Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 11:39:53  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Православие и воинское служение  (Прочитано 11208 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 27 Октября 2019, 04:32:34 »

У военных священников есть свое оружие



Нашу Родину защищают не только солдаты, но и Русская Православная Церковь

Кто такие военные священники? В каких "горячих точках" они служат и как они живут? О том, какую роль играют военные священнослужители в конфликтных точках и как помогают солдатам, рассказал председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Сергий Привалов в программе "Образ" на Царьграде.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/N1CLWMRAtfc?list=PLoakhgttSsPpgYOBqvXGVGDixKPhe0KDp

В чем особенность военных священников

Вероника Иващенко: Для начала позвольте спросить: какую роль священнослужители сегодня играют в вооруженных российских силах?

Сергий Привалов: Роль всегда было высока. Эта роль - привнести духовную составляющую в служение Отечеству.

В настоящее время военный священник - он, с одной стороны, такой же священник, как на приходе. Но в нем есть одно, наверное, самое кардинальное отличие. Он готов быть вместе с военнослужащими. Он готов быть вместе с теми, кто защищает наше Отечество, нашу Родину, наши самобытные традиции, нашу духовную жизнь. И в этом случае священнослужитель становится не только в ряд тех, кто с оружием защищает. Но он привносит в эту вооруженную защиту духовный смысл.

В.И.: Дополнительную силу.

С.П.: Не только дополнительную духовную силу, но, с другой стороны, и нравственную составляющую. Потому как священнослужитель - это человек, имеющий призвание от Бога. Он вносит в воинское формирование очеловечение и осмысление того служения, к которому призваны военнослужащие. Люди с оружием - для них это ответственное послушание. И применение этого совершеннейшего оружия сегодня должно быть в чистых руках, с нравственным камертоном в душе каждого человека. А это, в первую очередь, характерно тому, что привносит священнослужитель в войсках.

Православные священники в Сирии

В.И.: Отец Сергий, сейчас наши военнослужащие участвуют в боевых действиях в Сирии. Скажите, каким-то образом в этих тяжелейших условиях их духовно окормляют православные священники?

С.П.: Да. Практически ежедневно совершаются богослужения. На авиабазе в Хмеймиме штатный военный священник присутствует вместе с военнослужащими. Более того, в большие праздники, великие праздники Русская Православная Церковь направляет дополнительно священнослужителей и певчих для участия в богослужениях не только на авиабазе Хмеймим, но и на военно-морскую базу Тартус.

Вот в Хмеймиме буквально совсем недавно состоялось освящение православной часовни в честь святаго великомученика Георгия Победоносца. И должен в скором времени быть освящен храм в Тартусе, в честь святаго праведного воина Федора Ушакова. Вот владыки, и тартусский, и владыка, который омофором покрывает Антиохийский патриархат и, в частности, авиабазу в Хмеймиме благословили сооружение православных церковных духовных. И вот совсем недавно принимали участие с владыкой Антонием Ахтубинским и Енотаевским в освящении этой часовни. Весь личный состав присутствовал на освящении.

Поэтому священники рядом. Священники внутри воинских формирований, они вместе с военнослужащими, даже в этих так называемых "горячих точках".



Наше главное оружие - это молитва

В.И.: Отец Сергий, недавно Святейший Патриарх Кирилл высказался об идеале христолюбивого воинства, приведя в пример войну на Ближнем Востоке. Действительно борьба с тем самым страшным врагом невозможна только с помощью оружия?

С.П.: Конечно. Поэтому и Русская Православная Церковь молится. Самое главное наше оружие - это молитва. И чем больше будет последователей христианской веры в мире, тем чище, тем духовнее, тем более миролюбивым станет человечество.

Поэтому религия любви, христианство - это такой потенциал, к которому должны прибегать люди. Они должны сравнить и другие религии, и, в первую очередь, тех людей, которые вообще отвергают религию и хотят быть т.н. атеистами. Или те, которые выбирают путь псевдорелигии, терроризм. Вот в этом случае христианство являет то значение и ту основу, к которой нужно прибегать, чтобы победить в духовной схватке. В этом случае молитва должна быть естественным состоянием души православного воина.

В.И.: И, наверное, именно поэтому так растет востребованность военных священников?

С.П.: Безусловно, и особенно в "горячих точках". Когда люди чувствуют, что не только сила оружия нужна. Нужна уверенность в своих действиях. Нужна уверенность в правоте своего служения. Внутри воинской части, соединений. И самое главное, что люди, обращаясь ко Христу, получают эту помощь. Многие впервые надевают на себя крестики православные. Многие крестятся. Многие впервые приходят к исповеди и ко святому причастию. Это, на самом деле, радостное событие для священнослужителей.

Сейчас около 170 штатных военных священников

В.И.: А расскажите, сколько сейчас военных священников?



С.П.: Военных священнослужителей на сегодняшний день порядка 170 человек. Это те, которые штатно назначены. И более 500 в разном качестве, мы называем их внештатными военными священнослужителями, служат в воинских частях. Периодически приходя, совершая богослужения, окормляя пасомых.

В.И.: А скажите, можно ли их называть капелланами, правильно ли это?

С.П.: Ну, в Русской православной церкви слово "капеллан" больше ассоциируется с католичеством или с протестантизмом. А в нашем обиходе иногда называют капелланами. Что, может быть, не совсем правильно, но есть такая тенденция называть военных священнослужителей так же, как унифицированно называют на Западе. Но я думаю, что каждый военный священнослужитель - он, безусловно, от этого не изменяет своего духовного внутреннего содержания.



В.И.: Расскажите, пожалуйста, какие требования их отбора? Они участвуют ли вместе в военных учениях с обычными военнослужащими?

С.П.: Во-первых, отбор достаточно жесткий. В первую очередь, он касается духовного образования. То есть, мы отбираем тех священнослужителей, которые имеют достаточно высокий уровень и духовного, и светского образования. Второй критерий - это навыки работы в воинской среде. То есть, должны иметь опыт пастырского служения, окормления воинских формирований. И третье, естественно, здоровье. То есть, человек должен быть готов к этому служению, сам должен изъявить желание пройти отбор соответствующий по линии Министерства обороны, в кадровых органах. И только после этого, и по рекомендации правящего архиерея своей епархии, он рассматривается уже Синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами. И утверждает это решение министр обороны Российской Федерации.

В.И.: К слову, какие сейчас в вашем отделе наиболее острые вопросы?

С.П.: Я бы не сказал, что какие-то вопросы стоят сугубо остро и мы их не способны решить. То есть, все то, что происходит, на сегодняшний день, - это решаемые проблемы.

Безусловно, одной из таких проблем является кадровый состав военных священнослужителей. У нас-то 268 штатных должностей, а назначено пока 170. Поэтому в дальних регионах, на северах, Дальний Восток, еще не до конца укомплектованы штатные должности военных священнослужителей. А дальше должна быть сформирована соответствующая база духовного просвещения. То есть, нам очень хочется, чтобы священника услышали, чтобы было выделено соответствующее время и место, где бы священник рассказывал о Христе, о духовных основах воинского служения Отечеству. Вот для этого нужно очень много еще пройти в воинской среде, добиться того, чтобы нас поняли, услышали и предоставили нам такую возможность. Не только, как некоторые говорят, с каждым военнослужащим в отдельности, но и с большими подразделениями одновременно.



Из офицеров в военные священники

В.И.: Отец Сергий, многие военные священники в прошлом были офицерами, в том числе, и Вы, правильно?

С.П.: Правильно.

В.И.: Расскажите, пожалуйста, часто ли случается, что именно военные становятся священниками?

С.П.: Ну, во-первых, человек, который сам познал Христа, он уже не может не говорить о нем. Если человек был ранее в офицерской должности, то он понимает, что следующий этап его служения - это нести слово Божие уже в священном сане. Но, опять-таки, среди тех, кого он больше всего знает и лучше всего ориентируется в той или иной обстановке внутри воинских частей.

И поэтому вот процент тех, которые являлись ранее офицерским составом, или прошли военную службу, может быть, в качестве контрактников, он достаточно высок. Но это не является единственным и правильным критерием отбора военных священников. Потому что есть военные священнослужители, которые даже никогда не служили в армии.

Но при этом они духом и своей любовью настолько близко к воинским частям и к тем ребятам, которые служат в войсках, что они стяжали такой авторитет. Они по-настоящему стали отцами для этих ребят-военнослужащих. Поэтому тут нужно смотреть на духовное призвание. А призывает сам Господь. А если так, то человек не может не служить ближнему. А кто больше всего нуждается? Конечно, военные. Потому как для них Христос - это защита. Для них Христос - это опора. Для них Спаситель - это цель жизни. Потому как именно тогда, когда они находятся внутри вот в таких тяжелейших условиях, они обращаются к Богу искренне. И вот в этом случае священник должен быть рядом. Он должен и молитвой своей поддержать ребят, и, в первую очередь, духовно наставить.



Среди военных все больше верующих

В.И.: А как влияют священники на взаимоотношения военнослужащих? Может быть, изменилась ситуация с дедовщиной, они влияют на моральное развитие?

С.П.: Наверное, все-таки самое главное - это то, что изменилось отношение человека к обществу, к миру, к самому себе и к религии, в принципе. То есть, число верующих и которые осознанно говорят, что они православные, вот вы говорили про 78%, сейчас уже даже больше процент, больше 79%.

И самое главное, что ребята, военнослужащие, не боятся исповедовать свою веру. Они осознанно крестятся, ходят в храмы, участвуют в богослужениях. Вот это, наверное, самое главное, что произошло с прибытием или с участием священнослужителей в воинских частях.

Второе - это изменение внутреннего климата внутри воинских частей. Изменилась, или улучшилась даже, воинская дисциплина. Я думаю, что во многом эти вопросы, конечно, не только к священникам, и их заслуга, что дедовщина сходит на нет. Во-первых, это очень правильные и грамотные решения министра обороны Российской Федерации Сергея Кужегетовича Шойгу. И сама по себе дедовщина, которая предполагает двухлетний призыв, когда одни по отношению к другим военнослужащим старшие и младшие, - вот это искусственное разделение приводило к конфликтам.



Сейчас этого нет. Все служат всего лишь один год. Это раз. И второе, задачи, которые решают вооруженные силы, стали, в первую очередь, боевыми. Людей готовят к войне. И поэтом они стараются соответствующим образом относиться к своему служению. Учения, переброски, перегруппировки.

Это все говорит о том, что некогда заниматься какими-то неуставными взаимоотношениями. Понятно, что может быть все, что угодно. Но в лучшую сторону изменяется отношение человека к человеку внутри воинского коллектива. Потому как они исполняют сейчас свой долг. Иногда в отрыве от своей родной земли. И очень часто с участием серьезнейших мероприятий, которые требуют концентрации, братского плеча своего сослуживца. Вот все это, ну, в комплексе, естественно, улучшает обстановку внутри воинских частей. И священники рядом всегда.

То есть, на полевых учениях они вместе с военнослужащими выходят, выставляют свои палатки, храмы-палатки, стараются молиться вместе с ними. То есть, это, на самом деле, реальная боевая работа военного священнослужителя.

https://tsargrad.tv/articles/u-voennyh-svjashhennikov-est-svoe-oruzhie_35735

Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 27 Октября 2019, 08:55:30 »

Тюренков Михаил

«Воздушно-духовные войска»: Генерал-майор Солуянов о православном смысле Дня ВДВ


Фото: pravoslavie.ru, hramilias.ru

Русские десантники 2 августа празднуют не только День ВДВ, но и память Пророка Божия Илии, Небесного покровителя своего земного воинства

С генерал-майором Александром Петровичем Солуяновым мы познакомились 15 лет тому назад в ходе паломничества в Абхазию. В те дни меня поразило, с каким благоговением этот прославленный десантник, боевой генерал, Герой Советского Союза, прошедший Афганистан и горячие точки постсоветской Средней Азии, относится к святыням, как молится, как общается с православным духовенством.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/Se-7X3aZr-E

Тогда, в «нулевые», Александр Петрович возглавлял Союз Михаила Архангела, православно-патриотическую общественную организацию, целью которой было сближение Церкви и Армии. А еще раньше именно генерал Солуянов стал прототипом популярной песни группы «Любэ» «Батяня-комбат», хотя сам он всегда скромно отнекивался: да, была даже идея снять клип на эту песню с ним в главной роли, но на самом деле образ – собирательный.

В канун очередного Дня ВДВ, промыслительно совпадающего с памятью Пророка Божия Илии, генерал-майор Александр Солуянов дал эксклюзивное интервью Телеканалу «Царьград». Речь пошла как об этом удивительном совпадении, так и о том, почему в последние годы главным символом дня воздушных десантников становятся отнюдь не пресловутые купания в фонтанах, а многотысячные крестные ходы в честь Небесного покровителя этого земного воинства. А если точнее, небесно-земного.

***

Войска Ильи-пророка

Царьград: Александр Петрович, 88 лет назад, когда создавались советские Воздушно-десантные войска, никто и подумать не мог, что день их рождения, 2 августа, совпадет с православным праздником Пророка Божия Илии, вознесшегося на Небеса на огненной колеснице, запряженной огненными конями. Вы многое сделали, чтобы Церковь официально объявила этого святого Небесным покровителем десантников, но чувствовался ли этот Промысл Божий и в советские годы?


Фото: официальный сайт храма Святого пророка Божия Илии

Генерал-майор Александр Солуянов: Разумеется, это Промысл Господень, и тому есть немало доказательств, начиная со времен Великой Отечественной войны. К слову, роль Воздушно-десантных войск в этой войне всегда была сильно занижена, поскольку десантники часто сражались в составе пехотных соединений. Однако генерал-майор Владимир Ананьевич Данильченко, председатель Совета ветеранов ВДВ и автор ряда книг по истории ВДВ, проделал огромную работу, чтобы установить истинную роль Воздушно-десантных войск в нашей Великой Победе.

Приведу несколько примеров: тот, кто знаком с военной историей, должен знать дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Александра Ильича Родимцева, автора документальной повести «Машенька из Мышеловки». Его история и эта книга – яркий пример участия ВДВ в Великой Отечественной войне. Осенью 1941 года в ходе обороны Киева его бригада чудом вышла из окружения. Известно, какие потери были в те дни, сколько было пленных, поэтому здесь очевидно Небесное заступничество.

Далее: 4 воздушно-десантные дивизии спасли Сталинград, и в первую очередь 13-я дивизия под командованием генерала Родимцева (формально дивизия была стрелковой, но созданной на базе частей 3-го воздушно-десантного корпуса – прим. ред.). Если бы она не удержалась на рубеже, Сталинград был бы сдан. Затем - Курск, и снова особая роль 32-го гвардейского стрелкового корпуса под командованием генерала-десантника Родимцева…

Однако командующие фронтами тогда старались не выделять десантников, хотя еще в 1942 году Гитлер приказал десантников в плен не брать. Впрочем, никто у нас в плен не сдавался, хотя и начинали бой в окружении. Словом, примеров огромное количество, одна только Вяземская воздушно-десантная операция 1942 года – самое настоящее чудо. Оказавшись в феврале в тылу врага, наши десантники на протяжении нескольких месяцев вели бои, прорвали окружение и в июне вышли на соединение с войсками 10-й армии.

И это – лишь несколько примеров из истории Великой Отечественной войны, к которым обязательно нужно добавить и легендарный «Огненный десант» в Майкопе в октябре 1942 года. Тогда наши бойцы десантировались во время боя из горящих самолетов и, уничтожив на вражеском аэродроме огромное число вражеских самолетов и солдат, ушли в леса, соединившись с партизанами.

Ц.: Очень жаль, что эти эпизоды не включены в школьные учебники истории. А что касается более поздних событий, в том числе тех, участником которых были лично Вы?


Фото из личного архива генерал-майора Александра Солуянова

А.С.: Конечно, и в Афганистане, и в других локальных конфликтах, в которых участвовали наши войска, ведущая роль ВДВ очевидна. Подвиг 6-й роты (знаменитый «Бой у высоты 776» 29 февраля – 1 марта 2000 года, когда 90 псковских десантников вступили в сражение с двумя с половиной тысячами боевиков Хаттаба и Шамиля Басаева) – беспримерный массовый героизм, именно этот подвиг во многом повлиял на завершение войны в Чечне.

Ц.: И в это самое время, в период Второй чеченской войны, на высшем церковном уровне было принято объявить Небесным покровителем ВДВ Пророка Божия Илию, а знаменитый московский Ильинский храм на Ильинке стал храмом Воздушно-десантных войск?

А.С.: Именно так, хотя, конечно, Илью-пророка десантники особо почитали и раньше. В то время я был советником командующего ВДВ генерал-полковника Георгия Ивановича Шпака, и мы обратились к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой, чтобы он благословил десантникам иметь свой храм. Его благословение было очень теплым, хотя Святейший сомневался, не слишком ли маленькая церковь. Но он прекрасно подошел, и уже без малого два десятилетия мы ежегодно во всех гарнизонах начинаем День ВДВ молебном и Крестным ходом в честь Пророка Божия Илии. А в Москве этот Крестный ход начинается в храме на Ильинке и проходит до Красной площади.

И это возрождение тоже – самое настоящее чудо! Ведь незадолго до этого, в 1990-е, под руководством наших американских «партнеров» существовали даже планы ликвидации ВДВ как самостоятельного рода войск. И я уверен, именно заступничеством Ильи-пророка Воздушно-десантные войска сохранились и сейчас являются не только боеспособными, но поистине лучшими в мире. И в этом году мы отмечаем 100-летний юбилей Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, воспитавшего более 100 героев нашей страны.

Не бывает атеистов в окопах под огнем

Ц.: Вы – советский офицер, которого ни в школе, ни в Казанском суворовском училище, ни в Рязанском командном училище явно не учили основам веры. Что стало главным на Вашем пути к Православию?


Фото из личного архива генерал-майора Александра Солуянова

А.С.: Главным событием здесь было чудо, произошедшее со мной в 1983 году. Я с группой офицеров и солдат десантировался точно на командный пункт противника. Нам нужно было уничтожить группу, которую на протяжении 6 месяцев готовили американцы. Бой. Их 70, нас 20: около 45 мы уничтожили, 15 или 16 взяли в плен. Дают команду взлетать, у меня автомат на правом плече, и вдруг громовой голос сзади: «Оглянись!», я оглядываюсь и вижу моджахеда, который целится мне в голову, но не стреляет.

Наш снайпер снял его двумя пулями, после чего, осматривая оружие, мы обнаружили, что у него заклинило патрон в патроннике. Советский АК-47, когда еще такое видано было! Конечно, я всех расспросил, слышали ли они этот голос, на что все сказали: «Командир, ну тут же пыль, грохот, гранаты, кто мог чего услышать». И в дальнейшем было много чудес, но если я начну обо всем этом рассказывать, то меня в «Кащенко» отправят. Конечно, какие-то семена веры были у меня и раньше, бабушка была верующей, но основное обращение произошло именно на войне: с 1982 по 1984 год. Нельзя забывать: атеистов под огнем не бывает.

Ц.: Вот уже четверть века Вы активно занимаетесь просветительской деятельностью, поставив перед собой задачу возродить православные традиции в нашей армии и, в первую очередь, в Воздушно-десантных войсках. Каковы плоды этой работы?

А.С.: Да, мы стараемся сделать так, чтобы наши войска были воцерковлены. Поверьте, у нас достаточно большие успехи: буквально перед штабом ВДВ возрожден полковой храм, как я уже сказал, практически во всех гарнизонах 2 августа начинается с молебна и крестного хода. И что очень важно, буквально на днях был издан указ президента о возрождении института политработников, создано Главное военно-политическое управление. И конечно, полковые священники должны работать с политработниками в тандеме, в том числе помогая отвечать на ту информационную войну, которая против нас сегодня ведется очень жестоко.

В этой работе я нахожу полное взаимопонимание и поддержку и с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиереем Сергием Приваловым, и с нашим новым командующим Воздушно-десантными войсками генерал-полковником Андреем Сердюковым. С Андреем Николаевичем мы много лет знакомы лично, еще в конце 1990-х, будучи командиром полка в Пскове, он регулярно бывал на богослужениях, исповедовался и причащался (что может подтвердить отец Олег Тэор, на протяжении многих лет духовно окормляющий псковских десантников). И как только генерал Сердюков принял командование, уже на следующий день он со своей супругой Еленой пошел в храм, находящийся напротив штаба ВДВ, исповедовался и причастился. Слава Богу, и наш Верховный Главнокомандующий тоже часто бывает в храме, и с ним у нас тоже полное взаимопонимание.


Командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков. Фото: официальный сайт храма Святого пророка Божия Илии

Хотя, конечно, православные традиции нашей армии в духовном плане еще нужно поднимать, еще много работать над воспитанием молодежи. И не скрою, ко мне не раз подходили православные офицеры из других войск и говорили, что очень хотели бы поставить духовно-воспитательную работу на таком уровне, на котором она поставлена в ВДВ.

День «Воздушно-духовных войск»

Ц.: В канун Дня ВДВ не могу не задать вопрос: удается ли постепенно нивелировать образ «дня пьяного купания в фонтанах», заменив его образом многочисленных Крестных ходов в честь Небесного покровителя десантников Пророка Божия Илии? И конечно, хотелось бы попросить сказать несколько поздравительных слов десантникам.

А.С.: Мы живем в счастливое время, наша армия, которую еще относительно недавно пытались уничтожить, сегодня позволяет нашей стране вести независимую внешнюю и внутреннюю политику. А главное – поменялась идеология. Однажды едкая газета «Московский комсомолец» назвала нас «Воздушно-духовными войсками», за что мы сказали им большое спасибо. Конечно, был определенный заказ представлять День ВДВ исключительно в неприглядном виде, но мы давно на это не обращаем внимания.

Пожелать же стоит, самое главное, высокой боеготовности. Мы, Воздушно-десантные войска, являемся авангардом Вооруженных сил России, причем, в первую очередь, в духовном плане. И именно поэтому нужно пожелать всем десантникам соответствовать этому высокому званию, нести его гордо и выполнять все поставленные боевые задачи.

https://tsargrad.tv/articles/vozdushno-duhovnye-vojska-general-major-aleksandr-solujanov-o-pravoslavnom-smysle-dnja-vdv_150289
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 27 Октября 2019, 09:03:27 »

Мультатули Петр

Подвиг мальчишек: Как погибла 6-я рота


Памятник воинам 6-й гвардейской роты, погибшим в Аргунском ущелье в Чечне. Фото: Karasev Victor/Shutterstock.com

Восемнадцать лет назад в горах Чечни под Аргуном 90 десантников вступили в неравный бой с полуторатысячным отрядом Хаттаба

Нам, принципиальным противникам социализма, большевизма, сталинизма и прочих "измов", часто ставят в упрёк, что мы, дескать, отрицаем советский период. Разумеется, такая постановка вопроса уже сама по себе является бредовой, так как отрицать исторические периоды невозможно.

Мы говорим о другом. Что нельзя возводить какое-либо человеческое учение, доктрину или государство на уровень Божества, которому следует приносить кровавые жертвы. Что преступно во имя различных химер убивать сотни тысяч людей, объясняя это некой "целесообразностью". Мы отрицаем метод и практику так называемой советской власти, которая, к слову, "советской" никогда не была. Но это вовсе не означает, что мы отрицаем мужество, доблесть, труд нашего народа во времена этой так называемой советской власти.

Самое главное, что объединяет все поколения нашего народа, — это самопожертвование, ибо Господь говорит: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя". И совершенно неважно, кто и когда совершил этот жертвенный подвиг: герои Куликовской битвы, Бородина, Шипки, Порт-Артура, Брестской крепости, Курской дуги или в наши дни военный лётчик Роман Николаевич Филиппов.

Сегодня мы хотим вспомнить ещё один такой подвиг, совершённый уже в постсоветский период, в самом начале Второй чеченской войны. А совершили его совсем ещё юные ребята, бойцы 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ в период с 29 февраля по утро 1 марта 2000 года в горах Чечни под Аргуном, на высоте 776. Именно там 90 десантников вступили в бой с полуторатысячным отрядом полевого командира сепаратистов арабского наёмника и террориста саудита Хаттаба (настоящее имя Самер Салех ас-Сувейле). Ротой командовал подполковник Марк Николаевич Евтюхин.

История ещё расскажет, кто и как развязал в 1994 г. войну в Чечне, кто был в ней заинтересован, кто стремился стравить русских и чеченцев и использовать их противостояние в своих грязных целях. История также обязательно отметит, что в результате деятельности этих сил наша страна к 2000 г. была на грани распада, и что огромную роль в том, что этого не произошло, сыграл нынешний глава Государства Российского В. В. Путин.

Но история отметит также беззаветную верность долгу наших солдат, которые, как всегда в истории, остались верными присяге, несмотря на игры политиков и грязные проекты дельцов. Именно они, эти известные и безызвестные герои, в который раз отстояли Россию, как ранее это делали их прадеды. Это в полной мере относится к героям 6-й роты.

104-й парашютно-десантный полк прибыл в Чечню за 10 дней до боя на высоте 776. Командиром 6-й роты был назначен майор Сергей Молодов, который за 10 дней не успел, да и не мог успеть познакомиться с бойцами и уж тем более создать из 6-й роты боеспособное соединение.


Бойцы 6-й роты. Фото: www.globallookpress.com

Военная обстановка в Чечне тогда была следующей. В летнюю кампанию российские войска остановили вторжение боевиков Шамиля Басаева в Дагестан, отбросили их в Чечню, похоронив их надежды на "имарат от моря до моря", восстановили контроль над равнинной частью Чечни, осадили и после упорных боев взяли Грозный. После взятия Грозного основные силы боевиков были блокированы в Аргунском ущелье на юге республики. Во главе остатков сепаратистов стояли т. н. главнокомандующий обороной Грозного, боевик Руслан Гелаев и арабский наёмник Хаттаб.

Потерпев поражение, отряды сепаратистов стали отходить в горно-лесистую местность на юге. Через Аргунское ущелье они уходили в Грузию, где прятали свои семьи, залечивали раны и получали оружие. По ущелью в Чечню шли караваны с оружием, медикаментами и снаряжением.

Российское командование, отлично понимая значение дороги через ущелье, вертолётами забросило на высоты над ним роты пограничников и десантников. Другие воинские части сжимали круг вокруг сепаратистов. Для последних это была фактически мышеловка. Российская авиация совершала до 200 вылетов в сутки, разнося горные крепости и лесные базы боевиков. В лесах действовал спецназ, долины занимались бронетехникой и мотострелками. Для Хаттаба и Гелаева оставался один путь: прорваться через кольцо российских войск и уйти в Грузию.

Вырываться из окружения боевики решили двумя большими группами. Одна (под началом Гелаева) пошла на северо-запад на село Комсомольское, другая (под командованием Хаттаба) двинулась в почти противоположном направлении — на северо-восток. В банде, кроме террористов-чеченцев, было большое количество арабов-наёмников. Боевики были хорошо вооружены и прекрасно замотивированы. Именно с ними и предстояло столкнуться десантникам 104-го полка.

Командиру 6-й роты командованием была поставлена задача: совершить марш в пешем порядке и занять господствующие высоты в Аргунском ущелье. Замыслом предусматривалось закрепить часть 6-й роты на высоте 776 и в дальнейшем, используя эту высоту как опорный пункт, выдвинуться и занять остальные высоты. Цель — не пропустить прорыва бандформирований.

28 февраля 6-я рота отправилась в 14-километровый марш-бросок до Улус-Керта. Десантники не взяли тяжёлое вооружение, вместо него они все 14 км тащили на себе боеприпасы, воду, печки и палатки, причём нести всё это пришлось по горам, да ещё и в зимнее время. Вертолёты командование решило не использовать якобы из-за отсутствия естественных площадок для их посадки. Отказались даже забросить в точку выдвижения палатки и печки-буржуйки, без которых солдаты замёрзли бы насмерть. Десантники вынуждены были тащить весь скарб на себе, именно по этой причине они не взяли тяжёлое вооружение. Когда бойцы наконец добрались до высоты 776, они были физически очень измотаны.

По совершенно непонятному стечению обстоятельств, армейская разведка не заметила крупную группировку противника (до 3000 человек), которая готовилась к прорыву через Аргунское ущелье. Бытует версия, что командование восточной группировки войск не учло специфику горно-лесистой местности, когда у подразделения нет возможности образовать сплошной фронт или даже контролировать фланги. К тому же никто не ожидал прорыва бандформирований в одном месте большой группой. Авиация, на днях месившая боевиков, также ничем не могла помочь: в течение всего дня район был затянут густым туманом, из низких облаков шёл дождь со снегом. Густой туман не позволил поддержать 6-ю роту вертолётами, но наша дальнобойная артиллерия весь день вела огонь по предполагаемым позициям боевиков, поддерживая десантников.

Около 11 часов утра Хаттаб вышел на позиции 3-й роты. Боевики по рации связались с командиром, назвав его по имени, и предложили деньги за проход. Ротный ответил тем, что навёл на них артиллерию. Хаттабовцы отступили.


Хаттаб. Фото: www.globallookpress.com

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 27 Октября 2019, 09:04:20 »

(Окончание)

Днём разведка 6-й роты столкнулась с 20-ю боевиками на горе Исты-Корд.

Головной дозор и командование поднялись на вершину одновременно с чеченской разведкой. Состоялась короткая, но ожесточённая перестрелка. В ходе боя майор Молодов получил смертельное ранение, и роту возглавил комбат Евтюхин.

Около четырёх часов дня последовала первая мощная атака сепаратистов. Боевикам удалось застигнуть и расстрелять на склоне третий взвод роты. Из этого взвода выжили всего трое бойцов. Затем начался штурм вершины. В нападении участвовали до 1,5 тысяч боевиков. Террористы давили десантников массированным огнём, обороняющиеся отстреливались. На склон навели огонь самоходного дивизиона; атаку удалось отбить. Ситуация уже была критической: множество убитых, почти все оставшиеся ранены.

Вторая атака началась около десяти часов вечера. По высоте по-прежнему вели огонь 12-мм САУ "Ноны". Около трёх часов ночи на помощь к обороняющимся пробились 15 разведчиков 4-й роты под командованием майора А. В. Доставалова, который в точности выполнил завет великого Суворова: погибай, а товарища выручай. Это была единственная помощь, которая дошла до 6-й роты. Тем временем боевики пошли на решающий штурм. Один из выживших бойцов роты, сержант Александр Супонинский, позднее так вспоминал тот день:

В какой-то момент они стеной на нас пошли. Одна волна пройдёт, мы их перестреляем, полчаса передышки — и ещё одна волна... Много их было. Просто шли на нас — глаза выпученные, орут: "Аллах акбар"... Потом уже, когда они отступили после рукопашной, предлагали нам по рации деньги, чтоб мы их пропустили..."

К тому времени на вершине оставались не более 40-50 десантников. Раненые погибали не только от пуль, многие умерли от лютого мороза. Тем не менее израненные, обмороженные бойцы ещё несколько часов отстреливались от наседавшей орды. Когда стало ясно, что высоты не удержать, а помощи ждать неоткуда, капитан В. В. Романов, взявший на себя командование 6-й ротой после гибели старших офицеров, вызвал огонь на себя. В пять часов утра 1 марта высоту заняли боевики. Несмотря на массированный артиллерийский огонь, которым накрыли высоту 776, остатки бандгруппы Хаттаба всё же смогли выйти из Аргунского ущелья.

В неравном бою погибло 84 российских военнослужащих, в том числе 13 офицеров. В живых остались только шестеро бойцов. Потери боевиков составили, по разным оценкам, от 370 до 700 человек. Несмотря на то, что некоторым хаттабовцам удалось прорваться из окружения, это уже была агония крупных сил боевиков. С весны 2000 г. они уже не имели возможности противостоять российским войскам в открытом бою, оставшись способными лишь на засады и террористические акты.


Фото: www.globallookpress.com

Вглядываясь в вечно молодые лица героев-десантников 6-й роты, невольно на ум приходят строки Анны Ахматовой о солдатах Великой Отечественной:

Вот о вас и напишут книжки;

"Жизнь свою за други своя",

Незатейливые парнишки —

Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

Вечная им Память!


https://tsargrad.tv/articles/podvig-malchishek-kak-pogibla-6-ja-rota_114841
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!