Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #15 : 30 Декабря 2022, 12:30:15 » |
|
ИТОГИ ГОДА ОТ АЛЕКСАНДРА ДУГИНА: КНИГУ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА РАСШИФРУЮТ РУССКИЕФОТО: ТИХОНОВА ПЕЛАГИЯ/АГЕНТСТВО "МОСКВА", ЦАРЬГРАД. КОЛЛАЖ: ЦАРЬГРАДВ преддверии Рождества Юрий Пронько обсудил в студии Царьграда с философом Александром Дугиным ключевые моменты уходящего года. Александр Гельевич ответил на вопросы о том, расстались ли мы окончательно с Западом, на что рассчитывают элиты, что происходит в образовании, когда русская идеология станет государственной, и близок ли конец света.О разрыве с ЗападомЮрий Пронько: Давайте начнём с главного события. Россия действительно окончательно порвала с западной цивилизацией? Александр Гельевич, произошёл реальный разрыв?Александр Дугин: Разрыв и произошёл, и нет. Да, мы вступили в СВО, бросили вызов Западу. Который в каком-то смысле нас и спровоцировал. А потом Запад отключил нас от себя. Он обложил нас санкциями, лишил той концептуальной, экономической, политической, дипломатической, культурной среды, в которой мы жили последние 30 лет. Так что, с одной стороны, мы с ним порвали. Но, с другой стороны, у нас ведь ничего иного и нет. 70 лет СССР противостоял Западу, но мы же взяли у него одну из идеологий и применили к себе. А потом, в 1990-е, уже полностью рухнули в него. То есть 100 лет мы находимся под доминирующим влиянием Запада. А теперь говорим, что с ним порвали. А кто мы такие? Нас от него отключили, мы больше не Запад, он нас больше своими не считает. А кем мы себя считаем? – И ответа сегодня нет?– Ответа нет. – Отец Андрей Ткачёв говорит, что в контексте современной мировой истории русский мир – это последний бастион, это сопротивление вавилонской блуднице на всех фронтах. По его словам, наше Христово учение – это, если хотите, учение реакционное: оно реагирует на современные антихристианские вызовы. Таким образом, Александр Гельевич, перед нами ещё и битва веры, религиозная битва?– В самую первую очередь это и есть битва веры, битва религий. Вообще, русский народ был создан для того, чтобы что-то совершить в будущем. И мы всегда очень хорошо понимали, что, как бы ни были велики наши заслуги, достижения и подвиги в прошлом, мы ими не особенно кичимся. Гордимся – да, но скромно опуская глаза. Потому что главный подвиг впереди. – То есть у нас тысячелетняя история, но мы продолжаем формироваться?– Во-первых, тысяча лет – не такой долгий срок. Наша история, конечно, больше, чем американская, но по сравнению с китайской или историей некоторых европейских стран она не такая уж и длинная. Мы юный народ. Мы народ, который смотрит в будущее. Мы живём не тем, что сделали, а тем, что должны сделать. И я думаю, что как раз сейчас мы приближаемся к тому, что должны совершить. Смысл и объяснения Русского мира лежат не в прошлом, а в будущем. Не в корнях, а в кронах. И это вектор того, что мы должны сделать в последние времена. Во времена, когда всё человечество по-настоящему рухнет в бездну. А мы скажем: "Куда, подожди", – мы не рухнем и попытаемся спасти остальных. Мы тут для последнего испытания, для последней битвы – и, судя по всему, эта последняя битва началась в 2022 году. См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456281718Об уходе элит– Не все готовы участвовать в этой битве. Есть определённый слой людей, так называемая элита, мы прозвали их "гламурятником", а вы "крысиным царством". И это царство продолжает существовать – как вовне, так и внутри России.– Дело в том, что, когда мы вынужденно порвали с Западом, у него осталась здесь значительная группа поддержки, в основном внутри Садового кольца. Когда выезжаешь на фронт или в провинцию, в глубинку – всё, там уже нет проблем. Даже на уровне власти там нет никаких западных элементов, люди легко и естественно перестраиваются на новый лад – на житие в России, в русском государстве, в борьбе с нашими врагами. Это очень легко для нашего народа и совершенно невозможно для прозападной элиты. Сейчас эта элита оказалась в положении заложника. Представьте себе аппараты, у которых отключили электричество. Они уже ничего не производят, но мешают ходить, двигаться. Наш политический класс как раз и заставлен такими отключёнными от питания, уже бессмысленными предметами. Они ещё могут включиться, но исключительно для каких-то взрывных целей. Если они останутся либералами, западниками, то станут и пособниками украинского терроризма. В следующий раз им предложат заложить взрывчатку, положить куда-то мины-лепестки, разносить листовки. То есть либерал сегодня – это уже член диверсионно-разведывательной группы. Естественно, сами они такими быть не хотят – ну, большинство из них. Но они больше ни для чего не нужны. На страну они работать не собираются, не могут, у них совершенно другая задача, другой профиль. А подпитки нет. И они застыли, как неработающие, зависшие компьютеры, которые больше ничего не показывают – какую кнопку ни нажми. Это наш правящий класс. И вопрос идёт не о борьбе с ним, на мой взгляд, не о ликвидации, а просто о его выносе. То есть надо позвать бригаду грузчиков, которые аккуратненько погрузят наш правящий класс и отвезут его в сторонку. Не надо их ломать, издеваться над ними. – А в сторонку – это куда, вовне?– Нет, куда-нибудь с глаз долой, просто вывезти их из Кремля, из правительства. Пусть хоть в бизнес идут. Главное – увезти их с той территории, на которой они более не функциональны. Потому что им ставят такие задачи, при которых они должны быть террористами. Запад же открыто говорит: "Мы должны заставить российскую элиту убить президента Путина" – устранить физически, устроить переворот. Ну а кто на это пойдёт, кроме самоубийц? А больше они ничего не могут сделать ни для Запада, ни для народа. Только стоят и моргают. Это уже не элита. Ради Бога, пусть они найдут себе какое-то другое применение. О влиянии народа– Александр Гельевич, я очень хотел бы подписаться под этими словами. Но Сергей Лавров только что подтвердил, что некие высокопоставленные чины Пентагона называют физическое устранение Путина одной из своих главных целей. А этот гламурятник всё ещё во власти. Они сидят в крупных госкомпаниях, госкорпорациях, госбанках. Это очень влиятельная сила. Они даже не будут себя называть либералами. Они, если надо, поменяют цвет, как хамелеоны. Но гниль останется. А при этом вы говорите: мы сможем их устранить. Объясните мне: на чём основан ваш оптимизм?– Это не оптимизм, это геополитический расчёт. Дело в том, что в каждой ситуации всегда есть положительная и отрицательная стороны. То, что мы застряли на Украине, оказались не способны решить наши поставленные задачи быстро, стремительно и эффективно, – это, конечно, отрицательная сторона. Но есть и положительная. Сейчас Запад уверен, что мы слабы. И даже Киев, который понимает нашу силу, всё равно сам себя убеждает, что мы слабы, что мы фактически проиграли войну. Это значит, что любые переговоры о мире, на которые пойдут Украина и Запад, заведомо будут начинаться с невыполнимых для нас условий – например, с ухода из Херсонской и Запорожской областей, из Донбасса, из Крыма. Ну и, может быть, ещё кто-то попросит кусок Белгородской области и 300 миллиардов долларов репараций. – Плюс ещё трибунал.– И ещё трибунал, да. То есть они хотят говорить на условиях, принятие которых невозможно ни для какого чиновника. А из этого следует очень важный вывод: всё будет продолжаться, как идёт сейчас. А сейчас наш народ постепенно включается в войну за Победу. У нас очень большая страна, и всё меняется медленно. Но посмотришь в каком-то большем масштабе – и оказывается, что мы изменились, мы постоянно меняемся. Это очень важно. Действует уже не только армия, не только государство, но и народ. Эта война становится народной и будет становиться всё более и более народной. И никакого выхода, как предать, сдать уже не будет. – То есть увеличение влияния народа пропорционально снижению влияния элиты?– Конечно, особенно такой элиты. Та ситуация, в которую поставлена наша огромная страна, наш огромный народ, наше огромное государство, – не может разрешиться ничем, кроме Победы. А для Победы нужно очистить территорию, нужно осуществить ротацию элит. Надо ещё глубже проводить мобилизацию духа людей, мобилизацию русской культуры. То, что нам казалось приемлемым в культуре ещё три-четыре месяца назад, сейчас уже выглядит совсем иначе. См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456281560О комиссарах идеологии– Я-то опасаюсь другого: что ничего опять не поменяется. Александр Гельевич, вы учёный с мировым именем. РАНХиГС есть? Есть. Мау, бывшая правая рука Гайдара, в качестве ректора этого вуза – есть. Высшая школа экономики – есть. Огромные многомиллиардные суммы из госбюджета – есть. Но где идеология государства? По-моему, идеологии нет никакой. Почему тогда это всё до сих пор существует?– Я тоже смотрю и удивляюсь, почему всё это есть. У меня нет ответа. Но в жизни много непонятного, не всё логично объясняется. Да, этого быть не должно, я согласен. Ни Высшей школы экономики в её нынешнем виде, ни нашего Института философии в его нынешнем виде, ни Владимира Мау в качестве ректора РАНХиГС, хотя там, кстати, множество приличных людей. В высшей школе происходят разрушительные, непотребные процессы. Там фактически продолжает работать заложенная идеологическим врагом программа по уничтожению нашего народа, наших традиционных ценностей. Сейчас это продолжает существовать, на мой взгляд, в силу очень интересных причин. Многим казалось, что стоит убрать последние 30 лет, в том числе из образования, стоит вернуть советскую модель – и всё заработает. А проблема гораздо глубже. Система не заработает, потому что ключи уже потеряны. Это работало, когда была вполне конкретная марксистская идеология. Никто возвращаться к марксистской идеологии не собирается, слава Богу. Но без идеологии высшую школу не перестроить. Вот поэтому они и существуют. Очертания новой идеологии сформулированы и в указе президента №809, и в его речи 30 сентября, и в его выступлении в Валдайском клубе. Слова о том, что мы воюем за объединение русского народа, – это идеология. Впервые русский народ признан субъектом истории, а государство фактически становится государством русских. Не только русских, но русских в первую очередь. И всё это уже заложено в Конституции. Но теперь это необходимо трансформировать в совершенно новое фундаментальное идеологическое ядро. Обращения к советскому опыту совершенно недостаточно, обращение к временам до 1917 года очень привлекательно, но тоже невозможно. Соответственно, нам необходимо приложить колоссальное усилие. А потом, когда это идеологическое ядро будет чётко обозначено и сформулировано, тогда комиссары новой русской идеологии, традиционалистской идеологии, чьё основание уже заложил президент, постепенно отправятся в эти институты и проверят их функционирование на соответствие новым нормам. Мы не можем ждать того, что какой-то институт, натренированный вначале советскими моделями, потом либеральными, полностью инфильтрованный агентами влияния во враждебные нам идеологии, вдруг начнёт говорить что-то патриотическое. Все эти институции должны быть быстро системно трансформированы. Для этого нужен идеологический центр. – Но ещё прошло совсем немного времени. Президент фактически сформулировал что-то принципиально новое в сентябре, а мы с вами говорим в декабре.– Элементы новой идеологии сейчас складываются в чёткую, ясную мозаику. Указ о традиционных ценностях их расшифровывает. Всё, мы имеем дело с основами идеологии. Остаётся сделать следующий шаг – придать ей какой-то институциональный статус. А дальше комиссары этой идеологии приедут и побеспокоят и коррупционера, потому что он не соответствует нашему русскому представлению о справедливости, и человека нетрадиционной ориентации, если он будет выступать слишком громко. Тихонечко-то ладно, мало ли грехов, мы все грешные люди. Но надо бороться с тем, когда люди начинают кичиться, продвигать болезни, патологии и грех, отказывая им в греховном статусе. Когда они говорят: "Так и надо, я не стесняюсь и вы не должны" – это фактически совращение, этому поставлен запрет. Точно так же будет со всеми институтами. Посмотрим на судьбу и РАНХиГС, Высшей школы экономики, РГГУ, Института философии в наступающем году. До них дойдут руки. Но мы не можем перепрыгнуть этап формирования центра, который придаст идеям и идеологии нашего президента в новых исторических условиях системный институциональный характер. – Александр Гельевич, сложно сменить элиту?– Да, чрезвычайно сложно. Чрезвычайно. – Она может ответить? Огрызнуться?– Сейчас, в нынешней ситуации – нет. Сложность смены элит разбивается о гораздо более жёсткую проблему в оставлении её неизменной. Если мы не включим потенциал народа, если мы не примем народную идеологию – а это требует смены элиты, – мы не победим. Если мы не победим, то мир закончится. У нас нет другой опции, кроме как победить. Есть другая опция у Украины, у Запада, у Китая. А у нас нет. Либо мы побеждаем в этой войне, либо нас не существует. Не существует вместе с предателями, с неадекватной элитой, с ворами, с менеджерами, с торговцами холодильниками и машинами. Они все погибнут, и Запад погибнет, и больше вообще ничего не будет. Об этом сказал наш президент, это его слова. См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456279739О посадках чиновников– А Запад между тем сейчас говорит: мы должны уничтожить последнюю империю, оставшуюся на планете. И я сейчас, может быть, зайду с неожиданной стороны, поскольку я не только аналитик, но и журналист. Министр внутренних дел господин Колокольцев заявил: "Трудовые мигранты представляют очень серьёзную опасность". Впервые говорится об очевидном на таком высоком уровне. Там были собраны на совещание, по-моему, 16 или 17 руководителей ведомств и министерств. И Колокольцев им сказал: "Слушайте, ребята, вы все ответственны за это. Не только я, российская полиция, но и вы. Те, кто приглашает, а потом не контролирует".
А на следующий день один из заместителей начальника Главного управления по миграционной политике МВД России говорит: "Мы создадим льготные условия для трудовых мигрантов". Меньше, чем через сутки после резонансного заявления его шефа! Я не могу не замечать, даже без министра внутренних дел, что ситуация в России крайне неблагоприятна для русских. У меня вообще порой складывается впечатление, что мы уже находимся в меньшинстве. Что скажете, Александр Гельевич?– Знаете, я бы хотел привести такой пример. У меня была знакомая – мэр города Коврова Ирина Табацкова, русская патриотка. Став мэром, она, в первую очередь, пришла на рынок и увидела, что там нет ни одного русского человека. Ковров – глубинка, это уже далеко не Москва. Но и там царило полное засилье разного рода трудовых и нетрудовых мигрантов. И она стала думать, как решить этот вопрос. Потом, когда мы приезжали, она привела нас на рынок – а там стоят русские люди! Фантастика, словно я в сказку "Морозко" попал. Стоят, сметану продают. "И как, Ирина, ты смогла это сделать? Неужели были столкновения русских патриотов с местными кавказцами?" Ничего подобного. "Я, говорит, закрыла одного чиновника из своей мэрии. И всё. Одного русского чиновника. И больше нет национальных проблем". И получилась сказка "Морозко" на рынке: продают сметану, русские пельмени. Просто пар идёт. – Прекрасный пример! Посадила одного – и всё поменялось. А поскольку мы встречаемся накануне такого большого приятного события, как Рождество Христово, у нас всё равно будет ожидание рождественского чуда. И неважно, сколько тебе лет – 10, 40, 50, 60… Все, на самом деле, даже если публично не признаются, ждут этого чуда. На чём будет основана уверенность Александра Дугина в 2023 году?– Это уверенность в моём народе, в моей истории. Уверенность в том, что Бог ничего не делает просто так. Что нет в мире ничего, никакого дня, никакого страшного события, никакой утраты, никакого страдания, у которого бы не было смысла. Смысл может быть от нас скрыт, и поэтому нам так трудно. Но он есть. Когда мы говорим: "В начале было слово", мы не понимаем, что в начале был логос. Логос – это ум, это осмысленность Божьего мира, которая пронизывает всё. А зло состоит в том, что пытается скрыть логос, сказать, что это само получилось, что это бессмысленно, это просто так, это материальные ценности. Но есть провидение, есть промысл Божий. И он в 2023 году, безусловно, приближается к своей полноте. Сейчас мы вступили в такие потрясения, что, думаю, недолго осталось ждать, когда мы прочтём наконец полностью всю книгу нашей человеческой истории. Она удивительна. И мы станем в ней тем самым знаком, тем самым символом, той самой буквой, от которой всё и будет зависеть. Можно долго читать книгу, но только развязка объяснит нам, что произошло на самом деле. Это, как говорила моя дочь, эсхатологический оптимизм. Когда ты понимаешь, что дело идёт к концу, но не опускаешь рук, а смотришь глаза в глаза этому колоссальному преображению мира. https://tsargrad.tv/articles/itogi-goda-ot-aleksandra-dugina-knigu-istorii-chelovechestva-rasshifrujut-russkie_694709
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #16 : 30 Декабря 2022, 12:57:30 » |
|
365 дней, перевернувшие мир. Удивительные откровения 2022-го Телеканал ЦарьградСпециальная военная операция на Украине, неудавшаяся попытка обвалить экономику России масштабными санкциями, беспрецедентное финансовое и военное давление Запада, проверка друзей нашей страны "на всхожесть" – все это вместил в себя уходящий, 2022-й год. 365 дней, перевернувшие Россию и мир. Самое время подвести итоги: год войдет в историю не только из-за борьбы с украинским нацизмом. О законах, изменивших страну, одном, но главном, желании на всех и удивительных человеческих историях - смотрите сегодня в программе "Мы в курсе". См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456281848https://vk.com/video_ext.php?oid=-75679763&id=456281848&hash=47866b854f832461https://tsargrad.tv/shows/365-dnej-perevernuvshie-mir-udivitelnye-otkrovenija-2022-go_695918
|
|
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2022, 13:02:45 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #17 : 02 Января 2023, 08:35:06 » |
|
Половина ЕС уйдёт в рецессию: Глава МВФ спрогнозировала тяжелейший год© SILAS STEIN / DPA/GLOBALLOOKPRESSГлава МВФ Кристалина Георгиева озвучила неутешительный экономический прогноз для всего мира. Она заявила, что мир ожидает тяжелейший год, в том числе и из-за СВО, а половина стран ЕС и вовсе уйдут в рецессию.По мнению главы Международного валютного фонда (МВФ) Кристалины Георгиевой, "грядёт суровая зима". Больше того, новый год, по прогнозу эксперта, будет тяжелейшим для большинства экономик мира - будет "годом потрясений". По крайней мере тяжелее, чем нынешний. "Худшее ещё впереди", - пугают в МВФ. Именно это мы увидим в 2023 году. Для большей части мировой экономики это будет тяжёлый год, более тяжёлый, чем тот, который мы оставляем позади, - заявила Георгиева в интервью для телеканала CBS. - Почему? Потому что темпы роста трёх крупнейших экономик (США, Евросоюза и Китая) замедляются одновременно.При этом прогноз для стран ЕС и вовсе не радует. Георгиева уверена, что половина из них "уйдёт в рецессию". И причина кроется в тех санкционных мерах, что предприняла Европа для наказания России за начало военной спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины. К слову, расплачиваться за введённые против нашей страны рестрикции европейцы начали ещё в прошлом году: рекордная инфляция, резкий скачок цен на продукты и "коммуналку", безработица, беспрецедентная бедность - всё это с лихвой ощутили на себе жители Старого Света. И судя по неутешительному прогнозу главы МВФ, ощутят ещё сильнее. Георгиева прочит европейцам независимость от поставок энергоресурсов из России. Однако такое развитие событий лишь сильнее ударит по кошелькам европейских потребителей. Мы следим за реакцией на энергетические потрясения в Европе. И Европа решительно движется к независимости от России, - заявила глава МВФ. - Да, грядёт тяжёлая зима. Возможно, следующая будет ещё тяжелее, но наступает свобода от (энергетической) зависимости от России.И цена этой свободы, очевидно, будет очень высока. Ведь по уже имеющимся оценкам фонда, "треть мировой экономики будет находиться в состоянии рецессии" в наступившем году. Отметим, что ранее первый вице-премьер России Андрей Белоусов заявил, что существует "практически единодушное мнение, что мировая экономика входит в период сильных потрясений, который ещё дополнительно усугубляется климатическими проблемами и нерешёнными проблемами технологического развития". По мнению чиновника, мировую экономику в скором будущем и в предстоящие несколько лет ожидает "идеальный шторм". В Центробанке прогнозировали, что в случае наступления глобального кризиса грядёт повышение ставок ведущими регуляторами. В итоге мы можем увидеть кризис, сопоставимый по масштабам с 2008-2009 годами,- предупредила ранее глава Банка России Набиуллина. https://tsargrad.tv/news/polovina-es-ujdjot-v-recessiju-glava-mvf-sprognozirovala-tjazhelejshij-god_697166
|
|
« Последнее редактирование: 02 Января 2023, 08:37:20 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #22 : 14 Января 2023, 20:55:39 » |
|
Это был 1923 год. События в нашей стране 100 лет тому назадВсего сто лет минуло каких-то. Говорят, что даже есть люди, которые застали то время, правда, не в очень зрелом возрасте, хотя... Говорим про 1923 год. Про важные явления, которые происходили в нашей стране.Военный парад в Петрограде в 1923 году. В центре Василий БлюхерЭто был последний год жизни Ленина. Он болеет. Но сохраняет должности. В отставку не уходит. В мае 1923 года по состоянию здоровья вынужден переехать в подмосковные Горки. Ежедневно публиковались бюллетени о здоровье Ленина. В Москве последний раз Ленин был 19 октября 1923 года. Но, тем не менее, он трудится. Пишет. Когда не может писать - диктует. Он предлагает своё видение экономической политики страны, меры по улучшению работы госаппарата и партии. Но его тексты уже воспринимаются на уровне великого теоретического наследия. Следовать им особо не спешат. Ильич пишет письмо, в котором пытается вмешаться в выбор своего политического наследника, дает характеристики крупнейшим деятелям, в том числе и Сталину. Но товарищи уже сами лучше знают кто есть кто. В. И. Ленин во время болезни. Подмосковные Горки. 1923 годСталин уже видит, как следует управлять государством. В 1923 году он называет рабочий класс армией партии, само государство ему видится машиной, которой следует управлять "системой приводных ремней". По сути дела, это определение, пусть и грубо, но рисует образ системного, а не реакционного управления государством. А рабочий класс назван армией, чтобы показать, альтернативу той армии, которая была на тот момент верна Троцкому. Плюс ко всему, в армии зрело недовольство политикой на селе, так как армия состояла преимущественно из крестьян. Еще совсем недавно была ликвидирована армия Российской Империи, Сталин показывал, что расформировать недовольную и ненадежную армию тоже возможно. А ведь Гражданская война ещё и не закончилась. Нет больше Колчака, покинули страну Врангель, Деникин, Краснов, Юденич и другие. Но не все очаги погашены. Борется с советской властью самый молодой из царских генералов - Анатолий Пепеляев. Приамурский самопровозглашенный правитель Дитерихс до своего побега в 1922 году поддержал деньгами и войсками Поход на Якутию. Но 1923 год оказался для генерала Пепеляева неудачным. Его войска были разбиты. Сам он сдался. Суд над Пепеляевым и сообщниками. Анатолий в первом ряду в центре.И дальше карусель событий. Его приговорили к расстрелу, но по его ходатайству, Калинин помиловал - всего к 10 годам приговорили. В 1933-м его срок закончился, но решили продлить еще на три года, а потом и правда выпустили на свободу. В 1936 году. А через год снова арестовали и уже тут расстреляли. Происходят бои и в другой части страны. Курсанты Ташкентской командной школы в составе кавалерийского эскадрона с пулеметным взводом, а также сводная курсантская рота пехоты совместно с гарнизонами юга проводят с июня по сентябрь бои против басмачей у реки Ангрен на территории современного Узбекистана. Трое курсантов-пулемётчиков В. Гладков, А. Мурашкин и И. Проскурин. остались сдерживать неприятеля, чтобы основные силы смогли перейти через быструю реку. Они смогли обеспечить переход своим товарищам, но сами попали в плен и были замучены до смерти. В 1923 году у нас появился первый истребитель! Поликарпов И-1. Моноплан нашей разработки, но двигателей мы еще не делали. Использовали американский. Представлял собой одномоторный одноместный лёгкий самолёт с неубирающимся в полёте шасси и открытой кабиной пилота. Пулемёты устанавливаются в крылья для поражения целей в передней полусфере. Правда первое испытание окончилось неудачно, хорошо хоть пилот выжил. Проблема в том, что была нарушена центровка планера, поэтому самолет резко задрал нос и начал кувыркаться в воздухе. Но за несколько месяцев всё исправили и внедрили в серийное производство. Лев Троцкий уходит в оппозицию. Он пишет статью "Новый курс". Случилась она из того, что Сталин, Каменев и Троцкий, изначально включенные в единую комиссию для подготовки резолюции о партийном положении дел не могли договориться никак по трактовке происходящего. С заданием тогда кое-как справились но глубокие противоречия обозначились четко. Поэтому Троцкий и выступил с необходимостью замены «оказенившейся и обюрократившейся части партаппарата свежими силами, тесно связанными с жизнью коллектива или способными обеспечить такую связь». Сталин разрешил публикацию этой статьи в "Правде", но в ответ написал свою, где находил аналогии в тексте Троцкого с посылами других оппозиционеров, припомнил оппоненту его меньшевистское прошлое, связи с демократическими централистами. Фактически Троцкого обыграли, он сам выставил себя вне партийного единства, здесь и началось падение главного конкурента Сталина. Троцкий в 1923 годуВ 1923 году ГПУ предложило увеличить количество лагерей. Создается непосредственно подчиняющийся ГПУ Соловецкий лагерь особого назначения. Проект его предложил Иосиф Уншлихт. В новом лагере должны были содержаться «политические и уголовные заключённые, приговорённые дополнительными судебными органами ГПУ, бывшей ВЧК, «Особым совещанием при Коллегии ГПУ» и обычными судами, если ГПУ быстро давало разрешение». В лагере предполагалось разместить до восьми тысяч человек. Герб СССР 1923 годаВ июле 1923 года был утвержден первый герб молодого государства. Над его разработкой трудились ещё с осени 1922-го. Была предложена масса вариантов. Работа перешла в конструктив только когда ЦИК четко обозначил четко обозначил требования. На гербе должны быть изображены серп и молот в солнечных лучах, девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Работали многие художники, но окончательный вариант исполнил Иван Дубасов. Он в будущем станет главным по дизайну советских денег, орденов, марок, медалей. В Петрограде при Музее художественной культуры образован Государственный Институт художественной культуры (ГИНХУК), директором избран сам Казимир Малевич. А в залах Академии художеств открылась «Выставка картин художников Петрограда всех направлений за 5-летний период деятельности 1918—1923 гг.» А в литературе знаковые события. Фурманов публикует книжку "Чапаев", Чуковский пишет "Муху-Цокотуху", Есенин "Черного человека", а Владимир Арсеньев "Дерсу Узала". Очень эклектичный и качественный набор. А есть болельщики "Динамо"? 18 апреля 1923 года создано первое пролетарское спортивное общество «Динамо». Его целью было предоставить возможность занятия спортом сотрудникам органов безопасности и правопорядка. И чтобы как-то проследить влияние 1923 на будущее через личности, отметим появление двух Михаилов: Пуговкина и Танича; родились Гайдай, Весник, Басов и Гейдар Алиев. Это далеко не все события 1923 года, но представить эпоху вполне можно. Будет если читателям нашим интересно, поговорим о том, что в мире происходило в тот год. Ровно 100 лет назад. См.видео по нижеприведённой ссылке:Жизнь в СССР в 1923 году. Документальные съёмкиhttps://dzen.ru/video/watch/63bab0d47ce65b1a78a53cad?f=videohttps://dzen.ru/a/Y7qK2bx29kZFGxGs
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #23 : 14 Января 2023, 21:23:01 » |
|
Летопись церковных событий. 1923 годОбновленческий раскол 1922–1923 годовПатриарх Тихон в заточении в Донском монастыре Обновленческий раскол 1922–1923 годов Предшествующий 1922 год был временем начала обновленческого раскола, который коснулся жизни всей Церкви. Он стал развиваться со времени ареста патриарха Тихона в мае 1922 года и уже значительно укрепился ко времени освобождения патриарха в июне 1923 года. За это время было создано обновленческое Высшее церковное управление, захватившее и подменившее законную власть в Церкви; епархиальные архиереи и епархиальное управление менялось на обновленческое, был проведен и подготовлен обновленческий поместный собор (май 1923), в решениях которого упразднялось патриаршество, уничтожалось монашество, утверждался женатый епископат и проводились другие преобразования в Церкви. Ряд архиереев, священников и монашествующих перешло на сторону обновленчества. Ситуация стала коренным образом меняться с освобождением патриарха и возвращением епископа Илариона (Троицкого) из ссылки. 14 (27) июня 1923 года патриарх Тихон был перевезен из внутренней тюрьмы ГПУ на Лубянке в Донской монастырь и освобожден из-под стражи[1]. Святейший Патриарх Тихон в своем послании от 2 (15) июля 1923 года описывал происшедшие события: «Более года по обстоятельствам, всем известным, мы были отстранены от нашего пастырского служения и не имели возможности стоять лично у кормила правления, чтобы хранить освященные веками предания Церкви. Посему, как только наступили эти обстоятельства, в точном соответствии с постановлением Собора, установившего порядок патриаршего управления Российской Церкви, и с определением состоявшегося при нас Священного Синода от 7 (20) ноября 1920 года, признали мы за благо передать на время нашего удаления от дел всю полноту духовной власти назначенному нами заместителю нашему митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), с тем чтобы им был созван Второй Поместный Собор Российской Церкви для суждения о высшем правлении Церковью и о других церковных нуждах, против чего, как нам было сообщено, не возражала и гражданская власть. Митрополит Агафангел изъявил согласие принять на себя возложенное нами поручение. Но по причинам, от него не зависящим, митрополит Агафангел тоже был арестован, он не мог приступить к выполнению своих обязанностей. Этим воспользовались честолюбивые и своевольные люди, дабы войти “во двор овчий не дверьми, но прелазя инуде” (Ин. 10: 1) и восхитить не принадлежащую им высшую власть Православной Российской Церкви. 5 (18) мая истекшего года к нам, находящимся тогда в заключении на Троицком подворье, явились священники Введенский, Белков и Калиновский, недавно сложивший с себя сан, и под видом заботы о благе Церкви подали нам письменное заявление, в котором, жалуясь на то, что вследствие сложившихся условий церковные дела остаются без движения, просили нас вверить им канцелярию нашу для приведения в порядок поступающих в нее бумаг. Сочтя это полезным, мы уступили их домогательствам и положили на их заявлении следующую резолюцию: “Поручается поименованным ниже лицам (то есть подписавшим заявление священникам) принять и передать высокопреосвященнейшему Агафангелу по приезде его в Москву синодские дела при участии секретаря Нумерова”. По силе этой резолюции им было поручено лишь дела принять и передать их митрополиту Агафангелу, как только он приедет в Москву. О том же, как должны поступить они с принятыми делами, если бы митрополит Агафангел совсем не явился в Москву, никаких распоряжений нами сделано не было, потому что самой возможности этого мы тогда не могли предвидеть, а на то, что они сами в таком случае должны были бы заменить митрополита Агафангела и стать во главе церковного управления, в резолюции благословения быть не могло, так как полномочия, связанные с саном епископа, не могут быть переданы пресвитерам. Тем не менее, эту резолюцию нашу они объявили актом передачи им церковной власти и, согласившись с епископами Антонином (Грановским) и Леонидом (Скобеевым), образовали из себя так называемое Высшее церковное Управление (ВЦУ). Чтобы оправдать это самочинное деяние, они неоднократно и в печати, и на публичных собраниях утверждали, что приступили к управлению Церковью по соглашению с патриархом (“Правда” от 21.05.1922), что они состоят членами Высшего церковного управления “согласно резолюции Святейшего Патриарха Тихона” (Прот. Введенский. “Революция и Церковь”. С. 28) и “приняли из рук самого патриарха высшее управление Церкви” (“Живая Церковь”. № 4–5. С. 9). На собрании 12 июня 1922 года по поводу предложения одного священника не проводить в жизнь никаких церковных реформ, иначе с благословения патриарха, председатель этого собрания епископ Антонин (Грановский) заявил: “Так как патриарх Тихон передал свою власть ВЦУ без остатка, то нам нет надобности бегать за ним, чтобы брать у него то, чего в нем уже не имеется” (“Известия”. 16.06.22. № 132). Ныне же торжественно и во всеуслышание с сего священного амвона свидетельствуем, что все эти столь решительные заявления о соглашении с нами и о передаче нами прав и обязанностей Патриарха Российской Церкви ВЦУ, составленному священниками Введенским, Красницким, Калиновским и Белковым, – не что иное, как ложь и обман! И что перечисленные лица овладели церковной властью путем захвата, самовольно, без всяких установленных правилами нашей Церкви законных полномочий. На таковых святая Церковь изрекает строгие прещения: по 16-му правилу Антиохийского Собора, епископ, отступивший от указанного порядка и самовольно вторгнувшийся в чужую епархию, хотя бы об этом просил его и весь народ, изгоняется из нее и извергается из сана за грех нарушения церковных законов. Лица, учредившие самозваное ВЦУ в Москве и повинные в этом перед Церковью, отягчили свое положение еще посвящением епископов и в незаконно захваченные области, так как поставили себя под действие 35-го правила святых апостолов, угрожающего лишением сана как посвящающим в чужой епархии, так и посвященным ими. Патриарх Тихон благословляет святителя Петра на митрополичье служениеИ как воспользовались они захваченной церковной властию? Они употребили ее не на созидание Церкви, а на то, чтобы сеять в ней семена пагубного раскола; чтобы лишать кафедр православных епископов, оставшихся верными своему долгу и отказавших им в повиновении; чтобы преследовать благоговейных священников, согласно канонам церковным не подчинившихся им; чтобы насаждать всюду так называемую Живую церковь, пренебрегающую авторитетом Вселенской Церкви и стремящуюся к ослаблению необходимой церковной дисциплины; чтобы дать торжество своей партии и насильственно, не считаясь с соборным голосом всех верующих, осуществлять в жизни ее желания. Всем этим они отделили себя от единства тела Вселенской Церкви и лишились благодати Божией, пребывающей только в Церкви Христовой. А в силу этого все распоряжения не имеющей канонического преемства незаконной власти, правившей Церковью в наше отсутствие, недействительны и ничтожны! А все действия и таинства, совершенные отпавшими от Церкви епископами и священниками, безблагодатны, а верующие, участвующие с ними в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в их грехе. Сильно терзалось сердце наше, когда доносились до нас смутные известия о церковных нестроениях, возникших в Церкви после нашего устранения, о насилиях самочинного и самозваного “живоцерковного” правительства, о возникновении и борьбе партий, о духе злобы и разделений там, где должен веять дух любви и братского единения. Но мы ничем, кроме молитвы, не могли содействовать умиротворению Церкви и уничтожению в ней этой пагубной распри, пока не получили свободы. Ныне же, выйдя из сети заключения и ознакомившись подробно с положением церковных дел, мы снова восприемлем наши первосвятительские полномочия, временно переданные заместителю нашему, митрополиту Агафангелу (Преображенскому), но им по не зависящим обстоятельствам неиспользованные, и приступаем к исполнению своих пастырских обязанностей, моля усердно Владыку Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, да подаст нам силы и разумение к устроению Церкви Своей и к водворению в ней духа любви, мира и смирения. Вместе с этим мы призываем всех епископов, иереев и верных чад Церкви, которые в сознании своего долга мужественно стояли за богоустановленные порядки церковной жизни, и просим их оказать нам содействие в деле умиротворения Церкви своими советами и трудами, а наипаче молитвами Создателю всех и Промыслителю Богу. Тех же, которые волею или неволею, ведением или неведением поползнулись в настоящем веке лукавствия и, признав незаконную власть, отпали от церковного единения и благодати Божией, умоляем сознать свой грех, очистить себя покаянием и возвратиться в спасительное лоно Единой Вселенской Церкви. Благословение Господне да будет со всеми вами, молитвами Богородицы и Приснодевы Марии, святых отец наших Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Гермогена, святителей Московских и чудотворцев, и всех святых Российской земли, от века Богу угодивших. Аминь»[2]. События церковной смуты 1922–1923 года коснулись и московского Сретенского монастыря. А. Левитин-Краснов и В. Шаров в книге «Очерки по истории русской церковной смуты» писали, что обновленческий епископ Антонин (Грановский) рассказывал о себе, как он (в 1922 году) «служит по субботам в Заиконоспасском монастыре, по новому, среди храма. А по четвергам и пятницам в Сретенском монастыре, по-старому»[3]. О служениях епископа Антонина в Сретенском монастыре свидетельствуют и два заявления, поданные в ВЦУ «пострадавшими» (живоцерковными владыками и батюшками): «Мы, епископы из белого духовенства, выражаем свой протест против образа действий митрополита Антонина в отношении к нам 6 сентября в Сретенском монастыре. За всенощным бдением митрополит Антонин выразился так: …попы закрывают монастыри, сами садятся на жирные места; пусть знают попы, что пропадут монахи – пропадут и они»[4]. На обновленческом поместном соборе 1923 года епископ Антонин признает и женатый епископат, и закрытие монастырей с созданием вместо них союзов и братств христианско-трудовых общин[5]. Покаяние духовенства Сретенского монастыря в июне 1923 года С освобождением патриарха из-под ареста в июне 1923 года началось его служение по разным храмам и монастырям, освящение их после осквернения обновленцами, началось и покаяние духовенства, вступившего с ними в общение. В июне 1923 года совет общины Сретенского монастыря направил духовенству Сретенской обители следующее письмо: «Ввиду получения сведений, что Святейший Патриарх Тихон служит исключительно в храмах, духовенство которых в полной чистоте духа Православия сохранило свое пастырское назначение, и имея указания по отношению таких нарушений со стороны некоторых священнослужителей Сретенского монастыря, совет его общины, руководствуясь данными наставлениями, предлагает отцам Виталию и Гермогену принести в храме народное сердечное покаяние в допущении личных сношений с представителями ныне существующего Церковного управления, с ясными признаками сочувствия целям и направлению красной церкви и категорическое раскаяние и подтверждение, что они решительно отмежевываются от так называемого обновленческого движения, не соответствующего духу истинного Православия, и ничего общего с разными народившимися церковными группами иметь не будут. Этот акт, долженствующий быть облечен в форму протокола, должен быть совершен сего 30 июня за всенощной (в вечер субботы) или в крайнем случае 1 июля за обедней. В случае отказа от этого предложения совет общины в качестве ее представителя должен будет признать означенных лиц не соответствующими своему назначению в качестве служителей истинной Православной Церкви вообще и церковнослужителей в храмах обители в частности и считать их устраненными, так как при создавшихся условиях совет не может причинить глубокую скорбь общине и всем чтущим обитель и ее храмы услышать отказ Святейшего Патриарха служить в обители, лишить их благословения его и, наконец, подвергнуться возможности признания духовенства отступниками. Подпись: Председатель общины Трусевич»[6]. (Продолжение следует)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #24 : 14 Января 2023, 21:24:56 » |
|
(Продолжение)Сохранился протокол показаний указанных выше иеромонахов: «Показания иеромонаха Сретенского монастыря Виталия: Я был в новом Церковном управлении по вызову епископа Леонида, совместно с представителями других монастырей, для обсуждения монастырских дел, но никаких исполнений распоряжений не производил. Ни разу не относился к новой церковной власти по своему делу или влечению. Да, я служил в храме Сретенского монастыря с епископом Антонином, который против общего нас – духовенства и богомольцев – желания явился служить как официальное лицо в прошлом году, в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, но я принужден был служить в силу необходимости, а также из нежелания в такой праздник создавать инцидент и боязни, что будут приняты репрессивные меры в виде закрытия храмов, как об этом… говорилось. Ни душою, ни сердцем, ни помыслами не был сочувствующим обновленческим движениям, выразившимся в образовании Живой церкви и других церковных групп, но в том, что содеял, искренне и всенародно раскаялся и категорически подтверждаю, что я не был с новоцерковниками и никогда не буду. Нижайший послушник иеромонах Виталий. Показания иеромонаха Сретенского монастыря Гермогена: Я никогда не принадлежал к обновленческой церкви и не принадлежу, оставаясь верным своей обители и исповеданию истинного Православия в точном его смысле, также не имею с Живой или иной церковной группой никакого общения. Действительно, служил три дня в Серафимовской часовне по просьбе патриаршего архидиакона Авти… (неразб.), но не из сочувствия или подчинения новой церкви, а в силу моей нужды и необходимости в заработке, с одной стороны, а с другой – ввиду того, что часовня стояла почти месяц закрытой, что мешало богомольцам исполнению их духовных потребностей. Что касается до креста, то оный получил от епископа Кашинского Иоасафа 31 октября <19>22 года за мои старания по сбору пожертвований на нужды Калязинского монастыря. Это было в то время, когда епископ Иоасаф[7] не переходил на сторону Живой церкви, что было им сделано лишь в мае месяце… 1923 г<ода> перед собором. В прошлом году при службе еп. Антонина я лишь управлял, как и обыкновенно, хором, но был, как и прочее духовенство общины, против этого служения. Подтверждаю, что никогда не принадлежал и не сочувствовал новоцерковникам, оставаясь внутренне всегда в чистоте исповедования православной веры, и от всей души и сердца раскаиваюсь всенародно в своих поступках и категорически заявляю, что к новоцерковникам не принадлежал, не принадлежу и не буду принадлежать. Смиренный послушник иеромонах Гермоген (Дегтерев). 30 июня 1923 года составлен сей протокол в присутствии совета общины, который подтверждает всенародное раскаяние указанных выше иеромонахов и прочего… духовенства монастыря в соборном храме его того же 30 июня 1923 года. Подписи: Председатель совета общины Трусевич, церковный староста о. Преображенский, Фокина»[8]. Служение Святейшего Патриарха Тихона в Сретенском монастыре и освящение собора обители Июль-август 1923 года – время высшего расцвета популярности патриарха Тихона. «Его теперь в Москве на каждом углу засыпают цветами, – нехотя признавал обновленец А.И. Введенский, – никогда до ареста он не пользовался такой популярностью»[9]. Ближайшим помощником патриарха в это время становится епископ Иларион (Троицкий). 26 июня 1923 года святитель Иларион, находившийся в ссылке, получил удостоверение (от 23.07.1923) «о том, что он по отбытии срока ссылки в Архангельской губернии направляется Архгуботделом ГПУ в город Москву с обязательством явиться в 6-е отделение СОГПУ, что и удостоверяется»[10]. А 5 июля 1923 года сообщалось, что из Архангельска прибыл (в Москву) известный епископ Иларион[11]. В тот же день, 5 июля, состоялось первое переосвящение храма обители. Епископ Иларион освятил собор Сретенского монастыря, перешедший от обновленцев к патриарху Тихону. «Освящение производилось по великому чину. Храм как бы освящался заново (все, начиная с престола) – случай невиданный в истории Русской Церкви. Этим подчеркивалось, что обновленчество оскверняет храм, подобно безбожию и ереси. Вслед за тем начались публичные покаяния священнослужителей»[12]. Сохранились некоторые сведения об этой службе. «В Сретенском монастыре, д. 19 по Большой Лубянке, сего 05.07.1923 года в 18 часов происходило служение Илариона… где находилось около тысячи народа молящихся, так что полная церковь и также заполнен двор. Народом в толпе велись разговоры о том, что церковь освящается от самозванцев, а завтра, то есть 6.07 с.г., будет служить обедню патриарх Тихон; ожидается сильное скопление народа» (Рапорт от 05.07.1923)[13]. «В храме Сретенского монастыря 05.07.1923 года совершалась всенощная епископом Иларионом, известнейшим проповедником, по своим способностям превосходящим известного проповедника Храповицкого. Иларион пользуется громаднейшей популярностью среди верующих и любим за свои проповеди, проникнутые чистой тихоновщиной. Вокруг храма и на дворе было много кучек, рассуждающих о Тихоне и других. Известили, что Тихон будет служить почти ежедневно в разных храмах, как то: 6.07 – в Сретенском, 7.07 – на Трех горах, 8.07 – на Полянке, в церкви Козьмы и Дамиана, 9.07 – в Лужниках за Девичьим монастырем и так далее без конца… Епископ Иларион произнес проповедь, в которой обратился к священству, вступившему в обновленческие группы, чтобы они покаялись в Церкви всенародно, иначе он не допустит их к службе и в алтаре. Присутствующее духовенство публично покаялось, и Иларион освятил церковь от осквернения еретиков. Во время же службы Тихона там же 6.07 производилась киносъемка, присутствует милиция. Идут разговоры, что власти не управиться, что такая масса верующих и духовенства идут за Тихоном. Идут слухи, что скоро будет священнодействовать архиепископ Никандр, будто его тоже освободили. В кучках ведется агитация, чтобы верующие постановили изгнать из хр<ама> Хр<иста> Спасителя Красницкого с его кликой… Тут же на дворе монахи продают образки, крестики и духовную литературу старого издательства. В воскресенье 1 июля в Донском монастыре продавалась брошюра Иоанна Кронштадтского и его портреты с портретом какой-то женщины, очень давнишнего издательства» (Доклад от 06.07.1923)[14]. «В праздник Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре служил патриарх. Народу собралось столько, что храм не мог вместить всех, и многие стояли в монастырской ограде. В проповеди владыка (Иларион) говорил о празднике, о современной церковной жизни, об обновленчестве, о самозванцах-епископах. Впечатление от проповеди было такое, что люди стали выкрикивать, что признают только патриарха Тихона, многие плакали. Служба, начавшаяся утром, закончилась только в 6 часов вечера, после того как патриарх благословил весь народ»[15]. 23 июня (6 июля) 1923 года патриарх Тихон служил литургию в Сретенском монастыре[16]. На этом богослужении побывал Н.П. Окунев и оставил запись в своем дневнике: «Патриарх постарел, пожелтел, похудел. Когда он приехал в Сретенский монастырь, мне его лицо показалось настолько исстрадавшимся, что я, грешный человек, подумал: а не посидел ли он на электрическом стульчике?»[17]. Через несколько дней (9 июля) один из руководителей обновленческого движения священник Владимир Красницкий написал в ГПУ: «Усердно прошу обратить внимание на крайне провокаторскую контрреволюционную деятельность тихоновского ассистента Илариона. 6 июля, проповедуя в Сретенском монастыре, он произнес такую погромную речь, что в толпе в ограде и на улице произошли физические столкновения, и дело окончилось арестами. За пережитые десять дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держат себя вызывающе и готовы перейти к избиению, и это настроение – определенно погромное и ярко антисоветское – создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежны общественные беспорядки и избиение церковных обновленцев»[18]. Газета «Известия» от 13 июля 1923 года (№ 155) в заметке «Тихоновцы против обновленцев» писала: «Везде, где служит Тихон, раздаются громкие голоса против церковных обновленцев и за восстановление старых церковных порядков. “Святейший наш патриарх Тихон, – говорят они, – гонит от себя всех обновленцев и привлекает к себе только оставшихся верными ему священнослужителей, с которыми он вскоре и начнет управлять Церковью, образовав из них Святейший Синод”, – который, как слышно, уже и сформирован. Вражда Тихона и тихоновцев к церковным обновленцам доходит до того, что они считают оскверненными те храмы, в которых служили обновленцы, и потому, будучи приглашенными для службы в этих храмах, Тихон и его сослуживцы предварительно окропляют их святою водой и только потом уже служат в них. Так это было 6 июля[19] в Сретенском монастыре, который был окроплен епископом Иларионом». В середине июля 1923 года проходила демонстрация кинофильма «Тихон после раскаяния», в котором запечатлены его служение в Сретенском монастыре, панихида на Ваганьковском кладбище по архидиаконе Розове и ряд других служений[20]. Жизнь насельников обители Сведения о братии Сретенского монастыря в этот период сохранились в Книге расходов денежных сумм на жалование церковнослужителям. Среди братии обители в 1923 году упоминаются[21]: <...> Игумен Виталий (Ясаков (?). 9 августа 1923 года член общины церкви Богоявления Господня, что на Елоховской площади, бывший смотритель 320-го полевого госпиталя Семен Федорович Зернов, проживавший по Большому Демидовскому переулку, писал Святейшему Патриарху Тихону: «Зайдя в церковь Сретенского монастыря помолиться, увидел своего бывшего священнослужителя на фронте иеромонаха Виталия, служившего на Северном фронте (война с Австро-Германией) в 320-м, 325-м госпиталях. Зная со своей стороны отца Виталия как отзывчивого священнослужителя, преданного ко святой Церкви и отдавшегося совершенно духовному воспитанию как больных и раненых, так и команды служащих госпиталей, за что награжденного военным начальством к сану игумена, последний чин его, то есть сан, до сего времени не утвержден, и отец Виталий и по настоящее время остался таким же, каким он был и раньше. Со своей стороны могу подтвердить, что отец Виталий со дня мобилизации и со дня открытия госпиталя и приема больных и раненых всегда был близко к больным и раненым, успокаивая, утешая и подавая последнюю священною рукою помощь, весьма близко был ко всем, как я знаю, оставшимся в живых, и по настоящее время его вспоминают как доброго, отзывчивого человека. А потому на основании вышеизложенного осмеливаюсь просить Ваше Святейшество утешить нашего уважаемого священнослужителя наградой, представленной военным начальством в сан игумена, за понесенные труды на фронте в войну с Австро-Германией. Отец Виталий находится в Сретенском монастыре, что на Сретенской улице. Подпись: Зернов»[22]. Благочинный московских монастырей архимандрит Анемподист 9 (22) декабря 1923 года писал: «Препятствий к возведению в сан игумена иеромонаха Виталия не встречается как потрудившегося на пользу Церкви Божией и своим ближним раненым воинам»[23]. 22 декабря 1923 года он был награжден саном игумена с возложением палицы[24]. Иеромонах Георгий. 31 июля 1923 года иеродиакон Сретенского монастыря Георгий подал прошение епископу Илариону, управляющему Московской епархией, о рукоположении его в сан иеромонаха[25]. В ставленническом деле находим следующие сведения: 13 августа 1923 года иеродиакон Сретенского монастыря Георгий перед рукоположением его во иеромонаха в присутствии члена Московского при Святейшем Патриархе епархиального совета прот. С.М. Садковского[26] показал, что он родился 23 марта 1971 года (52 года), уроженец Московской епархии, сын крестьянина Московской губернии, Звенигородского уезда, Пятницкой волости, деревня Татищево; холост[27]. Духовник Чудова монастыря игумен Никифор исповедовал и приводил к присяге 3 (13) августа 1923 года иеродиакона Георгия. 6 (19) августа иеродиакон Георгий был рукоположен в сан иеромонаха епископом Иларионом, управляющим Московской епархией, при служении его в Спасском во Спасском храме[28]. Иерей Александр Степанов. Среди ставленнических дел также указывается, что 14 (27) августа 1923 года диакон Сретенского монастыря Александр Григорьевич Степанов подал прошение управляющему Московской епархии епископу Илариону о рукоположении в сан иерея «с причислением к Сретенскому монастырю». Он указывал адрес: 3-я Мещанская улица, дом 53, квартира 35. 25 августа (7 сентября) он прошел ставленническую исповедь у духовника Чудова монастыря игумена Никифора[29]. 26 августа (8 сентября) архиепископ Иларион служил в Сретенском монастыре и рукоположил в сан иерея Александра Григорьевича Степанова, диакона обители[30]. Диакон Василий Шаронов. Исполняющий должность наместника Сретенского монастыря игумен Виталий в декабре 1923 года обращался к преосвященнейшему Петру, архиепископу Подонскому, управляющему Московской епархией, о рукоположении в сан диакона послушника Сретенского монастыря Василия Шаронова. В своем прошении он указывал, что Василий Шаронов проживал в Сретенском монастыре с 1902 года, усердно нес все возлагаемые на него монастырским начальством послушания в течение более 20 лет. За это время он был часовником, помощником свечника, в настоящее время несет послушание пономаря. В 1923 году ему исполнилось 57 лет (род. 25 марта 1866 г.). Он происходит из крестьян Московской губернии, Бронецкого уезда, Троицко-Лобановской волости, села Авдотино; был женат. «Человек он очень трудолюбивый и исполнительный по службе, но человек, не очень одаренный внешними качествами, по какой причине и не был до сих пор награждаем, несмотря на все свое усердие, но теперь же я считаю нужным – за его службу перед Церковью, а также и для православного общества – за необходимость довести до Вашего сведения о вышеуказанном послушнике и просить о возведении его в чин диакона – как бы в награду и утешение для его преклонных лет, о чем и прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, вместе со братией. Подписи: Игумен Виталий, иеромонах Владимир, иеромонах Димитриан»[31]. 28 декабря 1923 года архиепископ Петр поставил резолюцию: «Согласен, к допросу»[32]. Василий Шаронов был исповедан и приведен к присяге духовником московского Сретенского монастыря иеромонахом Димитрианом[33]. Рукоположение состоялось 3 января 1924 года при служении Святейшего Патриарха Тихона в храме Введения в Барашах высокопреосвященнейшим Петром, архиепископом Подонским[34]. (Окончание следует)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #25 : 14 Января 2023, 21:26:02 » |
|
(Окончание)Иеродиакон Высокопетровского монастыря Анастасий обращался 19 (31) августа 1923 года с прошением к преосвященному Илариону, епископу, управляющему Московской епархией, с просьбой зачислить его в братию Сретенского монастыря[35]. Состояние обители Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки Наркомпроса, ссылаясь на декрет об охране памятников искусства и старины от 16 октября 1918 года и декрет об отделении Церкви от государства от 28 января 1918 года, извещал в январе 1923 года приходской совет Сретенского монастыря: «Древние здания монастыря с находящимся в них старинным убранством как памятник старины состоят на учете и под охраной отдела и без его разрешения не могут подвергаться ремонту или переделкам, изменяющим их облик»[36]. Совет общины Сретенского монастыря в октябре 1923 года обратился в Главмузей разрешить «не терпящий отлагательства ремонт крыши на Никольской церкви с покраской»[37]. Святитель Иларион, управляющий Московской епархией Деятельность епископа Илариона по управлению Московской епархией, по восстановлению законного церковного управления была высоко отмечена патриархом. В РГИА (Ф. 831) найден документ о времени возведения владыки Илариона в сан архиепископа. «Святейший Патриарх и временное Высшее церковное управление при нем, принимая во внимание ревностное и усердное служение Церкви Божией преосвященного Илариона, управляющего Московской епархией, постановили: – наградить преосвященного Илариона, управляющего Московской епархией, саном архиепископа 27 августа 1923 года.Подписи: патриарх Тихон; Серафим, епископ Тверской, и архиепископ Уральский Тихон»[38]. В августе 1923 года священник Сергий Павлов церкви святителя Петра села Петровского Звенигородского уезда писал: «24 августа наш приход чтит память святого Петра. В 1920 и 1921 году принимал участие в нашем духовном торжестве Иларион, епископ Верейский. Его истовое служение и поучительное слово сохранились в сердцах верующих на многие, многие лета. 1922 года, когда уважаемый нами владыка находился в заключении, прихожане нашей церкви, по примеру прошлых лет, пожелали устроить 24 августа архиерейское служение. Пригласить архиерея поручили мне. Вначале мое приглашение было обращено к преосвященному Гурию, управляющему Покровским монастырем, но он, боясь быть арестованным, отклонил мое приглашение. Вернувшись в приход, я объявил народу, что архиерейского служения 24 августа не будет, – эти слова сильно опечалили верующих, которые так привыкли в этот день видеть в своем родном храме архиерея и молиться с ним. Некоторые из прихожан посоветовали тогда пригласить архиерея из живоцерковников. Я, по своему неведению и не зная их учение, будучи вполне уверен, что власть живоцерковникам передана Его Святейшеством, пригласил архиерея Николая. В последующее время, ознакомившись с учением живоцерковников, я сознал, что совершил величайший грех как перед Богом, так и перед своими духовными чадами, введя их в заблуждение, пригласив для служения еретика. В настоящее время я приношу искреннее раскаяние в своем прегрешении и прошу преосвященнейшего Илариона не отказать посетить наш приход 24 августа, освятить храм и своим поучительным словом укрепить блуждающие умы верующих»[39]. В ноябре 1923 года к архиепископу Илариону обращаются одновременно и как к временно управляющему Гороховицкой епископией[40]. 20 ноября 1923 года патриарх Тихон обращался в отдел культов Наркомюста к Красикову: «В ночь с четверга на пятницу 15–16 ноября сего года был арестован агентами ГПУ мой ближайший помощник по управлению Московской православной епархией архиепископ Иларион (Троицкий). Мне хорошо известно, что по возвращении его в Москву, происшедшем с разрешения ГПУ в июне текущего года, и до дня ареста ему не предъявлялось никаких серьезных конкретных обвинений, и я совершенно уверен, что он не совершил никаких преступных действий против государственных законов; между тем мне, по моему возрасту, состоянию моего здоровья, его помощь, как епископа энергичного и высокообразованного, крайне необходима и незаменима. Наконец, не могу не опасаться, что ввиду его особо ответственного и выдающегося церковного положения как управляющего Московской епархией, пользующегося широкой известностью и авторитетом не только в Московской епархии, но, как кажется, и во всей Русской Церкви, его арест, в особенности если он не вызывается серьезной государственной необходимостью, может создавать без всякой нужды совершенно нежелательное тревожное настроение среди верующего населения. Ввиду сего обращаюсь с усерднейшим ходатайством неотложно войти в расследование причин ареста архиепископа Илариона и в связи с сим учинить распоряжение об его освобождении, по крайней мере до суда»[41]. 22 ноября 1923 года заведующий V отделом Наркомюста Красиков обращался с письмом в ГПУ к Тучкову с просьбой «срочно сообщить о причинах ареста епископа Илариона, положении его дела и возможности его освобождения из-под ареста до суда»[42]. 30 ноября 1923 года заместитель начальника секретного отдела ОГПУ Я.С. Агранов и начальник VI отделения секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков сообщали: «Гр. Троицкий арестован за контрреволюционную деятельность, выразившуюся в антисоветской агитации на устраиваемых им диспутах, лекциях и в распространении провокационных слухов с контрреволюционной целью. Дело его находится в производстве следствия. Считаясь с серьезностью состава преступления, удовлетворить ходатайство быв. патриарха Тихона Белавина СООГПУ не находит возможным»[43]. Автор благодарит за помощь В.Абросимова, А. Осипову, Г.Степанову.Иеромонах Иоанн (Лудищев)[1] Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004. С. 353. [2] Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 157–161.; Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925). М., 2008. С. 261–263. [3] Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. М., 1996. С. 113. [4] Там же. С. 132. [5] Там же. С. 265, 289. [6] Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 196. Л. 2. [7] Епископ Иоасаф (Шишковский) в 1923 году принесет покаяние патриарху Тихону. [8] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 196. Л. 3. [9] Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. С. 319. [10] Центральный архив ФСБ. Р-43193. Т. 2. Л. 102. [11] Там же. Л. 129. [12] Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. С. 319. [13] Центральный архив ФСБ. Р-43193. Т. 2. Л. 130. [14] Там же. Л. 131. [15] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 4. Тверь, 2000. С. 415. [16] Вострышев М.И. Патриарх Тихон. С. 354. [17] Окунев Н.П. Дневник москвича. 1917–1924. М., 1997. Т. 2. С. 268. [18] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 4. С. 416. [19] Храм был окроплен 5 июля во время всенощного бдения. [20] Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. С. 320. [21] Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф. 1184. Оп. 2. Д. 13. Л. 257–262. [22] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 240. Л. 13. Стиль подлинника сохранен. – Ред. [23] Там же. Л. 13 об. [24] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 281. Л. 185. [25] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 227. Л. 38. [26] См. о нем: http://www.pravoslavie.ru/put/32555.htm [27] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 227. Л. 36. [28] Там же. Л. 37. [29] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 230. Л. 259. [30] Там же. Л. 254. [31] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 269. Л. 14. [32] Там же. [33] Там же. Л. 15. [34] Там же. Л. 15 об. – 16. [35] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 227. Л. 34. [36] Центральный архив города Москвы (ЦАГМ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л. 5. [37] Там же. Л. 6. [38] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 242. Л. 38. [39] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 94. [40] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 227. Л. 260–261. [41] Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. Новосибирск, 1998. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 67. [42] Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 68. [43] Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 69.https://pravoslavie.ru/54512.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|