Русская беседа
 
15 Января 2025, 18:43:59  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Отдание Рождества Христова  (Прочитано 64 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 13 Января 2025, 15:31:52 »

Отдание Рождества Христова

Отдание Рождества Христова

В день отдания повторяется «вся служба» — то есть все песнопения — праздника, лишь общий порядок богослужения не столь развернутый: вместо всенощного бдения совершаются вечерня и славословная (без полиелея и чтения Евангелия) утреня.

Чтобы в последний раз в этом году почтить Рождество Христово, можно не только спеть или перечитать прекрасные рождественские стихиры и каноны, но и ознакомиться с полным кондаком преподобного Романа на этот праздник.

Прилагается новый перевод этого кондака, выполненный свящ. Михаилом Асмусом, секретарем Синодальной богослужебной комиссии, который в настоящее время заканчивает работу над сборником своих переводов различных кондаков преподобного.

https://azbyka.ru/days/prazdnik-rozhdestvo-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista



Месяца декабря в 25 день кондак на Рождество Христово[1], глас 3, имеющий акростих: Του ταπεινού Ρωμανού[ο] ύμνος (Смиренного Романа песнь)

Проимион

Бога вышесущностна * Дева сегодня рождает,
Богу неприступному * земля вертеп предлагает;
Ангелы со пастухами * песнями славят,
мудрецы-волхвы с звездою * путь совершают:
ведь нас ради * в мир явился
как дитя малое * Бог преждевечный.

1

Вифлеемом Едем * вновь открыт — так увидим же!
Наслажденье[2] нашлось * в темноте — так примем же
сокровища рая * в пещере сокрытой!
В ней проявился * корень непролитый, * проросший прощением,
в ней же открылся * кладязь некопанный:
пить Давид желал из него некогда[3];
в ней породивши * Младенца, Дева
жажду тотчас пресекла * и Адаму, и Давид-царю.
Посему устремимся * к тому месту, где родился
как дитя малое * Бог преждевечный.

2

Своей Матери Отец * Её Сыном по воле стал,
и Спаситель детей * как младенец в яслях лежал,
что разумевши, * глаголет Родившая:
«Скажи Мне, Чадо * как Ты был в Меня всеян * или как насажден во Мне,
Тебя, Мое Недро, * вижу и изумляюсь:
грудь полна млека, но Я не замужем.
Тебя Я вижу * всего в пеленках,
но знаю: девственный цветок * пребыл нетронутым во Мне.
Ибо Ты его сберег, * благоволив родиться в мир
как дитя малое * Бог преждевечный.

3

Высочайший Царю, * что забыл Ты средь нищих нас?
Созидатель небес, * что пришел Ты к нам низменным?
Вертеп приглянулся * иль ясли понравились?
Вот, нет и места * Твоей рабыне * в приличной гостинице.
Какой там, места? * — нет и пещеры,
Мне она совсем чужда и холодна.
Ведь даже Сарре, * родившей сына,
был дан большой надел земли, * а у Меня даже и норки[4] нет:
Я заняла этот вертеп, * где вселился Ты по воле,
как дитя малое * Бог преждевечный».

4

Таковые слова * произнося украдкою,
и моляся Тому, * Кто сокрытое ведает,
волхвов Она слышит, * искавших Младенца.
Девица тотчас * им возопила: * «Вы кто такие?»
Они в ответ Ей: * «А Ты кто будешь,
что Ты Такового породила в мир?
Кто Твой отец был, * кто Твоя матерь,
что так Ты Сына без отца * и родила, и воспитуешь?
Мы, увидев звезду Его, * сообразили, что явился
как дитя малое * Бог преждевечный.[5]

5

Нам пророк Валаам * изъяснил уже в точности
смысл речений своих, * им пророчески сказанных,
сказав, что в грядущем * Звезда воссияет[6]:
она погасит * все волхвования * и птицегадания[7];
она раскроет * все притчи мудрых,
все их словеса и все загадки их.
Эта Звезда * звезды небесной
намного ярче и светлей, * ведь это — всех светил Творец,
и о Нем проречено: * от Иакова взыдет
как дитя малое * Бог преждевечный».[7]

6

Услыхавши Мария * невероятные речи,
наклонившись, припала * к Собственному Рожденью,
и с плачем сказала: * «О Чадо, велико,
весьма велико * всё, что Ты сделал * с Моею скудостию[9];
теперь, вот, снова * — у входа просители:
три волхва, восточные правители,
Твое увидеть * лицо желают
и умоляют их принять * Твоего люда богачи[10]:
в самом деле, народ Твой * — это все, кому открылся Ты
как дитя малое * Бог преждевечный.

7

А раз это Твой люд, * Сыне Мой, повели им
внутрь вертепа зайти, * пусть они уж увидят
богатую бедность, * дорогую убогость.
Ты — Моя слава, * Ты — похвальба[11] Моя, * стыдиться Мне нечего;
Ты — Моя радость * и украшение
хижине и Мне. Дозволь впустить Мне их:
что Мне за дело * до недостатка?
Ты — всё сокровище Моё, * Тебя цари пришли узреть,
когда им удалося * выяснить, что Ты родился
как дитя малое * Бог преждевечный».

8

Иисус же Христос, * Он же и Бог наш истинный,
таинственно ума * Матери прикоснувшися,
«Введи их, — промолвил, — * кого Я вел Словом,
ведь это Слово * Моё светило * Меня искавшим:
звезда светила * очам лишь чувственным,
некая же Сила — взорам умственным[12]:
она с волхвами * пришла, служа Мне,
и здесь стоит она ещё, * творя служение своё,
и лучом указует * на то место, где родился
как дитя малое * Бог преждевечный.

9

Так что Ты их прими, * Ты прими Меня принявших,
ибо в них Я живу, * как в руках Твоих, Чистая:
Тебя Я не бросил * и с ними пришел Я».
Она открывает * дверь пред волхвами * и внутрь пропускает их.
Дверь открывают * Врата закрытые,
Коими Христос один прошествовал![13]
Дверь открывает * Дверь, Что отверста,
но не украдено у Ней * Ее богатство чистоты![14]
Та открыла им двери, * от Которой Дверь[15] родилась,
как дитя малое * Бог преждевечный.

10

И волхвы в тот же миг * в горницу устремилися,
но увидев Христа, * в страхе остановилися,
узрев Его Матерь * с обручником рядом,
и робко молвят: * «Это ль Тот Самый Сын, * без рода и племени[16]?
А как же, Дево, * здесь в Твоем доме
видим при Тебе сего обручника?
Не было скверны * в рожденьи Сына.[17]
Как бы хула не понеслась, * что Ты с Иосифом живешь:
ведь завистников много, * они ищут, где родился
как дитя малое * Бог преждевечный».

11

Им Мария в ответ: * «Я хочу вам напомнить,
для чего Я держу * в Своем доме Иосифа –
для разоблачения * всех оглагольников.
Он всем расскажет * то, что услышал * о Моем Дитятке:
во сне узрел он, * как святой ангел
сказывал ему, откуда Плод во Мне;[18]
Он, огнезрачный, * сухому тёрну
той ночью разъяснил сполна * всё, что печалило его.
Посему-то Иосиф * здесь живет и подтверждает,
что Дитя малое * — Бог преждевечный.

12

Всё, что сам услыхал, * сообщает он в точности,
всё, что сам увидал, * возвещает он в ясности,
что было на небе * и что было низу:
как с пастухами * песнь пели ангелы[19] * — огонь вместе с глиною[20]!
Как перед вами * по небу двигалась
яркая звезда и путеводная.
Так что оставив * всё предыдущее,
вы расскажите нам теперь, * что с вами здесь произошло:
вы откуда идете * и узнали, что родился
как дитя малое * Бог преждевечный?»

13

Когда эти слова * им промолвила Светлая,
Ей сказали в ответ * те восточные светочи:
«Желаешь узнать Ты, * откуда пришли мы?
С земли Халдеев, * где не считают, что * Господь — это Бог богов[21];
из Вавилона, * где и не ведают,
кто Творец всех тех, кого так чтут они.
Пришла отсюда * Дитяти искра
и из персидского огня * она к себе нас забрала:
огнь всеядный оставив, * Огнь прохлады созерцаем
как дитя малое * Бога предвечна.

14

Это всё — суета, * и суета конечная[21],
но никто там у нас * правильно так не думает:
одни — не желая, * другие — не зная.
Посему, Дево, * слава Рождению, * Что нас свободило
от заблужденья * и огорчения,
что ждало нас в каждой из попутных стран
от племён тёмных, * наречий диких,
пока мы шли по всей земле * и под сияющей звездой
всю изъездили ее, * вопрошая, где родился
как дитя малое * Бог преждевечный.

15

Вслед за этой Звездой, * всё еще нам светившею,
весь Иерусалим * мы исходили в поисках,
слова из пророчеств * исполняя, как должное.
Как мы слыхали, * Бог угрожал уже * весь город обследовать:
мы и ходили * с нашим светильником[23],
думая найти здесь Божью заповедь.
Но ее нет здесь, * ибо был отнят
кивот свидетельства[24], а с ним * все блага, бывшие тогда.
Всё былое престало[25], * ибо новым всё соделал
Дитятко малое * Бог преждевечный».

16

Верующим волхвам: * «Правда, — Мария молвила, —
весь Иерусалим * вы исходили в поисках?
Тот город, который * пророкоубийца[26]?
И как избегли * вы огорчения * от этих завистников?
И как же Ирод * вас не заметил,
тот, что дышит кровью, а не правдою?»
Они ж в ответ Ей * глаголют: «Дево,
мы не таились от него, * мы поругалися над ним[27]:
мы ко всем приставали, * вопрошая, где родился
как дитя малое * Бог преждевечный».

17

Их рассказ услыхав, * Богородица Чистая
им в ответ говорит: * «Что же у вас выспрашивал
тот Ирод-правитель * и с ним фарисеи?»
— Сначала Ирод, * как и сказала Ты, * затем предводители
всех иудеев * у нас проверили
год, когда звезда вдруг появилася[28].
А разузнавши, * но не познавши,
не захотели увидать, * Кого искали разузнать,
ибо теми, кто ищет, * обязательно узрится
как дитя малое * Бог преждевечный.

18

И безумцы сии, * нас заподозрив в глупости,
нам в ответ говорят: * «Сколько же вы в пути уже?
И как не боитесь вы * троп неизведанных?»
На их вопросы * мы их спросили * о том, что известно им:
«А вы когда-то * как одолели
путь через пустыню бесконечную?
Кто от Египта * вас вёл когда-то,
Тот от Халдеев и теперь * провел нас по пути к Себе:
тогда столп светил огненный[29], * ныне же звезда являет
как дитя малое * Бога предвечна.

19

[И повсюду звезда * нам была предводителем,
как и вам Моисей * путь указывал посохом,
свет богопознанья * вокруг проливая.
И если манна * вас насыщала * и камень водой поил[30],
то нас питала * ее надежда.
Радостью ее мы окрыленные,
решили в мыслях * не возвращаться
назад в Персидскую страну * по неисхоженным путям,
но пойти и увидеть, * поклониться и прославить
как дитя малое * Бога предвечна».]

20

Исходили слова * от волхвов-правдолюбцев,
печатлелись затем * Пречестной душой Девы,
а силу Младенец * придавал им обоим[31]:
Ее утробу * после рождения * оставил Он чистою,
а их сознанье * после хождений,
как и их стопы, соблюл Он в бодрости,
и утомленья * они не знали,
как к Даниилу приходил * не уставая Аввакум[32].
Кто пророкам являлся, * Тот и волхвам теперь явился
как дитя малое * Бог преждевечный.

21

Завершив свой рассказ, * мудрецы устремились
и с дарами в руках * пред Христом преклонились,
пред Даром всех даров, * пред Миром всех миров.
Ему подносят * злато и смирну, * и ладан ливанских смол:
«Прими, — взывая, — * дар трисоставный,
как от Серафимов трисвятую песнь;
и не отвергни, * как Каина жертву,
но обыми наш дар тройной, * как дар от Авеля обнял[33],
чрез Тебя Породившую, * Что Тебя явила миру
как дитя малое * Бога предвечна».

22

Непорочная, зря, * как волхвы преклоняются
и подарки вручить * светозарные силятся,
как звезда указует, * пастухи воспевают,
Она взмолилась * Творцу и Господу * всего мироздания:
«Тройной подарок * принявши, Чадо,
выполни три просьбы Своей Матери:
Тебя молю Я * о добрых ветрах,
о плодоносии земли, * о всех селящихся на ней;
примирись со вселенной, * ибо Мною Ты рожден был
как дитя малое * Бог преждевечный.

23

Я не только лишь Мать * для Тебя, Спасе милостивый,
Я не зря Тебе грудь * даю, грудь наполняющему,
но Я о всем мире * Тебя умоляю.
Меня Ты сделал * моему племени * и славой, и гордостью[34];
Меня ж имеет * Твоя вселенная
как покров, и стену, и оплот ее.
На Мя взирают, * кто был отринут
от райской сладости тогда, * поскольку вновь им Я даю
ощутить полноценно, * что Ты Мною в мир родился
как дитя малое * Бог преждевечный.

24

Мир Свой, Спасе, спаси * — ведь на это пришел Ты к нам!
Свою тварь Ты восставь * — ведь на это явился Ты
предо Мной, и волхвами, * и всем мирозданьем!
Волхвы, гляди-ка, * кому явил Ты * лицо Своё светлое,
в поклоне низком * дары приносят
красные, полезные, желанные.
Они нужны Мне, * поскольку скоро
Мне во Египет предстоит * с Тобой и для Тебя бежать,
Путевождь Мой и Сын Мой, * Мой Содетель, Мой Снабдитель!
О, Дитя малое, * Боже предвечный!»


[1] Рус. пер. по изд. Х. Гродидье (SC ІІО, 48-76). Целиком сохранился в 5 рукописях, без икоса 19 — еще в 3 рукописях, включая один требный сборник XVI в., в усеченном виде — еще в 4 рукописях. Именно с этим кондаком связано чудо о Романе, лежащее в основе его почитания во святых.
[2] Этим словом греческие авторы переводят топоним Едем.
[3] Ср. 1Пар.11:17-19.
[4] Ср. Мф.8:20.
[5] Ср. Мф.1:2.
[6] Ср. Числ.24:17.
[7] Ср. Числ.23:23.
[8] Ср. Числ.24:17.
[9] Ср. Лк.1:48-49.
[10] Ср. Пс.44:13.
[11] Ср. Сир.1:11.
[12] Два стиха построены на популярной антитезе идеалистической философии: πρὸς τὸ φαινόμενον - πρὸς τὸ νοούμενον.
[13] Ср. Иез.44.2.
[14] Антиномия образа двери отверстой, но пребывшей запертой, хорошо разработана в гомилетике. Ср., напр., пассаж Леонтия (пс.-Амфилохия) в Гом. 25: "...что касается девственной природы, то нисколько не отверзлись девственные двери; что же касается силы родившегося Владыки, то не может быть ничего заключенного для Господа, но всё отворено." (CCSG 3, 45).
[15] Ср. Ин.10:7,9.
[16] ἀγενεαλόγητος. Ср. Евр.7:3.
[17] Некоторые издатели (Питра, Маас) ставили здесь вопросительный знак. См. прим. Гродидье (SC по, 61).
[18] Ср. Мф.1:20.
[19] Ср. Лк.2:8-14.
[20] Непередаваемая игра слов: πηλίνοις οἱ πύρινοι.
[21] Ср. Втор.10:17.
[22] Ср. Еккл.1:12.
[23] Т.е. звездою. Ср. Соф.1:12.
[24] Ср. 2Пар.36:10. Прямо об изъятии кивота в Вавилон в Священном Писании не сообщается. Версия 2Мак.2:5 говорит о том, что пророк Иеремия спрятал святыню в пещере и замуровал вход.
[25] Точная цитата 2Кор.5:17.
[26] Ср. Лк.13:34.
[27] Ср. Мф.2:16.
[28] Ср. Мф.2:16.
[28] Ср. Исх.2:7.
[29] Ср. Исх.13:21.
[30] Ср. Исх.16:31,17:5.
[31] Терминология государственного делопроизводства, излюбленная Романом: составление документа, визирование советником, придание силы высшим лицом. В Лк.2:51 «запечатлевать» означает «сохранять».
[32] Ср. Дан.14.33-36.
[33] Ср. Быт.4:4.
[34] Ср. Юдифь 15:9.


Священник Михаил Желтов. Индиктион

https://azbyka.ru/days/prazdnik-rozhdestvo-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 13 Января 2025, 15:47:54 »

Арт-группа "Ларго" тропарь Рождества Христова


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://rutube.ru/video/4a30e81cfdfcd40dd43b25b8cdcf8e7b/

https://rutube.ru/video/15ef99eee9a706d6e4a16313bc9b74ec/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 13 Января 2025, 15:59:40 »

Ночь тиха над Палестиной. Дети поют. Рождественская песня.


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://rutube.ru/video/076a3b8efafa9a24b03a793be190873f/

Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 13 Января 2025, 16:11:44 »

Рождество Христово – праздник Боговоплощения


Рождество Христово – праздник Боговоплощения; кратко суть праздника можно выразить фразой: Бог явился во плоти («Слово стало плотию» — Ин.1:14). Если же говорить более подробно, то в песнопениях служб праздничного цикла можно выделить следующие темы:

Разрешение греха прародителей. В песнопениях говорится об обновлении Адама (Христос, приняв человеческую природу, соединил ее с Божеством и тем самым освятил, обновил) и преодолении проклятия Евы (Еве было возвещено, что все женщины будут рождать в мучениях, однако Богородица, родив Христа безболезненно, фактически отменила действие этого проклятия).

Просвещение людей, находившихся во тьме греха. Тема просвещения и света присутствует уже в тропаре — древнейшем песнопении праздника, где говорится о том, что Рождество Спасителя явило миру «свет разума», а Сам Христос называется «Солнцем Правды».

Истощание (кенозис) Христа в Воплощении. Слово Божие, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, приняв человеческую плоть, смирил Себя, «истощил», претерпел тяжкие страдания (понятно, что применительно к Божеству о страданиях можно говорить лишь образно, условно) при соединении с нашим бренным, греховным и ограниченным естеством. «Человек настолько ниже, так бесконечно ниже Бога, что стать Богу человеком это все равно было, это хуже было, чем стать царю рабом». В этой теме проявляется особенная догматическая параллель с Пасхой: «Воплощение Сына Божия, будучи Его “истощанием”, явилось для Него своего рода крестом, первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний, настоящий»[1].

Соединение неба и земли. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» — эта святоотеческая формула близка и песнопениям праздника Рождества Христова. Данная тема, например, явно выражена во 2-й стихире литии: «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу: днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде».

Радость всей твари — один из распространенных мотивов рождественских песнопений. Особенно характерно этот мотив выражен в стихире литии на «И ныне»: «Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы днесь: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа, яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки».

Прославление Богородицы. Рождество Христово можно назвать самым «Богородичным» праздником среди Господских по идейному содержанию молитвословий. Потому хвалебные воззвания в адрес Пресвятой Девы часто встречаются в песнопениях праздника. Отметим следующую стихиру: «Приидите, воспоим Матерь Спасову, по Рождестве паки явльшуюся Деву: радуйся, Граде одушевленный Царя и Бога, в немже Христос пожив, спасение содела. С Гавриилом воспоем, с пастырьми прославим, зовуще: Богородице, моли из Тебе Воплощеннаго спастися нам» (3-я хвалитная стихира).

[1] Скабалланович М.Н. Рождество Христово // Христианские праздники. Кн. 4. Киев, 1916. С. 30, 59.

https://azbyka.ru/days/prazdnik-rozhdestvo-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 107343

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 13 Января 2025, 16:20:14 »

Акафист Рождеству Христову


Текст акафиста утвержден решением
Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163).

Кондак 1

Избра́ннии от всех племе́н и наро́дов в язы́к свят, ца́рское свяще́ние, сы́ны Све́та и насле́дницы Ца́рствия, прииди́те возра́дуемся Го́сподеви и Спаси́телю Бо́гу, в Вифлее́ме Ро́ждшемуся и нас ра́ди пелена́ми повива́емому, с волхвы́ и па́стыри поклони́мся, а́нгельскую вси в весе́лии пою́ще песнь: Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Икос 1

А́нгелом недове́домую, пресла́вную та́йну Твоего́ смотре́ния на коне́ц веко́в открыва́я, Христе́, я́ко Младе́нец в я́слех безслове́сных возлежи́ши и во убо́зем верте́пе ми́ру явля́ешися, Сло́ве Бо́жий, безна́чальне. О́ле стра́шного та́инства! О́ле Бо́жия снисхожде́ния! Тем у́бо со стра́хом и ра́достию взира́юще на неисповеди́мое истоща́ние Твое́, си́це Тебе́ зове́м:

Сла́ва Тебе́, Све́те Ти́хий, от Де́вы ми́ру возсия́вый;

сла́ва Тебе́, А́нгелов Ра́досте, во страну́ пла́ча прише́дый.

Сла́ва Тебе́, Нача́льниче ми́ра, спасе́ние благовести́вый;

сла́ва Тебе́, Сы́не Бо́жий, Собо́ю то́е устро́ивый.

Сла́ва Тебе́, Сия́ние О́тчия сла́вы;

сла́ва Тебе́, от тьмы́ в чу́дный Твой свет челове́ки призва́вый.

Сла́ва Тебе́, Иису́се, Сы́не Единоро́дный, на зе́млю снизше́дый;

сла́ва Тебе́, Иису́се, восхо́д земноро́дным на Не́бо устро́ивый.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 2

Ви́дев нищету́ и поги́бель ро́да челове́ческаго, всемогу́щее светоза́рное Сло́во Бо́жие, ти́хому молча́нию содержа́щу вся и но́щи преполовля́ющейся, с Небесе́, от Престо́ла Ца́рскаго, во юдо́ль земну́ю поги́бельную сни́де, во спасе́ние пою́щих Ему́: Аллилу́иа.

Икос 2

Разуме́в ду́хом проро́к Авваку́м прише́ствие Твое́, ужа́сся вопия́ше: Го́споди, услы́шах слух Твой и убоя́хся, разуме́х дела́ Твоя́ и ужасо́хся! Мы же сбытие́ та́йны сея́ зря́ще, Вифлее́м че́ствуем и я́слем Твоим покланя́емся , зову́ще:

Сла́ва Тебе́, Бо́жия Прему́дросте и Си́ло;

сла́ва Тебе́, омраче́нную не́мощь на́шу посети́вый.

Сла́ва Тебе́, повива́ющему мгло́ю зе́млю и не́бо о́блаки,

сла́ва Тебе́, нас ра́ди пови́тому пелена́ми.

Сла́ва Тебе́, одева́яй красото́ю кри́ны се́льныя,

сла́ва Тебе́, наготу́ на́шу облеки́й во оде́жду нетле́ния.

Сла́ва Тебе́, зрак раба́ прие́мый;

сла́ва Тебе́, от ра́бства страсте́й нас свободи́вый.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 3

Си́лы Небе́сныя ве́лиим гла́сом восхвали́ша Тя, све́тлое Со́лнце Сла́вы, восходя́щее от де́вственнаго О́блака и просвеща́ющее мир за милосе́рдие безме́рное, и в весе́лии воспе́ша: Аллилу́иа.

Икос 3

Име́яй престо́л не́бо и подно́жие зе́млю ме́ста ни еди́на обре́те во оби́тели, те́мже Чи́стая Де́ва, Ма́ти Твоя́, сокрыва́ет Тя от хла́да нощна́го в худе́м верте́пе и во я́слех ско́тиих полага́ет Тя, Сокро́вище го́рняго ми́ра и Зижди́теля вся́ческих. Дивя́щеся милосе́рдию Твоему́, си́це Тебе́ зове́м:

Сла́ва Тебе́, по нам неизрече́нно обнища́вый,

сла́ва Тебе́, неизче́тно нас обогати́вый.

Сла́ва Тебе́, на́шу не́мощь восприе́мый;

сла́ва Тебе́, нас си́лою Твое́ю облеки́й.

Сла́ва Тебе́, хлад нощны́й претерпе́вый;

сла́ва Тебе́, теплото́ю Твоея́ любве́ мир согре́вый.

Сла́ва Тебе́, не име́вый, где главы́ подклони́ти на земли́;

сла́ва Тебе́, преклони́вый небеса́ схожде́нием Твои́м.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 4

Бу́рею сумни́тельных помышле́ний мяте́тся И́род и весь Иерусали́м с ним; ца́рие же восто́чнии Тебе́, Царю́ царе́й, да́ры избра́нныя прино́сят. С ни́миже и нас сподо́би Тебе́ кла́нятися ду́хом и и́стиною и приноси́ти Тебе́ ве́ру я́ко зла́то, чи́стое житие́ я́ко лива́н, любо́вь же я́ко сми́рну, зову́ще: Аллилу́иа.

Икос 4

Слы́шав Ада́м первозда́нный глас Го́спода сла́вы, ходя́щаго в раи́, стра́хом скры́ся, убоя́вся лица́ Твоего́. Ны́не же Ты, Спа́се, сокрыва́еши под бре́нным покро́вом стра́шную сла́ву Твоего́ Божества́ и низхо́диши на зе́млю, зрак Ада́мов нося́, взыска́ти поги́бшаго, вопию́ща Тебе́:

Сла́ва Тебе́, с Небесе́ до́лу низше́дый;

сла́ва Тебе́, челове́ка горе́ вознесы́й.

Сла́ва Тебе́, беззако́ния моя́ на Себе́ возложи́вый;

сла́ва Тебе́, я́звою Твое́ю мя исцели́вый.

Сла́ва Тебе́, приобщи́выйся моея́ пло́ти;

сла́ва Тебе́, приобща́яй мя Твоего́ Божества́.

Сла́ва Тебе́, сту́дную наготу́ челове́ков ри́зою Твоея́ сла́вы покры́вый;

сла́ва Тебе́, глад души́ утоля́яй сла́достию трапе́зы Твоея́.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 5

Боготе́чная звезда́ с высоты́ показу́ет Тя, изда́вна предвозвеще́нную мы́сленную Звезду́, от Иа́кова возси́явшую. Сподо́би и нас, ко убо́гому верте́пу со звездосло́вцы прите́кших, узре́ти очище́нными очесы́ души́ па́че зве́зд и со́лнца просия́вшую сла́ву Твоего́ Божества́ и воспе́ти Тебе́: Аллилу́иа.

Икос 5

Прови́дев издале́ча день Твой, Христе́, пра́отец Твой Авраа́м возра́довася ду́хом; мы же ви́дяще Тя, Све́та невече́рняго, на рука́х Де́вы, Ма́тере Твоея́, я́ко на престо́ле почива́юща, ра́достно срета́ем Тя пе́нии си́ми:

Сла́ва Тебе́, млеко́м Неискусому́жныя пита́емый;

сла́ва Тебе́, пита́яй вся́ческую тварь.

Сла́ва Тебе́, Сы́не Де́вы, Емману́иле, О́троча мла́до;

сла́ва Тебе́, Боже Превечный, Отче будущаго века.

Сла́ва Тебе́, на плещу́ херуви́мов носи́мый,

сла́ва Тебе́, нас ради во ясли возлегий.

Сла́ва Тебе́, на земли́ младе́нствуяй;

сла́ва Тебе́, нас ча́да Бо́жия содева́яй.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 6

Пропове́дует ми́ру ми́лостивое Твое́ прише́ствие проро́к Илия́ Фесви́тянин, тому́ бо на Хори́встей горе́ яви́л еси́ ти́хое сия́ние Твоея́ сла́вы; и́бо не в бу́ри, ни во огни́ ниже́ в трясе́нии, но во гла́се хла́да то́нка соше́л еси́ на зе́млю, Го́споди, просвеща́я и спаса́я вся зову́щия: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́ иногда́ свет Небе́сный па́стырем вифлее́мским, творя́щим стра́жу нощну́ю о ста́де свое́м и бдя́щим, те́мже и мы в нощи́ жития́ сего́ ле́ности сон отрясе́м, в моли́тве трезвя́щеся, да с па́стырьми зри́телие сла́вы Спа́са ро́ждшагося яви́мся и та́ко Ему́ воззове́м:

Сла́ва Тебе́, Хле́бе живо́тный, всех ду́ши пита́яй;

сла́ва Тебе́, от гла́да сме́ртнаго мир избавля́яй.

Сла́ва Тебе́, Гро́зде Боже́ственный, вино́ но́вое источа́яй;

сла́ва Тебе́, жа́жды грехо́вныя мир изыма́яй.

Сла́ва Тебе́, све́тлое Со́лнце пра́вды и све́те И́стины;

сла́ва Тебе́, теплото́ю Ду́ха зе́млю животворя́й.

Сла́ва Тебе́, Небе́сный Дождю́, ороша́яй лице́ земли́;

сла́ва Тебе́, весну́ благода́ти ми́рови да́руяй.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 7

Хотя́ испра́вити горды́ню первозда́ннаго челове́ка, смири́л еси́ Себе́ Сама́го, Сло́ве Бо́жий, до я́слей и сме́рти кре́стныя, о́браз нам дая́, да вси, обраща́ющии сердца́ своя́ к Тебе́, облеку́тся в ца́рское одея́ние смире́ния Твоего́ и возоблада́ют над страстьми́ и похотьми́, Тебе́, Царю́ вся́ческих, зову́ще: Аллилу́иа.

Икос 7

Ди́вную та́йну воплоще́ния смири́вшагося Бо́га воспева́юще днесь, прииди́те, возвы́симся от земны́х страсте́й, чи́стою мы́слию присту́пим и припаде́м Богомладе́нцу, в я́слех лежа́щему, во умиле́нии зову́ще:

Сла́ва Тебе́, на земли́ рожде́йся;

сла́ва Тебе́, ми́ру дарова́вый возрожде́ние.

Сла́ва Тебе́, повеле́нием ке́саревым написа́выйся с рабы́;

сла́ва Тебе́, в Кни́гу живота́ на Небеси́ имена́ ве́рных Свои́х вписа́вый.

Сла́ва Тебе́, Соде́телю, Ему́же горе́ слу́жат со́нми А́нгел;

сла́ва Тебе́, послужи́ти прише́дый всеро́дному Ада́му.

Сла́ва Тебе́, Не́бо с земле́ю соедини́вый схожде́нием Твои́м;

сла́ва Тебе́, Бо́га с челове́ком прими́ривый Рождество́м Твои́м.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 8

Стра́нна и прише́льца Бо́га ви́дящи на земли́, устрани́мся су́етнаго ми́ра и взы́щем всеме́рно Небе́снаго на́шего Оте́чества, благода́ть, и мир и ми́лость всем прише́льствующим на земли́ у Сы́на Бо́жия прося́ще и воспева́юще Ему́: Аллилу́иа.

Икос 8

Весь был еси́ до́лу в я́слех, непостижи́ме Го́споди, горе́ на Престо́ле со Отце́м седя́й. А́нгели воспева́ху Тя я́ко Преве́чнаго Бо́га, челове́цы же зря́ху Младе́нца пови́та, мы же убо́зии прино́сим Ти сле́зы умиле́ния, си́це глаго́люще:

Сла́ва Тебе́, недр Оте́ческих не отступи́вый;

сла́ва Тебе́, с до́льними челове́ки неизре́ченно пожи́вый.

Сла́ва Тебе́, непристу́пную сла́ву Твоего́ Божества́ сокры́вый;

сла́ва Тебе́, приступа́ющия к Тебе́ гре́шныя не отри́нувый.

Сла́ва Тебе́, Исто́чниче чистоты́ и свя́тости;

сла́ва Тебе́, с мытари́ и гре́шники вечеря́вый.

Сла́ва Тебе́, блу́дная ча́да, издале́ча зря, с любо́вию срета́яй,

сла́ва Тебе́, вся с покая́нием приходя́щия в лик друго́в Твои́х вчиня́яй.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 9

Вся земля́ бога́тство любве́ Твоея́ позна́, Иису́се Всецарю́, егда́ Себе́ Сама́го я́ко Младе́нца гре́шному ми́ру во очище́ние дарова́л еси́ и в Же́ртву предугото́вал еси́. Сего́ ра́ди ро́ды родо́в, спасе́ннии прише́ствием Твои́м, во ве́ки благода́рственне зову́т Ти: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́я многовеща́нныя недоуме́ют воспе́ти недомы́слимое и неизрече́нное Рождество́ Твое́: кий бо язы́к, А́нгельский или́ челове́ческий, возглаго́лет сию́ бе́здну ми́лости Твоея́, Спа́се? Приими́ у́бо благода́рныя сле́зы земноро́дных, искупле́нных Твое́ю Кро́вию, Тебе́ припа́дающих и вопию́щих:

Сла́ва Тебе́, изобреты́й всяк путь худо́жества ;

сла́ва Тебе́, соедини́вый с челове́ки Божество́.

Сла́ва Тебе́, стpа́нно во Своя́ пpише́дый;

сла́ва Тебе́, yстpа́ншихся от Бо́га на Не́бо пpизыва́вый.

Сла́ва Тебе́, верте́п оби́тель Себе́ избра́вый;

сла́ва Тебе́, Небе́сныя оби́тели лю́дем угото́вавый.

Сла́ва Тебе́, грех ми́ра взе́мляй и обреме́ненныя к Себе́ призыва́яй;

сла́ва Тебе́, не́мощи челове́ческия исцеля́яй и тружда́ющияся упокоева́яй.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 10

Спасе́ние соде́лал еси́ ми́ру стра́нным истоща́нием Твои́м и врата́ милосе́рдия Бо́жия и вы́шнее Ца́рствие отве́рзл еси́ соше́ствием Твои́м: отны́не бо сы́нове челове́честии о́бщницы А́нгелом быва́ют и ра́дующеся ле́гкою стезе́ю в Небеса́ восхо́дят, немо́лчно зову́ще: Аллилу́иа.

Икос 10

Царю́ Преве́чный, рожде́йся на земли́ челове́ка ра́ди, Христе́ Бо́же! Покажи́ ны досто́йны Твоего́ осия́ния, даждь нам во вся дни живота́ на́шего помина́ти Твоя́ благодея́ния и чи́стым се́рдцем воспева́ти Тебе́ сицева́я:

Сла́ва Тебе́, Царю́ веко́в, вы́шнее Ца́рство ве́рным отверза́яй,

сла́ва Тебе́, Па́стырю до́брый, заблу́дших ове́ц на па́жить цветоно́сную призыва́яй.

Сла́ва Тебе́, И́мый ключ Дави́дов, Еде́ма врата́ нам отве́рзый;

сла́ва Тебе́, Ключу́ Боже́ственный, отверза́яй сердца́ к прия́тию благода́ти.

Сла́ва Тебе́, Ма́нно Небе́сная, в пусты́ни жития́ сего́ пита́ющая;

сла́ва Тебе́, Иису́се Бо́же, Но́вый Изра́иль в зе́млю обетова́нную вводя́й.

Сла́ва Тебе́, А́гнче Бо́жий, на закла́ние в мир прише́дый;

сла́ва Тебе́, сме́ртию Твое́ю живо́т нам дарова́вый.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 11

Песнь благодаре́ния приими́ от нас, Сло́ве Бо́жий, и сподо́би нас, до́льних, сре́сти чи́стыми дея́ньми и подъя́ти Тя, Христа́, пло́тию младе́нствующа, Христа́, во́лею обнища́вша, Христа́, нас ра́ди на зе́млю низше́дша, Его́же горе́ пою́т непреста́нно А́нгели Бо́жии, зову́ще: Аллилу́иа.

Икос 11

Све́том оде́яйся, я́ко ри́зою, безсла́вен и наг в мир сей вхо́дит, и Бо́жие Сло́во, нося́щее вся глаго́лом си́лы Своея́, немотству́ющий Младе́нец зри́тся на земли́, Ему́же покланя́ющеся вси глаго́лем:

Сла́ва Тебе́, Сло́ве, во я́слех немотству́яй;

сла́ва Тебе́, доброте́ молча́ния и сло́ва науча́яй.

Сла́ва Тебе́, Животе́, пови́тый пелены́;

сла́ва Тебе́, плени́цы сме́ртныя разреши́ти гряды́й.

Сла́ва Тебе́, благовести́ти ни́щим прише́дый;

сла́ва Тебе́, сокруше́нныя се́рдцем исцели́вый.

Сла́ва Тебе́, пропове́дуяй слепы́м прозре́ние;

сла́ва Тебе́, отпуща́яй сокруше́нныя во отра́ду.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 12

Благода́ть спаси́тельная всем челове́ком яви́ся и всех избавле́ние приспе́: сла́вы бо Госпо́дь низхо́дит на зе́млю ми́лости ра́ди. Го́ры и хо́лми, поля́ и де́бри, челове́цы и А́нгели, вся́кое ды́хание и тварь, весе́лия Боже́ственнаго исполня́еми, воскли́кните срета́юще Того́: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще ве́лие та́инство Твоего́ вочелове́чения, Го́споди, мо́лим Тя, раби́ Твои́, егда́ прии́деши па́ки на зе́млю с си́лою и сла́вою мно́гою, поми́луй и спаси́ всех, чту́щих Твое́ е́же от Де́вы неизрече́нное Рождество́ и любо́вию зову́щих Ти:

Сла́ва Тебе́, на земли́ воплоти́выйся благовести́ти заблу́ждшим;

сла́ва Тебе́, до а́да снизше́дый взыска́ти па́дших.

Сла́ва Тебе́, сокро́вища благода́ти Твоея́ открыва́яй;

сла́ва Тебе́, удо́бен путь к Небеси́ показу́яй.

Сла́ва Тебе́, вода́ми Креще́ния естество́ челове́ческое обнови́вый;

сла́ва Тебе́, Боже́ственными Та́йнами сие́ обожи́вый.

Сла́ва Тебе́, ве́рныя по исхо́де от жития́ в Ца́рствие Твое́ вводя́й;

сла́ва Тебе́, весе́лие Иерусали́ма го́рняго во ве́ки ве́ков подава́яй.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 13

О́, неизсле́димая и неизглаго́ланная Бе́здно Любве́ и Щедро́т, младе́нствуяй пло́тию Иису́се! Приими́ приноси́мое Тебе́ убо́гое сие́ моле́ние и не возгнуша́йся возлещи́ в я́слех безслове́сныя души́ моея́. О́, Све́те ми́ра незаходи́мый! Просвети́ мя сия́нием Твои́м, прииди́ и оби́тель в се́рдце мое́м сотвори́, да во ве́ки пою́ Ти: Аллилу́иа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

А́нгелом недове́домую, пресла́вную та́йну Твоего́ смотре́ния на коне́ц веко́в открыва́я, Христе́, я́ко Младе́нец в я́слех безслове́сных возлежи́ши и во убо́зем верте́пе ми́ру явля́ешися, Сло́ве Бо́жий, безна́чальне. О́ле стра́шного та́инства! О́ле Бо́жия снисхожде́ния! Тем у́бо со стра́хом и ра́достию взира́юще на неисповеди́мое истоща́ние Твое́, си́це Тебе́ зове́м:

Сла́ва Тебе́, Све́те Ти́хий, от Де́вы ми́ру возсия́вый;

сла́ва Тебе́, А́нгелов Ра́досте, во страну́ пла́ча прише́дый.

Сла́ва Тебе́, Нача́льниче ми́ра, спасе́ние благовести́вый;

сла́ва Тебе́, Сы́не Бо́жий, Собо́ю то́е устро́ивый.

Сла́ва Тебе́, Сия́ние О́тчия сла́вы;

сла́ва Тебе́, от тьмы́ в чу́дный Твой свет челове́ки призва́вый.

Сла́ва Тебе́, Иису́се, Сы́не Единоро́дный, на зе́млю снизше́дый;

сла́ва Тебе́, Иису́се, восхо́д земноро́дным на Не́бо устро́ивый.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!

Кондак 1

Избра́ннии от всех племе́н и наро́дов в язы́к свят, ца́рское свяще́ние, сы́ны Све́та и насле́дницы Ца́рствия, прииди́те возра́дуемся Го́сподеви и Спаси́телю Бо́гу, в Вифлее́ме Ро́ждшемуся и нас ра́ди пелена́ми повива́емому, с волхвы́ и па́стыри поклони́мся, а́нгельскую вси в весе́лии пою́ще песнь: Сла́ва в вы́шних Бо́гу и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние!


Молитва

О́, Сладча́йший Иисýсе, Сло́ве Бо́жий, Сы́не Де́вы, Тебе́ нас pа́ди на земли́ я́вльшагося вся тваpь испове́да бы́ти Твоpца́ и Влады́кy вся́ческих, во́лны моpски́я смиря́хуся под но́зе Твои́, yмолка́хy ве́тpы Твои́м повеле́нием, ме́pтвии сло́вом Твои́м возстава́ху, со́лнце Тебе́ yмиpа́ющy поме́pче, земля́ о Тебе́ потpясе́ся, не́бо Тебе́ возходя́щy отве́pзеся. Тем ýбо и ны́не мо́лим Тя, pаби́ Твои́, Влады́ко, ути́ши вся на́ша помышле́ния и чýвства сеpде́чная, запpети́ волне́нию стpасте́й, возста́ви ны от сме́pти гpехо́вныя, сотвоpи́, да пpед све́том любве́ Твоея́ поме́pкнyт нам вся сла́вная и кpа́сная сýетнаго ми́pа, да потpясýтся тре́петом дýши на́ша и отве́pзyтся сеpдца́ прия́ти Тя Hевече́pняго Све́та, пpосвеща́ющаго вся́каго челове́ка, гpядýщаго в миp. Сподо́би ны́не изы́ти любо́вию в сpе́тение Тебе́, низходя́щемy на зе́млю нас pа́ди, и в день исхо́да на́шего от вpе́меннаго жития́ сего́ yсpя́щи нас, восходя́щих от земли́, милосе́pдием Твои́м, пpиими́ в Небе́сныя Твоя́ селе́ния и сотвоpи́ пpича́стники сла́внаго Ца́pствия Твоего́, да со А́нгелы святы́ми пое́м и сла́вим Тя, Спа́са дyш на́ших, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и с Пpесвяты́м Дýхом, Еди́наго в Тpо́ице Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва че́сть и поклоне́ние во ве́ки ве́ков. Ами́нь.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-rozhdestvu-hristovu.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!