Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 14:50:44  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Прежней жизни не будет: Неожиданная Патриаршая проповедь о миллиардах  (Прочитано 929 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 03 Августа 2020, 14:16:06 »

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве



2 августа 2020 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти пророка Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, мои дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником!

Всякий раз, собираясь приехать в какой-то храм совершить богослужение, я готовлюсь к тому, что мне следует сказать. Но сейчас, слушая отца настоятеля, я подумал: мне уже и сказать нечего, все, что я готовил, он сказал, и сказал очень хорошо.

Остановлюсь на одном, как мне кажется, важном обстоятельстве. На том, что пророчество, которое в религиозном сознании иногда воспринимается как способность предвидеть будущее, в действительности таковым не является. Пророк может прозревать будущее, но не в этом смысл его служения. Он может и не прозревать будущее, а быть пророком. Пророк — тот, кто передает людям Божию правду, а Божественная правда — это великая сила. Одних она привлекает, и они навсегда становятся учениками Господа, других раздражает, у третьих провоцирует агрессию против тех, кто эту правду провозглашает. Другими словами, Божия правда, как и Божие слово, — это оружие обоюдоострое, и без этого оружия Церковь потеряла бы свою силу.

Церковь всегда теряет силу, когда перестает возвещать Божию правду. А почему это происходит? Чаще всего от страха. В свое время, когда были прямые гонения на Церковь, многие боялись проповедовать, уходили далеко-далеко в пустыни, в катакомбы, только чтобы словом своим не навлечь на себя и на свою общину гнев гонителей. В другие времена остерегались говорить Божию правду, потому что она не совпадала с общественным мнением. Нам порой кажется, что в дореволюционные времена Церковь была свободна, но и в то время мало кто отваживался говорить ту правду, которая была особенно важна для нашего народа. Кто говорил правду о тогдашней интеллигенции или о тогдашней власти, не говоря уж о том, как разрушалась на глазах благочестивого народа Святая Русь? Да, были пламенные проповедники, такие как отец Иоанн Кронштадтский, но их было совсем немного. И люди в сане молчали — не потому что не знали, что происходит, а потому что не могли, не были готовы, не были способны обращать к людям Божию правду с огромным риском для своего благополучия.

Сегодня Церковь наша по милости Божией провозглашает Божию правду. Может быть, не так, как всем бы нам хотелось, ведь провозглашают ее от лица Церкви все-таки люди, и каждый сам налагает на себя определенные ограничения, связанные со своими интеллектуальными, культурными возможностями, с тем, как проповедник понимает окружающий его мир, насколько ему кажется целесообразным сказать то, что он собирается произнести. Но, тем не менее, даже если сделать все поправки на частные случаи, Церковь сегодня не боится говорить Божию правду. И правильно только что было сказано: когда вы читаете самые ужасные вещи о Патриархе, об архиереях, о священниках, помните, что даже капли правды там обычно не бывает, но все это направлено на то, чтобы скомпрометировать тех, кто правду Божию провозглашает. Так, чтобы народ перестал нас слушать и доверять: «Ну что ты нам говоришь? Ты посмотри, что о тебе пишут!»

Кстати, этому искушению подвергаются не только миряне. Однажды я был просто поражен общением с одним из владык — сейчас он на заслуженном отдыхе, человек уже пожилой. Мы летели с ним из одной страны в другую — он в то время работал за границей, а я был председателем Отдела внешних церковных связей. И он мне так по-братски (а мы давно с ним были знакомы) говорит: «Владыка, ну помогите, пожалуйста, деньгами, нам очень трудно». Я сказал: «Ну, мы же вам перечисляем деньги». «Да нет, Вы из своих помогите». Я поднапрягся, говорю: «Что значит из своих?» «Слушайте, у Вас же шесть миллиардов долларов». Я посмотрел на этого владыку и говорю: «Ты не шутишь?» «Да нет». Значит, этот бред достиг сознания архиерея, и он в него поверил.

Так вот, все, что говорят и пишут, — это чаще для того, чтобы мы перестали говорить Божию правду. Как только мы станем говорить то, что приятно слышать сильным мира сего, никакой критики в адрес Церкви не будет. Все моментально исчезнет, на руках носить будут. Но тот факт, что Церковь сегодня на руках не носят, — хоть она существует в условиях свободного государства, по милости Божией нет никаких гонений или ограничений нашей деятельности, — это и есть свидетельство того, что Церковь, подкрепляемая силой Божественной, стремится и сегодня тихим голосом обращаться к людям со словом, исполненным Божественной правды. И дай Бог, чтобы так было до скончания века, потому что, если Церковь умолкнет, не будет больше пророческого слова в мире.

Пророков гнали, и Церковь на протяжении всей истории гнали, потому что она совершала пророческое служение. Критика в адрес Церкви напрямую связано с тем, что Церковь говорит Божию правду. Вот хочется сегодня запустить страшный эксперимент с продажей младенцев от суррогатного материнства, а Церковь говорит: «Нет, это грех, этого делать нельзя». То же самое нам говорят про аборты — мы отвечаем: «Нет». Мы принимаем тех, кто совершил этот грех, женщин и мужчин, их мужей, мы проводим их через таинство Покаяния, но мы никогда не скажем, что это норма жизни. Мы никогда не скажем, что нормой является нарушение целостности брака, нарушение супружеской верности, как бы эту истину ни разрушала современная культура — в виде кинематографа, литературы и так далее. Мы будем говорить так, какими бы старомодными, устаревшими, неграмотными нас ни называли.

Поэтому пророческое служение, которое совершали древние пророки, совершается и сегодня. Как доставалось тем, так и ныне достается каждому, кто со смирением, без гордыни, но свидетельствует правду Божию, даже когда эта правда не очень приятна слушающим.

Пусть Господь сохранит нашу Церковь способной провозглашать Божию правду, способной осуществлять пророческое служение. Пусть новое поколение духовенства также будет способно продолжать то, что совершали предшествующие им поколения. И надеемся, что миссия Церкви продолжится, как Господь благословит, дабы до скончания века свидетельство Единой Святой Соборной Апостольской Церкви было свидетельством пророческим для спасения рода человеческого. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5672310.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 04 Августа 2020, 14:31:14 »

Михаил Тюренков

Прежней жизни не будет: Неожиданная Патриаршая проповедь о миллиардах


Фото: patriarchia.ru

Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые за долгое время коснулся темы "церковных миллиардов". С чем это связано? Несомненно, с новой фазой антицерковной информационной войны. Но не только.

Честно говоря, давно не слышал столь эмоциональной Патриаршей проповеди. Хотя прошедший Ильин день очевидно к этому побуждал и даже обязывал. И не только потому, что пророк Илия – Небесный покровитель Воздушно-десантных войск. Как известно, этот Божий пророк в своей земной жизни был совсем неполиткорректен и уж точно "нерелигкорректен". Так, именно он собственноручно казнил жрецов Ваала, распространявших в ветхозаветном Израильском царстве идолопоклонство.

Новозаветная Церковь во многом иная – воинствующая, но милосердная, однако это не значит, что имеем право быть равнодушными до теплохладности. Подобно тому, как многие западно-христианские исповедания уже давно готовы "благословлять" и "освящать" любую мерзость вплоть до однополых "браков". Лишь бы это позволяло им вписываться в "уютную" систему современного мира с её отнюдь не духовными, а вполне материальными "бонусами".

Собственно, именно об этом Патриарх Кирилл и высказался в своей последней воскресной проповеди 2 августа в московском храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке. Попутно рассказав чрезвычайно интересный эпизод из своей жизни – беседы с одним архиереем нашей же Церкви:

Мы летели с ним из одной страны в другую – он в то время работал за границей, а я был председателем Отдела внешних церковных связей. И он мне так по-братски (а мы давно с ним были знакомы) говорит: "Владыка, ну помогите, пожалуйста, деньгами, нам очень трудно". Я сказал: "Ну, мы же вам перечисляем деньги". "Да нет, Вы из своих помогите". Я поднапрягся, говорю: "Что значит из своих?" – "Слушайте, у Вас же шесть миллиардов долларов". Я посмотрел на этого владыку и говорю: "Ты не шутишь?" – "Да нет". Значит, этот бред достиг сознания архиерея, и он в него поверил.

Беседа характерная. Причём больше даже не для вчерашнего, а для сегодняшнего дня. Именно сейчас, когда после месяцев добровольно-принудительной "самоизоляции" с закрытием храмов для верующих абсолютное большинство приходов и священнослужителей оказались на грани разорения, наши "доброжелатели" начали с особым рвением считать церковные "миллиарды". И было бы лукавством говорить, что мы, люди Церкви, сами не давали повода ищущим повода.

"Мерседес" матушки игуменьи

Увы, пример "монахини на мерседесе С-класса", настоятельницы московского Покровского монастыря матери Феофании ещё долго будет аукаться тысячам простых "попов без "мерседесов". Наших зачастую многодетных батюшек, чьё служение столь же важно духовно, сколь тяжело физически. Автор этих строк прекрасно знает священнический труд. Даже столичные священнослужители имеют весьма и весьма скромный доход при чрезвычайно высокой загруженности и ответственности, и даже настоятели большинства московских приходов уж точно не могут позволить себе автомобиль представительского класса. А потому случай с игуменией Феофанией, чей монастырь, несомненно, самый богатый во всей Русской Православной Церкви (исключительно благодаря пребыванию в нём мощей широко почитаемой далеко не только среди верующих блаженной Матроны Московской), это прискорбное исключение из общего правила.


Святейший Патриарх Кирилл и игумения Феофания. Фото: patriarchia.ru

Напомню, Патриарх Кирилл благословил (читай – приказал) матери игумении продать "мерседес" и раздать вырученные средства на благотворительные нужды. На настоящий момент не владею информацией, исполнено ли предписание Святейшего, но сомнений в том, что это будет сделано, нет. Но, как говорится, "ложечки нашлись, а осадок остался". И именно поэтому Предстоятелю Русской Церкви пришлось затронуть тему "церковных миллиардов" в ходе последней воскресной проповеди. "Миллиардов" мнимых, однако очень сильно будоражащих воспалённое сознание современного общества. И множащих слухи и сплетни вокруг церковной действительности. На чём Патриарх остановился особо:

Всё, что говорят и пишут, – это чаще для того, чтобы мы перестали говорить Божию правду. Как только мы станем говорить то, что приятно слышать сильным мира сего, никакой критики в адрес Церкви не будет. Всё моментально исчезнет, на руках носить будут. Но тот факт, что Церковь сегодня на руках не носят, – хоть она существует в условиях свободного государства, по милости Божией нет никаких гонений или ограничений нашей деятельности, – это и есть свидетельство того, что Церковь, подкрепляемая силой Божественной, стремится и сегодня тихим голосом обращаться к людям со словом, исполненным Божественной правды.

Но проблема, конечно, не только в "сильных мира сего". Как "сильным", так и "слабым" людям современного мира Церковь "плоха", в первую очередь, тем, что говорит (действительно, очень тихо, без надрыва) самые элементарные вещи: не спи с чужой женой/мужем, не убивай своих детей и не развращай чужих. Даже "не укради" и то редко, даже регулярно ходить на богослужения, поститься, исповедоваться и причащаться Церковь уже давно никого не принуждает. Как и надевать платок и юбку женщинам и брюки вместо шортов мужчинам при входе в большинство храмов. Но просто порой говорит "неудобные" вещи о том, что грех – это грех. И уже за одно это Церковь... ненавидят. И в качестве самооправдания активно ищут "попов на "мерседесах" и патриаршие "миллиарды".

Без попов на мерседесах: COVID-19 открыл подлинную Русскую Церковь


Подлинные образы Русской Церкви: инок и схимник. Фото: Официальный сайт Святогорской Лавры

Консервативное обновление Русской Церкви

Но стоит признаться откровенно, в первую очередь, самим себе: вчерашняя проповедь Патриарха Кирилла наглядно обнажила не только проблемы и грехи современного мира, но и то, что сама Русская Православная Церковь в "постковидных" условиях уже не сможет жить по-прежнему. Разумеется, речь не о церковных реформах, упаси Бог. Но, как очень точно в одном из интервью Царьграду сказал известный православный пастырь и проповедник, настоятель Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев), нам крайне важно возродить исконную общинную жизнь нашей Церкви:

Это возвращение к подлинной общинности. Когда каждый прихожанин является фиксированным членом своей общины, со всеми вытекающими правами и обязанностями по содержанию своего храма. Когда священник не просто "эффективный менеджер", а по-настоящему духовный отец для своих прихожан, который знает всех. Когда епископ – это истинный отец отцов, родной своей епархии человек.

Думается, сегодняшний момент для этого не просто лучший, но тот самый, когда необходимо поспешить, иначе будет поздно. Ведь чуть больше столетия назад, накануне Первой мировой войны и дальнейших революционных потрясений многим искренне казалось, что у нас, в Государстве Российском и Церкви Русской, всё в полном порядке, мы находимся на пике. И тем больнее было падать. Повторю свою любимую скорбную фразу: забеги по кровавым граблям пора заканчивать. А для того, чтобы устоять, нужно держаться корней.

https://tsargrad.tv/articles/prezhnej-zhizni-ne-budet-neozhidannaja-patriarshaja-propoved-o-milliardah_271236
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!