Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 02 Февраля 2021, 09:53:26 » |
|
(Продолжение)
Ближний Восток не всегда был «логовищем огня». А когда был таким, во времена нашествий крестоносцев или Тамерлана, то нередко мусульмане и христиане встречали агрессоров в общем строю. Количественный рост мусульман преобладал, но никто не может оспорить неоценимый вклад в арабо-исламскую цивилизацию тех же христиан. В областях культуры, архитектуры, ремёсел, развития литературного арабского языка. Сохранившиеся рукописи свидетельствуют, какая была высокая у арабов культура. Мы, собственно, обязаны арабам, и христианам, и мусульманам, тем, что пропадавшую античную культуру они перевели на арабский язык, а потом это наследие уже досталось нам. Здесь уместно привести красноречивое признание сына иорданского короля Хасана бен Таляла: «Значение христиан в экономической, культурной и политической жизни современного арабского мира неизмеримо с их небольшим числом среди нас».
Когда турки заняли Константинополь и превратили его в Стамбул, он стал олицетворять исламский мир и вся история развития Османской империи, османского халифата стала как бы закатом мусульманского мира, мусульманской культуры. Они стали отставать от Европы, особенно в техническом плане. Но настало время, когда Османская империя сама объявила себя составной частью Европы, и приняла Запад с его розами и шипами, как высказался один исследователь. А когда она рухнула, то возникло 22 арабских государства, а также Палестина, которая борется за своё восстановление.
– С чего начиналось мусульманское внедрение в христианский мир на Ближнем Востоке?
– Арабы были христианами с I века, а мусульмане пришли в VII веке. Они захватили Иерусалим, и когда Халиф Омар ибн аль-Хаттаб подошёл к Храму Гроба Господня, патриарх Софроний, родом из Дамаска, предложил ему зайти и помолиться вместе. Тот отказался, сказав: «Еси я зайду, то зайдут и все остальные мусльмане. Лучше я помолюсь в сторонке». Он помолился, и потом на этом месте была построена мечеть Омара. Некоторые ошибочно называют мечетью Омара находящийся на Харам аль-Шариф (Храмовой горе) – Купол над скалой, где Авраам хотел принести в жертву своего сына.
Они договорились, Омар издал указ (оригинал его находится в Сирии, в монастыре святого Георгия Победоносца – одного из любимых на Ближнем Востоке святых), по которому завоеватели предоставили христианам свободу оставаться в городе или покинуть его с миром, оставшимся гарантировали свободу вероисповедания, защиту от претеснений. Были ограничения: громко не звонить в колокола, христианам не рекомендовалось ездить на породистых лошадях и верблюдах, открыто носить нательные кресты. Но хотел бы отметить, что, несмотря на ограничения для христиан, обязательную выплату джизьи, в той же Османской империи, где жили христиане и мусульмане, большую опасность для православия представляли миссионеры-католики, которые занимались ловлей душ. Да, мусульмане господствовали, даже самым талантливым христианам приходилось ограничиваться ролью серых кардиналов, обычно визерей. Как отмечают некоторые исследователи, и я готов с ними согласиться, арабские христиане в глубине души до сих пор полны внутренней убеждённости своего морального и интеллектуального превосходства над мусульманами, даже когда они занимают менее значимое общественное положение по сравнению с иноверцами.
Зачастую вражда возникает из-за неверного понимания ислама самими же мусульманами. Ведь по Корану Бог един. Мыслящие мусульмане всегда признавали необходимость диалога с представителями друих религий, в первую очередь – с христианами.
Как отмечалось выше, православие и ислам наполнены духом Востока, обе культуры ставят духовные ценности выше материальных. От бедности и отсталости, от продажности арабских правителей в ряде стран мусульмане страдают не меньше, чем христиане. Поэтому сегодня продвинутые христиане и мусульмане считают, что главная забота руководства и гражданского общества их стран должна заключаться в улучшении жизни православных меньшинств в мусульманских странах и мусульманских меньшинств среди православных.
– Тогда что за силу представляет ИГИЛ (запрещенная в РФ терр.организация)? В последнее время на территории Сирии подверглись уничтожению не только храмы, но и мощи христианских святых.
– Члены ИГИЛ уничтожают даже могилы святых мусульман. Они готовы посягнуть даже на саму Каабу. Потому что эти бандиты не являются никакими мусльманами, эти тёмные люди наняты за деньги. Мои знакомые сирийские офицеры, находили в смартфонах игиловцев видео с гуриями. Они считают, что когда игиловец погибает, в раю его ждут двенадцать обнажённых гурий. Многие из игиловцев, воюя в Сирии, даже думали, что они воюют против Израиля. Во главе их, разумеется, изощрённые люди, в том числе бывшие офицеры иракской армии Саддама Хусейна, которые после разгрома Ирака американцами оказались никому не нужны, в них взыграли суннитские чувства и они решили как-то отыграться. Известно, что за террористами, облачающимися в исламские одежды, стоят западники, которые более преступны перед человечеством, чем эти убийцы. Делают это они для того, чтобы разъединить исламские, в первую очередь арабские страны, на шиитов, суннитов, разделить по этническому, по религиозному принципу. В 1928 г. Международная религиозно-политическая ассоциация «Братья мусульмане», военное крыло которой признано террористическим, была создана британцами и до сих пор ориентируетя на Лондон, а ИГИЛ вслед за Аль-Каидой (запрещено в РФ), создан в своих стратегических целях США.
– Замечательный русский мыслитель Сергей Лыкошин, не раз бывавший в Ираке, в то время, когда с 2003 г. НАТО чинили над ним расправу, говорил о том, что межцивилизационное столкновение навязывается всем народам, придерживающимся традиционных вероисповеданий.
– Мой покойный друг Сергей Артамонович был прав. И мы знаем, какие за этим стоят цели. На развитие ваххабизма очень повлияла иудейская религия, есть сведения, что изначально в ислам просачивались люди, тайно исповедовавшие иудейскую веру и извращали учение Магомета. Однако, конечно, преобладают адекватные мусульмане. И их – большинство. К примеру, Верховный муфтий Сирийской Арабской Республики шейх Ахмад Бадреддин Хассун. Горжусь тем, что он называет меня своим братом. Его на Рождество Христово в Дамаске приглашают в главный православный собор Девы Марии и дают ему возможность поздравить христианский мир с великим христианским праздником. Этот потрясающий муфтий утверждает, что нужно больше строить университетов, а не мечетей, что вызывает смертельную злобу и ненависть у мусульман, проникнутых духом ваххабизма.
Одного из сыновей муфтия Бадреддина Хассуна растерзали в 2011 г. за поддержку отцом и семьёй президента Сирии Башара Асада. Он учился в Алеппо в университете. Бандитов поймали. И муфтий, представьте только, простил их. А когда он через некоторое время посетил могилу сына, которого похоронили рядом с дедом, то их тел не обнаружил, эти нелюди даже тела выкрали, чтобы надругаться.
Когда я сопровождал муфтия в Чечню на встречу с Рамзаном Кадыровым, он выступал в мечети «Сердце Чечни», где собрались тысячи мусульман, через десять минут они все плакали. Такой он проповедник.
Верховный муфтий Сирии всё время предупреждает нас, россиян, чтобы мы не посылали своих мусульман учиться в Саудовскую Аравию и в другие страны Персидского залива, потому что там они проникаются идеями ваххабизма. «Бывая у вас в мечетях, – говорит муфтий, – я вижу, как много там людей – потенциальных ваххабитов, идейных террористов. Даже среди ваших муфтиев я заметил определённую тенденцию к выражению особого пиетета по отношению к муфтиям и имамам из арабских монархий».
Недавно отошёл ко Господу митрополит Седнайский Лука – первый викарий патриарха Антиохийского Иоанна X. Мы были с ним друзьями. Как-то в Дамаске я приехал к муфтию Бадреддину Хасуну домой, а дверь мне открыл митрополит Лука. Между исламским и христианским иерархами была большаяи личная дружба. Они и в Москву вместе приезжали. Так что существует и такое мусульманское внедрение в христианский мир, которое мы можем только приветствовать.
– В XIX в. Кавказская война длилась сорок семь лет. Велика была заслуга генерала А.П. Ермолова, и завершил эту войну генерал-фельдмаршал князь А.И. Барятинский. Как победить ИГИЛ XXI века?
– Как известно, основная часть игиловских банд уничтожена. Но битва с ИГИЛ продолжается в головах. Следует иметь в виду, что источниками восстановления и пополнения ИГИЛ являются арабские монархии. Это та же Саудовская Аравия с её поддержкой салафитов, Аль-Каиды, ИГИЛ, Джабхат-ан-Нусра и Катар – опора «Братьев-мусульман». А как оградить от их влияния молодёжь Сирии, других арабских и исламских стран, да и самой России с её многомиллионной исламской уммой? Внушить молодому поколению, что джихад – это не убийство неверных, а борьба в сердце каждого человека между добром и злом, должны их такие духовные наставники, как муфтий Бадреддин Хассун. Однако далеко не все муфтии, и даже улемы отличаются достаточной образованностью и широтой взглядов, не все готовы и хотят воспитать верующих в истинном духе Корана, призывающего к взаимной любви и уважению. К сожалению, это относится и к некоторым нашим российским духовным наставникам исламской молодёжи. Я, например, знаю одну женщину – доктора наук, причём, православную, которая пишет статьи и даже диссертации за наших, отечественных муфтиев и имамов.
Конечно, важна и роль светского образования и просвещения в рассматриваемых странах, личный авторитет и пример таких лидеров, как Башар Асад, неоднократно заявлявший, что он – Президент не мусульман-алавитов или суннитов, а всего сирийского народа с его конфессиональным и этническим разнообразием. После полного изгнания с сирийской земли игиловцев и их разновидностей предстоит не менее тяжёлая борьба за умы людей, за восстановление нарушенного межконфессионального сотрудничества и соработничества, примером которых всегда являлась Сирия.
– Как сегодня относятся к христианам в Израиле?
– Палестинский православный архиерей – архиепископ Феодосий Севастийский (Аталла Ханна), постоянно подвергающийся гонениям со стороны израильских властей, говорит: «Быть православным в Израиле значит быть героем, нести подвиг. Главная проблема для христиан – израильская оккупация. Православный человек не может прийти из Вифлеема молиться у Гроба Господня в Иерусалиме, или из Иерусалима в Вифлеем молиться в храме Рождества Христова. Всюду стоят израильские блокпосты и никого не пропускают».
Трагическая действительность на Святой Земле для палестинских христиан и их братьев по крови мусульман отражена в Кайросе Палестины, обнародованном в 2009 г. (Кайрос по-гречески – древнегреческий бог, олицетворяющий призыв к действию, чтобы достичь успеха). В Кайросе, подписанном 13-ю патриархами и главами Церквей Иерусалима, говорится: «Палестинский народ более шести десятилетий живёт в условиях угнетения, насильственного перемещения, страданий и открытого апартеида. Международное сообщество молча наблюдает оккупацию Палестины Израилем. В этом историческом документе мы – палестинские христиане заявляем, что военная оккупация нашей земли – грех против Бога и человечества, поскольку она лишает палестинцев основных прав человека, дарованных Богом».
Бывший многие годы председателем Совета арабской православной общины в Израиле мой друг Фуад Фарах, проживающий в Назарете близ храма Архангела Гавриила и источника Божией Матери, в своей книге «Живые камни. Арабские христиане на Святой Земле», которую я перевёл и опубликовал в издательстве «Библос-консалтинг» в Москве в 2012 г., говорит, что арабские христиане не пришли в Палестину с крестоносцами или западным империализмом. Их предки родились здесь, и они плоть от плоти и кровь от крови арабских и арабизированных народов.
В настоящее время на оккупированных и подконтрольных Израилю с 1967 г. территориях проживает около 50 тыс. христиан и приблизительно 110 тыс. на территории современного Израиля. В Иерусалиме, где в 1948 г. Было 27 тыс. христиан, сейчас их остаётся меньше шести тысяч. Основная причина таяния христианского присутствия на палестинской земле – это политическая катастрофа – «Накба» в результате создания в 1948 г. Израиля и дискриминационная, по сути расистская, политика израильских властей в отношении как христиан, так и мусульман. Осквернение и разрушение христианских церквей началось с первых дней существования Израиля.
В годы обострения израильских отношений с СССР особым нападкам подвергалась Русская православная миссия в Иерусалиме. Начальник миссии архимандрит Тихон (Зайцев) в 2008 г. вспоминал, что при виде русского священника раввины плевали ему под ноги. Были и изнасилования монахинь, и осквернение могил.
(Окончание следует)
|