НАС ЗАМОРЯТ ГОЛОДОМ? В РУКИ НАТО ОТДАЛИ ОПАСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВ РОССИИФОТО: STOR24/SHUTTERSTOCK.COMВ период проведения спецоперации России на Украине вопрос безопасности нашей страны выходит на первый план. В том числе — продовольственной безопасности. Мы гордимся нашей армией, а как обстоят дела у учёных? Парадоксально, но незаметно, под ковром, наша родина лишается собственного сельского хозяйства. Теряет независимость, импортирует семена, разрушает отечественную селекцию и становится всё более зависимой от недружественных стран. Почему так происходит?Новая страшилка Запада — мировой голод. Западные политики говорят о нём как о неизбежном будущем для планеты. По данным ООН, в мире голодают 828 миллионов человек. И станет ещё хуже, поскольку сейчас конфликтуют два ведущих мировых производителя зерновых, масличных культур и удобрений — Россия и Украина.
Мы привыкли слышать, что сельское хозяйство России — впереди планеты всей. Действительно, именно в этой сфере с 2014 года у нас пошло мощное развитие импортозамещения. Польские яблоки заменили краснодарскими, израильскую картошку — выросшей в России. Год за годом русские аграрии собирали рекордные урожаи пшеницы. Однако оказывается, что эти успехи носят скорее локальный характер — просто из-за контрсанкций против Европы мы и правда стали меньше закупать иностранной плодоовощной продукции и сделали ставку на отечественного производителя.
Но чем пользуются эти производители? Семена — сплошь иностранные. Своих — нет, потому что ещё с конца 90-х годов отечественная селекция дышит на ладан. И это несмотря на то, что в стране до сих пор ещё чудом, но жива старая советская семеноводческая школа. Есть и специалисты, хоть их с каждым годом становится всё меньше.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456278608"Удовлетворительно" — это оценкаФедеральной программе развития сельского хозяйства почти шесть лет, а разговорам о необходимости возрождать селекцию и семеноводство — более 30. Но каковы же результаты? Парадоксальным выглядело выступление в Совете Федерации замминистра науки и образования Андрея Омельчука в 2021 году.
По картофелю мы приближаемся к планке 15 процентов по обеспеченности отечественным семенным материалом, по сахарной свекле уже более 10 процентов засеяно семенами отечественной селекции,— сказал он. Эти слова удивительны не только для нас. На них отреагировала спикер верхней палаты Валентина Матвиенко.
Вы считаете удовлетворительным по картофелю 15 процентов, по другим 10 — вы это за подвиги считаете?— изумилась она.
СКРИНШОТ КАДРА ИЗ ФИЛЬМА-РАССЛЕДОВАНИЯ ЦАРЬГРАДА "РОСТКИ НАДЕЖДЫ НЕ ВЗОЙДУТ: РОССИИ ГРОЗИТ ГОЛОД"Это — открытые данные Федеральной таможенной службы, из которых зависимость нашей страны видна без лишних слов. В 2004 году в Россию завезли овощей на 466 миллионов долларов, фруктов — на полтора миллиарда, а семян — на 168 миллионов долларов.
В 2010 году овощей завезли уже более чем на 2 миллиарда долларов, фруктов почти на пять с половиной миллиардов, а семян на один миллиард. За 2018 год в графе семена и лекарственные растения — умопомрачительная сумма. Если в 2004 году на их закупку тратилось 168 миллионов долларов, то в 2018 — уже почти 2 миллиарда.
В 2021 году на семена, плоды, зерно и лекарственные растения было потрачено уже 2,3 млрд долларов — почти 140 миллиардов рублей.
При этом каждый министр сельского хозяйства считал своим долгом изобразить бурную деятельность в сфере импортозамещения. Например, при Елене Скрынник (министр сельского хозяйства России в 2009-2012 годах)
был принят специальный документ — "Стратегия развития селекции и семеноводства до 2020 г.", который предполагал обеспечение сельхозпроизводителей качественными сортовыми семенами основных сельскохозяйственных культур отечественного производства.
Министр сельского хозяйства России с 2012 по 2015 год Николай Фёдоров
заявлял:
Сельское хозяйство начинается с семеноводства, и, если мы не разовьём семеноводческую отрасль, это будет чревато большими проблемами.А вот заявление министра сельского хозяйства в 2015-2018 годах Александра Ткачёва:
Россия практически потеряла собственное семеноводство, сейчас оно в руках зарубежных синдикатов, которые захватили рынок, вложив в него миллиарды долларов. Но поддержка государства поможет отечественному семеноводству подняться и встать с колен.На момент принятия стратегии развития селекции и семеноводства до 2020 года Россия была обеспечена отечественными семенами по сахарной свекле на 35%, по картофелю — на 47%, по кукурузе — 66%.
СКРИНШОТ КАДРА ИЗ ФИЛЬМА-РАССЛЕДОВАНИЯ ЦАРЬГРАДА "РОСТКИ НАДЕЖДЫ НЕ ВЗОЙДУТ: РОССИИ ГРОЗИТ ГОЛОД"Но стратегия получилась амбициозная, и в соответствии с ней к 2020 году страна должна была получить не менее 75 процентов собственных семян. На реализацию стратегии было выделено 370 миллиардов рублей. В результате по свекле сегодня мы едва достигаем одного процента отечественных семян, по картофелю — 12%, по кукурузе — 46%.
СКРИНШОТ КАДРА ИЗ ФИЛЬМА-РАССЛЕДОВАНИЯ ЦАРЬГРАДА "РОСТКИ НАДЕЖДЫ НЕ ВЗОЙДУТ: РОССИИ ГРОЗИТ ГОЛОД"Впадение в зависимостьНо скажем честно, ситуация с семеноводством является критической не только из-за невыполнения поставленных стратегий. Убрав из уравнения отечественную селекцию, трудно получить импортозамещающий результат.
Больше 90 процентов в товарном овощеводстве — импорт. Основные культуры — капуста, морковь, свёкла, лук. Всё это мы производим на своих полях из иностранных семян,— рассказал Царьграду доктор сельскохозяйственных наук Сергей Сирота.
Чем нас обыгрывают западные компании? Почему они быстро зашли на рынок? Они, помимо мешка с семенами, привозили ещё мешок со всей химией — это удобрения, это пестицидная защита растений. Это также технологические карты. Они говорили: вот из этого мешочка вы полейте тогда-то, из этого тогда-то, и вот такой-то урожай вы получите,— отметила доктор сельскохозяйственных наук, селекционер, профессор РАН Екатерина Журавлёва.
Минус состоит в том, что появляется системная зависимость. Роль сельхозпроизводителя скукоживается. Она превращается в роль водителя такси, которому говорят ,куда ехать, когда, за сколько, и его роль — только баранку крутить,— обратил внимание директор института права и развития ВШЭ-Сколково Алексей Иванов.
Действительно, в 90-е годы финансирование селекции и семеноводства остановилось. Зачем развивать своё, когда всё можно купить? В страну хлынули крупнейшие транснациональные агрокомпании, которые привезли свои гибриды, химию и даже технику. Советский человек узнал слова "маркетинг" и "демпинг". И то, и другое корпорации вели агрессивно. Выжить в такой конкуренции отечественным семеноводам было невозможно.
Корпорации монстров в РоссииПарадоксально, но пока в России закрывали свой бизнес McDonalds и IKEA, зарубежные транснациональные аграрные гиганты вовсе не последовали их примеру. Сегодня на территории нашей страны продолжают работу около 70 иностранных агрокомпаний. Например, "Германский семенной альянс", который
заявляет о сразу пяти направлениях: исследования, селекция, семеноводство, консультации своих клиентов и логистика. Немецкая компания КВС
поставляет нам семена свёклы, кукурузы, зерновых, подсолнечника.
Они не ушли, они продолжают свой бизнес. Сельскохозяйственный рынок — это огромный бизнес, это же транснациональный рынок,— пояснила Екатерина Журавлёва.
По площади посевов такого, казалось бы, русского овоща как картофель в России лидирует немецкая компания Norika. Следом идёт голландская HZPC Sadokas с названиями, превращающими простую картошку в экзотический деликатес —
например, "Айвори рассет" и "Алверстоун рассет".
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ НАУЧНОГО ДОКЛАДА НИУ ВШЭ И ФАС РОССИИ "СЕЛЕКЦИЯ 2.0"И бровью не повела из-за санкций компания
"АгроТерра" из списка топ-20 крупнейших владельцев сельхозземель в России. Появилось предприятие за счёт инвестиций компании NCH, которой руководит американский бизнесмен с украинскими корнями Джордж Рор.
Некогда швейцарская, а теперь уже транснациональная компания
Syngenta — один из крупнейших в мире производителей ГМО-семян, а также лидер в производстве гербицидов, фунгицидов, инсектицидов и регуляторов роста. 28 тысяч сотрудников в 90 странах. В России Syngenta
пустила всходы более чем в 30 городах.
Отточенный западный маркетинг у корпорации, за которой тянется шлейф международных скандалов. Европа сопротивлялась ГМО, но в 2007 году сдалась под напором лобби компании Syngenta. В нашей стране запрещено выращивать генно-модифицированные семена, но разрешено завозить продукцию. Например, такое творение Syngenta: кукуруза линии 3272, которую создали для получения биоэтанола — "экологичного" топлива для машин. Но в России "топливо для машин", как выяснилось, поступает и на потребительский рынок.
СКРИНШОТ КАДРА ИЗ ФИЛЬМА-РАССЛЕДОВАНИЯ ЦАРЬГРАДА "РОСТКИ НАДЕЖДЫ НЕ ВЗОЙДУТ: РОССИИ ГРОЗИТ ГОЛОД"По данным
исследования ВШЭ-Сколково, больше всего посевных площадей подсолнечника в нашей стране — почти 3 тысячи гектаров — принадлежат компании Syngenta.
Другая крупная компания — Seminis — вывела сорт огурца "Мирабель", который в России получил название "Герман". В 2005 году Seminis была поглощена скандально известной корпорацией Monsanto — крупнейшим в мире производителем генно-модифицированных продуктов.
Monsanto купила Seminis за 1,5 миллиарда долларов, а в 2016 году сама ушла с молотка. Серия скандалов по всему миру, связанных с ГМО-продукцией, безвозвратно испортила репутацию Monsanto. Оскандалившийся концерн
продался немецкому фармгиганту Byer за 66 миллиардов долларов.
Так поляна Byer основательно унавозилась агрогигантами с сомнительной репутацией. На этой поляне выращиваются удивительно живучие растения, устойчивые к насекомым, ядам и другим неприятностям. Корпорация монстров обещает накормить мир за счёт биотехнологий.
Если мы возьмем концерн Byer, то это фармпрепараты, они сто лет назад придумали аспирин, это и газ "Циклон-Б", который они продавали в концлагеря, чтобы травить заключённых в газовых камерах. Monsanto создаёт семеноводческое подразделение, начали вкладываться в селекцию, которая была бы комплементарна к их самому главному пестициду, это гербицид универсального действия — глифосат. На самом деле он был создан для того, чтобы уничтожать посевы культур, которые сажали партизаны во Вьетнаме,— рассказал Царьграду директор института права и развития ВШЭ-Сколково Алексей Иванов.
Сменив имя, Monsanto пробилась и на наш рынок. Успокаивает лишь то, что ГМО-семена у нас запрещены, и Россельхознадзор это старается контролировать.
(Окончание следует)