Г.Р. Державиным и А.С. Шишковым. При этом Крылов был едва ли не единственным из этих «архаистов», который пользовался неизменным уважением и признанием их оппонентов из числа сторонников «нового слога» – Батюшкова, Жуковского и других.

Для Пушкина и его сверстников Крылов был уже своего рода литературный патриарх, «дедушка Крылов».

Его охотно принимали и при дворе. В частности, он пользовался вниманием императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I. Ну вот, это почти все основные сведения о его биографии. Да, с 1812 года и почти до конца жизни он служил в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека). С 1841 года находился в отставке. Никогда не был женат. Молва приписывала ему незаконнорожденную дочь – от его кухарки. Молва возникла на том основании, что, когда ее дочь выходила замуж, он щедро наделил ее приданым. На мой взгляд, основание для подобных слухов недостаточное.

– Какое место Иван Андреевич Крылов занимает в истории русской литературы?

– Это общеизвестно. Крылов – великий русский баснописец, главный наш баснописец. И, наверное, единственный, кого знают все, а не только те, кто сколько-то углублялся в историю русской литературы. Он совершенно заслонил своих предшественников в этом жанре, хотя это были замечательные поэты. И их тоже стоит знать и помнить. В первую очередь это А.П. Сумароков, И.И. Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. В состязании с последним Крылов и начал в 1805 году писать свои басни. К тому времени он был уже весьма известным писателем. Драматург, прозаик, журналист. И один из самых ярких в свое время, в конце XVIII века.

    Не только баснописец, но и драматург, прозаик, журналист – и один из самых ярких в свое время

После 1809 года, когда вышел первый сборник его басен, он уже ничего, кроме них, не писал. А в конце жизни и вообще перестал что-либо писать. Последняя его басня – «Вельможа» – написана в 1835 году, а ведь после этого он прожил почти десять лет. И концовка ее красноречива в своей двусмысленности:

   Затем-то и попал он в рай,
   Что за дела не принимался.

И далее:

   Вчера я был в суде и видел там судью:
   Ну, так и кажется, что быть ему в раю.

«Дедушкой Крыловым» его назвали еще при жизни. «Здравствуй, дедушка Крылов!» – рефрен стихотворения П.А. Вяземского, написанного в 1838 году к юбилейному вечеру в честь нашего баснописца. Памятник Крылову в Летнем саду в Петербурге, открытый в 1855 году, – первый в России памятник писателю.

– Можно ли утверждать, что у каких-то басен Крылова присутствует христианский смысл?

– Отыскивать в его баснях какой-то особенный христианский смысл, наверное, не очень продуктивно, чаще всего в них преподаются уроки житейской мудрости, и выглядят они порой весьма приземленно. Все помнят басню «Волк на псарне» и ее заключительную сентенцию:

   С волками иначе не делать мировой,
   Как снявши шкуру с них долой.

Очень дельный в практическом смысле совет. И единственно верный в описываемой ситуации (наверное, не нужно напоминать, что под Волком тут подразумевался Наполеон). Правда, адресован этот совет в первую очередь занимающимся не личными, а государственными делами.


Иллюстрация к басне «Кот и повар»

Или еще вспомним басню «Кот и Повар»:

   А я бы повару иному
   Велел на стенке зарубить,
   Чтоб там речей не тратить по-пустому,
   Где нужно власть употребить.

Тоже совет для употребления не в личной жизни, а в общественной, совет для облеченных властью и ответственностью.

Гоголь говорил, что басни Крылова «отнюдь не для детей», что они «достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». И уточнял, что в них «тот самый ум, которым крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум». Но мудрость народная, плод тяжких исторических опытов и благая весть христианства – не совсем одно и то же.

Кроме того, басни Крылова далеко не всегда дидактичны, в них не столько предлагаются выводы, сколько живописуется сама действительность. Они учат всматриваться в нее и мыслить о ней трезво и самостоятельно, без предубеждений и иллюзий. И отличать видимость от реальности. Именно видимость, фразерство и позерство басни Крылова часто и разоблачают.

Если угодно, можно говорить, что они написаны в христианском духе. Например, если пролистать в собрании его басен первую книгу (всего их девять), можно заметить, что здесь последовательно, на разные лады высмеивается гордыня человеческая – самомнение, тщеславие и т.п. («Ворона и Лисица», «Дуб и Трость» и т.д.). В том числе удовлетворенность собственным «прекрасным поведеньем» («Музыканты») или особенным хитроумием («Ларчик»). В совокупности они имеют духовный смысл, вполне согласный с традициями христианского нравоучения.

    Есть и басни, которые житейской мудрости противоречат, показывая, что есть на свете и нечто повыше ее

Еще нужно заметить, что есть у него и такие басни, которые житейской мудрости в принципе противоречат, констатируя, что есть на свете и что-то повыше ее, что-то к ней несводимое. К примеру, не самая известная басня «Лань и Дервиш». Лань, потеряв своих детей, кормит своим молоком двух волчат. Дервиш замечает, что она поступает безрассудно и что когда-нибудь они прольют ее же кровь.

   – Быть может, – Лань на это отвечала, –
   Но я том не помышляла
   И не желаю помышлять:
   Мне чувство матери одно теперь лишь мило,
   И молоко мое меня бы тяготило,
   Когда б не стала я питать.


Иллюстрация к басне «Петух и Жемчужное зерно»

А что же автор? Он не спорит с Дервишем, а просто подтверждает, что так бывает, и он на стороне тех, кто, подобно Лани, поступает милосердно, кто щедр по зову сердца, а не по расчету. Вот заключительная авторская мораль:

   Так истинная благость
   Без всякой мзды добро творит:
   Кто добр, тому избытки в тягость,
   Коль он их с ближним не делит.

Эта апология «истинной благости», пожалуй, вполне христианская. Или еще пример: более известная басня «Петух и Жемчужное зерно». Петуху, действительно, «зачем оно»? С точки зрения его, Петуха на навозной куче, житейской мудрости? Басня эта многосмысленная, отсылает она и к евангельской притче о многоценном бисере, о Царствии Небесном.

Притом я не решусь сказать, что в названных баснях есть какой-то особенный «христианский смысл», которого нет в других. При желании его можно найти везде, где есть истина, а басни Крылова правдивы, дают правдивую картину человеческой жизни, только сам автор далеко не всегда помогает читателю в ней разобраться. Авторские заключения в них часто уклончивы и двусмысленны. Отсюда представление о крыловском «лукавстве», в котором Пушкин усматривал черту, свойственную русскому народу: «В наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

– Известно, какие именно басни Крылова ценил преподобный Амвросий Оптинский?

    Преподобный Амвросий Оптинский нередко просил почитать ему басни Крылова

– По воспоминаниям архимандрита Агапита (Беловидова), преподобный Амвросий во время трапезы нередко просил почитать ему басни Крылова. Они вообще ему нравились. Однажды, по тем же воспоминаниям, он предложил одной посетительнице прочесть басню «Ручей» – о ручейке, который осуждал реку и похвалялся своей безвредностью, а на самом деле безвреден был лишь потому, что в нем было мало воды.


Преподобный Амвросий Оптинский

Некоторые басни Крылова упоминаются в поучениях других оптинских старцев, например «Обоз» и «Стрекоза и Муравей». В 2006 году вышел сборник «И.А. Крылов и Православие», там соответствующие материалы собраны. Некоторые примеры приводил покойный монах Лазарь (Афанасьев), в миру бывший известным литературоведом, в публикации под заглавием «Загадка Крылова».

– Есть у Крылова замечательная басня «Сочинитель и Разбойник». Она по сюжету оригинальная или заимствованная?

– Басня действительно замечательная. И важная для понимания взглядов Крылова. По всей видимости, басня оригинальная. По крайней мере, насколько мне известно, источник не устанавливался. Впервые она была опубликована в 1817 году и сразу получила большую известность. Напомню, о чем там идет речь. После смерти Разбойник и Сочинитель, «покрытый славою» в своей стране, попадают в ад. Обоих сажают в котлы, под ними разжигают огонь. Под Разбойником большой огонь, а под Сочинителем маленький огонек. Но со временем огонь под Разбойником совсем угасает, а под Сочинителем разрастается в огромное пламя. Сочинитель жалуется на несправедливость к нему. Мегера отвечает:

   «Ты ль Провидению пеняешь,
   И ты ль с разбойником себя равняешь?
   Перед твоей ничто его вина.
   По лютости своей и злости
   Он вреден был, пока лишь жил;
   А ты… уже твои давно истлели кости,
   А солнце разу не взойдет,
   Чтоб новых от тебя не осветило бед.
   Твоих творений яд не только не слабеет,
   Но, разливаяся, век от веку лютеет.

   <…>

   И вон, опоена твоим ученьем,
   Там целая страна
   Полна
   Убийствами и грабежами,
   Раздорами и мятежами
   И до погибели доведена тобой!

   <…>

   А сколько впредь еще родится
   От книг твоих на свете зол!
   Терпи ж: здесь по делам тебе и казни мера!»
   Сказала гневная Мегера –
   И крышкою захлопнула котел.

Современники Крылова догадывались, что речь здесь идет о Вольтере. Басня уже в 1820-х годах была переведена на французский язык и получила известность во Франции. Впрочем, не все с этим соглашались. И сам Крылов возражал против применения ее к определенному лицу. У басни, конечно, более общий смысл. Князь П.А. Вяземский сильно ее критиковал, он писал следующее:

«В ней, конечно, есть некоторая доля правды; рассказана она живо и мастерски… Но, признаюсь, по моим понятиям, и неблаговидно сочинителю, то есть поэту, выводить рядом на очную ставку разбойника и сочинителя, и еще с тем, чтобы отдать преимущество разбойнику пред сочинителем. Найдутся и без поэта люди, которые охотно выведут такое заключение и подпишут подобный приговор. Нам, людям пера, не подобает мирволить и потакать таким беспощадным осуждениям».

Но ведь прав Крылов по существу дела. В общем-то, такая участь и уготована сочинителям, сеющим соблазн среди малых сих, по христианским представлениям. О Сочинителе в басне говорится: «Он тонкий разливал в своих твореньях яд».

Автор «Сочинителя и Разбойника», может быть, не исключал и для себя возможности оказаться на месте своего Сочинителя. Но нам, конечно, этого в голову не приходит. И не должно приходить. «Сеял безверия чуму и бешенство разврата» – это совсем не про Крылова, скромного, умного и осторожного баснописца. В баснях своих он оставил нам едва ли не больше загадок и вопросов, чем прямых нравоучений. Но авторская позиция в каждой из них, в общем-то, ясна любому читателю, который действительно захочет и потрудится ее понять. Истины о жизни человеческой, преподаваемые Крыловым, надо признать, по большей части печальные. В частности, поэтому он, в конечном счете, и остановился на жанре басни, в которой мораль преподается не всегда прямым образом. В одной из его басен «Волк и Лисица» так и сказано:

   Мы это басней поясним,
   Затем, что истина сноснее вполоткрыта.

А в общем, басни Крылова умные и веселые. Горькая правда, порой в них преподаваемая, действительно выглядит «сноснее», чем в сочинениях других жанров.


С Владимиром Коровиным
беседовал Юрий Пущаев

15 февраля 2019 г.



http://pravoslavie.ru/119352.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 20 Февраля 2019, 02:09:42 »


Дедушка Крылов и Оптинские старцы

Мария  Мономенова


   Крылова отец Амвросий очень любил,
   его «Басни» всегда стояли на полке старца
   среди святоотеческих трудов
   и другой душеполезной литературы.

   Из Жития преподобного Амвросия Оптинского





Однажды, после того как Христос рассказал народу великую притчу о сеятеле, ученики спросили Господа: «Для чего притчами говоришь им?», и сказал Он им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют... (Мф. 13:10-13).

Причину, по которой Господь Иисус Христос был вынужден говорить притчами, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) объяснял так: люди, грубые сердцем, и слыша - не слышат и не разумеют, сердце мирских людей огрубело. Люди, далекие от жизни духовной, отвергающие интересы религии, никогда не вспоминают о Боге и не хотят слышать ничего из того, что напоминало бы им о Нем. Господь Иисус Христос изобрел такое средство. Он говорил прикровенно: в притчах, в рассказах. И эти притчи заинтересовывали людей с грубым сердцем, они слушали его рассказы и над ними задумывались.

Басня же по своей сути и есть притча, явление того же рода и схожего назначения. Недаром в словаре Даля можно прочитать: «Басня - это иносказательное, поучительное повествование, то же, что и притча...» Недоговоренность, намек, призыв к соразмышлению и диалогу делают этот жанр необычайно гибким и достаточно глубоким для существенных смыслов. Басня действительно предельно близка притче. А если воспринимать ее не столько обличением того или иного порока, но более научением, то ее религиозный подтекст станет для читателя ещё более очевидным.

Общенародное значение басен Крылова в том-то и заключается, что в легкой, шуточной форме, которая воспринимается абсолютно всеми вне зависимости от ранга, статуса, возраста или образования, в них говорится очень о серьезных вещах, причем хорошо знакомых и близких всякой душе. А как может быть иначе? Ведь их соль - в нравственных истинах Евангелия, заложенных в русском человеке от самого его рождения. «Ты, любезный тятенька, пишешь это для всех, - простодушно признавался прославленному баснописцу его благодарный читатель, - для малого, для старого, для ученого и простого, и все тебя прославляют... Басни твои - это не басни, а Апостол». Похожую мысль выражал в стихах, посвященных Крылову, и поэт князь Вяземский:

   Где нужно, он навесть умеет
   Свое волшебное стекло,
   И в зеркале его яснеет
   Суровой истины чело.


Поэтому и снискал автор бессмертных басен себе в народе имя ласковое и родное - «дедушка Крылов», а многие выражения из его произведений навсегда вошли в русский язык, став крылатыми словами.

По-апостольски смело он восставал против всякого порока и греха, несовместимых с жизнью во Христе. Читая басню Крылова «Петух и жемчужное зерно», православный человек непременно вспоминает про евангельского купца: Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее (Мф. 13:46). Жемчуг, а речь-то идет о Царствии Небесном - быстро догадывается душа-христианка. Басня «Крестьянин и Лошадь» отсылает нас к евангельскому размышлению о Промысле Божием и к строкам из Библии: Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, - говорит Господь. - Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55:8-9). Стихи из басни «Зеркало и Обезьяна»: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» - прямая цитата слов Спасителя: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7:3). В басне «Лань и Дервиш» Крылов говорит о добродетели бескорыстия, раскрывая существо подлинной Христовой любви. Басня «Дуб и Трость» обличает гордыню. Немалые грехи для христианской души и хвастовство со тщеславием, ибо заповедано Спасителем: ...кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою (Мф. 20:26), - об этом басни «Две бочки» и «Водопад и Ручей». Басня «Безбожники» рассказывает нам о долготерпении и любви Божиих, о которых написано в Псалтири Давидовой: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8 ), и голос Крылова в этом его произведении звучит буквально пророчески.

Превосходным заданием для детей в православных школах может стать угадывание евангельских строк, опираясь на которые дедушка Крылов писал ту или иную свою поучительную историю. Ведь совершенно очевидно, что автор дает своего рода смысловую кальку того, о чем читаем в Писании, но при этом его произведения лишены внешней церковности. В том-то и сила их, что о православных истинах, о Самом Христе, Крылов говорит прикровенно, или как он сам выражался «вполоткрыта», выступая словно «тайный агент Христа». И делает это безупречно!

Теперь становится понятным, почему Иван Андреевич Крылов находится на вечном поминовении в знаменитом и всею православной Россией почитаемом монастыре - Введенской Оптиной пустыни! Богоносные Оптинские старцы часто наставляли приходивших к ним богомольцев метким и афористичным словом Крылова. Мог ли наш поэт мечтать о столь высоком (самом высоком из всех возможных) признании его творчества при жизни? Зная о его природной скромности, с уверенностью скажем - конечно не мог. Начиная от преподобного Амвросия и заканчивая нашими современниками - игуменом Феодором (Трутневым) и нынешними отцами, - Иван Андреевич Крылов неизменно востребован и любим в Оптиной пустыни.

Архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника, преподобного Иосифа, лежала книга басен Крылова. Часто среди дня, во время приема множества людей, батюшка Амвросий входил в комнату отца Иосифа, где наскоро обедал. При этом старец заставлял кого-нибудь из посетителей прочитать подходящую басню Крылова, содержание которой касалось обращенного к нему вопроса. Крылова отец Амвросий очень любил, его «Басни» всегда стояли на полке старца среди святоотеческих трудов и другой душеполезной литературы. Не только прихожан, но и своих келейников он частенько просил почитать Крылова, не переставая восхищаться живым слогом, точностью выражений, юмором и остротой мысли.

Один раз батюшка Амвросий велел одной посетительнице, монахине из Шамординского монастыря, прочесть вслух басню с названием «Ручей». Это басня о ложном смирении, которое ведет к осуждению и греху. Ручей, маленький и прозрачный, осуждал реку, в которую впадал, за то, что она «алчно поглотила» многие «жертвы»... Но вот разразился ливень, ручей разлился, закипел и наделал бед еще более, чем река. Вот мораль басни:

   Как много ручейков текут так смирно, гладко
   И так журчат для сердца сладко
   Лишь только оттого, что мало в них воды!


Видно, той монахине необходимо было прочесть именно это...

В архивах Оптиной пустыни сохранилось письмо отца Амвросия неизвестному адресату, готовящемуся, по всей видимости, к дуэли. Размышляя о грехе гордыни как основной причине дуэли, отец Амвросий в заключение пишет: «Думал было я закончить сим письмо мое к вам, но пришла мысль, что я не всё написал... Настойчивость нигде не числится среди добродетелей, а скорее составляет недостаток, даже и в людях великих. По басне Крылова и орлу, устрояющему гнездо на высочайшем дереве, следовало бы послушать крота, когда последний уверял его, что дерево это имеет гнилые корни. Орел, отвергнув благой совет существа, по обыкновенному мнению, слепотствующего, подвергнул бедствию птенцов своих, когда возстала буря и исторгла это дерево. Дай Бог, чтобы древо благочестия вашего устояло, и с помощью Господней выдержало бурю нашедшего искушения, чего от всей души и от всего моего сердца искренно желаю Боголюбию вашему».

Любовь батюшки Амвросия к басням Крылова передавалась и другим оптинским старцам. В 1877 году преподобный Анатолий (Зерцалов) писал одной из своих духовных чад, монахине Е.: «Говорил о тебе батюшке Амвросию и о всех ваших обстояниях. Он благословил еще потерпеть... Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид. Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то то вбок, то взад, - ну, и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки. Так сделай Е. игуменьей, и выйдет не то, что ожидалось... Скорби есть во всех монастырях».



В другой раз преподобный Анатолий пишет в Елец одной собиравшейся в монастырь молодой особе: «Вчера или третьего дня о. М. сказал, что ты там все пляшешь. Я ему советовал указать тебе басню Крылова "Стрекоза и Муравей". К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста - все плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию - расслабление, за мирскою веселостию - скука, за пресыщением - тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом». И далее: «Святая Церковь, наша учительница, поет: "Кая сладость бывает печали не причастна? Кая ли слава стоит на земли непреложна? Вся сени немощнейша! Вся соний прелестнейша!" И Крылов, светский писатель, сказал свою "Стрекозу" не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть, кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».

Нельзя не вспомнить слова из Евангелия от Луки: Идеже бо есть сокровище ваше, ту и сердце ваше будет (Лк. 12:34), прочитав басню «Откупщик и сапожник». В книге «Подвижники благочестия Оптиной Пустыни» иеромонаха Климента (Зедергольма) есть один замечательный фрагмент жизнеописания «строгого блюстителя подвижнических правил» некоего иеродиакона Палладия (Иванова). Параллель со знаменитой басней возникает сама собой. Судите сами: «Один помещик, бывший в Оптиной пустыни, подарил ему [отцу Палладию] дорогие карманные часы. Отец Палладий взял их, но как у него часов никогда не было, то по непривычке к их стуканью он вечером никак не мог заснуть. Завернул их в тряпку, накрыл их горшком, и заснул. "Пошёл к утрени, но помысел замучил меня, - говорил отец Палладий, - как бы их не украли. Вспомнил слова Спасителя: идеже будет сокровище ваше, ту и сердце ваше будет, и поскорей отнес их к своему благодетелю, сказав: возьми, пожалуйста, их назад, они нарушают мой покой"». А вот мораль Крылова, сравните:

   И говорит: «Спасибо на приятстве,
   Вот твой мешок, возьми его назад:
   Я до него не знал, как худо спят.
   Живи ты при своем богатстве:

   А мне, за песни и за сон,
   Не надобен ни миллион».


Есть оптинский отзвук и в басне Крылова «Цветы», в которой говорится о том, что цветы поддельные испортились от дождя и их выбросили, а истинный талант, цветы живые, лишь расцветает от ударов судьбы:

   Таланты истинны за критику не злятся:
   Их повредить она не может красоты;
   Одни поддельные цветы
   Дождя боятся.


Оптинский старец преподобный Варсонофий (Плиханков) в одной из бесед с духовными своими чадами говорил: «Видали вы искусственные цветы прекрасной французской работы? Сделаны они так хорошо, что, пожалуй, не уступят по красоте живому растению. Но это пока рассматриваем оба цветка невооруженным слабым глазом. Возьмем сильное увеличительное стекло - и что увидим тогда? Вместо одного цветка - нагромождение канатов, грубых и некрасивых узлов, вместо другого - пречудное по красоте и изяществу создание. И чем сильнее стекло, тем яснее выступает разница между прекрасным творением рук Божиих и жалким подражанием людским. Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем более выясняется разница между ним и лучшими произведениями величайших человеческих умов».

Последний Оптинский старец преподобный Нектарий (Тихонов), отличавшийся феноменальным образованием, знавший многие языки, наравне беседовавший с людьми науки и читавший наизусть Пушкина и Державина, как-то сказал своему духовному чаду: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». И, следуя примеру своего великого предшественника, преподобный Нектарий также поучал своих подопечных, используя метафоричный и емкий крыловский стих.

 Вот и в наше с вами время, возрожденная после годов лихолетья обитель продолжает давнюю и добрую традицию проповеди крыловской басней «вполоткрыта». Чада известного оптинского отца, ныне покойного игумена Феодора (Трутнева) вспоминают, как батюшка, наделенный даром исцелять больных, лечил своих подопечных. Старец быстро обнаруживал необходимый лечебный корень или травку в своей «зеленой аптеке», затем на нужной странице открывал книгу басен Крылова, в которой говорилось, например, что у сильного всегда бессильный виноват, и, объяснив, как надо заваривать лекарственное снадобье, вручал больному брату кулек с корешками. Когда же тот приходил в келью, то чувствовал себя совершенно здоровым...

Посещал ли при жизни Крылов Оптину пустынь, доподлинно не известно. Он был скрытен, не вел дневников, друзей не имел. Возможно, и посещал, поскольку много путешествовал, в том числе по святым местам. Кроме всего прочего, от современных оптинских отцов я узнала, что юношей Иван Крылов несколько лет проживал в усадьбе Попелёво, что всего в 10 километрах от Оптиной. Малоизвестный факт биографии писателя подтвердился. Когда-то в Попелёво находилась огромная процветающая усадьба, занимавшая собой практически все село. Два господских дома, дома для прислуги, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, домик священника, псарня, конезавод, каскад прудов - а вокруг сады, сады. В то время в селе, в 40 дворах, жило около четырехсот крестьян. Усадьба была основана в середине XVIII века и принадлежала изначально дворянам Бестужевым-Рюминым, затем с 1793 по 1827 год - тем самым Бибиковым, у которых и трудился то ли писарем, то ли переплётчиком молодой Иван Крылов. Скорее всего, Крылов здесь жил в 1794-1796 годах, но об этом периоде жизни писателя мало что известно. Сейчас той усадьбы нет и в помине, пруды заросли, а сады вымерли. Прискорбная наблюдается картина...

О факте пребывания Крылова в усадьбе Бибиковых упоминается в статье В.А. Волкова «Имя», опубликованной в журнале «Наш современник». «Молодой Крылов, - пишет автор со слов козельского краеведа В.Н. Сорокина, - в пору его бегства со службы в Твери и долгих скитаний по России более года проживал в селе Попелёво Козельского уезда в качестве переплётчика у помещика Бибикова». А в книге Н.Скоробогатько «Село Попелёво и его обитатели» сообщается, что согласно биографическим данным о баснописце, Иван Андреевич мог проживать в Попелёво во временном промежутке между 1794 и 1804 гг., то есть в те годы, на которые приходится период его скитаний. Как пишет его современник Ф.Ф. Вигель, «неимущий, беспечный юноша, он долго не имел собственного угла и всегда гостил у кого-нибудь».



Зная о религиозности Ивана Андреевича, трудно предположить, что, живя неподалеку от святой обители, он мог как-то обойти ее стороной. Правда, на тот момент обители-то как таковой еще и не было! В 1726 году по указу Екатерины I Оптина пустынь была официально восстановлена, еще в 1773 году здесь были всего двое монахов, и только в 1796 году настоятелем обители был назначен иеромонах Авраамий, с приходом которого началась новая жизнь монастыря и сама традиция старчества. Вот где-то как раз у самого этого зачала, у самого истока великой Божией оптинской реки и оказался, с большой долей вероятности, наш будущий классик Иван Крылов - тот, кому, пусть посмертно, но еще предстоит сюда вернуться. И вернуться навсегда.

Умер Крылов в день памяти Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, 21 ноября 1844 года - в престольный праздник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Настала золотая пора расцвета оптинского старчества - обетование великих оптинских столпов Льва, Макария, Моисея, Анатолия. Спустя год никому не известный отец Амвросий будет возведен в сан иеромонаха и лишь через 15 лет вступит на путь своего высокого пророческого служения людям. Истинно духовное прочтение басен Крылова начнется именно с их широкого цитирования великим светильником земли Русской - преподобным Амвросием.


18.02.2019

Монастырский вестник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!