Чудотворная Киево-Братская икона Божией МатериЧудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, явленная в 1654 году, имеет богатую историю. Своими корнями она уходит в древность, словно уносит нас в прошлое, рассказывает о жизни христиан на древнерусских землях — жизни непростой, подвижнической, молитвенной.Первое время образ был наместным, то есть храмовым, в Борисоглебской церкви города Вышгорода (ныне северное предместье Киева, Украина).
Война с Польшей 1659–1667 гг. не обошла стороной и Вышгород. В 1662 году на город напали крымские татары, воевавшие против России в союзе с поляками. Они разрушали дома и храмы, грабили имущество горожан, опустошали церкви. Среди пожарищ и разрухи лежал в руинах и храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Благочестивые люди не допустили поругания иконы и мощей, хранившихся в церкви. Образ Богородицы пустили по Днепру, а мощи святых спрятали под спудом.
Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Вышгороде, современный вид Татары оставляли горящий город, переправляясь через Днепр. Внезапно началась буря, река разыгралась, и враги стали гибнуть в ее волнах. Лишь один татарин, увидев, что икона плывет по воде, ухватился за нее, как за плот. Как только он взобрался на образ Пречистой Богородицы, икона поплыла сама, но вскоре остановилась на середине реки. Татарин испугался. Его крик услыхали монахи и поспешили на помощь. Так была обретена святая икона, а татарин попал в монастырь, принял христианство и стал монахом.
Святую икону Богородицы река вынесла к берегу Подола в Киеве 10 мая 1662 года. Образ Пресвятой Богородицы был с великой радостью принят православными, его перенесли в Киево-Братский монастырь крестным ходом с молитвенными песнопениями. Так икона стала также называться Киево-Братской и долгое время пребывала в этой святой обители.
Слава о чудотворениях от иконы распространилась далеко за пределы Киева и его окрестностей. А в самом городе все важные дела местные жители вершили только после молебна перед святыней. С благословения Царицы Небесной совершались браки, купеческие сделки, велись судебные тяжбы, разрешались споры.
Еженедельно люди собирались перед иконой, чтобы отслужить акафист Богородице. Одни просили о помощи, другие благодарили, получив просимое. Монастыри и храмы заказывали у иконописцев списки с Киево-Братской иконы, чтобы и в их стенах можно было поклониться этой дивной святыне. Вскоре после 1692 года была сложена «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери».
Киево-Братский монастырь и духовная академия, начало XIX в.По традиции каждый год 1 августа и в праздник Богоявления после литургии, которую служил Киевский митрополит, при участии всего городского духовенства крестный ход шел к Днепру. Люди бережно несли на руках Киево-Братскую икону. Любые беды киевляне поверяли своей Владычице и получали скорую помощь.
В 1853 году началась эпидемия холеры. В Киеве в Неделю Всех святых был учрежден крестный ход с Киево-Братской иконой на Житный рынок на Подоле. Там была устроена молельня. В ней служили молебен, а жители с верой ставили рядом с чудотворным образом свои домашние иконы.
Пережили люди с помощью Царицы Небесной и войны, и эпидемии, и стихийные бедствия. Пережили и беды ХХ века, которые многим очевидцам казались началом конца света.
Закрытие монастыря, потеря и обретение чудотворного образа
В 1919 году Братский монастырь советские власти закрыли. Пропал и образ Киево-Братской Богородицы. Долгое время он считался утерянным. Никакой информации о нем, как и обо всех святынях обители, не было до 1990-х годов. Но в результате проведенного в последние годы исследования было установлено: легендарный образ вместе с пятью наиболее ценными иконами монастыря был передан во Всеукраинский музейный городок, учрежденный в 1926 году на территории Киево-Печерской лавры.
Киево-Печерская лавра В книге учета Национального художественного музея Украины (НХМУ) в 1948 году об этих иконах говорится, что судьбы их неизвестны. Но в ХХ и теперь уже в ХХI веке многие святыни переживают повторное обретение. Так случилось с Киево-Братской иконой и с остальными пятью.
Сегодня Киево-Братский образ хранится в коллекции НХМУ. В поистине чудесном повторном обретении иконы верующие видят подтверждение чудотворности образа. Точный список с чудотворной иконы можно увидеть в Покровском Киевском монастыре.
Покровский Киевский монастырь Еще один список Киево-Братской иконы Божией Матери находится в Успенском соборе Звенигорода. Этот образ также прославился чудотворениями. По преданию, иконой Богородицы обнесли городские улицы, когда неприятель подходил к Звенигороду в 1941 году.
Вплотную подошедший к городу враг так и не вступил в его пределы, был отброшен советскими войсками и больше сюда не возвращался. И по сей день от образа случаются исцеления и имеются свидетельства об исполнении многочисленных молитвенных прошений.
Икона на гравюрах
История легендарной иконы отражена не только в преданиях и сказаниях. Существуют гравюры с изображением плывущей по Днепру Киево-Братской иконы.
Гравюра «Богоявление», выполненная на меди, была создана в честь освящения Богоявленского собора Киево-Братского монастыря в 1693 году. На ней изображено Крещение Господне в Иордане-Днепре. По речным волнам к Киеву плывет лодка с Киево-Братской иконой. Слева от реки — храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде, а на холмах противоположного берега высятся церкви города Киева, ниже, на Подоле — Богоявленский собор Киево-Братского монастыря. Среди молящихся людей изображены равноапостольный князь Владимир Святославович со своими сыновьями — святыми страстотерпцами Борисом и Глебом.
Гравюра «Богоявление», конец XVII в. (НБВ) На гравюре Илариона (Мигуры) 1706 года Киево-Братская икона в ризе помещена в искусный барочный киот, украшенный резьбой и медальонами.
На гравюре-панегирике Б.П. Шереметеву 1713 года Киево-Братская икона изображена в ризе, украшенной орнаментом. Ангелы держат корону над головой Богородицы.
Киево-Братская икона Божией Матери. Гравюра, 1713 г. Иконография иконы
Иконография образа восходит по своей композиции к древней Византийской иконе Богоматерь Елеуса. В переводе с греческого это означает «Милующая», или «Умиление».
На всех этих образах внимание Божией Матери и Иисуса Христа обращено друг к другу. Богородица прижимает к Себе Младенца, Он обнимает Ее за шею или рукой касается щеки.
Размеры иконы — 133,5×97 см, оклада — 144×108 см.
В наши дни Киево-Братскую икону украшает риза, изготовленная из серебра с чеканкой и позолотой. Корона, накладка на запястье и звезда на плече Богородицы украшены алмазами, изумрудами, аметистами, жемчугом, кварцем, цитринами.
В общих чертах риза повторяет гравюру 1713 года. Нынешняя риза не имеет изображения ангелов, держащих, как на гравюре, корону над головой Богородицы. Как в былые времена, так и в наши дни украшение икон — это и рукотворное создание подобия рая, и благодарность людей за полученные благодеяния и помощь.
Киево-Братская икона Божией Матери. 70–90-е гг. XVII в. — XVIII в. Оклад. 1-я пол. — сер. XVIII в., 1896 г., 1903 г. (НХМУ) Минуло уже почти пять столетий с тех пор, как Киево-Братская икона была явлена народу христианскому в помощь и утешение. И поныне словно плывет она по водам людского неверия, греховности и сомнений. Поныне Божия Матерь спасает мятущиеся души, помогает в скорбях и указывает путь к Своему Сыну.
Богата наша земля и дивными примерами спасения, и святынями. Богаты и мы, когда узнаем нашу историю, тесно связанную со святынями и исполненную вдохновляющими примерами жизней угодников Божиих.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ruhttps://obitel-minsk.ru/lutschije/2023/06/ikona-kievo-bratskaya