Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 02:44:15  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» 29 августа  (Прочитано 3443 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 12 Мая 2013, 11:16:30 »

Порт-Артурская икона Божией Матери в Москве

Представляем видеорепортаж телеканала «Союз» о пребывании святыни в столиц



Сегодня мы предлагаем вниманию читателям «Русской народной линии» видеорепортаж телеканала «Союз» о том, как Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» побывала в Москве.

В крестный ход с образом вокруг Кремля пошли строители Покровского подворья Александро-Свирского монастыря Санкт-Петербургской митрополии.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=LVfFoOJI2iY#t=0s

http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/11/portarturskaya_ikona_bozhiej_materi_v_moskve/
« Последнее редактирование: 06 Сентября 2021, 21:05:40 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 20 Августа 2014, 15:00:17 »

Торжество Пресвятой Богородицы

В Киево-Печерскую Лавру прибыла Порт-Артурская икона Божией Матери



Утром 13 августа в Киево-Печерскую Лавру прибыла Порт-Артурская икона Божией Матери. Другое название иконы – Торжество Пресвятой Богородицы. Это такая же икона, какая была подарена несколькими днями ранее в город Луганск. На иконе высотой 1.20 м изображена Божия Матерь, стоящая на мечах. Она держит в руках Нерукотоворный плат с изображением Спасителя. Этот образ, чуть большего размера, размещен в Москве, в Храме Христа Спасителя. Идея написать такую икону для Украины возникла у автора, известного российского живописца, после того, как осенью он увидел по телевизору кадры киевского Майдана. Но первую икону было решено отправить в Луганск, так как там сейчас льется много крови. А для Киева был написан второй экземпляр.

Икона, подаренная автором в дар Киево-Печерской лавре, была размещена в Крестовоздвиженском храме в Ближних пещерах. После Божественной литургии у иконы служились молебны и читались акафисты. О том, какую силу имеет этот образ Божьей Матери, говорит следующий факт: сразу после внесения иконы в Крестовоздвиженский храм к ней бросились прикладываться верующие. И у одной болящей началось беснование. Она кричала басом: зачем привезли, зачем привезли икону? Это ты, ты привезла! – И  указывала пальцем на женщину, которая действительно доставила икону из Москвы в Киев. А ведь никто из молящихся не был в курсе –  кем и каким образом была доставлена в город икона. Этот случай еще раз напоминает нам о силе духовной брани, происходящей вокруг нас.

Празднование в честь Порт-Артурской иконы совершается 29 августа (16 августа по юлианскому календарю). Сейчас решается вопрос об окончательном выборе места для постоянного пребывания иконы на территории Киево-Печерской лавры.

Надежда Тарасова, председатель Общественного комитета в защиту семьи, детства, нравственности г. Саров, специально для «Русской народной линии»

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/20/torzhestvo_presvyatoj_bogorodicy/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 06 Сентября 2021, 21:15:28 »

Икона Богородицы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская)



Празднование:

29 августа

История

11 де­каб­ря 1903 го­да, за два ме­ся­ца до на­ча­ла рус­ско-япон­ской вой­ны, в Даль­ние пе­ще­ры Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры при­шел ста­рик-мат­рос, участ­ник обо­ро­ны Се­ва­сто­по­ля. Он усерд­но мо­лил­ся о рус­ском фло­те в Порт-Ар­ту­ре. Од­на­жды во сне ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, дер­жа­щая в ру­ках плат, на ко­то­ром был изо­бра­жен лик Спа­си­те­ля. Обе сто­пы Ее по­пи­ра­ли об­на­жен­ные и от­то­чен­ные обо­ю­до­ост­рые ме­чи. С пра­вой сто­ро­ны над пре­чи­стым ли­ком Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дил­ся Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил, с ле­вой – Ар­хан­гел Гав­ри­ил. Над Нею Ан­ге­лы дер­жа­ли в об­ла­ках цар­скую ко­ро­ну, увен­чан­ную пе­ре­кре­щи­ва­ю­щи­ми­ся ра­ду­га­ми с кре­стом на­вер­ху. Еще вы­ше Бес­плот­ные Си­лы под­дер­жи­ва­ли об­ла­ка, на ко­то­рых вос­се­дал Гос­подь Са­ва­оф.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­ве­да­ла ста­ро­му мо­ря­ку, что вско­ре нач­нет­ся вой­на, в ко­то­рой Рос­сию ждут тя­же­лые по­те­ри и ис­пы­та­ния. Вла­ды­чи­ца Небес­ная при­ка­за­ла из­го­то­вить об­раз, точ­но отоб­ра­жа­ю­щий ви­де­ние, и от­пра­вить ико­ну в Порт-Ар­тур­скую цер­ковь, обе­щая по­мощь, по­кро­ви­тель­ство и по­бе­ду рус­ско­му во­ин­ству. Ста­рик-мат­рос по­ве­дал о ви­де­нии бо­го­моль­цам лав­ры, и вско­ре бы­ла со­бра­на необ­хо­ди­мая для из­го­тов­ле­ния ико­ны сум­ма. На об­ра­зе эма­ли­ро­ван­ной вя­зью бы­ло на­пи­са­но: «В бла­го­сло­ве­ние и зна­ме­ние тор­же­ства хри­сто­лю­би­во­му во­ин­ству Даль­ней Рос­сии от свя­тых оби­те­лей Ки­ев­ских и 10 000 бо­го­моль­цев и дру­зей».

В на­ча­ле ав­гу­ста ико­на «Тор­же­ство Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» бы­ла до­став­ле­на во Вла­ди­во­сток и вре­мен­но по­ме­ще­на в мест­ный ка­фед­раль­ный со­бор. Порт-Ар­тур в то вре­мя был оса­жден непри­я­те­лем, и во­круг него ве­лись ак­тив­ные бо­е­вые дей­ствия.

С ико­ны бы­ло сде­ла­но несколь­ко ко­пий, ко­то­рые пы­та­лись пе­ре­пра­вить в Порт-Ар­тур, но без­успеш­но.

21 но­яб­ря (4 де­каб­ря) 1904 го­да, в день празд­ни­ка Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­сле Ли­тур­гии и мо­леб­на пе­ред ико­ной «Тор­же­ство Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы», под­лин­ный об­раз был за­клю­чен в спе­ци­аль­но при­го­тов­лен­ный для нее фу­тляр и от­прав­лен из Вла­ди­во­сто­ка. Пре­про­во­дить свя­тую ико­ну в Порт-Ар­тур взял­ся от­став­ной рот­мистр лейб-гвар­дии улан­ско­го пол­ка Н.Н. Фе­до­ров, ду­хов­ный сын от­ца Иоан­на Крон­штадт­ско­го. Од­на­ко 11 ян­ва­ря 1905 го­да Фе­до­ров со­об­щил, что ико­на в го­род до­став­ле­на не бы­ла вви­ду то­го, что Порт-Ар­тур к то­му вре­ме­ни уже был сдан вра­гу. По­лу­чив раз­ре­ше­ние из Пе­тер­бур­га, Фе­до­ров от­пра­вил об­раз в дей­ству­ю­щую ар­мию, где она и пре­бы­ва­ла в по­ход­ной церк­ви Глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го.

О даль­ней­ших со­бы­ти­ях, свя­зан­ных с ико­ной, ни­че­го не бы­ло из­вест­но до тех пор, по­ка Гос­по­ду не угод­но бы­ло явить но­вое чу­до. 17 фев­ра­ля 1998 го­да в Иеру­са­ли­ме, в од­ном из ан­ти­квар­ных ма­га­зи­нов Порт-Ар­тур­скую ико­ну уви­де­ли па­лом­ни­ки из Вла­ди­во­сто­ка! Ико­на бы­ла вы­куп­ле­на на день­ги, за­ня­тые в рус­ском Гор­нен­ском жен­ском мо­на­сты­ре. Вы­вез­ти свя­ты­ню из Из­ра­и­ля по­мог­ли рос­сий­ские вла­сти и Си­но­даль­ный От­дел Внеш­них Цер­ков­ных Свя­зей Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та.

6 мая 1998 го­да Порт-Ар­тур­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри воз­вра­ти­лась во Вла­ди­во­сток. Встре­чен­ная крест­ным хо­дом и пе­ре­зво­ном ко­ло­ко­лов, взо­рам ли­ку­ю­щих пра­во­слав­ных «…пред­ста­ла Бо­жия Ма­терь, сто­я­щая Сво­и­ми сто­па­ми на бе­ре­гу за­ли­ва на двух по­вер­жен­ных и об­ло­ман­ных ме­чах» – ка­кой яви­лась неко­гда ста­ри­ку-се­ва­сто­поль­цу.

Оригинальная икона хранится в Покровском Кафедральном Соборе г. Владивостока.

Молитва

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской), глас 4

Дне́сь торжеству́ет гра́д Владивосто́к,/ и с ни́м сликовству́ют вси́ преде́лы земли́ Дальнеросси́йския:/ срета́я вно́вь обре́тенную ико́ну Твою́, Богома́ти,/ По́рт-Арту́рскою нарече́нную,/ в благослове́ние и зна́мение торжества́/ христолюби́вому во́инству Да́льней Росси́и дарова́нную,/ на ню́ же взира́ющие вси́ зове́м:/ Ру́сь Свята́я, храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́й же твое́ утвержде́ние.


https://azbyka.ru/days/ikona-torzhestvo-presvjatoj-bogorodicy-port-arturskaja
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 06 Сентября 2021, 21:30:08 »

Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне и судьбе страны



«За грехи наши и беззакония мы в поругании и посмешище всех окружающих нас. Не во главу, а в хвост стали мы в глазах чужезем- цев и всего этого заслужили. У тебя, Господи, правда, а у нас на лицах — стыд» (Даниил 9 гл.)

•••

За два месяца до начала Русско-Японской войны 1904-05 гг. старый матрос, участник обороны Севастополя во время Крымской войны 1853-56 гг., удостоился чудесного видения. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица, предстала пред ним и успокоила смущенного воина словами: «Вскоре, на берегах далекого моря, России предстоит очень тяжелая война, и многие скорби ожидают Россию. Напиши образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона будет в этом городе, то Православие восторжествует над язычеством, и Русское воинство получит Победу, Помощь и Покровительство». (Мальковский В.Н. «Сказание об иконе «Торжество Пресвятой Богородицы», известной под именем Порт-Артурской иконы Божией Матери». Тверь, 1906г.)


"Видение старика матроса". Анна Уварова 13 лет. ДШИ №1 им.С.Прокофьева. Владивосток

Защитница Земли Русской стаяла на диком берегу моря. В Своих руках Она держала плат с изображением Нерукотворного Лика Спасителя — Сына Своего и Бога нашего. Этим священным платом Пресвятая Богородица осеняла и оберегала морской залив, а Своими ногами попирала два поверженных вражеских меча.

Именно так повелела Царица Небесная изобразить Ее на иконе. А когда пришло сообщение о начале войны, всем верующим людям, услышавшим об этом чуде, стало очевидным истинность этого предостережения. По описанию старика-матроса, в Киеве была сооружена икона и отправлена в Санкт-Петербург, где была вручена адмиралу Н.И. Скрыдлову для перенесения ее во Владивосток.

•••

Яхта "Ессея"В честь 100-летней годовщины этого чудесного явления настоятель храма, впервые в истории освященного во Владивостоке в честь  Порт-Артурской иконы Божией Матери, вместе с яхтсменами совершили Морской Крестный ход вдоль берегов Приморья летом 2003 г.

Репортаж о походе

•••

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Русско-японская война 1904-1905 гг. велась за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. Война была начата Японией. В 1904 году японский флот напал на Порт- Артур, оборона которого продолжалась до предательской сдачи его врагу в начале 1905 года. Японцы разгромили русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а русский флот — при Цусиме. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артуром (Люйшунь) и Дальним (Далянь).

Порт-Артур — город, наименованный в честь командира английского судна «Algerino», на месте китайского поселения Люй-Шунь в 1858 г. Через сорок лет Китай передал России в арендное пользование этот порт и другие близлежащие территории, в виду угрозы со стороны Японии. Россия стала покровительницей и защитницей дальневосточных рубежей. В 1902 г. в Порт-Артуре был построен православный Собор во имя Святителя Николая Чудотворца.


«Вдумаемся: скорби и беды, терзающие Россию, не с того ли начались, что русский народ утратил свое духовное единство, отрекся от тысячелетних святынь и заветов предков?..» (Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев))


Морской бой

«…В злосчастную ночь 26 января раздались выстрелы с береговых батарей и судов флота. Но было уже поздно. Враг, как тать в нощи, подкрался к нашим броненосцам и нанес им чув- ствительные раны… Коварный враг начал войну без фор- мального объявления. Всколыхнулась крепость. Поднялось на ноги все 40-тысячное население… Ужас и негодование охватили всех при виде наполовину затонувших гигантов флота. «Цесаревич», «Ретвизан» и «Паллада» — наша сила и гордость -выведены из строя.  К полудню ожидают наступления неприятеля, бомбардировки крепости и, может быть, …ответ замирает на устах… Возле Собора собралась многотысячная толпа людей… обратившись к толпе, я сказал: «Православные братья! Войдем в храм, помолимся Заступнице, Пресвятой Богородице… она наша единая надежда и спасение… Она поможет». Я не договорил. Открыли храм. Толпа поспешно хлынула в церковь… Загорелись свечи, а в душах молящихся запылал огонь молитвы… а там идет жаркий бой… Я никогда не видел столь возвышенного молитвенного подъема духа…Молебен окончен… оружейные выстрелы слышались реже. Звук их стал все дальше, все глуше… Стихло… Слышались слова: «Слава Богу! Слава Пречистой!..»  (Из дневника о. Николая Глаголева, священника полевого военного госпиталя и штаба войск Квантунской области)


Свт. Николай (Касаткин), архиепископ Японский

Святитель Николай (Касаткин), архиепископ Японский, записал в своем дневнике: «Газеты, японские и аглицкие, даже пересматривать невыносимо — так все исполнено восхвалением японцев и злорадством, что Россия не в авантаже (без сомнения, до времени) в нынешнем ее столкновении с Японией. Все, все ненавидят Россию!.. Весь свет торжествует, что Россия разбита и посрамлена. Особенно дикою кажется радость протестантских миссионеров, которые молятся на Японию за то, что здесь не мешают им петь свой кошачий концерт разноголосицы проповеди, и проклинают Россию за недозволение им сего… Все эти Reverent»ы, обливающие ядом ненависти Россию, просто изумляют своим антихристианством… А ты, мое бедное Отечество, знать, заслуживаешь того, что тебя бьют и поносят. Зачем же тебя так дурно управляют? Зачем у тебя такие плохие начальники по всем частям? Зачем у тебя мало честности и благочестия? Зачем ты не привлекаешь на себя любовь и защиту Божию, а возбуждаешь ярость гнева Божия? Да вразумит тебя, по крайней мере, бедствие нынешнего поражения и посрамления. Да будет это исправляющим жезлом в руках Отца Небесного!» («Дневники св. Николая Японского», Япония, 1994)

В мае 1904 г. Порт-Артурская икона пребыла во Владивосток и была поставлена в Успенском Кафедральном Соборе. Примерно в это же время началась осада Порт-Артура. Переправка святыни задерживалась.


Успенский собор во Владивостоке

«…Сколько было шуму в Петер- бурге с назначением адмирала Скрыдлова, как все его ожидали во Владивостоке и негодовали, поче- му он медлит!.. Наконец, он прибыл. Явилась уверенность и надежда, что адмирал Скрыдлов сумеет пробраться в Порт-Артур, сумеет поднять дух моряков и поправить дело. Все так думали, все так были уверены. Все этого желали… И что же? Адмирал Скрыдлов все время просидел во Владивостоке» (Корсаков В.В. «Скорбные дни. Дневник-хроника русской жизни в Китае за время русско-японской войны», М. 1912)


Архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий

«…Будем уповать прежде всего и больше всего на помощь Божию и заступление Божией Матери, — сказал в проповеди Владыка Владивостокский Евсевий. — Так всегда было в нашей Православной России в предшествующие войны, которые возвеличили нашу Родину и прославили наше победоносное воинство… В настоящую войну мы тем более должны надеяться на помощь Божию и заступление Божией Матери, потому что незадолго до войны одному из старых воинов было вразумление свыше, что Господь и Его Пречистая Матерь и ныне, как и в прежние тяжелые для русской земли годины, не лишит нас своей всесильной помощи. Видимым знамением этого вразумления является святая икона «Торжество Пресвятой Богородицы», находящаяся сейчас перед нами в сем святом храме» («Владивостокские епархиальные ведомости». 1904, №16/17)

Из писем верующих Главнокомандующему Тихоокеанского Флота А.Н. Куропаткину: «Ваше Высокопревосходительство! Умоляем Вас всем, что для Вас дорого в жизни этой и будущей. Умоляем Вас нашим Батюшкой-Царем, Родиной, Вашей армией, которую Вы любите, как своих детей, и заботитесь о ней, как о своих детях. Умоляем Вас героями Порт-Артура и всей армии: провезите икону «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур. Мы знаем, что он блокирован, но, Ваше Высокопревосходительство, наших героев не мало, найдутся прорвать блокаду охотники. И они не погибнут, икона эта спасет всякого, кто только дотронется до нее. Вы спасете порт-артурцев, Армию и себя!» Сестры милосердия, ждущие своей очереди быть отправленными на помощь Вашей армии. 30 сентября 1904 года.


Казаки в русско-японской войне 1904-05

Задержка переправки иконы в порт-артурский гарнизон не оставила без внимания русского офицера в отставке Николая Фёдорова, который взял на себя подвиг выполнить повеление Небесной Царицы и лично доставить русским воинам святыню. Результаты этой поездки описаны самим героем в его докладе Священному Синоду Русской Православной Церкви.

http://naslednik.cerkov.ru/port-arturskaya-ikona/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 06 Сентября 2021, 21:44:11 »

Порт-Артурская икона Божией Матери



SkithStudio

Авторский фильм Константина Кухаренко на ВГТРК Приморья о чудесном обретении Порт-Артурской иконы Божией Матери в Иерусалиме.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=iNnAfvFNdrM

https://yandex.ru/video/preview/?text=порт-артурская%20икона%20божией%20матери&path=wizard&parent-reqid=1630947822806575-1839547801725308623-vla1-2557-vla-l7-balancer-exp-8080-BAL-6394&wiz_type=vital&filmId=11537670892976373219
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 06 Сентября 2021, 22:00:29 »

НЕОДЕРЖАННАЯ ПОБЕДА

История Порт-Артурской иконы Божией Матери


Список Порт-Артурской иконы Божией Матери в курганском храме, 26 июля 2013 г.

Можно сказать, что образ «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) не столь известен по сравнению с другими каноническими Богородичными иконами, однако факты говорят, что почитание Порт-Артурской иконы ширится и ширится, охватывая не только Приморье и Приамурье, но и европейскую часть Православного мира. Акафист Пресвятой Богородице в честь этой иконы гласит: «Покровом Своея благости покрывающей пределы земли Дальнероссийския», а также «избавляющую нас от хинских нашествий», однако народ русский верит, что защитительный омофор Богородицы укрывает всю Русь – от Дальневосточья до Западных пределов. Новейшая история свидетельствует, что и православная Сербия видит себя под этим Покровом – образ Порт-Артурской иконы почитаем и там.

В календаре нашей Церкви упоминается более двух с половиной сотен чтимых и чудотворных икон Богородицы, а всего насчитывают уже близко к девяти сотням наименований Ее икон. Порт-Артурская икона промыслительно вернулась к русскому человеку через 100 лет после ее написания. Наша Церковь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II объявила 16/29 августа днем общецерковного почитания иконы «Порт-Артурской» (празднуется с 2009 г.). Символично, что это один из двух дней празднования Феодоровской иконы Божией Матери (1239), как мы помним, судьбоносной для нашей державы.

Порт-Артурская икона промыслительно вернулась к русскому человеку через 100 лет после ее написания

В чем тут дело? Быть может, следует согласиться с ревнителем памяти этого Богородичного иконографического канона, жителем Кургана Николаем Павловым, не столь давно ушедшим из жизни, но собравшим за десятилетие, похоже, всю возможную информацию об истории этого образа, об известных списках. Н. Павлов считал Порт-Артурскую икону метафизически знаковой даже среди прославленных Богородичных образов русского патриотического круга, связанных с Первой Мировой войной и последовавшим Октябрьским переворотом 1917-го – Державной, Августовской, явленных при царствовании государя-страстотерпца Николая II. Исследователь приводил даже реплику гонителя Русского Православия, если не сказать, главного русского беса, Ульянова-Ленина, который в своей статье 1905 года «Падение Порт-Артура» полагал, что капитуляция русского форпоста на Дальневостчье стала прологом падения Российской Империи. В самом деле, об этом пункте русской истории следует поразмыслить и в таком ключе. К тому же, провиденциальность явления русских Богородичных икон нам всем очевидна. Следует понимать, что воспоследовавшие за этим трагические события русской истории были, в том числе, или в первую очередь, следствием неисполнения прямых указаний Богородицы.

Нам очевидна провиденциальность явления русских Богородичных икон

Об этом образе писали наши пристальные исследователи. Отметим прежде всего работу «Сказание о Порт-Артурской иконе Божией Матери “Торжество Пресвятой Богородицы”» протоиерея Геннадия Беловолова, настоятеля Иоанно-Богословского храма Леушинского подворья Санкт-Петербурга, выпущенную Леушинским подворьем в 2004 году, к столетию русско-японской войны. В этом есть и историческая логика, поскольку в Питере еще до революции было сделано несколько списков этого образа.


В Хабаровском Преображенском соборе у Порт-Артурской иконы Божией Матери, 25 мая 2013 г.

Порт-Артурская икона Божией Матери – редкий, новый иконографический тип. Искусствоведы находят в нем сходство с сюжетом западной живописи «Плат Вероники». Стиль письма западные искусствоведы относят к типу «Русская романтическая иконопись конца ХIХ – начала ХХ века». Помним, что одним из представителей этого направления был художник В.М.Васнецов, создавший много памятных нам картин о русской истории, расписавший немало русских храмов.

Мне были и личные знаки. Уже после просьб Н. Павлова изучить вопрос активных действий в этом направлении энергичного доброхота-энтузиаста Дмитрия Тростникова я оказался в 2013 году в качестве члена жюри Международного кинофестиваля «Золотой Витязь» в Хабаровске. Сразу по прибытии мы отправились на молебен в честь начала фестиваля в кафедральный Преображенский собор. Молебен возглавил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, и первая икона, к которой я подошел в соборе, оказалась «Порт-Артурская». Через три дня ко мне в Хабаровск приехал повидаться из Владивостока мой друг, поэт и богослов Юрий Кабанков. И удивительно: он привез мне в подарок Порт-Артурскую иконку.


Харьковский храм в честь Казанской иконы Божией Матери, 04 июня 2010 г.

Н. Павлов в качестве одного из первых списков упоминал «громадный харьковский гобелен 2,2 х 3,8 м», который находится в харьковском храме в честь Казанской иконы Божией Матери на Лысой горе. Храм этот был построен саровскими мастерами, и службы в нем не прекращались ни во время фашистской оккупации, ни в «еще более трудные мирные годы». Быть может, из-за мастеров эту церковь иногда называли Серафимовской. Построена она была, краснокирпичная, в 1898–1912 годах на средства купца 1-й гильдии мецената К. Уткина, и на выделенной им земле по проекту архитектора В. Немкина завершал строительство архитектор В. Покровский. В этом храме во времена гонений на Церковь служил Харьковский и Богодуховский архиепископ Александр (Петровский; +1940), ныне прославленный как священномученик.


Порт-Артурская икона в Казанском храме г. Харькова, 25 июня 2013 г.

Некоторые ревнители Порт-Артурской иконы указывают, что харьковский список известен с 1904 года, то есть фактически с самого появления образа в русской духовной истории. Чтобы выяснить, так ли это, нам, харьковчанам, – Д. Тростникову и автору этой статьи – пришлось провести небольшое расследование, для чего мы побеседовали с тремя священниками, в разное время служившими в этом храме, и с художником, осуществившим эту работу. Мы организовали и фотосъемку святыни, за что благодарим настоятеля храма протоиерея Михаила Богачева, а также известного харьковского деятеля русского движения Г. Макарова и фотографа С. Кочетова.


Порт-Артурская икона в Казанском храме г. Харькова, 25 июня 2013 г.

Мы поговорили с протоиереем Петром Василашку и с отцом настоятелем. Наиболее подробно рассказал о создании иконы протоиерей Михаил Колодько, который и задумал написание Порт-Артурской иконы в харьковском храме. Сам ездил в Москву, искал у коллег первоисточники, пытался в меру сил анализировать иконографию, потом обеспечивал иконописцев материалами. Почему именно «Порт-Артурская»? Батюшка считает, что это случилось промыслительно. Изначально у него была мысль написать в храме несколько канонических Богородичных образов. А начал – с Порт-Артурской. К слову, в храме имеется также привезенная с Афона икона «Скоропослушница».


Протоиерей Михаил Колодько и Станислав Минаков в Харькове на привокзальной площади,12 июня 2013 г.

Точней детали дела прояснил художник Виктор Верховод, выпускник архитектурного факультета ХИСИ (ныне – Харьковский национальный университет строительства и архитектуры): икона Божией Матери «Порт-Артурская» написана в харьковском Казанском храме в июне-июле 2000 года на холсте, наклеенном на западную стену внутри храма слева от входа. Эта работа не была случайной. По свидетельству мастера, после написания образов для Казанского храма жизнь у него переменилась. Он полностью посвятил себя храмовой росписи. В частности, В.В. Верховод вместе с Л.Я. Марьенко, В.А. Мушик, Л.М. Золотаревым, Е.Н. Борисовой осуществил с 2003 по 2008 годы обновление росписи подкупольного пространства в известной харьковской Трехсвятительской церкви на Заиковке, именуемой в народе Гольберговской (в честь купеческой семьи, построившей храм). В чем-то стилистика письма Трехсвятительского храма напоминает васнецовские работы в знаменитом Владимирском храме Киева, построенном к 900-летию Крещения Руси. Напомним, что Владимирский храм в Киеве строился за счет пожертвований, собиравшихся со всей Российской Империи. Сегодня он, увы, пока что захвачен раскольниками.


Икона святых царственных страстотерпцев в Казанском храме г. Харькова, 25 июня 2013 г.

По свидетельству мастера, после написания Порт-Артурской иконы его жизнь переменилась

Отца Михаила Колодько харьковчане знают еще и по тому факту, что он первым в Харькове, 16 июля 2001 года, совершил службу святым царственным страстотерпцам, которая продолжилась литургией, акафистом и молебном 17 июля. СМИ сообщали, что «отец Михаил безбоязненно откликнулся на просьбу прихожан, чего не сделали другие священники, сославшиеся на отсутствие распоряжения из епархии». Примечательно, что текст для службы был взят на сайте «Русская линия». Именно тогда теми же мастерами в Казанском храме был написан и вышеупомянутый образ царственных страстотерпцев – в той же технике, что и Порт-Артурская икона, такого же размера, но размещенный на южной внутренней стене храма рядом с настенным образом Казанской.

***

А история Порт-Артурской иконы вкратце такова. В 1903 году было видение Богородицы некоему человеку. «Сила Вышняго и благодать Владычицы укрепляше в видении некоего человека и подвигни е к собиранию средств для написания Ея Пречистаго образа» – сказано в акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Порт-Артурской. Одни источники называют имя отставного матроса Федора, другие указывают на человека по имени Лев Ефимович Катанский. Это был ветеран Крымской войны, проживавший в местечке Бричаны в Бессарабии, коллежский асессор, писатель, публицист, редактор «Русского знамени», автор гимна Союза Русского Народа (скончался в 1917 г.). Во сне Божия Матерь повелела бывшему воину написать образ и отправить его в крепость Порт-Артур, обещая Свое покровительство и победу русскому воинству по прибытии иконы в место назначения.

Избранный человек 11 декабря 1903 года прибыл к старцам Киево-Печерской Лавры, чтобы получить возможные пояснения. Однако ясность появилась лишь в январе/феврале 1904 года, через два месяца, когда японцы осуществили атаку на Порт-Артур.


Репродукция оригинала Порт-Артурской иконы Божией Матери в журнале «Русский паломник» (№ 21 за 1904 г.)

Тысячи киевских богомольцев и притекавших паломников жертвовали на икону: примечательно, что больше 5 копеек ни с кого не брали. А уже в марте 1904 года, то есть фактически через месяц-полтора, киевский иконописец Павел Федорович Штронда, чья мастерская располагалась у знаменитого Андреевского спуска, на котором неподалеку, кстати, жил тогда 12-летний М. Булгаков, создал икону в соответствии с описанием сновидца: Богородица, стоявшая на фоне морского залива на сломанных мечах, держала в руках плат с Ликом Спаса Нерукотворного. Над Богородицей располагался царский венец, который держали ангелы, а еще выше, на облаках, – Господь Саваоф. Справа и слева – архистратиги Михаил и Гавриил. Надо всем была выведена надпись: «Да будет едино стадо и един пастырь» (Ин. 16: 10). По периметру иконы эмалированной вязью была сделана гравировка: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Первое и единственное сохранившееся черно-белое изображение оригинала Порт-Артурской иконы из журнала «Русский паломник» (№ 21 за 1904 г.) было с большими трудностями приобретено Н. Павловым у Государственной публичной исторической библиотеки в Москве в 2011 году.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна распорядилась доставить икону «Торжество Пресвятой Богородицы» на Дальний Восток. Народ сразу же стал называть икону «Порт-Артурской». Были и другие, замечательные, названия: «Богородица на мечах», «Вратарница Дальневосточная» и «Неодержанная победа».

Атаман Сумского казачьего полка Сергей Кондратенко вспоминал о своем знаменитом предке, генерал-лейтенанте Романе Исидоровиче Кондратенко, герое обороны Порт-Артура:

«Интересный факт: судьба генерала Кондратенко связана с судьбой чудотворной иконы Божией Матери “Порт-Артурская”. Генерал Кондратенко знал о Порт-Артурской иконе, очень ждал ее, всячески содействовал ее прибытию в крепость. Но искусственные бюрократические проволочки задержали прибытие. Многие чиновники по месяцу держали икону в своих домах, мечтая о чудесах для себя лично. Когда святыня прибыла во Владивосток, генерал погиб. Потом о ней забыли. Она так и не дошла до крепости Порт-Артур. Люди ослушались слов Божией Матери…»

Икона так и не дошла до крепости Порт-Артур. Люди ослушались Божию Матерь

Икона не попала в место назначения, несмотря на содействие «всероссийского батюшки» Иоанна Сергиева (святого праведного Иоанна Кронштадского), который благословил отставного ротмистра лейб-гвардии Уланского полка, на тот момент 50-летнего канцеляриста Николая Николаевича Федорова, доставить Порт-Артурскую икону в крепость. Порт-Артур пал.

Свидетельствуют, что Н.Н. Федоров вернул икону в действующую армию генерала Куропаткина (в армии не был устроен достойный Ее величия прием), а затем во Владивосток. Можно делать выводы: столица Приморья, практически безоружная и неукрепленная, не пострадала.

После русско-японской войны Порт-Артурская икона находилась в Успенском кафедральном соборе Владивостока, который в 1930 году был закрыт, а в 1938-м взорван. О дальнейшей судьбе оригинала неизвестно. В 1998 году Порт-Артурская икона была привезена во Владивосток, шла дискуссия о том, не оригинал ли это. Исследователь иконы Н. Павлов, по его словам, убедил владивостокцев в том, что это копия 1904 года, написанная в Санкт-Петербургском Воскресенском Новодевичьем монастыре.

***

Сегодня обозначился новый всплеск духовного интереса русских православных к Порт-Артурскому образу.

Отреставрирован частными лицами мемориал в Порт-Артуре (называют сумму затрат в 13,5 млн. долларов). Списки иконы мы встречаем теперь во многих соборах, включая храм Христа Спасителя в Москве. Более того, построены новые храмы в честь этого образа: во Владивостоке, в Кургане. Сообщалось о строительстве таковых в поселке Хасан в Приморье, в Екатеринбурге, в поселке Бабино Ленинградской области. Близ Хабаровска, в Приамурье, установлена мозаичная Порт-Артурская икона работы Г. Павлишина – на самой границе с Китаем. Под этим образом наши военные корабли ходят Северным морским путем.


Храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в Кургане, 24 сентября 2012 г.

Из новейших событий: храму в честь иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» в Кургане семья Пьянковых пожертвовала Порт-Артурскую икону дореволюционного письма. Икону привезла в Курган Нина Геннадиевна Пьянкова, в семье которой она хранилась несколько поколений. От железнодорожного вокзала святыня, прибывшая в три часа ночи, сквозь дождь была пронесена в храм крестным ходом.

Активно участвовавший в новейшей судьбе этого списка все тот же курганский доброхот Н. Павлов так комментировал событие:

«Это можно назвать небольшой сенсацией. Сейчас в России известно восемь списков Порт-Артурской иконы дореволюционного письма. Из этих восьми списков, приобретенный нами, – это третий, на мой взгляд, сделанный с оригинала. Подтвердить это может только искусствоведческая экспертиза. Но для верующих важно само наличие иконы».

Одним из условий пожертвования стала обязательная реставрация иконы, прошедшей за столетие путь Санкт-Петербург – Великий Новгород – г. Реж Свердловской области – Краснодар – Курган, и скоро мастера и искусствоведы Урала смогут приступить к работе.

Еще раз задумаемся: образ «Торжество Пресвятой Богородицы» и сегодня словно закольцовывает духовным присутствием, особой скрепой все земли Российской Империи. Мы назвали лишь Бессарабию, Киев, Санкт-Петербург, Москву, собственно Порт-Артур, Владивосток, Хабаровск, Екатеринбург, Курган, Харьков.

Образ «Торжество Пресвятой Богородицы» и сегодня словно закольцовывает особой скрепой все земли Российской Империи

Урок в истории этой иконы еще и в том, что за небрежение, за невнимание русского народа к небесным указаниям плата слишком высока. И 110 лет назад, и весь последующий век. И сегодняшняя ситуация в нашем Отечестве весьма тревожна.

В кондаке 12-м Акафиста поется:

«Икона Твоя благодати причастная, яко сокровище драгоценное Церкве Христовы от Тебе, Богородице, подадеся, в ней бо обещалася еси пребывати с нами до скончания века, рекши к первописанней иконе Твоей: с нею Моя благодать и сила! Веруем, Пречистая, яко не оскудеет глагол сей и во иконе Твоей “Порт-Артурской”, на всяцем месте и зде с нами пребываеши, идеже верно поется Сыну Твоему и Богу хвалебная песнь: Аллилуиа!».

Станислав Минаков

Фото С. Кочетова, Д. Тростникова, сайта port-artur-hram.ru и автора

https://pravoslavie.ru/141365.html
« Последнее редактирование: 06 Сентября 2021, 22:03:24 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 06 Сентября 2021, 22:18:31 »

Порт-Артурская икона Божией Матери



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=7jlcr_u8AMY

https://yandex.ru/video/preview/?text=порт-артурская%20икона%20божией%20матери&path=wizard&parent-reqid=1630947822806575-1839547801725308623-vla1-2557-vla-l7-balancer-exp-8080-BAL-6394&wiz_type=vital&filmId=10047847051738386185&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D7jlcr_u8AMY

https://yandex.ru/video/preview/?text=порт-артурская%20икона%20божией%20матери&path=wizard&parent-reqid=1630947822806575-1839547801725308623-vla1-2557-vla-l7-balancer-exp-8080-BAL-6394&wiz_type=vital&filmId=16050573115822329234
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!