Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 12:38:16  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Коронавирусное «богословие»  (Прочитано 906 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 05 Апреля 2020, 17:32:32 »

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..


архимандрит Кирилл (Говорун)

В связи с распространением коронавируса, введением жесткого карантина во многих странах мира возник чрезвычайно острый вопрос: может ли вирус передаваться через Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы. Даже вполне устная приходская традиция свидетельствует простую истину – через святыню никакая зараза не передается. Однако в социальных сетях пришлось встретиться с весьма экстравагантным богословием заштатного архимандрита Кирилла (Говоруна), который полагает, что вирус все же передается непосредственно через Святые Тайны.

В частности, архимандрит Кирилл пишет:

«А так вирус – это часть творения Божия. Как физическая реальность, вирус – благ, как и все что сотворено в этом мире…».

Для начала – не совсем понятно, что такое «часть творения». Конкретный вирус (covid-19) не является и не может являться непосредственной «частью» творения Божия, он есть следствие того искажения, которое привнесено в мир грехопадением Адама. Человек, будучи смысловым центром всего тварного мира, пав, «обрушил», «утащил» за собой и все тварное бытие. То искажение, тление, которому подверглась человеческая природа после грехопадения, стало «достоянием» и всей прочей тварной природы и микроорганизмов в частности. Поэтому дозволено утверждать, что Бог не создавал болезней и вредоносных (по отношению к человеческому организму) вирусов, но таковые стали следствием искаженной (в силу человеческого грехопадения) природы. Поэтому нельзя утверждать, что вирус (covid-19) сотворен Богом. Это элементарная богословская ошибка, можно даже сказать школьная ошибка, за которую даже первокурснику семинарии дозволительно поставить «неуд».

Далее архимандрит Кирилл пишет:

«Мы считаем наводнения, вулканы, тайфуны злом, но они – естественная часть природного процесса, и поэтому не являются онтологическим злом. Также змеи и пауки, которые нас кусают, смертоносны для нас, но по своей природе она благи».

Потрясающая богословская безграмотность. И сам сатана по природе своей был благ, ибо его природа ангельская – творение Божие. В том то и дело, что зло содержится не в природе (естестве, натуре), а в личности (ипостаси) разумного существа – человека или ангела. Зло – не в природе, а в личности. И об этом архимандрит может прочитать в трудах свт. Григория Нисского, прп. Максима Исповедника.

Поэтому, конечно же, мы не считаем вулканы, тайфуны злом, ибо они не личности, а природные явления. Но эта природа повреждена, искажена, данное ее состояние глубоко противоестественно изначальной Божественной гармонии и благу, а следовательно эти явления способны приносить людям зло (в смысле страдания)[1]. Природа Божиих созданий – змей и пауков, тоже повреждена, а потому они способны вредить человеку и данный природный процесс (в рамках эволюции поврежденного мира) нельзя назвать естественным как это делает автор. В учебнике протоиерея Олега Давыденкова «Догматическое богословие» сказано:

«В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании, и всему материальному космосу противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад»[2].

Природа повреждена и процессы, происходящие в ней, нельзя назвать естественными (т. е. согласными с замыслом Божиим).

Далее архимандрит Кирилл пишет следующее:

«Вместе с другими бактериями и прочим, коронавирус – это часть экосистемы созданной Богом».

Опять двадцать пять. Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?

Видимо для того, чтобы на данный вопрос дать утвердительный ответ, архимандрит Кирилл совершает просто запредельное по своей экстравагантности заявление:

«Воскресшее тело Христа, которым мы причащаемся, было онтологически таким же телом, что и наше. В нем продолжали жить те же микроорганизмы, которые живут в нашем теле. Его отличие от нашего тела лишь в том, что эти микроорганизмы не могли его убить».

Интересно, а из какого Евангелия архимандрит Кирилл сделал вывод о том, что в Воскресшем Теле Христа «продолжали жить те же микроорганизмы». Хотя бы одно мнение хотя бы одного святого отца способен привести в пользу своей «потрясающей» гипотезы архимандрит Кирилл? Но даже если мы примем во внимание дерзкую мысль архимандрита Кирилла о том, что в Воскресшем Теле Христа обитали паразиты, но не причиняли Ему вреда, то каким образом они могут причинить вред тем, кто, причащаясь Святых Христовых Таин, становится единотелесным Христу? Ведь мы призваны причащаться «во исцеление души и тела», а не в принятие некоей акциденции (случайного присутствия) каких-то опять же случайных и не соответствующих самой природе Тела и Крови элементов.

Прп. Иоанн Дамаскин пишет о Таинстве Причащения:

«Очищаясь через это, мы соединяемся с телом Господа и с Духом Его и делаемся телом Христовым»[3].

Также прп. Иоанн подчеркивает:

«Причащением же называется (Таинство) потому, что через него мы причащаемся Божества Иисуса. А общением и называется, и поистине является вследствие того, что через него мы вступаем в общение со Христом и принимаем участие как в Его Плоти, так и в Его Божестве... Ибо так как мы причащаемся от единого Хлеба, то все делаемся единым Телом Христовым и единой Кровию, и членами друг друга, составляя одно Тело со Христом»[4].

Смысл Таинства Причащения состоит не в том, что мы, причастники вкушаем «частичку» Христа, а в том, что мы как бы «вбираемся» в Его Тело, природно «усвояемся» Им Самим (каждый из причастников только в той степени, в которой он сам подготовил себя молитвой и покаянием). В Святой Чаше после преложения Святых Даров обретаются не «частички Христа», но в каждой частице – весь Христос, в Его воскресшей, а потому нетленной, безболезненной, святой человеческой природе, которая неслитно, неразлучно, нераздельно, неизменно соединена с Божественной природой Второй Ипостаси Святой Троицы.

Для того чтобы понять смысл и значение Таинства Святого Причащения в жизни христианина, попытаемся представить следующую картину. На какой-то части планеты произошла мощная техногенная катастрофа, скажем, мощный термоядерный взрыв, в результате которого вся данная территория, включая людей, проживающих на ней подверглась тяжелейшему радиоактивному заражению. Предположим, ситуация такова, что на данный момент не представляется возможным вывести всех людей из зоны действия радиации, ибо действие смертоносного излучения таково, что пораженные им люди не смогут жить в естественных условиях, т. е. на «чистой территории».

Для того, чтобы такая возможность появились, этим несчастным людям требуется в достаточной степени изгнать из своего организма радиацию. Таковая возможность открывается в случае, если какая-то часть продуктов (допустим, вода), потребляемая ими, будет своим происхождением иметь не зараженный мир, а будет привезена извне, т. е. с «чистой территории». И вот в один из дней колонна гуманитарной помощи пересекает блокпост и цистерны с чистой водой «из другого мира» оказывается в «зараженной среде». Однако, для того, чтобы зараженному человеку употреблять «чистую воду» для изгнания из него радиации, необходима тщательнейшая подготовка его организма, определение оптимальной дозировки и т. д. Неправильное же «лечение» может привести к летальному исходу.

Выше была приведена достаточно грубая и с технической точки зрения, возможно, не вполне точная аллегория касательно того, как поврежденное первородным грехом человеческое естество может быть исцелено посредством постепенного приобщения (соединения) с нетленной природой Богочеловека. Пораженная «радиацией» греха, тления и смерти природа человека возникла в естестве первых людей вследствие их личного отступления от Бога. Однако, по причине онтологической тождественности природы Адама с природой его потомков все люди рождаются на свет уже зараженные этой «радиацией» первородного повреждения, которая неизбежно передается по наследству. Поскольку человек является богообразным существом во Вселенной и, соответственно, онтологическим «стержнем» тварного мира, постольку он олицетворяет физический мир пред Создателем, а соответственно, искаженное состояние человеческого естества неминуемо отражается и на состоянии всего окружающего мира, потому Бог и говорит Адаму: «проклята земля за тебя» (Быт. 3:17). Физический мир вторичен по отношении к человеку, а соответственно, избавление этого мира от «радиации» тления должно произойти через человека, через восстановление его природы. Апостол Павел говорит: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20-21).

Итак, человек (его личность и природа, поскольку человек есть природно-личностное соединение) есть единственное качественное связующее звено между миром тления и миром Божества. И природу человека от жала смерти (1 Кор 15:56), от неизбежного процесса тления реально спасти только соединением с другой человеческой природой, а не с каким-то иным вселенским «материалом» будь то вода, огонь, воздух или камень, которые по определению всегда вторичны и качественно примитивны по отношению к человеку. В отличие от вышеприведенной аллегории (о техногенной катастрофе и зараженной радиацией территории) погибающего человека в истлевающем мире невозможно спасти «чистой водой», поскольку сама вода, как материал, есть принадлежность зараженного мира и сама «инфицирована» тлением. Свт. Афанасий Великий пишет:

«Дух Святой отличен от единства тварного бытия»[5].

Поэтому «материал» для спасения человека должен с одной стороны соответствовать человеку. Другими словами – быть настоящим человеком. С другой стороны должен быть отличен от тварного бытия, которое заражено грехом.

Вторая Ипостась Святой Троицы – Бог Слово (будучи до воплощения не частью тварного бытия) воспринял тленное человеческое естество (неукоризненные страсти), и силой Божественной природы воскрес из мертвых для того, чтобы, согласно словам прп. Максима Исповедника, «чрез Себя и в Себе обновить естество человека»[6]. Таким образом, человеческая природа воскресшего Христа, которая неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно соединена с Его Божественной природой стала тем материалом иного мира, тем «антидотом», соединяясь с которым, у человека появляется возможность аннигилировать «радиацию» тления в себе. Поэтому Господь говорит: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 05 Апреля 2020, 18:07:48 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 05 Апреля 2020, 17:33:02 »

(Окончание)

Итак, повторимся, Святое Причастие есть «материал»[7], единственный и уникальный «материал» радикально отличный от всего прочего тленного естества, которым мы окружены. Согласно же «богословию» архимандрита Кирилла получается, что и сам «антидот»… ненастоящий… несовершенный… Он тоже подвержен всему тому тлению, коему подвержен и весь прочий «субстрат» окружающего нас мира. Подобное утверждение попросту обесценивает Таинство Причастия, как таковое, обесценивает и Жертву Христову, обесценивает и саму веру. Что же может быть страшнее, когда человек, облеченный саном архимандрита в весьма критический, а можно даже сказать, трагичный момент жизни людей, расшатывает в них самое главное – веру?

Сторонников традиционного отношения к Таинству Причащения архимандрит Кирилл Говорун обвиняет… в докетизме… Он пишет:

«Они (докеты) считают, что Тело Христа, в том числе Евхаристическое, неподвластно законам природы. Докеты, а позже евтихиане, тоже считали, что человечество Христа было онтологически иным, чем наше».

То, что Тело воскресшего Христа было неподвластно законам природы и было иным, чем наше, любой человек может прочитать в Евангелии. Воскресший Христос мог проходить сквозь стены, Он неожиданно появлялся и исчезал, делался неузнаваемым, а после позволил Луке и Клеопе узнать Себя… Что же касается ереси докетизма, то его сторонники полагали, что человеческая природа Христа призрачна, иллюзорна, она силой Божией возникала («казалась», от др.-греч. δοκέω – «кажусь») в сознании тех, кто соприкасался с Богом. В этом смысле последователем докетов является – увы, сам архимандрит Кирилл. Ведь он предлагает принять идею, согласно которой в Святых Тайнах содержится лишь призрачная полнота Божества. Рассуждения же архимандрита о дуализме и попросту не выдерживают никакой критики.

Наконец, архимандрит Кирилл восклицает:

«Зло – не в природе, а в выборе, который делает человек. Поэтому настоящее зло – не в вирусе, а в том, например, когда человек, вместо того, чтобы заботиться о своем ближним, выбирает игнорировать законы природы, приходит в собрание и заражает других людей!».

Невозможно с этим не согласиться, а потому священноначалие Русской Православной Церкви рекомендует людям, почувствовавшим недомогание воздержаться от посещения «собраний». Все верно! Но какое отношение этот последний абзац непосредственно имеет к Таинству Святого Причащения? И хотелось бы задать вопрос самому автору. Когда некий священнослужитель своими сомнительными «богословскими» опусами вводит свою паству в великое смущение, рождая в них недоверие к самому главному Таинству их жизни, калеча в них веру, вводя в отчаяние – это проявление любви? Вспомним, что говорит нам сам Христос: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, том лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42).

И в заключении хотелось бы предложить читателю достаточно необычную для данной статьи мысль. Ведь если спросить напрямую – а может ли в результате причащения в человека «войти» зараза коронавируса? Отвечаем, да. Может и сам сатана войти. Но совсем не по причине того, что Святые Тайны являются переносчиком опасного вируса, а уж тем паче сатаны. В Евангелии мы читаем: «И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана» (Ин. 13:26-27). Не с самим куском, а после него… В Евангелии же читаем: «Кто веру имеет и крестится – спасен будет» (Мк.16:16). И данный принцип веры т. е. искреннего, благоговейного и покаянного прихождения к Таинству Крещения действует и по отношению ко всем другим Таинствам Православной Церкви. Свт. Кирилл Иерусалимский говорит такие суровые слова:

«Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя. Если же приступаешь с верою, то человеки будут совершать видимое, а Дух Святый сообщит невидимое»[8].

И этот принцип относится ко всем иным Таинствам Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

«Да не в суд или во осуждение будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи», – молимся мы перед принятием Святого Причащения. Апостол Павел пишет: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:28-29). Оказывается, если человек без должной веры, покаяния и благоговения, без страха Божия, но с наличием всех прочих страхов приступает к Святым Тайнам, то его лицемерие, неверие и двуличие делает его беззащитным перед самим сатаной, а тем более и перед всеми стихиями мира сего. И сатана входит в такого человека, даже и в «теле» злосчастного коронавируса. Однако это происходит не по причине причастия человека Святым Тайнам, а как раз наоборот – по причине отказа от причастности Им, т. е. Самому Богу. Пусть человек чисто формально и вкусил от Чаши, но своим лукавством, неверием, малодушием и трусостью он отказался от Христа, персонально с ним Таинства не произошло, и он обнаружил себя как некогда Адам… голым, беззащитным. Потому мы и молимся перед Таинством Причащения такими словами: «ни лобзания Ти дам, яко Иуда», т. е. не с лицемерием, как Иуда я должен подойти к Святым Тайнам.

А что тут можно сказать об архимандрите Кирилле (Говоруне), который придумал весьма неуклюжую (а по-сути богоборческую, богохульную) «богословскую» теорию, согласно которой зараза передается через Святые Тайны? Очевидно, что это не так и данная очевидность является не просто плодом догматического учения Православной Церкви, но и вполне ощутимым фактом из священнической практики. Иереи и диаконы после причащения мирян сами потребляют Святое Причастие и за всю историю Православной Церкви не наблюдалось никаких инфекционных вспышек в среде духовенства. Более того, священники индивидуально причащают и больных людей – с открытыми формами тех или иных инфекционных заболеваний… И опять же – никаких инфекционных вспышек в среде служителей алтаря. Если бы все было так, как утверждают разного рода «горе-богословы», то, поверьте, священники, как «вид» исчезли бы из пространства человеческой истории.

С другой стороны, конечно же, мы не можем требовать от наших прихожан подобной стойкости и должны нисходить до многих, в том числе и моральных немощей наших пасомых. Предположим некий человек, будучи уже пожилым и с ослабленным иммунитетом, действительно боится подхватить эту заразу и, конечно же, не через Причастие, а просто от окружающих его в храме людей. Что же делать? Если откровенно, то я вообще здесь никакой проблемы не вижу. Ведь если человек не при смерти, то он может совершенно спокойно переждать пандемию дома и не ходить в это время в храм. Прп. Мария Египетская, память которой совершается в пятое воскресение Великого Поста, причащалась в своей жизни всего два раза! И столь редкое причащение не помешало ей стать величайшей православной святой.

И все же кое в чем с архимандритом Кириллом (Говоруном) можно согласиться. Да, коронавирус в каком-то смысле можно назвать «добром»… Дело в том, что в результате эпидемии covid-19 и информационной пандемии очень быстро и явственно выявилось –кто есть кто. Кто действительно искренне веруют во Христа и в исцеляющую силу Его Тела и Крови, а кто в своей трусости и подлости давно в душе своей предал и продал всех.

Руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии
Протоиерей Александр Новопашин


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Кстати, нахождение в этом списке «злого» тех же вулканов неуместно. Вулканы выполняют важнейшую функцию – выносят на поверхность Земли питательные вещества. Без вулканической деятельности жизнь не Земле вообще была бы невозможна. С древних времен люди знают о плодородии вулканической почвы, поэтому и стараются жить в непосредственной близости от них, невзирая на опасность.
[2] Олег Давыденков, протоиерей. Догматическое богословие. https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/8

[3] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры» Кн. 4; Гл. 13

[4] Там же.

[5] Афанасий Великий, свт. СС. Т.З, С.-Посад, 1903, с.36-40).

[6] Максим Исповедник, прп. Цит. по http://www.evangelie.ru/forum/t126880.html

[7] Да простит меня читатель за такие грубости, но, увы, разбирая «богословие» архимандрита Кирилла (Говоруна) невозможно обойтись без подобного (быть может, не всегда благочестивого) «разжевывания».

[8] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/tajnovodstvennye-pouchenija/


______________________________________________

http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/22992
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 05 Апреля 2020, 18:23:16 »

Протодиакон Владимир Василик

«Искони Церковь считала Святые Дары врачеством бессмертия»

Высказывания архимандрита Кирилла (Говоруна) о том, что вирус якобы может передаваться непосредственно через Святые Тайны, являются еретическими



Как сообщалось, заштатный архимандрит Кирилл (Говорун) высказал мнение о том, что вирус якобы может передаваться непосредственно через Святые Тайны.

Заявление о. Кирилла вызвало недоумение в православной среде. В частности, протоиерей Александр Новопашин, руководитель Миссионерского отдела Новосибирской епархии, сказал: «А что тут можно сказать о священнослужителе, который придумал весьма неуклюжую (а по сути богоборческую, богохульную) "богословскую" теорию, согласно которой зараза передается через Святые Тайны? Очевидно, что это не так и данная очевидность является не просто плодом догматического учения Православной Церкви, но и вполне ощутимым фактом из священнической практики. Иереи и диаконы после причащения мирян сами потребляют Святое Причастие и за всю историю Православной Церкви не наблюдалось никаких инфекционных вспышек в среде духовенства. Более того, священники индивидуально причащают и больных людей – с открытыми формами тех или иных инфекционных заболеваний… И опять же – никаких инфекционных вспышек в среде служителей алтаря. Если бы все было так, как утверждают разного рода "горе-богословы", то, поверьте, священники, как "вид" исчезли бы из пространства человеческой истории».

Напомним, что ранее в телефонном интервью РНЛ кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик заявлял: «Святые Дары – духовный огонь, опаляющий не только грехи человеческие, но микробы и различные болезни. Расскажу одну историю нашей семьи. Моя мама Галина Георгиевна является врачом с 60-летним стажем. На её памяти был такой случай в советское время: один из наших добрых друзей Дмитрий Дмитриевич, военный, заболел раком легких. Ему предстояла операция. Но перед ней весьма чтимый духовник, протоиерей Троицкого собора Александро-Невской лавры отец Иоанн Варламов втайне его причастил. И после повторного гистологического анализа врачи были потрясены. На первом анализе были ясно отмечены раковые клетки. На втором анализе их уже не было, а вместо раковых клеток непонятная бурая масса – как будто пораженные раковые клетки сгорели – огонь сошёл и расплавил их. Такова сила Евхаристии. Моя мама до сих пор хранит те анализы».

Высказывания архимандрита Кирилла (Говоруна) прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» протодиакон Владимир Василик:


К сожалению, архимандрит Кирилл (Говорун) в последнее время активизировал свою антицерковную деятельность. В частности, он выступил с целым рядом деклараций, которые можно было бы обозначить как «коронарное богословие». А именно, тезис следующий — считать, что Святые Дары не могут переносить инфекции — это докетизм, а также и то, что если Бог создал всё, в том числе вирус, то почему вирус является злом и это зло должно обязательно попаляться Евхаристическими Дарами. 

Насчёт докетизма, подобного представления, следует сказать, что архимандрит Кирилл (Говорун) перекладывает с больной головы на здоровую. Дело в том, что именно его представление о Евхаристии является чисто докетическим, в котором Христос совершенно оторван от материи Евхаристии, от того, что преподается верующему. В понятиях архимандрита Кирилла и ему подобных существует абстрактный, оторванный Христос, и вино и кровь, с которыми может происходить все, что угодно, и которые абсолютно подвержены всему, что угодно и могут переносить всё что угодно.

Церковь никогда так не считала. Искони Церковь считала, что Евхаристические Дары неразрывно соединены со Христом, и что они идентичны телу Христову, распятому на Голгофе, пострадавшему за нас и воскресшему из мертвых. Искони Церковь считала Святые Дары врачеством бессмертия, даром, призванным исцелять души и тела, тем паче, что мы причащаемся во исцеление души и тела.

Ни у одного отца Церкви мы не находим утверждения, что Святые Дары способны переносить болезнь и быть распространителем чумы, холеры или чего-нибудь другого. В постановлениях Соборов мы не находим ни одной рекомендации относительно того, как надлежит причащаться во время чумы.

Единственное исключение, которым достаточно невежественно воспользовался о.Андрей Кураев, — это комментарий Никодима Святогорца на 28-е правило Трулльского Вселенского Собора. В этом правиле запрещается использовать изюм или какие-либо соки для причащения. Но Никодим Святогорец говорит о том, что если некоторые священники это применяют во время эпидемии, вкладывая Святые Дары в изюм, то, в крайнем случае, пусть будет так. Но, тем не менее, он призывает к более каноническому способу причащения.

Отметим следующий момент. Кураев перепутал слова «погребающий» и «умирающий» (речь идет о том, что Святые Дары даруются умирающим, а не погребающим), продемонстрировав тем самым свое невежество в греческом языке. Кому интересно, посмотрите материалы на сайте Центра Святителя Василия Великого. Даже сам Никодим Святогорец настаивает на более каноническом способе причащения.

Ранее я говорил о евхаристическом чуде в нашей семейной памяти, связанном с исцелением от Святых Даров. Таких чудес при желании можно насчитать десятки и сотни. Такие чудеса реально совершались во время великих эпидемий и холеры, и чумы.

Вспомним, что ни во времена великой эпидемии 544 года, ни во времена великой эпидемии чумы 1348 года церкви не закрывались, Евхаристия продолжалась. То же происходило во время эпидемии чумы в Москве в 1771 году и во время эпидемии холеры 1831 года. Храмы не закрывались даже во время блокады. Богослужение в них не прекращалось даже во время артобстрелов и бомбардировок, даже при угрозе эпидемиологических заболеваний в блокадном Ленинграде, которые, к счастью, не происходили, но такая угроза была.

Поэтому антиклерикальные наезды таких одиозных, в том числе в нравственном отношении, личностей, как депутат Вишневский и другие, лишены всякого основания, а тем более огорчительно, что их поддерживают лица, связанные с Церковью, и лица в священном сане. Остаётся только догадываться о мотивах их действий. Мотивы их предосудительны, но о них мы распространяться не будем, чтобы в пост не осуждать братьев своих.

В целом, хочется сказать православным — не бойтесь, идите и причащайтесь. Конечно, со вниманием надлежит внимать наставлениям Святейшего Патриарха Кирилла и в то же время понимать его место в этом мире, трудность его служения, и понимать его наставления более глубоко, чем это обычно делается.

С чего начала свой путь преподобная Мария Египетская? Она начала с причащения Святых Христовых Тайн, перед тем, как перейти Иордан. Чем она завершила свой путь? Завершила опять таки причащением Святых Христовых Тайн. Она спасалась в пустыне, потому что совершала особое церковное служение. Она не бежала от опасности в пустыню, а, напротив, она пошла навстречу страшным опасностям, навстречу зверям, разбойникам, голоду, холоду и иным трудностям. Поэтому данный пример нас призывает к духовному мужеству, к страху не в пребывании в Церкви, а вне её. Вне Церкви, как говорит святитель Киприан Карфагенский, нет никакого спасения.

Если какая-то временная нужда заставляет нас заключаться в четырёх стенах, то мы являемся всё равно членами Церкви. И, тем не менее, пока существует хоть какая-то возможность причащения святых Христовых Тайн, то этой возможностью надлежит пользоваться для исцеления души и тела. Аминь.

https://ruskline.ru/news_rl/2020/04/02/iskoni_cerkov_schitala_svyatye_dary_vrachestvom_bessmertiya
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 05 Апреля 2020, 18:43:13 »

Главная задача Церкви в условиях коронавируса

Слово протоиерея Георгия Белодуров



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=o9CZa2IMuFM
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!