(Продолжение)Русь заимствовала колокола из Европы, где они вошли в употребление уже с VII в., а в Византии – с IX в. Первое упоминание о колоколах на Руси находится в III Новгородской летописи под 1066 г. Единственным способом звона в этот период для Европы, Византии и Руси было раскачивание колокола. В богослужебных книгах колокол называется
кампа́н, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов. До появления колоколов в монастырях для созыва братии на молитву широко употреблялись деревянные, железные, медные, даже каменные
би́ла и
клепа́ла.
Извлечение звука с помощью била По своей внешней форме колокол – не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы «изливаются» звуки, несущие в себе благодать Божию.
Схема колокола: 1. Уши; 2. Голова; 3. Плечи; 4.
Свод колокола; 5. Высота чаши; 6. Язык; 7.
Боевая часть; 8. Яблоко (головка) Существуют три способа извлечения звука из колоколов:
1. Встряхивая или качая колокол. Это самый древний звон, производимый раскачиванием колокола при свободном положении языка.
2. Ударяя по нему молотом или колотушкой. В богослужении почти не используется, поскольку звукоизвлечение осуществляется посредством удара молотом от механического привода.
3. Ударяя языком в край колокола. Редко употребляемый в мировой практике звон в колокол посредством раскачивания языка при неподвижном положении колокола. Этот вид звона получил распространение на Руси, особенно во второй половине XVII – начале XVIII вв. Считалось, что этот вид звона в колокол существовал лишь в нашей стране.
Каждый из трех описанных способов требует для производства звона особых приспособлений, развески и расстановки колоколов, особой конструкции звонничных проемов и даже определяет характер колокольных сооружений.
Праздничный колокол Качающиеся колокола в Древней Руси назывались
«оча́пными» или
«оче́пными», – по специальному шесту
«оче́пу»,
«оча́пу», который приделывался к вращающемуся валу с насаженным на нем колоколом. Иногда такие колокола назывались еще
«валовыми». Кроме больших благовестных колоколов, на древнерусских колокольнях были колокола средних регистров,
«средние», которые за приятность звука называли
«красными». Третий разряд древнерусских колоколов составляли
«малые» или
«зазвонные». Эти колокола висели неподвижно, и в них звонили за веревку, ударяя языком в край; они назывались
«язычными».
Зазвонные колокольцаИспользуемые в настоящее время на колокольнях православных храмов колокола делятся на несколько видов:
1. Праздничный (
большой).
2. Воскресный.3. Полиелейный.4. Простодневный (
будничный).
5. Малый.6. Зазвонные колокольца разной величины.
В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений, перед которыми этот звон совершается, различают несколько его видов:
1. Бла́говест – это звон, при котором ритмично ударяют в один (обычно самый большой) колокол. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и к часам перед Литургией.
2. Перезво́н – поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа.
3. Трезво́н – звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними.
Трезвон бывает к Литургии. Кроме того, существуют разновидности
трезвона, именуемые «красный звон» и «звон в двои». «Красным» именуют
трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение особого торжества. «Звон в двои» совершается перед малой вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после утрени и в других случаях.
4. Перебо́р – погребальный звон. Производится по одному удару в каждый колокол от малого к большому, а в конце
перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
К торжественным богослужениям за
благовестом сразу следует
трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает
благовест, который переходит в
перезвон, а за ним следует
трезвон. На утрени бывает звон во многие колокола во время пения полиелея. Особые звоны выделяют важность совершаемой в данный момент части богослужения. После окончания праздничной и воскресной Литургии положен
трезвон. Особыми
трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. Звоны меняются в зависимости от того, какую службу в данный момент совершают в храме: одни звоны Великим постом, иные в прочие дни года, одни в праздники, другие в будни. Кроме того, существуют особые звоны к заупокойным службам.
Часо́вниМалые безалтарные церкви называются
часовнями. Исторически они ставились над входом в подземные кладбища, а также над подземными церквами, возводимыми на гробах мучеников. Таким образом,
часовни служили надгробными памятниками и обозначали места нахождения подземных Престолов.
Часовни строились также на местах, ознаменованных какой-либо чудодейственной милостью Божией или в воспоминание важных событий из жизни Церкви и народа.
Часовня памяти 1812 года. Павловский ПосадЧасовни предназначены главным образом для общественной молитвы, но поскольку в них нет алтаря, Литургия там совершаться не может. Часовни являются важнейшей принадлежностью православных кладбищ, в них совершаются отпевания и заупокойные службы.
Богослужебная утварь
Для совершения Таинства Евхаристии, то есть для Пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, а также Причащения верующих используются особые сосуды и утварь:
ди́скос, Поти́р, звезди́ца, копие́, лжи́ца и некоторые другие. Эти сосуды могут быть употреблены только в Таинстве Евхаристии, священнослужители должны относиться к ним с особым благоговением. Миряне не имеют права прикасаться к ним, исключение из этого правила составляет тот момент, когда верующие причащаются Святых Христовых Таин, принимая Их губами со лжицы и целуя край
Потира.
Ди́скос (
греч. круглое блюдо) – богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с плоским широким краем. К плоскому дну
дискоса прикрепляется небольшая ножка, нередко с небольшим «яблоком», или утолщением, в середине, а завершает ножку широкая, но меньших размеров, чем блюдо
дискоса, круглая подставка. Во время проскомидии – первой части Литургии – из богослужебной просфоры вынимается
Агнец, то есть та ее часть, которая в Таинстве Евхаристии станет Телом Христовым.
Дискос служит для положения на нем особым образом вырезанной из просфоры средней ее части с печатью наверху. Приготовление Агнца и положение его на
дискос совершаются во время проскомидии на жертвеннике.
Дискос Таким образом,
дискос, во-первых, является образом того блюда, с которого Иисус Христос на Тайной Вечери взял хлеб и претворил его в Свое Пречистое Тело, раздав ученикам; во-вторых, круглое блюдо
дискоса означает совокупность всей Церкви и вечность Христовой Церкви, поскольку круг – символ вечности.
В центре этого блюда изображаются два коленопреклоненных Ангела, как бы служащих Агнцу, который кладется между ними. По плоскому краю
дискоса обыкновенно пишут слова Иоанна Крестителя о Христе:
Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29).
Поти́р (
греч. сосуд для питья, чаша) – круглая
Чаша на высокой подставке. Ножка, соединяющая
Чашу с основанием подставки, в середине имеет утолщение. Сама
Чаша как бы расширяется к своему основанию, таким образом верхний ее край меньше по диаметру, чем нижняя часть.
Потир служит для претворения вина (налитого в него на проскомидии) в истинную Кровь Христову (на Литургии верных).
Потир Непосредственно в алтаре из
Чаши причащаются только священники и диаконы, а причащение мирян производится священником с амвона. Затем
Чаша торжественно переносится с Престола на жертвенник, что символизирует Вознесение Христа на Небеса. Сама
Чаша символизирует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Церковь свидетельствует об этом, называя Божию Матерь Чашей, черплющей радость.
Дискос и
Потир берут свое начало от Тайной Вечери. Материалом для их производства служили благородные металлы – золото или серебро. Употреблялись также сосуды из стекла, олова, меди, железа и даже дерева. Деревянные
Потиры допускались к употреблению только в самых крайних обстоятельствах (самое распространенное – бедность прихода или монастыря), поскольку этот материал впитывает в себя часть Крови Христовой. Остальные материалы тоже имеют различные недостатки, в результате чего церковными распоряжениями было установлено делать
дискосы и
Потиры из золота, или серебра, или в крайних случаях, из олова. Благоговение верующих перед совершающимся на их глазах Таинстве Евхаристии понуждало их заботится об украшении священных сосудов драгоценными камнями; Потиры стали делаться из яшмы, агата, обрамлялись серебром и золотом.
На Священные сосуды наносились определенные изображения, но строгих канонов в этом отношении не было. В настоящее время на
дискосах изображают Ангелов или Крест; на
Потирах с западной, лицевой по отношению к священнику стороны, – образ Христа Спасителя, с северной стороны – образ Матери Божией, с южной – Иоанна Предтечи, с восточной – Крест.
Звезди́ца – богослужебный предмет из двух металлических дуг, соединенных в центре пересечения винтиком с гайкой, что позволяет им:
1. Соединяться вместе, причем одна как бы входит в другую.
2. Раздвигаться крестообразно.
Звездица Введение
звездицы в литургическое употребление приписывается святому Иоанну Златоусту. Она символизирует Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам путь к месту Рождества Царя мира. Это выражается словами Евангелия, произносимыми священником после того, как он, завершив проскомидию, ставит на дискос крестообразно раздвинутую
звездицу:
И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча (Мф. 2:9). Кроме того, звезди́ца в сложенном положении означает два естества во Едином Господе Иисусе Христе, которые соединены в нем в нераздельном, но и не слитном единстве, а в развернутом положении она ясно обозначает Крест.
Звезди́ца при этом ставится так, что под пересечением ее дуг оказывается Агнец, находящийся в центре дискоса.
Звезди́ца, таким образом, имеет не только духовно-символическое, но и практическое богослужебное значение, которое заключается в предохранении Агнца и частиц, лежащих в определенном порядке на дискосе, от передвижений и смешения при покрытии дискоса покровами.
Копие́ – плоский железный нож, имеющий вид наконечника копья, заостренного с обеих сторон. Рукоятка-держатель выполняется обычно из кости или дерева. Оно символизирует то копье, которым воин, по евангельскому свидетельству, пронзил ребра Спасителя.
Копие имеет еще одно символическое значение: меч, о котором в Своей проповеди Иисус Христос говорит, что не мир, но меч принес Он на землю. И этот меч духовно как бы рассекает человечество на тех, кто принимает и кто не принимает Христа (см.: Лк. 12:51–53). Богослужебное употребление
копия заключается в том, что оно используется для вырезывания Агнца из первой богослужебной просфоры, а также для вырезывания частиц из остальных просфор.
Лжи́ца – небольшая ложка с крестом на конце рукояти, которой для причащения мирян из Чаши извлекаются частицы Тела Христова, предварительно погруженные в Его Кровь. Так же, как дискос, Потир и звездица,
лжица делается из золота, серебра, олова или из металлических сплавов, не дающих окиси. Рука священнослужителя, держащая
лжицу и преподающая Тело Христово, символически означает клещи, которыми Серафим взял уголь с алтаря Небесного и коснулся им уст пророка Исаии, очистив их (см.: Ис. 6:6). Тело Христово, которое преподается теперь в Новозаветной Церкви, и есть тот Уголь, который посредством
лжицы раздается верующим.
Копие и лжица Тарелочки без подставок, изготовленные из серебра, часто вызолоченные, также употребляются во время проскомидии. Изображения, помещаемые на них, следующие:
1. Образ Креста. Тарелка с этим изображением используется для вырезания Агнца из первой богослужебной просфоры. Кроме того, она употребляется также на Литургии для разделения на ней Агнца на мелкие частицы, число которых приблизительно должно соответствовать количеству мирян, собирающихся приступить к Причастию. По ее краю делается надпись: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».
2. Образ Божией Матери с Предвечным Младенцем в лоне. Тарелка с этим изображением служит для вынимания на ней частиц из других богослужебных просфор в честь Богородицы, святых, о здравии и о упокоении тех православных, за которых были поданы «записки» на Литургию. По краю этой
тарелки пишется: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу».
Ковшик Эти предметы выполняют вспомогательные функции и символически означают двойственное служение Церкви: Богу и людям. Кроме них для размещения богослужебных просфор и других нужд употребляются еще несколько неглубоких
тарелочек большего диаметра с такими же изображениями и надписями. Поскольку на такие
тарелки кладутся части просфоры, оставшиеся после вырезания Агнца, т. е.
антидор, то они называются
антидорными, или
анафорными. Слово антидор имеет следующее значение:
анти – вместо;
дор – дар, т. е. вместодарие, предназначенное тем, кто по разным причинам за Литургией не причащался.
При богослужебных действиях используют также
ковшики с рукоятью в виде царской короны с рисунком в середине. На проскомидии в такой сосуд вливается вино и небольшое количество чистой холодной воды в воспоминание Крови и воды, пролившихся из тела Спасителя в тот момент, когда римский воин пронзил Его ребра копьем. По окружности
ковшика обычно наносится надпись: «Теплота веры исполнь Духа Святаго». Из
ковшика вино с водой в определенный момент проскомидии вливается в Потир, в котором на Литургии верных пресуществляется в Истинную Кровь Христову.
Ковшик употребляется также для омовения Потира после потребления (употребления в пищу всего до малейшей крупицы) Святых Даров священником по окончании Литургии. В
ковшик вливается вода и вино и из него выливается в Чашу для омовения ее от остатков Крови Христовой и частиц Тела Его, после чего все это с благоговением потребляется священником. Символическое значение
ковшика – сосуд благодати Духа Святого, производящей различные благодатные действия.
Для отирания Чаши после ее омовения используется
губа́ (гу́бка), которая называется в книгах
истира́льная губа́.
Истиральная губа должна находится на жертвеннике и после вытирания Чаши оставляется на нем. Но современная практика такова, что вместо
истиральной губы стали употребляться
платы из красной материи, которыми отираются священные сосуды и уста причастившихся священнослужителей и мирян. Они символизируют собой особые действия благодати Божией, предохраняющие людей от невольного осквернения святыни по немощи или невнимательности.
Дискос и Потир после совершения проскомидии – каждый сосуд в отдельности – покрываются
малыми покровца́ми (
малый покро́в, малый возду́х), а затем оба вместе покрываются
общим покро́вом (
большой покро́в, большой возду́х). Общее их название в богослужебных книгах –
покров, воздух.
Большой воздух Символически действия производимые с воздухами изображают обстоятельства Рождества Христова, когда Богомладенец повивался пеленами. Таким образом,
покровы (или
покровцы́) означают в этом смысле именно младенческие пелены Спасителя. Но молитвы, сопровождающие эти действия, говорят о небесных одеяниях Воплотившегося Бога, присваивая
покровам символическое значение этих самых одежд воскресшего и вознесшегося Царя Славы.
(Окончание следует)