Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 10:22:33  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О последних временах, доверии Богу и церковной миссии  (Прочитано 1642 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 04 Июня 2015, 11:41:11 »


«Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа»

Беседа с митрополитом Афанасием Лимасольским о последних временах, доверии Богу и церковной миссии


Насколько уникально наше время, как преодолеть период духовной расслабленности, что делать, если рядом нет опытного духовника, как молиться и выстраивать церковную миссию, что представляет из себя современное монашество и почему семьянину нужно читать патерики, — на эти и другие вопросы портала Православие.Ru отвечает известный греческий проповедник митрополит Лимасольский Афанасий.


Митрополит Лимасольский Афанасий. Фото: В.Ходаков / Православие.Ru
   

— Владыко, у вас нет ощущения того, что мы живем в ненормальное время? Мой вопрос похож на брюзжание: ведь во все времена говорили, что прежде и солнце было ярче, и трава зеленее, и люди добрее. Однако общее ощущение тревоги и беспокойства свойственно сейчас многим людям, не только христианам.

    Для христианина не существуют “вчера” или “завтра”

— Я думаю, что мы тоже повзрослели и постарели, поэтому видим прошедшее в лучшем свете, как что-то более приятное, чем настоящее. Безусловно, мир направляется к последним временам. Однако для христианина не существуют «вчера» или «завтра» — существует только «сегодня», которое проживается в Таинстве Церкви, в Божественной литургии, в присутствии Бога. Отмечая церковные праздники, мы говорим: «Сегодня рождается Христос, сегодня Крещение Господне, сегодня Христос распинается». Подобным образом мы проживаем сегодня и Царствие Небесное, которое придет в конце. Я думаю, дорогой мой, что мы должны благодарить Бога за Царствие Небесное. Как говорил старец Паисий, чем больше у нас трудностей, тем более нас благословляет Бог.

— Пусть в Церкви не существуют «вчера» и «сегодня», но за церковной оградой происходят очень странные вещи: узакониваются однополые союзы, где-то стало возможным убивать стариков — по их желанию, а возможно, и по желанию тех, кому они надоели. Мы наблюдаем необыкновенную пропаганду разврата, видим, как беззаконие осуществляется на наших глазах. Неужели мы не правы, когда говорим, что наш мир сильно отличается от того, каким он был ещё 50 лет назад?

— Нам жалко, что наши братья не знают Святого Евангелия и совершают те вещи, которые вы описали. Мы молимся о них и обо всем мире.

    Церковь всегда находилась в трудных условиях

Но посмотрите: Церковь всегда находилась в трудных условиях. Она появилась, когда существовало идолопоклонство. На протяжении веков ее преследовали. Вспомните, что было в России ещё несколько десятков лет назад. И при этом Церковь идет своей дорогой. Мы не отчаиваемся, а благодарим Бога за то, что мы — в Церкви, молим Бога, чтобы в Ней остаться. Молимся за людей, которые вне Церкви, чтобы эти наши братья познали Бога, ведь мы также несем за это ответственность. Мы знаем, что князь мира сего вне Церкви — это диавол. Но Христос победит диавола, и те люди, которые хотят правды Христовой, будут вечно с Ним. Великой ответственностью людей, находящихся в Церкви, является проповедовать истину Евангелия тем людям, которые этого хотят.

— В 1990-х годах в России был колоссальный духовный подъем. А сейчас мы явственно наблюдаем охлаждение к вере. И получается, что те люди, которые должны становиться сынами Царства, выбирают совсем другое царство и совсем другого владыку, не Христа. Как христианам возгревать в себе ревность?

— Отпадение людей от Христа всегда являлось причиной скорби для христиан, но также и стимулом для проявления любви и молитвы за этих отпавших. Мы должны относиться к тем, кто не верят во Христа, с огромной любовью и большой скорбью. Христос говорит нам в Евангелии, что наши дела должны быть светом для людей, чтобы они познали Бога (см. Мф. 5:16).


Дивеево. Фото: Геннадий Михеев / Православие.Ru
   
    Мы виноваты в том, что есть люди, которые не знают Христа

Мы виноваты в том, что есть люди, которые не знают Христа. Мы должны чувствовать огромную ответственность за души этих людей. Если мы станем святыми, тогда привлечем людей ко Христу. Но наша проблема в том, что нам недостает святости. И таким образом мы несправедливы по отношению к нашим братьям, которые не видят в нас святости, а потому и не подходят, не приближаются к Евангелию. Так что то, что нам действительно нужно, — это святость и святые люди в Церкви.

— Вопрос был немного о другом: каким инструментом возгревать в себе христианскую веру и стремиться к святости, если наступает охлаждение после первых горячих лет неофитства? Мы видим, что трагедии происходят даже в семьях священников. Одного знакомого священника бросила жена, развелись некоторые знакомые семинаристы. Недолжное происходит там, где подобного, казалось бы, просто не может быть. На чем современные христиане должны сосредоточивать наибольшее внимание, чтобы это не происходило?

— Безусловно, наша жизнь будет полна искушений всегда. И, конечно, все эти искушения будут направлены на искоренение нашей любви к Богу. Кроме внимания и того подвига, который мы должны совершать в нашей жизни, очень важно для человека, который хочет сохранить тепло в сердце, иметь святого и добродетельного духовника, к которому можно обратиться в трудные моменты искушений. И тогда тот с помощью благодати Святого Духа будет нам помогать, чтобы не исчезла из нашего сердца любовь к Богу. Но мы также должны питать свою душу, молясь и читая духовные книги. Так с помощью духовного отца мы сможем выдерживать эти треволнения, которые происходят в нашей жизни и вокруг нас.

— Вы сказали, что хорошо иметь святого духовника. Но ситуация в России складывается так, что у нас очень много молодых священников, у которых вначале просто нет духовного опыта и каких-то особых духовных даров. Как поступать большинству христиан, у которых нет возможности общаться с людьми святой жизни?

    Когда нет помощи от человека, тогда есть обильная помощь от Бога

— Старец Паисий говорил, что когда нет помощи от человека, тогда есть обильная помощь от Бога. И, конечно, то, что говорит наш дорогой брат, — это очень логично. Но, тем не менее, по логике Бога это не так. Господь не нуждается ни во мне, ни в ком-либо ещё — даже в старцах Порфирии или Паисии. Господь может совершать Свое дело Сам в душах людей, поэтому мы никогда не должны отчаиваться.


Исповедь. Фото: Юрий Кавер / Православие.Ru
   
Церковь является таинством присутствия, явления Бога в мир. Если бы какой-то человек пошел к старцу Паисию, не имея веры, то не получил бы и никакой пользы. И обратно: если ты с верой и со смирением во имя Христово идешь к духовнику, который еще молод, то получишь ответ, который будет соответствовать воле Божией.

На Афоне я слышал такую историю. У одного монаха умер духовник. Тогда он надел одежды старца на бревно и сказал: «Поскольку у меня нет духовника, буду вопрошать это бревно». Так он и стал поступать. И вот однажды, задав бревну вопрос, монах услышал голос: «Нет, не делай этого!»

    Беда нам, если мы будем опираться на людей, а не на Бога

Так что Господь действует в соответствии с нашей верой. Я очень хорошо понимаю то, о чем вы говорите, но беда нам, если мы будем опираться на людей, а не на Бога. Даже в Греции далеко не все знали старцев Паисия и Порфирия при их жизни, а это были уникальные святые. Важно, что Церковь Христова продолжает свой путь.

— Если вера человека живая, если он любит Бога, то кроме как в Боге и Его Церкви он уже ни в чем не нуждается. Но если охладевают вера и ревность и появляется потребность в этом мире, который, по словам апостола, «лежит во зле», как спасаться тогда?

— Пусть такой христианин делает то, что сделал некогда апостол Петр, когда начал тонуть. Он возопил: «Господи, спаси меня!» И Господь протянул руку и спас.

Христос — жив! Он всегда рядом. И тот, кто к Нему обратится, получит помощь.


Господь Вседержитель. Фреска XVI в. из афонского монастыря Дионисиат

— А если молишься, но нет видимых ответов на молитвы, если кажется, что Бог молчит?

— Если человек будет ждать результата своей молитвы, он никогда его не увидит, потому что само начало молитвы — уже неверное. Я не молюсь для того, чтобы увидеть какой-то плод или результат. Я молюсь для того, чтобы мне простились грехи, чтобы Господь помиловал меня.

Господь дает нам Свои Тело и Кровь, отпускает грехи, через Церковь дает благодать Святого Духа. Поэтому для нас достаточно молить Бога о Его милости со смирением и простотой. Смиренный человек верит Богу и не сомневается, слышит его Господь или нет. Если ты хочешь увидеть результаты молитвы, это означает, что ты сомневаешься в этом. И поскольку Господь не хочет повредить нам нашей же гордостью, то скрывает плоды нашей молитвы. Вполне возможно, что Он явит их нам, когда мы смиримся, когда сможем насладиться плодами молитвы, даже сами того не поняв.

Один старец сказал монаху, который все время хотел увидеть плоды своей молитвы: «Ты похож на человека, который посадил семя в землю и каждый день выкапывает его посмотреть, пустило оно корни или нет. Оставь это семя в земле, поливай его, ухаживай за ним, и потом оно само прорастет».

— Но как объяснить эту истину людям, далеким от Церкви? Многие относятся к жизни как к супермаркету, куда можно придти и что-то быстро купить. Поставят свечу — и Господь должен исцелить от рака, помочь в обмене квартиры, устроить на работу и так далее.

    Мы должны научить людей любить Бога любовью детей, а не посетителей супермаркета

— Мы не являемся адвокатами Бога. Не всегда мы должны объяснять, что делает Бог по отношению к каждому человеку. Мы должны научить людей любить Бога любовью детей, а не посетителей супермаркета.

Нужно иметь доверие к Богу, доверие к Промыслу Божию. Господь будет говорить с сердцем каждого человека, и мы не должны волноваться и переживать, что будет с миром и людьми. Христос — Спаситель мира. Он распялся за людей. Он не будет несправедлив по отношению к кому бы то ни было. Господь обратится к сердцу каждого человека, когда будет нужен. Если Бог молчит, молчим и мы.

    Господь знает, когда говорить с сердцем человека

И мы должны предоставлять душу каждого человека Промыслу Божию. Иногда приходится пережить множество скорбей, испытаний, непонимания для того, чтобы почувствовать Бога в своем сердце. Помните Иова Многострадального? Господь попустил ему пройти через огромное количество испытаний и обратился к нему со словами лишь в самом конце. Господь знает, когда говорить с сердцем человека. Мы должны иметь доверие Богу, доверие Его любви ко всему миру. Когда мы видим, что какой-то человек нуждается в Боге, тогда мы должны молиться об этом человеке, и Господь, безусловно, затронет его сердце.

— Но как тогда Церкви осуществлять свою миссию? Если вы говорите, что не надо беспокоиться о том, что будет с миром, что Господь Сам в известное время заговорит с сердцем человеческим, то получается, нам не нужно переживать о том, придут ли люди в Церковь и когда это произойдёт. Но мы же должны и сами что-то делать, чтобы привести людей в храм. Какова должна быть правильная миссия Церкви?

— Сеятель сеет семя в поле, а потом молится, чтобы Господь взрастил это семя, и не переживает. Так же и мы должны сеять семя, поливать его, ухаживать, но не переживать о том, как оно выращивается.


Притча о сеятеле. Фрески кафоликона монастыря на святой горе Фавор. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
   
— Тогда до каких пределов мы можем сближаться с миром, чтобы пытаться на него воздействовать? В Русской Церкви давно ведется дискуссия о том, какие методы допустимы в миссионерстве. Можно ли, к примеру, священникам ходить на рок-концерты, играть в футбол и тому подобное? Можно ли с помощью таких методов привлечь людей в Церковь?

    Мир не нуждается в том, чтобы мы присутствовали на рок-концерте или футболе

— Я думаю, что мир не нуждается в том, чтобы мы присутствовали на рок-концерте или футболе. Я думаю, что мир нуждается в том, чтобы мы были там, где нас могут найти, — то есть в церкви, у аналоя, на исповеди, готовыми к духовной беседе. Людям нужно услышать от нас слово Божие. Людям нужно от нас то, чтобы мы принимали их с любовью и добротой. Они не нуждаются в нашем присутствии на футболе или в том, чтобы мы ходили и выпивали на дискотеке. Им нужна наша любовь, доброта и святость жизни.

— Два года подряд вы приезжали в Россию на конференцию по монашеству. Как бы вы охарактеризовали его современное состояние?

— Я очень тронут, что и Святейший Патриарх Кирилл, и архипастыри, и пастыри обеспокоены современным монашеством. Безусловно, есть много вещей, которые нужно замечать, которым нужно уделять большое внимание, что-то изменить, но это касается не только России, но даже и Афона. В каждом месте есть свои традиции, свои правила, свои люди. И монашество проявляется и живет в том месте, где оно есть, в окружении местных людей. Я думаю, что все идет очень хорошо. Это не значит, что я не знаю реальности. Я вижу, что все развивается естественным образом, я вижу желание и стремление игуменов и игумений исправить какие-то недостатки и научиться чему-то лучшему.


Участники конференции по монашеству в Троице-Сергиевой лавре с митрополитом Афанасием Лимасольским. Фото: В. Ходаков / Православие.Ru
   
— Есть ли связь между хорошими христианскими семьями и хорошим монашеством?

    Цель христианина и в монашестве и в браке одна и та же — вечный брак со Христом

— В своих беседах я говорю о том, что хороший монах мог бы быть хорошим семьянином, а плохой монах, если бы и женился, был семьянином плохим. Цель христианина и в монашестве и в браке одна и та же — вечный брак со Христом. И к этому нужно стремиться и в монашестве и в семье. Вы меня спросите: может быть, в монашестве лучше? Но я не могу так сказать. Каждый человек должен поступать так, как ему удобнее, чтобы найти Христа.

— Часто мы слышим: «Что они могут монахи понимать в семейной жизни?»

    Человек, состоящий в браке, должен читать патерики

— Нужно смотреть в суть, а суть одна и та же. В писаниях монахов-аскетов описывается то, как человек преодолевает свой эгоизм и страсти, как в себе самом избавляется от ветхого человека, для того чтобы войти в общение с самим собой, другими людьми и, главным образом, с Богом. Человек, состоящий в браке, должен читать патерики, чтобы знать, как выстроить хорошую семью, потому что в патериках находятся ответы на многие жизненные проблемы.

— Владыка, есть ли у вас как у правящего архиерея большой епархии, настоятеля и духовника многих монастырей, возможность исповедовать народ и вообще вести духовное руководство мирян?

— Во всем греческом мире, а не только на Кипре, епископы посвящают большое количество времени исповеданию своей паствы. Причем наша исповедь отличается от исповеди в России. Насколько я знаю, у вас исповедь достаточно краткая, сводящаяся к названию грехов. У нас же люди привыкли исповедоваться по-другому: исповедь может занимать по нескольку часов, потому что человек рассказывает о своих грехах, о своих проблемах, задает вопросы, то есть говорит обо всем, что его беспокоит.

Несколько дней назад ко мне пришел исповедоваться один молодой учитель. Пришел он в пять часов вечера и ушел в шесть часов утра. Слава Богу, он был один (владыка смеется).


(Окончание следует)
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 04 Июня 2015, 11:41:28 »

(Окончание)



Митрополит Лимасольский Афанасий. Фото: В.Ходаков / Православие.Ru
    
— Если вы так много исповедуете, значит, знаете общее состояние душ своих пасомых. Какие грехи наиболее типичны для нашего времени?

   Я очень радуюсь, когда люди видят в своем епископе отца

— Одна из причин, почему я исповедую лично, состоит в том, что я не хочу терять общение с людьми, не хочу сидеть в офисе и быть каким-то организатором. Исповедь — самый простой способ узнать, о чем думают люди, чем они озабочены, какие у них проблемы. Я очень радуюсь, когда люди видят в своем епископе отца. Радуюсь, когда знаю, что люди могут придти ко мне в церковь, разыскать меня, чтобы рассказать о своих проблемах.

К себе в епархию, в офис, я хожу один или два раза в месяц. Там я ощущаю себя как мэр и потому предпочитаю находиться в храме и видеться там с людьми. Храм — естественное место для епископа.

— И все же, какое, по вашему мнению, самое большое духовное заболевание нашего времени?

   Суть любого греха в том, что человек отпал от Бога

— Понимаете, важно не название греха («убийство», «аборт», «блуд»...), важна суть, а суть любого греха в том, что человек отпал от Бога.

По-гречески слово «грех» (ἁμαρτία) означает «непопадание в цель». Когда древние греки пускали стрелу и промахивались, они говорили: «Имартон!» (ἥμαρτον), по-русски — согрешил, то есть попал мимо цели. И когда человек не имеет Христа в своем сердце, тогда он делает неправильные выборы.



Я стал духовником и начал исповедовать, когда ещё жил на Афоне и был очень молод. Однажды я спросил старца Паисия, что мне спрашивать у людей, которые приходят на исповедь. Дело в том, что некоторые из них просили, чтобы я сам задавал им вопросы, а они уже отвечали. И тогда старец Паисий сказал мне: «Избегай вопросов, но уж если люди очень настаивают, то тогда пусть первым твоим вопросом будет “Любишь ли ты Бога? Какие у тебя отношения с Богом?” Затем спрашивай, любит ли человек людей вокруг себя, любит ли себя и всю ситуацию вокруг себя, а потом уже разузнавай обо всем остальном». Потому Господь и говорит, что первая и наибольшая заповедь — возлюбить Господа Бога всем сердцем своим (см. Мф. 22:37–38). А к этому приложится и остальное.

— Вы упомянули старца Паисия. Наверняка в вашей памяти часто звучат какие-то поучения старцев Паисия, Порфирия и Иосифа.

— Это правда. Господь устроил так, что когда я еще был студентом, совсем молодым человеком, я познакомился со многими современными святыми. Я знал старца Афанасия из монастыря. В другом монастыре на Кипре я общался с другим старцем Афанасием, тоже очень добродетельным. Затем, по приезде в Грецию, я познакомился со старцем Ефремом, старцем Харалампием из монастыря Дионисиат, старцем Ефремом, который сейчас в Америке, в Аризоне, со старцем Иосифом, который был моим духовником и постригал меня в монашество. Господь удостоил меня познакомиться со старцем Порфирием, старцем Иаковом с Эвбеи, старцем Филофеем, старцем Софронием из Эссекса, старцем Эмилианом из монастыря Симонопетра и многими другими старцами, чьи имена не так известны. Ото всех них я слышал очень много поучений и слов.

   Общее впечатление, которое производили старцы, состояло в том, что они — здоровы

И общее впечатление, которое производили все эти люди, состояло в том, что они — здоровы. Здоровы духовно, психически и психологически благодаря благодати Божией. У них не было каких-то недостатков, они не были людьми крайностей. Старцы были уравновешенными людьми, очень рассудительными и деликатными. Они были наполнены любовью к Богу, любовью к человеку и были очень радостны.

Когда ты смотрел на кого-то из них, то думал о том, что вот таким Господь создал человека, потому что они сохраняли в себе образ Божий и были похожи на своего Бога Отца. Все они были детьми Церкви. Все они учили всегда хранить связь с Церковью, всегда находиться в общении с ней, иметь мир в душе, несмотря на все обстоятельства жизни, и на все смотреть через Христа. Я бы мог очень много времени говорить о них, но не хочу тратить время.


Старцы Паисий Святогорец, Иаков Цаликис (стоит), Иосиф Исихаст и Порфирий Кавсокаливит
    
— И все же наверняка были какие-то конкретные поучения, которое запомнились в наибольшей степени. То, что вы чаще всего вспоминаете в разговоре с другими людьми.

   Старец Паисий говорил: “Я знаю, что достоин ада, но я не хочу идти в ад, чтобы не расстроить Христа”

— Старец Паисий всегда призывал добросовестно трудиться, чтобы не расстраивать Бога. В частности, он говорил: «Я знаю, что достоин ада, но я не хочу идти в ад, чтобы не расстроить Христа».

Старец Ефрем из Катунаки повторял, что для монаха послушание — это все.

Старец Порфирий говорил, что Бог — это все: «Со Христом — везде и куда угодно. И даже в ад, если вместе со Христом, то с радостью пойдем».

Опыт жизни этих святых был одним и тем же: все они жили Христом. Я помню, когда наш старец Иосиф приходил обедать вместе с нами, и читалось какое-то духовное поучение или какая-то духовная книга, то как только он слышал слово «Христос», сразу же начинал плакать и не мог больше есть.


Митрополит Лимасольский Афанасий. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
    
— Владыка, позвольте выразить вам огромную благодарность за столь поучительную беседу. Не могли бы вы в качестве эпилога сказать слово для своих читателей в России?

— Я не могу и не имею сказать что-либо от себя. Все те беседы и проповеди, которые изданы нашими братьями в России, за что я им очень благодарен, — это тоже слова не от себя.

Я могу лишь сказать, что нам всем необходимо полюбить Христа, что если мы будем иметь Его в своем сердце, то все будет хорошо. А если этого не произойдет, то все будет плохо.


С митрополитом Лимасольским Афанасием беседовал Антон Поспелов
Переводила с новогреческого Алевтина Волгина

28 мая 2015 года


http://www.pravoslavie.ru/put/79600.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 15 Декабря 2021, 08:38:48 »


Техника безопасности и выживания

Игумен Киприан (Ященко)




Когда Адам согрешил в раю, Бог задал ему первый вопрос: «Адам, где ты?» – что означало: «Ты со Мной или нет?» Это вопрос выбора, который Господь постоянно обозначает и перед каждым из нас. Каждый Божий день и час перед нами выбор: как нам поступить, что сказать, о чем подумать, молиться или нет, идти в храм или не идти и т.д. Суть выбора состоит в ответе на главный вопрос: с Богом мы или без Бога? И в зависимости от этого ответа складывается вся наша дальнейшая жизнь. Мы сами своим выбором задаем ей «русло»: куда она потечет далее.

Всякий наш грех – это отречение от Бога. А если мы отрекаемся от Бога, делаем то, что угодно не Ему, а доставляет усладу бесам, дьяволу, то мы совершаем дела антихристовы, его мы выбираем в свои управители, его ждем и его приход приближаем. Получается, что мы не со Христом, а против Христа. Антихрист – это человек, который окончательно отпал от Бога, его предтечи были всегда, об этом писал еще Иоанн Богослов (1 Ин. 4:3), и мы к ним можем так или иначе примыкать.

Есть люди, которые для себя четко определили: как бы ни сложились обстоятельства, как бы ни было все неблагоприятно, как бы враг ни подсовывал более срочные и важные дела, все-таки надо все время стремиться к Богу, не упускать случая помолиться и пойти в храм, ничего не начинать без Бога, за все благодарить Бога, и если уж нагрешили, стараться каяться. Господь милостив, и Его рука всегда протянута, и наше дело как истинных чад Христовых вцепиться в Его руку и не отпускать.

А есть такой тип людей, которые с почтением относятся к Евангелию, к Богу, даже к Церкви, как они говорят, только они «это не практикуют». У таких людей жизнь идет совершенно по другим законам, у них другие авторитеты и приоритеты: надо сделать карьеру, стать кем-то, чтобы признали мои заслуги, мне нужен хороший заработок и т.д. То есть мирская жизнь – это их идол, а Бог – всего лишь средство, чтобы достигнуть земных целей. Такие люди практически живут без Бога. Такой человек везде спешит, опаздывает, у него возникает чувство соревнования с кем-то. Цели и дела могут быть хорошими, полезными для народа, для государства, для мира, но поскольку человек делает это страстно и тщеславно, поскольку он не связан с Богом, то они и не полезны для него самого, спасения его души и душ ближних. И все его дела по духовным законам скоро рухнут, долго не просуществуют.

Современный человек в своем выборе зачастую подобен буриданову ослу: стоит на месте и не может выбрать, куда ему пойти, какая копна овса лучше. Так и человек, может так никакого выбора и не сделать: с Богом он или нет. Как говорят святые отцы, это состояние внутренней неопределенности, захватившее современников, – особое изобретение дьявола, знамение последних времен. Дьявол сейчас действует на людей очень тонко и подсовывает скрытые искушения, когда человек искушается тем, что у него теряется смысл деятельности, возникает уныние, печаль, депрессия, как любят сейчас говорить, и он «залегает» на диван у телевизора и отказывается от всякой деятельности. Он принципиально против что-либо выбирать, а тем более что-то делать в подтверждение своего выбора. Сейчас это массовое явление, которое все больше нарастает, когда человек отказывается от всякой деятельности, он вообще ничего не хочет.



В фильме «Со мною вот что происходит» (победитель XX кинофестиваля «Лучезарный Ангел») представлено это безумное мировоззрение. Показан один день двух братьев: невероятная суета, нагромождение совершенно бессмысленных действий, даже и добрых, а когда день заканчивается, они уже и не знают, зачем все это было, зачем им так жить?

Люди стремятся узнать волю Божию, приезжают к старцам, а сами не готовы выполнять волю Божию, о которой скажет старец. Потому что выбор быть с Богом всегда требует самоотверженности. Старец Кирилл (Павлов), духовник Сергиево-Троицкой Лавры, всегда очень зорко смотрел, почему человек хочет сменить место работы. Участвует ли в этом воля Божия? Наша воля не всегда нам полезна. А если наша воля совпадает с волей Божией, то Господь всегда все устроит должным образом и в отведенное время.

Отец Кирилл неоднократно повторял: сейчас мы живем во времена, когда все Евангелие уже исполнено, и сейчас уже ничто не препятствует пришествию антихриста и за ним пришествию Христа. Бояться этого не надо.

Даже если завтра придет антихрист, то сегодня наше дело – сеять, пахать, работать, потому что потом, когда ровно через 3,5 года после прихода антихриста придет Господь и начнется Страшный суд, с нас спросят, как мы исполняли заповеди Божии, как исполнили свое послушание.

В настоящее время существует очень много предсказателей, гадателей, лжепророков. А для чего нам нужны пророки и пророчества? Пророки приходили и располагали людей к покаянию, причем каялись даже целые города. Суть пророчества – это либо утешение в скорбях, либо открытие воли Божией. Пророчества произносятся для обличения людей, живущих без Бога, как призыв к покаянию. Также пророчества могут произноситься, как утешение во времена бед, смут, катастроф. В любом случае пророчества – это всегда обращение к нашей совести, чтобы ее разбудить и отрезвить, а совесть – представитель Бога внутри нас.

Иоанн Златоуст писал: «Человеческая природа всегда желает, ищет знать невидимое, особенно желает знать наперед о своих несчастьях, чтобы впоследствии от неожиданности не впасть в замешательство, но если вы будете внимать гадательным советам других, то будете недостойны расположения и милости Божией и этим приготовите сами для себя многочисленные бедствия».

Григорий Нисский отмечал: «У плотолюбцев в настоящей жизни есть некая рачительность о том, чтобы иметь сколько-нибудь ведения о будущем, при котором надеются или избежать бед, или же достигнуть желаемого; то посему, чтобы люди обращали взор не к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнавать будущее, как то: птицегадания, толкования знамений, прорицания, наблюдения внутренностей у животных, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения и многое другое сему подобное. И как скоро какой-либо род предвидения вследствие обмана признан истинным, обольститель демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предположения».

Преподобный Нил Мироточивый говорил, что «многозаботливость будет помрачать чувства человека и делать его нечувственным ко спасению своему, чтобы он от множества плотских забот не мог ощущать спасения. То есть люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения». В последние времена, говорил этот святой, «людей охватит голод, они не будут наедаться, они будут есть в семь раз больше». И сейчас уже много людей говорит: «Ем и не могу наесться!» Раньше съедал столько, а сейчас все больше, и больше, и больше, а сытости нет. Человечество все больше и больше ест и все меньше наедается. Святые предсказывали такую особенность: продукты, говорили, будут такими, что ими человек не сможет насытиться. Мы это наблюдаем уже в наши дни.

Преподобный Нил Мироточивый описывает одно из последних экологических бедствий, когда «вскипит море»: как кипит в кастрюле вода, так же будет кипеть море, и оно все выкипит до дна. Безответственное отношение человека к себе, к своей душе, к своей жизни на деле обращается страданием и гибелью всего сотворенного мира, животного и растительного.

Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто бы забыл о множестве бескрайних миров внутри себя, процветание внешнего прогресса в нашей технологичной цивилизации сопровождается все большим увяданием души и бесчувствием. Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло и извращение взаимоотношений людей и обществ.

Что произойдет с Церковью? В последние времена, пишут святые, по плану антихриста все конфессии и вероисповедания будут объединены в некую единую церковь, которую будет возглавлять первосвященник-антихрист, а на христиан будут тяжкие гонения, которые никогда раньше Церковь не испытывала.

И как же нам спастись в эти последние времена? Что нам нужно делать? Просто ожидать, когда они наступят? Как спастись?

Преподобный Лаврентий Черниговский, Паисий Афонский и другие старцы утверждали, что в последние времена будет спастись намного легче. Суть спасения будет состоять в том, чтобы устоять в вере. Мы живем в современном мире, где много соблазнов, и очень трудно нам от них отказаться. Враг нам предоставляет возможность всяких сомнительных удовольствий, кто-то нам звонит, не дает от мира сего отцепиться. Конечно, тем отшельникам, которые убегали от этих искушений в пустыни, было в каком-то смысле проще спастись. Однако кто преодолеет все эти непосредственные искушения, тот и будет в числе первых. Даже награда у них будет выше, чем у тех подвижников и отшельников, которые непрерывно молились и постились. Прежние, говорится, будут как светильники, а последние – как солнце.


Игумен Киприан (Ященко)     

Так уготовил Господь. В «Приношении современному монашеству» святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что в последние времена монахов не будет, в монастыре будет как в миру, а в миру как в аду. Но последние монахи, хоть и будут жить как в миру, они, если не будут совершать тяжких грехов и устремятся к Богу, получат награду выше, чем пустынники, молитвенники, которые спасались в классических монастырях. Поэтому не надо отчаиваться. И в аду можно спастись, и в раю можно погибнуть.

Как же нам противиться духу мира сего? Надо всячески потрудиться, чтобы приобрести добродетели. Но прежде всего надо иметь искреннюю любовь к Богу, а мы уподобляемся тем, кого любим. Надо уподобляться Христу!

Святой Андрей Кесарийский так говорит: «Когда лучшие избранные церковные учителя, презревши землю, удалятся по причине бедствий в пустыню, тогда антихрист, хотя и обманется в них, воздвигнет брань против воинов Христовых, которые остались в миру, чтобы восторжествовать над ними, найдя легко уготовляемых их, как бы посыпаемых земным прахом и увлеченных житейскими делами. Но сии [христиане в миру] многие победят антихриста, ибо искренне возлюбили Бога».

Отец Кирилл (Павлов) часто говорил, что, если вы будете с Богом, антихрист вас не увидит, вы будете для него незаметны. Кто-то, может, пострадает за Христа, а кто-то может оказаться совершенно незаметным. Еще отец Кирилл говорил, что будут отво­зить на поездах на Север – не бойтесь, там вы все будете жить хорошо, будете с Богом, будете в своей среде православной. И ничего не смущайтесь. Как будут происходить эти события, так и спасетесь, даже быстрее спасетесь, чем в миру.

Всецелое вручение себя Богу, надежда на Него, прилежание в молитве – это главное. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Во времена скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию. Всемогущий Бог соделывается деятелем молящегося в затруднительных обстоятельствах его и изводит из них раба Своего дивным Промыслом Своим. Богопознание, живая вера, благодатное смиренномудрие, чистая молитва – принадлежности духовного разума, они – составные части его. Напротив того, неведение Бога, неверие, слепота духа, гордость, самонадеянность и самомнение – принадлежности плотского мудрования. Оно, не зная Бога, не приемля и не понимая средств, предлагаемых Богом к получению Богопознания, составляет само для себя ошибочный, душепагубный способ к приобретению Богопознания, сообразно своему настроению: оно просит знамения с небес».

Преподобный Серафим Вырицкий наставлял: «В самые тяжелые времена удобно будет спасаться, кто в меру своих сил станет подвизаться молитвой Иисусовой, восходя от частого призвания имени сына Божия к молитве непрестанной».

Итак, любовь к Богу, молитва, третье необходимое свойство – это трезвение. Отец Кирилл нам говорил: приучитесь каждый день читать Евангелие. Сам он всегда с удовольствием читал Евангелие, его ум всегда точно плавает в Евангелии, если с ним начинаешь говорить, он отвечает словами Евангелия. Многие из тех, кто будут внимать Божественным Писаниям, читать их, иметь их в руках, вдумываться в них, избегнут обольщения антихриста. Господь ясно даст им познать козни и ложь обольщения, они избегнут его рук и скроются на горах, в расщелинах земных и со слезами и сокрушенным сердцем будут искать Того Человеколюбца, Который вырвет их из сетей и спасет от тягостных соблазнов невидимым образом. Правою рукою Своею прикроет их!

Старец Нектарий Оптинский так говорил: «Враг изменил грубые искушения, и теперь они стали утонченные. Они не вызывают из сердца ревность, не возводят его в подвиг, но держат его в каком-то нерешительном положении, в недоумении. Они томят, постепенно источают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления». Это выражается в том, что, ожидая чего-то лучшего, люди говорят: «Вот когда пойду на пенсию, буду поститься, молиться, вот когда храм у нас откроют, пойду, свечку поставлю…» Им всегда бес подсказывает какое-то условие, после чего он якобы дозволит им действовать, сделать шаг к храму. Все это, конечно, ловушка. Когда такой человек пойдет на пенсию, то, может, сил доплестись до храма у него уже и не будет. Поэтому мы должны при всяких условиях, благоприятных и неблагоприятных, стараться жить по заповедям Божиим и исполнять обеты пред Богом.

Самый главный способ вытерпеть все эти времена и жить сегодняшней жизнью – это безропотное терпение скорбей. Это четвертая необходимая нам добродетель. Теперь нам даже не надо никаких подвигов совершать. Даже так святые отцы предупреждают: от подвигов в прелесть впадете, в тщеславие. Вы терпите только те скорби, которые на вас Господь посылает. Если вы не будете роптать, не будете унывать, печалиться, вот этим и спасетесь. И даже святость приобретете!

Преподобный Никон Воробьев говорил: «Спасаться же будете только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы. Даже могут погубить человека, он будет делать подвиги и погибнет, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе и у подвизающихся рождается прелесть».

Еще один из способов – удаление от мира в пустыню, скрыться от людей. Некоторые уже себе такие дачные участочки приготовили или готовят, куда скрываться. Действительно, полгектара вполне хватит, чтобы прокормить семью, и это может быть некий «Ноев ковчег», который может оградить от тех искушений, которые станут уже нестерпимыми.

Преподобный Варсонофий Великий отмечал: «Христиане последних времен будут вынуждены стать отшельниками, мир окончательно отвергнет их, возненавидит их до крайней степени, как и Христа тогда возненавидел, так что они не смогут уже противостоять этой выраженной ненависти мира». Или у святителя Игнатия (Брянчанинова) читаем: «По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения Евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удалением от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестью и влекущих весь мир в этот обман, – необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по Евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно».

Еще один из способов, который старцы, в частности старец Паисий, советуют нам: не делать зла. Если не можешь делать добро, то спасайся тем, что не делай зла. Вот у тебя есть такая возможность сотворить зло, а ты его не сделал – это тоже подвиг, это великий подвиг. Мог прегрешить, но не прегрешил, мог сделать зло, но не сделал. «Удерживаться в последние времена от зла будет настолько тяжело, что подобный подвиг справедливо будет приравниваться к мученичеству», – говорят святые отцы.

Большое удивление вызывает то, что множество людей ожидает пришествия антихриста, а святые отцы справедливо говорят, что это неправильно. Мы, христиане, должны ожидать пришествия Христа. И в Ветхом Завете все человечество ждало, что должен прийти Христос.

Если мы со Христом, живем Им, ждем Его, то те 3,5 года – 1260 дней, которые отпущены антихристу, – можно будет и потерпеть. А может быть, от нас этого и не потребуется, Господь нас помилует и приберет нас раньше, и мы все это не увидим.

Но все действия антихриста в мире сейчас уже запущены и все явны. Даже если сейчас выйти на улицу и спросить любого человека у нас или за рубежом, готов ли он поступиться цивилизацией, комфортом, ответ будет примерно такой: «Ты что, сумасшедший? На что ты меня толкаешь? Я мученичеством заниматься не буду. И жертвовать собой не буду».

Очень мало даже среди христиан тех, которые способны собой пожертвовать. Когда начнутся гонения, 90% ходящих в храм разбежится, бьющих себя в грудь и говорящих, что я христианин. Причем люди сознательно выберут погибель. Такова немощь человеческая, когда она не предает себя Богу.

Еще 20 лет назад отец Кирилл дал удивительное для меня задание, когда я преподавал в воскресной школе, он мне сказал: «Отец Киприан, твое главное дело – воспитывать детей в воскресной школе так, чтобы подготовить их к гонениям, чтобы в момент испытаний они не отреклись от Христа».

Господь ежеминутно дает нам совершать выбор – готовиться к этому главному выбору нашей жизни.


Игумен Киприан (Ященко)
Записали Светлана Малахова, Людмила Теплова, Светлана Жиленко

14 декабря 2021 г.


https://pravoslavie.ru/143432.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!