СВЯЩЕННИК ДИОНИСИЙ КАМЕНЩИКОВ: «С МИРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТО АБСОЛЮТНО НЕЛОГИЧНО»Как и зачем саратовский священник восстанавливает разрушенный храм в сельской глубинкеВ селе Стригай Базарно-Карабулакского района Саратовской области сегодня проживает менее 800 человек. Его главная достопримечательность, как, впрочем, и тысяч других русских деревень, – разрушенный храм. Даже находясь в запустении уже более века, он потрясает своим величием: огромными размерами, красотой архитектуры, качеством сохранившихся кирпичей и кованых решеток. На восстановление храма, по предварительным расчетам, потребуется 50 млн. рублей (без росписи, приобретения утвари и иконостаса). Сложно представить, какими силами и за счет каких средств можно вернуть из забвения этот храм. Однако история, как говорит священник Дионисий Каменщиков, настоятель храма во имя святого пророка Божия Илии в Саратове, хороший учитель. Свято-Никольский храм в селе Стригай был построен в 1907 году «тщанием прихожан», и отец Дионисий верит, что и сегодня это возможно: для восстановления святыни он объединил прихожан своего храма, который находится в 120 км от этого села.
О том, как все начиналось, зачем и кому это нужно и как «нелогичное начинание» по возрождению храма может возродить и село, – рассказ отца Дионисия.Свято-Никольский храм в селе Стригай Вотчина святителя Николая в «Саратовской Швейцарии»
Однажды я задумался о том, что нашему приходу нужно дело, которое всех объединит. Стало понятно, что этим делом может стать восстановление разрушенного сельского храма. Начал искать и обнаружил храм в селе Стригай, который меня сразу поразил. Дело в том, что он расположен в Базарно-Карабулакском районе – месте, которое называется у нас «Саратовской Швейцарией». Здесь очень красивые места с хвойными лесами – совершенно нетипичная природа для Саратовской области, где преобладают степи. Также это место примечательно тем, что его можно назвать «вотчиной святителя Николая»: в этих краях девять из десяти храмов – Свято-Никольские, крайне редко здесь можно встретить еще и Михайло-Архангельский. Вот каким было почитание в этой местности святителя Николая Чудотворца!
Первая – пробная – поездка была с семьей. От нашего дома до села расстояние 125 км в один конец, вся поездка – 250 км, то есть не близко. Приехав, мы увидели огромный храм: площадь его оказалась 600 кв. метров – он и для города огромный. Совершили там молебен.
Когда я рассказал о храме прихожанам, все сразу загорелись идеей начать работы по его восстановлению. Как только начали ездить и расчищать территорию своими руками, стало понятно, что всем это очень нужно, это дает возможность потрудиться во славу Божию.
Стали расчищать территорию храма своими руками, и стало понятно: нам это очень нужно – потрудиться во славу БожиюНачали работу мы в прошлом году. Ребята из нашего молодежного общества приехали сюда, выпилили и вынесли деревья, которые росли прямо в храме. Это и стало отправной точкой.
Сейчас делом восстановления храма занято уже порядка 20–30 человек. В основном это наши прихожане, есть также строители из соседнего села. Один из них уже построил храм в соседнем селе, и хоть сам уже в возрасте, но с юношеским запалом. Ждет, когда мы решим вопрос со светом, чтобы начать работу.
Еще один интересный момент. Наш Ильинский храм новый, он восстановлен на Ильинской площади Саратова рядом с тем местом, где был старый Ильинский храм, разрушенный после революции. Сейчас на его месте учебные заведения, поэтому на историческом месте его невозможно было восстановить. Новый Ильинский храм в 4–5 раз меньше размером, чем изначальный храм, в котором был престол святителя Николая. Я теперь так шучу: «В революцию рвануло так, что у нас один престол улетел за 100 километров. Теперь это наш приписной храм».
Не логикой, а зовом сердца
Когда меня спрашивают, зачем я это делаю и кому это нужно, я отвечаю, что это нужно мне, но объяснить это как-то логично я не могу. Объективно село вымирает: если проехаться по улице, то можно увидеть, что там один дом – жилой, два – нежилых; разъезжается и молодежь, и люди среднего возраста. С мирской точки зрения восстановление этого храма абсолютно нелогично и обречено на провал. Даже если храм будет восстановлен, что дальше, если село умирает?
Священник Дионисий Каменщиков Да, проще и дешевле было бы построить небольшой храм в городе, он сам бы себя и содержал. Это теоретически. На практике же разрушенную святыню восстановить гораздо проще. Ведь даже те люди, которые видят эти живописные руины, не могут оставаться равнодушными и искренне хотят принять в этом участие. Мы предоставляем им такую возможность – пожертвованиями, своим трудом.
Наш приход расположен в центре Саратова, и в целом с храмами у нас в городе все хорошо, их немало. Мы восстанавливаем сельский храм, руководствуясь не логикой, а зовом сердца. Причем не только я, но и все наши прихожане, кто вовлечен в этот процесс. Содержать такой храм очень дорого, только на отопление зимой нужно будет больше 100 тыс. рублей в месяц. Это огромные траты, но если Господь дает возможность не пройти мимо святыни и попытаться ее возродить, нужно пытаться.
Мы сделали эскизный проект, провели калькуляцию расходов на восстановление его перекрытий, куполов, дверей, окон, пола – получилось 25 млн. рублей. Еще столько же нужно на завершение стройки. Страшно подумать, сколько средств понадобится на утварь, иконостас и роспись.
Планируем начать работу с восстановления кладки. На фотографиях можно увидеть, что храм без кровли. Снег, дождь, перепады температуры… и кладка сверху начнет постепенно «съедаться», поэтому восстановление кладки – первостепенная задача, а уже после этого возьмемся за кровлю и остальные работы. Когда потеплеет, если Господь допустит, можно будет начинать работу.
Возможность поучаствовать в восстановлении святыни – это милость БожияВообще нужно иметь в виду, что когда Господь благословляет человека принять участие в восстановлении святыни, храма, монастыря, то этим Он являет ему богатую милость. Если мы посмотрим Священное Писание, то пророка Давида Господь не допустил построить храм, а построил его сын Соломон.
Вдумаемся, кому Господь не благословил построить храм – пророку Давиду! Человеку, который написал Псалтирь и чьи псалмы являются одним из важнейших элементов православного богослужения.
Ему Господь сказал через пророка: «Ты человек воинственный, пролил много крови, ты храм не построишь, а построит твой сын Соломон». Это нужно всем нам иметь в виду: когда Господь допускает человека к строительству или восстановлению святыни – это величайшая милость, и нужно это прежде всего самому человеку.
Новая реальность и возможные перспективы
Когда я думаю о будущем этого храма, то вижу несколько путей. Первый, на мой взгляд, самый реальный – создать там небольшой монастырь, скорее всего женский, и храм станет его центром. Пока не буду эту тему развивать, поскольку с моей стороны будет неправильно говорить о таком серьезном деле раньше времени, имея лишь предпосылки. Я молюсь об этом, и мы хотим это сделать, ну а там уже как Господь управит. Если здесь вырастет монастырь, то будет молитва, потянутся паломники, село расцветет.
Второй путь связан с социальными процессами, которые запустила пандемия. Люди вдруг с удивлением обнаружили, что на удаленке можно работать и зарабатывать. У меня есть знакомые, кто уже переориентировался на удаленную работу. В то же время многие говорят: «Я бы уехал в село и растил бы там детей, но смогу ли прокормить…». Мечты о фермерстве быстро разбиваются о суровую реальность, так как городской житель не понимает, насколько это тяжелый труд.
Сегодня есть возможность молодым и деятельным работать, живя в деревне, где жизнь здоровее, чем в мегаполисеНо мир за последний год изменился, и многие уже увидели открывшиеся возможности. Я верю, что может начаться процесс, когда молодые, трудоспособные, предприимчивые и деятельные люди будут переезжать из мегаполисов в село. И жить там они будут хорошо: здесь нет пробок и проблем с парковками, здесь чистый воздух и качественные продукты, выращенные на своем огороде, здесь можно построить дом, какой ты хочешь, а детей учить на дистанционном обучении. Лев Гумилев называл таких людей, которые не боятся трудностей и готовы к смелым поступкам, пассионариями. Вот они и могут поехать в сельскую местность и начать там новую жизнь.
Еще один позитивный аспект этого процесса в том, что он может повлиять на улучшение демографии. Мы все знаем, что есть проблемы с рождаемостью – ее нужно повышать. Но как это делать, когда ты живешь в двухкомнатной квартире, которая еще и в ипотеке? Очень сложно человека убедить родить 5 детей в таких условиях – просто физически разместиться будет сложно. В селе ребенка родил – и можешь пристроить еще одну комнату. Что называется, нет худа без добра: пандемия открывает для нас новую реальность. Причем она в том числе и церковная.
Мы с вами будем свидетелями этого процесса, и сельские храмы могут быть востребованы в этих условиях. Если же я не доживу до этого или Господь управит иначе, нам, нашим прихожанам, отступать уже некуда, надо доводить дело до конца.
Важно и то, что люди хотят, чтобы за них молились в таких старых храмах, приезжают, просят об этом лично или по интернету. А у Бога нет ничего невозможного, святитель Николай потому и называется Чудотворцем, что может совершить необъяснимое с точки зрения человеческой логики.
История – хороший учитель
До революции в этой деревне проживало около 4 тысяч человек. Храм построен так, что конструктивно в нем заложена возможность расширения до двух приделов – левого и правого. Можно было разобрать кладку и расширить его. Для чего это сделано? В начале XX века был огромный рост численности населения: процесс этот начался в период правления Александра III, он придал серьезный импульс росту экономики. Села в те времена росли как на дрожжах. Наши предки сельчане, как нам говорили, были нищими, но вот этот «нищий» народ строит такую громадину за свои деньги! Потом пришла революция со всеми вытекающими последствиями…
Почему важно знать историю своей страны, места, где ты живешь, и своего прихода? Для того, чтобы понять, как жили наши предки, как они трудились и как любили храм. Взирая на эти величественные руины, на этот огромный труд – а ведь в то время не было транспорта, технологий, – сложно поверить в то, что этот огромный храм был построен на пожертвования простых людей. Можно подивиться благочестию и любви к дому Божию людей и учиться у них этому. История – хороший учитель для того, кто хочет учиться. Как наши предки умели работать! Они просто брали и делали то, что нам сейчас кажется немыслимым.
Но в то же время, когда смотришь на эти разрушенные святыни, невольно задаешься вопросом: что должно было случиться с народом, чтобы он довел свои храмы до такого состояния? Ведь это не Феликс Эдмундович Дзержинский или Ленин приехал в храм и начал его разрушать. Это все делали те же простые люди.
А в 1990-е годы наши сельчане продолжили это дело: разбирали храм на кирпичи, пытались выдернуть решетки трактором. Ничего у них не получилось. Опять-таки история многому учит того, кто хочет у нее учиться… Разве могут люди жить хорошо в том месте, где стоит разрушенная святыня, где сделан курятник из храмового кирпича? Может ли такое село процветать? Это противоестественно.
Ангел-Хранитель пребывает в храме до скончания века
Из Предания Церкви мы знаем, что у каждого храма есть свой Ангел-Хранитель. Причем даже если храм разрушен, Ангел-Хранитель там находится до скончания века.
У
святителя Иоасафа Белгородского есть на эту тему интересная история в житии. Однажды святитель собрал к себе в свой архиерейский дом священников всех белгородских и окрестных церквей. Среди них он увидел 130-летнего старца-священника, чья долгая жизнь и согбенность вызвали у него интерес. После беседы с ним святитель узнал, что старец-священник когда-то давно совершил тяжкий грех и нуждается в покаянии. Он служил в селе, и в один праздник совершил раннюю Божественную литургию, и в этот же день на том же престоле, опасаясь наказания сурового помещика, отслужил для него и позднюю (вторую) Божественную литургию. При этом после проскомидии голос, неизвестно откуда и от кого исходящий, сказал ему: «Остановись, что ты делаешь? Не дерзай, если же дерзнешь, проклят будешь». – «Я, – говорил святителю Иоасафу священник, – не рассудил и дерзновенно ответил: “Ты будь проклят!” – и продолжал Литургию, как следует совершать по чиноположению». Святитель от такого объяснения содрогнулся и сказал: «Что ты сделал?! Ты проклял ангела Божия, хранителя того места. Оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего».
«Что ты сделал?! – воскликнул святитель. – Ты проклял ангела Божия, хранителя того храма!»Святитель повез старца-священника на то место, где находилась когда-то эта церковь. Там они отслужили Литургию, а по ее окончании святитель подозвал старца-священника и повелел читать «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…». После этого архипастырь, благословляя старца-священника, сказал: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов». «Примиренный молитвами святителя с Богом, ангелом, охранявшим святой престол, и своею совестью, старец-священник в полном облачении стал слабеть и, опустившись перед престолом, на котором только что принес умилостивительную Жертву, предал дух свой Богу», – говорится в заключение этой истории.
Важно здесь, что они поехали именно на то место, где было совершено это преступление. Эта история подтверждает: даже если храм разрушен и там теперь пустырь, Ангел-Хранитель пребывает там вечно и хранит это место.
Когда в возрожденном храме или монастыре начинает совершаться Божественная литургия, то меняется даже окружающая среда. У меня был знакомый батюшка, он служил в монастыре, где в советское время была психиатрическая клиника. Он рассказывал, какая там была тяжелейшая атмосфера: постоянно хотелось спать, сил не было ни на что. Он через силу заставлял себя как можно чаще совершать Божественную литургию, и через скорое время всё стало налаживаться: начали приезжать паломники, и – самое главное – это тягостное состояние развеялось. Так что Божественная литургия, совершаемая в храме, даже в этом отношении имеет такую огромную силу и влияние.
И, повторюсь, не будут люди жить счастливо, если у них рядом стоит разрушенная святыня, исписанная нецензурной бранью, в алтаре которой живут псы. Разве можно рассчитывать на Божие благословение и нормальную жизнь, когда к храму так относятся?
Восстанавливая храм, ты восстанавливаешь руины своей души
Как начать работу по восстановлению порушенной святыни?
Во-первых, испросите в молитвах у Бога благословения.
Во-вторых, не нужно начинать эту работу с мыслями, что этим вы кого-то облагодетельствуете, – это нужно прежде всего тебе самому. Восстанавливая храм, ты восстанавливаешь руины своей души, разрушенной грехом. Другая мотивация невозможна.
Важно от слов быстро переходить к делу. Иметь горящее сердце и трезвую головуВ-третьих, важно от слов быстро переходить к делу. Многие посмотрят на руины и начинают причитать: «Вот бы появился какой-то спонсор, приехал бы кто-то и что-то сделал». Никто за нас ничего не сделает! И неизвестно, как Господь управит: есть много случаев, особенно это относится к монастырям, когда все было разрушено до основания, а сейчас там процветающий монастырь. И такие чудеса совершаются на наших глазах.
В-четвертых, нужно иметь горящее сердце и трезвую голову. Лихими кавалерийскими наскоками делать это нельзя, так как на это нужны многие годы. Ты должен быть готов отдать лучшие годы своей жизни. Нужно иметь энергию и хорошую физическую силу, но при этом нужно уметь рачительно распоряжаться финансами, а до этого нужно дозреть. Господь должен благословить, и многое должно сойтись.
Я больше скажу: вот мы сейчас собираем на кирпичики, потом делаем кладку, потом нужно храм перекрывать, а если этого не сделаем, то процесс пойдет обратно – стены будут разрушаться. Все, что люди жертвовали, может быть потеряно. Потом нужно быстро делать пол, окна, двери, проводить коммуникации.
Нужно, чтобы храм жил и чтобы в нем совершалась Литургия. Когда вы начинаете восстанавливать храм, нужно иметь мысль стоять до конца и не отступать на полпути назад: этот путь закончится только тогда, когда закончится твоя жизнь или если Господь благословит на другое служение. В этом деле есть точка невозврата. Но даже если человек попытался что-то сделать и у него не получилось, нужно принимать это со смирением – по крайней мере ты сделал всё, что смог.
Мы со своими прихожанами заметили, что полнота бытия и вкус к жизни у нас открылись именно тогда, когда мы начали выезжать в Стригай. Живя в городе, мы даже неба не видим, а эти поездки в село стали для нас отдыхом и праздником. Когда туда попадаешь, видишь совершенно другую жизнь, и это невозможно объяснить, пока человек сам этого не вкусил. Господь действительно подает и утешает, дает благодать всем, кто становится причастным к восстановлению святыни!
Священник Дионисий Каменщиков
Записала Наталья Чиж
7 апреля 2021 г._____________________________________
Вы можете помочь в восстановлении Свято-Никольского храма в селе Стригай, перечислив средства по этим реквизитам:Сбербанк:*
Номер карты Сбербанка: 5469560021015652 (получатель Денис Александрович К.).
* В назначении платежа обязательно указывайте: «Пожертвование».
АО «Экономбанк» г. Саратова:*
Полное наименование: Местная религиозная организация православный приход храма святого пророка Илии на Ильинской площади г. Саратова Саратовской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).
*
Сокращенное наименование для платежных поручений: МРО ПП храма св. пророка Илии на Ильинской площади г. Саратова Саратовской ЕРПЦ (Московский Патриархат).
*
Юридический адрес: 410056, г. Саратов, ул. Советская, 91А.
*
ИНН/КПП: 6455999725/645501001
*
ОГРН: 1116400002718
*
Расчетный счет: 40703810402000323767
*
Корреспондентский счет: 30101810100000000722
*
БИК банка: 046311722
*
Банк: АО «Экономбанк» г. Саратов
Контакты отца Дионисия Каменщикова:*
Телефон: +7(917) 210-21-12
*
Страница в «ВКонтакте»:
https://vk.com/id348590320_______________________________________
https://pravoslavie.ru/138477.html