Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 19:49:06  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Украина – Белоруссия: неужели передача эстафеты?  (Прочитано 881 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 16 Августа 2020, 15:52:09 »

АЛЕКСАНДР ДУДЧАК

Украина – Белоруссия: неужели передача эстафеты?

Как с помощью майдана, превращающего народ в толпу, похоронить вековое наследие



Происходящее в Белоруссии автоматически включает тумблер «Украина» в сознании каждого, имеющего представление о том, чем был Советский Союз. Крушение Большой страны стало крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. И вот после украинского майдана – белорусский майдан. Шесть лет спустя история обещает повториться…

Моя статья – не о причинах пресловутых цветных революций и не о средствах борьбы с этим разрушительным злом. Просто ещё одно напоминание о последствиях выпадения постсоветской республики (любой!) из рамок цивилизации общего корня. И неважно, как эту цивилизацию называют – русской, советской, российской…

* * *

Наследие, доставшееся Украине от времён её пребывания в составе Российской империи и Советского Союза, было более значительным, чем у Белоруссии. Города и территории, которыми к 1991 году приросла Украина, её природные ресурсы, выгодное географическое положение, развитая промышленность – всё это вдохновляло сепаратистов времён поздней горбачёвской перестройки, агитировавших за выход из состава Союза.

Украинские сепаратисты не сообщали о том, чьим трудом и талантом были обеспечены достижения Украины, как она стала технически наиболее развитой республикой СССР, выживет ли её экономика при потере рынков сбыта, разрыве кооперационных связей, производственных цепочек. Считалось, что всё это сохранится само собой. И когда 16 июля 2020 года украинские СМИ с пафосом отмечали 30-летие «Декларации о суверенитете», они тщательно вычёркивали слова, которыми заканчивался этот документ: «Принципы Декларации суверенитета Украины используются для составления союзного договора [выделено мною. – А.Д.]». Вот и в Белоруссии поминание суверенитета части народа вместо целого стало превращаться в разновидность идолопоклонства…

Преемники сепаратистов, разваливавших Союз, переобулись в евроинтеграторов и окончательно захватили власть в Киеве в 2014 году. Действия этой группировки принципиально отличаются от того, о чём радели русские цари, императоры всероссийские, советские генеральные секретари. Те правители обустраивали землю на пространстве от Карпат до Дона, от Чернигова до Черного моря; эти разоряют остатки доставшегося им наследия

При всех противоречиях между двумя политическими режимами, разделёнными революцией 1917 года, заводы и фабрики, основанные при Империи, разрушены не были. Предприятия модернизировались, развивались; создавались тысячи новых производств. Поддерживалась преемственность в научных школах и кадрах. Потребовался приход самостийников и евроинтеграторов, чтобы уничтожить вековое наследие. И сделано это было в основном за последние годы – после государственного переворота 2014 года. Всё, что могло приносить быструю прибыль, было приватизировано в 1990-е; всё, что могло составить технологическую конкуренцию Западу, было уничтожено.

Белоруссия сейчас пришла к исторической развилке. Она может повторить судьбу Украины. Эта моя статья – своего рода памятка белорусам («русским со знаком качества»). Это пометки к будущей «Красной книге» украинской экономики, к рассказу о том, как обрекались на вымирание уникальные предприятия.

* * *


Один из разрушенных цехов завода "Арсенал"

Завод «Арсенал» был основан по указу Екатерины ІІ. В 1764 году было издано «Положение о Киевской арсенальной команде», в соответствии с которым в крепости Киева был учреждён арсенал. На протяжении двух с лишним веков предприятие выпускало в основном военную, но также и гражданскую продукцию. Пережило революцию, эвакуацию в годы Великой Отечественной войны в Саратовскую область. В послевоенные годы, вернувшись в Киев, выпускало уникальные оптические приборы военного назначения, системы наведения, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и многое другое. Коллектив насчитывал до 50 тыс. человек. После развала Союза завод попытался перепрофилироваться в 1994 году, начал выпускать измерительную аппаратуру для гражданских нужд. Однако был взят курс на распродажу и сдачу в аренду корпусов и земли под ними, на увольнение сотрудников. К 2009 году после окончания дела о банкротстве ГП «Завод Арсенал» ликвидация завода была завершена, осталось лишь мелкое производство. Один из корпусов был сожжён и снесён, в другом теперь располагается «Киевфудмаркет», где президент Зеленский ставил рекорды продолжительности общения с журналистами. Остатки завода пытается эксплуатировать сейчас украинский ВПК для войны в Донбассе, но это даже тенью былого величия не назовёшь. Это позорная страница биографии умирающего великана.


Завод "Большевик". Фото: ukrinform

Одно из старейших и мощных предприятий Украины, основанное ещё до революции 1917 года – «Большевик», под таким названием помнят его коренные киевляне. А молодёжь знает здания и бывшие корпуса завода как торгово-развлекательный центр «Космополит». Изначально это был «Киевский чугунолитейный и механический завод», основанный в 1882 году предпринимателями-чехами Я. Гретером (он в 1881 году приобрёл в вечное пользование 4,4 га казенной земли под строительство завода) и И. Криванеком. В 1888 году предприятие было преобразовано в АО «Киевский машиностроительный завод Гретера, Криванека и К°» и стало одним из крупнейших промышленных объектов города. В 1909 году завод Гретера и Криванека начал выпуск первого в Российской империи дизельного двигателя. Завод, как и многие другие его сверстники, пережил две революции, эвакуацию в годы войны. В мирное время выпускал продукцию для оборонки и мирного назначения. После развала Союза из-за прекращения госзаказов и сотрудничества с РФ завод был на грани закрытия. Пытался найти свою нишу в новых условиях, и кое-что даже удавалось: в 2010-х годах (до 2014 года) «Большевик» изготавливал продукцию, которую не выпускало ни одно другое предприятие Украины. Морок декоммунизации не позволил сохранить раскрученную торговую марку – в 2018 году «Большевик» переименовали в «Первый киевский машиностроительный завод». А мелкие шкурные интересы нового режима обещают закончить историю этого уникального завода: часть площади предприятия после 2014 года распродавалась с таким вдохновением, что этим заинтересовались даже СБУ и киевская прокуратура. К середине 2019 года на предприятии всё же числилось более 300 сотрудников – в 3 раза меньше, чем в конце XIX века...


«Красный экскаватор» успешно уничтожается. Фото: zametkin.kiev.ua

Известный киевский завод «Красный экскаватор» (такое название носил с 1935 г.) начал свою историю от предприятия по производству сеялок – завода «Фильверта и Дедины», которое в 1918 году объединили вместе с заводом чугунного литья фирмы «Неедлы и Унгерман» и национализировали. Завод был эвакуирован в Западную Сибирь, а с осени 1943 года, сразу после освобождения Киева, его начали восстанавливать. Предприятие было успешным, выпускало экскаваторы, комбайны и другую технику. Однако обладало слишком большими территориями, удачно расположенными на юге Киева, – 28 гектаров. Новые власти в экскаваторах не нуждались; им было важно обанкротить предприятие и распродать землю под застройку жилья и магазинов. Завод был перерегистрирован в «АТЕК», а к 2009 году прекратил выпуск продукции и был признан банкротом. В ноябре 2014 г. был захвачен рейдерской бандой в форме батальона «Азов», которая резала на металлолом станки и оборудование. С 2017 года стали уничтожаться и здания…

Это только первые записи в «Красную книгу» уничтожаемых предприятий Украины. Кто-то хочет сказать, что в Белоруссии будет по-другому? Никогда не поверю!



(Окончание следует)

https://www.fondsk.ru/news/2020/08/16/ukraina-belorussia-neuzheli-peredacha-estafety-51634.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 19 Августа 2020, 21:24:05 »

АЛЕКСАНДР ДУДЧАК

Уроки для Белоруссии

Разъединение с Россией приведёт Белоруссию к краху



Никого не удивляет, что работники государственного предприятия выходят с протестами против главы государства, выступая, по сути, за приватизацию своего предприятия? Или не понимают, что последствиями переворота, в котором они пытаются участвовать, станут рост безработицы и падение уровня жизни для 95% населения? По имеющимся данным, на встречу с Лукашенко на Минском заводе колёсных тягачей (МЗКТ), которую показали все телеканалы, вышло около 800 человек из 4500 сотрудников предприятия…

Ладно, кому-то захотелось перемен. Так вариант смены власти, каковой домогаются протестующие, просматривается всего один – на утомлённую свалившейся на неё нагрузкой г-жу Тихановскую, жену профессионального оппозиционного блогера, представителя семейства живущих на гранты международных фондов.

Белоруссия может казаться опасна своим примером – она доказала эффективность модели с высокой ролью государства в экономике. Белоруссия показала, что критерий эффективности должен быть один – повышение уровня жизни граждан, а не увеличение частной прибыли на предприятии, возведённом общими усилиями, но приватизированном «эффективными менеджерами». С разворотом курса Белоруссии на Запад приватизация станет неизбежной, экономические границы государства будут сломаны. Да и приватизация будет ущербной – к ней допустят очень ограниченное число соискателей.

Снова пример Украины: из списков инвесторов новые власти исключили Россию – именно российский капитал мог дать лучшую цену за многие распродающиеся украинские предприятия и сохранить рабочие места, т.к. украинские предприятия были встроены в совместные производственные циклы. Приватизация в интересах Запада будет означать кончину многих предприятий как ненужных конкурентов. Или в лучшем случае – перепрофилирование высокотехнологичных и наукоёмких производств в линии фасовки продукции из импортного сырья, крупно-узловую сборку, выпуск более примитивной продукции. А чтобы покупка была выгодна «инвестору», не планирующему продолжение основной деятельности предприятия, будет проведена «предпродажная подготовка» – последовательное погружение эффективных сегодня предприятий в коматозное состояние. Это опыт Украины, который, кажется, никого ничему не учит…

Примут ли в Белоруссии напоминание об украинских предприятиях, созданных при СССР, переживших почти четверть века незалежности, но убитых умышленно теми, кто пришёл к власти после государственного переворота 2014 года?



«Антонов» – уникальное предприятие, основанное в 1946 году, создававшее самые мощные транспортные самолёты – Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия». Когда был поставлен крест на кооперации с РФ, перспективные Ан-70, Ан-148, Ан-158, Ан-178  остались в истории.  Правда, сейчас на Украине единственный экземпляр «Мрии», созданный при СССР в кооперации с сотнями предприятий Союза, записывают в достижения Украины, но знающих людей это смешит. 



Мотор Сич – ещё одно уникальное предприятие, которое уничтожить сложно, но можно. 95% продукции уходило на экспорт в Россию – двигатели и силовые установки для вертолётов, кораблей и пр. Киев после майдана 2014 года сам закрыл российский рынок, поставив предприятие на грань банкротства. Уникальные технологии давно интересовали Китай, который инвестировал значительные средства в «Мотор Сич»; это позволило предприятию заработать около 600 млн грн. прибыли за первое полугодие 2020 г. (по сравнению с 430 млн убытков за тот же период прошлого года), но стоило американским друзьям Украины нахмурить брови, от продажи «Мотор Сич» Китаю отказались. Ещё один пример циничного убийства высокотехнологичного производства после разворота страны на Запад, если  протестующим в Белоруссии он что-то говорит…



Другой пример для белорусов, желающих попробовать на вкус цветную революцию собственного приготовления, – Львовский автобусный завод. ЛАЗ занесён в Книгу рекордов Гиннеса как предприятие, выпустившее самое большое количество автобусов в мире (в советское время). Незалежность ударила и по нему, но ещё к лету 2014 года в цехах ЛАЗ стояли в разной степени готовности автобусы для Киева и Донецка. Однако осенью в год переворота производство полностью остановилось. Весной 2019 года начался снос корпусов завода-рекордсмена…

Список украинских предприятий, не переживших евромайдан, можно продолжать долго (Одесский припортовый завод, КрАСЗ, Азовмаш, Кременчугский сталелитейный завод, «Электронмаш» и т.д. и т.п.). Разъединение с Россией приведёт Белоруссию к краху, тогда как углубление интеграции дало бы синергетический эффект, при котором «1+1=3». Более глубокая интеграция должна была состояться давно, но она упорно буксовала. Почему буксовала – тема отдельного разговора, но такой разговор будет иметь смысл лишь в том случае, если переворот в Белоруссии не состоится.

Уже должны были быть реализованы пять интеграционных проектов, среди которых объединение МАЗа и КамАЗа; белорусских «Интеграла» и МЗКТ со структурами госкорпорации «Ростех». Реализация этих проектов открывала новые перспективы. Вместо этого сейчас между предприятиями РФ и Белоруссии усиливается конкуренция – МАЗ и КамАЗ проводят модернизацию каждый по-своему (эффект занижается), борются за место на внутреннем рынке вместо того, чтобы совместно завоёвывать позиции на рынке внешнем. То же самое происходит между производителями сельхозтехники – «Ростсельмашем» и МТЗ. Европе продукция этих предприятий не нужна. Даже Польша, которой Запад отвёл ведущую роль в организации переворота в РБ, лишилась собственных торговых марок в автопроме – на её территории собирают теперь авто других производителей – MAN, Scania, Fiat, Volvo, Volkswagen… Зачем им белорусские МАЗы и БелАЗы?

Было бы поучительно для белорусских производителей холодильников «Атлант» изучить также судьбу украинского предприятия «Норд», крупнейшего в Восточной Европе производителя крупной бытовой техники и торгового оборудования, обладавшего до переворота собственной научно-конструкторской базой. В 2013 году «Норд» выпускал около 1 млн. приборов. В 2014 году из-за войны, которую Киев развязал со своим народом, производство было законсервировано. А в 2016 году «Норд» перенёс производство холодильников и торгового оборудования в Китай, и с 2017 года появилось китайское изделие Midea – на него просто ставят торговую марку некогда популярной украинской фирмы.



И ещё… Только что завершено строительство новой АЭС – первой АЭС в Республике Беларусь. Основным партнёром в строительстве выступала российская компания «Атомстройэкспорт». Это гарантировало Белоруссии энергетическую независимость и возможности экспорта электроэнергии. Нужна ли Европе Белорусская АЭС? Нет, им нужны покупатели электроэнергии, а не продавцы. Судьба этой АЭС будет та же, что у литовской Игналинской АЭС…

Каковы аргументы тех, кто желает смены власти в Белоруссии? Недовольство может быть только одним  – черепашьими темпами интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации. Может быть недовольство тем, что белорусский президент позволял себе плевать в российский  колодец. Могут быть взаимные претензии, это естественно, но все претензии могут быть разрешены путём переговоров, ибо у Минска и Москвы есть желание искать компромиссы. Нет такого желания лишь у тех, кто отрабатывает заказ на отрыв Белоруссии от России, на повторение украинского пути…

https://www.fondsk.ru/news/2020/08/19/uroki-dlja-belorussii-51654.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!