Джоффри Ф. ГрешМировой океан поделят Россия, Индия и Китай. Америку ждёт поражениеФото: MOD Russia / Global Look PressВ новом веке США постепенно теряют статус самой сильной морской державы и не могут усилить флоты своих союзников. Теперь вопрос в том, чей флот будет самым мощным: Индии, Китая или России.Материал предоставлен Аналитической группой "Катехон".В прошлом месяце Индия впервые с 2007 года включила Австралию в свои ежегодные военно-морские
учения, носящие название "Малабар". Учения проводились в Бенгальском заливе и Аравийском море, в них также участвовали США и Япония, которые присоединились к учениям в качестве постоянного члена только в 2015 году. Недавно объявленное включение Австралии
отражает растущую озабоченность по поводу усиления морского могущества Китая в Евразии, от Средиземного моря и Индийского океана до Восточной Азии и Арктики. "Малабар" противопоставляется ежегодным учениям, проводимым Китаем и Россией, которые носят название Joint Sea.
Русский с китайцем братья навекС 2012 года Россия и Китай проводят совместные военно-морские учения, чтобы укрепить свои отношения, а также отточить свои военно-морские технологии и платформы. В течение первых нескольких лет
учения Joint Sea в основном проводились в Восточной Азии, включая Жёлтое море, Японское море, Восточно-Китайское море и Южно-Китайское море.
Но за последние несколько лет две страны расширили область учений – сначала до Средиземного моря в 2015 году, а затем до Балтийского моря в 2017 году. Учения также были связаны с усилением военно-морского присутствия в регионе: в прошлом месяце
Россия объявила о 25-летнем соглашении о базировании в Порт-Судане четырёх военных кораблей и 300 военнослужащих.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456253651Это дополняет
укрепление российского военно-морского господства на Чёрном море после присоединения к России Крыма в 2014 году, а также модернизацию и усиление
присутствия на военно-морской базе в сирийском Тартусе вскоре после этого. В то же время Китай построил свою первую
военно-морскую базу в Джибути в 2017 году на фоне дальнейших переговоров о том, что он
ищет новые опорные пункты.
Эти постоянно расширяющиеся учения и места базирования представляют собой появление новой "Большой Игры" на море, где рост военно-морского могущества угрожает дальнейшей дестабилизацией в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами. Но Соединённые Штаты, Индия, Япония и Австралия, среди прочих, могут помочь сбалансировать эти тревожные тенденции за счёт более широкого морского сотрудничества и инвестиций в модернизацию и расширение военно-морских сил, а также поддержки новых партнёрских отношений с региональными державами-единомышленниками.
Основные соперники на евразийском континенте – Китай, Россия и Индия – возглавляют эту зарождающуюся гонку морского соперничества великих держав, стремясь к
повышению глобального престижа и
достижению статуса великой державы. Это стремление к повышению международного престижа привело к росту инвестиций в стратегические инструменты национальной мощи, а именно военно-морские силы. Это, в свою очередь, привело к усилению военно-морской борьбы и военно-морской конкуренции в акватории Евразии.
Зачем великим державам морские силы?Навализм (navalism) – наращивание военно-морского могущества – понятие, которое давно присутствует в нашем лексиконе, но сегодня применяется нечасто.
Как пишет историк Крейг Саймондс, "навалистов обычно заботили имидж, честь, престиж и дипломатическое влияние. … Для них военно-морской флот был физическим свидетельством национальной зрелости". В конце XIX – начале XX веков "навализм стал своего рода идеологией, в которой
патриотизм, экономика и личные интересы переплетались с интересами обороны и безопасности".
По мере роста экономики страны на международном уровне возникает необходимость защитить зарубежные рынки, а также морские пути сообщения, по которым перевозятся товары и богатства страны. Как однажды написал морской стратег
Джулиан Корбетт в защиту британского навализма в начале 20-го века:
Мы имели могущество закрыть океаны. … Но вместо того, чтобы сделать это, мы открыли их для всего мира, и не только. В течение долгих лет нашего мирного господства британский флот трудился без устали, нанося на свои карты самые отдалённые уголки, находя новые пути и очищая их от опасностей, с которыми сталкивается честная торговля от Алжира до Востока. И все это было подарком миру, за который мы не просили благодарности.С момента окончания Второй мировой войны и, конечно же, с момента окончания холодной войны, ВМС США взяли на себя роль, аналогичную британскому навализму, защищая свободное и открытое глобальное достояние на благо мирового порядка и стабильности.
Сегодня навализм частично изменился по сравнению с тем, чем он был более века назад, и его можно разделить на более широкие инвестиции в военно-морское развитие (корабли и персонал), военно-морские или прибрежные оборонные технологии (оружие и кибервозможности) и общую военно-морскую деятельность (военно-морская дипломатия и учения) – как в региональных, так и в зарубежных морях.
Но
исторический навализм и энтузиазм по поводу национального флота всё ещё находят отклик в сердцах людей. Великие державы мира жаждут создания и развития военно-морского флота, который будет демонстрировать всему миру глобальный масштаб амбиций, мощь и национальный героизм, вызывая всеобщее восхищение. Навализм также связан с более широкой исторической траекторией великих держав за счёт военно-морского господства.
Китай - великая морская державаС тех пор как в 2013 году Китай выступил с инициативой "Морской шёлковый путь", он
столкнулся с усиливающимся давлением, стремясь обеспечить и защитить свои растущие инвестиции на окраинах и водных путях Евразии. Обширные морские регионы Евразии включают некоторые из наиболее важных стратегических проливов в мире, а также
27 из 30 крупнейших контейнерных портов мира.
Торговля между Азией и Северной Европой, Средиземным морем или Ближним Востоком, взятыми вместе, в последние годы составляла
примерно 27,7 миллиона двадцатифутовых эквивалентов в год, что делает торговые пути восток - запад и запад - восток одними из крупнейших и самыми загруженными в мире.
По некоторым оценкам, в ближайшие годы Китай будет доминировать в 17 из 25 крупнейших торговых направлений мира. Недавно Китай был назван
крупнейшим мировым торговым партнёром, обогнав США с годовым объёмом торговли около 4 миллиардов долларов.
Хотя, по некоторым оценкам, Китай по-прежнему отстаёт от Соединённых Штатов по расходам на оборону,
текущий оборонный бюджет Китая превышает совокупный бюджет его основных региональных соседей, включая Японию, Южную Корею, Филиппины и Вьетнам. Изрядная часть возросших расходов Китая на оборону привела к тому, что
больше внимания уделяется безопасности на море, защите его геоэкономических инвестиций и возможностям усиления могущества вдоль морских коммуникационных путей Евразии и других жизненно важных водных путей.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456254667Например, в следующие несколько лет
флот Народно-освободительной армии, вероятно, будет иметь более 330 боевых кораблей, и это число, возможно, вырастет примерно до 430 надводных кораблей и 100 подводных лодок к 2030 году, если текущие темпы производства сохранятся. В настоящее время военно-морской флот Китая насчитывает
более 300 кораблей, подводных лодок и современных ракетных катеров.
Китай добился успеха в своих усилиях по модернизации и расширению военно-морских сил отчасти благодаря закупке передовых российских эсминцев, подводных лодок и противокорабельных крылатых ракет, которые дают военно-морским силам Народно-освободительной армии опыт эксплуатации сложных платформ. Первым китайским авианосцем стал модернизированный советский авианосец под названием
Liaoning, официально вошедший в состав военно-морского флота в 2012 году.
В мае 2018 года НОАК начала ходовые испытания своего первого отечественного авианосца
Shandong. Спустя 18 месяцев, в конце 2019 года, судно Shandong было быстро введено в эксплуатацию. Некоторые учёные утверждают, что подъём военно-морского флота Китая следует рассматривать как стремление быть
"ответственной великой державой", поддерживая порядок на море с помощью совместных средств, таких как борьба с пиратством или терроризмом.
Быстрый рост индийских ВМФНо в Соединённых Штатах и в других странах растет консенсус в отношении того, что Китай всё больше тяготеет к политическому реализму (realpolitik), особенно по мере того как он наращивает присутствие своих военно-морских сил и преуспевает в сотрудничестве с Россией для распространения чувства силы и единства в Евразии.
Для сравнения, Индия занимает седьмое место в списке самых мощных военно-морских сил мира со 137 кораблями, включая один авианосец и ещё один, который в настоящее время проходит бассейновые испытания. Военный бюджет Индии увеличился на 5,5% – до 63,9 млрд долларов – в 2017 году, что поставило её в первую пятерку мировых лидеров, сразу после России.В 2018 году оборонный бюджет Индии вырос до 66,5 млрд долларов, а в 2019 году увеличился
ещё на 6,6 процента. Развитие военно-морского флота и совершенствование вооружений оставались приоритетом, несмотря на колебания в распределении военно-морского бюджета на протяжении многих лет.
Индия, например, успешно представила свою
сверхзвуковую ракету BrahMos (часть совместного индийско-российского предприятия), которая может быть эффективно использована в многопрофильном сражении (земля–воздух–море).
Хотя Индия по-прежнему погрязла в бюрократической волоките, вдобавок сохраняя ориентированность на сухопутное сдерживание в области своих северных границ с Китаем,
некоторые аналитики полагают, что она и дальше будет делать развитие и модернизацию военно-морского флота важным приоритетом в будущем, стремясь к статусу великой державы.
Поскольку Индия, наряду с Китаем и Россией, всё больше использует военно-морскую мощь, это приводит к усилению секьюритизации многих спорных морей Евразии. Каждая держава аналогичным образом вкладывала средства в усиление государственных военно-морских манёвров и растущие возможности расширения могущества – вместе с увеличением числа иностранных военных баз или доступа к стратегическим портам, – что связано с более крупными тенденциями зарождающегося военно-морского флота.
Проба сил боевых флотов не за горамиЭти факторы повышают риск возможности столкновения между соперничающими державами – непреднамеренного или иного – где-нибудь на спорных водных путях Евразии. Например, в 2018 году
военные корабли Китая и США чуть не столкнулись, когда Соединённые Штаты выполняли операцию по обеспечению свободы судоходства в спорных водах Южно-Китайского моря.
В прошлом году российский военный корабль, проплывший 1180 миль (1900 километров) от порта приписки Тихоокеанского флота во Владивостоке, агрессивно маневрировал в сторону американского военного корабля в Филиппинском море, что почти привело к столкновению. Это тревожный знак грядущих событий.Новая морская эра уже наступила, и это потребует от Соединённых Штатов, их партнёров и союзников ловких политических рецептов, управляющих расширяющимся – и порой агрессивным – присутствием в открытом море и военно-морскими возможностями Китая и России в акватории Евразии.
Учитывая, что американская экономика находится под давлением и прогнозируется растущий дефицит федерального бюджета из-за COVID-19, Соединённые Штаты в ближайшем будущем столкнутся со значительными внутренними и финансовыми проблемами, которые приведут к необходимости повышения приоритетности внешней политики США.
Несомненно, Соединённые Штаты продолжают поддерживать прочные отношения с Южной Кореей, Тайванем, Австралией и другими государствами-членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Но Соединённым Штатам следует делать больше
для продолжения взаимодействия с этими ключевыми партнёрами и союзниками. Этому будут содействовать дополнительные совместные многосторонние учения, продажа оружия, передача передовых технологий и более широкий обмен разведданными с Индией (важнейшим партнёром США) и другими державами Юго-Восточной Азии.
А что Япония?Содействие большей оперативной совместимости между Соединёнными Штатами и их азиатскими союзниками обеспечит лучшую готовность в случае крупного конфликта. Кроме того, Соединённым Штатам следует начать думать более стратегически о расширении масштабов и сферы действия
Четырёхстороннего диалога по безопасности между Соединёнными Штатами, Японией, Индией и Австралией.
Некоторые официальные лица предложили мне расширить состав "четвёрки", включив в него других стратегических союзников, таких как Великобритания и Франция, у которых также есть серьёзные интересы в Индо-Тихоокеанском регионе. Некоторые аналитики аналогичным образом призывали к созданию (хотя это и маловероятно)
"азиатского НАТО", которое возникнет из "четвёрки".
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456258319США, помимо "четвёрки", должны поощрять и поддерживать Японию сверх её текущих обязательств. Соединённые Штаты, например, должны содействовать продвижению инициатив Японии в области экономического развития и расширению военно-морских операций в Индо-Тихоокеанском регионе.
(Окончание следует)