День рождения РоссииИерей Сергий Карамышев считает, что главным государственным праздником должен стать День Крещения РусиВесьма отрадная новость – обращение межфракционного депутатского объединения Госдумы «За суверенитет» к проблеме празднования Дня России, который до сих пор привязан к дате 12 июня, потому что в этот день в 1990 г. была принята Декларация о суверенитете РСФСР. Год назад мы обращались к настоящей теме, поддержав мнение для начала хотя бы переосмыслить указанную дату, связав ее с днем рождения Петра Великого и тем самым отодвинув начало России на три столетия назад. Это было бы лучше, чем ничего, но, конечно, не разрешало проблемы. Ведь Россия началась не с Петра Великого, а много столетий раньше.
Всякий государственный праздник обязан нести в себе средоточие смыслов; должен давать пищу для размышлений, для начертания перспектив, для выстраивания планов, для анализа и оценки пройденного за год. Этот праздник призван быть узнаваемым символом государства. Он должен отзываться в сердце каждого гражданина России не холодным равнодушием, как это, увы, наблюдается сейчас, а сердечным трепетом и духовным восторгом (последнее слово любил употреблять А.В.Суворов).
Депутат Госдумы Е.А.Фёдоров поведал читателям РНЛ, что в ходе работы межфракционного депутатского объединения «За суверенитет» рассматривались две основные даты – 21 сентября и 28 июля. Поделимся собственными по их поводу размышлениями.
Каждый христианин рождается дважды. Первый раз – по плоти, второй - по духу, как Сам Господь сказал: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6). Благодати духовного рождения могут сподобиться не только отдельные люди, но и целые народы, как это было с Русью.
Большинство может назвать день своего рождения по плоти. Но не так у народов. Потому что этногенез – процесс длительный, растянутый на столетия. И мы не имеем возможности сказать: в такой-то день такого-то года вдруг родился народ, в такой-то день такого-то года было основано государство. Это может относиться лишь к недавним политическим образованиям, таким, как Финляндия, Латвия, Эстония, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и т.д. Корни же государств традиционных уходят в подернутые мраком неизвестности глубины истории. Но мы можем определенно назвать год Крещения Руси. Духовное рождение выше плотского, поэтому более достойно прославления.
862 год принят условно за дату основания Русского государства по той причине, что оно заявило себя в качестве субъекта международного права. Предыстория же его сокрыта от нас. До сих пор не существует единого мнения, откуда вообще взялось имя «Русь». Условно за дату основания государства приняли 8 (21) сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Это символично: пришествию благодати предшествовало рождения Сосуда (т.е. святой Девы), смогшего вместить в Себя полноту Божества. И рождеству богоносного народа предшествовало плотское рождение политической коалиции восточнославянских племен, имевших впоследствии составить Русский народ.
Итак, предлагаемая рядом депутатов Госдумы дата 21 сентября хороша, тем более, что это – день победоносной Куликовской битвы. Но дата 28 июля – лучше. И вот почему.
1. Духовное рождение, как уже было сказано, выше плотского.
2. До крещения Руси в 988 г. не существовало единого Русского народа с единой религией и единой культурой. Были разрозненные племена с различными культами. Крещение же соединило их в единый народ, Святую Русь.
3. В момент Крещения не существовало разделения на позднее появившиеся народности: Великую, Белую и Малую Русь. Следовательно, праздник будет способствовать воссоединению триединого Русского народа.
4. Дата 28 июля столь же условна, что и 21 сентября, но ее преимущество – в совпадении с днем блаженной кончины равноапостольного Великого Князя Владимiра, последовавшей в 1015 году, через 27 лет после Крещения Руси. Само Крещение Киевлян, вероятнее, произошло 1 августа Юлианского стиля, в день изнесения Древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня, когда в Византии совершались Крестные ходы, износились образы Креста на источники вод. Естественно предположить, что и Киеве духовенство вышло к водам, по обычаю, именно 1 августа, где после соответствующих молитв на освящение воды и был крещен народ. Преимущество даты 28 июля (гражд. стиля) в том, что она обращает нас к святому Владимiру, которого мы по справедливости можем называть духовным отцом, породившим Русь для жизни в Боге. Такое отношение русских людей к святому князю существовало как незыблемая истина уже в XI веке, чему свидетельство – «Слово о законе и благодати» Илариона, митрополита Киевского, где автор сравнивает св. Владимiра с равноапостольным царем Константином. Сравнение для своего времени весьма смелое, но как показала история, вполне справедливое, ибо Русь стала III Римом:
5. «Он царство Эллинов и Римлян Богу покорил, ты же – Русь.
И вот уж не только у них, но и у нас Христос Царем зовется.
Он с матерью своею Еленой Крест из Иерусалима принес,
По всему мiру своему его разнеся, веру утвердил.
Ты же с бабкою своею Ольгой,
Принеся Крест из Нового Иерусалима, Константина града,
По всей земле своей его поставив, утвердил веру,
Ибо ты подобен ему.
С ним единой чести и славы сопричастником
Сотворил тебя Господь на небесах,
По благоверию твоему,
Что имел ты в жизни своей».
(Иларион, митрополит. Слово о законе и Благодати.// Альманах библиофила. Выпуск 26 (Тысячелетие русской письменности и культуры). М., Книга, 1989. - С. 189).
6. 28 (15) июля – день Невской битвы 1240 г., когда Русь отстояла свою религиозную и культурную идентичность перед натиском внешней агрессии.
7. Куликовская битва, одна из величайших в мiровой истории, помимо военно-политической составляющей, дала импульс политическому объединению Великорусской народности. Но День России должен явиться объединяющим началом не только для Великой, но и для Малой, и Белой Руси. И лучше всего этому соответствует день памяти общего отца по вере святого Владимiра.
8. Праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал об имеющей возродиться России: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, - по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу. И будет по завету святого Князя Владимiра – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.» (С. Фомин. Россия перед Вторым Пришествием. Издание второе. М., Адрес-Пресс, 2001. – С. 332).
9. Священноначалие Русской Православной Церкви побуждает нас отмечать день памяти равноапостольного Вел. Князя Владимiра все более торжественно. Если государственная власть подхватит почин Церкви, Россия выступит на мiровой арене в несокрушимой мощи церковно-государственной симфонии.
10. Уместно вспомнить празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Именно с него началось духовное возрождение современной России, что доказывает судьбоносность даты.
11. Если условно принятый день Крещения Руси станет Днем России, это будет сигналом: восстанавливается служение Российской Империи как покровительницы Христианства в целом мiре. За восстановлением основной функции закономерным будет ожидать и восстановления института (т.е. Империи). Именно в таком качестве, когда гонение против Христианства на всех континентах становятся всё более ожесточенными, Россия сейчас востребована.
Пусть Америка дальше утверждается в качестве империи, покровительствующей свободе содомитов, Россия же, с помощью Божией, будет утверждаться в качестве империи, покровительствующей свободе христиан, и пусть народы Земли свободно выбирают, с кем им более по пути.
Какие могут последовать возражения против отстаиваемой нами даты?
1. Российская Федерация, согласно Конституции, - светское государство. Поэтому не подобает делать из религиозного праздника государственный.
- Ответ. Крещение Руси – сколько религиозный, столько же и светский праздник, потому что с этого дня Россия вошла в круг культурных, цивилизованных народов. Отсюда получили мощный толчок своему дальнейшему развитию: право (на основе византийского Номоканона), наука, литература, архитектура, живопись и т.д. Всё это имеет отношение не только к религиозной, но и к общественно-политической жизни.
2. В Российской Федерации, помимо православных христиан, живут христиане других исповеданий, мусульмане, буддисты, иудеи и т.д. Празднование Крещения Руси в Православную веру в качестве общегосударственного торжества будет им неприятно.
- Ответ. Если бы не Крещение Руси, не было бы единого Российского государства, соответственно, не было бы в нем места ни мусульманам, ни буддистам, ни иудеям. Русское государство создано русским народом, это в первую очередь его дом; если он не стеснял и до сих пор не стесняет другие народы, это не значит, что он перестал быть в своем доме хозяином. Во всяком государстве должна быть религиозная и культурная доминанта, что не означает нетерпимости к другим религиям и культурам. Но праздник народа, создавшего государство заслуживает быть общегосударственным праздником.
3. Крещение Руси сопровождалось ужасным кровопролитием.
- Ответ. Это сказки безбожников-марксистов и неоязычников. В Х веке племена, составившие после Крещения Русский народ, не отличались робостью или безволием. Ярчайшее доказательство чему – походы Великого Князя Святослава, победившего мусульманскую Волжскую Болгарию, сокрушившего иудейский Хазарский Каганат, завоевавшего христианскую Болгарию. Этих людей нельзя было силой заставить принять новую религию, такие попытки встретили бы настолько мощный отпор, что не прошли бы безследно в истории человечества – они бы взорвали целый континент. Но ничего подобного не было. И этому есть только одно объяснение: Русь приняла святое Крещение по доброй воле, после чего тотчас посвятила свои лучшие силы служению Богу, чему доказательство – великий сонм русских святых XI века.
Если возражают представители других христианских исповеданий, пусть, если смогут, представят свои даты Крещения Руси – в папскую веру, лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентизм, иеговизм и т.д.
4. Дата 21 сентября предпочтительнее, потому что при ней Российское государство оказывается старше на век с лишним.
- Ответ. Государственные отношения сложились на территории русских славян не на век, а на века раньше. Но то были, так сказать, протогосударства. Потому что без единой идеологической основы государства долго не живут. Не проживет долго и нынешняя Российская федерация, если будет продолжать следовать антигосударственному принципу, заложенному, точно бомба, в ее нынешней Конституции: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Ст. 13, п. 2). Крещение Руси дало общерусскому государству идеологическую основу .
5. Киевская Русь, вопреки единой вере, единому роду правителей, единому языку, единой культуре, была достаточно рыхлым государственным образованием. Лишь Московская Русь смогла сплотить государство в монолит. Поэтому целесообразней было бы связать день России с Московской Русью.
- Ответ. Рыхлость Киевской и монолитность Московской Руси – факты безспорные. Однако праздник, связанный с Московской Русью, уже существует – это День народного единства (4 ноября), приуроченный к чествованию Казанской иконы Божией Матери. Монолитность же Московской Руси явилась не на пустом месте. Она стала закономерным итогом всего, что было заложено в Русь Святым Духом в момент ее Крещения.
Вывод: поддерживая дату Дня России 28 июля, мы: 1) определяем ее движение к историческому идеалу Святой Руси, возвращаем ее к божественному предназначению Удерживающего; 2) обращаемся к молитвенному заступничеству святого равноапостольного Великого Князя Владимiра; 3) следуем в русле пророчества праведного отца Иоанна Кронштадтского, великого печальника перед престолом Божиим за Русскую землю. Наконец, в самом поднятии темы межфракционной депутатской группой хочется видеть Божий промысел, т.к. это произошло перед праздником Всех святых, в земле Русской просиявших.
Иерей Сергий Карамышев, публицистhttp://ruskline.ru/news_rl/2013/07/09/den_rozhdeniya_rossii/