БАЛКАНИЗАЦИЯ БРИТАНИИШотландский национализм и активизация ирландских сецессионистов последовали вслед за BrexitБеспорядки в Белфасте в апреле и победу сторонников независимости Шотландии на местных выборах в Британии следует рассматривать в совокупности с выходом страны из ЕС и росту других проблем. Вместе с внутренними экономическими и социальными потрясениями они могут стать триггером для распада Великобритании или, как минимум, всплеску политических конфликтов.
Около 90 офицеров пострадали в
результате жестокого уличного насилия в нескольких городах Северной Ирландии с конца марта. Правительства Белфаста, Лондона и Дублина осудили беспорядки, а США призвали к спокойствию,
поскольку полиция впервые за шесть лет применила водометы.
18 человек были арестованы и 15-ти предъявлены обвинения после того, как толпы, преимущественно состоящие из молодежи, атаковали ряды сотрудников полиции и автомобили с кирпичами, фейерверками и зажигательными бомбами.
Субботний вечер стал первым, прошедшим без серьезных происшествий со времен Страстной пятницы 2 апреля, поскольку отсутствие проблем было связано со смертью герцога Эдинбургского. Хотя все основные партии Северной Ирландии
осудили насилие , они разделились во мнениях относительно его причин.
Насилие с участием банд молодых людей
началось 29 марта в лоялистском
районе Лондондерри – за сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства. До смерти принца Филиппа 9 апреля в ряде городов, включая Белфаст, Каррикфергус, Баллимену и Ньютаунабби, почти каждую ночь происходили протесты и беспорядки. Пострадавшие районы относятся к числу наиболее бедных в стране,
с самым низким уровнем образования в Европе.
В ночь на 7 апреля боевые действия перекинулись за так называемую «стену мира» в западном Белфасте, которая отделяет преимущественно протестантские лоялистские общины от преимущественно католических националистических общин, которые хотят видеть единую Ирландию.
Ворота, разделяющие эти стороны, были выбиты, и в течение нескольких часов беспорядков на сотрудников полиции и фотокорреспондента напали, а автобус угнали и сожгли.
Некоторые части Северной Ирландии по-прежнему разделены по религиозным мотивам, спустя 23 года после заключения мирного соглашения, в значительной степени положившего конец беспорядкам в Северной Ирландии,
которые длились почти 30 лет и унесли жизни более 3500 человек.
Хотя нет четких указаний на то, что беспорядки устроены организованной группой, насилие было сконцентрировано в районах, где значительное влияние имеют преступные группировки, связанные с лоялистскими военизированными формированиями
Появляется все больше свидетельств того, что высокопоставленные лица в таких организациях, как «Ассоциация защиты Ольстера» и «Волонтерские силы Ольстера», допускают продолжение беспорядков.
Аналитики предполагают, что лояльные военизированные формирования «Юго-Восточного Антрима» UDA, вероятно, воспользовались возможностью
дать отпор полицейской службе Северной Ирландии после недавнего пресечения преступности в районе вокруг Каррикфергуса.
Лидеры профсоюзов связывают насилие с сохраняющейся напряженностью лоялистов по поводу границы с Ирландским морем, возникшей в результате сделки Великобритании и ЕС о Brexit.
Новая торговая граница является результатом Протокола Северной Ирландии, введенного во избежание необходимости жесткой границы на острове Ирландия. Но гнев по поводу правил торговли после Brexit, которые вступили в силу в феврале, является фактором конфликта.Раздел сделки Brexit, известный как «Протокол», был разработан для защиты мирного процесса, избегая необходимости проверок на границе с Ирландией.
Но это также означает, что некоторые европейские законы продолжают применяться в Северной Ирландии.
И это усилило давнишнее чувство среди юнионистов, что они отрезаны от остальной части Великобритании – и что они были введены в заблуждение правительством Великобритании, а ЕС не слушает их. На переговорах с Брюсселем о выходе Великобритании из ЕС основное внимание уделялось обеспечению того, чтобы торговля из Северной Ирландии в Великобританию могла продолжаться свободно – чтобы она была «неограниченной».
Именно это имел в виду премьер-министр Борис Джонсон, когда в преддверии всеобщих выборов 2019 года он, как известно,
сказал трейдерам, что у них будет его разрешение выбросить все новые документы.
У многих также сложилось впечатление, что торговля в другом направлении – от Великобритании до Северной Ирландии – будет столь же гладкой. И это несмотря на предупреждения со стороны ЕС и государственных служащих Великобритании о том, что новые правила неизбежно приведут к большим трениям.
Последние несколько месяцев дали реальные примеры того, как «Протокол» вступил в силу:
* Импорт растительных и животных продуктов , таких как сыр моцарелла, в Северную Ирландию из Великобритании теперь требует нескольких форм, тогда как раньше их было меньше или не было вовсе.
* Некоторые фирмы, такие как
John Lewis, приостановили доставку посылок в Северную Ирландию, а некоторые посылки из Великобритании были помечены как «международные», хотя сейчас сеть универмагов возобновила большинство поставок.
* Два производителя сигарет заявили, что сократят ассортимент продукции, продаваемой в Северной Ирландии, поскольку правила ЕС по упаковке остаются прежними.
* Людям, переезжающим из Великобритании в Северную Ирландию, требуется таможенная декларация на свое имущество, если они пользуются услугами фирмы по переезду.
Некоторые проблемы были временными и исчезли. Другие находятся на пути к решению с помощью обходных путей, денег или схем поддержки.
Некоторые были сглажены при помощи «льготных периодов», прежде чем правила будут полностью применены.
Один европейский дипломат, который помогал подписать сделку по
Brexit, сказал мне, что маловероятно, чтобы какие-либо из этих проблем вдохновили подростков бросить ракеты в полицию на этой неделе.
Но каждая из них является напоминанием о том, что с Северной Ирландией обращаются иначе, чем с остальной частью Великобритании из-за соглашения, согласованного правительством Великобритании.И риторика политиков-юнионистов предполагает, что вряд ли различия когда-либо удастся минимизировать таким образом, чтобы удовлетворить их.
Они предпочли бы, чтобы действие «Протокола» было приостановлено – что было бы разрешено, если бы существовала серьезная угроза безопасности или экономике, – или правительство навсегда отказалось от него.
Это будет презентация DUP на выборах в ассамблею Северной Ирландии в мае следующего года.
И снова, когда Стормонт будет голосовать за продление «Протокола» в 2024 году.
Это означает, что нестабильность вокруг сделки
Brexit в Северной Ирландии, вероятно, будет продолжаться в течение многих лет.
Это также усложняет правительству Северной Ирландии строительство инспекционных постов в портах и других вещей, которые оно должно реализовать в соответствии с условиями «Протокола», что потенциально может подорвать саму сделку по
Brexit.Борис Джонсон также находится под давлением некоторых из его собственных депутатов-консерваторов, которые все еще настаивают на альтернативных решениях ирландской пограничной проблемы, даже несмотря на то, что эти решения неоднократно отвергались ЕС во время переговоров по
Brexit.Британское правительство обвиняет их в том, что они глухи к нуждам юнионистов и ставят интересы тех, кто больше заботится об отношениях Северной Ирландии с Ирландией, выше тех, кто заботится о ее отношениях с Великобританией.
Министры Великобритании говорят, что ЕС дал юнионистам еще одну причину для беспокойства, почти случайно приостановив действие «Протокола» в январе, когда он разрабатывал механизм для проверки экспорта вакцин против коронавируса.
ЕС быстро исправил свою ошибку и извинился. Официальные лица в Брюсселе в частном порядке заявляют, что проблемы в Северной Ирландии вызваны тем, что Великобритания не была честна с грядущими изменениями и действовала слишком поздно, чтобы минимизировать их влияние.
Самый большой вопрос заключается в том, в какой степени реализация соглашения о Brexit повлияет на количество граждан Северной Ирландии, заявивших, что они хотели бы стать частью Ирландии.Британский закон обязывает министра Северной Ирландии провести референдум –
приграничный опрос – в том случае, если есть доказательства того, что большинство населения хочет воссоединения.
Опросы общественного мнения свидетельствуют о небольшом, но растущем меньшинстве, но в законе ничего не говорится о том, какие доказательства следует учитывать и как будет проходить голосование.
Этот потенциальный распад Великобритании является причиной того, почему технические детали сделки по Brexit имеют значение для политиков в Лондоне, Белфасте, Дублине и Брюсселе.
https://katehon.com/ru/article/balkanizaciya-britanii