Русская беседа
 
26 Июня 2024, 16:52:42  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: День памяти сщмч. Илариона (Троицкого)  (Прочитано 8218 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 28 Декабря 2017, 16:25:28 »

(Окончание )


[1]Софроний (Макрицкий), иерод. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). – М.: ООО «Техинвест-3», 2003 – С. 301.

[2] Антоний (Храповицкий), митр. О гонениях на Русскую Православную Церковь и об архиепископе Иларионе// Антоний (Храповицкий), митр. Молитва русской души [Сб. статей]. – М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2006. – C. 169.

[3] Антоний (Храповицкий), митр. Остаюсь любящий тебя неизменно... Сб. писем. – М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2007. – С. 194.

[4] Кирьянов Николай Борисович. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса. – URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu8eC1gvuqicW0Be8eieu0d664is8XVfe8ctk* (дата обращения: 27.12.2017).

[5] Польский М., протопресвитер. Новые мученики российские: Первое собрание материалов. Джорданвилль, 1949. С. 127.

[6] Кирьянов Николай Борисович. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса. – URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu8eC1gvuqicW0Be8eieu0d664is8XVfe8ctk* (дата обращения: 20.12.2017).

[7] Кирьянов Н.Б. Памяти архиепископа Верейского Илариона// Жизнеописание священномученика Илариона, архиепископа Верейского. – СПб., М.: Воскресенский Новодевичий монастырь, Ковчег, 2004. – С. 58-60.

[8] Назарий (Кириллов Николай)// Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв. – ПСТГУ. http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6XbuBc8SUs8Wd60W8eC0ceuiicW0Be8eieu0d8E* (дата обращения 25.12.2017).

[9] https://kamelopardalis.livejournal.com/99878.html (дата обращения 25.12.2017).

[10] На Cоловках отмечено еще одно место, связанное с памятью свщмч. Илариона (Троицкого). http://www.pravoslavie.ru/5818.html (дата обращения 25.12.2017).

[11] Волков Олег. Погружение во тьму // Роман-газета. 1990. № 6. С. 25.

[12] Сошина Антонина. Наш путь – смиренная преданность Отцу Небесному: Исполнение пастырского долга в условиях лагеря // Соловецкое море: альманах. 2006. № 5.

[13] Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. С. 397.

[14] Соловецкий лагерь особого назначения. http://drevo-info.ru/articles/13673205.html (дата обращения 26.12.2017).

[15] Иларион (Троицкий), сщмч. Почему необходимо восстановить патриаршество? https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/pochemu-neobhodimo-vosstanovit-patriarshestvo/ (дата обращения 27.12.2017).

[16] В. К. Воспоминания / Публ., вступ. ст. и прим. Н.А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II: 1 (34). С. 122.



http://www.pravoslavie.ru/109569.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 28 Декабря 2019, 12:07:53 »


«Отче, дров нет, денег тоже, помоги!»

Письмо о чудесной помощи священномученика Илариона


Накануне дня памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, в редакцию портала Православие.Ru  пришло простое и бесхитростное письмо, которое практически без изменений приводится ниже.


Священномученик Иларион, архиепископ Верейский


Благословите!

Я, Егорова Елена, в крещении Мария, хочу поведать миру и вам, честные отцы, о чудесах и помощи отца нашего Илариона (Троицкого) – чудотворца.

В 2005 году я от церкви ездила работать не за деньги, а во славу Божию. Я служила в хосписе под Питером и останавливалась в женском скиту за городом на ночлег. Печка в скиту была дровяная, а дров на зиму у сестер не было. Меня отцы благословили найти «ради Христа» воз дров. Пошла я на могилку к отцу Илариону и говорю: «Отче, дров нет, денег тоже, помоги!»

Выхожу за ворота монастыря, голосую попутку, на автобус нет ни копейки. Тут останавливается машина, а за рулем – женщина. Она меня спрашивает, почему я голосую, какая помощь нужна. Я ей рассказала, что денег нет, что надо дрова купить, а где взять денег, не знаю. Она дала мне 4 тысячи рублей и даже довезла до скита.


Второе чудо

Я похоронила всю семью из пяти человек за 3 года и осталась одна.

Когда я из Тюмени ехала в Питер к своему духовному отцу, он упал, сломал обе ноги. Пошел в храм на Рождество, поскользнулся, ноги пролетели между ступенек, а он упал вниз головой.

Я приехала, а меня никто не встречает. Тогда пошла я к дьякону, он уже старенький, и жена его тоже. Им в тягость было иметь меня нахлебницей. Надо было искать работу с жильем.

И пошла я снова на кладбище, где могилка отца Илариона, плачу: денег нет, жить негде, работы нет, регистрации тоже.

    Помолилась, выхожу с кладбища, а на встречу мне идет женщина и говорит: «А что вы тут ищете?»

Помолилась, поплакала, выхожу с кладбища, а на встречу мне идет женщина и говорит: «А что вы тут ищете?»

А я отвечаю, что работу с жильем. Тогда она меня повезла на комбинат им. Кирова и устроила в общежитие. Хотя в этот день она сама была с ночного дежурства. А общежитие было как раз за стенами того кладбища, где покоился отец Иларион.


Могила священномученика Илариона (Троицкого) в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга
   

Третье чудо

В 2011 году у моей одноклассницы заболел младенчик и уже ноги тянул. Она звонит, плачет в телефон: «Что делать?» Пошла я на кладбище к отцу Илариону, включила телефон, позвонила ей и говорю: «Молись отцу Илариону, он поможет!» Еще телефон выключить не успела, как к ней приехал другой врач, посмотрел ребеночка, сделал укол, мальчик сразу и ожил: неправильный был диагноз. Мы тогда посоветовались и купили на могилку подсвечник и скамейку.


Четвертое чудо

В 2011 году я, работая на комбинате им. Кирова, за месяц как ученик тростильщика получила 336 рублей, а жетон на метро стоил 15 рублей. Как жить? Пошла я на кладбище к батюшке Илариону, рассказала ему все... Смотрю: идет молодой человек, лет примерно тридцати. Я и говорю ему: «Брат, дорогой, помолись о мне, нет денег даже свечку поставить. Работала целый месяц, а ничего не получила». И он мне дал 1000 рублей. Потом другой проходил, еще дал. Так отец Иларион мне на своей могилке 6 тысяч послал, хотя я просила только о молитве, а не о деньгах.


Пятое чудо

В 2011 году, через три месяца, как я приехала в Питер, пошла на кладбище к батюшке помолиться, и встретила там сестру из церковной лавки. Она меня познакомила с отцом Мефодием, что сейчас в Вырицах, и он благословил меня работать сиделкой у бабушки с диагнозом «Альцгеймер» и у нее же жить. Так я и жила на всем готовом 2 года до смерти бабушки. Сейчас я послушница в Риме, Италия.

Прошу вас по возможности сохранить суть письма, а что язык не литературный – так я повар, а не писарь... Как смогла, так описала...
   
Кто исповедуется, причащается, покупает еду бомжам, тому Бог дает. А кто скупердяй, не может отстоять службу, тот годами просит, а толку – ноль

Я всегда подаю милостыню, часто причащаюсь. Если я этого не делаю, то все мои молитвы о помощи лежат на столе у «секретаря» Господа Бога очень долгое время. Вот все спрашивают, почему одним Бог дает, а другим нет? Я заметила: кто ходит на исповедь, причащается, с охотой покупает еду бомжам, тому Бог дает, можно сказать, задним числом. А кто скупердяй, не может отстоять службу (или отсидеть, если сил нет), так тот хоть годами и просит, а толку – огромный ноль.

Я и в хосписе работала, и в наркологии, и видела чудеса выздоровления. Как правило, все они начинались после исповеди и Причастия...

Низкий вам поклон, спаси вас Бог!


С молитвой, послушница Мария Егорова

http://www.pravoslavie.ru/put/76104.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104630

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 24 Июля 2020, 06:09:30 »

Священномученик Иларион(Троицкий), Архиепископ Верейский



Фильм памяти священномученика Илариона(Троицкого), архиепископа Верейского

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=446&v=aFr97d4n2xo&feature=emb_logo
« Последнее редактирование: 28 Декабря 2023, 06:55:49 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104630

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 11 Мая 2021, 18:23:57 »

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский



10 мая – день прославления священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Сегодня воспоминается Прославление священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, совершённое в 1999 году. Напомним, этот святой является одним из самых известных православных подвижников, прославленных в лике святых в числе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Священномученик Иларион родился в 1886 году в семье сельского священника в Тульской губернии. Окончил Тульскую духовную семинарию и Московскую Духовную академию, где преуспел в исследовании истории догматического богословия и уже в 27-летнем возрасте, после рукоположения в священнический сан, стал профессором Академии.

Молодой отец Иларион был одним из самых известных богословов предреволюционных лет. А после революции – стал помощником Святейшего Патриарха Тихона и его викарным епископом. Но святительское служение было недолгим: в 1923 году начался трагический крестный путь владыки Илариона. И 6 лет спустя после долгих и мучительных скитаний святитель скончался в ленинградской тюрьме.

В 1929 году провожавшие епископа Илариона в последний путь ужаснулись: 43-летний владыка превратился в изможденного старика. Но все знали: до последней своей секунды он был примером всем христианам. И подобно Иоанну Златоусту, благодарил Бога за всё.

https://tsargrad.tv/saint/svjashhennomuchenik-ilarion-troickij-arhiepiskop-verejskij_350388
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 28 Декабря 2022, 02:28:04 »


«Христианства нет без Церкви»

Священномученик Иларион и его изречения





Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, — яркая личность, талантливый богослов, самый молодой в свое время архимандрит и профессор, имя которого значилось на Поместном Соборе 1917–18 гг. в числе кандидатов на патриаршество, ближайший помощник священноисповедника Тихона, Патриарха Московского, активнейший борец с обновленческим расколом, узник Соловецких лагерей, один из наиболее авторитетных представителей «соловецкого епископата».

Основной характер жизни священномученика Илариона можно определить двумя словами: служение Церкви. Оно было основным мотивом и главным смыслом его жизни. Церкви были посвящены его богословские сочинения, его деятельность в должности инспектора и преподавателя Московской Духовной Академии и в архиерейском сане.

Неоценимую помощь Патриарху Тихону владыка Иларион оказал в разоблачении обновленческого раскола и возвращении отпавших в Церковь. За верность единой, святой, соборной и апостольской Церкви священномученик Иларион готов был претерпеть любые скорби. «Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю», — отвечал он на предложения примкнуть к раскольникам.

Выпавшие на долю исповедника Христова испытания не озлобили и не сломили его, но лишь закалили характер и усовершенствовали добрые качества его души. «Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными, — вспоминал соузник Владыки по лагерю, — Он доступен всем, он такой же, как и все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать».

Сохранив верность Христу и Его Церкви, претерпев за это от большевистской власти гонения, заключения, ссылку и шесть лет Соловецкого лагеря, новомученик скончался в тюремной больнице. Незадолго до смерти он произнес: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмёт...»



ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА




Православная Церковь

Врата ада не одолеют Церкви

    «Верим, непоколебимо верим: никаким ветрам, никаким бурям не потопить корабля Иисусова!»

    «Надо верить, что Церковь устоит. Без этой веры жить нельзя».

Истинное Богословие

    «Истины догматические имеют нравственное значение, и христианская мораль основана на догматах»

    «Только чистые сердцем Бога узрят, и потому истинное богословие должно быть благочестием и только тогда принесет оно плод по роду своему».

    «Наше богослужение прямо насыщено богословием — и богословием притом самым чистым и возвышенным».

Абстрактное христианство

    «Христианства нет без Церкви».

    «Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут. Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами — неужели значит это быть истинным христианином? Раб, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, “биен будет много” и, конечно, справедливо».

    «Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью».

    «В девятом члене Символа веры человек исповедует свою связь с видимым обществом последователей Христовых — и тем самым уже в этих кратких словах исповедания он соглашается со всеми истинами, преподаваемыми Церковью, которая признается хранительницей Христова учения».

    «Вера — основной нерв человеческой жизни, самое драгоценное сокровище души. И если в этом пункте нет единения, то всякое другое единение — культурное, научное, политическое — будет уже подорвано и ненадежно».

    «Совершенно безумна мысль соединить людей на почве какого-либо учения; для этого потребна особая сверхъестественная сила, которой и обладает единая святая, соборная Церковь Христова».

Священное Писание



    «Вне Церкви Священного Писания и нет и быть не может. Не может быть вне Церкви Слова Божия, живого и действенного, потому что нет вне Церкви благодати Святого Духа».

    «Священное Писание есть неприкосновенная и неотчуждаемая собственность Церкви, как одно из проявлений ее благодатной жизни».

    «Писание — лишь для того, кто причастен к церковной жизни. А вне Церкви и без Церкви нет и Священного Писания».

    «Не Священным Писанием, как книгой, спасается человек, а благодатию Духа Святого, живущего в Церкви»

    «Внецерковное отношение к Писанию неизбежно приводит к абсурду и к потере самого Священного Писания».

Духовная жизнь



    «Жизнь духовная может быть только при органической связи со Вселенской Церковью: порвется эта связь — непременно иссякнет и жизнь христианская».

    «Покаяние — сущность христианской жизни. Вся жизнь христианина есть покаяние»

    «В православной Церкви покаяние — врачебница, из которой люди выходят со светлым, озаренным надеждой лицом, потому что в руках они несут лекарства для уврачевания их тяжёлых и гнетущих совесть греховных недугов».

    «Насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге».

    «Вот истинная психология монашеского обета: смиренное сознание высоты общехристианского обета и недостатка своих сил для его осуществления...»

    «На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия — так пусть и будет».

    «Всё сором счесть и только единому Богу и Его святой Церкви служить — выше этого нет и быть ничего не может!»

Каноническое устройство Церкви



    «У нас многие говорят уже о “канонической субботе”, и каноны признаются тяжелым и даже ненужным игом... Без внимания оставлены те глубокие нравственные истины, которые в изобилии рассеяны в канонах повсюду, забыт тот общий дух Церкви, который дышит в соборных и отеческих правилах, тот православный церковный взгляд на жизнь, который в этих правилах проповедуется».

    «Мы не можем не восстановить патриаршества; мы должны его непременно восстановить, потому что патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви».

Церковное благолепие и богослужение



    «Православных храмов без церковного благолепия я совершенно не признаю и никак не могу одобрить, например, большинства петроградских храмов».

    «Рационализм совершенно не терпит церковного благолепия; он желает, чтобы и храмы были так же сухи и безжизненны, как логические схемы, а загнанное и задавленное чувство обращается в чахлый сантиментализм».

    «Невежество и полная невоспитанность в церковном смысле — вот единственные причины высокомерного отношения к богослужебным уставам Православной Церкви».

    «Наше богослужение — это живая стихия древнецерковного святоотеческого возвышенного богословия».
    «Упрощение богослужения есть самоограбление».

    «Для богослужебного пения нужно благочестивое сердце, которому ведомо покаяние, молитва и умиление. А без этого что остается? Остается музыкальная техника, разные piano да pianissimo».

    «Для меня лично в сравнении с богослужением прямо жалкими и бедными кажутся всякие оперы, концерты и т.п.»

    «Видно, артистам богослужебное пение не по плечу. Для этого пения нужно иметь особые качества. В операх да в концертах ведь поют про разные земные чувства и привязанности. Эти вещи артистам хорошо знакомы, и о них они могут петь с искренним чувством».


Католицизм и протестантизм

Католицизм

    «Папство — символ материализации христианства; в папстве все грубо, гордо, плотяно».

    «Истина и спасение даны любви, то есть Церкви, — таково церковное сознание. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы... и папа же заведует спасением всех».

    «За последнее время у нас чаще, нежели нужно, вспоминают Франциска Ассизского. Но я лично прямо не выношу сентиментализма этого западного мистика с его “сестрами ласточками” и т.п. Наши святые были свободны от болезненного мистицизма и слащавой сентиментальности»

Протестантизм



    «Запад не восстановил истинного христианства, но разорвал живую связь с целыми веками древней Церкви».

    «Протестантизм — христианство без Христа, Сына Божия, это религия Иисуса из Назарета».

    «Протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви...».

    «Будучи по существу церковным анархизмом, чистый протестантизм, как и всякий анархизм, оказался совершенно неосуществим на деле и тем самым засвидетельствовал перед нами ту непреложную истину, что душа человеческая по природе церковна».

    «Протестантизм пришелся весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов».

    «Как же гордый европеец примет учение о Церкви, когда для того, чтобы принять это учение, прежде всего следует отрешиться от себялюбия и своеволия, подчиниться Церкви и научиться любить людей, смиренно себя поставляя ниже других?»

Западное богослужение и культура

    «В отношении богослужения Запад впал в нищету и убожество».

    «Если в готическом храме, например, в Кельнском соборе, проложить рельсы и пустить паровозы с вагонами, то, в сущности, не будет никакого оскорбления религиозного чувства. А попробуй то же сделать у нас в Троицком или Успенском соборе — да просто ужасно и представить такое кощунство!»

    «Готика — это схоластика в камне. Схоластика у западных еретиков заменила религиозную жизнь с ее разнообразными цветами чувства, с ее прекрасными порывами воли».

    «Католики чувственны в своих храмах. У них Мадонны, написанные с натурщиц, у них статуи, иногда одетые чуть ли не в модное платье».

    «Разве это не замечательно, что при всем богатстве западной культуры, при постоянном усложнении жизни, богослужение западное становится все более и более бедным, безличным, упрощенным, бесцветным!»

    «В западном богослужении нет богословия, мало вообще мысли. Зато в нем слишком много крайне для меня противного сентиментального какого-то фамильярничания с “Иисусом”».

    «Запад отбросил прекрасное наследство древности и заменил его своим убожеством».


Россия



    «Русская болезнь имеет в основе грех против Церкви».

    «Для излечения разъедающих русскую душу ран необходимо раскаяться в двухвековом грехе против Церкви, возвратиться к вере отцов и дать Православной Церкви прежнее место в жизни государственной и общественной».

    «Русский народный характер воспитывался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека и является почти непременно отпадением от России».

    «Никакой человек, может быть, так не заглядывал в бездны отрицания, как человек русский»

    «Вся культурная и политическая деятельность русскому кажется только поделием, на которое грешно отдавать свою душу целиком».

    «Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский».

    «Россию можно представить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без Церкви».


Подготовил Андрей Горбачев
Иллюстрации: Антон Поспелов


https://pravoslavie.ru/89222.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104630

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 28 Декабря 2023, 06:53:03 »

Священномученик Иларио́н (Троицкий), архиепископ Верейский


Дни памяти

1 ноября - Собор святых Архангельской митрополии
28 декабря
24 июля - Обре́тение мощей
4 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
14 июля (переходящая) - Собор Санкт-Петербургских святых
1 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
18 ноября - Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
10 декабря - Собор новомучеников и исповедников Радонежских


Одним из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов был архиепископ Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее.

Его труды отличаются строго церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, влиявшим на наше богословие со времен митрополита Петра Могилы. Его идеал — это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств.

Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии.

С самого раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. Будучи пятилетним отроком, он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в Москву учиться. И когда братишка от усталости заплакал, то Владимир сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Родители вовремя спохватились, заметив исчезновение детей, и быстро возвратили их под кров своего дома. Владимир вскоре был отдан в Духовное училище, а затем в Духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступает в Московскую Духовную академию и блестяще заканчивает ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.

Следует отметить, что Владимир во всех школах, начиная с Духовного училища и кончая Духовной академией, учился превосходно. По всем предметам он всегда имел отличные оценки.

В 1913 году Владимир получает ученую степень магистра богословия за свой фундаментальный труд «Очерки из истории догмата о Церкви».

Сердце его горит горячим желанием служить Богу в иноческом чине. 28 марта в скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принимает монашество с именем Илариона (в честь преподобномученика Илариона Нового, память 28 марта), а примерно через два месяца, 2 июня, рукополагается во иеромонаха. 5 июля того же года отец Иларион был возведен в сан архимандрита.

30 мая 1913 года монах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждают в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.

Архимандрит Иларион приобретает большой авторитет и как воспитатель учащихся Духовной школы, и как профессор-богослов, и как знаменитый церковный проповедник.

Один за другим выходят его богословско-догматические труды, обогащающие церковную науку. Его проповеди звучат с амвонов церквей, словно колокол, призывая народ Божий к вере и нравственному обновлению.

И когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, он, как член Поместного Собора 1917—1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества. «Никогда,— говорил архимандрит Иларион,— Русская Церковь не была без первоиерарха. Наше патриаршество уничтожено было Петром I. Кому оно помешало? Соборности Церкви? Но не во время ли патриархов было особенно много у нас Соборов? Нет, не соборности и не Церкви помешало у нас патриаршество. Кому же? Вот передо мною два великих друга, две красы XVII века — патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Чтобы поссорить друзей, злые бояре нашептывают царю: «...Из-за патриарха тебя, государь, не видно стало». И Никон, когда ушел с московского престола, между прочим, писал: «..Пусть ему, государю, без меня просторнее будет». Эту мысль Никона и воплотил Петр, уничтожив патриаршество. «Пусть мне, государю, без патриарха просторнее будет»...

Но церковное сознание, как в 34-м апостольском правиле, так и на Московском Соборе 1917 года, говорит неизменно одно: «...Епископам всякаго народа, в том числе и русскаго, подобает знати перваго из них и признавати его яко главу».

И хочется мне обратиться ко всем тем, кто почему-то считает еще нужным возражать против патриаршества. Отцы и братие! Не нарушайте радости нашего единомыслия! Зачем вы берете на себя неблагодарную задачу? Зачем говорите безнадежные речи? Ведь против церковного сознания боретесь вы. Бойтесь, как бы не оказаться вам богоборцами! (См. Деян.5:39) Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршество два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было кому тогда больно до слез видеть пустое патриаршее место?.. А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев Московских и первопрестольников Российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра?»

После прихода к власти большевики сразу же начали гонение на Церковь, и уже в марте 1919 года архимандрит Иларион был арестован. Первое тюремное заключение продолжалось три месяца.

11/24 мая 1920 года архимандрит Иларион был наречен, а на следующий день, 12/25 мая, хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии.

Его современники рисуют его портрет светлыми красками. Он молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник-оратор и певец, блестящий полемист, всегда естественный, искренний, открытый. Физически очень сильный, высокого роста, с широкой грудью, имел пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он был любимцем народа. Как проповедника и оратора его ставили наравне с Луначарским и Александром Введенским, и даже выше их. Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий-епископов, называвших его за ум и твердость в вере «великим».

Епископское служение его было крестным путем. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион был в стороне от церковной жизни. Свою деятельность он продолжил по возвращении из ссылки. Святейший Патриарх Тихон приблизил его к себе и вместе с архиепископом Серафимом (Александровым) сделал своим ближайшим советником и единомышленником.

Сразу же после возвращения из ссылки Патриарх возводит епископа Илариона в сан архиепископа. Церковная деятельность его расширяется. Он ведет серьезные переговоры с Тучковым (уполномоченным ОГПУ по церковным делам) о необходимости устроить жизнь Русской Православной Церкви в условиях Советского государства на основе канонического права, занимается восстановлением церковной организации, составляет ряд патриарших посланий.

Для обновленцев он становится грозой, в их глазах он не отделим от Святейшего Патриарха Тихона. 22 июня/5 июля 1923 года владыка Иларион совершает всенощное бдение под праздник Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре, захваченном обновленцами. Владыка изгоняет обновленцев и великим чином, заново освятив собор, присоединяет монастырь к Церкви. На следующий день в обители служит Святейший Патриарх Тихон. Богослужение длится целый день и заканчивается лишь в шесть часов вечера. Святитель Тихон назначает владыку Илариона настоятелем Сретенского монастыря. В своих посланиях лидер обновленчества, митрополит Антонин (Грановский), с невыразимой злобой обрушивает свои удары и на Патриарха и на архиепископа Илариона, бесцеремонно обвиняя их в контрреволюции. «Тихон с Иларионом, — писал он,— вырабатывали «благодатно»-удушливые газы против революции, и революция ополчилась не только на тихоновских церковников, но и на всю церковь, как на скопище заговорщиков. Иларион ходит и окропляет храмы после обновленцев. Он наглостью входит в эти храмы... Тихон с Иларионом — подсудимые перед революцией, досадители Церкви Божией и в свое извинение не могут представить никаких добрых дел» («Известия», 23 сентября 1923).

Архиепископ Иларион ясно понимал преступность обновленцев и вел горячие диспуты в Москве с Александром Введенским. Последнего, как выразился сам архиепископ Иларион, на этих диспутах он «прижимал к стенке» и разоблачал все его хитрости и ложь.

Обновленческие заправилы чувствовали, что архиепископ Иларион мешает им, и потому употребили все усилия, чтобы лишить его свободы.

В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки.

Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».

Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся блаженной его кончиной.

Крестный путь архиепископа Илариона представляет для нас очень большой интерес, ибо в нем проявилось все величие духа мученика за Христа, и поэтому позволим себе более подробно остановиться на этом моменте его жизни.

Находясь на Соловках, архиепископ Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили.

Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник был у него и на Соловках. Архиепископа Илариона можно было оскорбить, но он на это никогда не отвечал и даже мог не заметить сделанной попытки. Он всегда был весел, и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро старался прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрел духовными очами, и все служило ему на пользу духа.

«На Филимоновой рыболовной тоне,— рассказывал очевидец,— в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря, мы с архиепископом Иларионом и еще двумя епископами и несколькими священниками (все заключенные) были сетевязальщиками и рыбаками. Об этой нашей работе архиепископ Иларион любил говорить переложением слов стихиры на Троицын день: «Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот — богословцы рыбари показа». Так смирялся его дух с новым положением.

Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.

Как-то привезли на Соловки молодого иеромонаха из Казани, которому дали три года ссылки за то, что он снял с диакона-обновленца орарь и не позволил ему служить с собой. Архиепископ одобрял иеромонаха и шутил по поводу разных сроков заключения, данных тем или иным лицам независимо от тяжести их «преступлений». «Любочестив бо сый Владыка,— говорил архиепископ Иларион пасхальными словами Иоанна Златоуста,— приемлет последнего якоже и перваго; упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает и предложение хвалит». Слова эти звучали иронически, но давали чувство мира и заставляли принимать испытание как от руки Божией.

Владыку Илариона очень веселила мысль, что Соловки есть школа добродетелей — нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Однажды обокрали прибывшую партию духовенства, и отцы сильно огорчились. Один из заключенных в шутку сказал им, что так их обучают нестяжанию. Владыка от этой шутки был в восторге. У одного ссыльного два раза подряд пропадали сапоги, и он разгуливал по лагерю в рваных галошах. Архиепископ Иларион, глядя на него, приходил в подлинное веселье, чем и вселял в заключенных благодушие. Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Он был самой популярной личностью в лагере, среди всех его слоев. Мы не говорим, что генерал, офицер, студент и профессор знали его, разговаривали с ним, находили его или он их, при всем том, что епископов было много и были старейшие и не менее образованные. Его знала «шпана», уголовщина, преступный мир воров и бандитов именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить. На работе ли урывками, или в свободный час его можно было увидеть разгуливающим под руку с каким-нибудь таким «экземпляром» из этой среды. Это не было снисхождение к младшему брату и погибшему, нет. Владыка разговаривал с каждым как с равным, интересуясь, например, «профессией», любимым делом каждого. «Шпана» очень горда и чутко самолюбива. Ей нельзя показать пренебрежения безнаказанно. И потому манера владыки была всепобеждающей. Он, как друг, облагораживал их своим присутствием и вниманием. Наблюдения же его в этой среде, когда он делился ими, были исключительного интереса.

Он доступен всем, он такой же, как все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать. Самая обыкновенная, простая, несвятая внешность — вот что был сам владыка. Но за этой заурядной формой веселости и светскости можно было постепенно усмотреть детскую чистоту, великую духовную опытность, доброту и милосердие, это сладостное безразличие к материальным благам, истинную веру, подлинное благочестие, высокое нравственное совершенство, не говоря уже об умственном, сопряженном с силой и ясностью убеждения. Этот вид обыкновенной греховности, юродство, личина светскости скрывали от людей внутреннее делание и спасали его самого от лицемерия и тщеславия. Он был заклятый враг лицемерия и всякого «вида благочестия», совершенно сознательный и прямой. В «артели Троицкого» (так называлась рабочая группа архиепископа Илариона) духовенство прошло в Соловках хорошее воспитание. Все поняли, что называть себя грешным или только вести долгие благочестивые разговоры, показать строгость своего быта не стоит. А тем более думать о себе больше, чем ты есть на самом деле.

Каждого приезжающего священника владыка подробно расспрашивал обо всем, что предшествовало заключению. Привезли однажды в Соловки одного игумена. Архиепископ спрашивает его: — За что же вас арестовали? — Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли,— отвечает отец игумен,— ну, собирался народ, и даже бывали исцеления... — Ах, вот как, даже исцеления бывали... Сколько же вам дали Соловков? — Три года. — Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела...

Само собой понятно, что говорить об исцелениях по своим молитвам было более чем нескромно.

В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь обстановка была иная, чем на Соловках. В тюрьме он пользовался особыми льготами, ему дозволили получать книги духовного содержания. Пользуясь данными льготами, архиепископ Иларион прочитывает много святоотеческой литературы, делает выписки, из которых получается много толстых тетрадей святоотеческих наставлений. Эти тетради он имел возможность после тюремной цензуры передавать своим друзьям на хранение. Святитель тайком посещал тюремного надзирателя, доброго человека, и вел у него собирание подпольной рукописной религиозной, советской литературы и копий всяких церковно-административных документов и переписки архиереев.

В это же самое время архиепископ Иларион мужественно перенес и ряд неприятностей. Когда он находился в Ярославской тюрьме, в лоне Русской Церкви возник григорианский раскол. Тогда-то, как к популярному архиерею, и явился к нему агент ГПУ и стал склонять его присоединиться к новому расколу. «Вас Москва любит,— заявил представитель ГПУ,— вас Москва ждет». Архиепископ Иларион остался непреклонен. Он уразумел замысел ГПУ и мужественно отверг сладость свободы, предлагаемой за измену. Агент удивился его мужеству и сказал: «Приятно с умным человеком поговорить.— И тут же добавил:— А сколько вы имеете срока на Соловках? Три года?! Для Илариона три года?! Так мало?» Неудивительно, что после этого архиепископу Илариону было добавлено еще три года. И добавлено «за разглашение государственных тайн», то есть разглашение разговора его с агентом в Ярославской тюрьме.

(Окончание следует)

« Последнее редактирование: 28 Декабря 2023, 07:07:41 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104630

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #21 : 28 Декабря 2023, 06:54:16 »

(Окончание)

Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Крестный путь его продолжался. Григорианцы не оставили его в покое. Они не теряли надежды на то, что им удастся склонить на свою сторону такого авторитетного иерарха, каким был архиепископ Иларион, и закрепить его переходом свои позиции.

В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архиепископ Иларион был привезен в Москву для переговоров с архиепископом Григорием. Последний в присутствии светских лиц настойчиво упрашивал архиепископа Илариона «набраться мужества» и возглавить все более терявший значение григорианский «высший церковный совет». Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело высшего церковного совета несправедливое и пропавшее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы.

Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий, и белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: «Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой».

«Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю»,— говорил он в свое время епископу Гервасию.

Такой позиции в отношении григорианцев он держался до конца своей жизни.

В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиереев на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Архиепископ Иларион был в числе епископов, выработавших в 1926 году церковную декларацию, определяющую положение Православной Церкви в новых исторических условиях. Она сыграла огромную роль в борьбе с возникшими тогда разделениями.

В ноябре 1927 года некоторые из соловецких епископов начали было колебаться в связи с иосифлянским расколом. Архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием.

«Никакого раскола!— возгласил архиепископ Иларион.— Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это, как на провокацию!»

28 июня 1928 года владыка Иларион писал своим близким, что до крайней степени не сочувствует всем отделившимся и считает их дело неосновательным, вздорным и крайне вредным. Такое отделение он считал «церковным преступлением», по условиям текущего момента весьма тяжким. «Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и его Синода, что бы превосходило меру снисхождения и терпения»,— заявляет он. А в письме от 12 августа 1928 года развивает свою мысль: «Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат». При этом он делает заключение, что митрополиту Иосифу ничего не докажешь, «хоть лбом об стенку бейся», что он, как допустивший грех отделения по злобе, останется до конца жизни при своих взглядах.

Много трудов положил архиепископ Иларион и для того, чтобы переубедить епископа Виктора (Островидова) Глазовского, близкого по направлению к иосифлянам. «Говорить с ним не приведи Бог, — писал владыка в письме от 28 июня 1928 года.— Ничего слушать не хочет и себя одного за правого почитает”.

Несмотря на эту характеристику архиепископ Иларион добился того, что епископ Виктор не только сознал свою неправоту, но и написал своей пастве, увещевая ее прекратить разделение.

Интересно отметить, что архиепископ Иларион безбоязненно укорял агента ГПУ за нелепый союз власти с обновленцами. И в то же время он подавал ему мысль, что не лучше ли заключить союз с Православной Церковью и поддержать ее: это позволит настоящей и авторитетной Церкви признать власть Советов.

Хотя и не все было известно архиепископу Илариону о тогдашней церковной жизни, но тем не менее он не был равнодушным зрителем тех или иных церковных нестроений и бедствий, обрушившихся на православный народ. К нему обращались за советом и спрашивали, что нужно делать, чтобы в новых условиях политической жизни достигнуть умиротворения Церкви. Вопрос был очень сложный. И на него архиепископ Иларион дал весьма глубокий и проанализированный ответ, основанный на православных канонах и церковной практике.

Вот что написал он вопрошавшим в своем письме от 10 декабря 1927 года:

“Последние два года с лишком я не участвую в церковной жизни, имею о ней лишь отрывочные и, возможно, неточные сведения. Поэтому для меня затруднительно суждение о частностях и подробностях этой жизни, но, думаю, общая линия церковной жизни и ее недостатки, и ее болезни мне известны. Главный недостаток, который чувствовался еще и раньше, это отсутствие в нашей Церкви Соборов с 1917 года, т. е. в то самое время, когда они особенно были нужны, так как Русская Церковь не без воли Божией вступила в совершенно новые исторические условия, условия необычные, значительно отличающиеся от раннейших условий. Церковная практика, включая и постановления Собора 1917—1918 годов, к этим новым условиям не приспособлена, так как она образовалась в иных исторических условиях. Положение значительно осложнилось со смерти Святейшего Патриарха Тихона. Вопрос о местоблюстительстве, насколько мне известно, тоже сильно запутан, церковное управление в полном расстройстве. Не знаю, есть ли среди нашей иерархии и вообще среди сознательных членов Церкви такие наивные и близорукие люди, которые имели бы нелепые иллюзии о реставрации и свержении советской власти и т. п., но думаю, что все, желающие блага Церкви, сознают необходимость Русской Церкви устраиваться в новых исторических условиях. Следовательно, нужен Собор, и прежде всего нужно просить государственную власть разрешить созвать Собор. Но кто-то должен собрать Собор, сделать для него необходимые приготовления, словом, довести Церковь до Собора. Поэтому нужен теперь же, до Собора, церковный орган. К организации и деятельности этого органа у меня ряд требований, которые у меня, думаю, общие со всеми, кто хочет церковного устроения, а не расстройства мира и не нового смятения. Некоторые из этих требований я и укажу.

1. Временный церковный орган не должен быть в своем начале самовольным, т.е. должен при своем начале иметь согласие Местоблюстителя.

2. По возможности во временный церковный орган должны войти те, кому поручено Местоблюстителем митр. Петром (Полянским) или Святейшим Патриархом.

3. Временный церковный орган должен объединять, а не разделять епископат, он не судья и не каратель несогласных — таковым будет Собор.

4. Временный церковный орган свою задачу должен мыслить скромной и практической — создание Собора.

Последние два пункта требуют особого пояснения. Над иерархией и церковными людьми витает отвратительный призрак ВЦУ 1922 года. Церковные люди стали подозрительными. Временный церковный орган должен как огня бояться хотя бы малейшего сходства своей деятельности с преступной деятельностью ВЦУ. Иначе получится только новое смятение. ВЦУ начинало со лжи и обмана. У нас все должно быть основано на правде. ВЦУ, орган совершенно самозванный, объявил себя верховным вершителем судеб Русской Церкви, для которого не обязательны церковные законы и вообще все Божеские и человеческие законы. Наш церковный орган — только временный, с одной определенной задачей — созвать Собор. ВЦУ занялось гонением на всех, ему не подчиняющихся, т. е. на всех порядочных людей из иерархии и из других церковных деятелей, и, грозя направо и налево казнями, обещая милость покорным, ВЦУ вызвало нарекания на власть, нарекания едва ли желательные для самой власти. Эта отвратительная сторона преступной деятельности ВЦУ и его преемника, так называемого Синода, с его соборами 1923— 1925 годов, заслужила им достойное презрение, доставив много горя и страданий неповинным людям, принесла только зло и имела своим следствием только то, что часть иерархии и несознательных церковных людей отстала от Церкви и составила раскольническое общество. Ничего подобного, до самого малейшего намека, не должно быть в действиях временного церковного органа. Эту мысль я особенно подчеркиваю, потому что здесь именно вижу величайшую опасность. Наш церковный орган должен только созвать Собор. Относительно этого Собора обязательны следующие требования.

5. Временный церковный орган должен собрать, а не подбирать Собор, как то сделано печальной памяти ВЦУ в 1923 году. Собор подобранный не будет иметь никакого авторитета и принесет не успокоение, а только новое смятение в Церкви. Едва ли есть нужда увеличить в истории количество разбойничьих соборов; довольно и трех: Ефесского 449 года и двух московских 1923—1925 годов. Самому же будущему Собору мое первое пожелание то, чтобы он мог доказать свою полную непричастность и несолидарность со всякими политически неблагонадежными направлениями, рассеять тот туман бессовестной и смрадной клеветы, которым окутана Русская Церковь преступными стараниями злых деятелей (обновления). Лишь только настоящий Собор может быть авторитетным и сможет внести успокоение в церковную жизнь, дать покой измученным сердцам церковных людей. Я верю, что на Соборе обнаружится понимание всей важности ответственного церковного момента, и он устроит церковную жизнь соответственно новым условиям”.

Только при соборности Церкви, как мыслил и утверждал архиепископ Иларион, произойдет умиротворение церковное и утвердится нормальная деятельность Русской Православной Церкви в новых условиях Советского государства.

Крестный путь его подходил к завершению. В декабре 1929 года архиепископа Илариона направили на поселение в Среднюю Азию, в город Алма-Ату, сроком на три года. Этапом он добирался от одной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из ленинградской тюремной больницы, куда его поместили, он писал: “Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге; в субботу, 28 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу”.

В больнице ему заявили, что его надо обрить, на что Преосвященный ответил: “Делайте теперь со мной, что хотите”. В бреду он говорил: “Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет”.

Ангел смерти стоял уже у главы страдальца. За несколько минут до кончины к нему подошел врач и сказал, что кризис миновал и что он может поправиться. Архиепископ Иларион едва слышно прошептал: “Как хорошо! Теперь мы далеки от…” И с этими словами исповедник Христов скончался. Это было 15/28 декабря.

Митрополит Серафим Чичагов, занимавший тогда Ленинградскую кафедру, добился разрешения взять тело для погребения. В больницу доставили белое архиерейское облачение и белую митру. Покойного облачили и перевезли в церковь ленинградского Новодевичьего монастыря. Владыка страшно изменился. В гробу лежал жалкий, весь обритый, седой старичок. Одна из родственниц покойного, увидевшая его в гробу, упала в обморок. Так он был непохож на прежнего Илариона.

Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, а впоследствии Патриарха Алексия I.

Кроме митрополита Серафима и архиепископа Алексия в погребении участвовали епископ Амвросий (Либин) Лужский, епископ Сергий (Зенкевич) Лодейнопольский и еще три архиерея.

Так отошел в вечность этот богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделенный от Господа выдающимися богословскими дарованиями, жизнь свою положивший за Церковь. Его смерть явилась величайшей утратой для Русской Православной Церкви.

https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-troickij-verejskij



Тропарь священномученику Илариону Троицкому, глас 4

Во́ине Христо́в Иларио́не, сла́во и похвало́ Це́ркве Ру́сския, пред ги́бнущим ми́ром Христа́ испове́дал еси́, кровьми́ твои́ми Це́рковь утверди́ся, ра́зум Боже́ственный стяжа́л еси́, лю́дем ве́рным возглаша́ше: без Це́ркви не́сть спасе́ния.

Ин тропарь священномученику Илариону Троицкому, глас 4

Святи́телю Христо́в Иларио́не,/ сла́во и похвало́ Це́ркве Ру́сския,/ ра́зум боже́ственный стяжа́в,/ пред безбо́жники Христа́ дерзнове́нно испове́дал еси́,/ Его́же ра́ди страда́ния претерпева́я,/ лю́дем ве́рным возглаша́л еси́:// без Це́ркве несть спасе́ния.

Кондак священномученику Илариону Троицкому, глас 6

Иларио́не, священному́чениче Христо́в, служи́телей гряду́щаго анти́христа не убоя́лся еси́, Христа́ му́жески испове́дал еси́, за Це́рковь Бо́жию живо́т тво́й положи́. Красо́ новому́ченик Росси́йских, Руси́ святы́я похвало́, ты́ Це́ркве на́шея сла́ва и утвержде́ние.

Ин кондак священномученику Илариону Троицкому, глас 2

Сла́ву ми́ра сего́ оста́вив,/ Христу́ до́блественне после́довал еси́/ и, святи́тельское служе́ние восприи́м,/ венце́м му́ченичества украси́лся еси́,/ и ны́не, Престо́лу Бо́жию предстоя́,/ моли́ся, Иларио́не, иера́рше прему́дре,// спасти́ся душа́м на́шим.

https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-troickij-verejskij
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104630

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #22 : 28 Декабря 2023, 07:05:57 »

Акафист священномученику Илариону, архиепископу Верейскому


Текст акафиста утвержден решением Священного Синода
от 9 июля 2019 года (журнал № 82).

Кондак 1

Избра́нный во́ине Христо́в и свиде́телю ве́рный, еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь во спасе́ние всех испове́давый, за ню́же пострада́ти да́же до сме́рти изво́лил еси́, и ны́не в Це́ркви торжеству́ющей прославля́емый, помина́й нас, любо́вию ти взыва́ющих: Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Икос 1

А́нгела земна́го и челове́ка небе́снаго зрим тя, святи́телю Иларио́не, чистоту́ душе́вную измла́да соблю́дшаго и по́двигом духо́вным дар благода́ти стяжа́вшаго, те́мже ны́не ско́рую по́мощь всем подае́ши, в моли́твах та́ко тя призыва́ющим:

Ра́дуйся, благоче́стия роди́телева насле́дниче;

ра́дуйся, Це́ркве Христо́вы избра́нное ча́до.

Ра́дуйся, от младе́нства уче́нию прилежа́вый;

ра́дуйся, и́стины Боже́ственныя умо́м и се́рдцем взыска́вый.

Ра́дуйся, шко́лу духо́вную, я́ко ма́терь и пита́тельницу, возлюби́вый;

ра́дуйся, тве́рдою пи́щею богосло́вия воспита́нный.

Ра́дуйся, под кро́вом моли́тв преподо́бнаго Се́ргия ве́рою укрепи́выйся;

ра́дуйся, на брань духо́вную с миродержи́телем тьмы ве́ка сего́ изше́дый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 2

Ви́дя ме́сто патриа́ршее пра́здно су́ще в вели́цей це́ркви Успе́нской, рыда́л еси́ се́рдцем го́рце, Иларио́не, и к лю́дем ру́сским взыва́л еси́: Доко́ле пла́кати и́мать земля́? Избра́нну же бы́вшу Патриа́рху Освяще́нным Собо́ром, лику́я воспе́л еси́ Бо́гу побе́дную пе́снь: Аллилу́иа.

Икос 2

Ра́зумом богопросвеще́нным проре́кл еси́ Патриа́рху не ца́рский вене́ц восхи́тити, но му́ченическим венце́м украси́тися, по вся бо дни умира́ти и́мать за Це́рковь Христо́ву. Сим кре́стным путе́м и ты, Иларио́не, Первосвяти́телю сше́ствовал еси́, те́мже вси восхваля́ем тя си́це:

Ра́дуйся, догма́тов и кано́нов церко́вных ревни́телю;

ра́дуйся, о Це́ркви Ру́сской те́плый моли́твенниче.

Ра́дуйся, поруга́ния сла́вы церко́вныя ви́дети не терпе́вый;

ра́дуйся, сло́вом огнено́сным сердца́ ве́рных воспламени́вый.

Ра́дуйся, во избра́нии Патриа́рха исполне́ние ча́яний церко́вных узре́вый;

ра́дуйся, Первосвяти́телю в труде́х и попече́ниих о Це́ркви сподвиза́выйся.

Ра́дуйся, крест служе́ния архиере́йскаго во дни гоне́ний восприе́мый;

ра́дуйся, на ка́мени ве́ры стопы́ твоя утверди́вый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 3

Си́лою Вы́шняго укрепля́емь, Иларио́не, подъя́л еси́ по́двиг служе́ния архиере́йскаго, всем быв вся, и всем себе́ порабо́тив, утеша́я, наставля́я и облича́я, Бо́гу же вы́ну поя́: Аллилу́иа.

Икос 3

Имы́й ре́вность по Бо́зе и ве́лие дерзнове́ние, святи́телю Иларио́не, отсту́пники отгна́л еси́ от оби́тели Сре́тенския, к покая́нию тех призыва́я и ча́да церко́вная во благоче́стии утвержда́я, те́мже приими́ от нас похвалы́ сия́:

Ра́дуйся, враги́ твоя́ и гони́тели любо́вию покрыва́яй;

ра́дуйся, враги́ церко́вныя о́гненными словесы́ опаля́яй.

Ра́дуйся, хитросплете́ния лжепа́стырей расторга́яй;

ра́дуйся, в ве́рности Патриа́рху коле́блемых утвержда́яй.

Ра́дуйся, мно́ги отсту́пники к покая́нию обрати́вый;

ра́дуйся, любо́вию к Це́ркви ве́рных сердца́ испо́лнивый.

Ра́дуйся, лука́выя совопро́сники ве́ка сего́ посрами́вый;

ра́дуйся, за и́стину церко́вную страда́ти изво́ливый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 4

Бу́рею зло́бы смуща́еми гони́тели Це́ркве, у́зы и темни́цы ти угото́ваша, тща́щеся свет испове́дания твоего́ сокры́ти, Иларио́не, ты же, и власть богобо́рную я́ко попуще́ние за грехи́ от Бо́га прие́мля, о всем прославля́л еси́ Промысли́теля всех, поя́: Аллилу́иа.

Икос 4

Слы́ша стра́шныя ве́сти о гоне́ниих лю́тых, не поколеба́лся еси́ душе́ю, Иларио́не сла́вне, но па́че укрепи́лся еси́ ве́рою в Це́рковь Христо́ву, я́ко багряни́цею и ви́ссом, кровьми́ но́вых му́ченик украша́ему. Тя же, я́ко еди́наго от ни́х, священному́чениче, ублажа́ем, воспева́юще ти сицева́я:

Ра́дуйся, омофо́р святи́тельский в день священному́ченика Ермоге́на прие́мый;

ра́дуйся, служе́ние архипа́стырское страда́нием запечатле́вый.

Ра́дуйся, у́зы, темни́цы и го́рькия рабо́ты за Христа́ претерпе́вый;

ра́дуйся, благоду́шием и терпе́нием в ско́рбех сих украше́нный.

Ра́дуйся, нестяжа́ния и кро́тости о́бразе;

ра́дуйся, о гоня́щих и оби́дящих тя моли́твенниче.

Ра́дуйся, богосло́ве, ры́барския мре́жи не возгнуша́выйся;

ра́дуйся, уму́ преизя́щному апо́стольскую простоту́ сочета́вый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 5

Боготе́чная звезда́ яви́лся еси́, Иларио́не, во у́зах солове́цких стра́ждущим лю́те, и́мже смерть предстоя́ше на всяк час, тьму бо зло́бы сатани́нския све́том любве́ просвети́л еси́, уны́ние и страх отгоня́я, соу́зники же твоя́ научи́л еси́ во ско́рбех хвали́ти Бо́га: Аллилу́иа.

Икос 5

Ви́дяще нача́льницы и приста́вницы во узи́лищи му́жество и добро́ту души́ твоея́, Иларио́не чу́дне, де́рзость обы́чную отлага́ху и я́ко архиере́я Бо́жия тя почита́ху, мы же тя я́ко святи́теля и му́ченика си́це восхваля́ем:

Ра́дуйся, простото́ю и кро́тостию вся к себе́ привлека́яй;

ра́дуйся, любо́вию твое́ю вся́кую ду́шу возвеселя́яй.

Ра́дуйся, тщесла́внаго ду́ха фарисе́йскаго обличи́телю;

ра́дуйся, лицеме́рия и лжи искорени́телю.

Ра́дуйся, о́браз Бо́жий нетле́нный в челове́цех прозрева́яй;

ра́дуйся, и са́мых отча́янных гре́шников не отмета́яй.

Ра́дуйся, благоду́шием твои́м страда́льцы утеша́яй;

ра́дуйся, сло́вом ве́ры малоду́шныя возставля́яй.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 6

Пропове́дник и свиде́тель яви́лся еси́ и́стины глаго́ла Христо́ва, я́ко врата́ а́дова не одоле́ют Це́ркви, вся бо су́етная кова́рства князе́й богобо́рных, Иларио́не, я́вна соде́лал еси́, просвеща́ющему и укрепля́ющему тя Бо́гу взыва́я: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́л еси́ Це́ркви Ру́сской, Иларио́не, я́ко звезда́ путево́дная, посреде́ смяте́ний и раско́лов, от слуг сатани́нских всева́емых, ты бо ве́ру и пра́вила церко́вная тве́рдо храня́, со преда́тели и отсту́пники в сове́т не вшел еси́, па́че же страда́ти с людьми́ Бо́жиими изво́лил еси́, те́мже тя, священному́чениче, похваля́ем:

Ра́дуйся, ле́сти богобо́рных не послу́шавый;

ра́дуйся, хитросплете́нныя ко́зни тех разори́вый.

Ра́дуйся, и́стину церко́вную сло́вом богому́дрым пропове́давый;

ра́дуйся, страда́льческим житие́м сло́во сие́ извествова́вый.

Ра́дуйся, архипа́стырей и па́стырей во узи́лищи укрепля́вый;

ра́дуйся, от раско́ла церко́внаго смуще́нных огражда́вый.

Ра́дуйся, к едине́нию с Це́рковию вся призыва́вый;

ра́дуйся, не́мощи собра́тий долготерпе́ти увещава́вый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 7

Хотя́щу ти Це́ркви Христо́ве послужи́ти, Иларио́не, прия́т Человеколю́бец Госпо́дь страда́льческое твое́ житие́ я́ко же́ртву благоуха́нну, хода́тая и моли́твенника тя ве́рным дарова́в, пою́щим Ему́: Аллилу́иа.

Икос 7

Но́вым страстоте́рпцем Це́ркве Ру́сския сочета́лся еси́, Иларио́не достоблаже́нне, егда́ во враче́бнице Петро́ва гра́да тя́жко боля́й, ду́шу твою́ в ру́це Христу́ пре́дал еси́. Ве́рнии же многострада́льное те́ло твое́ погребо́ша со пла́чем, надгро́бныя пе́сни ти воспева́юще:

Ра́дуйся, от уз и заточе́ния сме́ртию разреши́выйся;

ра́дуйся, свобо́ду сла́вы чад Бо́жиих улучи́вый.

Ра́дуйся, на земли́ не о себе́, но о Це́ркви Ру́сской скорбе́вый;

ра́дуйся, на Небеси́ о благостоя́нии ея́ при́сный хода́таю.

Ра́дуйся, верными с любовию провождаемый;

ра́дуйся, А́нгельскими ли́ки во сла́ве срета́емый.

Ра́дуйся, блаже́нств Ева́нгельских соприча́стниче;

ра́дуйся, я́ко мзда твоя́ мно́га на Небесе́х.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 8

Стра́нник и пришле́ц был еси́ на земли́, Небе́снаго Ца́рства взыску́я, о́браз того́ и явле́ние Це́рковь святу́ю в ми́ре сем испове́дуя, и та́йну спасе́ния богодви́жным умо́м испыту́я, богосло́вствовал и хвали́л еси́ Бо́га о сем: Аллилу́иа.

Икос 8

Всем се́рдцем и всем умо́м твои́м Христа́ возлюби́в, Иларио́не блаже́нне, от то́ржища ми́ра к Трапе́зе Госпо́дни лю́ди ру́сския призыва́л еси́, сего́ ра́ди с весе́лием вопие́м ти:

Ра́дуйся, Ева́нгелия Христо́ва пропове́дниче;

ра́дуйся, апо́стольских преда́ний храни́телю.

Ра́дуйся, уче́ний ерети́ческих обличи́телю;

ра́дуйся, писа́ний оте́ческих сказа́телю.

Ра́дуйся, Христа́ краеуго́льна Ка́меня Це́ркве испове́давый;

ра́дуйся, на Ка́мени сем упова́ние твое́ утверди́вый.

Ра́дуйся, умы́ любому́дрыя сло́вом и́стины просвеща́яй;

ра́дуйся, сердца́ проста́я теплото́ю любве́ возгрева́яй.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 9

Все естество́ А́нгельское ра́дости испо́лнися, Иларио́не великоимени́те, восходя́щу ти от земны́х к Небе́сным, ты бо, я́ко но́вая звезда́, на тве́рди церко́вней возсия́л еси́ ве́рным, пою́щим о тебе́ Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́йствуяй умолка́ет язы́к пред та́йною твоего́ за Христа́ страда́ния, мно́гими бо дарова́ньми почте́нный, всебога́те Иларио́не, ничто́же от них пощаде́л еси́, сме́рти Христо́ве сообразу́яся и науча́я нас воспева́ти тебе такова́я:

Ра́дуйся, кре́пость теле́сную во у́зах истощи́вый;

ра́дуйся, кре́пость духо́вную в терпе́нии стяжа́вый.

Ра́дуйся, быстроту́ ума́ послуша́нием Бо́гу связа́вый;

ра́дуйся, благодаре́нием в ско́рбех И́ову подража́вый.

Ра́дуйся, я́ко ри́зы златы́я на ру́бище премени́л еси́;

ра́дуйся, я́ко одеждею весе́лия ны́не обле́клся еси́.

Ра́дуйся, престо́ла церко́внаго нево́лею зде отлуче́нный;

ра́дуйся, Престо́лу Сла́вы ны́не  предстоя́й, я́ко муж соверше́нный.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 10

Спасти́ хотя́ ду́шу свою́, пло́ти, ми́ру и диа́волу не порабо́тился еси́, Иларио́не блаже́нне, но, я́ко зла́то в горни́ле, скорбьми́ мно́гими искуша́емь, терпе́нием ра́зум соверше́н стяжа́л еси́, ра́дуяся о Бо́зе и поя́ Ему́: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ и утвержде́ние Це́ркви Ру́сской во дни безбо́жных гоне́ний яви́лся еси́, Иларио́не святи́телю, те́мже и нас, в мо́ри жите́йстем обурева́емых, от лжеуче́ний и собла́знов изба́ви, вопию́щих ти с любо́вию такова́я:

Ра́дуйся, от ю́ности твоея́ Це́рковь я́ко Ма́терь спаса́емых возлюби́вый;

ра́дуйся, сло́вом и моли́твою мно́гия в ло́но ея́ возврати́вый.

Ра́дуйся, плоть твою́ воздержа́нием ду́ху покори́вый;

ра́дуйся, ум твой уче́нием церко́вным уцелому́дривый.

Ра́дуйся, благоче́стия цве́те нетле́нный;

ра́дуйся, испове́дания плод принося́й.

Ра́дуйся, святи́телей ру́сских удобре́ние;

ра́дуйся, новому́чеников честна́я похвало́.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 11

Пе́ние всеумиле́нное прино́сим ти, Иларио́не, о́тче наш, к ра́це моще́й твои́х любо́вию притека́юще и моля́щеся: не оста́ви оте́чества твоего́ земна́го и оби́тели твоея́, но вся во благоче́стии утверди́, да вы́ну зове́м: Аллилу́иа.

Икос 11

Светоза́рную звезду́ в нощи́ уны́ния су́щим ви́дим тя, Иларио́не небоявле́нне, ты бо свет невече́рния ра́дости в се́рдце нося́, ско́рбный мрак разгоня́еши, возвеселя́я всех вопию́щих ти:

Ра́дуйся, ра́дости тезоимени́тый;

ра́дуйся, от младе́нства Бо́гом избра́нный.

Ра́дуйся, Воскресе́ния Христо́ва и́стинный свиде́телю;

ра́дуйся, сла́вы Ца́рствия в до́льнем ми́ре возвести́телю.

Ра́дуйся, блаже́нную чистоту́ явля́яй;

ра́дуйся, ра́дости о Бо́зе Спа́се па́дшия науча́яй.

Ра́дуйся, я́ко житие́ твое́ при́сное есть Бо́гу хвале́ние;

ра́дуйся, я́ко смерть твоя́ бы́сть Христу́ Воскре́сшему побе́дное пе́ние.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 12

Благода́ть от Бо́га прия́л еси́, Иларио́не, неду́жныя исцеля́ти, ско́рбныя утеша́ти, па́дшия возставля́ти, те́мже и мы, све́тло па́мять твою́ соверша́юще, благода́рно зове́м: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще по́двиг испове́дания твоего́, восхваля́ем тя, святи́телю Иларио́не пресла́вне, тече́ние бо непоро́чно сконча́в и ве́ру соблю́д, пра́вды вене́ц прия́л еси́, те́мже Це́рковь Ру́сская тобо́ю хва́лится, побе́дныя пе́сни ти возсыла́ющи:

Ра́дуйся, во́ине Христо́в непобеди́мый;

ра́дуйся, сто́лпе Це́ркве несокруши́мый.

Ра́дуйся, за́поведей Ева́нгельских исполни́телю;

ра́дуйся, ни́вы церко́вныя де́лателю и храни́телю.

Ра́дуйся, цве́те росси́йскаго лу́га духо́внаго;

ра́дуйся, пло́де кра́сный се́яния спаси́тельнаго.

Ра́дуйся, собо́ра но́вых му́чеников све́тлая звездо́;

ра́дуйся, о земне́м оте́честве при́сный моли́твенниче.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 13

О, преди́вный священному́чениче Христо́в Иларио́не, Це́ркве Ру́сския украше́ние, приими́ ны́не ма́лое моле́ние сие́ на́ше, от тлетво́рных собла́знов изба́ви нас, да от ве́чных мук свобо́ждшеся твои́ми к Бо́гу моли́твами и спасе́ние улучи́вше, воспое́м с тобо́ю Святе́й Тро́ице: Аллилу́иа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

А́нгела земна́го и челове́ка небе́снаго зрим тя, святи́телю Иларио́не, чистоту́ душе́вную измла́да соблю́дшаго и по́двигом духо́вным дар благода́ти стяжа́вшаго, те́мже ны́не ско́рую по́мощь всем подае́ши, в моли́твах та́ко тя призыва́ющим:

Ра́дуйся, благоче́стия роди́телева насле́дниче;

ра́дуйся, Це́ркве Христо́вы избра́нное ча́до.

Ра́дуйся, от младе́нства уче́нию прилежа́вый;

ра́дуйся, и́стины Боже́ственныя умо́м и се́рдцем взыска́вый.

Ра́дуйся, шко́лу духо́вную, я́ко ма́терь и пита́тельницу, возлюби́вый;

ра́дуйся, тве́рдою пи́щею богосло́вия воспита́нный.

Ра́дуйся, под кро́вом моли́тв преподо́бнаго Се́ргия ве́рою укрепи́выйся;

ра́дуйся, на брань духо́вную с миродержи́телем тьмы ве́ка сего́ изше́дый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 1

Избра́нный во́ине Христо́в и свиде́телю ве́рный, еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь во спасе́ние всех испове́давый, за ню́же пострада́ти да́же до сме́рти изво́лил еси́, и ны́не в Це́ркви торжеству́ющей прославля́емый, помина́й нас, любо́вию ти взыва́ющих: Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.



Молитва

О, пресла́вный уго́дниче Бо́жий священному́чениче Иларио́не, о́тче наш, ты во дни маловре́меннаго жития́ земна́го  посреде́  гоне́ний и скорбе́й мно́гих ве́ру сохрани́в, ду́ха не угаси́л еси́ и ве́рныя научи́л еси́, ка́ко подоба́ет жи́ти в Дому́ Бо́жии, и́же есть Це́рковь Бо́га Жи́ва, столп и утвержде́ние и́стины. Сего́ ра́ди к тебе́ припа́дающе мо́лимся: помози́ нам твои́ми моли́твами догма́ты и кано́ны церко́вныя тве́рдо храни́ти, зре́ние согреше́ний свои́х ду́хом смире́нным стяжа́ти, вся́каго челове́ка я́ко нетле́нный о́браз Христо́в по глаго́лу Ева́нгельскому возлюби́ти, ни еди́наго же презира́юще или́ отрева́юще, но всем по си́ле служа́ще, и та́ко Го́сподеви рабо́тающе, да сподо́бимся с тобо́ю и со все́ми новому́ченики Це́ркве Ру́сския воспева́ти Святу́ю Тро́ицу во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svjashhennomucheniku-ilarionu-arhiepiskopu-verejskomu.html
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2023, 21:34:29 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104630

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #23 : 30 Декабря 2023, 21:27:49 »

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ

БОГОСЛОВ-ИСПОВЕДНИК







Московский Сретенский монастырь. Одна из самых древних и почитаемых обителей не только Первопрестольной, но и всей Русской Церкви. На протяжении последних десятилетий здесь действуют духовная семинария и книжное издательство, всемирно известный церковный хор и, конечно, хранится немало великих православных святынь. В их числе – честные мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа Верейского, который в 1923 году настоятелем этой обители.



Из Жития священномученика Илариона, епископа Верейского:

«Священномученик Иларион родился в 1886 году в семье сельского священника в Тульской губернии. Окончил Тульскую духовную семинарию и Московскую Духовную академию, где преуспел в исследовании истории догматического богословия и уже в 27-летнем возрасте, после рукоположения в священнический сан, стал профессором Академии...»

Молодой отец Иларион был одним из самых известных богословов предреволюционных лет. А после революции – стал помощником Святейшего Патриарха Тихона и его викарным епископом.



Но святительское служение было недолгим: в 1923 году начался трагический крестный путь владыки Илариона. И 6 лет спустя после долгих и мучительных скитаний святитель скончался в ленинградской тюрьме.

Как особенно подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из своих Первосвятительских слов:

«Святитель Иларион жил по духу — не по человеческой конъюнктуре, не по так называемому здравому смыслу. Какой здравый смысл мог продиктовать человеку такой образ поведения? Надо было держаться подальше от Патриарха Тихона, быть потише, меньше говорить, искать добрых отношений с тогдашней властью, как это делали обновленцы. Много чего можно было делать — но то была бы жизнь не по духу и не по Божией правде...»

В 1929 году провожавшие епископа Илариона в последний путь ужаснулись: 43-летний владыка превратился в изможденного старика. Но все знали: до последней своей секунды он был примером всем христианам. И подобно Иоанну Златоусту, благодарил Бога за всё.

https://tsargrad.tv/articles/bogoslov-ispovednik_41953
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104630

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #24 : 30 Декабря 2023, 21:33:18 »

Ангел Сретенской обители 10 мая - прославление священномученика Илариона Верейского



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/9724131179381119113

https://vk.com/wall-75679763_91018
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2023, 21:37:05 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!