Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 07:42:43  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Западная Сахара: забытое государство в зоне интересов США  (Прочитано 1384 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 24 Января 2016, 16:24:32 »

Александр МЕЗЯЕВ

Западная Сахара: забытое государство в зоне интересов США



 За несколько дней до нового, 2016 года на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят целый ряд резолюций, одна из которых заслуживает особого внимания. Она посвящена забытому международному кризису и в конечном счёте забытому государству под названием Западная Сахара…

Проблема Западной Сахары возникла после деколонизации Африки, в частности в связи с притязаниями на её территорию со стороны Марокко и Мавритании (площадь Западной Сахары - 266 тыс. кв. км, что на 20 тыс. кв. км больше площади Великобритании). Население Западной Сахары выступило за самоопределение и независимость, а Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Риод-де-Оро (ПОЛИСАРИО) оказал серьёзное сопротивление оккупантам. В настоящее время лишь 43 государства поддерживают Марокко в качестве стороны, имеющей правовые основания на владение территорией Западной Сахары. Большинство стран мира выступают в поддержку ПОЛИСАРИО, хотя признали Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР) в качестве независимого государства лишь 37 из них.



Специальный комитет ООН по вопросу о ходе реализации Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам рассматривают Западную Сахару как несамоуправляющуюся территорию и как одну из нерешённых проблем деколонизации. (1) В начале 1990-х годов проблема Западной Сахары, казалось, приближалась к своему решению, когда началась подготовка по проведению референдума о независимости… И вдруг всё остановилось. И проблема, и государство оказались напрочь забытыми.

Беззубость резолюции по Западной Сахаре ГА ООН, принятой в декабре 2015 года, очевидна: резолюция «выражает поддержку переговорам сторон», проходившим … в 2007-2008 годах, и просит Генсека ООН продолжать представлять доклады о развитии ситуации…(2) И это всё.

Тем не менее еще несколько десятилетий назад было сказано, что ответственность перед народом Западной Сахары несёт именно Организация Объединённых Наций. В последний раз Совет Безопасности ООН обсуждал вопрос о Западной Сахаре в ноябре 2015 года, однако делал это почему-то за закрытыми дверями. Что за этими дверями происходит, неизвестно, но можно предположить, что предпринимается попытка протащить решение, которое бы устраивало Запад, а отнюдь не население Западной Сахары. И в любом случае исключило бы быстрое мирное и справедливое урегулирование.



В апреле 2015 года Совет Безопасности ООН отказался заслушать (!) специального представителя Африканского союза по Западной Африке, бывшего президента Мозамбика Ж.Чиссано. На сегодняшний день абсолютное большинство стран Африки признают Западную Сахару в качестве независимого государства. Сахарская Арабская Демократическая Республика является членом Африканского союза. (3) Запад не устраивает стремление Африканского союза преодолевать региональные кризисы в Африке собственными силами, не устраивает настолько, что представителя Союза в СБ ООН отказались даже выслушать. А ведь Африка, когда в её дела не вмешивается «мировое сообщество», решает свои проблемы достаточно эффективно. Так, Мавритания, ранее оккупировавшая Западную Сахару и противостоявшая в этом смысле и Марокко, и САДР, в феврале 1984 года все свои территориальные притязания сняла и признала независимость Сахарской Республики.

В то же время СБ ООН демонстрирует полное бессилие в решении сахарского вопроса. Редкие резолюции СБ ООН по Западной Сахаре носят откровенно формальный характер. Они принимаются исключительно с целью очередного продления мандата Миссии ООН в Западной Сахаре, причём Миссия не предпринимает никаких действий, а просто «находится» на территории оккупированного государства. Мандат Миссии включает в себя задачи: следить за соблюдением прекращения огня; удостоверять сокращение марокканских войск на территории Западной Сахары; следить за тем, чтобы марокканские войска и войска Фронта ПОЛИСАРИО оставались в специально отведенных местах; предпринимать совместно со сторонами шаги к тому, чтобы обеспечить освобождение всех западносахарских политических заключенных или задержанных; наблюдать за обменом военнопленными. На политическое урегулирование нет даже намёка. Поэтому столь незначителен количественный состав Миссии: всего 210 военных и полицейских (из которых 26 военнослужащих, остальные – военные наблюдатели). Тем не менее стоимость Миссии впечатляет: бюджет 2015 года составил более 55 миллионов долларов.



Последние резолюции Совета Безопасности ООН по Западной Сахаре вообще носят искусственный характер. Так, в резолюции, принятой в апреле 2015 г., например, говорится, что Совет «призывает» стороны возобновить переговоры и «просит» Генерального секретаря «на регулярной основе, но не реже двух раз в год, кратко информировать Совет Безопасности о состоянии и ходе этих переговоров». (4) То есть Совет даёт указание информировать его о ходе переговоров, которые ещё не начались. А ведь Совету Безопасности известно, что переговоры прекратились ещё в 2008 году и никаких перспектив на их возобновление нет. Составители проекта резолюции, кажется, вообще не читали доклад Генсека ООН, в котором говорится, что, «несмотря на возобновленные и последовательные усилия Организации Объединенных Наций, не было достигнуто никакого прогресса в деле урегулирования спора о статусе Западной Сахары». (5) Все усилия вновь усадить стороны за стол переговоров вот уже семь лет ни к чему не приводят. И это притом, что стороны конфликта всё это время представлены одними и теми же лицами (король Марокко Мухаммед VI и президент САДР А.Абдельазиз), а вот «посредники» меняются. Так не в «посредниках» ли всё дело?

Нерешённость проблемы Западной Сахары на руку многим. Прежде всего, это, конечно, Марокко, которое выкачивает ресурсы как из земли, так и из воды САДР (исключительная экономическая зона и континентальный шельф Западной Сахары полны природных богатств, начиная от рыбы и заканчивая нефтью). Другие получатели выгод от нерешённости западносахарской проблемы – западные компании. Такие, например, как компания «Сан Леон энерджи» (штаб-квартира в Ирландии), которая в августе 2015 года начала бурение скважины «Эль-Ааиун-4» в районе Тарфая на оккупированной марокканцами территории. Президент САДР Мохаммед Абдельазиз (6) попросил Генсека ООН выступить с осуждением этого грабежа природных ресурсов народа Западной Сахары (7), но Пан Ги Мун отмалчивается. А СБ ООН проводит свои заседания в закрытом режиме…

На протяжении десятилетий особый интерес к контролю над Западной Сахарой имеется у США. В качестве спецпосланника Генерального секретаря ООН по Западной Сахаре долгие годы выступал бывший государственный секретарь США Джеймс Бейкер. Когда же на должность главы Миссии ООН в Западной Сахаре был назначен представитель другого государства, то параллельно был создан особый пост – «личный представитель» Генсека ООН по Западной Сахаре, специально под американца Кристофера Росса. То есть искусственно вставили в уже существующую систему, в которой работали и глава Миссии ООН в Западной Сахаре, и специальный посланник Генсека ООН в Западной Сахаре.

Здесь ещё надо иметь в виду и то, что западносахарская территория очень слабо заселена (всего 500 тысяч жителей) и примыкает к территориям, затронутым терроризмом и транснациональной преступностью (в частности, транзитом наркотиков из Латинской Америки). Отсюда значение территории Западной Сахары для режима глобального управления. Этим же объясняется нерешённость проблемы урегулирования сахарского конфликта…

_____________________________________

1) «Вопрос о Западной Сахаре». Доклад Генерального секретаря // Документ ООН: A/70/201 от 27 июля 2015 г.
2) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 70/98 – «Вопрос о Западной Сахаре» от 9 декабря 2015 г.
3) По этой же причине Марокко - единственная страна Африки, которая не является членом Африканского союза.
4) Резолюция СБ ООН № 2218 (2015), принятая на 7435-м заседании 28 апреля 2015 года // Документ ООН: S/RES/2218 (2015)
5) Доклад Генерального секретаря ООН о ситуации в отношении Западной Сахары // Документ ООН: S/2015/246 от 10 апреля 2015 г.
6) 1 января 2016 года состоялся очередной 14-й съезд (http://www.spsrasd.info/en/content/auc-chairperson-congratulates-sadr-14th-congress-reaffirms-solidarity-sahrawi-people-struggl) ПОЛИСАРИО, на котором М.Абдельазиз был вновь избран председателем движения и президентом САДР.
7) См.: «Приложение к письму Постоянного представителя Южной Африки Генеральному секретарю ООН» от 19 октября 2015 г. // Документ ООН: S/2015/804.

__________________________________

http://www.fondsk.ru/news/2016/01/23/zapadnaja-sahara-zabytoe-gosudarstvo-v-zone-interesov-ssha-38186.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 02 Августа 2016, 11:48:51 »

Александр МЕЗЯЕВ

Дипломатическая война из-за Западной Сахары



 На прошедшей неделе в Совете Безопасности ООН состоялось довольно неординарное обсуждение вопроса о положении в Западной Сахаре, который находится в повестке дня СБ ООН уже более сорока лет. Обсуждение вопроса проходило разные стадии: от эйфории в ожидании всенародного референдума о независимости в начале 2000-х годов до полного забвения в 2012-2015 годах. А сейчас вопрос о Западной Сахаре обострился до предела и находится на грани дипломатической войны между ООН и Марокко.

Несколько недель назад Марокко, оккупирующее Западную Сахару с 1975 года, заблокировало деятельность Миссии ООН. Конфликт разгорелся на высоком уровне: власти Марокко выступили против Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна лично за то, что тот в одном из своих выступлений назвал Марокко «оккупирующей державой», и пошли на обострение, выдворив весь гражданский персонал Миссии ООН в Западной Сахаре.

В настоящее время Совет Безопасности пытается срочно исправить ситуацию, но членов Совбеза разделяют серьёзные противоречия. Так, ряд членов СБ прямо поддерживают марокканскую оккупацию (Франция, Египет, Испания и Сенегал) и потому формально выступают за «минимальное реагирование» СБ ООН на происходящее. В то же время ряд других членов СБ, прежде всего Венесуэла и Уругвай, требуют от Совета Безопасности принятия решительных мер.

В связи с этим надо отметить необычное голосование по резолюции № 2285 от 29 апреля, которая была принята редким раскладом голосов: десять «за», два «против» (Уругвай и Венесуэла) и три воздержавшихся (Россия, Ангола и Новая Зеландия). Резолюция СБ ООН № 2285 предусматривает продление мандата Миссии ООН в Западной Сахаре (МООНЗС) на очередной срок в один год и предлагает Марокко начать переговоры о восстановлении нормальной работы Миссии. Несогласные государства (как проголосовавшие против, так и воздержавшиеся) выступали за более решительный ответ на фактическое объявление войны МООНЗС со стороны марокканских властей.

Почему всё-таки Рабат столь резко противопоставил себя ООН? Вопрос приобрёл актуальность в связи с любопытным дипломатическим шагом марокканских властей, предпринятым на недавнем саммите Африканского союза (АС), где Королевство Марокко неожиданно подало заявку на вступление в Союз. В 1984 году Марокко демонстративно покинуло Организацию африканского единства (ОАЕ) и по сей день является единственным государством Африканского континента, не входящим в АС.

Причиной резкой активизации Марокко по западносахарскому вопросу стала смерть руководителя национального движения за освобождение Западной Сахары – Фронта ПОЛИСАРИО (1) Мохамеда Абдельазиза, который занимал пост генерального секретаря ПОЛИСАРИО, был президентом Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) и непререкаемым лидером народа Западной Сахары с момента создания Фронта и начала вооружённой борьбы с мавританскими (Мавритания до 1979 года также претендовала на Западную Сахару) и марокканскими войсками.

На чрезвычайном съезде ПОЛИСАРИО 12 июля сего года председателем Фронта был избран Брахим Гали. Он же стал президентом САДР. Избрание состоялось абсолютным большинством голосов двух с половиной тысяч делегатов съезда ПОЛИСАРИО, собравшихся в лагере для западносахарских беженцев Дакхла в Алжире. Новому лидеру Фронта и президенту 67 лет. Он является одним из самых заметных фигур сахарской национально-освободительной борьбы. В 1970 году был одним из основателей ПОЛИСАРИО, первым генеральным секретарём Фронта и первым министром обороны САДР. Имеет большой боевой опыт, в том числе в качестве начальника штаба одного из военных округов. В последние годы занимался дипломатической деятельностью: на момент избрания новым руководителем западносахарского освободительного движения он занимал пост посла САДР в Алжире…

В этих условиях Рабат предпринял попытку использовать смену власти в ПОЛИСАРИО для того, чтобы взять инициативу в свои руки. Однако попытка не удалась. Несмотря на очевидный раскол в Совете Безопасности, его члены всё-таки потребовали от Марокко вернуть персонал Миссии ООН. 26 июля Совет Безопасности принял новое заявление, в котором призвал Марокко «продолжить переговорный процесс, который должен завершиться проведением референдума».

К настоящему моменту САДР не признают в качестве государства 36 из 54 стран-членов Африканского союза, но эта статистика не вполне отражает действительность, так как ряд стран Африки, формально не признавая государственность Западной Сахары, поддерживают ПОЛИСАРИО как единственного законного представителя народа Западной Сахары. Более того, эти же страны выступают за признание САДР членом ОАЕ и АС. На этом фоне попытка Марокко смешать вопрос о формальном признании государства и признании его членства в международной организации выглядит не слишком убедительно.

Что касается заявки Марокко на вступление в члены Африканского союза, то официально она на саммите в Руанде не обсуждалась. В то же время неофициальная реакция на марокканскую заявку показала, что раскол присутствует и в рамках АС. Так, Зимбабве выступило резко против принятия Марокко в члены Союза, заявив, что в рядах Африканского союза «не место странам, которые продолжают колонизовать другие африканские страны». Свою поддержку ПОЛИСАРИО и САДР вновь подтвердила Танзания. Гораздо более резким, нежели у Пан Ги Муна, стало выступление председателя Комиссии АС Н.Дламини-Зумы, которая ещё на саммите Союза в январе 2016 года заявила: «Мы не можем и далее продолжать занимать индифферентную позицию в отношении народа Западной Сахары. В настоящее время почти всё население страны проживает в лагерях для беженцев. Целое поколение целой страны никогда не видело родины, потому что родилось в этих лагерях».

Ранее Н.Дламини-Зума неоднократно заявляла, что Африка не может рассматриваться свободной до тех пор, пока народ Западной Сахары находится под марокканской оккупацией, Африканский же союз будет поддерживать западносахарский народ до окончательной победы.

В этой дипломатической войне Марокко уже терпит поражение. На только что состоявшемся саммите Африканского союза президент Чада Идрисс Деби даже отказался зачитать письмо марокканского короля с просьбой о вступлении Марокко в АС. А двадцать пять изгнанных членов Миссии ООН в Западной Сахаре уже тихо вернулись на свои места…

____________________________________________

http://www.fondsk.ru/news/2016/08/02/diplomaticheskaya-voyna-iz-za-zapadnoj-sahary-41757.html

(1) ПОЛИСАРИО - Национальный фронт освобождения Сагуа-эль-Хамра и Рио де Оро (Frente Popular de Liberación de Saguía el Hamra y Río de Oro. – исп.)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 23 Декабря 2020, 13:35:02 »

АЛЕКСАНДР МЕЗЯЕВ

Западная Сахара в политике глобализма

Борьба за территорию идёт более шести десятилетий


Фото: REUTERS/Juan Medina

10 декабря, за три дня до голосования выборщиков в США, президент США Д. Трамп объявил о признании суверенитета Королевства Марокко над территорией Западной Сахары. Решение неожиданное, и принято оно в противоречии с политикой США последних десятилетий.

Сразу после этого (и в прямой связи с этим) было объявлено о признании Королевством Марокко Государства Израиль. Марокко – шестая страна арабского мира, которая признала сионистское государство. И если первые признания происходили давно (например, признание Израиля Египтом состоялось в 1979 году), то три последних признания  – ОАЭ, Судан, Марокко – относятся к 2020 году. Кстати, США только что исключили Судан из списка стран, поддерживающих международный терроризм.


Карта: The Economist

Проблема Западной Сахары существует с начала 1960-х годов, когда деколонизация этой территории не была завершена в связи с претензиями на неё Марокко и Мавритании. Кроме собственной большой территории (почти 270 тыс. кв. км), Западная Сахара – это ещё и крупные залежи фосфоритов, железных руд, шельфовой нефти, богатые морские ресурсы при очень большой береговой линии.

Несколько десятилетий западно-сахарское урегулирование контролировали США. Так, в 1997-2004 годах специальным представителем Генерального секретаря ООН по Западной Сахаре был бывший государственный секретарь США Дж. Бейкер. Американцы крепко держали руку на пульсе жизни Западной Сахары… 

Бывший у Трампа помощником по национальной безопасности Дж. Болтон заявил, что Байден должен будет отозвать решение действующей администрации. А Дж. Бейкер прямо сказал, что новая администрация обязательно это сделает.

В последние недели Д. Трамп вообще принял (и, вероятно, примет ещё) ряд решений, которые будут отменены новой администрацией. Так, Дж. Байден уже объявил, что отменит санкции США, наложенные на судей Международного уголовного суда, а также отменит выход США из Договора об изменении климата. Вероятно, то же ждёт и признание суверенитета Марокко над Западной Сахарой.

Борьба за эту территорию идёт более шести десятилетий. Процесс «посредничества» ООН продвигается очень медленно. Затягивание референдума о независимости Западной Сахары выгодно Марокко (марокканские власти искусственно заселяют оккупированные земли для обеспечения благоприятного исхода референдума).

Последним решением СБ ООН по Западной Сахаре стала резолюция № 2548, принятая 30 октября 2020 г. по проекту США. Проект предусматривает очередное продление мандата Миссии ООН в Западной Сахаре и призыв к возобновлению переговоров всех сторон без предварительных условий. Резолюция была принята не единогласно. Хотя никто из членов Совета не голосовал против, два государства – Южная Африка и Россия – при голосовании воздержались.

Американский проект готовился келейно, он не учитывал ни одно из предложений, представленных Россией и другими членами Совета. Кроме того, в последние годы  резолюции Совбеза по рутинному продлению мандата Миссии ООН в Западной Сахаре (целью Миссии является обеспечение проведения референдума о статусе территории) стали содержать всё новые «вкрапления». Так, вместо норм международного права в этих резолюциях стали появляться тезисы вроде «необходимости придерживаться реалистичных подходов», «призывов идти на компромиссы»…

Официальная позиция России в отношении Западной Сахары заключается в том, что долгосрочное и справедливое решение возможно только на основе выполнения резолюций СБ ООН в рамках процедур, соответствующих принципам и целям Устава ООН. Путь к этому лежит через возобновление прямых переговоров между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО при посредничестве ООН. Решение администрации Д. Трампа во многом обусловлено и принципиальной позицией другого члена Совбеза – Южной Африки (РЮА). Правительство РЮА задолго до избрания в состав СБ ООН является de facto представителем правительства Западно-Сахарской Республики в ООН, направляя во все её главные органы письма от президента САДР Брахима Гали. Позицию своего правительства поддерживают многие южноафриканские партии, включая Коммунистическую партию Южной Африки, которая опубликовала резкое заявление в связи с акцией США; в заявлении говорится о «продолжающемся колониальном угнетении народа Западной Сахары».

Несколько дней назад власти Марокко направили членам СБ ООН письмо, в котором сказано, что «ни в одной резолюции СБ ООН ни это лицо [президент Брахима Гали], ни это образование [САДР] не признаются». В ответ правительство Южной Африки резонно заявило, что Сахарская Демократическая Республика является членом Африканского союза, что и САДР, и её президент признаны Союзом и действия РЮА полностью отражают позицию общеконтинентальной организации, чьи интересы она обязана проводить, будучи членом СБ ООН «от Африки».

Позиция Южной Африки в данном вопросе юридически безупречна, но политически требует дополнения. Если десять лет назад признание САДР поддерживалось абсолютным большинством членов Африканского союза (АС), то в последние годы произошло существенное увеличение государств-членов АС, признающих за Марокко права на Западную Сахару. В прошлом году Марокко впервые стала членом АС, а все эти годы с момента создания Организации африканского единства в 1963 г. (с 2002 года – Африканский союз) она отказывалась быть членом Союза по причине признания им независимости Западной Сахары.

Письма президента САДР Б. Гали в ООН содержат важную информацию, которая не звучит ни в докладах Генерального секретаря ООН, ни в выступлениях членов Совбеза. Так, в последнем письме Б. Гали говорится о бездействии Миссии ООН в Западной Сахаре в связи с открытием властями Марокко нового коридора, по которому идёт переброска «гражданского населения» из Марокко в Западную Сахару для изменения его численного состава с целью повлиять на результаты референдума. Приводятся факты вмешательства сил Миссии и подавления протестов граждан САДР против марокканской оккупации, тогда как репрессии марокканских властей против граждан САДР не вызывают у Миссии никакого интереса, даже когда они происходят в нескольких метрах от её здания…

Решение Д. Трампа подрывает принцип разрешения западно-сахарской проблемы на основе международного права, предусматривающий определение окончательного статуса данной территории через референдум.

За день до голосования по американскому проекту в СБ ООН группа государств Африки внесла свой проект резолюции по Западной Сахаре в Четвёртом (по деколонизации) комитете Генеральной Ассамблеи ООН. В отличие от американского проекта, продавленного в СБ ООН, африканский проект не взывает к «реалистичным компромиссам», а апеллирует к самоопределению народа Западной Сахары.

https://www.fondsk.ru/news/2020/12/22/zapadnaja-sahara-v-politike-globalizma-52531.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!