ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВБританию послали прямо с обложки журнала: Греки открыли тайну Риши СунакаФОТО: COMPOSEDPIX/SHUTTERSTOCKПолитический скандал между Лондоном и Афинами вышел далеко за рамки дипломатического политеса. И не припомнить, чтобы пресса одной европейской страны называла премьера другой страны континента "ублюдком" и посылала его на… Да-да, именно туда греческая печать отправила британского премьера Риши Сунака. Греки просто в ярости от британского чванства и пренебрежительного отношения ко всем остальным странам и народам.Без политесаБританский премьер
Риши Сунак отменил свою запланированную встречу с греческим премьером
Кириакосом Мицотакисом из-за того, что тот осмелился публично высказаться о необходимости вернуть в Грецию похищенные британцами ещё 200 лет назад античные скульптуры из Парфенона афинского Акрополя и вывезенные в Англию.
Судьба скульптур, возраст которых превышает два с половиной тысячелетия, была и остаётся "открытой раной" в отношениях Великобритании и Греции на протяжении уже многих десятилетий.
КИРИАКОС МИЦОТАКИС ПОСМЕЛ НАПОМНИТЬ ПУБЛИЧНО О "БОЛЬНОМ ВОПРОСЕ" – СУДЬБЕ УКРАДЕННОГО "МРАМОРА ЭЛГИНА". И СРАЗУ ПОПАЛ В ЧЁРНЫЙ СПИСОК СВОЕГО БРИТАНСКОГО КОЛЛЕГИ. ФОТО: IMAGO/SOTIRIS DIMITROPOULOS /GLOBAL LOOK PRESSНакануне визита Кириакос Мицотакис, отвечая на вопрос BBC о судьбе этих античных ценностей, сказал, что мраморные скульптуры из Парфенона, хранящиеся сейчас в Британском музее, должны вернуться на родину. По его словам, держать одну часть скульптур этого целостного скульптурного ансамбля в Лондоне, а другую – в Афинах – это "всё равно что разрезать картину "Мона Лиза" пополам".
Послали одного или обоих?Даунинг-стрит утверждает, что греческий лидер якобы нарушил некое "соглашение" не высказываться публично по этому вопросу. Греческие официальные лица отрицают, что такое соглашение имеет место. В результате канцелярия британского премьер-министра в последнюю минуту сообщила греческой стороне, что "Сунак недоступен", и предложила греческому премьеру провести встречу с заместителем британского премьер-министра Оливером Доуденом.
В ответ возмущённая подобным унижением Мицотакиса и, соответственно, всей Греции популярное греческое издание Eleutheri Ora не сочло нужным соблюдать хоть какие-то приличия. На первой полосе напечатан огромный портрет Сунака – и на его фоне такими же аршинными буквами надпись по-английски: "Fuck you bastard!" – "Пошёл ты на … , ублюдок!" Причём не совсем ясно, к кому именно адресована эта площадная, нецензурная брань, к Сунаку или к королю Карлу III, поскольку над фото Сунака помещено такое же большое фото британского монарха. Видимо, и короля греки тоже имеют в виду.
История примитивной кражи Речь идет об уникальном собрании шедевров древнегреческого искусства, главным образом мраморных скульптур и рельефов Парфенона афинского Акрополя работы скульптора Фидия и его учеников (438-431 гг. до н.э.). Их похитил и доставил в Лондон в начале XIX века лорд Элгин, посол Великобритании в Османской империи. Это собрание античных скульптур известно под названием "Элгинский мрамор".
ЛОРД ЭЛГИН, ОН ЖЕ ГРАФ ТОМАС БРЮС, ВОШЁЛ В ИСТОРИЮ КАК АНГЛИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ И КОЛЛЕКЦИОНЕР АНТИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. ОДНАКО ГРЕКИ СЧИТАЮТ ЭЛГИНА ВОРОМ, УКРАВШИМ ИХ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ. ФОТО: NATIONAL MEDIA MUSEUM/PERD0/GLOBAL LOOK PRESSВ 1801-1804 годах, когда Греция находилась под властью Османской империи, лорд Элгин, подкупая турецких чиновников, приказал своей "команде" изъять из Парфенона многочисленные скульптуры. Тем самым был причинён значительный ущерб всей скульптурной композиции. Люди Элгина откалывали или срезали части скульптур и отдельные архитектурные образцы. В результате такой варварской деятельности сегодня в Лондоне и в Афинах находится множество разделённых фрагментов одних и тех же скульптур. Например, из 28 сохранившихся статуй фронтона Парфенона 19 были вывезены в Лондон, а 9 остались в Афинах.
ПАРФЕНОН – СИМВОЛ НЕ ТОЛЬКО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, НО И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ ГРЕЦИИ НАШИХ ДНЕЙ. ОДНАКО БРИТАНЦЫ В XIX ВЕКЕ СЧИТАЛИ, ЧТО МОГУТ ВЫВЕЗТИ ИЗ "КОЛЫБЕЛИ ЦИВИЛИЗАЦИИ" ВСЁ, ЧТО ТОЛЬКО ИМ ЗАХОЧЕТСЯ. ФОТО: NATIONAL MEDIA MUSEUM/XEUD0/GLOBAL LOOK PRESSВ 1806 году скульптуры были перевезены в Великобританию, а десять лет спустя английское правительство выкупило их у лорда Элгина. С тех пор они находятся в Британском музее. Греки утверждают, что это была кража и их нужно вернуть на прежнее место – в Парфенон. Со своей стороны британцы утверждают, что Элгин "забрал" скульптуры из Парфенона с разрешения Османской империи.
Бесплодные усилияС тех пор Греция предпринимала множество дипломатических усилий, но все они не привели ни к какому компромиссу с англичанами. Лондон отклонил и посредничество ЮНЕСКО, и даже предложение Греции "одолжить" ей скульптуры на 100 лет перед греческими Олимпийскими играми 2004 года. Правда, многие в Греции скептически отнеслись к идее "одолжить" произведения античного искусства. Это означало бы косвенное признание Афинами британской собственности на них.
ПОВОД ДЛЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО СКАНДАЛА: ВОТ ОНИ, ТЕ САМЫЕ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ ПАРФЕНОНА, КОТОРЫЕ, КАК СЧИТАЮТ В АФИНАХ, БЫЛИ УКРАДЕНЫ БРИТАНИЕЙ. STEVE TAYLOR/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESSВ ходе переговоров о выходе Великобритании из ЕС высказывалась мысль использовать тему репатриации "Элгинского мрамора" как инструмент давления на Лондон, чтобы тот вернул скульптуры. В данном случае Греция могла бы использовать механизм консенсуса при принятии всеми странами ЕС решения об одобрении выхода Великобритании из Евросоюза. Однако Афины не воспользовались этим случаем. Вероятно, потому что бюрократия ЕС дистанцируется от этого вопроса, фактически занимая сторону Лондона.
Дипломатическая бестактностьГреческие политические партии единодушно осудили решение Сунака, назвав его "оскорблением и серьёзной дипломатической оплошностью". А упомянутое СМИ Eleutheri Ora отмечает в обширном материале на эту тему, что эта "дипломатическая бестактность" была допущена всего через две недели после того, как Сунак назначил бывшего премьер-министра Дэвида Кэмерона министром иностранных дел Соединённого Королевства, что "должно было придать кабинету больше веса". Получилось наоборот.
Пренебрежительное отношение Сунака послужит сигналом другим странам того, что Великобритании ещё предстоит вернуться к серьёзному подходу в управлении иностранными делами. Британская дипломатия должна быть направлена на то, чтобы приобретать друзей, а не терять их,– констатирует Eleutheri Ora.
В БРИТАНИИ ТОЖЕ НЕ ВСЕ ОДОБРИЛИ ДЕЙСТВИЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА, НАЗВАВ ИХ "ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ПРОСЧЁТОМ". ФОТО: MARTYN WHEATLEY/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESSМежду тем не только в Греции, но и в самой Великобритании решение Сунака подвергнуто уничтожающей критике. Газета Financial Times, например, назвала его "бессмысленным дипломатическим просчётом" и использовала весьма резкие выражения в своей редакционной статье на эту тему. Financial Times пишет, что решение Сунака "сделало Британию меньше в глазах планеты".
Сдать в арендуЛюбопытно, что вопрос о репатриации "Элгинского мрамора" попал в центр внутриполитической борьбы в Великобритании. Греческая пресса гадает, мол, британский кабинет, возможно, возмутило то, что премьер-министр Греции, находясь в Лондоне, также решил встретиться с лидером оппозиционной Лейбористской партии Киром Стармером.
Как можно винить Мицотакиса за то, что он хочет встретиться с человеком, который, по опросам общественного мнения, вполне может стать следующим лидером Великобритании,- отмечает Eleutheri Ora. А опросы говорят, что Лейбористская партия в настоящее время лидирует с 44% народной поддержки. На стороне консерваторов Сунака только не более 24% избирателей.
ВОЗМОЖНО, ГНЕВ НА ДАУНИНГ-СТРИТ ВЫЗВАЛА ЕЩЁ И ВСТРЕЧА ГРЕЧЕСКОГО ПРЕМЬЕРА КИРИАКОСА МИЦОТАКИСА С ЛИДЕРОМ БРИТАНСКИХ ЛЕЙБОРИСТОВ КИРОМ СТАРМЕРОМ. ФОТО: TEJAS SANDHU/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESSПравительство премьера Сунака считает, что скульптуры афинского Парфенона были "законно приобретены и на законных основаниях принадлежат Британскому музею". А лидер лейбористов Стармер дал понять, что считает возможным решить спор путём соглашения между Британским музеем и правительством Греции о передаче скульптур Афинам "в аренду".
Но в данном случае Стармер мало чем отличается от Сунака, потому что для Афин согласиться на аренду, как уже отмечено выше, значит косвенно признать право британской собственности на античные скульптуры. И в этом смысле и консерваторы, и лейбористы друг друга стоят. "Англичанка гадит" не только русским, но и грекам. При любом премьере на Даунинг-стрит.
Сравнительный анализКак мы уже отметили, в 1816 году коллекция мрамора Парфенона была передана Британскому музею. Перед этим специальная комиссия расследовала все обстоятельства того, как коллекция оказалась в Англии, и представила отчёт британскому парламенту.
Судя по дошедшим до нас свидетельствам, в ходе парламентской сессии многие члены парламента и эксперты осуждали действия лорда Элгина и даже требовали вернуть скульптуры в Афины.
Известно, что даже в английском обществе звучали яростные протесты по поводу действий Элгина, подогреваемые известным филэллином, поэтом-романтиком Джорджем Байроном. Но Риши Сунак, перефразируя М.Ю. Лермонтова, – "он не Байрон, он другой". Ублюдок, по выражению греческой прессы.
https://tsargrad.tv/articles/britaniju-poslali-prjamo-s-oblozhki-zhurnala-greki-otkryli-tajnu-rishi-sunaka_921488