Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 00:49:47  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Славянство выстояло! Несмотря на происки врагов и внутренние распри  (Прочитано 601 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 29 Августа 2021, 15:21:40 »

Сергей Лебедев

Славянство выстояло!

Несмотря на происки врагов и внутренние распри



Славяне – самая крупная по численности этноязыковая общность в Европе. Общая численность славян – свыше 350 млн человек, из которых 300 млн проживает в славянских странах, остальные – славянские этнические меньшинства и эмигрантские диаспоры. При этом славяне неоднократно в истории подвергались геноциду, причем только в XX веке три раза – в двух мировых войнах, в которых людские потери славянских народов оказались наибольшими, и в ходе «демократических реформ» 1990-х годов, вызвавших острейший демографический кризис во всех славянских странах. Но наряду с прямым уничтожением, враги славянства стремились славян ассимилировать или привить им комплекс неполноценности перед большими господами с Запада. Приходится признать, что в этих стремлениях враги славянства немало преуспели.

Исчезнувшие колена славянские

В истории славяне всегда отличались упорством в защите своей земли и вместе с тем были весьма подвижными народами. Самый крупный и знаменитый из славянских народов – русские, расселились на территории в 11 часовых поясов. При этом когда-то русские владели также Аляской, Гавайями и контролировали Маньчжурию. Преодоление безбрежных просторов и их освоение есть наиболее характерная черта русской истории. Можно сказать, что русская история есть преодоление русской географии. Не случайно великий русский историк В.О. Ключевский отмечал: «История России есть история страны, которая колонизируется». Именно мирной колонизацией, и лишь в незначительной степени военным путем шло расширение России.

В советский период русской истории освоение и заселение присоединенных и вновь возвращенных территорий продолжалось. Например, после 1945 г. переселенцами со всего Советского Союза, в основном русскими, были заселены Калининградская область (бывшая Восточная Пруссия), а также Карельский перешеек, Южный Сахалин и Курилы.

Также большой территориальной активностью отличались поляки. Они утратили в силу исторических обстоятельств свои этнические территории на берегу Балтийского моря и западнее рек Одры (Одер), но активно колонизировали земли на востоке, вплоть до Днепра. После 1945 г., благодаря милости Сталина, Польше были возращены ранее утерянные территории на западе – возвращенные земли (Ziemie Odzyskane). Это составляет чуть меньше 1/3 территории всей Польши в современных границах.

Своеобразна история сербов. Показательно, что знаменитый сербский историк Сима Чиркович свою книгу назвал «История сербов» (а не государства Сербия). Одна из глав книги называлась «Подвижная Сербия». Вражеские вторжения, войны и турецкое иго вызывали многочисленные перемещения славян на Балканах, в результате чего резко менялась этническая карта Балкан.

И все же часть исторической территории славян были навсегда потеряна славянством. Речь идет о территориях современных восточной Германии, Австрии, Венгрии и Румынии.

Трагедия полабских славян

Восток современной Германии от устья реки Лабы (Эльбы) до Данцигского залива был густо заселен славянами издревле (никаких исторических свидетельств о вторжениях или переселениях славян не существует). В целом бывший славянский ареал занимает примерно треть современной Германии (а с учетом бывших германских территорий, отошедших после 1945 г. к СССР и Польше, половину Германии). Поскольку условной границей между славянскими и германскими племенами была река Лаба, то самые западные из славянских народов получили у историков имя полабских славян. При этом те не имели общего названия, делясь на племена лужицких сербов, лютичей и бодричей. В свою очередь, эти племена делились на более мелкие группы. Полабские славяне были весьма развитыми обществами, имели города, вели морскую торговлю по Балтийскому морю. Именно богатство этих земель вызвало зависть соседей, которые, впрочем, максимально использовали общую для славян проблему – раздоры и отсутствие единства. Западные агрессоры имели и идеологическое обоснование своих вторжений – привнесение западных ценностей в виде католичества с непогрешимым папой и в виде феодализма. Полабские славяне оставались упорными язычниками именно потому, что соседствовали с католическими государствами франков. Заметим, что у более восточных и южных славян таких предубеждений против христианства не было и они самостоятельно сделали выбор в пользу веры Христовой. У полабских славян были самые разнообразные формы государственного устройства – наследственные или выборные монархии, правление аристократии, вольные вечевые города на Балтике. Духовным центром полабских славян был священный город Аркона на острове Руяна (ныне – Рюген).

Вторжение в славянские земли начал еще Карл Великий в конце VIII века. В 844 г. за Лабу походом отправлялся внук Карла – Людовик Немецкий. Эти походы не увенчались успехами, но привели к опустошению славянских земель. Земли тогда захватить не удалось, но зато на Запад пошли колонны скованных цепями невольников. Так в языках Европы имя славянина стало клеймом раба: Sklave – в немецком, slave – в английском и esclavе – во французском, esclavo – в испанском обозначают невольника. Заметим, что свободных славян немцы именовали вендами. Непосредственно торговлей живым товаром занимались еврейские торговцы. Именно на торговле славянами были сколочены первые еврейские банковские капиталы в Европе.

Непосредственное завоевание земель за Лабой начал король Генрих Птицелов в X веке. Однако он добился лишь формальной вассальной присяги отдельных князей. После его смерти полабские славяне стали независимы. Новый германский король Оттон продолжил вторгаться на Восток. В 955 г. немцы одержали военную победу над бодричами (причем союзниками немцев выступали другие славянские племена). Один из главных немецких военачальников маркграф Геро прославился вероломством, пригласив на пир и уничтожив славянских князей, в том числе и своих союзников, которые перестали быть нужны. Но уже в 983 г. разразилось большое восстание, в ходе которого была ликвидирована немецкая власть почти всюду за Лабой, кроме земли лужицких сербов, сохранивших верность германскому королю.

Лишь два века спустя немцы возобновили вторжение на Восток. В 1147 г. немецкие князья Генрих Лев и Альбрехт Медведь возглавили общеевропейский крестовый поход против полабских славян, закончившийся поражением крестоносцев. Но уже вскоре, в царствование императора Фридриха Барбароссы, немцы вновь атаковали славян, и на сей раз их завоевание было успешным. Для закрепления новых земель немецкие феодалы начали колонизацию Востока. Туда потянулись обозы немецких колонистов, которых привлекали льготы, дарованные немецким хозяевами края. Но вообще переселенцев из собственно Германии было немного. Историки, изучившие переписи, кадастры, строительство городов и т. д., считают, что в ХII веке переселение из старой Германии на территории между Эльбой и Одером затронуло около 200 тыс. человек. Такое же число людей участвовало в следующем столетии в колонизации, которая достигла Померании и Силезии. А между тем германское население к востоку от линии Эльба – Зале к концу XIX века достигло 30 млн человек. Такой демографический взрыв объяснялся просто: произошла почти полная германизация славянского населения. Так героические полабские славяне стали восточными немцами. Дальнейшая их история уже история Германии.

Германское
«восточное государство»


Германизация также охватила земли современной Австрии. Правда, в отличие от земель восточнее Лабы, здесь, наряду со славянами, проживали со времен Римской империи также романизированное население из потомков кельтов, перешедших на местный вариант латыни. Германское население также находилось здесь со времен так называемых Маркоманских войн германцев против Римской империи. Начиная с VI века здесь преобладали славяне. В частности, племя хорутане (от имени которых происходит название австрийской провинции Каринтия) имело свою столицу в городе Градец (ныне – Грац). На этническое развитие земель по среднему Дунаю оказало воздействие вторжение кочевого племени авар, пришедшего из глубин Азии и расселившегося в степях современной Венгрии. Хорутане храбро бились с кочевниками, создав свое государство, но нуждаясь в союзниках, обращались за помощью к баварским герцогам, признав их сюзеренитет, а также к Ватикану, приняв католичество. Император франков Карл Великий, разгромив и баварцев, и авар, подчинил себе местных славян, создал особое феодальное владение – Восточную марку – Ostmark. Отсюда и происходит название Австрия. Так славяне утратили независимость. Началась немецкая колонизация благодатных земель. Благо после разгрома аваров на время здесь утвердилось спокойствие. С этого времени Австрия становится частью Германии, представляя собой ряд феодальных владений, с XIII века подчиненных династии Габсбургов. Славянское население преобладало в областях Крайна и некоторых других. Ныне эти австрийские славяне составляют народ словенцев, создавших свое государство. В собственно Австрии в современных границах славянское население близко к полному исчезновению в результате ассимиляции.

Венгрия

Территория современной Венгрии исторически относилась к славянским землям. Известно, что еще во II веке, в римскую эпоху, существовало поселение Tsiernen (Черное), озеро Плесо и ряд других подобных названий. Однако уже более тысячи лет на местных жителей оказывает влияние мадьяризация – процесс добровольного или принудительного перехода на венгерский язык, усвоение венгерской культуры и приобретение венгерской национальной идентичности представителями невенгерских народов двуединой Австро-Венгрии по ассимиляции невенгерских народов.

Исторически мадьяризация началась сразу после прихода на Среднедунайскую равнину венгров (мадьяр) из глубин Азии на рубеже IX–X веков. (В Венгрии условной датой «обретение Родины» считается 896 год). Достаточно малочисленные племена венгров, среди которых господствующим было племя медьер, откуда и самоназвание «мадьяры», сумели сохраниться среди весьма многочисленного, преимущественно славянского, населения исторической области Паннония, ставшей Венгрией, поскольку умело проводилась политика ассимиляции своих иноплеменных подданных.

Венгры появились на Дунае вскоре после разгрома своих кочевий между Доном и Днепром печенегами, которые напали в тот момент, когда все взрослые мужчины из числа венгров были в походе. Когда же вой­ско венгров вернулось на родину, то увидело, что осталось без народа. Печенеги не только разорили страну, они еще и увели в плен или перебили всех молодых женщин. И тогда, как гласит легенда, мадьяры решили покинуть земли, где они не могли теперь чувствовать себя в безопасности. Паннония привлекала внимание всех кочевников и ранее, поскольку являлась единственной степной страной Европы. Именно в венгерской Пуште (от славянского слова «пуста», т. е. пустое место) был центр кочевых держав гуннов и авар. В IX веке вся территория современной Венгрии входила в состав Великой Моравии, и управлялась местными славянскими князьями, зависящими от великоморавского князя.

Венгры поселились в Пуште и завоевали весь Карпато-Дунайский бассейн. К концу X века венгры полностью перешли на оседлость, среди них началось распространение христианства. В 997 г. король Стефан (Иштван) принял христианство в римско-католической форме. Язычество как у славян, так и у венгров продержалось еще более столетия. Часть карпатских славян и влахов, принявших православие еще при Кирилле и Мефодии, сохранили свою веру, но постепенно католицизм утвердился в стране. В результате произошло сближение славянского большинства и пришельцев-мадьяр, которые исповедовали одну веру. Также происходило активное смешение народов. Как утверждают сами венгерские предания, мадьяры пришли на Дунай без женщин, и своих жен они обрели на новой Родине. При этом, поскольку венгры были господствующим народом, дети от таких смешанных браков считались и сами себя считали венграми. Католицизм также дал Венгрии латинский язык, который на 800 лет дольше, чем где-либо в Европе, стал государственным языком страны.

В результате завоеваний уже в X веке, вскоре после разгрома Великой Моравии в 906 г., к Венгрии отошли земли нынешней Словакии, в XI веке была присоединена Трансильвания. В 1103 г. в состав Венгрии вошла Хорватия в результате соглашения с хорватскими феодалами, которые сумели себе выторговать ряд привилегий в обмен на предоставление хорватской короны венгерскому королю. В XIII веке венгры окончательно покорили Карпатскую Русь. Так появилась Венгрия в границах «короны Св. Стефана», по территории втрое превосходящая современную Республику Венгрия. Сами венгры составляли меньшинство жителей страны, и стремление ассимилировать других, дабы не ассимилироваться самим, стало навязчивой национальной идеей венгерской элиты на протяжении всей истории. Положение венгров усугубило то обстоятельство, что города страны вплоть до XIX века имели преимущественно невенгерское население. С XIII века в города королевства устремились многочисленные немецкие купцы и ремесленники, в результате чего немецкий язык стал основным городским языком страны. Также жили в городах армяне, греки и евреи. Последние вообще стали составлять значительную часть городского населения. Венгерское дворянство в конце XVIII – начале XIX столетия говорило по-французски, часть – по-немецки, латынь оставалась языком церкви, канцелярии и литературы. Венгерское дворянство было сословным, а не этническим образованием. Большинство аристократов страны имели хорватское, влашское или немецкое происхождение. Так, Янош Хуняди, известный полководец, прославившийся победами над турками, сын которого стал королем, был влахом. Хорватом был Миклош Зриньи (Никола Зринский), также герой войн с турками.

В 1787 г. венгры составляли 29% населения Венгерского королевства. В городах преобладали немцы и евреи. Значительную долю сельского населения составляли словаки, румыны, сербы, русины и др. В целом к концу XVIII века казалось, что Венгрия останется только географическим понятием. Известный немецкий философ Гердер в 1791 г. в четвертом томе своих «Идей к философии истории человечества» предсказывал, что мадьяры вскоре исчезнут вместе со своим языком. Но буквально вскоре Гердер мог убедиться, что все обстоит не так. С конца XVIII столетия среди венгров начинается движение за использование венгерского языка в деловом обращении и активную языковую мадьяризацию невенгерских народов. В 1792 г., через год после книги Гердера, венгерский язык стал обязательным для преподавания во всех школах страны, за исключением Хорватии, поскольку хорватское дворянство, резонно опасаясь национальных конфликтов, высказалось за сохранение латыни. Правда, только в 1825 г. в венгерском парламенте нашелся депутат, выступавший на венгерском. Но это событие стало началом поистине революционного языкового процесса. Между 1832 и 1844 г. венгерский язык в Венгрии стал официальным. Одновременно стала проходить мадьяризация имен и фамилий славян и румын, когда их стали переделывать на венгерский манер. В 30–40-е годы XIX в. в правящих кругах Венгрии активно развивалась и пропагандировалась в прессе идея всеобщего «блага» мадьяризации. Сторонник мадьяризации граф К. Зай в своих речах, посланиях и брошюрах неоднократно заявлял: «Славизм тождественен с деспотизмом, а мадьяризация – со свободой».

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 29 Августа 2021, 15:22:54 »

(Окончание)

Поражение Венгерской революции 1848–49 гг. парадоксальным образом только способствовало мадьяризации. После соглашения с Веной 1867 г., в результате которой была создана дуалистическая Австро-Венгерская монархия, политика мадьяризации приняла особо агрессивный характер. Эта политика была закреплена «Законом о правах национальностей» 1868 г., который предоставлял немадьярским народам Венгерского королевства ограниченную культурную автономию, но подчеркивал наличие в Венгрии «…единственной политической нации – единой неделимой венгерской нации, членами которой являются все граждане страны, к какой бы национальности они ни принадлежали». Впрочем, венгерские лидеры не скрывали своего стремления мадьяризовать всех жителей королевства. Особую тревогу при этом вызывало то обстоятельство, что рождаемость у славян и румын была значительно выше, чем у венгров.



Венгерский язык стал главным предметом во всех школах королевства, а также языком военных команд в армии. Сократить многочисленность невенгерских народов венгерские власти стремились, поощряя также заокеанскую эмиграцию. Вербовщики различных компаний, набирающих рабочую силу в США, Канаду или Аргентину, могли беспрепятственно действовать в районах с преобладанием невенгерского населения. Самим же этническим мадьярам получить разрешение на эмиграцию было весьма затруднительно. Нередко настоящие венгры, желающие отправиться за океан, выдавали себя за хорватов или словаков, чтобы не иметь проблемы с разрешением на выезд. Из Венгерского королевства к 1914 г.. эмигрировало 2,2 миллиона человек, из них собственно венгры составляли лишь четверть.

Прибегали власти и к таким грубым методам, как изъятие детей из словацких и русинских семей и передачу их в венгерские семьи, дабы те воспитывали подрастающее поколение в венгерском духе.

Отчасти политика мадьяризации имела успех, о чем свидетельствует этническое происхождение многих выдающихся венгров. Так, виднейший революционный деятель страны Лайош Кошут был по отцовской линии словаком, а по материнской – немцем, тем не менее всю жизнь был венгерским националистом. Великий венгерский поэт Шандор Петефи был сыном хорвата Стефана Петровича, а матерью его была словачка Мария Хруз. Известный композитор Ференц Легар, автор многих оперетт, имел немецко-словацко-итальянские корни. Другой известный композитор Имре Кальман, автор классических венгерских оперетт, был евреем. Ференц Салаши, лидер крайне правой националистической партии «Скрещенные стрелы», диктатор Венгрии с октября 1944 г. до полного разгрома немцев в мае 1945 г., имел армяно-немецкое происхождение.

В каждом регионе Венгрии мадьяризизация имела свою специфику. Быстрее и полнее всего мадьяризировались города. Экономика Венгрии быстро развивалась, росло население городов, в первую очередь Будапешта, причем 40% рабочих столицы были словаками. Но в большом городе быстрее проходила ассимиляция. Словаки, а также многочисленные будапештские хорваты, сербы и русины также уже во втором поколении превратились в мадьяр по языку и идентичности. Наиболее подвержены мадьяризации оказались венгерские евреи, практически полностью перешедшие на венгерский язык к 1914 году. Даже городские немцы поддавались мадьяризации. В других регионах успехи мадьяризации были слабее.

Хорватия, пользуясь автономией в рамках Венгерского королевства, сумела противодействовать мадьяризации, которая имела в крае незначительный успех. В Воеводине сербское население, оплотом которой была Православная церковь, также оказалось неподвластным ассимиляторской политике Будапешта. В Словакии с 1880 по 1910 г. удельный вес венгероговорящих жителей городов вырос с 27 до 49%. Практически все средние слои словацких городов превратились в венгров. Некоторый успех имела мадьяризация городов Трансильвании, хотя в целом этот край остался румынским. В Карпатской Руси об успехах мадьяризации свидетельствовали данные официальной статистики: в 1910 г. из 508 униатских священников русинами себя назвали только 72, а из 831 учителя народных школ всего 97.

В результате политики мадьяризации к 1900 г. венгерское население наконец-то стало большинством страны, составив 51% от общего числа, а к 1914 г. уже 55%. На самом деле, здесь учитывались все владеющие в той или иной степени венгерским языком. Однако несравненно более важными последствиями оказалась резко усиливавшая национальная вражда и неприязнь к Венгрии как к государству. Все это сказалось в 1918 г., когда Венгрия утратила почти все территории, населенные невенгерскими народами.

И все же современная Венгрия совершенно неславянская страна, несмотря на славянскую кровь венгров.

Румыния и Карпато-Дунайский бассейн

Большая часть земель современной Румынии были заселены славянами самое позднее с VI века. Но в Южных Карпатах сохранились влахи, потомки романоязычных даков, после римского завоевания перешедших на латинский (точнее, его местную версию) язык. Практически тысячелетие, с момента ухода римлян из Дакии в 271 г., о влахах сохранились только отдельные упоминания, по которым нельзя составить ясную картину их распространения. Они занимались горным скотоводством, в первую очередь овцеводством, управлялись своими родовыми старшинами и совершенно утратили всякие воспоминания о Риме и античной жизни. Соседство со славянами, которые жили в долинах, занимались земледелием и достигли гораздо более высокого культурного уровня, привело к значительной славянизации жизни, быта и отчасти языка влахов. Показательна высокая доля славянских слов и в языке молдавской мифологии. В политическом плане влахи находились под властью Венгерского королевства, Болгарского царства и русского Галицкого княжества. В IX–X веках влахи приняли православие (западные и южные – во время Кирилла и Мефодия, северо-восточные – вместе с Крещением Руси). С гор влахи стали спускаться с конца XIII века на опустевшие после Батыева нашествия Карпато-Дунайские плодородные равнинные земли. Постепенно они заняли территорию между Южными Карпатами и Дунаем, где сложилось в первой половине XIV в. княжество Валахия. Другая волна влахов двинулась на северо-восток. Влахи, которые отличались и многочисленностью, и единой с русинами православной религией, и очень похожим образом жизни, не только заселили пустоши, но и ассимилировали немалое количество русин. Имело значение и то обстоятельство, что влахи не были крепостными и управлялись по своему «влашскому праву». Это способствовало валахизации многих русин, а также словаков.

Обширные земли в низовьях Дуная и южных отрогах Карпат стали восточно-романской Молдавией. В состав этого княжества входила также и Буковина, в которой по-прежнему преобладали русины. С другой стороны, валахи, расселившись среди преобладающего славянского населения, обрусели очень быстро. В Галиции и поныне много населенных пунктов, основанных валахами, которые представляют собой обычные русинские села. Центром влашских поселений была долина реки Молдова (приток реки Сирет, в свою очередь являющейся притоком Дуная), в результате чего сам край вскоре получил это название. Здесь в 1359 г. сложилось самостоятельное валашское княжество под предводительством воеводы Богдана. Это государство называлось Молдавским княжеством (Tzara Moldovei – Молдавская земля, Молдавия). Город Сучава, расположенный на одноименной реке, был первой столицей Молдавии. В латиноязычных документах Венгрии валашские мигранты нередко обозначались как Valachi et Rutheni или Valachi seu Rutheni, причем под именем рутенов имелись в виду пастухи русинского происхождения из Восточных Карпат.

В целом романоязычные валахи ассимилировали славян, но в горах, в частности, в области Буковина русское население сохранилось именно как славянское. В Молдавском княжестве существовало понятие «Русь» для обозначения местностей с преобладанием русского населения. В XIV веке славяне составляли 39,5% жителей княжества. Как писал Г. Уреке, молдавский летописец, в своем «Предисловии» к летописям: «Страна (Молдавия. – Авт.) сотворена из двух языков, что известно до сего дня». О том, как проходила «влахизация» славянских земель, свидетельствуют данные топонимики. Так, в 1392 и 1431 гг. в господарских грамотах упомянуто село Шербовцы. Но уже в 1488 г. это село упомянуто уже под восточно-романским названием Шербенешть. Село Аверовицы, упомянутое в 1403 г., 40 лет спустя известно уже как Аверешть.

Несмотря на постепенную ассимиляцию «Руси» романоязычными молдаванами, вплоть до XVIII века славяне составляли большинство населения северной части княжества, а в Буковине, входившей в состав Молдавии, они вообще составляли абсолютное большинство. Когда в 1620 г. произошло восстание жителей города Оргеев, то господарь обратился к мятежникам с увещеванием: «Да имасте серце чисто к господарю». Именно по-русски разговаривал в 1503 г. господарь Стефан Великий с польским послом. В ряде средневековых документов Молдавское княжество даже называлось Русовлахией. Влахи проникали также на территорию современной Словакии, хотя, как и на Галицкой Руси, в основном влахи ославянились.

Результатами влашской колонизации стали потеря славянами обширных земель в Карпато-Дунайском бассейне и появление румынского и молдавского этносов. Также к последствиям влашской колонизации можно отнести окончательный территориальный отрыв южных славян от основного славянского массива.

Таким образом, в результате исторических обстоятельств некоторые славянские территории оказались потеряны для славянского мира. Но ведь враги славянства готовили несравненно более страшную участь остальным славянам. И тем не менее славянство выстояло, несмотря на предательство элит, «чужебесие» интеллигенции, вечные раздоры славян друг с другом.



https://ruskline.ru/opp/2021/08/25/slavyanstvo_vystoyalo
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!