(Окончание)Речь идет об установлении «евхаристического общения и общего служения литургии», что и станет нужным для католиков результатом. Ведь, если униаты убедят представителей «ПЦУ» служить вместе и, скажем так, «причащаться из одной чаши», то это станет явным признанием духовной власти папы Римского над структурой Думенко. После такого от фактического вхождения «ПЦУ» в состав УКГЦ раскольников будет отделять совсем маленький шаг.
На практическим уровне одним из важнейших механизмов продвижения данного процесса станет соответствующая идеологическая обработка «священнических» кадров «ПЦУ», а также формирование общей «богословской» базы, оправдывающей новую унию. В пользу такого вывода, в частности, говорят слова Думенко, сказанные им в эфире канала ICTV вскоре после его избрания главой новой религиозной структуры.
«Мы очертили определенный путь нашего будущего сотрудничества (с УГКЦ) и в дальнейшем будем искать те точки соприкосновения, которые будут нас объединять. Это – в сфере духовного образования, в других сферах нашего бытия», – заявил тогда руководитель «ПЦУ».
Стоит также обратить внимание на недавно анонсированное решение о совместном праздновании Пасхи в 2025 году, которое было озвучено на Синаксе иерархов Вселенского престола. Согласно сообщению издания «Ромфея», в мае 2025 года в Никее (Вифиния) пройдет официальное празднование 1700-летия Первого Вселенского Собора с участием папы Римского Франциска. Пресс-служба Константинопольского Патриархата заявила, что в духе Синаксиса выражено пожелание, чтобы восточное и западное христианство праздновали Пасху вместе. Это должно стать началом установления общей даты ее празднования каждый год. Такой шаг подчеркивает намерение Фанара продвигаться в сторону унии с Римом.
В данном контексте важно понимать – в чем состоит интерес Константинопольского Патриархата в установлении единства с Римом.
Как отметил профессор церковного права юридического факультета Аристотелевского университета в Салониках Кириакос Кириазопулос, цель Ватикана в экуменическом диалоге с Фанаром – превратить Автокефальные Поместные Православные Церкви в униатские. Папский престол хочет, чтобы «Кодекс канонов восточных церквей», изданный в 1990 году папой-поляком Иоанном Павлом II, применялся ко всем Православным Церквам. Ведь данный документ включает в себя догматические правила, навязывающие понтифика как руководителя, обладающего первенством власти.
Цель Ватикана в экуменическом диалоге с Фанаром – превратить Автокефальные Поместные Православные Церкви в униатские
Реализация такого плана возможна только в случае превращение патриарха Варфоломея в де-факто «восточного папу», который сможет единолично управлять всем православным миром и навязывать ему выгодные для РКЦ решения. Вот этой огромной власти, признанной Ватиканом, и добивается глава Фанара, уничтожая на пути к ней церковную соборность, легализуя раскольнические структуры и ослабляя те Православные Церкви, которые выступят против повсеместного превращения православных в униатов.
Соответствующие процессы, запущенные патриархом Варфоломеем, уже привели к разрушению всеправославного единства и глубоким разделениям в православном мире. На сегодняшний день мы являемся свидетелями формирования новой модели мирового Православия, в которой центральное место занимает Константинопольский патриарх с беспрецедентными полномочиями и привилегиями. Это меняет саму природу православного церковного устройства и противоречит соборному принципу, лежащему в основе Православной Церкви.
Основной удар направлен на Русскую Церковь и Церкви Балканского региона, которые выступают наиболее сильными противниками унии и властных амбиций Фанара, вносящих «дымное надмение мира сего», как писали некогда карфагенские отцы Римскому папе Целестину. Цель Константинопольского Патриархата – ослабить эти Церкви путем их дробления и изоляции на международном уровне (в частности, данный процесс мы уже наблюдаем в Прибалтике).
Украина в этой стратегии выступает главным пилотным проектом. Следующими целями могут стать Молдавия, Белоруссия и каноническая территория Сербской Церкви, где планируется создание отдельных «церквей» по образцу «ПЦУ» («парад автокефалий»).
В данном контексте хотел бы отдельно обратить внимание на поддержку, которую оказывают УГКЦ и Фанар главе черногорской раскольнической структуры Борису Бойовичу.
Так, Украинская греко-католическая церковь поспособствовала его легализации, пригласив лидера «ЧПЦ» на конференцию «Вместе сквозь тяжелые времена войны: опыт постюгославских стран и Украины» (Львов, 17–18 апреля 2024 года).
Затем униаты предоставили Бойовичу свою информационную площадку – портал РИСУ. В интервью данному ресурсу черногорский «иерарх» рассказал, что его структура надеется на получение Томоса об автокефалии от Константинопольского Патриархата. Также он заявил, что его структура поддерживает плотный контакт с Фанаром, который, по его словам, отправил наблюдателей «для изучения внутренней организации» т.н. Черногорской православной церкви.
Проблема заключается в том, что в 2019 году в интервью сербскому изданию «Курир» глава Фанара уверял, что никогда не предоставит автокефалию «ложной» (как он выразился) т.н. Черногорской православной церкви. Причем на уточняющий вопрос о том, возможна ли автокефалия, если «ЧПЦ» возглавит кто-то другой (вместо Михаила Дедеича), он категорически ответил: «Нет, нет и нет! Церковь в Черногории – Сербская Православная Церковь, и никаких изменений там никогда не будет».
И вот, по истечении нескольких лет, возникли некие «контакты» с черногорскими раскольниками. Таким образом, Фанар в очередной раз продемонстрировал, что его словам и заявлениям нельзя доверять.
Как в случае с УПЦ, когда патриарх Варфоломей неоднократно утверждал, что признает единственным каноническим главой украинского Православия митрополита Онуфрия, однако впоследствии вторгся на чужую каноническую территорию и предоставил автокефалию украинским раскольникам.
Кто даст гарантию, что он не поступит так позже и с Сербской Православной Церковью? В украинском сценарии представители «УПЦ КП» также много лет поддерживали негласные контакты с Фанаром и в конечном счете добились желаемого, когда изменилась политическая конъюнктура. А противоречие между публичными заявлениями Варфоломея и его действиями было замылено в потоке софистических аргументов.
С учетом сказанного особую важность приобретает готовность Поместных Церквей к защите чистоты веры и канонического порядка. Соборный разум Вселенской Церкви обязан дать оценку действиям Фанара, связанным с продвижением идеи «первого без равных» и движением в сторону унии с Ватиканом. Эти действия выходят за рамки споров о юрисдикции и требуют глубокого осмысления и обсуждения на общецерковном уровне.
Учитывая сегодняшнюю ситуацию, я предлагаю для обсуждения некоторые меры общецерковного характера для защиты единства, канонического порядка и доктринальной чистоты Православия:
1.
Укрепление «Амманского формата»: Амманская встреча, инициированная Иерусалимским Патриархатом, стала одним из первых шагов к обсуждению сложившегося кризиса в Православной Церкви. Этот формат можно развивать как постоянную платформу для диалога и обмена мнениями между Поместными Церквами. Регулярные встречи в рамках этой модели помогут выработать общее видение и механизмы защиты канонического порядка, а также предотвратить возможные будущие расколы.
Если на данном этапе обеспечить соответствующее общение между Предстоятелями Поместных Церквей представляется трудным, то стоит попытаться рассмотреть другие варианты для выстраивания и поддержания постоянной коммуникации. Например, формат проведения систематических встреч доверенных представителей Предстоятелей Церквей, которые бы имели право говорить от имени последних и обладали бы еще рядом серьезных полномочий.
2.
Проведение богословских диалогов и консилиумов: важную роль в сохранении единства играет обсуждение богословских проблем, связанных с канонами, экклесиологией, вопросами первенства и соборности. Организация богословских комиссий, в которые входили бы представители разных Поместных Церквей (например, участвующих в «Амманском формате») и которые готовили бы позиции по наиболее чувствительным вопросам к встречам Предстоятелей Поместных Церквей, позволила бы более глубоко проработать существующие проблемы и найти аргументированные ответы на богословские вызовы. В частности, одним из направлений такой работы могли бы стать анализ и обсуждение на всеправославном уровне документа РПЦ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей».
3.
Усиление роли Поместных Соборов: Поместные Православные Церкви могут проводить собственные Соборы для выработки единых позиций по ключевым вопросам канонического устройства и взаимоотношений с другими Поместными Церквами. Рекомендации и постановления таких Соборов затем могут быть представлены на общецерковное обсуждение.
Поместные Церкви должны единым фронтом выступать против канонических нарушений и раскольнических действий, публично осуждая их
4.
Общецерковное осуждение раскольнических действий: Поместные Церкви должны единым фронтом выступать против канонических нарушений и раскольнических действий, публично осуждая их. Это поможет предотвратить распространение лжеучений и сохранить церковный порядок.
5.
Взаимодействие с мирянами и духовенством: необходимо укреплять связи внутри Церкви, привлекать к обсуждению сложных вопросов как духовенство, так и мирян. Внутрицерковный диалог позволит создать единую позицию по насущным проблемам и укрепить внутреннее единство. Важную роль здесь играет церковная проповедь, просвещение и разъяснение пастве важных вопросов канонического устройства и экклесиологии.
6.
Противодействие внешнему давлению: Поместные Церкви должны объединиться для защиты от внешнего вмешательства, будь то политическое давление, действия радикальных групп или экуменические инициативы, подрывающие догматическую основу и нарушающие канонический порядок. Церковная дипломатия на международном уровне также должна содействовать защите церковных интересов и традиций.
7.
Единое информационное пространство: создание общецерковного информационного пространства, освещающего и разъясняющего позицию Поместных Церквей по спорным вопросам, является важным инструментом для противодействия дезинформации и манипуляциям. Официальные церковные СМИ и интернет-платформы могут способствовать информированию верующих о позиции Церкви и укреплению ее авторитета. Более того, можно было бы рассмотреть вариант создания общего информационного ресурса, на котором бы были представлены позиции Поместных Церквей по наиболее важным вопросам всеправославной повестки дня, освещались наиболее знаковые события из жизни Церквей, а также осуществлялся прямой диалог между богословскими и экспертными кругами Поместных Церквей по всем интересующим их тематикам (формат экспертного «Аммана»).
Развитие этих путей и следование ими, полагаю, позволит Православной Церкви сохранить свои единство и идентичность, а также адекватно ответить на вызовы современности.
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко)22 октября 2024 г.https://pravoslavie.ru/164024.html