Константин Дымов (Украина)ПОСЛЕ ПОТОПАСудьба Саакашвили заботит Ющенко больше, чем положение жителей Западной Украины, ставших жертвами наводненияГАЛИЦИЯ СТАЛА ПОХОЖА НА СОМАЛИ
Десятки погибших, экстренные затраты государства в 1,2 млрд долларов, тысячи разрушенных домов – все это последствия небывалых дождей в Карпатах и выхода из берегов Днестра и Прута. Стихийное бедствие во всей красе вскрыло убожество и неэффективность этнонационалистического режима.
Отчего случилась трагедия? Оказывается, из-за варварской вырубки почти ста тысяч гектаров уникального леса в Карпатах. Раньше лес задерживал воду. Не зря с 1970-х годов Советский Союз строго охранял «зеленый наряд» Карпатских гор, запретив здесь всякие вырубки. Но пришла независимость, и леса стали варварски сводиться под корень. Ради вывоза древесины в Европу. Почему? Да потому что местные жители от «счастливой» жизни в независимой Украине оказались на грани физического выживания. Громче всех требовавшие «незалежности», западные области оказались самыми нищими. Каковыми, впрочем, они и были до включения в состав СССР, когда они были отсталой периферией Польши. И только русские принесли сюда промышленность, достойную жизнь, возможность делать человеческую карьеру.
Но с гибелью СССР все вернулось на круги своя. Оголодавшие «западенцы» принялись вырубать свои же прекрасные и спасительные для их жизней леса. Точь-в-точь как сомалийцы, коих нищета заставляет губить собственные экосистемы. А попутно оказалось, что на вырубке заповедных лесов делают миллионы ребята из президентских команд. Кроме того, противопаводковые сооружения, построенные в том же «варварском» СССР, за время «независимости» никто не чинил, в порядок не приводил. Что местные жители, стремясь хоть на чем-то заработать, стали нарушать гидрологию рек, создавая самочинные карьеры по добыче гальки и гравия.
«ЛЫСЫЕ» КАРПАТЫ КАК ЗНАК ДЕГРАДАЦИИ
Наводнение относится к тем стихийным бедствиям, совладать с которыми человек пока не в силах. Не можем мы вызвать дождь или же, напротив, прекратить его простым нажатием кнопки. Но от людей, от их повседневной деятельности и действий в критических ситуациях, тем не менее, многое все же зависит, а именно: 1) масштабы стихийного бедствия; 2) людские и материальные потери, причиненные им; и 3) темпы последующего возвращения к нормальной жизни. Вот на этих «человеческих» моментах и следует остановиться, говоря о катастрофическом наводнении в Западной Украине, вызвавшем большие человеческие жертвы и нанесшем тяжелейший удар по районам, которые и так являются одними из самых бедных в Украине.
О причинах, обусловивших особенный размах стихии, в украинских СМИ говорят много. Масштабы наводнения были бы куда меньше, если бы в должных объемах выполнялись работы по укреплению берегов и ремонту защитных дамб. Кроме того, некоторые специалисты обращают внимание на то обстоятельство, что русла горных речек чудовищно засорены всяческим мусором, начиная от бревен и заканчивая пластиковыми бутылками.
Все вышеприведенные причины выглядят весьма веско. Но если их все обобщить, то можно прийти к выводу, что конечной причиной невиданного разгула стихии является тот самый «рыночный эгоизм», о котором я не устаю писать в своих статьях (см., например, здесь), посвященных углубляющемуся социально-экономическому кризису на Украине. Каждый живет исключительно для себя, обустраивает, насколько это возможно, лишь свою собственную хату, тащит к себе на подворье все, что только можно туда затащить. А к тому, что обще всему обществу, к тому, что «не мое», ко всему тому, что находится где-то «за забором», отношение либо равнодушное, либо попросту хищническое.
Так, в погоне за прибылью безжалостно вырубаются леса, из-за чего склоны Карпат становятся «лысыми» и разрушается вся хрупкая экосистема. Кстати, несколько лет назад целая серия наводнений опустошила Закарпатье, и тогда тоже вырубка лесов была признана главной причиною природного катаклизма.
Государство не уделяет должного внимания укреплению берегов рек и ремонту гидротехнических сооружений, и не выделяет на это крайне нужное для всех дело достаточного количества денег. Собственно, у этого государства ни на что денег нет. А почему? Да потому, что государство это не желает «обижать» олигархов, которые едва ли не ежегодно удваивают свои капиталы, разбазаривая огромные состояния. Однако, заметим, и сами селяне, судя по всему, не проявляют особого рвения в организации субботников по укреплению берегов и дамб – они надеются на «свое государство», хотя надеяться на него бесполезно.
А ведь подлинный патриотизм, по-моему, и начинается с «мелочей»: с мусора, выброшенного в урну или контейнер, а не на землю (и не в реку!); с бережного, трепетного отношения к родной природе, к рекам и лесам, к растительному и животному миру страны; со стремления сделать города и села, их улицы, площади и парки чистыми и красивыми.
Но все это мало возможно в обществе, где каждый живет только лишь для себя и где все подчинено погоне за деньгами, за удовольствиями и личным благополучием. «Реформаторы» утверждают, что «цивилизованный рыночный эгоизм» сделает Украину процветающей европейской страной. На деле же он потихоньку разрушает Украину, как и все осколки бывшего СССР, и этот процесс саморазрушения страны проявляется – и будет дальше проявляться! – в виде нарастающих природных и техногенных катастроф.
«СВИДОМОЕ» НАЧАЛЬСТВО СОРВАЛО ЭВАКУАЦИЮ
Большое число человеческих жертв – а в Украине погибло намного больше людей, чем в соседних Румынии и Молдавии, – говорит о том, что эвакуация населения была проведена из рук вон плохо, если только она вообще проводилась. Все-таки, вода движется отнюдь не со скоростью звука, поэтому предупредить население о затоплении и вовремя принять соответствующие меры было вполне возможно. Тем более что дождь лил во всей Западной Украине почти без перерыва пару суток, и можно было бы предположить, что последствием этого будет подъем воды в реках. Но сделано практически ничего не было. Некоторые местные начальники сейчас все списывают на развал в сельской местности сети проводного радиовещания («радиоточек»)? Однако это очень слабая отговорка. Ведь в наше время телевидение и мобильная телефония дошли уже практически до всех даже самых глухих карпатских сел, и предупредить по «мобильнику» сельских голов было проще простого. Беда в том, что украинская власть, в том числе ее местное звено, совершенно деградировала, она слишком занята воровством и решением своих личных проблем. (Показателен эпизод, когда по телевизору мельком показали полузатопленный бывший дом одного районного начальничка – уцелела в нем печка, облицованная, не поверите, малахитом!). А вот на заботу о «народе» времени и сил, увы, не хватает. И «шевелиться» наше начальство как-то разучилось. К тому же, управленческие кадры в Западной Украине (а теперь уже и по всей стране!) подбираются по славному принципу «национальной сознательности» – и на начальственные кресла садятся тупицы и бездари, прикрывающие свою дурь патриотической болтовней и размахиванием флажками! Можно ли ожидать от таких «специалистов» грамотных действий в экстремальных ситуациях!?
ВОЗНЯ В БОЛОТНОЙ ЖИЖЕ
Для контраста приведу следующий пример. Несколько лет назад на Кубу обрушился страшный тропический ураган. Но население прибрежных районов (около миллиона человек) было вовремя оповещено и эвакуировано в горы. Разрушения на острове были огромные, однако ни один человек не погиб. Социалистическая Куба тогда даже получила похвалу от ООН за безупречно организованную операцию по эвакуации населения.
В советское время за преступную бездеятельность, приведшую к массовым жертвам и крупным материальным утратам, местным начальникам крепко дали бы по головам. Нынче же, скорее всего, виновных даже и не найдется. В лучшем случае, снимут пару «козлов отпущения.
Из репортажей украинского телевидения было очень трудно составить более-менее полную картину хода ликвидации последствий наводнения. А потом началась война в Южной Осетии, и украинское телевидение переключилось на репортажи о бедствиях грузин под бомбежками российской авиации. О наводнении в своей стране начали забывать…
Но одно можно утверждать однозначно: как это обычно у нас бывает, забота о пострадавшем населении носит больше не реальный и действенный, но показной, или, лучше сказать, «пиарный», предвыборный, характер. Юлия Тимошенко с озабоченным видом разгуливала по затопленным селам чуть ли не по колено в воде. Ющенко вспомнил, как он в прошлом году тушил лесной пожар под Херсоном, и снова лично взял в руки лопату. На виду у телекамер пан президент немножко покопался в болотной жиже.
Некоторые действия бездарной власти вообще вызывают удивление. Так, в один из самых первых дней после начала наводнения телевидение с восторгом поведало о том, что люди получили помощь мукой и сахаром. Но подумайте, зачем людям нужна мука, если их жилища затоплены и разрушены, и негде из этой муки выпечь хлеб? Что – есть муку и сахар ложками?
Очевидно, в подобных ситуациях люди нуждаются в консервах и армейских сухих пайках, а не в муке и сахаре. Однако, по-видимому, в «закромах» украинского государства консервов уже не осталось, нашлись только мука и сахар – и то, вполне вероятно, изрядно уже просроченные.
Ныне власть громогласно обещает восстановить все разрушенные дома до наступления холодов. Время покажет, будет ли сдержано данное обещание. Однако большие сомнения на сей счет имеются. Ведь, повторюсь, денег у этого государства вечно не хватает даже при самых благоприятных условиях. А уж стихия пробьет такую брешь в кое-как сверстанном бюджете – и как ее будут латать Тимошенко и Пинзенник, непонятно! Тимошенковская акция по выдаче вкладов Сбербанка СССР уже практически заглохла – отсюда неверие жертв наводнения в то, что они все и в полном объеме получат обещанные властью денежные компенсации. По телевизору показали, как люди давятся в сберкассах, занимая очереди с ночи!.. Надо заметить, что и львовская пресса не слишком верит в реализацию властью ее обещаний.
Когда встал вопрос о денежных выплатах пострадавшим, начали открываться очень интересные нюансы. Например, выяснилось, что многие из разрушенных домов даже не состояли на учете в Бюро технической инвентаризации. Юридически этих домов и не существовало даже! Понятно, что владельцы их не могут по закону претендовать на какие-либо выплаты. Даже более того, немалое число жилищ, как теперь оказалось, было построено в водоохранных зонах, что является грубейшим нарушением закона.
РОССИЯ ПЕРВОЙ ПРИШЛА НА ПОМОЩЬ ЖЕРТВАМ НАВОДНЕНИЯ
Сейчас в украинских СМИ и высоких кругах власти поднят вопрос о необходимости обязательного страхования жилищ, хозяйственных построек, скота и приусадебных посевов. Очевидно, на этом мечтают нажиться страховые компании Украины, которые, скорее всего, и подняли данный вопрос. А государство, со своей стороны, хочет снять с себя ответственность за судьбу и благополучие своих граждан, переложив сию ответственность на плечи самих граждан. Однако эта затея, по-видимому, обречена на провал. Потому как большинство западноукраинского крестьянства живет в такой нищете, что для них выплатить ежегодный страховой взнос в (по «самому минимуму») 1000 гривен будет непосильной тратой. Вопрос же о принятии на высшем государственном уровне действенных мер по поднятию экономики прежде вполне благополучного региона даже не ставится. Одни лишь упования на «невидимую руку рынка» и мифические «иностранные инвестиции».
По большому счету, нынешней украинской власти народные бедствия глубоко безразличны. Если она и беспокоится о народе, то лишь постольку, поскольку грядут очередные (или «очередные внеочередные») выборы, когда в пятый-десятый раз будет «решаться доля Украины». Вот и в данный конкретный момент Ющенко и компанию, похоже, намного больше волнует судьба «демократической Грузии», нежели судьба их соотечественников, оставшихся в преддверии зимы без крыши над головой.
Снова, в связи с югоосетинской войной, в Украине разжигаются антироссийские и антирусские настроения, распускаются слухи о возможной войне Украины с РФ. Россию изображают главным врагом всего «демократического человечества». «Европейский» же путь развития Украины правящая элита представляет таким, что вообще, в принципе, он не может иметь никакой альтернативы – и в этом мнении сходятся и «оранжевая» элита, и «голубая», и даже «розовая».
Но вот что показательно:
первой на беду в Западной Украине откликнулась именно Россия. Евросоюз еще только выслал своих представителей для «выяснения ситуации», когда колонна грузовиков МЧС России с гуманитарной помощью уже подъезжала к охваченным стихией районам. И если бы существовала сейчас Великая Страна с Дружбой Народов, то восстанавливал бы разрушенные города и села весь Союз – как это было в Ашхабаде в 1948 году, в Ташкенте в 1966-м и в Спитаке в 1989-м. Однако украинские националисты не хотели жить в Большой Советской Стране. И в этом, наверное, состоит одна из главных причин всех тех бедствий, которые испытывает народ Украины все последние 17 лет.
http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=10590