Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 16:43:27  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Драгоценности раздора: артефакты, которые бывшие владельцы требуют вернуть  (Прочитано 834 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 05 Июля 2023, 13:45:07 »

Драгоценности раздора: артефакты, которые бывшие владельцы требуют вернуть

Вопрос о перемещённых ценностях и возвращении их исконному владельцу — весьма тонкий и трудноразрешимый. У каждой стороны есть свои веские аргументы и не менее веские контраргументы. Тяжбы порой растягиваются на десятилетия, а взаимные упрёки и обвинения перерастают в тома судебных дел. Об этой общемировой проблеме в очередной раз напомнила Великобритания, заявившая от лица своего министра, что не видит законных оснований для возвращения Индии бриллианта «Кохинор». О самых знаменитых драгоценностях раздора — в материале RT.


AFP

Вечный спор о «Кохиноре»

Многолетний спор Индии с Британией по поводу легендарного бриллианта «Кохинор» грозит перерасти в вечный. Драгоценный камень с 5-тысячелетней историей, по преданию, был найден в Южной Индии — в копях Голконды. Его первый владелец — сын бога Солнца, мифический витязь Карна из индийского эпоса «Махабхарата». Более достоверные сведения гласят, что до 1304 года он принадлежал династии индийских раджей княжества Мальва. В своё время им владели великие моголы и персидские шахи. В середине XIX века он попал в руки колонизаторов-англичан и вместе с другими драгоценностями перешёл во владение Ост-Индской компании, которая преподнесла его в дар королеве Великобритании Виктории.


Копия алмаза в древней индийской огранке © Wikimedia

Камень был вторично огранён амстердамскими ювелирами и заметно потерял в весе — с 191 до 108,9 карата, но зато приобрёл в качестве — стал кристально чистым. А главное — украсил британскую корону. Чтобы узаконить появление «Кохинора» на своём головном уборе, Виктория затребовала в Лондон 15-летнего наследника престола махараджей Далипа Сингха, находившегося под надзором англичан. На встрече с королевой принявший христианство юноша покорно произнёс: «Для меня, мадам, как Вашего верноподданного, является величайшим удовольствием получить возможность лично передать «Кохинор» моему властителю».

Формальности были соблюдены. И с того времени Великобритания считает себя полноправной владелицей сокровища, а индийская сторона неустанно заявляет на него свои права. В прошлом году был даже оформлен первый официальный иск к Елизавете II. Однако воз и ныне там. Недавно новый британский министр по вопросам Азии и Тихого океана Алок Шарма заявил, что не видит законных оснований для возвращения «Кохинора» Индии.

Свои права на «Кохинор» предъявляет и Пакистан, правда, пока в лице одного-единственного гражданина. Автор петиции — пакистанский юрист Джавед Икбал Джафри. Он утверждает, что бриллиант — собственность пакистанского региона Пенджаб. По его признанию, он написал 786 писем Елизавете II и пакистанским властям с требованием вернуть камень.

Сокровища инков

Перу требует от Йельского университета вернуть сокровища инков. Это тысячи артефактов, обнаруженных американским исследователем Хайремом Бингэмом в ходе археологических раскопок в сокровищнице крепости Мачу-Пикчу в 1911 году и вывезенных с разрешения тогдашнего перуанского правительства. Перуанцы считают, что Бингэм забрал слишком много предметов и они так не договаривались. Якобы в университете находится более 45 тыс. артефактов, которые были переданы с условием возврата через год. Американцы число памятников занижают и соглашаются отдать лишь малую толику от «взятого взаймы».


РИА Новости

Стороны безуспешно пытаются прийти к соглашению — слишком много времени уходит на пересчёт экспонатов.

В Греции было всё

Одна из наиболее пострадавших от культурного разграбления стран — Греция. Сокровища Древней Эллады разошлись по всем музеям мира. Особенно преуспели в «собирательстве» греческих произведений искусства Великобритания и Франция.

Самые знаменитые греческие перемещённые ценности, которые эллины тщетно пытаются вернуть, — мраморные фризы Парфенона. Вывезенные в 1806 году лордом Элджином в Англию, они сейчас украшают Британский музей. Великобритания настаивает на их законном приобретении у Османской империи. Правда, британские правоведы скромно умалчивают о том, что Греция тогда находилась под властью османов.


© Wikimedia

Но на этом список греческих претензий не заканчивается. Следующим ответчиком выступает Франция. У неё греки оспаривают права ни много ни мало на Венеру Милосскую, Нику Самофракийскую и ещё на несколько менее значимых памятников античности. В частности, греки претендуют на экспонаты Лувра: этрусские и римские древности, вывезенные французами из местечка Лигортина на Крите.

Список Египта

Ещё одна страна, серьёзно пострадавшая от любителей чужой старины, — это Египет. Он пока безуспешно пытается вернуть свою историю. Египтяне направили запросы сразу по нескольким адресам: от Египетского музея Берлина они требуют бюст Нефертити, от нью-йоркского «Метрополитена» — статую богини Хатшепсут, от Музея изящных искусств в Бостоне — бюст царского сына Анххафа, от парижского Лувра — фрагмент зодиака с потолка святилища Осириса в храме Хатхор, от Музея Ремера и Пелицеса в Хильдесхайме — статую Хемиуна, от британского Музея Фицуильяма и бельгийского Католического университета — фрагменты рельефов, украденные в 1965 году из некрополя пирамид Гизы.


© Wikimedia

Но главный иск египтяне вчинили Британскому музею — они требуют вернуть знаменитый Розеттский камень, который позволил расшифровать египетские иероглифы. По указу Птолемея V на камне была выбита надпись на трёх языках: иероглифами, демотическим письмом и по-гречески. Сравнив три текста, француз Жан-Франсуа Шампольон раскрыл тайну египетских иероглифов.


vsegda-pomnim.com

Англичане получили камень от французов, после того как британские войска захватили Александрию. Цивилизованные островитяне самым варварским образом «расписались» на камне: «Захвачено британскими солдатами в 1801 году, дар музею от Георга III».

Сокровища Вельфов

Наследники еврейских арт-дилеров пытаются отсудить у Германии «Сокровища Вельфов», причём делают уже не первую попытку. История довольно запутанная. Это средневековое собрание королевской династии Вельфов принадлежало главному собору немецкого города Брунсвика (ныне Брауншвейга).


© Wikimedia

В 1929 году герцог Брунсвика продал 82 предмета из коллекции «Сокровища Вельфов» консорциуму из пяти франкфуртских арт-дилеров. Одну часть предметов они увезли в Америку, где распродали её в розницу, а другую — 40 предметов — в 1934 году купил за 4,25 млн рейхсмарок Герман Геринг и подарил Гитлеру. Теперь наследники двух арт-дилеров утверждают, что сделка была совершена под принуждением, и требуют реституции предметов. Побороться есть за что — «Сокровища Вельфов» оцениваются в €260 млн. Сейчас коллекция находится в Музее Боде в Берлине. И, похоже, там и останется. «Сокровища Вельфов» были объявлены национальным достоянием, и теперь вывоз их с территории Германии запрещён.

Иск к Моисею?

Есть претензии и к сынам Израилевым. Так, египетский политолог Аммар Али Хасан потребовал от евреев вернуть золото и сокровища, украденные во время Исхода. Вдобавок он потребовал возместить ущерб, который в результате понесла египетская экономика, причём за всё время — с XIV века до н.э.

Существуют и более реалистичные претензии к Израилю. Палестинские археологи не теряют надежды вернуть Музей Рокфеллера в восточном Иерусалиме, который с 1967 года находится под контролем Израиля, а также артефакты, вывезенные с западного берега Иордана и из сектора Газа.


© Wikimedia

Пергамский алтарь и другие турецкие памятники

Турция требует от Запада вернуть памятники, вывезенные во времена Османской империи. В тот период на территории страны активно велись раскопки, и многочисленные находки украшают теперь европейские музеи. По мнению турецких властей, настало время перевезти культурные ценности на родину. Главный предмет спора — Пергамский алтарь, который находится в Берлине. Также турки имеют виды на вывезенные с их территории контрабандой памятники Британского музея.


© Wikimedia

При этом в музеях Анкары и Стамбула хранится огромное количество артефактов, позаимствованных турецкими археологами в Ливане. Их, конечно, возвращать никто не собирается.

Старые голландцы на Украине

Западнофризский музей города Хоорн хотел бы получить назад 24 полотна старых голландских мастеров общей стоимостью €10 млн. Картины, похищенные более 10 лет назад, по утверждению голландской стороны, находятся на Украине. Но оттуда, как известно, выдачи нет. Правда, политкорректные голландцы об этом пока не знают.

Золото скифов

Однако и голландцы не лыком шиты. Они, в свою очередь, тоже удерживают культурные ценности — теперь уже наши. В Нидерландах осело золото скифов, которое отправилось туда на выставку ещё до конфликта на Украине и воссоединения Крыма с Россией.


РИА Новости

Нидерланды, точно Буриданов осёл, не смогли выбрать между Крымом и Украиной. За них это сделает суд Амстердама, куда четыре крымских музея подали коллективный иск с требованием вернуть «злато скифов».

«Иуду» — в Бельгию

Бельгия настаивает на том, чтобы Франция вернула картину Рубенса «Триумф Иуды Маккавея». Полотно было вывезено из страны во времена Великой французской революции и в 1801 году по распоряжению Наполеона передано в музей Нанта.


© www.museedesbeauxarts.nantes.fr

Президент Французского сообщества Бельгии Рудди Демот написал уже второе письмо с соответствующей просьбой французскому президенту Франсуа Олланду и министру культуры Орели Филиппетти. Первое послание осталось без ответа. В Париже тогда заявили, что никаких официальных запросов не получали.

Тору — в Ирак

Ирак требует от США вернуть 200-летний свиток Торы, вывезенный из страны военными после вторжения в 2003 году. Свиток американцы восстановили и передали Израилю, где он был торжественно внесён в синагогу Ахнасат Сефер-Тора.


Reuters

Кстати, вместе со свитком Ирак покинули и другие артефакты и документы так называемого еврейского архива. Их иракские власти тоже хотели бы вернуть на родину.

Кольцо Жанны д'Арк

В декабре 2015 года на аукционе в Лондоне было выставлено кольцо Жанны д'Арк. Его приобрёл почти за €377 тыс. Филипп де Вилье, владелец парка исторических аттракционов Пюи дю Фу в Бретани, и выставил на всеобщее обозрение. Но Великобритания требует вернуть ей украшение национальной героини Франции.


AFP

В официальном запросе на имя покупателя требование обосновывается тем, что кольцо «является объектом, имеющим огромное символическое значение», а значит, для его вывоза за пределы Великобритании необходимо было получить специальную лицензию. Де Вилье на это отвечает, что, согласно европейскому законодательству, данное правило применяется лишь в том случае, если ценность вывозится за пределы ЕС. «Пюи дю Фу, в отличие от Великобритании, не намерен выходить из ЕС», — заявил он.

Серые схемы

Итальянские власти обвиняют калифорнийский музей Гетти в незаконном приобретении у серых и чёрных антикваров 350 предметов античного искусства и требуют вернуть их в Италию. Среди артефактов — бронзовая статуя юноши-победителя и мраморная статуя Афродиты. Общая стоимость оспариваемых предметов искусства — $100 млн.

Есть у итальянцев претензии и к нью-йоркскому музею «Метрополитен», правда, уже не на государственном уровне. Деревня Монтелеоне ди Сполето требует вернуть уникальную этрусскую колесницу.


© Wikimedia

В 1902 году её нашел крестьянин Исидоро Ванноцци, а год спустя она была приобретена миллионером Джей-Пи Морганом и доставлена в Нью-Йорк. Недавно колесницу отреставрировали. «Нам очень жаль музей «Метрополитен», потому что он выполнил прекрасную работу, но колесница наша. Она — часть нашего наследия», — заявил мэр Монтелеоне.

Дело на 35 тонн и трофеи конкистадоров

В 1997 году немецкий скульптор Вольфганг фон Шварценфельд привёз в Германию из Венесуэлы 35-тонный валун, который сейчас находится в Берлинском парке скульптур.


Reuters

Это священный камень племени южноамериканских индейцев-пемонов. В их мифологии эта каменная глыба называется «Бабушка Куэка» и представляет одну половину любовной пары, превращённую в камень за незаконную связь. По преданию, если разлучить каменных бабушку и дедушку — быть беде. После отправки «бабушки» в Германию региону пришлось несладко: засуха, эпидемия чумы и сильный оползень, унёсший жизни 20 тыс. человек. Венесуэла требует от Берлина вернуть священный камень, пока не случилось худших бедствий.

Были у Венесуэлы претензии и к Испании. В своё время Уго Чавес требовал вернуть богатства, награбленные и вывезенные из страны конкистадорами. По мнению покойного венесуэльского лидера, этих сокровищ с лихвой хватило бы на выплату всего внешнего долга стран Латинской Америки.

Илья Оганджанов

https://russian.rt.com/article/315651-dragocennosti-razdora-artefakty-kotorye-byvshie-vladelcy-trebuyut
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 05 Июля 2023, 13:54:18 »

Владимир Малышев

Крали у всех

Елизавета II как хранительница британского «общака»



Индийская религиозная организация «Шри Джаганнатх Сена» призвала на минувшей неделе президента Индии Драупади Мурму содействовать скорейшему возвращению в страну бриллианта «Кохинур» («Гора света»), который сейчас находится в короне британских монархов.

«Бриллиант «Кохинур» принадлежит индуистскому богу Шри Джаганнатхе Бхагбану и должен вернуться в его храм в штате Одиша. Сейчас эта драгоценность украшает корону монархов Соединенного королевства. Пожалуйста, обратитесь с просьбой к индийскому премьер-министру [Нарендре Моди] предпринять шаги, чтобы вернуть это сокровище в Индию», – цитирует британская газета Financial Express обращение к главе государства председателя управляющей храмом организации «Шри Джаганатх сена» Прия Дарсан Паттнаика.


@thailand-good.ru

Как выясняется, с таким требованием из Индии обращаются к Англии уже не первый раз. Еще в октябре 2016 года тот же Паттнаика обращался к королеве Елизавете II с подобной просьбой. В ответ Букингемский дворец вежливо «отфутболил» его к правительству Соединенного Королевства, после чего Паттнаике было отказано в британской визе.

Другими словами, Лондон дал ясно понять, что ничего возвращать он не собирается.

Но свои претензии имеет к Лондону и Южная Африка. Она требует вернуть самый крупный алмаз в мире – найденный в 1905 году на шахте в этой стране драгоценный камень «Куллинан» или «Великая звезда Африки». Первоначально этот алмаз был размером в 3 106 каратов, а затем был разделен на 9 крупных камней и 96 поменьше. «Куллинан-I», или «Большая звезда Африки», сегодня украшает скипетр английского короля Эдуарда VII и хранится в лондонском Тауэре. «Куллинан-II», или «Вторая звезда Африки» – 317,4 карата, располагается в короне Британской империи под рубином «Чёрный принц». Он тоже хранится в Тауэре, где находятся и другие сокровища британской короны.

Как сообщает газета Giornale, тысячи южноафриканцев уже подписали петицию, требуя возвращения легендарных сокровищ. А член южноафриканского парламента Вуйолвету Зунгула официально обратился к своему правительству с просьбой потребовать у Лондона компенсации с «возвращением всего золота и алмазов, украденных Великобританией».

Южноафриканцы считают, что многие сокровища их страны англичане забрали незаконно, поскольку их вывозили и дарили британскому королю в те времена, когда ею управляли белые колонизаторы, превратив местное население в рабов.

Но эти уникальные бриллианты – далеко не единственные сокровища, «позаимствованные» у других стран, которое оказалось в королевских дворцах Британии. Елизавета II, как это и положено королеве, любила щеголять на официальных церемониях в коронах. Как считают, одной из ее наиболее любимых была так называемая Владимирская тиара из России, оказавшаяся в Англии после революции 1917 года. Она представляет собой впечатляющее украшение из 15 бриллиантовых колец с каплевидными жемчужинами. Изначально эта тиара была заказана князем Владимиром Александровичем в качестве свадебного подарка для своей невесты Марии Павловны в 1874 году. Уникальное украшение изготовили русские мастера ювелирного дома «Карл Эдуард Болин» в Петербурге.

Во время революции 1917 года тиара была спрятана вместе с другими драгоценностями во Владимирском дворце в Петрограде, а затем украдена Альбертом Стопфордом, британским торговцем произведениями искусства и секретным агентом. После смерти княгини тиара вместе с другими украшениями была передана ее дочери, греческой принцессе Елене Владимировне, которая в свою очередь в 1921 году продала тиару за £28 000 Марии Текской, бабушке Елизаветы II. Другая бывшая царская тиара «Узелки любви», тоже оказалась в Англии в распоряжении британской королевы.

В начале января 1917 г. 150 ящиков с драгоценностями и личными вещами Романовых были отправлены из Мурманска на военном корабле в Лондон в «Банк братьев Беринг», обслуживающий царскую семью.

С английской стороны доставку этих ценностей в Англию осуществлял сэр Фредерик Понсонби. С российской – работавший в Петрограде Питер Барк.

После революции этот Барк поселился в Англии, был пригрет тогдашним королём Георгом и возведён в рыцарское достоинство. А судьба отправленных с Англию ящиков с сокровищами русского царя в точности неизвестна до сих пор, но наследникам российской императорской семьи они не достались. Считают, что драгоценности Романовых хранились в шотландском замке, наследственном владении принца Чарльза, а ныне нового короля Британии Карла III.

В результате драгоценностей, которые раньше принадлежали русским царям, у Елизаветы II, а также у других британских аристократов оказалось множество. Одни были им проданы большевиками или прежними владельцами, другие оказались попросту украдены в России во время революционного хаоса, а потом попали в Англию неизвестно как. Когда автор этих строк работал корреспондентом ТАСС в Афинах, то познакомился там с внучкой князя Феликса Юсупова, графиней Ксенией Николаевной Шереметевой-Юсуповой. Она вышла замуж за грека Илиаса Сфири и живет между Парижем и Афинами. Ксения Николаевна подарила мне книгу воспоминаний своего деда. В них Феликс Феликсович приводит примеры воровства на Западе драгоценностей Романовых и других русских аристократов.

«Среди собирателей-«фабержистов», – вспоминал князь Юсупов, – была одна тещина приятельница. Приятельница эта пригласила тещу на обед, желая похвалиться новым приобретением: шкатулкой из розовой яшмы с инкрустированной брильянтами и изумрудами императорской короной и русскими инициалами на крышке.

– Интересно, чьи это инициалы, – сказала приятельница, – не могли бы вы справиться?

– Инициалы мои, – сказала великая княгиня, тотчас признав свою вещь. – Шкатулка моя собственная.

– Ах, так! – сказала приятельница. – Очень интересно! – И поставила шкатулку обратно в шкаф…».

Оказавшись в 1919 году в Англии, Юсупов вспоминает, как там его самого обокрали. «В одно воскресное утро, – писал князь, – собираясь идти с Ириной в церковь, у себя в кабинете я открыл ящик письменного стола, где хранил деньги и драгоценности, и увидел, что мешочек с бриллиантами Шоме исчез…».

Юсупов отправился к директору Скотленд-Ярда сэру Бэзилу Томпсону и рассказал об этом. Тот обещал этим делом заняться, но бриллиантов так и не отыскали.

За десять лет после революции из 773 сокровищ Алмазного фонда, где хранились сокровища Романовых, за бесценок было продано 569 предметов, тысячи других драгоценностей были попросту украдены у их владельцев в России или потом за границей. Многие из них до сих пор находятся у частных владельцев на Западе, но самая большая часть исчезнувших сокровищ, в том числе драгоценные короны, хранятся во дворцах британских королей.

Однако Англия, беспощадно грабившая свои колонии, полна сокровищ, украденных не только у России, но и в других странах. Уже много лет Греция, например, добивается у Лондона возврата «мраморов Парфенона» – украшений легендарного античного храма на Акрополе в Афинах, которые вывез в Англию британский лорд Элгин.

Сейчас эти мраморные сокровища хранятся в Британском музее, являясь одними из главных его экспонатов. А на все требования Греции вернуть их англичане отвечают упорным отказом.

И таких сокровищ из других стран, вывезенных в Англию в те времена, когда она «правила морями», а попросту говоря, беззастенчиво грабила весь мир, на ее земле – великое множество.

Специально для «Столетия»

https://www.stoletie.ru/zarubejie/krali_u_vseh_342.htm
« Последнее редактирование: 05 Июля 2023, 14:12:32 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 05 Июля 2023, 14:30:28 »

Мария Ларина

Какие ценности, вывезенные Британской империей, Индия требует вернуть?

Индия планирует дипломатическую кампанию по возвращению ценностей и артефактов, которые были вывезены из страны в Великобританию в колониальный период с 1858 по 1947 год. Об этом сообщает британское издание The Telegraph.

Речь идет о тысячах музейных экспонатов. По мнению издания это может стать самым крупнейшим требованием о репатриации, предъявленным Великобритании за всю историю. Среди артефактов, которые страна хочет вернуть в свое владение - легендарный алмаз «Кохинур», который находится в короне британских монархов. Является самым крупным экземпляром в мире: его вес 105 карат.


Бриллиант Кохинур в короле английской королевы. Фото: Public Domain

Какие еще артефакты Индия хочет вернуть себе?

- Скульптура Харихара из песчаника – это индийское божество объединяет в себе изображение богов Вишну (Хари) и Шивы (Хара). Скульптура датируется примерно 1000 годом нашей эры. Она прибыла из Кхаджурахао, штат Мадхья-Прадеш. Принадлежала генерал-майору Чарльзу Стюарту (1757-1828). Молодым человеком он отправился из Ирландии в Индию и провел там остаток своей жизни в качестве солдата Британской Ост-Индской компании. После его смерти скульптура Харихара с другими экспонатами его коллекции была продана на аукционе в Лондоне. Позже была передана в Британский музей, где сейчас и хранится.

- Сокровища Типу Султана, который противостоял Ост-Индской компании. Он был убит во время осады княжества Майсур в 1799 году, а дворец полностью разграблен. Множество сокровищ султана хранятся в замке Поуис в Уэльсе, принадлежащем Национальному фонду Англии. А его механический тигр, терзающий британского солдата – олицетворение всей злости против британской армии – находится в лондонском Музее Виктории и Альберта. В экспозиции музея также можно увидеть пистолеты, мечи и одежду Типу Султана.

- Павлиний трон сикхского императора Махараджи Ранджита Сингха - сделан из чистого золота. Ранджит Сингх был светским и очень открытым для своего времени императором. Трон был изъят британцами в 1849 году и выставлен вместе с другими сокровищами, конфискованными Британской империей на Большой выставке в Лондоне, а затем передан в Музей Виктории и Альберта.


Трон махараджи Ранджита Сингха, около 1820—1830 годов Фото: Commons.wikimedia.org

- Коллекция Амаравати – это набор скульптур и барельефов. Амаравати - один из самых важных буддийских объектов в Индии, основанный около 200 лет н. э., один из старейших, крупнейших и наиболее важных буддийских памятников Древней Индии. Экспонаты святыни Амаравати представлены в нескольких музейных коллекциях Индии и по всему миру. В Британском музее хранится более 120 различных предметов, изготовленных из известняка, называемого палнадским мрамором. Артефакты Амаравати попали в коллекцию музея в 1880-х годах. Скульптуры Амаравати иногда также называли мраморами Эллиота из-за их связи с сэром Уолтером Эллиотом, который перевез их с места раскопок в Мадрас в 1840-х годах.

Во сколько оцениваются артефакты Индии, хранящиеся в Великобритании?

Практически невозможно перечислить все ценности, вывезенные из Индии. Сложно оценить весь ущерб, нанесенный индийской культуре, в колониальную эпоху. Но есть цифра общего ущерба, нанесенного индийской экономике британским владычеством. По подсчетам индийского экономиста, заслуженного профессора Университета Джавахарлала Неру в Нью-Дели Утса Патнаик. Она оценила этот ущерб в своем исследовании, результаты которого обнародовал министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар в октябре 2019 года, выступая в Атлантическом совете (аналитический центр в Вашингтоне): «Индия на протяжении двух веков подвергалась унижению со стороны Запада, который пришел как хищник в середине ХVIII века. В результате экономического исследования, проведенного с целью определения того, сколько британцы вывезли из Индии, была получена такая цифра – 45 триллионов долларов».

https://aif.ru/politics/world/kakie_cennosti_vyvezennye_britanskoy_imperiey_indiya_trebuet_vernut

https://www.telegraph.co.uk/

https://www.kommersant.ru/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 05 Июля 2023, 14:42:17 »

Британская семья сорвала на чердаке антикварный джек-пот



В Британии супруги купили дом и сказочно разбогатели. Для этого они всего лишь навели порядок на чердаке, на котором осталось немало старых вещей от предыдущих хозяев. Во время разбора хлама пара нашла несколько паритетных вещей, стоимость которых оценили в сотню тысяч фунтов.


gold seal ring

Антикварные вещи входили в коллекцию мойра Томаса Харта и передавались из поколения в поколение пару столетий. Такая традиция сохранялась до тех самых пор, пока дальние родственники майора не решились продать дом в Беркшире со всем хламом, хранящимся на чердаке. Именно лень и стала причиной того, что семейные реликвии ушли с молотка.

Томас Харт входил в состав британских вооруженных сил, которые в конце XVIII веке вели военные действия против правителя индийского государства Майсур Типу Султана. Война началась после того, как британцы узнали, что индиец готов заключить союз с Наполеоном против британцев. В 1799 году правителя убили, а его имущество разделили между собой победители. Майору Томасу Харту достался личный мушкет Типу Султана, в руках с которым он и погиб, защищая свой дворец, четыре сабли из коллекции правителя, золотой перстень и шкатулка для бетеля.


Типу Султан


Tipu Sultan2

В конце прошлого месяца состоялся аукцион по продаже раритетов. Наибольший ажиотаж вызвал кремневый мушкет правителя, за который на торгах боролось полтора десятка участников. В итоге мушкет ушел с молотка за 60000 фунтов. Инкрустированный золотом меч с оригинальными ножнами был продан за 18500 фунтов. Шкатулка для орехов ушла за 17500, а золотой перстень за 2800. В общей сложности семейная пара получила за свои находки 107000 фунтов.

http://allpozitive.ru/wp-content/uploads/2019/04/flintlock-musket.jpg
flintlock musket


four swords


peacock lock revealed 220 year

П.С. Стоит отметить и тот факт, что последний аукцион по продаже реликвий типу Султану проходил три года назад. Тогда удалось собрать более шести миллионов фунтов. Так что иногда заглядывайте на чердаки — они могут хранить золотые раритеты.

https://allpozitive.ru/britanskaya-semya-sorvala-na-cherdake-antikvarnyj-dzhek-pot/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 05 Июля 2023, 14:59:46 »

Александр Гасюк

Британия отказывается вернуть Греции мрамор Парфенона


AP

Греция, добивающаяся возврата "прикарманенных" англичанами более 200 лет назад скульптур Парфенона, усиливает давление на Лондон. Как сообщила газета Kathimerini, 16 ноября греческий премьер-министр Кириакос Мицотакис в ходе переговоров со своим британским коллегой Борисом Джонсоном прямо поставил этот вопрос, назвав его "серьезной проблемой двусторонних отношений". Джонсон, впрочем, в очередной раз увильнул от прямого ответа, подтвердив тем самым известный факт: на Альбионе даже не думают возвращать похищенное культурно-историческое наследие других стран, несмотря на то, что ряд европейских столиц начали этот процесс.

"Это не просто юридический вопрос. Это главным образом вопрос ценностей и политики. Мы будем использовать все средства в нашем распоряжении, чтобы достигнуть цели", - сказал Мицотакис по итогам встречи с Джонсоном на Даунинг-стрит, 10. Цель эта хорошо известна: воссоединить 17 находящихся сегодня в Британском музее бесценных мраморных шедевров с Акрополя с сохранившимися скульптурами и фризами на главном памятнике архитектуры Древней Эллады в Афинах, который британский посланник в Стамбуле лорд Элгин с 1802 по 1812 годы "исследовал" с таким пристрастием, что выломанные англичанами из-под портика Парфенона изваяния (значительная часть рельефного фриза "Панафинейская процессия" и одна из колон-кариатид) в итоге переместились из Афин на берега Темзы.

В Британии упрямо заявляют, что Элгин ничего не нарушал, законно вывез скульптуры из находящейся под османским владычеством Греции, и поэтому Британский музей имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению. Такую точку зрения Борис Джонсон подтвердил греческой газете Ta Nea минувшей весной, заявив, что, дескать, "понимает сильные чувства греческого народа", но, согласно "долгосрочной позиции" правительства Ее Величества, мрамор Парфенона находится в Лондоне совершенно легально.

И это несмотря на то, что Афины в требовании возврата скульптур возрастом в 2,5 тысячи лет поддержаны Европарламентом, ЮНЕСКО, Международной ассоциацией за возвращение мрамора Парфенона и другими международными организациями. На минувшей неделе выступая в Париже по случаю 75-летия ЮНЕСКО, Мицотакис напомнил о недавней знаковой резолюции межправительственного комитета этой структуры по возвращению культурной собственности в страны происхождения. "Впервые было принято решение о признании межправительственного характера этого дела, и таким образом обязательство вернуть скульптуры Парфенона касается правительства Соединенного Королевства", - сказал греческий премьер.

Впрочем, его британский коллега Джонсон делает вид, будто и не замечает растущего давления на Вестминистер по этому вопросу. На поднятый в ходе переговоров греческим коллегой вопрос о возврате похищенного мрамора Джонсон, по данным газеты The Guardian, "перевел стрелки" на их нынешнего собственника - частный Британский музей - и заявил, что официальный Лондон не имеет к спору о принадлежности мрамора никакого отношения. В самом же музее наотрез отказываются даже обсуждать с Афинам этот вопрос, опасаясь создать прецедент, который грозит новыми требованиями о возврате незаконно вывезенных англичанами культурных ценностей. С учетом того, сколько бывшая империя и владычица морей награбила в своих обширных колониях, такое мнение имеет под собой веские резоны.

"Я бы рекомендовала Британскому музею никогда не говорить "никогда". Рано или поздно, но скульптуры будут возвращены", - ранее рассказала "Российской газете" посол Греческой Республики в России Екатерини Нассика, уточнив, что даже в самой Великобритании за это выступает большая часть общественного мнения. По словам дипломата, бесценное греческое и всемирное культурное наследие было "варварским способом изъято из Парфенона", что стало "уникальным в истории актом пиратства".

Характерно, что занятая на туманном Альбионе бескомпромиссная позиция по скульптурам с Акрополя прямо противоречит не только международным требованиям, но и начавшемуся в Европе процессу "деколонизации" своих музеев. В последнее время Германия обозначила намерения вернуть часть коллекции бронзовых артефактов в Нигерию, Франция передала ряд предметов искусства в Сенегал, а Бельгия заявила о намерении возвратить Конго вывезенные в колониальную эпоху из этой страны культурные сокровища.

https://rg.ru/2021/11/17/britaniia-otkazyvaetsia-vernut-grecii-mramor-parfenona.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!