Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 20:28:10  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Делай добро, пока руки теплы». Преподобный Алексий Голосеевский  (Прочитано 1107 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 24 Марта 2019, 00:02:13 »


«Делай добро, пока руки теплы»

Духовный подвиг и наставления преподобного Алексия Голосеевского


Когда к известной подвижнице XX века матушке Алипии (Авдеевой) в Голосеевскую пустынь приходили за помощью люди, она прежде отправляла их на могилку к иеромонаху Алексию (Шепелеву). «Идите на кладбище, там лежит святой», — говорила монахиня. Уже тогда она знала о святости старца, несмотря на то, что прославлен он будет только спустя пять лет после её кончины.


Преподобный Алексий Голосеевский


«Монашонок идёт…»

Ещё за несколько лет до рождения сына мать преподобного Алексия Мария Кузьминична Шепелева знала, что её ребёнок родится с недугом. Об этом её предупредил архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий), хорошо её знавший. Когда они вмести присутствовали при открытии мощей святителя Митрофана Воронежского, владыка неожиданно сказал ей: «У тебя родится сын калека, но не скорби об этом: он будет Божьим слугой».

Спустя несколько лет, 14 / 27 апреля 1840 года, на первый день по Пасхе в семье Шепелевых родился мальчик, которого назвали Владимиром. От рождения он оказался немым. Однако этот физический недуг впоследствии уберёг его от прохождения военной службы, к которой в те времена были призваны все дети из дворянских семей, к которым принадлежал и Владимир.

Когда мальчику исполнилось лишь три года, умер его отец. Главную роль в воспитании сына сыграла мать Мария Кузьминична, которая в первую очередь старалась привить ему христианские качества — милосердие и благочестие. Часто они бывали вместе в Киевской Китаевой пустыни, особо известной в то время своим старцем — юродивым иеросхимонахом Феофилом (Горенковским). Однажды, увидев Владимира вместе с матерью во дворе, блаженный приветствовал его словами: «Монашонок идёт, монашонок…» В другой раз он потчевал Володю пряниками, приговаривая: «Ешь, ешь, вырастешь — не пряники, а Христа принимать будешь». Этими словами он, очевидно, предсказал ему его будущее священство.


«Воистину Воскресе!»

Когда Владимиру исполнилось двенадцать лет, он был освобожден от военной школы по причине своего недуга. Однако мать очень скорбела о немоте своего сына и мечтала о его исцелении. Её связывала тёплая дружба с митрополитом Филаретом (Амфитеатровым), к которому она и обратилась за помощью и советом. Владыка утешил её и пригласил прийти к нему в домовой храм на службу в первый день Пасхи. Когда они подходили после службы целовать крест, владыка благословил Владимира поцеловать и свою палицу, после чего сказал ему: «Христос Воскресе!» Отрок ничего не ответил. Митрополит повторил это приветствие ещё дважды, и на третье своё приветствие услышал ответ: «Воистину Воскресе!». Так совершилось чудо исцеления Владимира от немоты.


Послушание в Лавре

После чудесного исцеления отрок Владимир поступил в Киево-Печерскую лавру. Он был принят сюда по благословению владыки Филарета 2 июля 1853 года в возрасте тринадцати лет, а спустя четыре дня после этого скончалась его мать. Всю заботу о дальнейшей судьбе Владимира взял на себя митрополит Филарет, который сделал юношу своим послушником. Ещё одним духовным советником того времени стал для Владимира старец Парфений (Краснопевцев) — ныне преподобный Парфений Киевский.


Святитель Киевский Филарет (Амфитеатров)

Когда юноше исполнилось семнадцать лет, преставился владыка Филарет. Однако перед кончиной он позаботился о своём подопечном, определив его на послушание в типографию Лавры. Официальное зачисление его на эту должность состоялось 15 апреля 1857 года.

Тогда же пришло время испытаний для молодого послушника. Часто посещавший Лавру известный в то время киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский) предупредил однажды Владимира, чтобы тот остерегался «женского пола»: «Скоро они по твою душеньку в Лавру приедут». Спустя месяц после этого в Лавру действительно приехала одна помещица, знакомая с домом Шепелевых, и с помощью других родственников пыталась разными способами выманить послушника из монастыря с целью выйти за него замуж. И только вмешательство самого наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Варлаама помогло Владимиру остаться в обители.


Постриг и хиротония

Наконец 13 апреля 1872 года состоялся постриг лаврского послушника в монашество. Постригал его наместник Лавры архимандрит Варлаам. При этом произошло ещё одно значимое, промыслительное событие. При постриге Владимиру собирались дать имя Филарет — такое же, какое было и у его благодетеля митрополита Филарета. Однако при самом постриге, когда нужно было называть постриженика новым именем, архимандрит Варлаам забыл имя, которое собирался дать, но какой-то таинственный голос подсказал ему наречь постригаемого монаха Алексием в честь Алексия, человека Божия.

После пострига Алексия временно перевели на новое послушание «записчика» в Николаевский монастырь — больничный храм при Лавре. 23 ноября того же года он был рукоположен в иеродиакона. А в декабре 1874 года его перевели на другое послушание — ризничного при том же Николаевском монастыре.

6 декабря 1875 года Алексий был хиротонисан в иеромонаха. Произошло это совершенно неожиданно не только для Алексия, но и для самого наместника Лавры. В этот день собирались рукополагать другого иеродиакона, однако накануне архимандриту Варлааму во сне явился святитель Николай и велел рукоположить в тот день Алексия. Священноначалие, выслушав лаврского наместника, распорядилось совершить хиротонию именно над Алексием, что и было исполнено.

Вскоре он был переведён на такое же послушание ризничного из Николаевского монастыря в Ближние пещеры. Спустя шесть лет за добросовестное несение этого послушания он был награждён наперсным крестом. При этом сразу же после хиротонии на Алексия было возложено ещё одно новое послушание — духовничество.


Новое испытание

По мере того, как иеромонах Алексий преуспевал в духовном делании, силы зла всё больше и больше восставали против него. Составленное неизвестным автором житие подвижника повествует о том, что однажды сам диавол явился ему и обещал отомстить Алексию за то, что он сильно досаждает ему своим смирением. И действительно: прошло совсем мало времени, как новое тяжёлое испытание в виде клеветы и преследований обрушилось на преподобного.

В это время Алексия часто посещали в Лавре две бедные сестры, которым он старался по возможности благотворить. Считая, что иеромонах обладает большим состоянием, эти неблагодарные сёстры потребовали от него огромную по тем временам сумму в пять тысяч рублей, обвинив, что эти деньги они якобы дали ему раньше на хранение. Поскольку таких денег у отца Алексия никогда не было, он им отказал. Тогда женщины подали жалобу его начальству. И хотя сам наместник был уверен в невиновности отца Алексия, сестры добились своего, направив жалобы выше — экклесиарху Лавры, который и без того не благоволил к Алексию.


Преображенская и Голосевская пустыни

Вначале преподобного лишили должности ризничего. Однако сёстры и на этом не остановились — они стали преследовать иеромонаха, обзывая его на людях вором. Желая избежать скандалов и соблазна для людей, священноначалие решило перевести отца Алексия в Спасо-Преображенскую пустынь. Произошло это в апреле 1891 года. В Преображенской пустыни преподобный провел более четырёх лет, и с благодарностью отзывался об этом времени: «Это было самое лучшее время в моей жизни. Я там всегда помнил о смерти».


Голосеевская пустынь. Современная фотография

Наконец 15 ноября 1895 года отец Алексий был переведён на послушание ризничего в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь, где и провёл все оставшиеся годы своей жизни.


Видение святителя Феодосия Черниговского

Уже тогда умение обращаться со святыми мощами снискали славу иеромонаху Алексию и за пределами Киева. Поэтому, когда в 1896 году состоялось прославление святителя Феодосия Черниговского и открытие его мощей, в Чернигов был приглашён и отец Алексий. И здесь при переоблачении мощей он удостоился чудесного явления самого святого. При этом святитель просил молиться об упокоении своих родителей, назвав их имена. Батюшка был удивлён этой просьбе, возразив, что святитель Феодосий сам прославлен, и его молитвы выше чьих-либо других. На этой святой ответил, чтобы отец Алексий поминал его родителей на проскомидии. «Она выше моей молитвы!» — добавил святой.

В том, что это видение было истинным, может заверить тот факт, что на тот момент имена родителей святителя Феодосия Черниговского не были известны. И когда спустя несколько лет благодаря находкам историков удалось восстановить родословную святого, то имена его родителей совпали с теми, которые были названы иеромонаху Алексию самим святителем.


Старчество

В Голосеевском монастыре отец Алексий очень скоро прославился как опытный духовник и старец. На исповедь и за советом к смиренному иеромонаху приезжали не только мирские люди, но и монахи, а также архипастыри, в том числе и митрополиты. Многие владыки были духовными чадами отца Алексия. При этом сам старец всегда опасался превозношения и отказывался от всех почётных должностей и наград.

Только двух наград не удалось избежать иеромонаху Алексию: ордена святой Анны III степени, врученного ему в 1905 году, и палицы, которой наградил его митрополит Флавиан. В то время отец Алексий был единственным иеромонахом, обладавшим такой наградой, поскольку палицами награждались лишь игумены.

Однако главным признанием было доверие людей, с которым они приходили к своему духовнику за помощью и советом. Несмотря на многочисленные случаи прозорливости отца Алексия, он никогда не настаивал, чтобы люди поступали по его указанию. Часто бывало так, что приходящий просил благословение поступить не так, как открывалась святому воля Божья, и отец Алексий благословлял. А после этого он долго молился о вразумлении того человека, и уже по его молитве приходивший изменял своё намерение. Таким образом старцу удавалось избежать сразу двух зол: с одной стороны, он не ломал воли человека, а с другой, избегал собственной славы.


Преставление старца

До последних дней отец Алексий сам выполнял всю работу, не прибегая к услугам келейников, пока позволяло здоровье. Однако силы его стали угасать: болело сердце, тяжело было ему передвигаться — распухли ноги. Из-за этого он уже не мог нести очередного богослужения, от которого был освобождён, но продолжал принимать людей.

Сам преподобный знал о своём скором переходе в вечность. Когда в ноябре 1915 года он исповедовал перед смертью своего духовного сына, митрополита Киевского Флавиана, Высокопреосвященный сказал ему: «Не надолго расстаёмся: скоро опять увидимся».

За день до смерти батюшка раздал всё своё скудное имущество. 24 марта (по н.ст) 1917 года он собирался служить, но почувствовал себя крайне плохо — из храма его перенесли в келью, где он вскоре тихо и безболезненно отошёл ко Господу.


Мощи преподобного Алексия Голосеевского

Погребли старца 26 марта в Голосеевской пустыни у стены храма в честь иконы «Живоносный Источник». Спустя полгода на его могилке был установлен памятник в виде креста, где с обратной стороны было написано: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное», а также часто повторяемые батюшкой слова: «Что я? — Убогий монах».


Обретение мощей и канонизация

В 1925 году наместнику Лавры архиепископу Димитрию (Абашидзе) явился во сне отец Алексий и просил перезахоронить его, поскольку он плавает в воде. Этот сон повторился дважды. На свой риск владыка Димитрий решил обратиться с просьбой о перезахоронении к светским властям, на что, к своему удивлению, получил разрешение. Однако при условии, что если сон окажется неправдой, то участники этого мероприятия будут наказаны. Владыка согласился.

Как только могилку иеромонаха Алексий стали раскапывать, все копавшие сразу же провалились в воду, в которой плавал гроб святого. Представители светских властей настолько были испуганы этим событием, что сразу же разбежались, а собравшиеся вокруг верующие возликовали. Гроб был перезахоронен несколько ниже прежнего места, где и по сей день находится почитаемая народом могилка преподобного.

В 1993 году произошло обретение мощей отца Алексия, которые и сейчас находятся в храме Голосеевского мужского монастыря. А в 1999 году он был прославлен как местночтимый святой в лике преподобных. 30 ноября 2017 года состоялось общецерковное прославление преподобного Алексия (Шепелева).


НАСТАВЛЕНИЯ преподобного Алексия Голосеевского


Преподобный Алексий Голосеевский

- Нельзя пройти по пути духовной жизни, не зная искушений, но Господь не посылает человеку искушений выше его сил.

- Единственный способ облегчения скорбей — это слёзы, терпение и молитва.

- Во время скорбей необходимо терпение с великодушием.

- Сначала поклоняемся «Кресту Твоему», а потом и «Воскресение Твое» славим. Так и в человеческой жизни: сначала страдания, а потом радость.

- Своё «я» везде следует устранять, и на хуления и злословия других смотреть как на вразумление Божие.

- Да будет во всём Его святая воля — «да будет воля Твоя...»

- Когда ниоткуда нельзя ожидать помощи, тогда является небесная помощь.

- К себе должно относиться строго, а к другим — снисходительно. Человека борют нечистые помыслы; это пройдёт — злость на сердце нападает, а после этого — уныние и т.д. Одно сменяется другим. А всё это для нашего смирения.

- Делай добро, пока руки теплы.

- Деньги — это черви.

- Лишнее раздавайте своими руками.

- Поститься должно так, чтобы никто не знал об этом.

- Кто не ищет власти, тот не боится и лишиться её.

- Веру имей: как после бани чисто твоё тело, так после исповеди душа очищается Божией благодатью от грехов.

- Христианину необходимо всегда быть мыслями со Христом.

- Болезнь тела рождает смирение души, как Апостол говорит: «Если наш внешний человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».

- Приближение человека к Богу есть приближение его к своему счастью; удаление человека от Бога есть удаление его от своего счастья.

- Милосердие Божие по отношению к милосердию человеческому есть то же, что целое море по отношению к капле воды.


Подготовила Марина Чижова

22 марта 2019 г.



ИСТОЧНИКИ:

    Житие иже во святых Преподобного и Богоносного отца нашего Алексия Голосеевского, старца и подвижника Киево-Печерской Лавры // https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitie-izhe-vo-svjatyh-prepodobnogo-i-bogonosnogo-ottsa-nashego-aleksija-goloseevskogo-startsa-i-podvizhnika-kievo-pecherskoj-lavry/

    Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава XX. ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСИЙ ГОЛОСЕЕВСКИЙ // http://goloseevo.com.ua/?p=2308&lang=ru

    Преп. Алексий Голосеевский: Когда ниоткуда нельзя ожидать помощи, тогда является небесная помощь // https://religions.unian.net/orthodoxy/899677-prep-aleksiy-goloseevskiy-kogda-niotkuda-nelzya-ojidat-pomoschi-togda-yavlyaetsya-nebesnaya-pomosch.html

    Алексий Голосеевский// https://drevo-info.ru/articles/16563.html



http://pravoslavie.ru/120075.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!