Юрий Максимов Самое страшное преступлениеТрагические события в Южной Осетии застали меня во время путешествия по Балканам, так что события приходилось узнавать по BBC, CNN и местным новостным каналам, послушно следующим "правильной линии" демократических правительств.
Мне довелось лично наблюдать, в сколь извращённом свете подавались эти события. "Свободные" демократические журналисты всеми силами старались умалчивать о факте нападения грузинских войск в Южную Осетию, а самое главное – о том факте, что Россия действовала строго в рамках устава и самого смысла миротворческих сил.
Доходило и до полного цинизма, когда, показывая кадры хроники, свидетельствующие о последствиях грузинской агрессии против Южной Осетии, их представляли как свидетельства о последствиях русской агрессии против Грузии, и даже цитаты из выступлений наших президента и премьер-министра обрезались и помещались в такой контекст, чтобы подтвердить создаваемый России имидж страны-агрессора, беспричинно вторгшегося на чужую территорию.
"Я не знаю, почему Россия решила напасть на нас", – жаловался Саакашвили в камеру западным журналистам, – "может быть, просто решила продемонстрировать на нас свою силу?"
Впрочем, западные профессиональные лжецы не учли того, что для аудитории, несколько отличной по мировоззрению и опыту от западноевропейских и американских обывателей, их усилия демонизировать Россию, приводят к прямо противоположным результатам. По моим наблюдениям тот образ, который они рисовали, вызывает у многих простых македонцев и сербов восторг. Именно такой они и хотели увидеть Россию – сильной, решительной, и независимой в отстаивании своих интересов.
Чем более изощряются лжецы, очерняя Россию, тем более очевидным для непредвзятого наблюдателя становится страх и бессилие Запада перед ней, что вызывает радость и ликование у всех, кто успел пострадать и от навязывания западных демократических ценностей, и от западной лжи.
Слава Богу, русская армия действовала блестяще, с минимальными потерями и в кратчайший срок, восстановив мир и защитив слабого от беззакония сильного, тем самым исполнив заповедь Писания: "спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову" (Ис. 1:17). И вполне оправдались слова святителя Филарета Московского: "Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию"[1]
Но радости всё равно нет. Ибо что для православного христианина может быть ужаснее войны между православными народами?
Ведь подавляющее большинство личного состава и грузинской и российской армий составляют члены единой Вселенской Православной Церкви. А значит, при совершении одной и той же православной литургии в разных частях земли грузинский и русский солдат приступают к таинству Причастия Тела и Крови Христовых и, соединяясь с Господом, обретают между собой самое высшее единство, какое только может существовать, становясь братьями во Христе и частичками единого Богочеловеческого тела единственной истиной Церкви.
И вдруг находится человек, который приказывает одному из них: иди и убей другого! Что может быть чудовищнее и кощунственнее этого? Что может быть страшнее такого преступления? Там, где существует то, что более всего соединяет людей, как можно внести то, что больше всего их разъединяет? Там, где было и есть "Христос посреди нас!", внести "Убей, покалечь, уничтожь!"
Любая несправедливая война – это преступление, но развязывание войны между православными, есть в тысячу раз более тяжкий грех, грех против Христа и Его Церкви.
Перед этим фактом меркнет даже всё остальное – и многовековая дружба и взаимовыручка, исторические и культурные связи наших народов, традиционно добрые отношения. Любое убийство ужасно, но разве не ужаснее, когда брат убивает брата, тем более, если им это приходится делать по принуждению со стороны!
И того человека, кто принудил их к этому греху, кто развязал эту войну, кто на много лет омрачил отношения между православными русскими и грузинами, разве нельзя назвать несчастнейшим из людей, совершим чудовищное преступление?
Того, кто совершил подобный грех, преподобный Исидор Пелусиот отказывался даже назвать человеком и причислял к бесам, говоря: "Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять, как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное"[2].
Думается, что сейчас во многом определяется духовное будущее грузинского народа. Они свободны и им делать выбор, как оценить те события, которые произошли.
Как и в случае любого греха, тут два пути – спасительное покаяние и гибельное самооправдание.
Нельзя позавидовать тому народу, который решится оправдывать явный грех, и добровольно согласиться иметь своим правителем убийцу, развязавшего кровопролитие между братьями во Христе.
Да сохранит Господь наших грузинских братьев от этой беды!
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Святитель Филарет (Дроздов). Слова и речи, том IV. М., 1882. С. 272.
[2] Творения святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 3. М., 1860. Сс. 382-383.http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2806