Андрей СошенкоКосмос должен быть русскимКуда денутся разработки Илона Маска, когда развалятся США?Продолжается заочная дискуссия между
Илоном Маском и
Дмитрием Рогозиным по вопросам космических перспектив и потенциалов в этой сфере США и России. В апрельском материале на эту тему
отмечал, что сейчас мы живём в такое время, когда всё невозможное может быть возможным. В том числе – и в положительном для России смысле. Была бы воля и ясное понимание в российской элите и власти, что именно нужно России во всех направлениях государственного развития, в том числе и научной сфере, в частности – космической. «Генные» и «цифровые» проблематики важны, но из них неправомерно в последние годы делают культ, задвигая еще на более дальний план космос, позиции которого преступно утеряны за время «реформ».
Касаясь приоритетного развития «цифровой экономики», в который раз приходится констатировать, что у нас во многом подменяют «цифрой» смысл собственно технологий и развития промышленности, «цифра» инструмент, но не сама «экономика». Технологии всегда развиваются под что-то, в данном случае – под покорение космоса, но не сами по себе под призрачные задачи. Поэтому в вопросах приоритетов научного приложения нужно вносить серьезные коррективы.
С апреля месяца в еще большей степени обострилась тема бунтов и погромов в США, открывающая самые близкие перспективы к
развалу этой «сверхдержавы». А потому вопрос: в случае крушения государства США, кому и куда перейдут их научные разработки? Одной из оставшихся частей США? Но хаос в Северной Америке может быть такой, что и оставлять будет там некому. Тогда кому? Никому? Китаю?
Со стороны России нужны нестандартные и «долгоиграющие» ходы. В случае с Маском нужно, чтобы он увидел перспективы русской (настоящей и позитивной) глобализации. Под это можно создать и международную крупнейшую научную корпорацию с российским «контрольным пакетом», можно и под руководством Маска, если он станет гражданином России. Но только под контролем исключительно России.
Как известно, 31 мая США впервые после девятилетнего перерыва
осуществили запуск своего пилотируемого корабля к Международной космической станции (МКС). Корабль Crew Dragon компании SpaceX стартовал с космодрома на мысе Канаверал. За запуском из Центра космических полетов имени Кеннеди наблюдал Дональд Трамп, который после успешного старта назвал Маска одним из «великих умов». Именно в этом Трамп не ошибается.
И хоть совсем недавно Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин
отметил, что новые американские космические корабли SpaceX Crew Dragon и Boeing Starliner являются более гламурными, чем российский «Союз», но, по сути, есть аналог«Союзов», – это не отменяет личные достижения Маска. Ещё Рогозин упомянул и о разрабатываемом в России корабле «Орёл», который, в отличие от американских новинок, будет способен летать не только на околоземную орбиту, но и к Луне. При этом, правда, он не стал упоминать, что для лунных полётов США строят совместно с Европой корабли Orion. Если к этому имеет отношение Маск, то расслабляться и декларативно уповать на «Орёл» не стоит. Да, хочется ещё раз подтвердить, что наш корабль
обязательно полетит, потому что «Орёл». Но когда? Нужно, чтобы раньше американо-европейцев и китайцев. Для России второго или третьего места не бывает. Только первое. Именно такое отношение нам передали в наследие Королев и Гагарин! Как писал в предыдущем материале, к сожалению, в России сегодня нет второго Сергея Королёва. Значит, нужно создавать коллективного Королёва, по возможности привлекая потенциал Маска.
Сколько там будут разваливаться США? Год, два, десять? На это уповать, разумеется, нельзя. Если вопросами полётов, например, на Луну занимается Маск, то результат у них (пока он – «их») будет. Повторю прежние мысли о Маске. С одной стороны, он встроен в западную модель организации общества (а как же иначе, проживая там). Во внутренней конъюнктуре он сейчас ближе к Трампу, нежели ко всякого рода демократам-глобалистам. А вообще он не вмещается в рамки существующей западной глобализации, руководствуется своими представлениями о мире, во многом планетарного масштаба, способен на совершенно нестандартные шаги и решения и не только в научной сфере. Что косвенно подтверждает его желание идти на диалог с российскими учеными, которым он даёт высокую оценку. Его яркая научная натура требует реализации его же идей, он сознательно или подсознательно ищет то, что ему недостаёт для достижения этого, и видит, судя по всему, пути объединения сил с российскими учеными. Думается, что он прекрасно понимает, что на США, а тем более – Пентагоне, мир не начинается и не заканчивается, есть более высокие категории, не совпадающие с западной моделью глобализации. А потому его личная миссия на Земле и на Марсе (мечтает умереть на Марсе) – совсем не служение Дяде Сэму. В этом смысле он прагматик – каковы ближайшие перспективы к реализации его мечты, то им и будет принято.
В последние годы Маск
любит писать в Twitter по-русски. Основатель компании Tesla признается, что ему очень нравится звучание русского языка.
Недавно Маск в твиттере
рассказал о разговоре с родственниками С.П. Королева. В своем сообщении американец назвал конструктора «одним из лучших» и «выдающимся человеком своего времени». Правда, в «Роскосмосе» справедливо поправили Маска, отметив, что Королев «был лучшим, а не одним из». Но для американца и «один из» – простительно. Как рассказал внук Сергея Королева Андрей, разговор с Маском прошел в непринужденной манере. Собеседники проговорили по видеосвязи двадцать минут. Маск произвел на Королёва впечатление «веселого и позитивного человека»…
Итак, куда денутся наработки Маска, да и сам Маск, после того, как США прикажут долго жить? Об этом нужно думать сейчас. Космос должен быть русским! Думаю, что и Маск об этом знает… Где-то совсем глубоко в душе.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятельhttps://ruskline.ru/news_rl/2020/07/14/kosmos_dolzhen_byt_russkim