Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 23:58:22  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Внутренний потребительский спрос – основа экономического восстановления КНР  (Прочитано 963 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 25 Января 2021, 12:45:24 »

ВИКТОР ПИРОЖЕНКО

Внутренний потребительский спрос – основа экономического восстановления КНР

Сделано в Китае



Восстановление экономики Китая во второй половине 2020 года было основано на высвобождении отложенного спроса и более быстром, чем ожидалось, возобновлении производства и экспорта. Эта тенденция по всем признакам сохранится в 2021 году, что обеспечит сохранение высоких темпов экономического роста.

Рост будет обеспечиваться опорой на внутренний рынок и импортозамещением в важнейших отраслях. Продолжится реализация государственной программы «Сделано в Китае – 2025», которая ставит целью обеспечить КНР полную технологическую независимость. Китайский опыт в этой области имеет важное значение для России. Наша страна, как и Китай, оказалась во многом перед похожими трудностями, столкнувшись, помимо прочего, с недобросовестной конкуренцией на мировых рынках со стороны Запада.

Прогнозы по ускорению экономического роста в текущем году отталкиваются от макроэкономических показателей КНР, которые указывают на положительную динамику уже со второго квартала 2020 года. Так, ВВП Китая вырос во втором квартале на 3,2%, а в третьем квартале 2020 года – на 4,9% в годовом исчислении. По четвёртому кварталу пока точных данных нет, но эксперты подтверждают рост в пределах 5,5 – 6%. В целом, по предварительным данным, китайская экономика выросла в кризисном 2020 году на 1,9% и оказалась единственной крупной экономикой мира, показавшей пусть скромный, но рост. 

По оценкам Центра прогнозирования Китайской академии наук, темпы роста ВВП Китая в 2021 году увеличатся до 8,5%. Этот прогноз близок к оценкам роста ВВП КНР, сделанным Всемирным банком, который ожидает ускорение экономического роста Китая в 2021 году до 7,9%. Ряд ведущих китайских экономистов считают, что рост ВВП в первом квартале нового года может достичь 15% в годовом исчислении или даже больше. За тот же период 2020 года ВВП сократился на 6,8%.

Общий объём экспорта и импорта КНР в 2021 году, как ожидается, вырастет на 5,7% в годовом исчислении, а капиталовложения в основные фонды увеличатся в годовом исчислении на 7%.

В наступившем году потребление в Китае станет основной движущей силой экономического восстановления. Номинальные темпы роста этого сектора в 2021 г. составят примерно 11% в годовом исчислении. Здесь показателем служат розничные продажи потребительских товаров в ноябре 2020 г., которые выросли на 5% в годовом исчислении. Это был четвёртый месяц положительного роста с августа. А всего вклад потребительских расходов в экономический рост в третьем квартале 2020 г. составил 34,9% по сравнению с отрицательными 73% во втором квартале.

Ожидается, что в 2021 г. годовой располагаемый доход сельских жителей (их доходы меньше доходов жителей городов и потому служат более надёжным мерилом результативности экономики) на душу населения вырастет примерно на 8,3% в реальном выражении и достигнет 18 553 юаней (около 2870 долл.). При этом, согласно данным Центра прогнозирования академии наук, в 2021 году в Китае ожидается умеренный рост цен (всего на 1,1%).

Причиной быстрого восстановления производства в Китае в 2020 г. стали крупные государственные расходы на дорожно-транспортную и промышленную инфраструктуру. В 2021 году эти расходы должны увеличиться ещё на 2%. То есть инфраструктурное строительство, финансируемое государством, и в наступившем году останется гарантированной основой экономического роста, обеспечивая расширение внутреннего спроса в смежных отраслях.

Что касается фискальной и денежно-кредитной политики в 2021 г., то китайские власти, как информирует вице-министр Национальной комиссии по развитию и реформам Нин Цзичже, будут поддерживать активный курс, избегая чрезвычайных мер и стабилизируя экономику на «разумном» уровне.

Управляющий Народным банком Китая И Ган обратил внимание на то, что рост денежной массы и совокупного финансирования в целом соответствует номинальным темпам экономического роста. Действительно, Народный (Центральный) банк КНР до сих пор не обращался к мерам количественного смягчения в денежно-кредитной политике, как США и ЕС. Китай остаётся одной из немногих крупных экономик, продолжающих использовать нормальные монетарные меры. Это объясняется тем, что в КНР основной упор в восстановлении экономики был сделан на фискальную область. Спрос поощрялся уменьшением налогов и сборов при одновременном расширении государственной поддержки отдельных слоёв населения, малого и среднего предпринимательства. Министр финансов Лю Кун говорит, что Китай сохранит этот курс и в 2021 г., продолжая снижение налогов и сборов.

В первой половине 2020 г. предприятия и домохозяйства резко увеличили кредитные заимствования, в связи с чем в экономике КНР вырос общий уровень задолженности. В 2021 г., как ожидается, отношение долга к ВВП, которое учитывает все заимствования правительства, компаний и домашних хозяйств, не будет наращиваться. Поэтому кредитное плечо (соотношение заёмного капитала к собственным средствам) правительства «останется на стабильном уровне».

По словам главы Центрального банка, Китай в 2021 г. продолжит поддержку ставок кредитования на относительно низком уровне. Планируется также обеспечивать управляемый режим плавающего обменного курса юаня. В 2020 г. юань укрепился к доллару с почти 7 юаней за доллар до 6.5 юаней к концу года. Повышение курса юаня объясняется восстановлением внутренней экономики и ослаблением доллара США.

Ключевым направлением бюджетных расходов КНР в 2021 г. станут наука и техника. Государство продолжит поддержку опережающего развития высокотехнологичных отраслей и ключевых технологий, модернизацию промышленных и производственно-сбытовых цепочек, стимулирование инновационной активности предприятий.

В центре экономической политики будут оставаться также капиталовложения в борьбу с загрязнением окружающей среды и развитие «зелёных» производств, например рост собственного выпуска электромобилей, дальнейшее увеличение доли электроэнергии на возобновляемых источниках.

На этом в целом благоприятном экономическом фоне может отрицательно сказаться неопределённость в отношении внешнего спроса, если ограничения сохранятся на прежнем уровне и мировая экономика будет восстанавливаться медленно. Смягчить воздействие этого фактора поможет увеличение внутреннего потребления, на что и нацелена экономическая политика КНР в 2021 году.

https://www.fondsk.ru/news/2021/01/15/vnutrennij-potrebitelskij-spros-osnova-ekonomicheskogo-vosstanovlenija-knr-52687.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 28 Января 2021, 15:58:30 »

ВИКТОР ПИРОЖЕНКО

Реформа государственных компаний в КНР и китайская модель социализма

На чём основана история успеха в Китае


фото: REUTERS/Tingshu Wang

2021 год станет важным промежуточным этапом реформирования китайских государственных компаний (ГК), которые играют ключевую роль в экономике КНР.

Китайская история успеха основана не только на умелом сочетании рыночных и административных рычагов управления, но и (в первую очередь) на активном участии государства в экономической деятельности. Государственные компании в Китае определяют общую рыночную конъюнктуру, несут большую социальную нагрузку, обеспечивают внешнеэкономические интересы КНР.

Посредством регулирования цен на продукцию ГК, стоящих в начале цепочки производства добавочной стоимости (сырьевые, энергетические и инфраструктурные компании), правительство защищает перерабатывающие предприятия от скачков цен на мировом рынке. Китайский опыт в этой области и в целом китайская модель управляемой рыночной экономики важны и как альтернатива рыночному фундаментализму, и с точки зрения понимания путей развития в XXI веке.

Среди учёных нет единого мнения о том, как определять общественно-экономический строй, существующий в КНР: государственный капитализм это или социализм? В самом Китае его определяют, как социализм с китайской спецификой. Поэтому, учитывая китайский опыт, преимущества госкапитализма перед либеральным рынком можно рассматривать и как преимущества социализма перед капитализмом. Госкапитализм как модель экономического развития был впервые успешно применён в 1920-е гг. в СССР в виде «новой экономической политики» (НЭП), которая рассматривалась Лениным как начальный этап социализма.

ГК в Китае периодически подвергаются реформированию. Нынешний этап реформ начался в рамках действующего трёхлетнего плана (2020-2022 гг.), уточнённого на 2021 год. За первые 11 месяцев 2020 года китайские ГК провинциального и центрального подчинения получили 55,61 трлн юаней (около 8,51 трлн. долл.) доходов, что в годовом исчислении на 0,8% превышает показатели 2019 года. Правда, их чистая прибыль после уплаты налогов, составившая около 2,21 трлн. юаней, снизилась за 11-месячный период на 7,1% в годовом исчислении.

В 2021 г. реформы ГК сосредоточатся на трёх направлениях – переход ГК к акционированию и смешанной собственности; усиление рыночно-ориентированного подхода в хозяйственной деятельности; избавление от непрофильных активов. Ожидается, что данные меры в конечном счёте приведут к созданию в КНР группы государственных компаний мирового класса.

ГК, управляемые централизованно и подчинённые местным властям, пройдут акционирование и перейдут на корпоративную форму собственности, превращаясь постепенно в акционерные общества открытого типа, чьи акции будут обращаться на фондовом рынке. Изменится и форма управления этими ГК – учреждаются советы директоров в соответствии с требованиями современного корпоративного управления.

В процессе акционирования ГК будет поощряться внедрение смешанной формы собственности на предприятия. Частные компании получат право приобретать некоторую часть акций ГК. Более 200 ГК, вошедших в пилотный проект по реформированию, уже внедрили смешанную форму собственности, а некоторые зарегистрировались на фондовых рынках.

Примером реформирования крупных ГК стала China Railway Rolling Stock Corp – крупнейший в Китае производитель подвижного железнодорожного состава. Дочернее отделение этой компании в провинции Хунань ввело конкурсный порядок отбора управляющих на руководящие должности для многих подразделений, привлекая в том числе способные кадры из частных компаний. Расширение сотрудничества ГК с частными компаниями видится одним из способов повышения общей результативности экономики. Например, частные компании получат поддержку при участии в строительстве крупных железнодорожных проектов. Им будет обеспечен более широкий доступ к государственной инфраструктуре в области НИОКР. Будет ускорена аккредитация в частных компаниях технологических центров общекитайского уровня.

Необходимой мерой в деле улучшения конкурентоспособности ГК является повышение производительности труда. Для этого государственным компаниям будет оказана поддержка в расширении фундаментальных исследований и во введении инноваций, включая критические технологии.

При этом китайское государство в лице правительства сохранит контроль над всеми сторонами деятельности ГК. Правительство нацелено не допустить потерю государственных активов, то есть допуск частных компаний к акционированию ГК будет ограниченным, а акции, принадлежащие государству, не будут продаваться частным предпринимателям со скидкой. Ведь речь идёт об организационном укреплении государственного сектора.

В 2021 году с ГК будет снята часть нагрузок: они освобождаются от обязанности осуществлять социальные программы – эта обязанность перекладывается на другие государственные органы; компаниям разрешается также избавляться от некоторых непрофильных активов, сосредоточиваясь на развитии основной профильной деятельности. Таковой для ГК остаётся участие в крупных и долго окупаемых проектах – дорожно-транспортных, энергетических, строительных, промышленных.

Особое значение для китайской экономики имеют инфраструктурные проекты ГК за рубежом, важные с точки зрения доступа к мировым рынкам. Здесь большие возможности для китайских ГК открываются на рынках Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН); стороны подписали недавно соглашение о всеобъемлющем экономическом партнёрстве.

Есть у госкомпаний КНР и проекты в России. В ноябре 2020 г. Energy China подписала контракт с британской энергетической компанией Green Oil Resources Ltd на строительство в Башкирии завода по рекультивации нефтешламов (смесей из нефтепродуктов, механических примесей и воды); речь идёт о переработке загрязненной нефтью почвы и ила для извлечения остаточной нефти.

https://www.fondsk.ru/news/2021/01/20/reforma-gosudarstvennyh-kompanij-v-knr-i-kitajskaja-model-socializma-52725.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!