Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 15:36:38  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Да поможет нам Господь в это непростое для нашего Отечества время сплотиться  (Прочитано 802 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 12 Апреля 2022, 01:03:54 »


ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 5-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


10 апреля 2022 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях г. Москвы и Литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.




Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимый отец благочинный Анатолий! Отец настоятель! Отец протопресвитер Владимир! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с этим замечательным воскресным днем и, конечно, с событием, которое произошло сегодня в этом храме. Я уже имел возможность когда-то, при освящении нового храма. рассказать, как много было тех, кто не верил, что городу Москве нужны новые храмы. Такие были не только среди светских людей, но и среди духовенства, поскольку считалось, что существующих в Первопрестольном граде храмов вполне достаточно. Как я уже упоминал, меня пугали тем, что храмы будут стоять, только народа в этих храмах не будет. И всякий раз, когда я освящаю новый храм, я убеждаюсь в том, насколько не правы были те люди, когда Господь дал мне силу и разумение осознать необходимость строительства новых храмов в городе Москве.

Действительно, то, что я и сегодня вижу, — для меня большая радость, утешение и укрепление в мысли о том, что храмы нужны везде, где их нет и где живет православный народ. Так уж люди ведут себя в социуме, в общении с другими, что чаще всего не выпячивают свою религиозность. Это считается чем-то излишним, даже лицемерным, люди хранят свою веру в глубине сердца, и далеко не каждый, кто идет на улице, может быть отождествлен с православным человеком. Но мы должны помнить, что абсолютное большинство людей в нашей стране крещены. По каким-то причинам они не всегда ходят в храм, некоторые и вовсе бывают в храме только дважды — при крещении и при отпевании. Но это другой вопрос и другая проблема — как следует работать с крещеными людьми, чтобы они становились воцерковленными. Эта задача стоит перед Церковью, перед духовенством, перед приходскими активами, перед нашей православной молодежью. Потому что все мы, верующие, воцерковленные люди, должны не только приходить в храм и молиться, но и помогать людям крещеным, но не воцерковленным войти в храм Божий и стать членами Церкви Христовой. Не только по крещению, но по практике жизни, по убеждениям, по мировоззрению, по отношению к самому себе и окружающим. И благодарение Господу за то, что сегодня наши новые храмы наполняются людьми.

Несколько слов хотелось бы сказать о сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 10:32-45). Как и все в Евангелии, это повествование замечательно и имеет отношение к каждому из нас. Напомню вам: ученики Спасителя идут в Иерусалим, и между ними завязывается спор: а кто из них важнее, кто должен быть по правую и левую руку от Учителя? И Господь говорит им: кто хочет быть первым, большим, тот должен быть слугой, а кто хочет быть первым, тот должен быть — и далее произносит нечто, что воспринимается как абсолютно непонятное, неразумное, не имеющее смысла, — тот должен быть рабом.

Но ведь нет в Евангелии ни одного неразумного слова — все исполнено великого смысла! Так что же это означает — быть первым и одновременно слугой? Быть большим и рабом? А это означает вот что: пред Господом все люди равны, и на Страшном Суде Господь не спросит, какую ты должность занимал. Был ты солдатом или генералом? Был ты простым рабочим или обладал властью? На какой машине ты ездил? И вообще, какое ты имел и имеешь там, на земле, историческое значение? Господь ничего этого не спросит. Он только спросит нас: а ты ближнему своему помог? А ты был рабом для другого? А ты стал слугой для другого? Но особенно Он спросит с тех, кто во власти.

Поэтому мое слово сегодня к тем, кто во власти: помните, в чем смысл власти и почему Господь попустил вам войти во власть. Не для того чтобы вы наслаждались этой властью. Не для того чтобы вы чувствовали себя комфортно и счастливо, но только для того, чтобы вы служили людям, помогали им. Только это оправдывает человека во власти. Иногда говорят: у нас хороший начальник, он о нас заботится, — хорошо, если так. Но если начальник начинает убеждать себя, что он хороший, потому что кому-то помог квартиру выправить, кому-то премию выдал, то такие мысли нужно гнать вон, вспоминая слова Божии: ты должен быть рабом для другого. Это значит, что все то, что ты делаешь, должно быть направлено на благо других людей. Не на свое собственное благо — на благо других людей. А кто в это не верит, откройте сегодняшнее Евангелие. Тогда власть будет вам не в погибель, а во спасение. Тогда власть даст возможность войти в Царствие Божие, тогда власть будет и Богом благословлена, и народом признана. Любовь и благодарность народа будут изливаться на такого правителя — вот этому мы и научены сегодня словом Божиим.

А теперь давайте поговорим, что же такое власть. Это не обязательно президент, правительство, губернатор, руководитель района или директор завода — совсем не так. Если люди собираются даже небольшим коллективом, всегда появляется лидер — так мир устроен. Лидерство бывает определено должностью, положением, но и личными качествами человека. Неслучайно про таких говорят: он вожак, он всегда ведет за собой. Но те, кто по должности, или по призванию, или по талантам своим становятся лидерами, должны помнить, что это очень опасное дело — быть лидером, потому что кому много дано, с того много и спросится. И если лидер становится соблазном для других, если лидер становится горем для других, то он губит свою душу. Наверное, если бы показали в страшном сне такому человеку, что его ждет там, за гробом, он бы сказал: «Да Бог с ней, с этой властью!» Но Господь не показывает никому из нас, что его ждет за гробом. Он говорит нам словами сегодняшнего Евангелия: «Кто хочет быть большим, да будет всем слугой, а кто хочет быть первым, да будет всем рабом». То есть ничего другого в жизни первенствующего не может быть, как только служение ближним своим, и чем выше он поднимается, тем больше расширяется сфера его ответственности, чтобы быть слугой для своих людей, для народа своего, а применительно к Церкви — для пасты своей.

Эти замечательные слова помогают нам понять, что такое первенство и власть. При этом Господь не отвергает саму необходимость иметь первенство и власть. Он ведь не сказал: «Не должно быть среди вас ни первых, ни больших». Наверное, мог бы так сказать, но не сказал. Потому что это означало бы отвергнуть сам институт власти, без которого общество существовать не может. Есть такое понятие «анархия» — это самое страшное время в истории человеческого общества, когда власть исчезает, когда она никому не принадлежит, когда сокрушается все, когда наружу выползают самые страшные страсти и греховные наклонности людей и нет никого, кто мог бы остановить согрешающих и преступников, навести порядок. Власть — это неотъемлемая, Богом установленная институция, которая сопровождает на протяжении всей истории жизнь человеческого общества. Но как мы видим, власть— это и большой соблазн, и очень часто бывает так, что человек, достигающий власти, обо всем забывает и использует свою власть для того, чтобы еще более расширить свои полномочия или чтобы жить побогаче и поспокойнее.

Сегодняшнее Евангелие обращено в первую очередь к тем, кто имеет власть — большую, среднюю, малую; но хочу еще раз сказать, что ведь и каждый из нас над кем-то имеет власть. В семье кто-то бывает лидером — муж, а нередко жена, старшие братья или сестры. В любой человеческой организации, в любом человеческом коллективе непременно появляется неформальный лидер — человек более образованный, более умный, более мудрый, более добрый или более сильный. И каждый, кто обретает власть, пусть самую маленькую, должен помнить сегодняшние слова Евангелия: «Больший да будет слугой, и первый да будет рабом».

Дай Бог, чтобы таким духом, такой истиной, такими смыслами наполнялось сердце и разум тех, кто во власти. И непременным результатом будет огромный авторитет таких людей среди тех, над кем они властвуют. А ведь именно это и нужно правителю, тому, кто руководит другими, — иметь уважение, авторитет, послушание не за страх, а за совесть. И да поможет Господь всем нам, у кого есть власть. Еще раз подчеркну: речь идет не только о государственной власти, не только о власти в каких-то больших коллективах, но и во власти в семье, о власти среди друзей, о формальной и неформальной власти. Если человек обретает власть, то есть особое влияние на окружающих, он должен помнить, что тем самым он обретает и ответственность пред Богом, пред людьми. И да поможет Господь всем тем, кто во власти, а также и всем нам, когда мы становимся первыми или большими, помнить Его слова и всегда связывать со своими полномочиями и возможностями то, что Господь от нас требует, — смирение, без которого не может быть подлинного служения властного человека ближним. Пусть Господь вразумит всех, кто во власти, и всех тех, кто подчиняется власти. Потому что нет власти аще не от Бога, всякие власти от Бога суть, учит нас Священное Писание (см. Рим 13:1).Эти слова требуют от нас уважения к власти, но уважение к власти перерастает в искреннюю любовь и признательность, когда власть служит так, как учит сегодня слово Божие.

Да поможет всем нам Господь в это непростое для нашего Отечества время сплотиться, в том числе вокруг власти, а власти преисполниться ответственности за свой народ, смирения и готовности служить ему даже до положения жизни своей. Вот тогда и будет в народе нашем подлинная солидарность и способность отражать врагов внешних и внутренних, устроять жизнь нашу таким образом, чтобы в этой жизни было как можно больше добра, правды и любви.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с воскресным днем. Благословение Божие да пребывает над вами, над вашими родными и близкими, над жилищами и трудами вашими. Аминь.


11 апреля 2022 г.

https://pravoslavie.ru/145624.html
« Последнее редактирование: 12 Апреля 2022, 08:54:12 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 27 Апреля 2022, 00:10:23 »


«Наш народ особенно нуждается во внутреннем единстве»

По словам Патриарха Кирилла, наш народ должен сплотиться вокруг исторического центра всея Руси — града Москвы, понимая, что только в единстве наша сила




В понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, сообщает Патриархия.ru.


«Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю со спасительным праздником Воскресения Христова, с Пасхой Божией! Всякий раз во второй день Пасхи мы по милости Божией совершаем Божественную литургию в этом историческом кафедральном соборе всея Руси — в Успенском соборе Московского Кремля. Когда молишься в этих стенах, мысль невольно обращается в прошлое. Оно никогда не было легким для нашего народа и для нашей страны. И в далеком уже XV веке, когда великий князь Иван III, сделав очень многое для объединения всех земель вокруг Москвы, решил, что стольным градом великого государства должна стать Москва, он начал воплощать свою мысль в первую очередь со строительства кафедрального собора всея Руси — Успенского кафедрального собора. Можно себе представить, какими трудными были те времена. Нашествие иноплеменных, междоусобица, смятение мыслей, потеря национального самосознания — все это прикоснулось к жизни нашего народа. Но по милости Божией именно в XV веке, при великом государе Иване III, закончились междоусобные брани. Возникла новая столица единого Русского государства — город Москва, и возникла эта столица на месте сем именно потому, что был здесь построен Успенский собор всея Руси. И сегодня, когда мы как народ сталкиваемся со многими проблемами, связанными с осложнением обстановки вокруг нашей страны, мы должны, несомненно, просить Господа о сохранении мира, об укреплении нашего Отечества, о единстве всея Руси. Особенно такая молитва должна звучать в этих исторических стенах. Мы в храме, который является общенациональной святыней и одновременно храмом-памятником, созданным в знак объединения всех русских земель. Правда, еще оставался Новгород, но там сложилась совершенно особая ситуация, связанная с пограничным характером этого города, а Русь была объединена», - отметил Предстоятель Русской Церкви.

«Вот и сегодня наш народ особенно нуждается во внутреннем единстве. Непросто все складывается вокруг нашего Отечества, вы осведомлены об этом не хуже меня. И потому народ наш сегодня должен особенно сплотиться вокруг исторического центра всея Руси — вокруг града Москвы, понимая, что только в единстве наша сила. И покуда будем едины и сильны, покуда будем сохранять веру в сердцах, покуда будем вдохновляться великим примером наших предшественников, до тех пор и будет Россия непобедима. Победа — это всегда не только победа физическая, не только победа оружия, с которым воин встречает врага, но это всегда победа духа. И сегодня очень многие хотели бы, чтобы этот дух исчез. А для того чтобы было так, нужно посеять смуту, создать новых идолов, привлечь внимание к новым псевдоценностям. Но мы должны сохранить наше, если хотите, особое призвание — беречь веру православную, беречь единство нашего народа, не поддаваться ни на какие соблазны и посулы», - продолжил Его Святейшество.

«Наши благочестивые предки-герои, в том числе те, кто строил этот собор, всё хорошо знали и понимали, а потому и соборы строили как крепости, сознавая, что в какой-то момент, может быть, придется за их стенами вести оборону, что и бывало неоднократно в истории нашего Отечества. Достаточно вспомнить героическую оборону Смоленска, когда враг прошел через крепостные стены, и остался только один собор как последняя крепость и убежище защитникам города. И они не пожелали сдать собор — храм был взорван и похоронил под сводами своими защитников, которые остались непобежденными. Пусть все эти замечательные героические примеры и сегодня вдохновляют нас на защиту Отечества, на защиту нашей подлинной независимости от могущественных центров власти, что существуют сегодня на земле. Пусть Господь хранит нас в подлинной свободе», - добавил он.

«Все это непосредственно связано с сохранением веры православной в сердцах и умах нашего народа, а потому мое слово обращено сегодня не только к тем, кто стоит в этом храме, и даже не только к чадам нашей Церкви. Мое сегодняшнее слово обращено ко всему нашему народу, особенно к тем, кто по традиции, по вере предков принадлежит к Православной Церкви: пора возвращаться в свой духовный дом, чтобы иметь силу, которая способна содействовать нам, в том числе в борьбе за нашу подлинную независимость и за нашу свободу. Пусть Господь хранит нашу землю, пусть Господь хранит наш народ, пусть Господь благословит путь тем нашим братьям и сестрам, которые крещены, но еще не вошли реально в ограду Церкви. Да хранит Господь воинство наше, власти наши и всех тех, от кого сегодня особенно зависит защита нашего Отечества», - подчеркнул Патриарх.

«В этом историческом соборе всея Руси мы, укрепляемые дивным примером наших предков, сегодня возносим особую молитву о вере православной, о сохранении единства нашей Церкви, о сохранении единства нашего народа, о свободе и независимости нашего Отечества. И да поможет нам Господь таким образом жить, устроять свои отношения друг с другом, чтобы ничем не омрачать Господа, но чтобы наша жизнь споспешествовала нашим молитвам, дабы они были услышаны и дабы милость Отца Небесного простерлась над нашей землей, над нашим Отечеством, как она простиралась на протяжении тысячелетней истории, особенно в наиболее опасные, критические моменты этой истории. Да хранит Господь землю нашу, народ наш, Церковь нашу, властей и воинство на многая и благая лета!» - заключил Святейший Патриарх Кирилл.


26.04.2022

Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!