(Продолжение)Показательно, что сама постановка вопроса о церковной независимости Украины совпала с обретением независимости политической. Исследователи объясняют это следующим образом: «Проблема автокефалии Украинской церкви покоится на том же фундаменте противопоставления русскости, что и всё национальное украинское движение в целом... Данному проекту изначально отводилась одна из важнейших ролей в качестве фактора, легитимирующего существование самого украинского государства. Достаточно показательным в данном контексте является высказывание главы УПЦ КП Филарета Денисенко о том, что «возникновение государства связано с возникновением независимой Церкви… Без единой Церкви нет и единого государства» (Церковный раскол на Украине как следствие государственного переворота в феврале 2014 года, К.П. Курылев, Д.В. Станис, РУДН, Москва, Постсоветские исследования, 2019).
Архиерейский собор РПЦ по вопросу украинской автокефалии проходил в Москве уже после распада СССР, весной 1992 года. На нём присутствовало 20 украинских архиереев, их них 18 – с правом голоса. Итоги оказались весьма неожиданными. Большинство украинских епископов заявило, что им не нужна автокефалия, прав широкой автономии вполне достаточно. Более того, в сложной ситуации противостояния с УАПЦ им необходима поддержка Москвы. На тот момент на Украине в составе канонической Украинской церкви находилось порядка пяти тысяч общин, у УАПЦ – полторы тысячи, в основном сосредоточенных на западе Украины.
Итогом этого Собора стало обращение патриарха Алексия II, в котором тот
заявил следующее: «В наше время – время разрушения экономических, национальных, человеческих связей, разделения и противостояния, от которых так устал народ, желание сохранить единство Церкви является гласом Божиим. Все мы в ответе за то, что происходит на Украине, но с предстоятеля Украинской церкви спрос особый. Мы просим владыку Филарета ради блага православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового предстоятеля».
На том же Соборе тогдашний глава Отдела внешних церковных связей, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) (нынешний патриарх Московский и всея Руси), проинформировал участников Собора, что несколько украинских епископов, особо принципиальных сторонников автокефалии, намеревались обратиться за предоставлением такого статуса к Вселенскому патриарху Варфоломею. Подчеркнув при этом отрицательное отношение Константинополя к этому предприятию и отказ принять посланцев из Киева, прибывших для предварительных переговоров в Стамбул. Константинопольская патриархия заверила, что предоставление автокефалии УПЦ будет возможно только при условии согласия на это Московского патриархата. Это было первой подобной попыткой Киева обратиться в Константинопольский патриархат в череде многих последующих.
Здесь стоит сказать о том, почему Киев обращался именно во Вселенский патриархат. Причины тому не только сугубо исторические и формальные (выданный Вселенским патриархатом томос на переход Киевской митрополии в РПЦ). Прежде всего дело в том, что как минимум с конца XIX – начала XX века Вселенский патриархат начал позиционировать себя как некую «руководящую церковь», «церковь-арбитр» над всеми Поместными православными церквями. В том числе и в вопросе предоставления автокефалий, и «перераспределения канонических территорий».
Авторство данной концепции приписывается Константинопольскому
патриарху Мелетию IV, который в 20-е годы XX века стал продвигать идею о том, что Константинополь пользуется исключительным правом управлять всеми православными в диаспоре, где несут своё служение пятнадцать Поместных автокефальных церквей. Одной из первых на себе эту концепцию испытала Русская православная церковь, когда Константинополь
признал легитимным раскол обновленцев в начале XX века, а параллельно в обход Москвы предоставил автокефалию Польской православной церкви, до этого бывшей частью РПЦ. В 1996 году Вселенская патриархия предоставила автокефалию Эстонской православной церкви, что также на несколько лет прервало общение Вселенского патриархата и РПЦ.
Эти воззрения Константинополя на своё «абсолютное первенство», а также указанные выше исторические прецеденты питали надежды украинских раскольников на то, что Вселенский патриархат решит вопрос с украинской автокефалией «через голову» Московской патриархии. Тогда попытка такого обращения закончилась неудачей.
Возвращаясь к событиям Собора, стоит сказать, что в итоге Филарет заявил о согласии уйти с должности главы УПЦ МП. В частности, он заявил следующее: «Прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового предстоятеля Украинской православной церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведён, что никакого давления оказываться не будет».
Филарет дал обещание перед Крестом и Евангелием, что сложит с себя полномочия. Своих обещаний Филарет в итоге не выполнил.
Появление УПЦ КП. Попытки объединения и новые расколыВернувшись на Украину в начале апреля 1992 года, Филарет (Денисенко) заявил, что не собирается складывать с себя полномочия и останется главой УПЦ, что на Соборе РПЦ в Москве он был, «как на Голгофе», его клятва на Кресте и Евангелии была дана «под давлением», а потому недействительна. И более того, он не собирается слагать с себя полномочия, поскольку «дан Богом украинскому православию» – а значит, будет возглавлять Украинскую церковь до конца своих дней.
Украинский епископат, в том числе и та его часть, которая ранее выступала за автокефалию Украинской церкви, резко негативно отнесся к подобным заявлениям. Филарет перестал поминаться на службах практически во всех храмах УПЦ, что означало фактический разрыв Украинской церкви с Филаретом. Одесская епархия попросилась под прямую юрисдикцию Московской патриархии, минуя Киев.
В начале мая 1992 года состоялось расширенное заседание Синода РПЦ, куда, впрочем, Филарет не явился. Постановление Синода заключалось в том, чтобы фактически уже бывший глава Украинской церкви до 15 мая созвал Архиерейский собор УПЦ и подал на нём прошение об отставке. Одновременно с этим Филарет лишался всех своих прав и архиерейских полномочий. 11 июня 1992 года Архиерейский собор РПЦ лишил Филарета всех званий и степеней священства, извергнув его таким образом из сана. Денисенко проигнорировал все эти решения.
Однако ещё до того, 21 мая 1992 года, Синод РПЦ поручил митрополиту Никодиму (Руснаку) незамедлительно созвать Архиерейский собор УПЦ для избрания её нового предстоятеля. Предстоятелем в итоге был избран митрополит Владимир (Сабодан), который был одним из кандидатов в патриархи на Соборе 1990 года. Этот Архиерейский собор в Харькове прошёл под знаком активного противодействия властей теперь уже независимой Украины. Первый президент Украины Леонид Кравчук напрямую обращался к харьковским региональным властям с тем, чтобы те препятствовали проведению этого Собора. Противодействие проявилось и позже, когда делегация во главе с Владимиром (Сабоданом) приехала в Киев, в резиденцию митрополита, чтобы принять дела у Филарета, и не была туда допущена кордонами украинской милиции и боевиками УНА-УНСО (экстремистская организация, запрещённая на территории РФ).
Те же боевики не впустили митрополита и в кафедральный Владимирский храм в Киеве (который впоследствии так и остался за Филаретом). А позже, когда новый украинский предстоятель отбыл в Киево-Печерскую лавру, попытались взять её штурмом. При этом, по словам главы УНА-УНСО Дмитрия Корчинского, который и возглавлял этот штурм, «благословение» на него он получил непосредственно от Филарета. Предотвратить захват лавры удалось после вмешательства подразделения украинского ОМОНа «Беркут», которое вместе с верующими помешало нападавшим.
На этом давление со стороны украинских властей на каноническое православие не окончилось. Президент Кравчук назначил на пост главы Совета по делам религий Украины Александра Зинченко, открытого сторонника Филарета. А по инициативе депутата Верховной рады Дмитрия Павлычко (униата по вероисповеданию) президиум украинского парламента принял постановление, согласно которому объявил харьковский Собор незаконным.
В конце мая 1992 года Филарет предпринял попытку собрать «Всеукраинскую конференцию по защите канонических прав Украинской православной церкви». На неё не явился ни один епископ. На этом мероприятии со всей остротой встал вопрос легализации и самого Филарета, и его сторонников. Было составлено обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею, а сам Филарет выступил автором послания, в котором заявлялось об отвержении акта 1686 года о передаче Киевской митрополии из юрисдикции Константинопольской церкви в ведение Московского патриархата. Более того, в этом документе Филарет просил принять его и его последователей в состав Вселенского патриархата.
Эти инициативы Вселенским патриархом Варфоломеем были на тот момент проигнорированы. Равно как и аналогичная попытка со стороны украинских властей, когда к патриарху Варфоломею нанес официальный визит вице-премьер Украины по гуманитарным вопросам Николай Жулинский. Тогда Вселенский патриарх заявил вице-премьеру Украины следующее: «Сегодня не существует такого института, как Киевский патриархат, поскольку он не признан ни одной Церковью в мире». Эти же тезисы Варфоломей подтвердил в 1993 году в ходе официального визита в Россию, когда заявил, что Вселенский патриархат
признаёт только одного канонического митрополита – Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).
Филарет решил создать новую организацию. В июне 1992 года в своей киевской резиденции Денисенко принял епископов УАПЦ и депутатов Верховной рады Украины. В качестве мирян в этом «соборе» принимал участие рабочий персонал резиденции. Мероприятие получило название «Объединительный собор УПЦ и УАПЦ», по итогам которого обе структуры были упразднены, а вместо них возникла так называемая Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Данный «собор» назначил своим «патриархом» не Филарета, а упомянутого ранее Мстислава (Скрыпника), которому на тот момент было уже 94 года и который пребывал в США. При этом сам Скрыпник даже не выдвигал свою кандидатуру, будучи уже «патриархом» УАПЦ. Филарета тот же «собор» назначил «заместителем патриарха» на территории Украины. После смерти Мстислава (1993 год) «патриархом УПЦ» стал Владимир (Романюк), а после смерти Владимира (1995 год) Филарет был избран «патриархом Киевским и всея Руси-Украины».
Это избрание также было сопряжено с новым расколом. Ряд «епископов» УПЦ КП, протестуя против избрания Филарета «патриархом», перешли в УАПЦ, уведя с собой около 700 приходов. После чего усилия Денисенко были направлены на внешнюю экспансию и попытку легитимизации на международном уровне.
Раскол внутри раскола и анафемаВ 1994 году президентские выборы на Украине с опорой на пророссийский электорат
выиграл Леонид Кучма. Отношение Кучмы к Филарету поначалу было негативным. Более того, в отношении представителей УПЦ КП были возбуждены десятки уголовных дел. Особенно после так называемого софийского чёрного вторника, когда сторонники Филарета по его «благословению», невзирая на прямой запрет украинских властей, похоронили своего покойного «патриарха» Владимира (Романюка) во дворе Софийского собора. Эти похороны были сопряжены с силовым противостоянием украинских националистов с одной стороны и милиции с ОМОНом – с другой.
Однако со сменой пророссийской политики Кучмы на прозападную менялось и его отношение к УПЦ КП. Уголовные дела были закрыты. К 1995 году отношения Кучмы и Филарета приближёнными к украинскому президенту людьми характеризовались как приятельские.
Параллельно шла передача УПЦ КП новых приходов и монастырей. Например, Выдубицкий монастырь, в котором до 1992 года проводились богослужения клириками канонической Украинской церкви. До 1995 года сам комплекс принадлежал Академии наук Украины. Кучма же фактически «подарил» эти здания Филарету. Возобновил свою работу и ранее закрытый на Украине Комитет по делам религий. Эта организация была главным государственным проводником идей «единой украинской церкви», слова о которой вновь зазвучали со стороны украинских политиков. Причина перемен в отношении к УПЦ КП со стороны Кучмы рядом исследователей видится в том, что идея «иметь карманную подконтрольную церковь» в качестве инструмента политического влияния показалась украинскому президенту перспективной политической идеей.
Так или иначе, но Филарет с 1995 года почувствовал себя настолько свободно, что занялся «внешнецерковной политикой». Он попытался даже в России создать некое ответвление УПЦ КП под названием «Российская православная церковь Киевского патриархата». Этот проект, впрочем, ничем не закончился. Аналогичные попытки создания экзархатов со стороны УПЦ КП предпринимались в Италии, Греции и Канаде.
Итогом всей этой деятельности стало то, что в 1997 году Филарет Денисенко был отлучен от церкви. Это, однако, не остановило Денисенко в его антиканонической деятельности. Скорее даже усилия Филарета, направленные на усугубление раскола на Украине, стали только масштабнее. Епископы, священники и миряне УПЦ МП в декабре 1998 года направили властям Украины «Обращение Собора Украинской православной церкви к президенту Украины, Верховной раде Украины, общественности, всем верным чадам Украинской православной церкви», в котором содержалась просьба: «Просим уважаемого президента Украины и все властные структуры нашего государства защитить нашу Церковь, её духовенство и мирян от открытой дискриминации со стороны известных сил, в том числе и некоторых органов местной власти. Очень жаль, что игнорируя не только законодательство, но и вообще нормы человеческого сожительства, некоторые представители органов местной власти, особенно в западных областях, потакают или даже открыто поддерживают проявления насилия, санкционируют противозаконные захваты храмов и церковного имущества сторонниками религиозной организации УПЦ – Киевский патриархат».
В акте об отлучении Денисенко, в числе прочего,
говорилось: «Освящённый Архиерейский собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращённому к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простёр за пределы Русской православной церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской православной церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных православных церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти – лишением сана, он продолжал совершать святотатственные «богослужения», в том числе и кощунственные лжехиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» <…> Ввиду вышесказанного Освящённый Архиерейский собор <…> определяет: отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он
анафема пред всем народом».
Это отлучение от церкви не помешало Филарету и его УПЦ КП существовать на Украине и далее, систематически захватывая храмы канонической Украинской церкви при помощи националистических боевиков.
Что касается УАПЦ, то ещё одна попытка объединения двух структур была предпринята «патриархами» этих «церквей» в 1998 году, когда был издан «Меморандум о намерении объединения». Но уже через несколько месяцев представители обеих «церквей» отвергли данный документ – и объединение вновь не состоялось.
Денисенко в дальнейшем встал в политическую оппозицию по отношению к Кучме. Так, в 2004 году Филарет публично оспорил результаты выборов и победу на них Виктора Януковича, обвинив уже Кучму в том, что тот якобы участвовал в подтасовке голосов. На майдане Незалежности в Киеве 6 декабря 2004 года Денисенко выступил с речью, в которой
заявил: «То, что произошло на выборах при содействии Леонида Кучмы – это нарушение христианской морали».
Впрочем, в данном случае Филарет в очередной раз чутко уловил смену политической конъюнктуры. Президентом Украины по результатам «оранжевой революции» стал Виктор Ющенко, который также был сторонником идеи создания «единой независимой украинской церкви». Поддержка УПЦ КП со стороны государства только усилилась.
Проект «единой церкви» от Виктора ЮщенкоНовый президент Украины Ющенко усилил курс на сближение страны с Западом и разрыв связей с Россией. Это коснулось в том числе и церковного вопроса.
12 января 2007 года Ющенко провёл встречу в Филаретом и некоторыми другими «иерархами» УПЦ КП, где озвучил
идею создания единой Поместной церкви на Украине. Концепция Ющенко заключалась в том, чтобы объединить не только УПЦ КП и УАПЦ, но и каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата. Публичный ответ на эту инициативу был дан главой УПЦ митрополитом Владимиром (Сабоданом): «Кто ратует за поместность, тот чаще всего не понимает смысла этого слова. Поместная церковь на Украине есть, и это наша Церковь».
(Продолжение следует)