Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 09:04:45  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Святитель Иоа́нн (Максимович), митрополит Тобольский  (Прочитано 92 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 29 Октября 2024, 12:22:37 »

Святитель Иоа́нн (Максимович), митрополит Тобольский


Дни памяти:

23 июня - Собор Сибирских святых

3 октября - Собор Брянских святых

29 октября - Обре́тение мощей


Житие

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (1651–1715), был уроженцем малороссийского города Нежина. Он был старшим в семье. В то время как все его братья поступили в военную службу, Иоанн избрал иной путь – служение Церкви Христовой. Успешно окончив Киевскую Могилянскую коллегию, он был оставлен в ней преподавателем латинского языка, пострижен в монашество и назначен на должность проповедника. В 70-е годы, во время войны с Турцией, малороссийский гетман послал в Москву посольство с просьбой о помощи. В числе прочих в составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!) Впоследствии о. Иоанн становится архимандритом Брянского Свенского монастыря, позже – архимандритом Елецкого Черниговского монастыря. А еще через некоторое время (10 января 1697 г.) архимандрита Иоанна в Москве рукополагают в архиепископа Черниговского, вместо в Боге почившего его предшественника – архиепископа Феодосия. С первых же лет своего архипастырского служения святитель Иоанн проявляет свою любовь и заботу о Церкви Христовой: основывает в 1700 г. в Киеве первую духовную семинарию (коллегию), встречается с видными деятелями своей эпохи. В одну из таких встреч с царем Петром Алексеевичем (I) он предсказал ему блистательную победу над шведами. Сложные отношения с фаворитом царя, «баловнем судьбы» князем А. Меньшиковым сыграли роковую роль в судьбе архипастыря – он был направлен в далекий и суровый сибирский город Тобольск на «вакантную» кафедру митрополитом Тобольским и Сибирским. Со слезами провожала малороссийская паства своего святителя.

14 августа (27 августа по н. ст.) 1711 года святитель Иоанн прибыл в Тобольск и был торжественно встречен воеводой, казаками и губернатором. На следующий день Владыка Иоанн возглавлял Божественную литургию в честь праздника Успения Божией Матери в древнейшем за Уралом каменном Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля.

В то время Сибирская митрополия была необъятна, непросвещена. Сибирское духовенство необразовано, по всему Сибирскому краю – множество инородцев, не просвещенных Святым Крещением. Храмы в некоторых местах годами оставались без пастырей, верующие жили и умирали без Святых Таин. Многие из прибывших с митрополитом Иоанном вернулись обратно, не выдержав жизни в суровом крае. Но святитель не пал духом, имея опыт в управлении, избрал надежных помощников и за четыре года сумел поправить положение. Было продолжено просвещение сибирских племен. В этом деле святителю Иоанну много помог схимник-митрополит Филофей (Лещинский).

Была отправлена духовная миссия в Китай, благоустроен Иркутский край. Начато строительство новых храмов. Святитель поддерживал своими личными средствами основанную в 1703 году святителем Филофем славяно-латинскую школу.

Будучи архиереем, святитель никогда не злоупотреблял своей властью. Наоборот, как говорится в его житии, «в личной жизни он был тих, скромен, добродетелен, милосерден к нищим». Часто он, переодевшись в рубище, шел в лачуги бедняков и, постучавшись в дверь со словами: «примите во имя Иисуса Христа», оставлял деньги или вещи, а сам незаметно удалялся.

Для сибирской паствы святитель Иоанн был отцом и молитвенником. Ночами он, запершись в своих покоях, подолгу молился со слезами о спасении своей паствы. За короткое время своего пребывания в Тобольске он успел снискать всеобщее уважение и любовь. 10 июня 1715 года святитель Иоанн, отслужив литургию, дал обед для городского духовенства, а затем, удалившись к себе в комнату, мирно предал душу Богу. Кончину праведника предвидел просветитель Сибири и предшественник святителя Иоанна по кафедре схимитрополит Филофей (Лещинский). Мощи святителя, оставленные до приезда владыки Филофея, оставались нетленными, а по совершении отпевания, погребены в склепе под Софийско-Успенским собором.

Народное почитание святителя

Сразу же после кончины святителя началось его почитание, многие получали по молитве его исцеления, духовную помощь. Особенно помогал святитель Иоанн душевнобольным и страждущим от нечистых духов.

В 1741 году деревянный придел Софийского собора в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, где был погребен митрополит Иоанн, был из-за ветхости разобран, и могила святителя у северной стены оказалась под открытым небом. Жители Тобольска, благоговейно чтившие его память, были недовольны этим обстоятельством. Существуют предания о неоднократном явлении святителя Тобольским митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому). С упреком и скорбью он говорил им: «Могила моя в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел». В 1753 году на пожертвования почитателей придел был восстановлен и освящен во имя свт. Иоанна Златоуста, небесного покровителя св. Иоанна, митрополита Тобольского. Могила осталась в алтаре с правой стороны, над ней было сделано резное надгробие и повешен вверху портрет святителя. В 1826 году из-за трещины в стене собора потребовалось разобрать фундамент, и мощи святителя были заново перезахоронены. При этом обнаружили, что мантия и клобук святителя, которым были покрыты мощи, совершенно нетленны.

10 июня 1891 года преосвященным Иустином было сделано распоряжение тобольскому духовенству, названное «завещанием», в котором он просил, молил и властью от Бога данной приказывал, чтобы «в Иоанно-Златоустовском приделе в течение года, кроме великих постов, на все будущее время неотложно совершаемы были Божественные литургии, с поминовением святителя Иоанна за упокой и панихидами по нем, да сопричтет его Господь Бог к лику святых угодников Своих и молитвами его помилует и спасет нас, грешных, почитателей святой памяти его!», а все, желающие себе спасения, записали бы святое имя усопшего в свои поминальники. Написанное собственноручно «завещание» преосвященного Иустина было помещено в рамку под стекло, рядом с изображением святителя.

Надо сказать, что в городе Тобольске, как и в епархии, имелось много прижизненных портретов святителя. Также и на стене собора над местом прежнего погребения митрополит Иоанн был изображен во весь рост в белом клобуке и голубой с источниками мантии с крестом в правой и жезлом в левой руке. Видно было, что святитель был высокого роста, мужественен, имел седые волосы и такую же бороду, длинную и окладистую. На бледном лице запечатлелось глубокомыслие, кротость и человеколюбие. Церковное почитание святителя началось задолго до прославления. Уже в 1879 году в день преставления святителя Иоанна 10 (23) июня совершался Крестный ход с иконой Спасителя.

Жители Тобольска с нетерпением ожидали прославления своего любимого архипастыря. Так, в 1900 г. по распоряжению епископа Антония (Каржавина) сооружена серебряная рака с позолоченной сенью. В эту раку при епископе Варнаве (Накропине) с верой в ближайшее прославление 16 (29) октября 1914 года были переложены честные останки святителя. Это было уже второе обретение мощей. Так же, как и при первом обретении, честные останки угодника Божия были освидетельствованы комиссией, которая подтвердила нетление останков святителя.

Прославление святителя

В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных 40 случаях благодатной помощи. Но в 1915 году в связи с Первой мировой войной прославление не состоялось. Однако в декабре 1915 года по высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Белавин) для выяснения обстоятельств местного почитания (будущий патриарх Всея Руси). Он записал новые исцеления и предоставил отчет Синоду, осмотрел останки и опечатал гроб своей печатью. «Тщательная проверка дает полное основание для Всероссийского прославления, приспел час для совершения сего светлого праздника», – писал он в своем донесении Синоду.

Прославление святителя Иоанна состоялось 10 (23) июня 1916 года, в 201-ю годовщину его блаженной кончины. Со всей России съехались архиереи, священники и миряне. Множество народа стремилось очистить себя покаянием – так что на помощь градским священникам с 1(14) июня пришло епархиальное духовенство. Аналои с крестами и Евангелиями были поставлены на Соборной площади, и более 30 священников ежедневно исповедовали, служили молебны, панихиды, проповедовали прямо под открытым небом. Паломников было больше, чем жителей города (30 тысяч). Возглавил торжества маститый старец, апостол Сибири, высокопреосвященнейший митрополит Московский Макарий (Невский). На торжествах также присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода А.Н. Волжин, множество архипастырей, впоследствии пострадавших за веру Православную и прославленных в лике новомучеников. Среди них – еп. Сильвестр Омский, митр. Вениамин Петроградский, прот. Иоанн Восторгов и др.

Мощи святителя Иоанна покоятся ныне в Покровском соборе Тобольского кремля. Память совершается 2 раза в год – 23 июня и 29 октября (по н. ст.).

Источник: Сибирская православная газета




Тропарь, глас 8

Наста́вниче благоче́стия,/ сиро́тствующих пита́телю,/ скорбя́щих уте́шителю, неду́гующих врачу́ безме́здный,/ душе́ю стра́ждущих ско́рый помо́щниче,/ те́плый моли́твенниче о всех ко Го́споду,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Яви́лся еси́ во тьме неве́дения пребыва́ющим просвети́тель,/ вдов и сиро́т уте́шитель,/ ди́вный врач немощству́ющих,/ младе́нцев и отроко́в наста́вник,/ роди́телем же пресве́тлое ра́дование,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га пода́ти стране́ на́шей в ве́ре утвержде́ние,/ во́инству на́шему на враги́ побе́ду и одоле́ние,// лю́дем же свои́м ве́лию ми́лость.



Молитва

О, святи́телю Христо́в Иоа́нне, Бо́жию Престо́лу со святы́ми предстоя́й! Ты еси́ оте́ц наш любвеоби́льный и моли́твенник наш те́плый. Умоли́ Го́спода Бо́га, да пода́ст нам коего́ждо потре́бно поле́зная: скорбя́щим утеше́ние, немощны́м здра́вие, заблу́ждшия да наста́вит и обрати́т на путь покая́ния, ра́спри и раздо́ры умири́т, неве́дущия Христа́ лю́ди на путь спасе́ния да обрати́т и всех нас едине́нием ду́ха и любве́ в Еди́ней Святе́й Свое́й Це́ркви соедини́т, да сохрани́т нас от гла́да, гра́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, междоусо́бныя бра́ни и напра́сныя сме́рти, наипа́че же от искуше́ний, облежа́щих нас в жи́зни сей, да да́рует нам ми́рное пожи́ти зде житие́ и ве́ру свою́ Правосла́вную невреди́му соблюсти́. О святы́й уго́дниче Христо́в, архипа́стырю, предо́брый, моли́твенниче наш неусы́пный! От ю́ности всего́ себе́ Бо́гу посвяти́в, равноа́нгельное житие́ стяжа́л еси́, испо́лнен бе ра́дости духо́вныя, я́же озаря́ше све́тлость ли́ка твоего́ и сердца́ ве́рных утеша́ше, пои́стине бе свети́льник горя́й и светя́й, святоле́пно пожи́в, от Го́спода сподо́блен бе да́ра прозре́ния, вре́мя кончи́ны своея́ предуве́да, моля́ся пред о́бразом Пречи́стыя Богоро́дицы, коленопреклоне́нне преста́вися; ны́не проси́ Ю́ о нас, да бу́дет нам Покрови́тельница в сей многотру́дней жи́зни и в час кончи́ны на́шея да умо́лит Всеблага́го Го́спода сподо́битися нам в ли́це благоугоди́вших предста́ти Престо́лу Его́ и восхвали́ти в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-tobolskij-maksimovich
« Последнее редактирование: 29 Октября 2024, 12:38:39 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 29 Октября 2024, 12:32:37 »

Илиотропион, или cообразование с Божественной волей (творение свт.Иоанна)


Содержание

Предисловие

Часть первая. О познании воли Божией

Глава I. О Божием попущении
Глава II. Что, как и почему Божественная воля то или другое попускает
Глава III. О том, как из непостижимых судов Божиих мы можем узнавать Его святую волю
Глава IV. О том, как мы можем узнать во всех делах и явлениях волю Господню
Глава V. О том, как проявлялась воля Божия в Господе нашем Иисусе Христе и в каких преимущественно поступках мы должны сообразоваться с нею

Часть вторая. Сообразование человеческой воли с Божественной

Глава I. О всецелом предании каждым своей жизни и своей воли в распоряжение воли Божественной
Глава II. Какая человеческая воля преимущественно достойна соединения с Божией волей
Глава III. О том, как воля человеческая должна сообразоваться с волей Божественной при различных жизненных обстоятельствах
Глава IV. О том, какой смысл и значение слов: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли и с каким расположением духа должна произносить эти слова
Глава V. Признаки или свойства человеческой воли, согласной с Божественной волей

Часть третья. О полезных плодах человеческой воли, утвердившейся в последовании во всех делах своих воле Божией

Глава I. О том, какое успокоение душе приносит согласие нашей воли с Божественной волей
Глава II. О том, возможно ли, чтобы кто-либо никогда не подвергался скорбям? Скорбей и неприятностей не избегает даже и тот, кто сообразует свою волю с Божественной волей
Глава III. Сообразование человеком своей воли с Божией волей составляет благоприятную жертву Богу
Глава IV. Совершенствование человека зиждется на сообразности желаний и действий с объявляемой ему волей Божией в законе или же через действительные предназначенные от Бога события
Глава V . Сообразование человеческой воли с Божественной – величайшее добро в жизни
Глава VI. Сообразность воли человеческой с Божественной волей есть небо вне неба, истинное блаженство жизни

Часть четвертая. О том, как уклоняться от препятствий, мешающих воле человеческой сообразоваться в своей деятельности с Волей Божией

Глава I. О том, что более всего препятствует нам жить по воле Божией
Глава II. О том, как пагубно неразумное наше своеволие, если оно не будет ограничено и укоренится в человеке
Глава III. О том, каким способом наша воля может быть покорной воле Божией во всем, даже и в том, чего бы мы и не желали
Глава IV. Поучительный пример для людей, уклоняющихся от повиновения Божиим распоряжениям
Глава V. О том, что наиболее утверждает в нас непокорность Богу
Глава VI. О том, что нам должно быть готовым к самоотвержению и к покорности своей воли Богу как в тяжких и невыносимых испытаниях, так и во время часа смертного

Часть пятая. О пособиях воле человеческой сообразоваться в своей деятельности с Божественной волей

Глава I. О том, что сообразование человеческой воли с Божественной не может состояться без совершенного упования нашего на Бога
Глава II. В чем заключается упование на Господа
Глава III. О том, каким способом мы можем утверждать в себе крепкое упование на Бога при обстоятельствах, противных нашей воле
Глава IV. О том, какое упование на Бога имели все святые
Глава V. О том, сколь многими благодатными дарами вознаграждает Бог уповающих на Него
Глава VI. Упование на Бога ослабевает и изнемогает без познания о Провидении Божием
Глава VII. О том, как велико Провидение Божие о наших потребностях в жизни
Глава VIII. Провидение Божие о праведниках
Глава IX. О провидении Божием, относящемся к друзьям и врагам
Глава X. Каково сомнение или маловерие у многих людей
Глава XI. О том, что от познания Божественного Провидения происходит величайшее упование на Бога, от истинного же упования рождается в нас согласие с Богом и Его Божественной волей
Глава XII. Заключение, содержащее в себе наименование описанных в этой книге предметов с кратким обозначением их сути


https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolskij/iliotropion/

Ссылка на аудио:

https://azbyka.ru/audio/iliotropion-ili-soobrazovanie-s-bozhestvennoj-volej.html


Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 29 Октября 2024, 12:37:41 »

Илиотропион. Предисловие


Предисловие

B 1714 году в Чернигове была издана книга с длинным заглавием «Илиотропион, то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского и всея Сибири, изданный по его же благословению в типографии Св. Троицкой Ильинской Черниговской обители, напечатанный року 1714. Пять книг». Эта книга сразу привлекла к себе интерес как читателей, так и издателей; за короткое время она выдержала несколько переизданий. В XIX в профессором Иваном Андреевичем Максимовичем был выполнен перевод книги со славяно-русского диалекта на русский язык1.

Святитель Иоанн Тобольский в качестве оригинального латинского текста пользовался текстом произведения немецкого писателя и проповедника монаха Иеремии Дрекселя (1581–1638), еще в 1627 году в Мюнхене издавшего сочинение «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina» (Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной) в пяти книгах. В 1630 году «Илиотропион» Дрекселя был переведен на польский язык, а в 1688 году в Москве издан перевод с польского на русский, выполненный иеродиаконом Феофаном. Святитель Иоанн (Максимович) использовал для своего перевода оригинальный латинский текст, несколько переработав его и адаптировав для православного, и в частности русского, читателя.

Можно назвать множество примеров перевода на русский язык западной нравоучительной и духовной литературы, но случай с «Илиотропионом» исключителен тем, что это произведение в своем русском переложении настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика. Нечто подобное можно сказать лишь об известной книге «Невидимая брань», за которой прочно закрепилась атрибуция преподобному Никодиму Святогорцу (†1808). Русский перевод этого труда был осуществлен святителем Феофаном Затворником с издания преподобного Никодима, который сам перевел на греческий язык книгу Лоренцо Скуполи, несколько переработав ее и дополнив ссылками на греческих отцов.

Рассматривая книгу «Илиотропион», невозможно обойти вниманием безусловно незаурядную личность ее русского переводчика. Святитель Иоанн (Максимович) – известный иерарх в непростое для Русской Церкви петровское время, переводчик, писатель и поэт. Родился он в середине XVII в. в дворянской семье2. После окончания Киево-Могилянской коллегии был оставлен там преподавателем латинского языка. Вскоре в Киево-Печерской лавре он принимает монашеский постриг и рукоположение сперва в диаконский, а потом в священнический сан. В лавре молодой иеромонах Иоанн несет послушания проповедника и эконома.

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, вероятно желая видеть отца Иоанна своим преемником, в 1695 году вызвал его в Чернигов и назначил архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря. В 1696 году, после смерти святителя Феодосия, архимандрит Иоанн поставляется на Черниговскую кафедру. Время пребывания архимандрита Иоанна на Черниговской кафедре оказывается расцветом его творческой и просветительской деятельности. В частности, он основал духовное учебное заведение – Черниговский коллегиум – которое, по его замыслу, должно было стать подготовительным училищем для Киево-Могилянской академии3. В это же время святитель Иоанн создает немало литературных трудов.

В последние годы своей жизни святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири. На новой кафедре он не оставляет просветительскую деятельность, но берет на себя также и миссионерские труды. Заботясь о распространении христианства, он посылает миссии к остякам, вогуличам и другим народам. В 1714 году святитель Иоанн отправил в г. Пекин первую духовную миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). Святитель Иоанн отошел ко Господу 10 июня 1715 года и двести лет спустя, в 1916 году, был причислен к лику святых.

Практически все литературные труды святителя Иоанна приходятся на время его пребывания на Черниговской кафедре. Его поэтические сочинения дидактико-нравоучительного характера переиздавались и пользовались большой популярностью. Наиболее известны и значимы его стихотворные произведения – «Алфавит святых» (1705), «Богородице Дево» (1707), «Осьм евангельских блаженств» (1709). Его стараниями переводились и издавались произведения многих западноевропейских богословов и проповедников. В 1708 году издается книга «Феатрон, или Позор нравоучительный, царем, князем, владыкам и всем спасительный», перевод сочинения папского каноника XVII в. Амвросия Марлиана, выполненный с некоторыми изменениями текста оригинала.

В 1709 году выходит в свет «Царский путь креста» – перевод с латинского книги Бенедикта Хефтена «Regia via crucis» (1635). Кроме католических авторов святитель Иоанн перевел и произведение немецкого лютеранского богослова Иоанна Гергарда (†1637) «Meditationes sacrae».

Эта книга, имевшая в русском переводе заглавие «Богомыслие в пользу правоверных», переиздавалась трижды, но позднее в ней усматривается «многая люторская противность», в 1720 году книга была запрещена.

Самой же известной и читаемой книгой, связанной с именем святителя Иоанна (Максимовича), несомненно оказывается «Илиотропион». Поскольку первоисточником послужил труд католического монаха, то естественно, что книга изобилует цитатами и ссылками на западных богословов и церковных авторитетов. Конечно, больше всего автор обращается к блаженному Августину, который, кажется, ни в одном из своих значимых произведений не обошел тему взаимоотношений воли Божией и воли человека. Взаимоотношения Бога и свободной человеческой личности подробно излагаются и анализируются в его духовной автобиографии – «Исповеди». Исследованию путей Промысла Божия в истории посвящено обширное сочинение в тринадцати книгах «О граде Божием».

Кроме того, тема воли Божией и человеческой свободы развивается Августином и в богословской полемике с британским монахом Пелагием и его последователями.

В крайних своих формах пелагианство утверждало полную свободу человеческой воли и способность человека собственными силами достичь совершенства, принижая, а порой и совсем отвергая значение благодати и Промысла Божия в деле спасения. В полемике с пелагианством блаженный Августин отстаивал несомненное значение в деле спасения Божественного действия – благодати. Подчеркивая то, что в грехопадении исказилось все человеческое естество, в том числе и его воля, блаженный Августин утверждал, что сам человек свободным решением своей воли может лишь стремиться к чему-либо, но осуществить эти благие стремления он способен только с помощью благодати. Утверждая исключительное значение воли Божией в деле домостроительства спасения, блаженный Августин говорит о том, что Господь Сам предопределяет к спасению тех или иных людей. В западном богословии учение Августина о предопределении послужило основанием многовековых споров о соотношении свободы и благодати. Наиболее взвешенные суждения по этой проблеме звучали у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, учившего о соработничестве благодати Божией и свободной воли человека в деле спасения.

Однако богословскую позицию блаженного Августина в вопросе о значении свободной воли и благодати Божией не следует утрировать. Ее достаточно ясно формулирует иеромонах Серафим (Роуз). Отметив, что «фундаментальной ошибкой Августина была его переоценка роли благодати в христианской жизни и недооценка роли свободной воли», он пишет: «Никогда, конечно, Августин не отрицал свободной воли. В самом деле, отвечая на вопросы, он всегда защищал ее и порицал тех, кто “превозносит благодать до такой степени, что отрицает свободу человеческой воли и, что более серьезно, утверждает, будто в день Суда Бог «не воздаст каждому человеку по его делам» (Письмо 214).

В некоторых из его писаний защита свободной воли не менее сильна, чем у святого Кассиана. Достоверный факт, что Августин сам был отцом монашества на Западе, основавшим собственные монашеские общины – как мужские, так и женские, и написал основополагающие монашеские “Правила”, ясно показывает, что в действительности он понимал значение аскетической борьбы, которая немыслима без свободной воли. Поэтому в целом, и особенно когда нужно дать практический совет христианским подвижникам, блаженный Августин преподает истинное православное учение о благодати и свободной воле – насколько это возможно в пределах, ограниченных его богословской точкой зрения»4.

Что же касается «Илиотропиона», то здесь предпринимается попытка избежать полемических крайностей позиции блаженного Августина. В книге приводятся многочисленные цитаты из творений святителя Иоанна Златоуста и преподобного Иоанна Кассиана. Кроме древних отцов неразделенной Церкви, автор активно использует труды известного французского мистика, «красноречивого Бернарда» Клервоского (XII в.), которого он называет вторым западным учителем после Августина, итальянской подвижницы Екатерины Сиенской (XIV в.)5, провозглашенной в XX в. «учителем Католической Церкви», Фомы Аквинского (XIII в.), Фомы Кемпийского (XV в.) и многих других западных богословов.

Такой выбор богословских авторитетов для православного святителя, которому в конечном итоге и атрибутируется русское издание «Илиотропиона», оказывается не случайным. В малоросских духовных школах, а с XVIII в. уже и во всех российских, влияние западного богословия было весьма велико. Образование велось на латинском языке, в качестве учебников использовались богословские труды западных авторов. С одной стороны, это объясняется тем, что в то время общие государственные тенденции все сферы жизни страны ориентировали на Запад и европейские образцы. С другой стороны, необходимо признать, что русская духовная школа нуждалась в определенном развитии и обновлении, а православная система духовного образования и просвещения на христианском Востоке была уничтожена с падением Византийской империи.

Сложившееся в сфере российского духовного образования положение безусловной зависимости от западных богословских образцов начинает между тем с конца XIX века вызывать острую озабоченность у русских православных богословов. К «освободительным войнам» в области русского богословия против «латинско-немецкого засилья» активно призывал священномученик Иларион (Троицкий). Против «западного пленения» православного богословия решительно выступали многие замечательные проповедники двадцатого столетия.

Соглашаясь с их призывами вернуться к истокам святоотеческого православного богословия и аскетики, не стоит забывать о том значении, которое имели для возрастания в доброделании и вере многих поколений православных христиан такие книги, как «Невидимая брань», «Подражание Христу» и, наконец, «Илиотропион». Сочинение итальянского монаха Лоренцо Скуполи (1530–1610) «Combattimento spirituale» («Брань духовная») было впервые издано на русском языке еще в 1784 году. Однако, как отмечалось выше, настоящую популярность в России эта книга приобретает с 1892 года, под названием «Невидимая брань» в переводе святителя Феофана Затворника, который выполнил свой перевод не с оригинального текста, а с греческого переложения, осуществленного преподобным Никодимом Святогорцем. Творение католического аскета Фомы Кемпийского «Подражание Христу» (кстати, в «Илиотропионе» на это сочинение дается множество ссылок) становится известным в России еще раньше. Впервые на русский язык ее перевел митрополит Антонин (Стаховский; †1740). Святитель Димитрий Ростовский почти на каждой странице своего «Алфавита Духовного» приводит мысли и даже цитаты из произведения Фомы Кемпийского. Интерес к этой книге у образованных слоев общества сохраняется и в XIX в., в 1898 году ее вновь переводит сам обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев.

Думается, что верному отношению к подобного рода западной переводной литературе духовно-нравственного характера можно научиться у святителя Филарета, митрополита Московского. В одном из писем он говорит о своем общении с архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой пустыни Игнатием (Брянчаниновым), будущим святителем, одним из самых активных и решительных противников католических произведений и, в частности, книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу». В связи с этим святитель Филарет вспоминает слова святителя Димитрия Ростовского, который говорил, что «Фома Кемпийский хотя иностранный купец, но приносит добрый товар».

В основу издания «Илиотропиона», предпринятого Сретенским монастырем, был положен русский перевод, выполненный и изданный в XIX в. Иваном Андреевичем Максимовичем. К сожалению, дореволюционное издание этого текста содержит немало грамматических ошибок и стилистических погрешностей. В настоящем издании эти недочеты, а также места несколько архаичные и не вполне ясные были исправлены и устранены.

Исправлен также ряд вопиющих смысловых ошибок, которые вкрались в книгу в результате двойного перевода. Например, в прежнем издании преподобный Иоанн Кассиан Римлянин отождествлялся с писателем V в. Кассиодором, некий адресат блаженного Иеронима Юлиан был назван императором Юлианом Отступником, святитель Мартин Турский был назван «Туринским». Таких примеров можно привести десятки.

Кроме того, к тексту настоящего издания прилагаются примечания, в которых представлены краткие сведения об основных персоналиях, упоминаемых в книге, а также даны некоторые другие необходимые комментарии. Для многих цитат, приведенных в книге, указаны точные ссылки.

Священник Александр Гумеров

* * *

1 *И.А. Максимович ошибочно полагал, что святитель Иоанн сам написал этот труд на латинском языке в бытность свою преподавателем Киево-Могилянской академии.

2 *Из славного рода Максимовичей происходит и другой замечательный святитель – иерарх Русской Православной Церкви за рубежом Иоанн, епископ Шанхайский и Сан-Францисский (1896–1966). Между этими святителями очевидна не только родственная, но и глубокая духовная связь. Известно, что первую Православную миссию в Китае благословил святитель Иоанн Тобольский, а его младший сродник в течение пятнадцати лет нес в Китае архипастырское служение. «Илиотропион», переведенный святителем Иоанном Тобольским, изобилует ссылками на блаженного Августина Иппонийского, которого, как и других западных святых единой неразделенной Церкви, весьма почитал и сан-францисский святитель.

3 *Статус академии был закреплен за Киево-Могилянской коллегией царским указом в 1701 году.

4 *Иеромонах Серафим (Роуз). Вкус истинного Православия: Блаженный Августин, епископ Иппонийский. – М., 1996.

5 *В комментариях дореволюционного издания ошибочно утверждалось, что имеется в виду древняя великомученица Екатерина.


https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolskij/iliotropion/3_1
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 29 Октября 2024, 12:50:02 »

Акафист святителю Иоанну Тобольскому, Сибирскому чудотворцу


Текст акафиста утвержден для употребления за богослужением и в домашней молитве на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года (журнал № 68).

Кондак 1

Возбра́нный чудотво́рче и прему́дрый па́стырю, свети́льниче Бо́жий, осия́вый страны́ Сиби́рския, восхваля́ем тя любо́вию, свя́те Иоа́нне, о чудесе́х твои́х ра́дующеся. Ты же, предстоя́й Су́щему в невече́рней сла́ве Царю́ Небе́сному, моли́ от вся́ких бед сохрани́тися пою́щим Ти: Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Икос 1

А́нгелы удиви́л еси́ пресла́вным житие́м твоим, святы́й о́тче, серафи́мски возже́г свяще́нный пла́мень ве́ры в Зижди́теля Прему́драго, и возлюби́л еси́ ма́лых сих, и́хже Бо́г Сло́во бра́тию Свою́ нарица́ет. Те́мже и мы, покланя́ющеся ти, взыва́ем:

Ра́дуйся, тве́рдый ка́меню ве́ры Православныя;

ра́дуйся, све́точе любве́ христиа́нския.

Ра́дуйся, пра́вды Христо́вы служи́телю;

ра́дуйся, И́стины Бо́жия носи́телю.

Ра́дуйся, просла́вивый Отца́ Небе́снаго до́брыми де́лы твои́ми;

ра́дуйся, ца́рствуяй во сла́ве Бо́жией со все́ми святы́ми.

Ра́дуйся, любо́вию твое́ю объе́мляй стра́ждущия;

ра́дуйся, моли́твою твое́ю спаса́яй погиба́ющия.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 2

Ви́дя жите́йское мо́ре, бу́рею напа́стей воздвиза́емое, к ти́хому приста́нищу оби́тели Пече́рския прите́кл еси́, крестолю́бче, и отре́кся тле́ннаго ми́ра, Ве́чному Бо́гу воспе́л еси́: Аллилу́иа.

Икос 2

Ра́зум чи́ст от Бо́га тебе́ дарова́ся, о́тче Иоа́нне, и ты, я́ко ве́рный раб, де́лавый и труди́выйся, умно́жил еси́ благода́ти тала́нт, те́мже призва́ тя Госпо́дь в ра́дость ве́чную. Мы же пое́м ти, Богому́дре:

Ра́дуйся, бде́нием чистоту́ ума́ сохрани́вый;

ра́дуйся, поще́нием стра́сти плотски́я умертви́вый.

Ра́дуйся, зми́я лука́ваго смире́нием победи́вый;

ра́дуйся, бога́тство нетле́нное получи́вый.

Ра́дуйся, се́рдце вели́кое в терпе́нии стяжа́вый;

ра́дуйся, о́рле, к небеси́ умозре́нием воспари́вый.

Ра́дуйся, по пути́ кре́стному шествовавый;

ра́дуйся, Ца́рствие Небе́сное насле́довавый.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 3

Си́лою Креста́ неустраши́мо подвиза́лся еси́, преподо́бне Иоа́нне, проти́ву кня́зя ми́ра сего́, воинствуя за Це́рковь и водружа́я зна́мение побе́ды Христо́вы с пе́снею: Аллилу́иа.

Икос 3

Име́я неоску́дное милосе́рдие ко вся́кому челове́ку, о́тче Иоа́нне, яви́лся еси́ скорбя́щим утеше́ние, заблу́дшим вразумле́ние, оби́димым заступле́ние, о си́рых и вдови́цах неусы́пное попече́ние и всем помо́щник во спасе́нии. Благодари́м о тебе́ Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, и тебе́ прино́сим пе́ние сие́:

Ра́дуйся, во́лю твою́ во́ли Бо́жией сообразова́вый;

ра́дуйся, ве́рою благода́ть позна́вый.

Ра́дуйся, благода́тию доброде́тели стяжа́вый;

ра́дуйся, всего́ себе́ ни́щим отда́вый.

Ра́дуйся, в ми́лости неизме́нный;

Ра́дуйся, врачу́ безме́здный.

Ра́дуйся, немощны́м от всея души́ послужи́вый;

Ра́дуйся, и́стинно Христу́ угоди́вый.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 4

Бу́рю за́висти воздви́же лука́вый в се́рдцах рабо́в самолю́бия, да погуби́т де́ло твое́, и научи́ гордыя клевета́ти пред цари́ на тя, побо́рниче благоче́стия. Бог же изведе́ пра́вду твою́, я́ко све́т, и спасе́ тя, во смире́нии пою́ща Христу́: Аллилу́иа.

Икос 4

Слы́ша стена́ния бе́дствующих во дни гла́да, призва́л еси́ духо́вная ча́да твоя с тобо́ю хлеб насу́щный раздава́ти тре́бующим, до́брый и бо́дрый па́стырю, ду́ши челове́ческия милосе́рдием назида́яй, и от гла́да и безвре́менныя сме́рти лю́ди спаса́яй. Те́мже в честь и сла́ву приими́ пе́ние сие́:

Ра́дуйся, Хле́бом Небе́сным насыще́нный;

ра́дуйся, питие́м безсме́ртия напое́нный.

Ра́дуйся, Бо́га Сло́ва учени́к неизме́нный;

ра́дуйся, Ду́хом Святы́м осене́нный.

Ра́дуйся, Отцу́ Небе́сному всыновле́нный;

ра́дуйся, Пресвяты́я Тро́ицы хра́ме одушевле́нный.

Ра́дуйся, от бед и скорбе́й избавле́ние;

ра́дуйся, лука́вых серде́ц исправле́ние.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 5

Богоразу́мия звездо́, возсия́л еси́ во тьме́ неве́дения, отче Иоа́нне, луча́ми Ева́нгельскаго уче́ния проника́я в сердца́ челове́ческая и подвиза́я всех воспева́ти Со́лнцу Пра́вды Христу́: Аллилу́иа.

Икос 5

Ви́дя мрак неве́дения, челове́ки покрыва́яй, бога́тство уче́ния Христо́ва расточи́л еси́ ще́дро, и неуста́нно труди́лся еси́, о́тче Иоа́нне, си́лу в моли́тве от Исто́чника прему́дрости почерпа́я. Сего́ ра́ди почита́ем Твою́ светоно́сную па́мять, взыва́юще:

Ра́дуйся, украше́нный седи́ною любому́дрия;

ра́дуйся, позлаще́нный доброде́телию смиренному́дрия.

Ра́дуйся, Богодухнове́нный учи́телю;

ра́дуйся, духо́внаго просвеще́ния покрови́телю.

Ра́дуйся, яснотеку́щая струя́ Богове́дения;

ра́дуйся, и́стиннаго Све́та пропове́дание.

Ра́дуйся, я́ко о́троки умудря́еши;

ра́дуйся, я́ко младе́нцем ра́зум открыва́еши.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 6

Пропове́дник сла́вы Бо́жия де́лом и сло́вом был еси́, о́тче Иоа́нне, те́мже избра́ тя прее́мника себе́ святи́тель Феодо́сий, с ним же во Ца́рствии Небе́снем пое́ши: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́л еси́ в дому́ Бо́жии, свети́льниче Христо́в Иоа́нне, егда́ избра́ша тя ве́рнии во архиере́я, по блаже́нней кончи́не свята́го Феодо́сия. Его же па́ству ве́рно упа́сл еси́, пою́щу тебе́:

Ра́дуйся, я́ко оде́я тя Прему́дрость Безле́тная;

ра́дуйся, я́ко украси́ тя Красота́ пресве́тлая.

Ра́дуйся, в ри́зу спасе́ния облече́нный;

ра́дуйся, влады́ко смире́нный.

Ра́дуйся, венце́м сла́вы венча́нный;

ра́дуйся, архипа́стырю избра́нный.

Ра́дуйся, о́вцы твоя́ сохрани́вый;

ра́дуйся, по́двиг любве́ соверши́вый.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 7

Хотя́ получи́ти небе́сную сла́ву, блаже́нне Иоа́нне, списа́л еси́ кни́ги мно́гия, в них же науча́еши ве́рныя упова́ти на Бо́га и в ско́рби пе́ти Ему́: Аллилу́иа.

Икос 7

Но́вый чудотво́рец святи́тель Феодо́сий боля́щу ти, о́тче Иоа́нне, яви́ся и повеле́ тебе́ совершати Литурги́ю. Ты же а́бие воста́ от одра́ боле́зни здра́в и вознесе́ благодаре́ние Христу́, о сем ра́дуяся, пое́м ти:

Ра́дуйся, таи́нниче моли́твенныя сла́дости;

ра́дуйся, храни́телю благода́тныя ра́дости.

Ра́дуйся, в ско́рби и боле́зни небе́снаго врача́ призва́вый;

ра́дуйся, по ве́ре твое́й исцеле́ние прия́вый.

Ра́дуйся, благоуха́ния цве́те, возрасты́й в безсме́ртие;

ра́дуйся, высото́ю жития́ твоего́ посрами́вый нече́стие.

Ра́дуйся, я́ко призыва́ющим тя помога́еши;

ра́дуйся, я́ко в со́ниих и виде́ниих ве́рныя посеща́еши.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 8

Стра́нное чу́до ви́дим в тебе́, Богоно́сне Иоа́нне, ты бо в ста́рости, яко ю́ный, испо́лнен сил, послужи́ти Христу́ в Сиби́рь прише́л еси́, веща́ние же И́стины Правосла́вия труды́ твои́ми про́йде до земли́ Кита́йския, и но́вии лю́дие Бо́жии научи́шася пе́ти: Аллилу́иа.

Икос 8

Весь был еси́ в Бо́зе, Его́ же пропове́дал еси́ во стране́ изгна́ния, умножа́я стадо спасе́нных, те́мже Це́рковь велича́ет тя, пою́щи:

Ра́дуйся, лю́ди от и́дол ко Христу́ обраща́яй;

ра́дуйся, ико́нами Богома́тере духо́вных чад благословля́яй.

Ра́дуйся, яко хла́дную Сибирь благода́тно согрева́еши;

ра́дуйся, яко но́щь скорбе́й отгоня́еши.

Ра́дуйся, я́ко всем состра́ждеши;

ра́дуйся, я́ко пра́вилом жития́ твоего́ всех назида́еши.

Ра́дуйся, темни́ц посети́телю;

ра́дуйся, и́стинный Христо́в служи́телю.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 9

Все твое́ се́рдце отда́л еси́ во исполне́ние Ева́нгельския пра́вды, те́мже мно́гая до́брая дела́ соверши́л еси́, боголюби́вый о́тче, в кра́ткое вре́мя служе́ния твоего́ в Тобо́льске, та́йно благотворя́ и у́зники посе́щая во и́мя Иису́са Христа́, Ему́ же все́х призыва́еши возглаша́ти: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́йство челове́к не мо́жет сложи́ти досто́йную похвалу́ святы́ни твое́й, о́тче, я́ко Сам Бог просла́ви тя чу́дною кончи́ною жития́ твоего́, ю́же прови́дя, соверши́л еси́ Литурги́ю и, послужи́в трапе́зе ни́щих в дому́ твое́м, уедини́лся еси́ на моли́тву и та́ко отше́л еси́ ко Го́споду, пред ико́ною Богома́тере приклони́вся. Мы же во умиле́нии пое́м Ти:

Ра́дуйся, усну́вый пло́тию на земли́;

ра́дуйся, живы́й душе́ю на Небеси́.

Ра́дуйся, со апо́столы Христу́ поклоня́яйся;

ра́дуйся, с му́ченики венчаяйся.

Ра́дуйся, в собо́ре святы́х оте́ц сия́яй;

ра́дуйся, в ли́ке преподо́бных воспева́яй.

Ра́дуйся, ико́ну Богома́тере дарова́вый Тобо́льску в благослове́ние;

ра́дуйся, я́ко сия чудотво́рная ико́на на́ше огражде́ние.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 10

Спасе́ние душа́м на́шим испроси́, о́тче святы́й Иоа́нне, да возсия́ют пра́вда и мир посреде́ па́ствы твоея́, и в це́ркви вели́цей испове́мыся Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ еси́ бе́дным и сиро́тствующим, ми́лостиве святи́телю Иоа́нне, утеше́ние на́ше во дни ско́рби, исцеле́ние неду́гующим, просвеще́ние слепо́тствующим. Сего́ ра́ди, припа́дающе ко святы́не твое́й, зове́м ти:

Ра́дуйся, яко де́ло земна́го жития твоего́ продолжа́еши;

ра́дуйся, яко на стра́же спасе́ния на́шего пребыва́еши.

Ра́дуйся, по́стниче и моли́твенниче, злы́я ду́хи изгоня́яй;

ра́дуйся, де́вственниче, разсла́бленныя укрепля́яй.

Ра́дуйся, Бо́жий свети́льниче, зре́ние уясня́яй;

ра́дуйся, пропове́дниче ве́ры, слух исцеля́яй.

Ра́дуйся, я́ко мно́зи припа́дают к тебе освяща́емии;

ра́дуйся, яко издале́ча мо́лятся тебе спаса́емии.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 11

Пе́ние сие́, я́ко дар смире́нный приими́ от нас, о́тче Иоа́нне, и соверше́нный дар любве́ нам испроси́, да у́зрим сла́ву Бо́жию и в Небесе́х услы́шим: Аллилу́иа.

Икос 11

Светоза́рное со́лнце, возше́дшее во тьме грехо́вней, зри́шися, о́тче преподо́бне, Живы́й бо во ве́ки дарова́ тебе власть и по сме́рти изгоня́ти де́моны и собира́ти ве́рныя на моли́тву, те́мже две сте лет притека́ху ко гро́бу твоему́ лю́дие и завеща́ху ро́ду гряду́щему велича́ти Тя:

Ра́дуйся, яко ту́чи неве́рия разгоня́еши;

ра́дуйся, яко мра́чныя ду́ши ве́рою озаря́еши.

Ра́дуйся, яко наде́жду спасе́ния оживля́еши;

ра́дуйся, яко отча́янныя спаса́еши.

Ра́дуйся, я́ко па́дшия возставля́еши;

ра́дуйся, я́ко уны́лыя воздвиза́еши.

Ра́дуйся, яко вся́ку сле́зу бе́дствующих отъе́млеши;

ра́дуйся, я́ко сле́зы покая́ния исторга́еши.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 12

Благода́ть исцеле́ния пролия́ся от святы́х моще́й твои́х, о́тче Иоа́нне, и собра́шася от всех конце́в земли́ Росси́йския ча́да твоя́ под се́нию ма́тере це́рквей сиби́рских на ме́сто погребе́ния твоего́, и возопи́ша Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще ми́лостиваго Бо́га, свет в душа́х и горя́щия свещи́ в рука́х иму́ще, срето́ша ве́рнии честны́я и многоцеле́бныя мо́щи твоя́, преподо́бне Иоа́нне, архиере́и же пронесо́ша их о́крест Софи́йския це́ркве. Тогда́ со слеза́ми умиле́ния ви́деша вси́, я́ко не́бо и земля́ сторжеству́ют с на́ми, тре́петно взыва́юще:

Ра́дуйся, А́нгелом сожи́телю;

ра́дуйся, Го́рния Це́ркве служи́телю.

Ра́дуйся, яко па́ству твою́ моли́твами покрыва́еши;

ра́дуйся, яко пред чу́дною ико́ною Богома́тере мощми́ почива́еши.

Ра́дуйся, я́ко Первообра́зную лицезри́ши;

ра́дуйся, я́ко Пресвяте́й Тро́ице предстои́ши.

Ра́дуйся, Бо́гови принося́й о нас кади́ло умилостивле́ния;

ра́дуйся, неусы́пный хода́таю на́шего спасе́ния.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 13

О вели́кий святи́телю Иоа́нне, приими́ моле́ние сие на́ше и, принося́ его́ ко престо́лу Всевы́шняго, испроси́ стране́ на́шей ми́ра и ве́ры утвержде́ния, лю́дем же оправда́ния пред очи́ма стра́шнаго Судии и насле́дия Ца́рствия Бо́жия, во е́же приноси́ти пе́снь хвалы́: Аллилу́иа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

А́нгелы удиви́л еси́ пресла́вным житие́м твоим, святы́й о́тче, серафи́мски возже́г свяще́нный пла́мень ве́ры в Зижди́теля Прему́драго, и возлюби́л еси́ ма́лых сих, и́хже Бо́г Сло́во бра́тию Свою́ нарица́ет. Те́мже и мы, покланя́ющеся ти, взыва́ем:

Ра́дуйся, тве́рдый ка́меню ве́ры Православныя;

ра́дуйся, све́точе любве́ христиа́нския.

Ра́дуйся, пра́вды Христо́вы служи́телю;

ра́дуйся, И́стины Бо́жия носи́телю.

Ра́дуйся, просла́вивый Отца́ Небе́снаго до́брыми де́лы твои́ми;

ра́дуйся, ца́рствуяй во сла́ве Бо́жией со все́ми святы́ми.

Ра́дуйся, любо́вию твое́ю объе́мляй стра́ждущия;

ра́дуйся, моли́твою твое́ю спаса́яй погиба́ющия.

Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.

Кондак 1

Возбра́нный чудотво́рче и прему́дрый па́стырю, свети́льниче Бо́жий, осия́вый страны́ Сиби́рския, восхваля́ем тя любо́вию, свя́те Иоа́нне, о чудесе́х твои́х ра́дующеся. Ты же, предстоя́й Су́щему в невече́рней сла́ве Царю́ Небе́сному, моли́ от вся́ких бед сохрани́тися пою́щим Ти: Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, Сиби́рский чудотво́рче.



Молитва

О па́стырю до́брый, святи́телю о́тче наш Иоа́нне, пра́ведный путь жития́ твоего́ приведе́ тя к ве́чному Со́лнцу Пра́вды. Ты бо все́ю душе́ю взыска́л еси́ Бо́га, возлюби́л еси́ Его́ па́че сия́ вре́менныя жи́зни. Мы же удали́хомся Бо́жия благосты́ни, ходя́ще по зле́й свое́й во́ли, возлюби́хом су́етная наслажде́ния, вознераде́хом о спасе́нии душ наших, затвори́хом се́рдце для слы́шания сло́ва Боже́ственнаго и отверго́хомся братолю́бия.

О благостный святи́телю Иоа́нне! Не попусти́ нам поги́бнути в ти́не грехо́в на́ших, но вознеси́ о нас моле́ние ко Го́споду, да поми́лует нас и да́рует нам покая́ние, да не поглоти́т нас бе́здна лихои́мства, зло́бы и лжи, да умо́лкнет междоусо́бная бра́нь, да изба́вится земля́ на́ша гла́да и вся́каго гне́ва Бо́жия, да воцари́тся мир среди́ ми́ра земна́го.

Услы́ши нас гре́шных, свя́тче Бо́жий, яви́ нам чу́дное заступле́ние твое́, посети́ нас си́рых, ни́щих, бе́дствующих и заблу́дших ове́ц твоего́ ста́да: неду́ги на́ша исцели́, укрепи́ си́лы к терпели́вому несе́нию креста́ жи́зни, внемли́ стена́нию стра́ждущих, рыда́нию одино́ких, при́зри на слезы немощны́х и печа́льных. Мы боле́знуем душе́ю и изнемога́ем се́рдцем; моли́ся, побо́рниче Истины, да возвратя́тся отпа́дшии в ло́но Це́ркве Христо́вы, да сла́вится и́мя Бо́жие в нас, да ца́рствует пра́вда и любо́вь в земли́ на́шей, и мир Христа́ Бо́га на́шего да сподо́бимся прия́ти, ра́дость же о Го́споде да возсия́ет в сердца́х на́ших и благослови́м пречестное и великоле́пое имя Единосу́щныя и Неразде́льныя Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svjatitelju-ioannu-tobolskomu-sibirskomu-chudotvorcu.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!