Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 07 Января 2024, 23:51:31 » |
|
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла7 января 2024 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия 1» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы генерального директора ТАСС А.О. Кондрашова.См.видео по нижеприведённой ссылке:https://www.youtube.com/watch?v=sQNX8-FoIrg— Ваше Святейшество, спасибо Вам огромное в очередной раз за эту традиционную возможность говорить с Вами в Рождество о празднике Рождества. Я поздравляю Вас.— Благодарю Вас сердечно. Для меня тоже это всегда особое событие — встречаться накануне праздника, общаться с Вами и через это общение иметь какой-то разговор с нашим народом. — Ваше Святейшество, этот год будет годом 15-летия Вашей интронизации. Я прекрасно помню, как еще тогда, 15 лет назад, Вы уже говорили о традиционных ценностях — в тот момент, когда многие политики еще показательно морщились, дескать, какие традиционные ценности, если для народного благополучия, для благополучия государства у нас есть институт прав человека, у нас есть демократия, и этого достаточно. В этом году мы уже можем сказать, что традиционные ценности стали частью института права, но Вы все равно продолжаете говорить о традиционных ценностях. То есть Вы думаете, что это пока декларация и за ценности еще стоит побороться? И вообще, какое значение Вы будете придавать этой теме в Вашем Первосвятительском служении?— Хотел бы начать с филологии. Традиция — что это такое? Традиция — это дословно «передача». Другими словами, традиционные ценности — это те ценности, которые передаются. От кого кому, и что это за временной отрезок, в течение которого эти ценности передаются? Отвечая на эти вопросы, мы сразу поймем, о чем идет речь. Речь идет о вечных ценностях, о тех ценностях, которые Богом заложены в саму природу человека. И реализация этих ценностей обогащает человека тем, что является архиважным, непреходящим, во многом определяющим такое понятие, как человеческое счастье. Поэтому здесь никакая не архаика, а здесь свидетельство о чем-то, что выходит даже за границы нашего опыта. Как можно представить ценность, которая существовала всегда и которая переходила из поколения в поколение, от культуры к культуре? Отношение к традиционным ценностям должно быть очень внимательным. Самое главное — чтобы традиционные ценности не отождествлялись исключительно с прошлым и чтобы молодежь это понимала. Традиционная ценность — это то, что принадлежало истории, что принадлежит истории и что идет в будущее. Эти ценности будут сопутствовать человечеству, видимо, до скончания сего мира. — Ваше Святейшество, в прошлом году произошло очень много знаков — мне кажется, добрых, но я хочу знать Ваше отношение к ним. Конечно, это возвращение иконы Троицы авторства преподобного Андрея Рублева. Рака князя Александра Невского теперь установлена на историческом месте в Петербурге. Вами обретена чтимая икона Казанской Божией Матери, теперь ей можно поклониться в Казанском соборе. Вот, мне кажется, добрые знаки. А на Ваш взгляд? И есть ли в этом какой-то тайный смысл?— Эти события настолько значимы, что, конечно, важно попытаться понять, почему это произошло именно сейчас. Почему это не могло произойти раньше? Почему Патриарх, постоянно проходя мимо этой иконы, не задавал себе вопрос, что это никакая не копия, но лик настолько древний, что эта икона не могла быть написана сейчас. Но ведь проходил! — А что и как произошло в какой-то момент? Проходили, как раньше проходили, — и что произошло?— Да-да. А вот тут прохожу, смотрю на икону и думаю: как все-таки научились подделывать под старину, — не понимая, что передо мной подлинник. Беру эту икону в руки, поворачиваю и понимаю, что это старинная икона. И вспоминаю историю о том, что московский список Казанской иконы Божией Матери был якобы похищен из храма на Красной площади. Причем никто не мог объяснить и толком рассказать, как это он был похищен. А что, воров не схватили, или была погоня, и кто вообще сказал, что он был похищен? Нет этой информации. И тогда мне приходит мысль: так может, никто его не похищал, а просто спрятали? Время такое было — спрятали образ; и то, что он оказался в Патриаршей ризнице, тоже неслучайно. Куда же принести этот образ, чтобы его никуда не дели и ни в какой музей не передали? Передали моим предшественникам, по всей вероятности, это был Патриарх Алексий II, и образ находился в Патриаршей ризнице. Вот так произошло мое соприкосновение с этой святыней, и я очень рад, что это произошло не только келейно и образ не остался там, где молится Патриарх, но что появилась возможность вернуть его на то историческое место, где он и находился, на Красной площади. — Но это явно какие-то знаки, или это мы себе так представляем?— Да, хороший вопрос. — Для Церкви, для народа, для государства?— Это очень хороший вопрос. Есть такой текст из Священного Писания: «В злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1:4). Что это означает? Это означает: чтобы принять благодать Божию, чтобы принять чудо, нужно быть к этому готовым. Мы были к этому готовы в советское время? Нет. Мы были готовы в постсоветское время, когда были все эти турбуленции и наше сознание было переключено на совсем другое? Сейчас наступило особое время — я называю это временем сосредоточения. Россия, действительно, набрала силы — и материальные, и интеллектуальные, и научные, и военные. Множество сил! Но Россия набрала, несомненно, и духовную силу. Она стала опорой Православия во всем мире. Церковь наша не просто играет какую-то культурную роль и находится за полями общественной жизни, на периферии, обслуживая пенсионеров. Она в центре жизни людей. Вот когда все эти замечательные изменения нашей жизни состоялись, и явилась Божия Матерь, и не в злохудожную душу, а в открытую душу наших людей. К сердцам, открытым принять эту благодать. Поэтому все связано очень тесно: и состояние людей, уровень их веры, их духовности, их готовности воспринимать святыню, и чудеса, которые Господь совершает. Еще раз скажу: в злохудожную душу не внидет премудрость. Эти события свидетельствуют о большом сдвиге, который произошел в сознании нашего народа и в духовной жизни людей. — Ваше Святейшество, сейчас, как мне кажется, больше всего молятся, взывают к Богу наши ребята там, на передовой, в окопах, перед боем и принимая атаки неприятеля. Слава Богу, у нас уже появилось ощущение абсолютной неотвратимости победы, она будет, мы ее добудем. Но люди продолжают гибнуть — и воины, и мои коллеги журналисты, и простые, обыкновенные люди, горожане, причем как в зоне проведения операции, так и в приграничных районах. Вот как им помочь? Как успокоить, как дать надежду?— Вопрос, на который у меня лично нет ответа, — как? Потому что все это очень индивидуально. Одно слово должно быть обращено к воину, которому дается опаснейшее задание, связанное с прямым соприкосновением с врагом, и он осознает, что мало шансов вернуться после этого задания. Другое дело — это командир, который находится, может быть, вне зоны прямого досягания со стороны врага, но принимает ответственное решение. Ну и так далее — по этой лестнице можно подниматься на самый высокий уровень. Поэтому, я думаю, одного ответа на такой вопрос быть не может. Но я бы вот о чем хотел сказать. Господь не посылает народу испытания, которые он неспособен вынести. Даже Великая Отечественная война, которая сопровождалась огромными страданиями людей, оказалась неспособной разрушить жизнь нашего народа. Вот и те испытания, которые сегодня выпадают на нашу долю, — они, конечно, ранят, но они неспособны убить, они неспособны поколебать нас как народ, они неспособны сокрушить наше мировоззрение, в которое включена любовь к Родине и готовность ее защищать. Поэтому, мне кажется, всякое испытание посылается нам не для нашей погибели или, по крайней мере, духовной погибели, а для того чтобы мы, пройдя эти испытания, стали лучше. В каком-то смысле то, что сегодня с нами происходит, — это экзамен на нашу зрелость, в том числе духовную зрелость. Вот столько лет вы жили в условиях религиозной свободы, вы построили храмы, открыли монастыри, вы стали причащаться Святых Христовых Таин. Священники работают в Вооруженных силах, ребята исповедуются, причащаются перед тем, как идти в атаку, — уже совершенно другое измерение духовной жизни. И вопрос заключается в следующем: а что это все приносит нам как народу, как стране? Глубоко убежден: если бы не было этого возрождения и, сохрани Бог, если бы произошла такая междоусобная брань, то она протекала бы совсем иначе и последствия ее были бы очень опасными для нашей страны. А сегодня у народа, у страны есть потенциал отражать тех, кто чает сокрушить Отечество наше. Именно так мы молимся в особой молитве на Литургии — за мир, за прекращение военных действий и за победу нашу. Надеемся, что так оно и будет. Еще раз хочу подчеркнуть, что наши победы куются не только на поле брани. Они куются начиная с детских садов и школ. Они куются в наших молодежных группах в учебных заведениях, где молодые люди размышляют о стране, о будущем, о своей собственной жизни. Ну и, конечно, Церковь продолжает осуществлять совершенно особое служение. Дай Бог, чтобы мы, мобилизуя все силы, которые у нас есть, стали сильнее — в первую очередь сильнее духовно. Стали более мужественными, более самоотверженными, более заточенными на готовность служить Отечеству и даже, если потребуется, жизнь свою положить за други своя. — Как Вы знаете, есть у нас такие люди, которые не захотели стать сильнее и два года назад, в феврале 2022 года, стали уезжать из страны, — их все чаще называют «испуганцы». Так вот, эти испуганцы, которые, наверное, имели иллюзию того, что рай на земле — там, на Западе, и там им будет хорошо, сейчас, по всей видимости, распрощались с этими иллюзиями, потому что начинают возвращаться. Возвращаются всё больше и больше, и вот здесь две точки зрения. Одни говорят: им надо помогать, надо их вернуть. А другие говорят: да не надо им помогать, общество без таких чище будет! А вот как по-христиански?— Не хочу ничего говорить от своей как бы мудрости или недостаточной мудрости, просто хотел бы сослаться на слово Божие. Притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Вот два сына — один благоразумный, который работал, трудился, помогал отцу, а второй, получив денежки в наследство, промотал их, а потом пришел оборванный, несчастный. Ну и, конечно, возмутился сын благоразумный, потому что отец принял блудного сына. Но ведь эта притча — для всех нас. Не надо отталкивать человека, который согрешил, если он приходит с чувством покаяния, осознания своей вины. Если люди, покинувшие Россию, даже выступавшие где-то и говорившие что-то против, вернулись с пониманием того, что совершили ошибку, то Родина не может их отвергнуть. Другого подхода к этой теме, кроме христианского, я сформулировать не могу. Наверное, могут быть затронуты и какие-то правоохранительные темы, степень вовлечения этих людей в некие преступные действия, но это уже не касается священнослужителя. А я говорю, обращая внимание на то, что среди них есть люди вполне достойные, которые ошиблись, или испугались, или действительно попытались найти в жизни что-то для себя более удобное, комфортное, но были посрамлены на этом пути. И если они с покаянием возвращаются в родной дом, то дело отца заключается в том, чтобы принять их. — Вообще, сейчас весь мир просто в пламени войны, куда ни посмотри. А помните, как Вы были по сути министром иностранных дел Православной Церкви? Уж простите за мое сравнение, но мне кажется, Вы тогда летали по разным городам и странам даже чаще, чем Сергей Викторович Лавров в наши дни. Скажите, пожалуйста: а вообще все страны и народы — в этом мировом разломе, в этом противостоянии — они способны на преодоление раскола, на согласие, на дружбу, на любовь? Вот Вы, с учетом своего большого международного опыта, смотрите вперед с пессимизмом или все-таки оптимизмом?— С реализмом. Не оптимизм, не пессимизм, а реализм. — А в чем он?— Не все так просто. Меня действительно Господь провел через удивительный опыт — я был в 119 странах мира, причем в разные эпохи. Я хорошо помню войну в Юго-Восточной Азии, Южный и Северный Вьетнам. Помню гражданскую войну в Лаосе, я тогда находился на территории этой страны с гуманитарной миссией. Я был членом группы директоров одного фонда, который был создан во Всемирном Совете Церквей для оказания помощи страждущим людям в Юго-Восточной Азии. Небольшой международной группой мы посещали деревни в местах проведения военных действий, с тем чтобы определить проекты, на которые следовало бы направить деньги. Тогда я соприкоснулся со страданиями людей в джунглях. Не буду всего рассказывать, но была тема, с одной стороны, для меня очень интересная, с другой стороны, достаточно опасная. Вот тогда Господь привел меня в соприкосновение с огромными страданиями людей, и я понял, что оказание помощи — это тот ответ, который христиане должны реализовывать. Не знаю, в полной ли мере я ответил на то, о чем Вы меня спросили, но мысль моя ушла в прошлое. Исходя из этого прошлого, я бы хотел так же поступать и сегодня. (Окончание следует)
|