АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВТО, ЧТО ОТ НАС СКРЫЛИ О ДЕПУТАТЕ ГОСДУМЫ: ДЬЯВОЛЬЩИНА НА "БЕРЕГУ АНГЕЛОВ"ФОТО: АНДРЕЙ НИКЕРИЧЕВ / АГН "МОСКВА"Едва успев вернуться в нижнюю палату Госдумы, бывший сенатор Сергей Калашников успел отметиться целым рядом ярких заявлений. Судя по всему, он очень хочет "светиться" в СМИ, чтобы продолжить парламентскую карьеру. Расследование Царьграда показывает, почему эту карьеру пора завершать.Свои скелеты есть в шкафах если не у всех, то у очень-очень многих известных людей – от деятелей культуры до политиков, от спортсменов до клоунов, тем более что эти четыре ипостаси как-то очень сильно перемешались. Другой вопрос, что некоторые научились свои скелеты хорошо прятать и даже приняли для этого соответствующие законы, а некоторые просто никому особо не интересны.
Однако наступает момент, когда специально обученные люди, заинтересовавшись вдруг какой-то историей, начинают копать-копать – и вытаскивают из потайных комнат неожиданные вещи, например гнусные истории.
Примером тому – громкие уголовные дела красноярского бизнесмена-авторитета Анатолия Быкова и экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала.
В действительности таких моментов, конечно, в разы больше.
Просто не везде фигурируют трупы убиенных сподвижников и конкурентов, гораздо чаще – отжимы, откаты, взятки, крышевание (последнее, заметим сразу, касается не только силовиков; чиновники и иные "избранные" вполне освоили такие приёмы). А потому зачастую происходит гораздо проще: человеку объявляют, что зарытые им тайны могут обратиться в реальный срок, и он тихо-спокойно уходит, теряет влияние, про него забывают все – в прямом и переносном смысле.
Один из этих двух сценариев, по информации Царьграда, может быть уготован экс-сенатору, а ныне депутату Госдумы от Брянской области Сергею Калашникову: на поверхность всплыла история с обвинением его в захвате земель в Подмосковье.
Державная рокировкаКогда прошлой осенью по кулуарам прокатилась новость о том, что Сергея Калашникова, одного из тяжеловесов ЛДПР последних почти тридцати лет, собираются переместить (вскоре, собственно, так и случилось) из кресла члена Совета Федерации, где он занимал тогда пост первого зампреда комитета по экономической политике, в Госдуму, это вызвало, конечно, живое обсуждение.
Во-первых, потому что это очень похоже на понижение. Калашникову не продлили сенаторские полномочия, а дали депутатские, истекающие менее чем через год.
Во-вторых, и это главное, неясна была причина такой кадровой ротации, устроенной Жириновским, заменившим Калашникова в Совфеде на другого "своего" депутата ГД – Вадима Деньгина.
Инсайдеры тогда предполагали, что сам 69-летний Калашников, который до сенаторства уже избирался в Думу от ЛДПР в шестом созыве (а до этого ещё в 90-х – в первом и втором созывах), готовится снять часть нагрузки с Игоря Лебедева, сына бессменного вождя либерал-демократов (или "легендарных державников", как недавно предполагала называться партия). Якобы экс-сенатор должен замкнуть на себе работу партии в нижней палате парламента.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456258936Правда, судя по тем резонансным пассажам, которыми успел за эти полгода отметиться Сергей Вячеславович, занявший сразу место теперь уже зампреда по экономической политике в Госдуме, кто-то (гадать особо не нужно, верно?) просто выдаёт желаемое за действительное.
Парад идейДля начала Калашников
выступил с идеей ввести начисление пенсий "по рангам" (всего десять ступеней): от минимальной, с дальнейшим вводом повышающих коэффициентов, до привилегированной. А заодно индексировать не все пенсии, но лишь часть, сообразно конкретной экономической ситуации.
Иными словами, предлагалось взять и поделить людей на некие классы – точнее, закрепить их официально в зависимости от профессий и места работы.
В этой системе сам Сергей Вячеславович, с большой долей вероятности, видел себя "на горе" – ему-то, получавшему в последние годы в СФ по 6 млн в год (то есть, грубо говоря, по 500 тысяч в месяц), такое ранжирование точно бы оказалось полезным.
Нет, нынешняя реформированная пенсионная система тоже неочевидна и, мягко говоря, далека от нормальной. Но инициатива, исходящая от народного как бы представителя в Думе, оказалась совершенно обескураживающей и повлекла за собой негативную реакцию.
И странно, конечно, что явно неоднозначную идею предложил тот самый сенатор, который пару лет назад, не заморачиваясь по этому поводу, голосовал за повышение пенсионного возраста, поддерживая изменения в системе пенсионного обеспечения и страхования.
Затем был ещё один яркий всплеск активности: Калашников предложил...
отменить Рождество! То есть не считать этот величайший православный праздник, 7 января, праздником в прямом понимании слова. Пускай, заявил он, это будет обычный рабочий день, не все в нашей стране, мол, отмечают.
Стоп, господин хороший! А как же прописанная в новой Конституции статья 67.1 (п. 2), в которой указано, что Россия, с её тысячелетней историей, сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога?
И опять бурная отрицательная реакция общества на заявление, как будто нарочно направленное на то, чтобы расколоть народ и потрясти устои государственности.
ЭКС-СЕНАТОР ПРИВЫК ЖИТЬ НА ШИРОКУЮ НОГУ. НО ЕГО РАСХОДЫ ВПЕЧАТЛЯЮТ КУДА СИЛЬНЕЕ. ФОТО: САЙТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИПотом Сергей Вячеславович догадался, видимо, что хватил лишку с этими "инициативами", и выдумал новую: разместить на пятитысячных купюрах портреты Путина. До такого, пожалуй, не смогли бы додуматься самые отъявленные лизоблюды, но тут уж, как говорится, лишь бы заметили..
И да, заметили. Только вот эффект получился обратный – многие сочли это настоящей подставой, способной дискредитировать президента, ведь подача новостей в СМИ была ожидаемой: "В Госдуме предложили печатать на деньгах фото Путина". То есть не просто депутат Калашников, а парламент вообще.
Ну и, наконец, самое свежее – сетование на то, что строительная отрасль задыхается от нехватки гастарбайтеров: как бы прозрачный намёк на то, что их-то, несчастных трудяг-мигрантов, нам надо поскорее вернуть. И заодно избавить бедолаг от тяжкой необходимости отдыхать на православное Рождество.
Впрочем, это только часть всех нюансов, которые заставляют как-то усомниться в том, что Сергея Калашникова, хоть и ветерана ЛДПР, примеряют на повышение роли в партии. Скорее всё обстоит ровно наоборот.
В свете грядущих выборов в парламент, которые состоятся осенью, есть устойчивое мнение, что Администрация президента всерьёз намерена избавиться от "токсичных" людей во власти. Тренд на это задан и уже упоминавшимися делами Фургала и Быкова, и целым рядом разоблачений высокопоставленных коррупционеров.
Понятно, как объясняют источники "Первого русского" в компетентных органах, сейчас многие наделённые большими полномочиями граждане стали умнее – им уже не приносят коробки из-под ксерокса с банкнотами в кабинеты, они не так часто "перетирают" денежные вопросы с тёмными личностями, удаляются от бизнес-схем и так далее.
Но в том-то и суть, что некоторые моменты из биографий затереть не удастся никак. И откуда-то с дальних полок силовики неожиданно достают разные неприглядные папочки, которые далее становятся предметом расследований – с далеко идущими последствиями.
А жизненный путь Сергея Вячеславовича Калашникова, к слову, весьма любопытен.
Царство счастливой карьерыС момента рождения будущего сенатора и депутата в 1951 году в казахском Акмолинске (который стал позже Целиноградом, Акмолой, Астаной, а теперь именуется Нур-Султаном) и до достижения им 24 лет информации в официальной биографии нет.
Известно, что в 1975-м он окончил Ленинградский госуниверситет и с дипломом психолога отправился по распределению преподавать в Новосибирский электротехнический институт. Спустя четыре года защитил кандидатскую диссертацию по теме "Анализ пластичности как черты темперамента" и получил назначение в Подмосковье – сначала на место начальника новых методов кадровой работы, а потом – руководителя социально-психологической службы Красногорского завода им. Зверева. Был членом КПСС с 1982-го, входил в состав бюро Ленинградского райкома компартии в Москве.
Вообще ему судьба благоволила, карьерный рост был очень быстрым для геронтократического СССР: в 1985-м – руководитель отдела Министерства оборонной промышленности СССР, начальник первой в России отраслевой социально-психологической службы, в 1988-м – завкафедрой научных основ управления, потом проректор по науке Института повышения квалификации руководящих работников Министерства химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР.
Правда, сам Калашников о тех временах сохранил плохие, кажется, воспоминания: он назвал однажды Советский Союз "
царством счастливой нищеты", режим – человеконенавистническим, и был рад устранению той власти.
Вероятно, поэтому после распада СССР в нём открылась коммерческая жилка, и он подался в бизнес – в основном, связанный с нефтяной отраслью, был также предправления банка и гендиректором Международной ассоциации защиты от безработицы и бедности.
Параллельно пошёл в политику: в 1993-м был избран от партии Жириновского в первый состав Государственной Думы, затем переизбрался во второй. Однако в 1998-м Борис Ельцин назначил его министром труда и соцразвития – по воспоминаниям самого Жириновского, это было частью размена, в котором влиятельная тогда ЛДПР обязалась поддержать другие президентские назначения.
Дальше – рутина госслужбы: заместитель госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии, руководитель департамента соцразвития в правительстве, глава Фонда социального страхования (оттуда нам оплачивают, например, больничные листы и вынужденную нетрудоспособность). И, наконец, в 2011-м – возврат в Госдуму.
Ангельская пыльИ именно в этот период старый новый депутат Сергей Калашников оказался в центре крайне неоднозначных событий. Точнее, тогда они всплыли, а началось всё, когда он ещё возглавлял Фонд социального страхования, то есть был не народным избранником, а высокопоставленным госслужащим.
В далёком теперь 2007-м бывший выпускник Ленинградского высшего военно-инженерного училища Олег Литвинцев, ставший потом коммерсантом, задумал заняться тем, что красиво именуется девелопментом. Проще говоря, присмотрел хорошее местечко на берегу Истринского водохранилища, близ деревеньки Миронцево (Солнечногорский район, Соколовское сельское поселение), решив построить там элитный дачный посёлок под громким названием "Берег ангелов".
Сумма затрат по проекту получилась внушительная – около 600 млн рублей. Это, для понимания, по тому чудесному курсу, когда доллар стоил меньше 25 рублей.
Выручили, как всегда, знакомства.
Его фирма "Универс Строй" часть арендованного помещения на территории завода в Красногорске сдала в субаренду предпринимателю Геннадию Гендину (он тоже занимался строительством).
ТО САМОЕ МЕСТО, ГДЕ СОБИРАЛИСЬ ПОСТРОИТЬ "ГОРОД АНГЕЛОВ". ФОТО: GOOGLE MAPSЛитвинцев и Гендин, почти ровесники (одному тогда было 40 лет, второму – 43), легко сошлись, стали приятелями. Плюс такой крутой проект по созданию VIP-посёлка, конечно, объединяет людей.
Литвинцев к тому времени уже провёл переговоры с банками и получил предварительное одобрение об открытии кредитной линии в одном из них. Правда, на условиях распределения дальнейшей прибыли в соотношении 50 на 50.
А Геннадий Гендин, надо заметить, человек непростой.
Уроженец украинского Николаева, он получил первое высшее в Рижском политехе, второе – в Московском международном коммерческом институте, в начале 90-х отработал несколько лет в Росвнешторге, возглавлял Фонд содействия культуре и искусству (а в его состав входили уважаемые люди – например, покойный ныне Армен Джигарханян), потом в 2003–2005 годах руководил представительством администрации Самарской области в Москве – в ранге, кстати, замгубернатора, хотя никакого особенного отношения к Самаре не имел, затем снова ушёл в бизнес.
В общем, связи у него имелись.
И именно он, как утверждал Литвинцев, предложил ему в компаньоны Сергея Калашникова – на тот момент занимавшего пост председателя Фонда социального страхования России, иначе говоря, государственного служащего в ранге министра.
Помогал Гендин своему приятелю, к слову, не просто так, от чистого сердца, а с конкретной целью – получить вознаграждение. И получил – 3 млн рублей, которые потом оказались для него роковыми.
Но всё это случилось много позже.
Когда не хочется огласкиПока же события развивались так, как и планировалось. Калашников, как затем это звучало в судах и не оспаривалось им, предложил финансировать проект на условиях 65 (бизнесмену) на 35 (чиновнику) – по получению прибыли, из которых 5% от доли инвестора компания Литвинцева будет перечислять ему лично (это уже из обращения организатора проекта Литвинцева в адрес президента).
Литвинцев согласился. И вскоре Гендин привёз ему простой вексель на 25 млн рублей, чтобы заполнить его от "Универс Строй" на имя главы ФСС. Что и было сделано.
Сергей Калашников не очень хорошо помнит те события:
Я на тот момент уже не был председателем Соцстраха, а до этого занимался бизнесом, и у меня были определённые накопления. И был президентом Федерации гольфа, а моим заместителем было некий Гендин. И этот Гендин уговорил меня вложить эти деньги не в инвестиционный проект, а просто как бы дать ему деньги для того, чтобы он вложил их в проект. Это всё было совершенно официально. А они меня кинули. А... ну да! Ещё был действующим тогда, верно! Но я-то отдавал со своих накоплений в банке.К сожалению, на сайтах
Госдумы и
Совфеда официальной биографии Сергея Калашникова нет. Есть она на
сайте ЛДПР, но никакого бизнеса после 1993 года там не значится – только выборные и назначаемые государственные должности.
Впрочем, громкими эти должности не были. О том, кто такой Калашников и какой пост он занимает, утверждал руководитель компании-застройщика, он на тот момент не знал – это обнаружилось только осенью 2009-го, когда они встретились в кабинете Калашникова. За это время, напомним, случился кризис 2008 года, и радужные планы миллионов предпринимателей по всему миру накрылись неплатежеспособностью американских ипотечников.
Слова подтвердились, и в июне 2008 года Калашников С. В. со своего личного счёта, открытого в Промсельхозбанке г. Москвы, перечислил сумму в размере 25 000 000 (двадцать пять миллионов) рублей на расчётный счёт ООО "Универс Строй", открытый в Тихвинском отделении Банка Москвы, в качестве первоначального взноса в финансирование проекта "Берег ангелов". В дальнейшем, со слов Гендина, Калашников С. В. должен был перечислять на счёт компании каждые две недели сумму в размере от 8 (восьми) до 10 (десяти) миллионов рублей в течении двух лет, т. к. строительство и реализация проекта были рассчитаны на два года и составляли в общей сложности 500 000 000 (пятьсот миллионов) рублей.Так рассказывал Олег Литвинцев в
упомянутой петиции в адрес Путина. Написанной, к слову, из-за решётки и полной саморазоблачительных признаний.
В общем, девелопер отказался от предыдущего варианта с банком и переключился на частного инвестора – в смысле, на прямое финансирование от чиновника. Сам Калашников себя инвестором не считает:
Нет, это не коммерческий проект. Я просто дал человеку в долг деньги. А они предложили мне вернуть не деньгами, а землёй. И переписали – якобы, то есть не якобы, а действительно переписали на меня землю, которую я собирался реализовать и вернуть себе деньги. Оказалось, они подделали все подписи, нотариуса, но на самом деле, получается, ничего не передали.Тот транш, что перевёл Калашников, Литвинцев, по его словам, потратил по назначению: поставил вокруг участка под будущую застройку (общей площадью в 16 га) ограждение, отсыпал технологические дороги, расчистил территорию и так далее.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОТИВ Г. ГЕНДИНА. ИСТОЧНИК: МОСГОРСУДА дальше наступил момент, когда деньги закончились. Но инвестор не выходил на связь, новых денежных поступлений не было. Литвинцев попробовал обратиться в банк за получением займа в рамках прежних договорённостей, но ему отказали – из-за уже повисшего долга в 25 млн.
В октябре 2009-го, продолжает он в своём письме, бизнесмен встретился с чиновником, попросил возобновить финансирование, тот вроде согласился поначалу, а потом отказал.
Вернуть средства у ООО "Универс Строй" на тот момент не было возможности, т. к. они были потрачены на реализацию проекта, а других поступлений на счёт не было. Калашников С. В., зная это, предложил в качестве оплаты переоформить на него одиннадцать земельных участков общей площадью 15,95 га, утверждая, что они не стоят даже тех денег, которые он перечислил. Я возразил и предложил ему обратиться в Арбитражный суд г. Москвы, т. к. наши отношения имеют гражданско-правовой характер, где будут определены сумма и сроки возврата. Однако Калашников С. В. сказал, что в официальные органы ему обращаться нельзя, потому что он занимает государственную должность и не хочет огласки.(Окончание следует)