Государственные начала РоссииРоссия является живым историческим организмом, развивающимся в рамках собственных государственных форм и с собственным общественным и экономическим бытом в течение более одиннадцати с половиной веков, несмотря на разные попытки подбрасывания и навязывания ей чужих форм, с чужим содержанием.
С момента оформления своей государственности, условно фиксируемым в 862 году после Р. Х., Россия прошла на своем историческом пути несколько разных периодов, которые можно условно обозначить как: княжеский, со столицей в Новгороде; великокняжеский, со столицами в Киеве, Владимире и Москве; царский, со столицей в Москве; имперский, со столицей в Санкт Петербурге; советский, со столицей в Москве; федеративный, со столицей в Москве. Россия не начиналась и не кончалась одновременно с началами и с концами этих периодов. Россия даже существовала до формального учреждения русского государства в 862 году, с культурной, этнической, социальной и бытовой точек зрения, ибо на её территории уже тогда было много городов, с вечевыми военными и гражданскими структурами; действовали славянское обычное право и местная власть племенных князей, и через её территорию проходил великий международный путь «из Варяг в Греки».
Во все периоды своего существования Россия всегда продолжала быть Россией, несмотря на меняющиеся внешние и внутренние обстоятельства и даже несмотря на временную гегемонию, в той или иной мере, навязанных ей чужеродных надстроек над её государственными и общественными структурами, вплоть до временного устранения её имени. Само имя «Россия» (по-гречески Росное, с одним «с») впервые упоминается в международных документах в 945 году (в договоре с Византией, после русского морского похода на Царьград), во время киевского князя Игоря, при котором столица Россия была перенесена из Новгорода в Киев. Его супруга, святая княгиня Ольга, на византийских иконах изображалась с надписью «Агия Ольга, мегалэ архонтиса тон Росиас» (Святая Ольга, великая княгиня России).
Россия зародилась как геополитический, политический, культурный и цивилизационный проект, продолжавший неизменно развиваться, в той или иной мере, в согласии со её собственными программатическими началами, заложенными в самих её истоках. Результаты исторического хождения России по своим путям и распутьям зависели в первую очередь от её верности своим истокам и этим своим собственным программатическим началам (принципам).
Россия как государство и как цивилизация зародилась в глобальных цивилизационных рамках девятого века, когда в мире практически уже существовали все современные т. н. «большие» культуры: на Дальнем Востоке китайская и индийская, на Ближнем Востоке византийская (греко-римская) и исламская, на Западе зарождающаяся евроатлантическая (франко-норманская). В принципе Россия уже тогда соглашалась быть органической, симметрически равноправной, частью такого многокультурного и многорегионального (многополюсного, многофокусного) мира, хотя её тогдашнее географическое положение, при тогдашних средствах связи, значительно предопределяло её культурные, геополитические и экономические позиции.
В самом начале своего исторического бытия, Россия считала себя «великим путём из Варяг в Греки», то есть связующим звеном между берегами и бассейнами Варяжского (Балтийского) и Русского (Чёрного) морей. Значит, Россия сама себя политически не относила ни к Варягам ни к Грекам, а определяла себя «великим путём» между ними, но в направлении к Грекам, то есть к Византии. В духовном и культурном отношении Россия сделала свободный выбор в этом же направлении, хотя в экономическом отношении её первая столица Новгород была тесно связана с северогерманскими ганзейскими структурами. Киевский митрополит Илларион (первый русский митрополит не грек) пишет около 1040 года, в своем «Слове о законе и благодати», о русских князьях, еще до Святого Владимира: «Не в худе бо и не в неведоме земли владычествоваша, но в руской, яже ведома и слышима есть всеми конци земли».
Любые конъюнктурные политические программы всегда должны исходить из самобытных начал собственного народа и собственной культуры, в согласии с собственным историческим опытом. В случае России, необходимо исходить из русских начал. В противном случае, любые импортированные абстрактные и нереалистические программы будут в корне антидемократическими и в конечном итоге катастрофическими. Именно на основании своих собственных русских начал, Россия к концу своего имперского периода стала самой большой страной в мире, занимавшей одну шестую часть всей земной суши, а русская культура - одной из самых высоких культур в истории человечества. Имевшиеся же в ней те или иные недостатки были, в основном, привнесены, так или иначе, извне.
Сообразуясь с сегодняшними приоритетами, эти русские начала (или принципы) России можно резюмировать следующим образом:
1. Современная Россия является преемницей всех своих предыдущих государственных структур, всех своих исторических периодов, ибо она была учреждена в 862, а не в 1991 году.
2. Россия зародилась как государственный союз восточных славян, говоривших на одном общем старорусском языке, имевших общие верования и нравы, и общий быт, и на пороге своей истории сознававших себя принадлежащими к единой Руси. По своей натуре восточные славяне всегда были по-братски приветливы и гостеприимны по отношению ко всем иным народам и племенам, и в особенности к соседним, каковые в рамках Русского Государства всегда обладали равными правами с урожденными русскими, вплоть до права добровольно считать и называть себя тоже таковыми, сиречь «русскими».
3. Россия как государство была учреждена с главной целью обеспечения подлинной свободы и самобытности русского народа, для избежания любого идейного, культурного, бытового, политического или экономического пленения или зависимости. Для этого, Россия с самого начала вступала в благоразумные партнёрства и союзы, одновременно с разными странами. Сегодняшнее сложное и часто запутанное положение в мире требует сложных отношений с разнообразными странами и объединениями стран, при естественных предпочтениях. Многосторонние и иногда концентрические союзы и содружества, с участием России, являются неизбежным условием для достижения справедливой симметричности в международных отношениях в мире. Например, «Восточнославянский союз» (т. е. «Союз Всея Руси») может естественно и положительно вписываться одновременно в «Евразийский союз» и в «Православный (Византийский) союз».
4. Россия была учреждена с самого начала как правовое государство. В летописной формуле учреждения первой государственной надплеменной власти на Руси конкретно определяется: «Дабы правил нами по праву». Это право уже существовало до учреждения самого государства, а значит оно было русским, а не импортным. Даже после приобщения к греко-римской (византийской) культуре, в русском государстве в особенно важных случаях отдавалось известное предпочтение началам самобытного обычного русского права, перед началами римско-византийского права. Киевский великий князь Ярослав Мудрый это ясно выразил, дав название «Русская правда» нашему первому своду законов. Посему, Россия никогда не соглашалась подчиняться чужеродным законам и судам, ибо всегда сознавала, что это в конечном итоге равнозначно потере своего суверенитета. Даже под татарским игом, русские князья решительно и неуклонно отстаивали сохранение русского права для жителей России, соглашаясь для этого даже на личные лишения и жертвы.
5. Для обеспечения реальной действительности этого русского права, в России всегда придавалось большое значение высококачественности русского суда. На первом историческом этапе, эту высококачественность должен быть обеспечивать княжеский суд, в принципе независимый от общественных и экономических структур. Затем, реформами Ивана Грозного в 1550 году, одновременно с Земским Собором, была учреждена и судебная система с участием «целовальников», сиречь присяжных (целовавших крест), от всех слоев населения. Причём, никто не мог быть судим, если в составе суда или целовальников не было хотя бы одного представителя от сословия, к которому принадлежал подсудимый. В рамках судебных реформ Царя Освободителя Александра II, для обеспечения суда «скорого, правого, милостивого и равного для всех», в 1864 году в России для уголовных дел был учрежден суд присяжных заседателей, привлекаемых по жребию из местного населения. Полноценное восстановление русской судебной системы должно включать также и восстановление смертной казни для особо тяжких преступлений, включая террористические акты и чрезвычайные акты коррупции высших государственных сановников, в согласии с русской юриспруденцией. (Например, при Царе Алексее Михайловиче Тишайшем, смертной казни за коррупцию был предан лично царем один воевода, член Боярской Думы, с указанием Царя, что коррупция наверху гораздо страшнее коррупции внизу). Право на применение смертной казни на своей территории, на основании судебного приговора, является одним из главных признаков реального суверенитета страны, а отказ от этого права - отказ от полного суверенитета. Крупная коррупция в конечном итоге нарушает человеческие права самых бедных слоев народа, а посему срок давности для истечения её наказуемости должен быть сильно увеличен, как в некоторых странах в случаях нарушений человеческих прав.
6. На территории всей первоначальной Новгородско-Киевской Руси, в основании всех политическо-общественных структур лежал вечевой строй, органически сочетавший монархические, аристократические и демократические элементы, задолго до первых проявлений демократических тенденций в Западной Европе. Этот вечевой строй Древней Руси был результатом органической эволюции общих политических начал индоевропейских народов, в древности нашедших свое выпуклое выражение в Афинах и в Риме, где вечевая площадь называлась агорой или форумом. Такой политический строй также предполагал прямое, непосредственное земское (территориальное) представительство, без партий или корпораций, со строгими требованиями к кандидатам (буквально «чистым», «незапятнанным»). Сама идея выборов предполагала отбор, ибо выборы служили для отбора, в рамках собора. В Западной Европе эта идея была сильно искажена нашествием варваров и завоевательным происхождением западноевропейских государств и их политических структур. В процессе установления завоевателями своих структур государственности, в Западной Европе возник феодальный строй, покоящийся на распределении между завоевателями государственной территории и государственного имущества. («Феод» на древнегерманском языке значит имущество, от слова «скот», на современном немецком языке «Vieh»). Россия никогда никем не была завоёвана, а посему в ней и не было таких завоевательских политических структур, а сохранялся вечевой соборный строй, со смешанными служебными монархическими, аристократическими и демократическими элементами. Вечевой строй затем развился в Московской Руси в соборный строй, и в казачий строй на окраинных русских землях, временно оказавшихся тогда под чужеродной властью.
7. Любые привилегии сословного или имущественного характера или вида на Руси всегда были последствием безусловного служения народу и государству, а не последствием происхождения от завоевателей, воров или самозванцев. Уже в русской народной поэме киевского периода «Слово о полку Игореве», неоднократно указывается, что честь русских воинов неразрывно связана со славой русского князя, представляющего Землю Русскую. Русские воины: «Сами скачут, аки серыи волци в поле, ищущи себе чести, а князю славы».
Такая принципиальная установка была подтверждена Табелью о рангах Императора Петра Великого, в согласии с которой почётный статус дворянства зависел от чинов, достигаемых автоматически, путём учёбы и службы. Варварские западнические реформы Петра III формально отменили это требование, но русское дворянство, в подавляющем большинстве, продолжало считать служение русскому народу и русскому государству своим нравственным долгом. Считалось, что, за честь и за почётные привилегии, подать государству нужно платить кровью своих детей, а не только деньгами.
(Окончание следует)