Максим КалашниковРЕСУРС РУССКОГО МИРАНельзя бросать на произвол судьбы оборонный комплекс юго-востока УкраиныНАТО – СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР ВПК УКРАИНЫ
История сегодня посылает нам уникальный шанс: возможность приступить к невооруженному отвоеванию самой развитой части нынешней Украины – левобережья Днепра. Шанс, состоящий в развертывании совместных инновационно-высокотехнологических программ с участием тех предприятий, что обречены на банкротство при интеграции Украины в НАТО и даже в Евросоюз.
Главное сегодня – как можно больше отрывать промышленные регионы – левобережье Днепра и Причерноморье – от «оранжевых» территорий. И тут нельзя забывать об экономических программах. Нужно добиться доминирования русского влияния в высокотехнологичном секторе Украины. Ибо он все одно обречен на погибель в случае, если Украина интегрируется в Запад.
Стратегия такова: отвоевывая самую высокоразвитую часть украинской индустрии, Москва одновременно добивается и ускорения в инновационном развитии самой РФ. Тем самым намечаются очертания, по сути дела, новой страны, объединенной делом прорыва в достойное будущее.
Что имеется в виду? Возьмем для примера ракетостроительный днепропетровский «Южмаш» (с КБ «Южное»), киевский авиазавод «АВИАНТ» с КБ имени Олега Антонова и запорожский завод «Мотор Сечь». Даже если «оранжевые» затянут свою республику в НАТО, этим советским гигантам не выжить. Никогда НАТО не станет заказывать транспортные самолеты «АВИАНТу»: на Западе есть своя авиастроительная индустрия. К тому же, впереди – кризис, рынок самолетов сузится, его и западным-то строителям крылатых машин хватать не будет. Ну, а бюджетные заказы Киева на машины марки «Ан» и закупки украинских авиакомпаний – это, извините, из разряда ненаучной фантастики. Поэтому авиастроение бывшей УССР приговорено к смерти.
То же самое – и в случае с Запорожьем, которое изготавливает моторы и для 90% вертолетного парка РФ, моторы для авиалайнеров, двигатели для крылатых ракет Х-55. НАТО имеет свои вертолеты с другими силовыми установками, оно их и Киеву навяжет. Естественно, никто не закажет и запорожские «движки» для американских или английских крылатых ракет.
А «Южмаш»? Ему светят только мизерные заказы на его космические носители типа «Циклон» и «Зенит». Ничего сравнимого с огромным советским рынком на оные ракеты вступление Украины в НАТО (и даже в ЕС) не даст. На Западе – свои ракетоносители.
А терять почем зря все это богатство, созданное трудами всего нашего народа, как-то глупо.
В то же время, все это крайне нужно Российской Федерации. Ведь мы имеем дело с частями одного и того же, единого военно-промышленного и высокотехнологичного комплекса Советского Союза. Когда его создавали, никто и думать не мог о каких-то «российско-украинских границах». И теперь разумнее не создавать в РФ производства-дублеры украинских (это дорого и затратно), а использовать схему совместных проектов. Приведем лишь один пример.
ВАРИАНТ БОГУСЛАЕВА
Возьмем, к примеру, «Мотор Сечь» («Мотор Сiч»), которое в должности председателя Совета Директоров возглавляет Вячеслав Богуслаев. На своем предприятии в деловом общении он культивирует русский язык. Оно и понятно: на сложнейшем производстве все должны точно понимать друг друга, и тут лучше великорусской речи не найдешь. На языке Пушкина, в конце концов, составлены все регламенты, инструкции и техническая документация.
Характерный штрих в портрету Богуслаева: не так давно на одной военно-промышленной встрече в РФ он выступил с программным заявлением насчет развития русского военного двигателестроения, насчет разработки силовых установок будущего. Какая-то газета РФ по этому поводу ерничала: какое это, мол, право нас учить имеет гражданин иностранного и не шибко дружественного нам государства? Для нас же, в отличие от всяких некомпетентных бумагомарателей, Запорожье – не заграница, а Богуслаев – русский.
Что предложил глава совета директоров «Мотор Сечи»? Например, Москве крайне важно возобновить серийное производство широкофюзеляжного воздушного корабля Ан-124-100 «Руслан». Аналогов этому самолету нет нигде в мире, он – основа для конкурентного прорыва России на мировой рынок грузовых авиаперевозок. Но где делаются двигатели для «Руслана»? На «Мотор Сечи». Значит, нужно полным ходом развивать совместную программу строительства грузовозов типа «Руслан» и всех узлов к нему, создавая для этого некий союз из предприятий РФ и Украины. В то же самое время, «Мотор Сечь» уже сейчас дает работу нескольким сотням предприятий в РФ. В своей статье «Инновационная экономика России: крылья и двигатели» («Профиль», 23 июня 2008 г.) Богуслаев написал:
«…Попадание же в полную зависимость от научно-технического и технологического потенциала двух мировых концернов – Airbus и Boeing – приведет к полной дезорганизации как российской, так и украинской промышленности, которые предлагаю рассматривать как единый комплекс…
…Необходимо объединить наши возможности, совместными усилиями бороться за существующий рынок, который исторически ориентирован на нашу продукцию…»
Русский технократ из Запорожья предлагает: не надо копировать и восстанавливать производство устаревших двигателей. Ничего не даст, например, перевод производства вертолетных моторов из Запорожья в РФ. Истинный путь спасения – сосредоточить усилия на создании нового поколения летательных аппаратов и энергетических комплексов для них! Необходимо совместно создавать новый прорывной продукт, основанный на использовании тех заделов, что были созданы в СССР, но так и не использовались.
Что это может быть за «прорывной продукт»? Нынешний «первый российский» («первый после СССР») самолет «Сухой-Суперджет» нельзя считать ни прорывным, ни отечественным: эта машина на 60% состоит из американских комплектующих, а в основе ее лежит «идеология» 1980-х годов. Действительно новым лайнером (вернее – лайнерами в трех вариантах) может стать только система МС-21, совместное произведение ОКБ имени Яковлева и корпорации «Иркут» – при участии КБ имени Бериева и «Гражданских самолетов Сухого». Так вот: МС-21 можно оснащать не импортными моторами, а перспективным двигателем, что совместно предложили московское объединение «Салют» плюс запорожские «Мотор Сечь» и «Ивченко-Прогресс». Такой «виртуальный» (созданный под решение прорывной задачи) концерн способен за пять лет создать новые силовые установки 4-го и 5-го поколений ($4,5-6 млрд) Получив двигатели нового типа, русское самолетостроение сможет создавать и летательные аппараты нового типа.
Можно, конечно, ничего не делать, замкнувшись в пределах РФ. Но тогда погибнет «Мотор Сечь», и сам авиапром РФ понесет тяжелые потери, потеряет годы на восстановление утраченных производственных звеньев.
А можно поступить наоборот: пойти на сотрудничество, используя громадные финансовые возможности Москвы. И получить не только новые двигатели и прорывные проекты самолетов – но и оплот русского влияния на Левобережье Днепра!
СОЗДАНИЕ РУССКИХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ФОРПОСТОВ
Похожий трюк проходит и с днепропетровским «Южмашем». «Зенит» – ракета отличная, ее можно модернизировать в систему «Зенит-Клипер», приделав к ней твердотопливные ускорители Московского института теплотехники. Вовлекаешь «Южмаш» в кооперацию для создания русской транспортно-космической системы, вытягиваешь оттуда лучшие кадры. Да так, что в любой момент можешь перевести производство «Зенитов» в Комсомольск-на-Амуре.
А авиастроение? Представим себе, как в РФ создается сильная транспортная компания «Русский воздушный флот», нацеленная на завоевание мирового рынка авиационных грузовых перевозок. И эта суперкорпорация закупает самолеты и на заводах РФ, и на киевском «АВИАНТе», формируя парк разнокалиберных грузовозов. И опять украинская авиапромышленность попадает в зависимость от Москвы. Поссоришься с ней – лишишься заработков. К тому же, в лице работников «АВИАНТа» и их семей мы получаем верных себе людей.
Параллельно в РФ (это мы фантазируем) начинается проект развития воздушно-космических систем. А для них нужны разгонщики-носители – машины Ан-225 «Мрия». И сразу же единым махом много зайцев убивается. Русские получают и чертовски конкурентоспособную космическую транспортную систему (это обеспечивает бурное развитие отечественных коммерческих спутников за счет снижения затрат на запуски), орбитальные штурмовики-бомбардировщики и разведчики, а также – и рычаг влияния на Киев.
И сходного эффекта мы добиваемся, начиная широкомасштабное совместное производство лайнера Ту-334-100.
НЕЛЬЗЯ РВАТЬ СТАРЫЕ СВЯЗИ!
«Ах, предатели! – заголосят некоторые «российские патриоты». – Вы собираетесь финансировать иностранных производителей. А ведь завтра Украина в НАТО окажется – и вы поставите российских военных в зависимость от поставок из натовского государства!» Таких высказываний сегодня хватает. Например, телеведущий Соловьев как-то возмущался: мол, как можно строить планы создания ракеты-носителя «Зенит-Клипер», если «зениты» делаются на Украине, которая сегодня – практически враждебное государство?
Такой «патриотизм», культивируемый сегодня, ограничен и бесперспективен.
Во-первых, РФ, нимало не смущаясь, закупает сегодня авиадвигатели у стран НАТО: и «Пратт энд Уиттни» у американцев, и «Снекма» у европейцев. РФ приобретает и готовые авиалайнеры, произведенные в странах все того же НАТО, покупает важнейшие электронные системы и оборудование на том же Западе. А отдыхающие из РФ каждый курортный сезон оставляют в Турции миллиарды долларов – и тем самым подпитывают экономику страны – члена Северо-Атлантического пакта. Неужели на фоне всего этого нельзя вести совместные программы по созданию двигателей и ракет нового типа с предприятиями в русской (восточной) части Украины? Именно это, а вовсе не угрозы свернуть сотрудничество, может в конечном счете блокировать вступление Украины в НАТО. Чем больше мы будем вкладывать в ВПК юго-востока Украины, тем сильнее будет сопротивление русских и русскоговорящих жителей региона натовской экспансии. Этих людей нужно вывести из состояния пассивности, дать им реальный стимул для борьбы. Кроме того, такое сотрудничество работает на инновационное развитие РФ. Да и использовать имеющиеся мощности и кадры в Запорожье и Днепропетровске гораздо эффективнее и дешевле, чем создавать аналогичное производство в РФ. От брака и саботажа можно спастись, придирчиво принимая заказ.
Наивно думать, будто в случае войны с НАТО нам удастся, как в Великую Отечественную, развернуть полное военное производство по мобилизационным схемам. Если конфликт произойдет, то он будет скоротечным с взаимными ударами по стратегическим объектам ВПК. Воспользоваться получится лишь той техникой и узлами, что припасены заранее. А это значит, что запас, например, запорожских двигателей, можно создать загодя.
При этом мы, загружая «Мотор Сечь» своими заказами, еще сильнее привязываем Запорожье к России. Прервется их поток – и станет плохо всему Запорожью, а это – головная боль для киевских чиновников. Расчет элементарен: к хорошему привыкаешь очень быстро, а терять его – неимоверно тяжело. Если мы умело загрузим заказами нужную для Русского мира высокотехнологичную промышленность на Украине, то получим острое нежелание оной терять эти заказы. И тогда целые легионы граждан соседней республики станут голосовать за тех, кто стоит за сближение с Москвой. А политиканы, что начнут выступать на темы «клятых москалей» и «прощания с Россией», сразу же получат в этой среде сильный отпор. Мы колоссально нарастим вес тех политических сил, что хотят союза с Москвой и не желают видеть Украину в блоке НАТО.
Итак, диспозиция проста. В случае ухода в НАТО украинские «нацсвидомые» неизбежно загубят высокотехнологичные и крайне нужные для Русского мира предприятия в русской части Украины. Спасая их и вовлекая в совместные проекты инновационного развития, Москва получает возможность тесно привязать к себе юго-восточные области Украины, нарастить свое влияние здесь. Это влияние останется геополитическим капиталом Москвы при любом даже самом неблагоприятном для нас раскладе.
http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=10306