Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 18:35:00  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: США, Латинская Америка и поизносившаяся «доктрина Монро»  (Прочитано 553 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106504

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 11 Января 2023, 23:28:45 »

США, Латинская Америка и поизносившаяся «доктрина Монро»



Европу издавна вытесняют из Западного полушария…

2 сентября 1947 года в Рио-де-Жанейро на инициированной США межамериканской конференции по военной безопасности был подписан бессрочный договор «О совместной обороне Западного полушария». Окончательно он вступил в силу 3 декабря 1948 г., однако уже 11-15 декабря 1947 г. США и Бразилия первыми ввели в действие этот документ, подписанный также всеми другими странами Западного полушария, за исключением британского доминиона Канады, а также Великобритании, Франции и Нидерландов, и поныне располагающих своими территориями в Западном полушарии.



США не допустили своих европейских сателлитов к переговорам по договору и к его подписанию, что вполне отражало стратегию Вашингтона по удалению Европы от решения вопросов безопасности обширного латиноамериканского региона, в соответствии пресловутой с «доктриной Монро», в соответствии с которой ещё в первой трети XIX века Латинская Америка объявлялась сферой «жизненных интересов» Вашингтона с вытеснением из региона европейских конкурентов, для чего делалось всё возможное.

Дальнейшее развитие принципов, провозглашенных в доктрине Монро, можно условно разделить на следующие периоды:

– 1830–1860-е годы – территориальное расширение США к Тихому океану, сопровождавшееся финансовым и иным закабалением некоторых новых независимых государств региона.

– 1900-е годы – «политика большой дубинки» Теодора Рузвельта, ставшая ответом на военное вмешательство европейских кредиторов в Венесуэле, сочетавшая жёсткие, иной раз прямые военные действия (оккупация Гондураса, Никарагуа, Кубы, Панамы) под предлогом «наведения порядка и стабильности» в регионе;

– 1930-е годы – политика «доброго соседа» в период правления Франклина Рузвельта, отдававшего предпочтения экономическим методам шантажа и «выкручивания рук» заведомо более слабым соседям. В целом же с 1945 года страны Латинской Америки попали в идеологическую и экономическую зависимость от США, став на антикоммунистический путь (1).

В соответствии с текстом договора «О совместной обороне…», страны-подписанты обязались оказывать помощь друг другу в отражении вооружённого нападения на любое государство западного полушария, расположенное в пределах установленной «зоны безопасности». Территория этой зоны почти вторе превышала площадь 300-мильной нейтральной морской зоны, установленной на Панамской международной морской конференции 1939 года. На западе граница зоны определялась линией, проходящей от Северного полюса через Берингов пролив, далее по Тихому океану (примерно в 1200 милях западнее Панамского канала) к Южному полюсу, а на востоке – линией, проходящей по восточному берегу Гренландии, затем – по срединной линии Атлантического океана до Южного полюса. Таким образом, в «зону безопасности» входят расположенные в Западном Полушарии Канада, владения Великобритании, Франции, Нидерландов и Дании (но, повторимся, без участия в договоре соответствующих государств-метрополий).

Совместные военные действия объявлялись обязательными после решения, принятого большинством стран-участниц в две трети голосов. При этом договор ограничивал самостоятельные сношения латиноамериканских стран с ООН – «органом связи» между ними был объявлен некий «Руководящий совет Договора». Впрочем, к середине 1970-х годов этой структуре, ввиду зримых геополитических изменений в Латинской Америке, были предписаны сугубо консультативные функции.

5 июня 2012 года министры иностранных дел Боливии, Венесуэлы, Никарагуа и Эквадора, выступая на 42-й Генеральной Ассамблеи ОАГ от имени «Боливарианского альянса народов Америки», заявили о выходе договора «О совместной обороне Западного полушария». В том же 2012 году из договора вышли Боливия, Куба, Никарагуа и Эквадор, в следующем году – Венесуэла Уго Чавеса. Обращает на себя внимание участие в этом альянсе до 2011 г. включительно социалистической Кубы – видимо, в Гаване считали возможной нормализацию отношений с США, тем более что в Вашингтоне не требовали удаления «режима Кастро» из договора. И поныне США располагают военной базой в районе Гуантанамо…

В марте 1948 года на совещании Информбюро ряда компартий в Софии секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов дал договору вполне исчерпывающую оценку: «Под флагом пресловутой «совместной» обороны Западного полушария идёт включение стран и территорий Латинской Америки в орбиту военно-экспансионистских планов CША». В этой связи характерно, что именно в 1947-49 гг. большинство латиноамериканских стран разорвали – до конца 1950-х – начала 1960-х годов дипломатические отношения с СССР и восточноевропейскими странами (кроме «титовской» Югославии)…

«США всеми силами вытесняли Европу и Западного полушария, особенно из Южной Америки. Здесь в годы Второй мировой войны США настаивали на отторжении голландских и французских территорий, пользуясь оккупацией нацистами Нидерландов и Франции. После войны Вашингтон отказал Англии, Нидерландам и Франции в присоединении к Межамериканскому оборонному договору, подписанному в Рио-де-Жанейро 2 сентября 1947 г. Но вытеснить Европу из Латинской Америки не удастся, в том числе из-за позиции её стран, опасающихся монопольного господства США. А блокада американцами Кубы связана не столько с просоветским «кастровским коммунизмом», сколько с тем, что, посредством Кубы, сопротивление господству США в Западном полушарии будет успешнее», – так в 1987 г. оценивал политику Белого Дома в Латинской Америке Йохан Хенри Элиза Ферье, в 1968-1975 гг. – генерал-губернатор Нидерландской Гвианы (Суринама) и первый президент этой страны (1976-80 гг.). В 1975 г. он выступил с идеей регионального военно-политического союза Амстердама, Парижа и Лондона в Западном Полушарии с целью сдерживания там  американской экспансии. Однако «в Вашингтоне предотвратили такой союз, периодически поддерживают сепаратистов на европейских территориях в Западном полушарии», отмечал Й. Ферье, свергнутый в результате проамериканского военного переворота в Суринаме (1980 г.), эмигрировал в Нидерланды, где жил до своей кончины…

И поныне сотрудничество Старого света и стран Западного полушария не несёт военно-политической составляющей. Уход от политической конкуренции с Соединенными Штатами — важная особенность политики ЕС в отношении государств Латинской Америки. Это и немудрено – насчитывающее несколько веков колониальное хозяйничанье янки на в регионе, который они считают своим «задним двором» породил среди местного населения глубокие и крепко укоренившиеся антиамериканские настроения. Как упомянуто выше, небезызвестный Теодор Рузвельт весьма откровенно выразил философию американского курса по отношению к Латинской Америке в виде той самой «большой дубинки» – органичного продолжения пресловутой «доктрины Монро».

В этой связи неудивительно постепенное выстраивание в регионе альтернативных военно-политических альянсов, способных отчасти сдержать тотальное господство Америки на её «заднем дворе». В частности, в уходящем году значительное развитие получили российско-кубинские связи, включая визит к берегам Острова Свободы новейшего фрегата ВМФ России «Адмирал Горшков». Более того, сегодня как никогда очевидна ошибочность принятого в 2001 году по просьбе Дж. Буша-младшего решения о ликвидации радиолокационного объекта в Лурдесе (южный пригород Гаваны), обеспечивавшего Москву ценнейшей разведывательной информацией. В настоящее время вместо российского на Кубе активно функционирует мощный китайский центр радиоэлектронной разведки…

Член Национального совета по разведке США Роберт Викерс не исключает, что по мере изменения ситуации в мире Россия обратит свой взор на Латинскую Америку с перспективой создания там военно-морских и авиационных баз. Как подчеркивают в Вашингтоне, такие военно-стратегические объекты, как бывший советский центр радиоэлектронной и космической разведки в Лурдесе, база обслуживания военных кораблей в кубинском Сьенфуэгосе, а также аэродромы в Венесуэле и Никарагуа готовы к использованию.

Алексей Балиев

Примечание

(1) Троянский М., Карпович О. Политика США в Латинской Америке: Доктрина Монро 3.0 // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2020. № 2 (24). С. 176-188


Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!