(Окончание)Молившиеся так свидетельствуют: «Кто это исполнял, был сохранен сам со всем своим домом»[4].
«Молитва за Богом никогда не пропадает»
Из воспоминаний Зинаиды Владимировны Ждановой
– Меня арестовали 6 января 1950 года. Обвинили по пятьдесят восьмой статье – «церковно-монархическая группа». Тяжко было, надо было отстаивать невинные души. <…>
Много чудес было на следствии… Ко мне был приглашен гипнотизер, и один протокол я подписала под его воздействием. Страшно вспомнить. Он все время требовал смотреть ему в глаза и повторял: «Вы виновны, вы виновны!» Я чувствовала, что падаю в бездну и какую-то огромную вину. Когда меня вызвали подписать копию протокола, я себе не поверила – ложь на брата, только что вернувшегося с войны, и многое другое. Я зачеркнула свою подпись.
Понимала, что это опять может повториться. Молилась, просила помощи и вдруг вспомнила: против гипноза надо читать псалом девяностый «Живый в помощи Вышняго…» В камере нашлась женщина, которая знала этот псалом наизусть, и целый день я его запоминала.
Гипнотизер вышел из себя, кричал, клал мне руки на плечи. Наконец повалился на кожаный диван и сказал: «Я ничего с ней сделать не могу»
Ночью опять меня вызвали, опять тот же человек требовал смотреть ему в глаза. Я без страха смотрела и читала псалом. Гипнотизер вышел из себя, кричал так, что вены от напряжения вздулись на лице и руках, клал мне руки на плечи. Наконец, весь в поту, повалился на кожаный диван и сказал: «Я ничего с ней сделать не могу».
После тяжелейшего допроса я оказалась лежащей на полу в кабинете следователя… Сознание возвращалось медленно, в веках чугунная тяжесть, до слуха еле-еле доносились звуки. Видимо, был вызван врач – я ощущала на голове добрую руку и услышала слова: «Что вы с нею сделали!» Наверное, мне был сделан укол. Меня посадили на стул. Потом два солдата волокли меня, взяв под руки, по коридору, как сноп соломы. «Так тебе и надо, контре!» Бросили меня в камеру-одиночку поперек железной кровати, голова свесилась вниз, и ушли. У меня не было сил пошевелиться, кровь прилила к голове, а поднять ее на кровать не могу. Только одна мольба в сознании: «Помоги, помоги, Господи!»
И тогда я услышала строгий голос: «Помни, Бог поругаем никогда не бывает. Милость Божия всегда пребывает с человеком, молитва за Богом никогда не пропадает».
С трудом я все-таки подняла голову на край кровати и забылась. Сколько я тогда так пролежала, не помню. И после много страшного мне пришлось пережить в тюрьме и в лагере[5].
Защита БожияКогда в царствование нечестивого Декия началось гонение на христиан и вышло царское повеление повсеместно принуждать христиан к поклонению идолам, а неповинующихся мучить и губить, – тогда святой Григорий Неокесарийский дал совет своей пастве, чтобы всякий, кто не имеет силы и дара Божия претерпевать лютые муки, укрылся; дабы кто-либо, дерзновенно отдавшись мучителям, не испугался бы потом при виде страшных мук и, чувствуя себя не в состоянии вынести их, не отпал бы от Бога.
– Лучше, – говорил Григорий, – укрыться на короткое время и ждать Божия призыва и помощи к подвигу мученическому.
Подавая верным такой совет, он и сам, взяв одного из диаконов своих, удалился в пустыню и скрывался там от неверных. Мучители, посланные от царя, придя в город Неокесарийский, прежде всего искали Григория, как представителя всех христиан и пастыря словесных овец в той стране.
Кто-то из неверных, узнав, что он скрывается в одной горе, возвестил об этом воинам и довел их до той горы; они же поспешно двинулись на гору, как псы, стремящиеся за добычей на охоте, и как волки, которым нужно похитить овцу.
Святый Григорий, видя, что воины приближаются и что нельзя бежать и укрыться от них, воздел руки свои к небу, вручая себя защите Божией, и диакону своему повелел сделать то же. Оба стояли с простертыми дланями и молились: а воины по всей горе прилежно искали святого и не нашли, ибо не могли его видеть даже и тогда, когда несколько раз проходили мимо. После многих поисков они возвратились без успеха и, сходя с горы, говорили тому, кто их привел:
– Никого не нашли мы на этой горе, только видели два дерева, стоящие неподалеку одно от другого.
А тот, поняв, что здесь было чудо, оставив их, сам пошел на гору и, найдя святого с диаконом, стоящих на молитве, припал к ногам Григория, высказывая желание быть христианином, чего и сподобился, и из гонителя сделался рабом Христовым и стал скрываться с прочими христианами[6].
Покров БогородицыЖил в Александрии некий христолюбец, весьма богобоязненный, сострадательный и гостеприимный к монахам; была у него весьма смиренная жена, которая всякий день соблюдала пост, и дочь около шести лет. Однажды христолюбец этот отправился в Константинополь; ведь он был купцом. И вот, оставив в доме жену, дочь и одного раба, он пошел в гавань.
Перед тем как ему уйти, чтобы сесть на корабль, жена говорит: «Кому ты нас поручаешь, господин?» – Муж отвечает ей: «Владычице нашей Богородице».
Как-то, когда жена сидела за работой, а девочка была подле нее, раб по наущению диавола решил убить женщину и девочку, взять их добро и бежать. И вот, принеся из кухни нож, он направился в столовую, где сидела госпожа его. Как только раб дошел до двери столовой, его поразила слепота, и он не мог добраться ни до столовой, ни до кухни. В течение часа он ударами понуждал себя двинуться с места и, наконец, стал кричать госпоже: «Пойди сюда».
А она удивилась, что раб, не входя к ней, стоит в дверях и кричит, и говорит ему: «Лучше ты иди сюда», не зная, что он ослеп. Раб стал заклинать ее, чтобы она подошла, она же сказала, что не подойдет к нему. Тут раб говорит ей: «Пошли мне хотя бы девочку». Она не сделала и этого, сказав: «Если хочешь, иди сам».
Тогда раб, так как был совсем беспомощен, ударил себя ножом и рухнул замертво. Госпожа его, увидев, что случилось, подняла крик. Сбежались соседи, а вскоре пришли и люди из претории; они застали раба еще живым, и все от него узнали, и прославили Господа, явившего чудо и спасшего мать и дитя ее[7].
Небесная стражаПреподобный Кирилл Белозерский Преподобный Кирилл Белозерский родился в Москве от благочестивых родителей. Он принял иночество в Симоновом монастыре, своими подвигами снискал уважение всей братии и был отличаем отцом иноков – преподобным Сергием. В 1390 году братия Симоновской обители упросила преподобного Кирилла быть их игуменом.
Многочисленные и знатные посетители, приходившие к игумену за наставлениями и благословением, сильно смущали преподобного Кирилла, избегавшего славы человеческой, и он скоро сложил с себя сан игумена и стал подвизаться как простой инок.
Ища совершенного уединения и безмолвия, преподобный Кирилл по чудесному указанию Богоматери удалился на берег Белого озера (Вологодская область) и в глухой лесной чаще начал вести жизнь отшельника. Туда к нему стали стекаться ревнители безмолвия, и святой старец понял, что время его безмолвия кончилось. <…>
Приблизившись к обители, разбойники увидели множество людей, стреляющих из луков. В следующую ночь повторилось то же явление
Когда в окрестности распространилась молва, что пришедший из Москвы архимандрит Кирилл устраивает в пустыне монастырь, то боярину Феодору пришло на мысль, что, верно, архимандрит принес с собой много денег, и он послал слуг своих ограбить Кирилла. Приблизившись к обители, они увидели множество людей, стреляющих из луков, и долго пережидали, чтобы те удалились; наконец сами ушли, не сделав никакого зла. В следующую ночь разбойники увидели то же явление, и еще более показалось им людей ратных вокруг обители; со страхом они бежали возвестить о том подославшему их боярину.
Изумился Феодор и, полагая, что кто-либо из вельмож пришел посетить преподобного Кирилла, послал в монастырь проведать, кто были посетители.
Ему отвечали, что более недели, как никого из посторонних не было в обители. Тогда только Феодор пришел в чувство и понял, что Сам Бог посылает ангелов защищать Своего угодника. Страшась, что его постигнет суд Господень, он немедленно пошел к святому Кириллу и со слезами исповедал свой грех. Святой настоятель возблагодарил Бога, спасающего надеющихся на Него, сказал: «Будь уверен, сын мой Феодор, что ничего нет у меня, кроме одежды, которую видишь на мне, и нескольких книг. А деньги на обитель доставляет Тот же, Кто сохраняет ее».
Боярин с того времени стал благоговейно почитать Кирилла и каждый раз, как только приходил к нему, приносил рыбу или что-нибудь другое[8].
Недремлющий заступник
Из воспоминаний Анатолия Павловича Тимофеевича
– Это было в первые годы революции. Мы сидели втроем на веранде настоятельских покоев Св.-Троицкого монастыря в Киеве: известный духовный писатель С.А. Нилус, кн. В.Д. Жевахов, (брат бывшего товарища обер-прокурора Св. Синода) и я. <…>
Отец настоятель попросил С.А. рассказать что-нибудь о случаях благодатной помощи по молитвам прп. Серафима, свидетелем коих был С.А.
– Да что уж лучше, – отвечал С.А., – здесь, среди своих друзей, я с радостью поделюсь несколькими дивными знамениями от угодника Божия, совершившимися надо мною грешным в последние годы.
Когда я жил еще в имении кн. Владимира Давидовича, а кругом уже начался разгром помещичьих усадеб и разгул возвращавшихся с фронта солдат, мы с женой переживали тревожное время. Одна надежда была на Бога и на прп. батюшку отца Серафима.
Ежедневно перед большим его образом читали мы ему с женой акафист, а затем параклис Царице Небесной по Дивеевскому уставу. Шли дни, и нас пока не трогали. Только возвращались мы как-то с женой в воскресный день из церкви домой, как догоняет нас какой-то крестьянин, запыхавшись:
– Барин, а барин! Постой-ка, что я тебе скажу. Послушай меня, уезжай, Господа ради, от нас, а то мы боимся, что не убережем тебя.
Удивленный таким разговором, я стал спрашивать его, почему он так думает.
Несколько раз выходил из твоих ворот старичок и всё грозил палкой на наших, и такой страх нападал на них, что не могли и шагу ступить
– Да как же, ведь наши ребята грешным делом давно хотели тебя убить, даже в засаде сидели под твоим домом, ожидая ночи. Только несколько раз выходил из твоих ворот старичок, сторож-то твой, верно, и все грозил палкой на наших, и такой страх нападал на них тогда, что не могли и шагу ступить. Так и поняли, что неспроста все это и, боясь беды, порешили до поры тебя не трогать, а теперь невмоготу стало. Соседние села донимают: что это вы, мол, бар спасаете, вот и боимся мы, что не удержать их, так ты уж, сделай милость, уезжай подальше.
Изумленный его рассказом, поблагодарил я его за совет, уразумев, кто был нашим защитником и спасителем от неминуемой гибели. Приняли мы с женой слова крестьянина за указание свыше и начали потихоньку собираться к отъезду[9].
Валентина Ульянова
16 ноября 2023 г.[1] Журнал «Православная Русь». Изд. Свято-Троицкого монастыря (Джорданвилль)
[2] Курылев В. Христианские истоки воинского духа. – Воскресни, Русь! М., 2000.
[3] Журнал «Православная Русь». Изд. Свято-Троицкого монастыря (Джорданвилль)
[4] Из кн.: О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. – М.: Новоспасский монастырь, 2004.
[5] Из кн.: О жизни и чудесах блаженной Матроны. Даниловский благовестник, 2017.
[6] Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского
[7] Иоанн Мосх, блж. Луг духовный. Из поучений прп. Палладия Александрийского
[8] Житие преподобного Кирилла, Белозерского чудотворца
[9] Из кн.: Тимофеевич А. Преподобный Серафим Саровский. К пятидесятилетию прославления. 1903 – 1953. Издание Успенского женского монастыря «Новое Дивеево». Spring Valley, N. Y., USA, 1953 г.https://pravoslavie.ru/157368.html