Александр
|
|
« Ответ #1 : 02 Сентября 2008, 17:17:22 » |
|
Плоды невежества — Недавно в западной прессе появилось интервью одного из идеологов радикального ислама Мовлади Удугова. И там он говорит, что две идеологии — в данном случае ислам и православие — смогут ужиться на одной территории лишь тогда, когда одна из них займёт главенствующее место. Вы своими действиями пытаетесь доказать обратное?
— А кто такой Мовлади Удугов? Идеолог. Да, он проповедует, что надо очистить землю от неверных. Но это — идеология Мовлади Удугова, а не данность и не неизбежность. Я говорю, исходя из собственного опыта, из того, что видел. Так вот, две мировых религии — ислам и православие — спокойно уживаются в Сирии. Я был представителем Русской православной церкви в Сирии, в Дамаске, и видел, как рядом с православным храмом стоит мечеть, и одни идут в мечеть, другие — в православный храм. И всё совершенно спокойно. Я порой не мог отличить, кто там православный, а кто — мусульманин. Они ходят друг к другу в гости, приглашают друг друга на праздники. Да, каждый живёт согласно своим устоям, но при этом прекрасно взаимодействуют. Вот я 18 июля крестил в Северной Осетии 1545 человек. Ну и что? Я же при этом не говорю, что собираюсь заходить на мусульманское поле и проповедовать православие в мусульманской среде. Я считаю это ненужным и отнюдь не полезным в наше время. Если у кого-то есть желание принять другую веру — Бог с ними, пусть принимают. Но это единичные случаи. И никаких реальных предпосылок для войны идеологий на самом деле нет. Другое дело, что некая группа людей хочет навязать своё видение общественному сознанию — даже тем, кто далёк от веры, от того или иного религиозного убеждения. Навязать образ двух противостоящих друг другу религиозных сил, поддерживая тем самым напряжение.
— То есть нормальный диалог возможен, надо только умело его выстраивать?
— Да диалог у нас каждый день. Когда я только приехал, ко мне относились настороженно. Сегодня я не боюсь поехать ни в одну из республик епархии, более того, я знаю, что мусульманские лидеры и просто мусульмане относятся ко мне с уважением. Когда люди видят, что вы говорите с убеждённостью, говорите открыто — возможно, даже то, что они не вполне приемлют — появляется уважение к вам.
Да, есть и среди православных радикально настроенные, которые скажут: «Что вы, какой может быть диалог с мусульманами?». Я в таких случаях задаю самый простой вопрос: а у тебя в семье все верующие? Как правило, в семье есть атеисты. А чем, спрашивается, атеист, безбожник лучше мусульманина? Мусульмане к моей вере относятся всё-таки с большим уважением, чем те, кто не верит вообще ни во что. Невозможность диалога происходит от отсутствия нормального религиозного воспитания, которое за век насильственного безбожия было вытравлено из нас. Мы сегодня говорим о необходимости религиозного воспитания, и надо понимать, что это необходимо, прежде всего, для пользы государства. Верующий исходит из того, что каждый человек — есть образ Божий. И значит, надо к нему относиться с уважением, какой бы национальности и веры он ни был. И толерантность для верующего человека — норма жизни, а не просто слово, которое пишется на бумаге или звучит на правозащитных митингах.
— Всё-таки ещё о роли государства. Вот мы боремся с экстремизмом, но, к сожалению, зачастую не очень успешно. И на Северном Кавказе молодёжь по-прежнему уходит «в лес». Может быть, меньше, чем раньше, но всё равно уходит, причём делает это под флагом всё того же ислама. Почему, как вы считаете? В чём реальные истоки современного религиозного экстремизма?
— Это плод всё того же религиозного невежества. Государство должно понять, что именно религиозное невежество — самый прямой путь к радикализму и экстремизму. Оно загнало в пещеру и пензенских «сидельцев», оно же гонит молодёжь в кабардинские леса, в чеченские горы. С другой стороны, надо подумать о том, что у нас сейчас происходит. Да, хорошо, что мы встали на путь защиты частной собственности, но если у нас будет такими же темпами расти разрыв между разными социальными группами, будет расти социальная несправедливость, ни до чего хорошего это не доведёт. В леса уходят молодые — на сознании молодых легко спекулировать. Идёт спекуляция на религиозном невежестве молодёжи и спекуляция на вот этой социальной несправедливости — они в лес идут за неким идеалом справедливости, по-своему понятом. Ещё одно, на чём особенно сегодня спекулируют радикалы — это слишком неправильное толкование прав и свобод. У нас сейчас эти понятия стали смешивать с понятием вседозволенности. Нам говорят, что проводить гей-парады — это наше право, заключать однополые браки — это наше право, принимать наркотики в определённых дозах — наше право, официально узаконенное в некоторых европейских странах. Всё это — живительная почва для тех людей, которые борются за чистоту нравов, как они это понимают. И пока мы не поймём, что вседозволенность — это огромная разрушительная сила, у нас будут и экстремизм, и радикализм, и рознь. А с молодёжью, которая может «уйти в леса», надо научиться разговаривать. В этом году я провёл цикл встреч с университетской молодёжью — в КБР, в Ингушетии, в Осетии, на Ставрополье. Выяснилась интересная вещь — оказывается, с ними нормальным языком никто не разговаривает, а главное — их никто не слушает. Мы всегда говорим с ними нравоучительным тоном. А надо просто послушать — чем они живут, и все будет замечательно.
— Этим летом вы организовали совместный лагерь для православной и мусульманской молодёжи. Каковы впечатления?
— Идея родилась уже года три назад. Но всё осторожничал — думал, а как они друг друга воспримут? А вдруг я соберу их вместе, а они там передерутся? Под пристальным вниманием журналистов… Но всё-таки решился. Мы собрали студенческую молодёжь. Поселили их возле православного храма, оборудовали молельную комнату для мусульман. Разработали целую программу — встречи со старейшинами, психологами, посещение музеев, знакомство с укладом повседневной жизни. Естественно, спортивные соревнования. Ребята поначалу были действительно очень насторожены по отношению друг к другу — точно ёжики какие! Кучковались — свои со своими. Тогда я поставил задачу, чтобы никаких «междусобойчиков» не было. И понемногу всё получилось. Позже муфтий Карачаево-Черкесии и председатель координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмил Бердиев удивлялся — говорит, они были настолько друг к другу привязаны, а теперь приехали и говорят: у нас есть замечательные православные братья. И наши ребята говорили то же самое о мусульманах. Вот это то, чего у нас не хватает. Теперь хочу провести большой съезд православной и мусульманской молодёжи. И обсудить с ними вот эти самые вопросы — о межнациональном согласии, радикализме, диалоге религий.
Колокольчик на шее кота — В вашей жизни было немало эпизодов, когда вы фактически оказывались в роли профессионального переговорщика. Вы «мирили» президента и парламент в 1993 году в Москве, летали в Ирак, обращались к террористам в Беслане и Нальчике. Откуда у вас это редкое умение — говорить с теми, кто не хочет слушать?
— Наверное, от Бога дано. Я сам не всегда это понимаю — просто порой интуитивно чувствую ситуацию. У меня ещё нет осмысленного плана, но я чувствую, что надо поступить именно так. Наверное, и опыт сказывается. Я относительно молодым — ещё 30 лет не было — стал представителем нашей церкви в Иерусалиме, в Израиле — в государстве, у которого не было дипотношений с СССР. То есть, мне, так или иначе, выпало представлять не только церковь, но и страну. И так нарабатывался опыт. Позже, уже в другой период, я был представителем Русской православной церкви в Египте. И сложилась такая ситуация, что Михаил Горбачёв разругался с Ясиром Арафатом. Что бы ни говорили, но Ясир Арафат — это знамя арабского мира, и ситуация оказалась сложная. Меня тогда попросили встретиться с Арафатом, попытаться наладить контакт с ним. И я поехал в Тунис, в его штаб-квартиру, где мне была назначена получасовая аудиенция. Вместо этого мы с ним просидели два с половиной часа. И цель переговоров была достигнута — стороны начали говорить. Позже мы встречались с ним ещё много раз.
Фото: Андрей Бойко Здесь, на Северном Кавказе, пригодились, конечно, и опыт, и интуиция. Например, в том же Беслане, на четвёртый или пятый день после трагедии, уже после похорон, в центре Владикавказа собрался митинг. И митинг, знаете, очень нехороший. Недовольство правительством — республиканским и российским, призывы вооружаться и идти громить ингушей. Я смотрю, страсти на площади накаляются, а большие чиновники боятся выйти к народу. Тогда я говорю: «Слушайте, надо что-то делать, надо идти к людям, надо что-то сказать». Мне в ответ: «Что вы, они же там любого разорвут!». И тогда я сказал, что сам пойду — я, мол, монах, мне бояться нечего! И пошёл в толпу. Смотрю, народ расступается: «Владыка, владыка!». Подхожу к оратору с громкоговорителем в руках. «Дай!» — говорю. А он меня не слышит, он всё про своё: «Громить, бомбить!»… Забрал-таки я у него этот громкоговоритель. И как-то притихли все — думаю, в тот момент многие решили, что я их сейчас поддержу. А я сказал: «Опомнитесь! Вы безумцы! Ещё не остыла детская кровь в Беслане, и весь мир сейчас — на стороне Осетии. На ВАШЕЙ стороне! Как только хотя бы один волос упадёт с головы ингуша по вашей вине, или вы начнёте правительство громить — вмиг все забудут о ваших погибших детях, и ВАС поставят на одну доску с террористами!». Я очень жёстко говорил. Но это было правдой. И они услышали — я ушёл, понимая, что пик страстей миновал.
— А совсем недавно вы вели переговоры с министром иностранных дел Франции Бернаром Кушнером по ситуации в Южной Осетии, пытаясь убедить его в правомерности действий России. Удалось?
— По поводу того, что Россия превысила ограничения по вводу воинского контингента, я сказал ему, что любая военная акция предполагает, мягко говоря, нейтрализацию объектов, несущих опасность. Что и было сделано. Кстати, Бернар Кушнер был одним из идеологов понятия «гуманитарная интервенция». Суть понятия в том, что на определённую территорию могут быть введены войска для предотвращения гуманитарной катастрофы. В Косово войска вошли под этим флагом. В Ирак — под этим же флагом. Хотя и неправомерно. А в случае с Южной Осетией? Гуманитарная катастрофа и признаки геноцида налицо. Россия имела международный мандат миротворцев. На территории Южной Осетии проживали граждане Российской Федерации. Так имела ли Россия право на гуманитарную интервенцию? Вот об этом я и говорил с Кушнером. Он сказал, что я хорошо разбираюсь в политике.
— Сейчас Россия уже фактически признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Как вы оцениваете этот процесс? Какой может быть дальнейшая судьба двух этих республик?
— Тут я согласен с российским президентом — право решать принадлежит этим народам. Знаете, мы почему-то забываем об одной вещи — в отношении осетин никто не говорит о разделённом народе. Что такое Северная Осетия и Южная Осетия? Это значит, что по разные стороны границы живут дед и отец, брат и сестра. Это разрезано по живому. И если с одной стороны убивают, и там — геноцид, то не могут быть с другой стороны мир и благодать. Это разделённый народ. Сейчас везде, во всём мире, борются за воссоединение разделённых народов. Долго билась за это Германия — и, в конце концов, рухнула Берлинская стена. В Южной и Северной Корее всё делается для того, чтобы объединить народ. А почему в отношении Осетии мы применяем другие стандарты?! Лично я уверен, что в ночь с седьмого на восьмое августа 2008 года Михаил Саакашвили навсегда разрушил Грузию. Сам, собственноручно, раз и навсегда. Теперь ни у кого не повернётся язык говорить о территориальной целостности Грузии. То есть, говорить-то можно. Но это будет как в известной побасёнке про кота, которому мыши решили повесить колокольчик на шею, чтобы обезопасить себя. И все радовались отличной идее, пока самая старая мышь не сказала — мол, всё это замечательно, но кто пойдёт вешать колокольчик на шею кота? Так и здесь. Рассуждать можно сколько угодно. Но кто заставит теперь Южную Осетию и Абхазию пойти в объятия Грузии? Кто рискнёт повесить такой «колокольчик»?
— А каковы могут быть последствия самого этого конфликта? С одной стороны, Северный Кавказ консолидировался и пришёл на помощь Южной Осетии. С другой — создалось напряжение, которое может стать почвой для разжигания многочисленных «тлеющих» конфликтов. Кроме того, нельзя не заметить раскола в общественном сознании — далеко не все в России поддержали действия главы государства, не все готовы признать, что мы защищали народ, а не проявляли агрессию.
— А всё очень просто. Наше общество раскалывали все последние 25–30 лет. В это вкладывали огромные деньги. Не в оружие, а в различных советников, «правозащитников», НПО. И сегодня есть часть общества, воспитанная на этой антироссийской закваске. Этот антироссийский класс — он немногочислен, но очень криклив. На самом деле порядочных людей с нормальным сознанием гораздо больше, только они, будучи нормальными, не кричат. Они просто поддерживают Россию. А что касается возможных конфликтов на Кавказе, то тут, по моему мнению, всё может получиться как раз наоборот. Всё-таки основная масса населения восприняла позитивно действия и политических элит, и военных, и самих народов Кавказа. До сих пор мы действительно балансировали на грани какого-то развала. Нет-нет, да и подходили к этому. Из-за чего? Из-за недоверия к центру. Логика простая — раз центр не может нас защитить, то зачем нам такой центр! А здесь было чётко и ясно продемонстрировано, что центр может встать на защиту, и реально защитить народ, пусть даже довольно дорогой ценой.
— Сейчас государственные институты и церковь в нашей стране сближаются. Происходит даже некое их взаимопроникновение. Вы считаете эту тенденцию положительной? Какое место, по-вашему, должна сегодня занимать церковь в стране, насколько глубоко проникать в светскую жизнь?
— За последний век в нашей стране привыкли видеть церковь где-то в тёмном углу. Ей не позволялось выйти за двери храма. Но после распада Советского Союза религиозное самосознание народа, которое искусственно вытравливалось всё это время, оказалось очень быстро возвращено в общество. Это естественный процесс. И проникновение будет происходить — вольно или невольно. Вот, допустим, я — президент, и я — православный. Как меня разделить? Наверное, идеальной ситуацией было бы, когда верующий политик исходил бы в своих поступках из веры. Тогда вера будет облагораживать политическую, экономическую и прочую деятельность. Но я не сторонник того, чтобы отношения государства и церкви строились как взаимоотношения коня и наездника. И не важно при этом, кто конь, а кто наездник. Я, например, не очень был бы рад, если бы церковь стала одним из государственных ведомств. Нужно партнёрство. И сейчас у нас как раз выстраиваются более или менее партнёрские отношения государства и церкви. Когда каждый занимается своим делом, но цель одна — духовное оздоровление общества, единство народа и сила России.
|