Русская беседа
 
15 Января 2025, 18:34:35  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Преподобный Лавре́нтий Черниговский (Проскура)  (Прочитано 7206 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 09 Января 2010, 21:41:12 »

Пророчества преподобного Лаврентия Черниговского



"Как нельзя разделить Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа — это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию, это вместе — Святая Русь".



19 января 1950 года, 60 лет назад почил преподобный Лаврентий Черниговский


Именно эти слова преподобного Лаврентия Черниговского процитировал будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Киеве, выступая на празднике 1020-летия Крещения Руси перед собравшейся на площади молодёжью.

Не меньшую известность в православном мiре получили грозные пророчества прп. Лаврентия о «последних временах», их повторяют ныне из уст в уста, часто без упоминания автора: «Приходит время, когда и недействующие храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. А когда закончат всё уже, наступит время, когда воцарится антихрист... Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет».

Что мы знаем об этом православном пророке советского времени? Схиархимандрит Лаврентий, в мiру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карильском близ г. Коропа Черниговской губернии. Он был шестым ребёнком в верующей и благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве с ним случилась беда: во время игры он упал и ушибся так, что охромел на всю жизнь. Словно в воздаяние за физический ущерб, Господь наградил Луку многими дарами: музыкальным слухом, любовью к пению. Однажды в Коропе Лука познакомился с бывшим регентом императорского хора, уроженцем этих мест, который сразу оценил способности мальчика и стал обучать его регентскому искусству.

С его помощью отрок научился играть на скрипке. Четырнадцати лет от роду Лука стал регентом, проводил спевки у себя дома. Через шесть лет он ушёл на послушание в Рыхловскиq Никольский мужской монастырь. Особое молитвенное пение, строгость соблюдения устава богослужения, чистое звучание отличали хор, которым руководил Лука. Об этом периоде жизни преподобного Лаврентия известно, что он тогда трижды побывал на Афоне, посетил святые места Палестины.

Со временем о талантливом регенте узнал епископ Черниговский Антоний (Соколов). В 1905 году он отправил в Рыхловскии монастырь указ о назначении послушника Луки в Черниговский Троице-Ильинский мужской монастырь регентом. Здесь, в 1912 году, на 45-м году жизни, Луку постригли в монахи с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году — в иеромонаха. Уже при большевиках, в 1923 году, в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом, а в 1928-м возведён в сан архимандрита.

Во время обновленческого раскола отец Лаврентий, не колеблясь, стал на сторону Патриарха Тихона. Осуждая безбожную коммунистическую власть, он, тем не менее, не признавал Русскую Православную Церковь Зарубежом, считая, что подлинная Церковь та, которая очищается в горниле преследований.

Сразу же после революции архимандрит Лаврентий принял на себя, подобно преподобным Антонию и Феодосию Печерским, подвиг пещерного жития. В 1917—1925 гг. в Чернигове на Болдиной горе возле Троицкого монастыря он ископал пещеры, которые впоследствии были названы Лаврентиевыми. Эти пещеры отличались глубиной и протяжённостью. Рядом с ними находились Алипиевы пещеры, выкопанные игуменом Алипием, сомолитвенником преподобного Лаврентия. Свод пещер составлял подземную обитель, в которой был освящён пещерный храм в память святого великомученика Георгия Победоносца. Старец Лаврентий открыл отцу Алипию его мученическую  кончину: он вскоре был зверски убит безбожниками в селе Ульяновка Сумской области. Здесь впоследствии «страшный Басаврюк» — Виктор Ющенко — девять лет руководил сберкассой.

В 1930 году, когда закрыли Троицкий монастырь, отец Лаврентий тайно поселился в маленьком убогом домике Чернигова, принимая духовных детей по ночам. Богослужения совершал в небольшом Ильинском храме. Можно сказать, что до 1941 года он жил на нелегальном положении. Во время войны, после захвата Чернигова немецкими войсками, 73-летний старец организовал две монашеские общины: мужскую (35 иноков) и женскую (70 инокинь). Последняя разместилась в Троицком Черниговском монастыре, где на Пасху 1942 года отец Лаврентий возобновил богослужения в соборном храме.

Монахиня Евлампия, в доме которой он жил после закрытия монастыря, сохранила в памяти удивительный случай: «Это было в 1939 году. Батюшка целую ночь разговаривал. С кем, я разобрать не могла. Зайти и посмотреть не посмела. Утром батюшка сказал: "Матушка, у нас были гости, и ты этому свидетельница". Я спросила: "Кто?" — А старец радостно ответил: "Пророче Божий Илия и праведный Енох. Они со мной беседовали о последних судьбах мiра, России, Православном Царе и антихристе. И ещё сказали, что придёт со мной беседовать святый апостол Иоанн Богослов».

Это случилось лишь через 10 лет, в 1949 году, ночью, 26 сентября по старому стилю. По словам старца Лаврентия, они разговаривали со святым евангелистом Иоанном Богословом около семи часов. Вот как, по свидетельству архиепископа Симона, архиепископа Феодосия, епископа Иакова и архимандрита Феофана, передавал слова Иоанна Богослова преподобный Лаврентий: «Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном храме с участием духовенства и Патриарха (очевидно, Иерусалимского. -А.В.). Будет свободный въезд в Иерусалим и выезд для всякого человека. Но тогда старайтесь не ездить, потому что всё будет сделано для того, чтоб прельстить.

Антихрист будет происходить от блудной девы — еврейки двенадцатого колена «блудодеяния». Уже отроком он будет очень способным и умным, а особенно с тех пор, когда он, будучи мальчиком лет 12-ти, гуляя с матерью по саду, встретится с сатаною, который, выйдя из самой бездны, войдёт в него. Мальчик вздрогнет от испуга, а сатана скажет: «Не бойся, я буду помогать тебе». Из этого отрока созреет в образе человеческом «антихрист». При его короновании, когда будет читаться «Символ Веры», он не даст его правильно прочесть, где будут слова об Иисусе Христе как Сыне Божием, он отречется от этого, а признает только себя. И при этом Патриарх воскликнет, что это антихрист, и за это будет умерщвлён. При короновании антихрист будет в перчатках. И когда будет их снимать, чтоб перекреститься, Патриарх заметит, что у него на пальцах не ногти, а когти, и это послужит к большему уверению, что это антихрист. Сойдут с неба пророки Енох и Илия, которые также будут всем людям разъяснять и восклицать: «Это антихрист, не верьте ему». И он умертвит их, но они воскреснут и полетят на небо.

Антихрист будет обучен всем сатанинским хитростям и будет давать знамения ложные... Не в церкви, а в каждом доме, в углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады (видимо, телевизоры) для прельщения людей. Многие скажут: "Нам нужно смотреть и слушать новости". Вот в новостях-то и явится антихрист... Он своих людей будет "штамповать" печатями. Будет ненавидеть христиан. Начнутся последние гонения на душу христианскую, которая откажется от печати сатаны... Печати будут такие, что сразу видно будет, или принял человек, или нет. Ничего нельзя будет ни купить, ни продать христианину. Но не унывайте: Господь своих чад не оставит... Слабых Господь заберёт, а другие очистятся болезнями. Будут такие, что на войне омоют грехи своей кровью и причтутся к числу мучеников. А самых сильных Господь оставит для встречи с Ним. И пока не восполнится спасающимися число свидетелей Божиих, разорённое отпадением части Ангелов, Господь не придёт судить».


Памятная доска на доме, в котором жил преподобный Лаврентий Черниговский

С 1942-го по 1950 год преподобный Лаврентий жил в Черниговском Троицком монастыре. Душа его отошла ко Господу 19 января 1950 года, на Крещение. Тело старца в течение недели было открыто для прощания. Верующие прикладывались к рукам батюшки и обратили внимание: они были теплы и мягки, как у спящего человека. Затем гроб с телом отца Лаврентия перенесли в нижний храм-усыпальницу монастыря, где он 20 дней стоял открытым. Никаких следов разложения за это время не было замечено. 5 марта 1950 года тело старца было опущено в гробницу.

В сентябре 1962 года, во время хрущёвских гонений на Церковь, Троице-Ильинский монастырь был закрыт и доступ к усыпальнице преподобного Лаврентия прекращён надолго, до 1988 года.

22 августа 1993 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский причислен к лику святых в чине преподобного. Когда гробница святого старца была вскрыта, усыпальница наполнилась дивным ароматом, воздух сделался влажным, и его физическое естество изменилось, как бы напиталось неземным — благоуханным райским елеем. Нетленные мощи Лаврентия Черниговского имеют темно-коричневый цвет, подобно мощам древних отцов Востока и киево-печерских угодников Божиих, подвигу которых старец подражал при жизни. Сегодня они покоятся в Троицком кафедральном соборе Чернигова.

Возвращаясь к пророчествам преподобного Лаврентия, следует отметить, что они касаются не только «последних времён», но и нынешних — например, церковного раскола на Украине. «...Все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католиками, униатами, украинцами-самосвятами и другими) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, её единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдёт в вечную погибель, как и Иуда.

Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Русская... В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии».

Наместник Киево-Печерской Лавры отец Кронид, присутствовавший при этой беседе, возразил батюшке, что самосвяты и униаты на Украине уже исчезли (после 1946 года —АД). Батюшка ответил грустно и печально: «Бес в них войдёт, и они с сатанинской злобой ополчатся против православной веры и Церкви, но им будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил».

Преподобный Лаврентий говорил настойчиво и строго, что «наше родное слово — «Русь» и «русский». И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов». «В Польше, — говорил преподобный, — была тайная жидовская столица. Иудеи понуждали поляков завоёвывать Русь. Когда поляки завоевали часть Руси, то отдали иудеям в аренду православные монастыри и церкви. Священники и православные люди не могли без их разрешения совершать никаких треб... Иудеям очень не нравились слова: «Русь» и «русский», поэтому они назвали... завоёванные поляками и отданные им в аренду русские земли... Окраиной — Украиной... Какая окраина? Чего, почему окраина?! Ведь за этой мнимой иудо-польской окраиной находятся другие страны и государства. И позже по их же указке поляки узаконили нам понятия «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название «русский», навсегда оторвались от Святой и Православной Руси».

Сегодня на Украине почитают преподобного Лаврентия Черниговского и многие «чада» филаретовской раскольничьей «церкви», попавшие в неё по заблуждению или из небезкорыстного желания быть «вирными украинцями». Очевидно, им неведомо пророчество преподобного о том, что Филарет «сам уйдёт в вечную погибель, как и Иуда» и потащит за собой своих последователей. Есть и недалёкие чада канонической Церкви, которые бездумно повторяют за Ющенко и Тимошенко глупости про «Украинську Поместну Церкву» и даже готовы голосовать за юрких, пронырливых политиканов Тимошенко и Яценюка 17 января (если, конечно, выборы состоятся). Этих неразумных чад тоже ждёт судьба филаретовцев, если они вовремя не возьмутся за ум.

В пророчествах преподобного Лаврентия говорится не только о пришествии антихриста и о церковном расколе на Украине, но и о нашей Церкви в преддверии «последних времён». Современники вспоминают: «...Тяжело вздохнув, начал рассказывать, вытирая глаза от слёз: «Наступает последнее время, когда и духовенство увлечётся мiрским суетным богатством. Они будут иметь машины и дачи, будут посещать курортные места, а молитва Иисусова отнимется! Они и забудут о ней! Потом они сами пойдут не той дорогой, которой нужно идти, а людей малодушных поведут за собой! Но вы будьте мудры и рассудительны. Красивые их слова слушайте, а делам их не следуйте! И вам я говорю и очень сожалею об этом, что вы будете покупать дома, убивать время на уборку больших красивых монастырских помещений. А на молитву у вас не будет хватать времени, хотя давали обет нестяжательства!».

«Многие и многие из этих священников погибнут за свою небрежность и нерадивую духовную жизнь! Большинство священства предаст Святую Церковь и поведёт за собой народ. Они не будут думать о своём спасении, а тем более о других».

Страшные слова... Лучше бы их не знать. Редкий случай, когда мы узнаём о пророчестве не задним числом (как это было, например, с предсказаниями преподобного Серафима Саровского), а вовремя. Не знак ли это свыше, что мы — и священство, и мiряне — ещё в силах с Божией помощью всё изменить?

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ
« Последнее редактирование: 11 Января 2025, 08:38:18 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 28 Февраля 2010, 21:43:33 »

Матвей СЛАВКО

Лаврентий Черниговский: Наши родные слова — Русь и русский… (Часть I)

Доживший до середины ХХ века, фактически являющийся нашим современником о. Лаврентий Черниговский (Проскура), прославленный церковью, день памяти которого отмечался недавно, 11 января по нов. ст., занял особое место в духовном пантеоне нашего народа, а также среди «земных ангелов», а ныне – «небесных человеков», ходатаев за нас пред Престолом Божиим.


Преподобный Лаврентий Черниговский

Во времена новейшей фазы современной смуты, когда становятся очевидными слова евангелиста «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 15-16), а также «...Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит»  (Мф.12, 25), для укрепления в вере и способности понимания истины мы обращаемся к жизненным образцам и наставлениям таких подвижников и пророков, как о. Амфилохий Почаевский или о. Лаврентий Черниговский.
 
Накануне очередного политического и гражданского рубежа, 17 января 2010 г., дня президентских выборов на Украине, день памяти о батюшке Лаврентии Черниговском становится словно назиданием для всех нас, канунным указующим перстом — чтобы мы не ошиблись в выборе.
 
Когда мы читаем пророчества преподобного старца Лаврентия Черниговского, данные им в простоте общения совсем недавно (батюшка почил в 1950 г.), мы не можем не дивиться его прозорливости. И более того, не узнаем ли мы и себя в его простых словах, не видятся ли нам лица «миротворца» или даже антихриста — ежедневно демонстрируемые нам из «прилады», то есть того самого телеящика (заменившего в наших домах Красный угол), по которому мы впускаем в себя разрушающие нас «новости князя мира сего».
 
Батюшка о. Лаврентий, беседуя со архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими, говорил настойчиво и строго, с предупреждением: «…наши родные слова — Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не Крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае».
 
Отец Лаврентий говорил простые и понятные слова, чистую правду: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте.
 
В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии».
 
Наместник Киево-Печерской Лавры о. Кронид тогда возражал батюшке, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли. Но батюшка отвечал: «Бес в них войдёт, и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной веры и Церкви, но их будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя и Сил». И предупреждал: «Чтобы верны были мы Московской Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол…»
 
Может быть, именно о Филарете (Михаиле Денисенко), рядящемся в «киевские патриархи» под аплодисменты Виктора Ющенко, сказаны эти слова преподобного:
 
«Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная — Русская».
 
Удивительно, но живы духовные дети батюшки Лаврентия, и, говорят, еще стоит в Чернигове домик, где он скрывался в 1930-е и где являлись ему пророки последних времен — Илия и Енох.


Домик по ул. Г.Успенского, 38, в котором о. Лаврентий скрывался в 1930-е гг.

Кто же таков этот самый схиархимандрит Черниговского Троице-Ильинского монастыря Лаврентий (Лука Евсеевич Проскура), который родился в 1868 г. в сельце Карыльское близ Коропа Черниговской губернии и скончался уже в наши дни, прожив очень долгую жизнь, чтобы выполнить важную миссию — предупредить нас о новых грядущих временах.
 
Родители его, Евсевий и Христина, — выходцы из небогатого малоросского крестьянского рода были строгой благочестивой жизни и имели семерых детей, Лука был одним из меньших. С раннего возраста мальчику пришлось тяжело трудиться по дому: отец умер, мать часто болела, не поднималась с постели, так что Лука выполнял и мужскую, и женскую работы. Рос он мальчиком одаренным, был благочестив и богомолен.
 
Лука рано научился играть на скрипке, часами разучивал сложные мелодии. Даже на склоне лет, будучи пастырем, архимандритом, он любил во время отдыха поиграть для себя или своих духовных чад...
 
Когда же обучался в деревенской приходской школе, пел на клиросе и научился так хорошо разбираться в Богослужебном Уставе, что в 14 (!) лет стал самостоятельно управлять приходским хором. Любил ходить на богомолье в мужской Рыхловский Пустынно-Николаевский монастырь, располагавшийся в 19 километрах от его села.
 
По кончине матери в 1890 г. Лука, отказавшись от своей части наследства, поступил в Рыхлов монастырь на послушание, где скоро стал регентом хора. На рубеже столетий Луку перевели в Чернигов — регентом хора при Троицком архиерейском доме, послушником Свято-Троицкого мужского монастыря. Здесь, по благословению Архиепископа Черниговского и Нежинского Василия (Богоявленского), 9 марта 1912 г., на 45 году жизни (что свидетельствует о его глубоком смирении), Лука принял монашеский постриг с именем Лаврентий.


Новосвященномученик Василий (Богоявленский), Архиепископ Черниговский и Нежинский

В смутные годы Отечества, к середине 1920-х, в Черниговской губернии было расстреляно около 80-ти священнослужителей; в 1919 г. Святитель Василий (Богоявленский), Архиепископ Черниговский, после жестоких мучений был сброшен в реку с движущегося на большой скорости поезда.
 
И одним из духовных вождей православия на Черниговщине стал отец Лаврентий. Вокруг него и о. Алипия (Яковенко) сплотилась братия Свято-Троицкого монастыря и прихожане.
 
В 1928 г. после закрытия Свято-Троицкого монастыря братия перешла в Свято-Ильинскую церковь, что под Троицкими горами. Эта небольшая, маловместительная церквушка стала средоточием духовной жизни в Чернигове. Настоятелем Свято-Ильинской церкви был сподвижник о. Лаврентия игумен Ефрем (Кислый). К слову, среди мирян, близких к о. Лаврентию, был известный церковный писатель С. А. Нилус, с апреля 1926 г. проживавший в Чернигове, куда был сослан новой властью. В августе 1927 г. его выслали во Владимирскую губернию, где он и скончался в 1929 г.


Свято-Ильинская церковь

В декабре 1928 г. из ссылки возвратился святитель Дамаскин и сразу же, тайно, возвел в сан архимандрита игумена Лаврентия. В конце ноября 1929 г. епископа Дамаскина вновь арестовали, позже не избежал этой участи и отец Лаврентий...
 
В июле 1936 г., по доносу, в Чернигове были арестованы о.о. игумен Лаврентий, игумен Смарагд (Чернецкий), иеромонах Михаил (Корма), иеромонах Малахия (Тышкевич), иеродиакон Мисаил (Стишковский) и многие другие. Постановлением судебной тройки от 2 июля 1937 г. о.о. Сма­рагд, Михаил, Малахия и др. приговорены к лишению свободы сроком на 5 лет с отбыванием лагерей строгого режима, иеродиакон Мисаил был приговорен к расстрелу, что и было исполнено в том же году.
 
Чудом не сослали только отца Лаврентия, да и то лишь «в связи с его старческим возрастом (68 лет)», как было сказано в судебном протоколе. Из всех сосланных в лагеря (а значит — на каторжные работы) в живых остался один отец Малахия, вышедший на свободу лишь в середине 1950-х (В 60-е он принял схиму с именем Пимен, почил в 1986 г.)
 
…После изгнания из храма Отец Лаврентий поселился на Лесковице, под Троицкой горой, у одной из своих многочисленных духовных чад, где занимал маленькую комнатку. Духовных чад принимал только по ночам, тайно. По его благословению в Холодном яру (ул. О. Десняка на Лесковице), во дворе благочестивой прихожанки, тайно же была вырыта небольшая, тесная пещера, где о. Лаврентий по ночам совершал Божественную литургию. Вход в пещеру шел через коридор дома в кладовую, а из кладовой через погреб прямо в храм. Здесь же, во дворе, жило несколько тайных монахинь; они следили за порядком в катакомбном храме, а в отсутствие о. Лаврентия сами вычитывали службу мирским чином.

http://odnarodyna.ru/articles/14/1022.html
« Последнее редактирование: 11 Января 2025, 08:20:22 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 28 Февраля 2010, 21:51:27 »

Матвей СЛАВКО

Лаврентий Черниговский: Наши родные слова — Русь и русский…(Часть II)

Доживший до середины ХХ века, фактически являющийся нашим современником, о. Лаврентий Черниговский (Проскура), прославленный церковью, день памяти которого отмечался 11 января по нов. ст., занял особое место в духовном пантеоне нашего народа, а также среди «земных ангелов», а ныне – «небесных человеков», ходатаев за нас пред Престолом Божиим.



* * *
 
Еще перед Великой Отечественной войной отец Лаврентий говорил: «За то, что все делается не по закону, да в праздники, то все сотрется и сгорит. А потом откроются монастыри и люди будут каяться и молиться и Господь по Своей милости даст немного времени...»
 
В 1941 г., сразу же по приходу, немецкое оккупационное командование в пропагандистских целях издало разрешение на возобновление православных монастырей и храмов. Очевидцы рассказывают, что храмы тогда были полным полны народу: люди с радостью шли на молитву ко Христу.
 
Архимандрит Лаврентий, собрав своих монашествующих чад, устроил в Свято-Троицком монастыре женскую обитель, а позже еще и Домницкую...
 
В сентябре 1943 г. Чернигов был освобожден Красной Армией. Долгожданный приход советских войск вместе с радостью освобождения принес и новые скорби, страдания, репрессии священства.
 
В убеждении православной веры архимандрит Лаврентий стоял твердо и отвергал всяческие компромиссы с еретиками, поступая в жизни своей по слову апостола: «Еретика, после второго и третьего вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). Всегда благодушный, смиренный, снисходительный к немощам человеческим, в этом он проявлял удивительную твердость. И часто говорил со своими чадами о последних временах: как нужно быть бдительным. Он знал и всегда напоминал о том, что наше время — последнее — время апостасии, т.е. всеобщего и полного отступления от Христа и Церкви Его.


Отец Лаврентий с духовными чадами: монахиней Феоктистой (Дурицкой) (слева) и Анной Алексеевной Флеровой (справа), бывшей лечащим врачом батюшки. Снимок конца 40-х гг.

Как рассказала монахиня Н., игумения Домницкой обители с двумя келейницами однажды зашли к батюшке отцу Лаврентию на чай. А за обедом он сказал: «Мы с тобой, матушка игумения, не доживем до антихриста, а эти твои келейницы доживут!» Это было в 1948 г. Обе инокини были 1923 года рождения.
 
Конечно, мы не знаем в точности, что под этими словами подразумевал отец Лаврентий. Но понятно, что преподобный Лаврентий как бы предчувствовал скорое попрание многими иерархами догматической чистоты Православия, искажение учения Церкви, т.е. отпадение в ересь.
 
Осенью 1949 г. о. Лаврентий сильно занемог. Поскольку он уже не в силах был самостоятельно ходить на службу, к храму его подвозили на лошади. Последнюю Литургию он посетил на Свт. Николая, после чего окончательно слег и больше не поднимался. Хлеба он не вкушал уже с полгода, а питался только овощами.
 
Скончался батюшка на Крещение 1950 г., в возрасте 82 лет. Только перед самой смертью открылось, что о. Лаврентий еще в 1923 г. был тайно пострижен в схиму Лаврским схиигуменом Гавриилом. Батюшка никогда и никому об этом не рассказывал, одеяния схимника не носил и всегда ходил в простеньком монашеском подрясничке и клобуке.
 

Схиархимандрит Лаврентий на смертном одре. Февраль 1950 г.

Отец Лаврентий не хотел, чтобы его хоронили в соборе, хотел — на православном кладбище, дабы, как он говорил, когда настанет Страшный Суд, «встречать Судию со всеми вместе». Эта воля батюшки, как и многое другое, не была исполнена. Пять дней гроб с телом усопшего батюшки стоял посредине храма на возвышенном месте. Служились вечером парастасы, утром — заупокойные литургии и торжественные панихиды при многочисленном стечении народа. Ярко горели свечи вокруг дубового гроба, который батюшка приготовил себе еще при жизни.
 
После отпевания гроб был перенесен в храм-усыпальницу. Двадцать дней он стоял открытым, и еще двадцать был закрыт крышкой гроба. Ежедневно служились панихиды, и всегда было очень много народу. 20 февраля 1950 г. гроб был торжественно опущен в специально вымурованную гробницу в усыпальнице Свято-Троицкого собора Чернигова, где покоятся семь архиереев.


Чернигов. Свято-Троицкий собор.

До закрытия монастыря (в сентябре 1962 года) в храме регулярно совершались панихиды по почившему о. Лаврентию. Черниговские архиереи считали своим долгом и честью помолиться у могилки великого старца. После ликвидации монастыря доступ в усыпальницу был закрыт.
 
9/22 августа 1993 г. Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский причислен к лику святых в чине преподобного. Церковь прославила давно уже всенародно чтимого святого.
 
Прошли годы. Настало время, когда вновь богомольцы имеют возможность поклониться могиле о. Лаврентия.


Его Преосвященство епископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий у мощей преподобного Лаврентия Черниговского

В завершение приведем три свидетельства преп. Лаврентия Черниговского, которые остаются с нами. В силах ли мы руководствоваться ими?
 
О Святой Руси
 
Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное предантихристово время. Просиял великий полк Мучеников и Исповедников, начиная с самого высшего духовного и гражданского чина митрополита и царя, священника и монаха, младенца и даже грудного дитя и кончая мирским человеком. Все они умоляют Господа Бога Царя Сил, Царя Царствующих в Пресвятой Троице славимого Отца и Сына и Святаго Духа. Нужно твердо знать, что Россия — жребий Царицы Небесной и Она о Ней заботится и ходатайствует о Ней сугубо. Весь сонм Святых русских с Богородицей просят пощадить Россию. В России будет процветание Веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых).
 
О Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви
 
«Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!» И что Православная Церковь есть Тело Христово (разве можно Тело Христа разделять?), и, наконец, Церковь есть нешвенный хитон Господень, (который, подобно Арию, нельзя разрывать).
 
И не помнят, что Един Бог, едина вера и едино крещение.
 
Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола.
 
Нет, не призовет их Господь к покаянию, не спасутся, ибо недостойны милости Божией. Сие мне открыто Царицей Небесной и Святым Ангелом-Хранителем... В них, заблудших и отступивших от правоверия, нет благодати Святаго Духа, спасения и получения Царствия Небесного. Нам, православным, ничего не надо, а только Православной Веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть. Благодарение Господу! И откалываться, и отходить от нее — величайший и непростительный грех и в сей жизни, и в будущей — это хула на Духа Святаго».
 
 «Слыши и виждь!» — так Святое Евангелие гласит, — окончил Батюшка свою беседу, и добавил: «Будут глухи и слепы!»
 
О Киевской Руси
 
Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и перезвали Окраиной. Слово окраина — это позорное и унизительное слово! Какая окраина?!
 
Чего и почему окраина, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название русский и навсегда оторвались от Святой и Православной Руси.

http://www.odnarodyna.ru/articles/14/1023.html
« Последнее редактирование: 11 Января 2025, 08:27:04 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 11 Января 2017, 09:24:42 »

Виктор БОБЁР

Святая Русь преподобного Лаврентия Черниговского



 В ноябре 2013 года на киевском Майдане состоялся концерт со «страшным» названием «Мы едины». Страшным был состав участников: Кубанский казачий хор, белорусские «Песняры», уральский «Чайф», харьковско-питерские «Разные люди», киевские «Братья Карамазовы», сербский No Smoking Orchestra во главе со всемирно известным кинорежиссёром Эмиром Кустурицей! И за час до этого пятичасового звёздного марафона его телетрансляцию отменили!

Команда на запрет показа концерта по ТВ поступила из администрации президента (главой АП Украины был тогда  Сергей Лёвочкин, который через три недели для реанимации издыхающего Евромайдана устроит провокацию под названием «Избиение онижедетей»).

Уже тогда – за полмесяца до Майдана – укрывшиеся потом в Российской Федерации киевские политики уверенно вели Украину путём «геть від Москви!». Это по их указаниям милиция (которую совсем скоро майданные русофобы будут выжигать напалмом и пытать в «штабах революции») прямо во время исполнения Кубанским хором «Прощания славянки» вырывала у зрителей транспаранты «Украина, Россия, Беларусь – мы едины!» и «Украина, Россия, Беларусь – вместе мы Святая Русь!». Как пояснил некто из главного управления МВД, «заявку на проведение акции ему не предъявили»…

«То, что слова нашего великого святого Лаврентия Черниговского “Украина, Россия, Беларусь — вместе Святая Русь” уже приравнивают к запрещённым политическим лозунгам, говорит о великой хвори, которой болеет часть нашего общества, – с горечь сказал тогда застрельщик концерта Олег Карамазов. – Думаю, бесы радовались, глядя, как у людей вырывают эти транспаранты».


Православный общественник, будущий герой обороны Славянска Дмитрий Жуков пытается разъяснить смысл пророчеств преподобного Лаврентия людям в штатском

Сегодня на радость бесам преподобного Лаврентия снова подвергают цензуре.

Так кто же он – святой, чьё слово стало столь насущным в наши дни.

Путями преподобного Антония Печерского

В 1868 году в селе Карыльское Кролевецкого уезда Черниговской губернии родился мальчик Лука. Отец его Евсей Проскура рано умер, мать часто болела. Но ребёнка их Господь наградил необычайной музыкальностью (имея прекрасные слух и голос, с раннего детства приносил он в дом «копейку» от пения в церковном хоре) и незаурядным умом. Благодаря последнему обстоятельству, уже в 13 лет Лука окончил земскую школу, где был оставлен помощником учителя.

Однажды в соседнем городке Коропе мальчик был отрекомендован бывшему дирижеру императорского хора, уроженцу этих мест. Тот сразу оценил способности своего нового знакомца и взялся обучать его регентскому искусству. Около года провел Лука в Коропе, заодно освоив скрипку. По возвращении домой он становится руководителем Карыльского хора.

Одновременно юноша учился шитью. К 17 годам стал ещё и прекрасным, не знающим отбоя в заказах портным, и так уже немало помогал семье.

Когда мать умерла, Лука вместе со своим закадычным другом Семёном решили получить духовное образование и направились в Киев. Однако, придя за благословением к старцу Ионе, молодые люди услышали: «Ваша семинария при вас». Это, наверное, означало, что не путём богословия предначертано было идти им, но путем делания. Ибо старец увидел Слово Божие в них уже действующим.

Возвратившегося в родные места Луку пригласили управлять певчими знаменитого Николаевского Пустынно-Рыхловского монастыря. Хор этот начинают съезжаться послушать не только миряне из близлежащего Коропа и окрестностей, но и регенты из других мест. В конце концов, где-то в 1905 году епископ Черниговский предписал настоятелю монастыря направить Луку Проскуру в Троицкий архиерейский дом (черниговский духовный центр). Здесь он был поставлен сразу на три должности - регента архиерейского хора, уставщика и главного библиотекаря.

В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука Евсеевич Проскура принял монашество с именем Лаврентий. Через два года был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году – в иеромонаха. В 1928 году экзарх Украины митрополит Михаил возвёл его в сан архимандрита. Но ещё за пять лет до того, в 1923 году в Киеве, отец Лаврентий был тайно пострижен в схиму.

Когда архиерейский центр был советской властью закрыт, схиархимандрит поселился в ветхом домике. Служил в Ильинском храме (единственном однонефном храме домонгольской Руси, сохранившемся на территории нынешней Украины) Троице-Ильинского монастыря, основанного преподобным Антонием Печерским. К этому времени он уже стал духовником для многих. «Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц, черниговские епископы весьма дорожили его суждением», – читаем мы в житии преподобного.

Перед войной закрыли и Ильинскую церковь. Отец Лаврентий перенёс богослужебные книги и всю нотную библиотеку в свой домик. Когда его спрашивали: «Разве это ещё понадобится?», он неизменно отвечал: «Конечно! Будем ещё читать и петь».



Самый «неудобный» святой

Отец Лаврентий знал духовный мир человека во всех его проявлениях и тончайших оттенках. Не раз он предотвращал беду и спасал людей от смерти. Имя старца было окружено народным почитанием ещё при его жизни.

Сегодняшний день подтверждает и то, что схиархимандрит Лаврентий был провидцем. Взять хотя бы его пророчество, сделанное ещё при хрущёвских гонениях на Церковь: «Когда появится малая свобода, будут открываться храмы, монастыри и будут их ремонтировать, все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие), и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской Церкви, её единства и соборности. Эту еретическую группировку будет поддерживать власть безбожная, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания)… сильно поколеблет Церковь Русскую… Сам уйдёт в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в России исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская».

Несколько лет назад один суемудрый клирик из обслуги лидера автокефалистского крыла в УПЦ МП Олэксандра Драбынко тщился доказать, что изречения преподобного - якобы фальшивка. Однако ни Господь, ни святые Его поругаемы не бывают. Сам же «опровергатель» и подтвердил ныне истинность сих пророчеств, переметнувшись в упомянутую преподобным Лаврентием еретическую группировку, поддерживаемую украинской властью и возглавляемую иудой – бывшим киевским митрополитом, оказавшимся недостойным сего звания.

Особо неудобны нынешним украинизаторам Церкви Христовой свидетельства вроде как «украинского святого» о том, что «наши родные слова – Русь и русский», что «было Крещение Руси, а не крещение Украины», что «Киев – мать городов русских». Преподобный Лаврентий Черниговский всегда напоминал: «Киев в отдельности от великой России немыслим… Слово “окраина” — это позорное и унизительное слово! …Узаконили нам слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли своё название русский и навсегда оторвались от Святой и Православной Руси».

Главная заповедь преподобного звучала так: «Нам, православным, ничего не надо кроме спасения души, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все для этого есть.  …Отходить от Нее — величайший и непростительный грех… Это хула на Духа Святого». Схиархимандриты Феофан, Никифор и Варлаам, с которыми беседовал преподобный Лаврентий, свидетельствуют, что при этих словах «батюшка озарился светом неземным».



В 2008 году, на 1020-летии празднования в Киеве Крещения Руси, будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл привёл широко известные слова святого старца: «Как нельзя разделить Святую Троицу, Отца и Сына и Святого духа – это Единый Бог, точно так же нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию, так как все вместе – это Святая Русь».

Отец Лаврентий почил 19 января 1950 года. 22 августа 1993 года Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата причислил схиархимандрита Лаврентия Черниговского к лику святых. Так Церковь прославила давно уже всенародно чтимого святого, «праведность которого Господь еще при жизни запечатлел благодатными дарами исцелений телесных и душевных недугов по молитвенному предстательству, дарами предвидения, смирения и любви». А в феврале 2016 года Архиерейский Собор всей Русской Православной Церкви канонизировал преподобного Лаврентия в общецерковном почитании.



Его чудотворные мощи пребывают ныне в Троицком кафедральном соборе города Чернигова.

http://www.fondsk.ru/news/2017/01/11/svjataja-rus-prepodobnogo-lavrentia-chernigovskogo-43359.html
« Последнее редактирование: 11 Января 2025, 08:29:21 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 11 Января 2025, 08:37:26 »

Преподобный Лавре́нтий Черниговский (Проскура)


День памяти - 11 января

Житие


Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 году в селе Карыльское Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Отец и мать были глубоко религиозные люди и детей воспитывали в вере в Бога. Лука учился в начальной земской школе, был очень способным. В 13 лет он окончил школу и был оставлен помощником учителя. С детских лет Лука регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. Однажды быв в Коропе, он познакомился с удивительным человеком – бывшим регентом императорского хора, уроженцем этих мест, который сразу оценил способности юноши и стал обучать его регентскому искусству. Здесь же он освоил игру на скрипке. Около года провел Лука в Коропе. По возвращении домой он становится регентом своего сельского хора.

Семья жила бедно. Лука обучается шитью и своим трудом начинает зарабатывать, чтобы помогать семье. К 17 годам он стал прекрасным портным, так что заказчиков у него было всегда много. В это время умерла мать, и Лука решил уйти в монастырь. Но старший брат Варфоломей настоял, чтобы он не покидал семью. Тяжело было Луке отклонить свое твердое намерение, но он смирился. Со своим другом юности Симеоном Лука ходил пешком в Киев к о. Ионе, чтобы он благословил получить духовное образование. Но о. Иона сказал им: "Ваша семинария при вас" – и не благословил. Вместе же с Симеоном Лука ездил на Афон. После настойчивых просьб Симеон был принят в число братии Афонского монастыря. А Луке один из афонских старцев сказал: "Езжай в Россию, ты там нужен будешь". Так он и поступил, вернулся домой.

Вскоре молодого талантливого регента пригласили управлять хором Рыхловского Никольского монастыря. Пение в Рыхловском монастыре стало привлекать не только молящихся, зачастую регенты из других мест специально приезжали послушать хор, который приобрел немалую известность. Епископ Черниговский Антоний (Соколов), объезжая епархию, посетил Рыхловский монастырь и остался очень доволен пением. По приезде в Чернигов владыка послал настоятелю предписание направить регента Луку Евсеевича в Черниговский Троицкий архиерейский дом для управления хором. Так приблизительно в 1905 году Лука переехал в Чернигов, где прошла вся его последующая жизнь.

В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году – в иеромонаха. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила возведен в сан архимандрита. В 1923 году в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия монастыря в первой половине 20-х годов о. Лаврентий неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем.

Постепенно возрастал и духовный авторитет о. Лаврентия. Он был строгим последователем православного вероисповедания. К нему стремились и простые люди, и черниговская интеллигенция. Приезжие быстро узнавали, что в Троицком монастыре есть духовник высокой жизни, и рады были к нему попасть. Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц, черниговские епископы весьма дорожили его суждением.

Когда закрыли монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике. Богослужения совершал в небольшом Ильининском храме. Так прошло 20 лет. Настало время, когда закрыли и этот храм. Лишенный возможности в храме прославлять Бога песнопением, о. Лаврентий, тем не менее, никогда не оставлял положенного правила церковной молитвы. Бережно сохранял он богослужебные книги и обширную нотную библиотеку. И когда его спрашивали: "Разве ноты еще понадобятся?" – неизменно отвечал: "Конечно, будем еще читать и петь".

Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троицкую обитель. По зову старца собрались послушницы, просто верующие люди и приступили к восстановлению обители. Люди трудились самоотверженно, и уже в день Архистратига Михаила 21 ноября 1941 года состоялось первое богослужение в церкви Феодосия, расположенной под Троицким собором. А в 1942 году был освящен и главный престол Троицкого собора. На хоры поднялся дивный старец, и величественный храм огласился стройным пением. Обычно регенты дирижируют, стоя лицом к хористам и, значит, спиной к иконостасу, если хоры устроены в западной части храма. Но о. Лаврентий всегда обращен был лицом к алтарю, а певчие располагались симметрично полукругом по обе стороны, он же был в центре.

Нравственная чистота, духовная высота, неистощимая любовь к людям вызывали необыкновенное расположение к нему в каждом, кто хоть раз в жизни удостоился видеть его. Любовь батюшки была особенная, не знавшая пристрастия, не взиравшая на лица, на душевные качества. Он любил всех и проявлял это чувство приветливостью, вниманием, советом. О. Лаврентий был большим психологом, он знал духовный мир человека во всех его проявлениях и в самых тончайших оттенках. Все от него уходили согретые христианской любовью, ободренные, с полным спокойствием на душе. Не единичны были случаи, когда о. Лаврентий предотвращал беду, спасал людей от смерти.

Что поражало в даре о. Лаврентия? Четкий, определенный ответ на все сомнения и вопросы. И когда однажды близкий к нему человек осмелился спросить: "Батюшка, откуда вы знаете, что нужно ответить каждому обращающемуся к Вам, и всегда это бывает правильное решение?" – он ответил: "На мысль полагает Бог, и ответ в сказанном сразу".

Скончался схиархимандрит Лаврентий 19 (6) января 1950 года. Чин погребения возглавлял епископ Иаков. По решению владыки местом упокоения была определена усыпальница под Троицким собором, где покоятся семь архиереев. До закрытия монастыря (в сентябре 1962 года) в храме регулярно совершались панихиды по почившему. Черниговские архиереи считали своим долгом и честью помолиться у могилки великого старца. После ликвидации монастыря доступ в усыпальницу был закрыт. Прошло 26 лет. Настало время, когда вновь богомольцы имеют возможность поклониться могиле о. Лаврентия.



Тропарь, глас 4

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́,/ и Тому́ те́сным путе́м после́дуя,/ сосу́д избра́н Ду́ха Свята́го бы́в,/ да́р чудотворе́ния и прозре́ния восприи́м:/ сего́ ра́ди в невече́рнем све́те Пресвяты́я Тро́ицы при́сно ра́дуяся,/ помина́й ча́д твои́х,// Лавре́нтие преподо́бне, о́тче на́ш.

Ин тропарь, глас 8

Дне́сь све́тло красу́ется гра́д Черни́гов,/ и торжеству́ет оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы,/ в не́й бо моли́твою и посто́м пребыва́я,/ и́ночествующим и ве́рным лю́дем ве́лий наста́вниче и ско́рый помо́щниче,/ и избра́нник пречу́дный Цари́цы Небе́сныя яви́лся еси́,/ я́ко звезда́ лучеза́рная в стране́ Росси́йстей,/ преподо́бне о́тче на́ш Лавре́нтие,// моли́ Человеколю́бца Бо́га спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Ми́р оста́вив, чистоту́ а́нгельскую стяжа́в/ и ми́рови любо́вию послужи́в,/ о́тче на́ш Лавре́нтие,/ по́мощь благода́тную с ве́рою приходя́щим оби́льно явля́я:/ те́мже и в преми́рная селе́ния досто́йно всели́вся,/ те́лом нетле́нным с на́ми пребыва́еши,/ утвержда́я на́с в правосла́вней ве́ре отце́в на́ших,/ душе́ю светоза́рною Пода́телю ми́ра мо́лишися// дарова́ти на́м ми́р и ве́лию ми́лость.

Ин кондак, глас 4

Возсия́л еси́, яко свети́льник лучеза́рный,/ услы́ша гла́с Цари́цы Небе́сныя,/ и после́довав невозвра́тно зо́ву Ея́./ Прише́л в оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы,/ иде́же Влады́чицы Богоро́дицы чудотво́рная ико́на,/ целому́дренно собра́в ста́до слове́сных ове́ц./ Не забу́ди и на́с, после́довавших ти́,/ и да изба́вит Госпо́дь гее́нны ве́чныя,/ соверша́ющих святу́ю па́мять твою́,// преподо́бне о́тче на́ш Лавре́нтие.



Молитва

О, всехва́льный о́тче Лавре́нтие, приими́ сие́ ма́лое моле́ние, от на́с гре́шных тебе́ приноси́мое, и при́зри ми́лостивно с высо́т небе́сных на на́с, прося́щих твоего́ хода́тайства у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, да пода́ст твои́ми моли́твами ми́р и благоде́нствие стране́ на́шей, па́стырем си́лу в моли́тве, и́ноком подкрепле́ние на пути́ соверше́нства в по́двизех смире́ния и послуша́ния, вдови́цам и сирота́м заступле́ние, немощны́м подкрепле́ние, неду́гующим ду́хом и душе́ю от бесо́в избавле́ние, больны́м исцеле́ние, путеше́ствующим А́нгела Храни́теля. Все́м чту́щим с любо́вию па́мять твою́, ве́ру и́скреннюю и непоколеби́мую. И по преставле́нии в жи́знь ве́чную приведи́ на́с ко Христу́ твои́ми моли́твами, да с тобо́ю прославля́ем Святу́ю Тро́ицу: Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://azbyka.ru/days/sv-lavrentij-chernigovskij-proskura
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 11 Января 2025, 08:49:21 »

Акафист преподобному Лаврентию Черниговскому, чудотворцу


Кондак 1

Избранный угодниче Божий, преподобне отче Лаврентие, приемый благословение от Божия Матери и пришедый во святый град Чернигов, еже вселитися в обитель Пресвятыя Троицы, идеже изыде на тя Дух Святый: изгнание претерпевый и множество словесных овец себе собравый, пищею слова Божия их напитавый и ко Христу приведый: яко имея дерзновение ко Святей Троице, не преставай моляся избавити нас от всяких бед и скорбей, да со умилением зовем ти:

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Икос 1

Ангела дивна стране Черниговстей яви тя Господь, всея твари Содетель, яко показа Духа Святаго в тя всельшагося, даром прозрения и исцеления обогати тя. Мы же, зряще тя, сосуде избранный Пресвятыя Богородицы, благодаряще Бога, прославляем тя, яко светильника и молитвенника нашего, и прилежно зовем ти сицевая:

Радуйся, пречудный избранниче Божия Матере;

Радуйся, сосуде благодати преизрядный.

Радуйся, преподобных и святителей похвало и собеседниче.

Радуйся, преподобному старцу Серафиму поревновавый.

Радуйся, и по смерти с преподобными вселивыйся.

Радуйся, яко тобою помыслы нечистыя обличаются.

Радуйся, яко дела благая и полезная тобою благословляются.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 2

Видяще исполнение божественнаго о людех смотрения Отца Небеснаго, избравшаго от народа мужей праведных ко спасительному служению, ради нашего поддержания духовнаго, и Божественным даром прозрения тя наградившаго, вопием Богу в Троице: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественный вразуми тя, отче Лаврентие, егда отреклся еси от жизни временныя и притекл к жизни вечней, от юности Христа прославляя всем сердцем твоим и Тому Единому паче всех работая; притекл еси в Рыхловский монастырь, тамо подвизаяся в пении и чтении. Мы же, видяще в тебе сосуд Духа Святаго, со умилением зовем ти сице:

Радуйся, яко от юности пламенне житие монашеское возлюбил еси;

Радуйся, яко от мира сего отреклся еси.

Радуйся, старость матери упокоивый;

Радуйся, по смерти тоя в обители Святителя Николая вселивыйся.

Радуйся, яко в менших братии тамо послуживый.

Радуйся, яко в пении Бога в Троице прославивый.

Радуйся, яко тем Пресвятей Богородице угодивый.

Радуйся, разумом Божественным людей удививый.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 3

Егда услыша о тебе, отче Лаврентие, архиепископ Антоний, повеле прибыти во град Чернигов, в монастырь Пресвятыя Троицы; ты же, внемля его прошению, усилил молитвы. Тогда Сама Царица Небесная благослови тя. Мы же грешнии, дивящеся сему чудеси, зовем ко Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Пришел еси во святую обитель Пресвятыя Троицы и, узрев образ Богоматери Троице-Ильинския, поклонился ему, яко уведе в нем Явльшуюся тебе и Повелевшую идти в дом Ея Сына и тамо прославити Его. Тогда преклонився пред Нею, просил еси у Нея благословения и покрова. Мы же, видяще твое предание воле Божией, вопием таковая:

Радуйся, яко послушание велие Божией Матери явил еси;

Радуйся, яко избра тя служити Ей во граде Чернигове.

Радуйся, дивным пением Ея прославивый;

Радуйся, всего себе руководству Тоя предавый.

Радуйся, и до конца жизни твоей Ей добре послуживый;

Радуйся, в чистоте девство твое сохранивый;

Радуйся, сердцем и устами Ея прославивый;

Радуйся, образ смирения нам оставивый.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 4

Звезда лучезарная, озарившая путь тебе, приведе тя во святый град Иерусалим, да поклонишися Гробу Господню и прославиши Бога, терпевшаго страдания за грехи наша, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Видя благодать и дар Святаго Духа в тебе, возлюбиша тя братия святыя обители Черниговския и избраша яко искуснаго руководителя и жизнию Богу угождающа. Мы же, благодаряще тя, вопием тебе:

Радуйся, Роману сладкопевцу уподобивыйся.

Радуйся, яко с ним в Сионе Горнем песнь Богу воспеваеши.

Радуйся, Царя Славы прославивый;

Радуйся, на путь спасения нас наставивый.

Радуйся, яко со Ангелы славу Его воспеваеши;

Радуйся, пением своим небо и землю соединивый.

Радуйся, всех достойно Бога славящих в бедах не оставляеши;

Радуйся, яко за них пред Господем и Богородицею ходатайствуеши.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 5

Время наста, егда попрана бысть святыня, ты же яко пастырь добрый, душу свою за овцы положити готовый, не оставил еси града Чернигова и обители Троице-Ильинския, но молитвами святых, под покровом Божией Матери в горах Болдиных вселился еси, да тамо хвалебную песнь воспеваеши Богу в Троице единому славимому: Аллилуиа.

Икос 5

Прииде час и сбудется реченное тобою: обновися Дом Святыя Троицы, в нем же собрашася вся чада твоя духовная. Ты же в дом Духа Святаго вшел еси, боголепно его украсив, и мудро стадом словесных овец до кончины твоея руководил еси, имя Божие призывати в радостех и печалех всех поучая, и многим святым в трудех твоих поревновал еси. Возвращение мощей Святителя Феодосия провидев, место славно ему уготовил. Мы же, хваляще Бога, давшаго тебе дух прозрения и разум мудрый, воспеваем песнь таковую:

Радуйся, уставов церковных строгий блюстителю.

Радуйся, обители многоопытный руководителю;

Радуйся, рачителю благолепия церковнаго;

Радуйся, Православия столпе непоколебимый.

Радуйся, яко мощи блаженнаго Филарета нетленными почитал еси;

Радуйся, пришествие Святителя Феодосия песньми прославивый.

Радуйся, пред взором нашим седмь небес начертавый;

Радуйся, яко и по смерти на небесах в райских обителех вселивыйся.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 6

Бурю многих бед и скорбей житейских претерпевая, помогал еси всем к тебе приходящим; тако и по смерти не оставил еси нас грешных, заповедав нам призывати тя в скорбех и печалех. Уповая на молитвенную помощь твою пред Господем, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Провидев кончину свою скорую, отче Лаврентие, предрекл еси ю трикратно. Мы же молим тя, да не оставиши нас грешных по отшествии своем, но с нами пребудеши во вся дни, во еже с радостию ублажати тя:

Радуйся, кончину свою предуведевый;

Радуйся, о ней же многим возвестивый.

Радуйся, яко вечныя жизни сподобивыйся.

Радуйся, безболезненным исходом душу свою Богу предавый.

Радуйся, яко и бесы в той час вострепеташа;

Радуйся, сладость небесную на земли вкусивый.

Радуйся, яко на небеси тою наслаждаешися;

Радуйся, яко мощи твоя нетленныя нам оставил еси.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 7

Пение и рыдание надгробное чада твоя духовная приношаху ти у гроба, отче Лаврентие, егда преставился еси ко Господу душею: нас же не оставил еси телом нетленным, праведнии бо и по смерти живы будут, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Четыредесят дний не смолкаше рыдание и пение у гроба твоего, блаженне Лаврентие; ты бо четыредесят дний ожидал еси, егда чада твоя уготовят ти место погребения. Пребывая с нами телом во храме, душею же молился еси за ны грешныя пред Господом. Сим пребыванием чудо велие явил еси: нетленныя бо мощи твоя, благовония исполненнии, показуют святость твою. Дивящеся сему чудеси, восхваляем тя тако:

Радуйся, благодать Божию стяжавый;

Радуйся, лозо винограда Христова.

Радуйся, четыредесятидневным стоянием телесе твоего нас утешивый;

Радуйся, яко множество чудес сотворивый.

Радуйся, благоуханием от гроба твоего всю обитель наполнивый;

Радуйся, яко по окончании четыредесяти дний тело твое с честию в гробницу положися.

Радуйся, яко и до ныне нетленно Богом сохранися;

Радуйся, яко и по смерти нас не оставивый.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 8

Проповедником истины Христовой явился еси, отче Лаврентие: непрестанным служением Богу и ближним пророком древним уподобился еси. Службы Божия в храме совершая, в молитве келейной неустанно подвизался еси. Тем же и по преставлении твоем хвалебную песнь о тебе воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Просвети землю Российскую лучезарным светом велиим преподобный Серафим Саровский чудотворец. По нем лучи трисолнечнаго сияния изыдоша от праведнаго Иоанна, чудотворца Кронштадтскаго. Ты же, святе Лаврентие, новый светильник по сих явился еси, просвещая и утверждая всех в вере непоколебимей. Сего ради ти яко светильнику земли Черниговския возглашаем тако:

Радуйся, преподобне Лаврентие, миру новый светильниче;

Радуйся, пред Богом наш новый молитвенниче.

Радуйся, сосуде златый, от чрева матери Богом избранный;

Радуйся, и Богородицею прославленный.

Радуйся, служителю Христов преизрядный;

Радуйся, яко во иереех Тому послуживый.

Радуйся, яко о имени твоем бесы падоша;

Радуйся, яко имя твое Ангелы на небеси прославиша.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 9

Всякое слово и плоть довлеют к похвале твоей, отче Лаврентие: ты бо движимый Духом Святым, от юности и до конца дний твоих славил еси имя Всесвятаго Творца неба и земли, Его Пречистую Матерь и всех святых. И по смерти с ними водворился еси в райских чертозех, да и тамо со всеми святыми воспеваеши Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витию богоугодна в тебе показа Господь, яко многа чада духовныя к тебе идоша. Вернии же Богу да возвеселятся с тобою во второе пришествие Спасителя. Мы же с кротостию и смирением приемлем наставления твоя и, подражая твоему человеколюбию, с любовию воспеваем тебе:

Радуйся, гусли духа сладкозвучныя;

Радуйся, кимвале восклицания.

Радуйся, цевнице боговещанная;

Радуйся, Ангелов собеседниче.

Радуйся, о Бозе живе наше подражание;

Радуйся, яко наставления твоя с радостию приемлем.

Радуйся, яко теми муки вечныя избавляемся;

Радуйся, поучение от Бога нам преподал еси.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвениче к тебе притекающих.

Кондак 10

Хотя спасти душу свою, всю полноту добродетелей Евангельских в себе совокупил еси богоблаженне Лаврентие: апостольское проповедание, мученическое терпение, преподобных воздержание, нестяжание, смирение и нищету духовную. Тем же ныне на небеси, восхваляюще Христа Бога, давшаго ти крепость, поминай нас, чтущих светлую память твою, и поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Познал еси, богомудре отче Лаврентие, разум Божественных Писаний, непрестанно подвизаяся в молитвах, и почерпнул еси воду живу, юже и нам преподал еси; сего ради вопиим ти сице:

Радуйся, яко жаждущих от источника Святыя Троицы напаяеши;

Радуйся, теми же водами души исцеляеши.

Радуйся, вместо пищи водами словес твоих нас и ныне утешаеши;

Радуйся, пламенем словес твоих терние грехов наших попаляеши.

Радуйся, яко словеса твоя паче меда сладчайша;

Радуйся, яко сладостию словес твоих скорбящим радость даруеши.

Радуйся, яко прореченныя тобою словеса и ныне исполняются;

Радуйся, яко в них мы славу твою уразумеваем.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 11

Множество чудес совершил еси, отче Лаврентие: бесы изгнал и прокаженныя исцелил еси, падшим духовно руку помощи твоея простерл еси. Посети и нас в бедах сущих, да умиленное пение тебе приносяще, вопием дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник света Божественнаго, ты прозорливо провидя грехи наша, гнев Божий, праведно на ны движимый, предрекл еси. Мы же молим тя, отче Лаврентие, яко имуща дерзновение пред Господем: испроси нам недостойным милость у Бога, да яко молитвенника тепла, ублажаем тя, зовуще:

Радуйся, пророком последовавый и им же уподобивыйся;

Радуйся, пророчествами твоими мир наполнивый.

Радуйся, яко многим напутствие давый;

Радуйся, будущая в их жизни, предсказавый.

Радуйся, яко монастырь по предсказанию твоему устроился;

Радуйся, словесных овец пастырю.

Радуйся, гнева Божия на грешники возвестителю;

Радуйся, покаяния проповедниче и грешников исправителю.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 12

Благодать велию восхоте подати тебе Господь Вседержитель, прослави тя в житии твоем, дар прозрения дарова тебе и множеством чудес обогати. Научи и нас воспевати с тобою благодарственную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем тя, угодниче Христов Лаврентие, яко низу пребывая на земли, удостоился еси возвыситися до высоты небесныя и тамо возсияти духом, яко солнце, да посетиши нас с высот небесных воспевающих ти сицевая:

Радуйся, светильниче лучезарный;

Радуйся, свете, мрак бесовский разгоняющий.

Радуйся, столпе огненный и каменю непоколебимый;

Радуйся, святителей любимый собеседниче.

Радуйся, апостолов преизрядный ревнителю;

Радуйся, мучеников и преподобных славо превознесенная.

Радуйся, благоверных похвало усердная;

Радуйся, чтущих память твою покрове и защищение.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 13

О пречудный угодниче Божий, отче наш Лаврентие! Приими сие хвалебное пение, в похвалу тебе приносимое, и твоим богоприятным ходатайством избави нас от всех враг видимых и невидимых, от всякия напасти и скорби, от напрасныя смерти и будущия муки, да сподобимся с тобою и со всеми святыми воспевати Богу: Аллилуиа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

Ангела дивна стране Черниговстей яви тя Господь, всея твари Содетель, яко показа Духа Святаго в тя всельшагося, даром прозрения и исцеления обогати тя. Мы же, зряще тя, сосуде избранный Пресвятыя Богородицы, благодаряще Бога, прославляем тя, яко светильника и молитвенника нашего, и прилежно зовем ти сицевая:

Радуйся, пречудный избранниче Божия Матере;

Радуйся, сосуде благодати преизрядный.

Радуйся, преподобных и святителей похвало и собеседниче.

Радуйся, преподобному старцу Серафиму поревновавый.

Радуйся, и по смерти с преподобными вселивыйся.

Радуйся, яко тобою помыслы нечистыя обличаются.

Радуйся, яко дела благая и полезная тобою благословляются.

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.

Кондак 1

Избранный угодниче Божий, преподобне отче Лаврентие, приемый благословение от Божия Матери и пришедый во святый град Чернигов, еже вселитися в обитель Пресвятыя Троицы, идеже изыде на тя Дух Святый: изгнание претерпевый и множество словесных овец себе собравый, пищею слова Божия их напитавый и ко Христу приведый: яко имея дерзновение ко Святей Троице, не преставай моляся избавити нас от всяких бед и скорбей, да со умилением зовем ти:

Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих.



Молитва преподобному Лаврентию Черниговскому, чудотворцу

О всехвальный отче Лаврентие, приими сие малое моление, от нас грешных тебе приносимое, и призри милостивно с высот небесных на нас, просящих твоего ходатайства у Престола Пресвятыя Троицы, да подаст твоими молитвами мир и благоденствие стране нашей, пастырем силу в молитве, иноком подкрепление на пути совершенства в подвизех смирения и послушания, вдовицам и сиротам заступление, немощным подкрепление, недугующим духом и душею от бесов избавление, больным исцеление, путешествующим Ангела Хранителя. Всем чтущим с любовию память твою, веру искреннюю и непоколебимую. И по преставлении в жизнь вечную приведи нас ко Христу твоими молитвами, да с тобою прославляем Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-prepodobnomu-lavrentiju-chernigovskomu-chudotvorcu.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!