Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 107501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 16 Января 2025, 10:34:58 » |
|
(Продолжение)
Святая Геновефа очень чтила память апостола Галлии святого Дионисия Ареопагита. Она часто совершала паломничества к тому месту, где были погребены первый епископ Парижский, пресвитер Рустик и архидиакон Елевферий, в деревушку Катэй, и очень скорбела о том, что там, где покоятся мощи святых мучеников, стоит лишь убогая деревянная часовня. «Достопочтенные пастыри Христовы, я умоляю вас подумать о возможности построения базилики в честь святого Дионисия», – так, наконец, обратилась она к парижскому духовенству. Но пастыри ответили, что это благое намерение не может быть исполнено, так как для постройки базилики нужна негашеная известь, а ее нет. Тогда лицо святой Геновефы просияло и она сказала: «Перейдите мост, а затем вернитесь ко мне и расскажите, что вы там слышали». Пастыри послушались ее и, очутившись на левом лесистом берегу Сены, услышали разговор двух свинопасов, которые рассказывали друг другу, что набрели на две большие, еще никем не использованные, ямы (или печи) для обжигания наполнявшей их извести. Исполненные радости пресвитеры возблагодарили Бога, повелели свинопасам указать им местонахождение извести, а затем поспешили обратно в город к святой Геновефе. Услышав их рассказ, святая Геновефа заплакала слезами радости и затем всю ночь благодарила Господа и просила Его благословить ее начинание. Поручив руководство постройкой базилики пресвитеру Генэсу, она приступила к сбору денег на эту постройку, и парижане так горячо откликнулись на ее призыв, что величественная базилика была скоро воздвигнута.
Не случайно, что святая Геновефа много потрудилась, чтобы построить базилику просветителю Галлии, первому епископу Парижскому святому Дионисию Ареопагиту. Святой Дионисий еще в первом веке по Рождестве Христовом положил начало православному учению о благодати [прим.: Н. В. Лосский в своей книге «Опытное богословие Восточной Церкви» говорит: «Вместе с Дионисием Отцы называют «энергии» «лучами божества», которые пронизывают тварную вселенную. Св. Григорий Палама именует их просто «божествами», «нетварным светом» или «благодатью»]. Учение это, связанное с учением о Пресвятой Троице, было раскрыто всеми восточными Отцами, в особенности же в XIV веке святителем Григорием Паламой в его споре с восточными последователями западного богословия Фомы Аквината о «нетварном свете Фаворском». Это богословие восточных Отцов неотделимо от внутреннего опыта, – почему его можно назвать «опытным богословием», в противоположность чисто умственному схоластическому богословию, возникшему на Западе в XI веке. Внутренний опыт «света», молитвы Иисусовой, перешел с древнего Афона в нашу страну и особенно процвел в русских преподобных святых. «Стяжание Духа святого» преподобного Серафима Саровского, жившего в XIX веке в тамбовских лесах нашей родины, и внутренний опыт «света нетленного», сердечной молитвы Иисусовой святого Симеона Нового Богослова (XI век), святителя Григория Паламы и афонских монахов, – это та же православная традиция, или «опытное учение о благодати». Особое почитание преподобной Геновефой святого Дионисия Ареопагита раскрывает нам чистоту ее веры и связывает нас с ней, как с православной святой.
Разрываемая внутренними нестроениями Римская империя, которую считали вечной, стала рушиться и не могла больше защищать своих границ, которым угрожали германские племена и гунны: весь пятый век ознаменован для Галлии непрекращающимся нашествием варваров. Германские племена с женами и детьми бежали со своих насиженных мест от гуннов, которые еще в первом веке по Рождестве Христовом вышли из глубин Азии, а в пятом веке, будучи уже на берегах Дуная, хлынули бурными потоками на Запад. Вторым страшным нашествием было нашествие самих гуннов, которые в 451 году, под предводительством Аттилы, перешли Рейн и вторглись в Галлию.
В это время святой Геновефе было двадцать восемь (двадцать девять) лет. Аттила двинулся на г. Орлеан и путь его лежал через Париж. Охваченные ужасом, парижане хотели, забрав свое имущество, бежать в более безопасные места. Но святая Геновефа, убеждая их не покидать города, говорила, что Париж будет пощажен, а места, куда они собираются бежать, будут, наоборот, уничтожены. Она уговаривала женщин последовать примеру Юдифи и Эсфири, которые покаянием и молитвой отвели приближающуюся опасность. Женщины ее послушались и, собираясь в крещальне, денно и нощно вместе со святой Геновефой молили Бога пощадить город. Но их мужья, которых они убеждали послушаться святой и не покидать города, от этих речей приходили только в ярость. Ввиду очевидной опасности им казалась нелепой твердая вера святой. «Она продалась врагу, эта лжепророчица, лгунья, она хочет помешать нам спасти себя и свое имущество, она совращает наших жен – камнями ее! В реку ее!» Св. Геновефу стащили уже с крыльца, и шел спор, какую из двух смертей для нее выбрать, но в этот момент в разъяренной толпе появился Оксерский архидиакон Седулиус. «Горожане! – воскликнул он, – не вздумайте умертвить ту, о которой святой Герман говорил, что она избрана Богом от чрева матери», – и показал толпе подарок, который перед самой своей смертью повелел передать святой Геновефе усопший епископ [прим.: для жителей тогдашнего Парижа самым почитаемым человеком был святой Герман, и женщину, которую он так высоко ставил, знал каждый]. Имя святого Германа успокоило толпу, и во всех храмах стала возноситься единодушная молитва об отвращении опасности. И вдруг Аттила круто повернул и подошел к Орлеану, сделав большой круг вокруг Парижа. Молитвами святой Геновефы Париж был спасен. Через год Аттила появился в Италии; у самых стен Рима его остановил папа святой Лев, который так поразил язычника своими речами и видом, что тот в ужасе бежал обратно в Венгрию [прим.: Аттила рассказывал своим приближенным, что рядом со святителем Львом стоял некто в сияющих одеждах и грозил ему мечом]. Через год Аттила задумал новый поход на Галлию, но внезапно заболел и бесславно умер, а после его смерти царство гуннов распалось.
Вся долгая жизнь святой Геновефы отмечена множеством чудесных событий, связанных с проявлениями ее любви и жалости к людям. Рабы, заключенные, пленники – все несчастные и угнетенные имели в ней свою защитницу и заступницу. Даже на суровых язычников она имела такое влияние, что они не могли устоять перед ее просьбами. «Нет слов, – рассказывает летописец, – чтобы описать, как почитал и был предан король Хильдриг святой Геновефе». Об этом говорит следующий случай: войдя в Париж, король приказал запереть городские ворота, так как боялся, чтобы святая Геновефа снова не пришла просить его помиловать пленников, которых он собирался умертвить, и что снова он не сможет ей отказать. Но святая, услыхав о том, что замышляет король, поспешила в город. Едва она прикоснулась к запертым воротам, как они перед ней раскрылись, и она направилась во дворец. Ее не могли не допустить к Хильдригу, и еще раз он не смог не смягчиться и уступил ее просьбам.
А один суровый хозяин, христианин, несмотря на просьбы святой Геновефы, не желал простить своего провинившегося раба. «Все равно, если ты отвергнешь мою просьбу, то Кто-то на нее согласится, так как Он благ и человеколюбец», – сказала упрямому господину святая. Не успел последний вернуться домой, как заболел сильной горячкой [прим.: в те времена почти неизлечимая болезнь, выродившаяся в так называемую «испанку» – и теперешний вирусный и простой грипп]. Всю ночь промучился он, а наутро был уже у святой Геновефы. Упав к ее ногам, он просил простить его за то, что он не хотел смилостивиться. В этот день совершились два чуда: был прощен раб и помилован хозяин.
Как-то раз в келью святой Геновефы проникла женщина и украла ее башмаки. Но не успела воровка прийти домой, как почувствовала, что слепнет. Поняв, что Господь карает ее за кражу, она вернула святой похищенное и, припав к ее ногам, со слезами умоляла вернуть ей зрение. Святая, улыбнувшись, подняла ее, осенила крестным знамением ее глаза, и женщина тотчас прозрела.
Другой женщине очень хотелось знать, чем занимается святая в затворе. Но лишь только она стала у дверей ее кельи, как также ослепла. Это происходило Великим постом, и наказанной за нечестивое любопытство пришлось ждать Великого четверга, когда святая вышла из затвора и, осенив крестным знамением ее глаза, исцелила.
Агиограф святой говорит, что она любила путешествовать и часто совершала паломничества. Ходила она часто в Сен-Дени (так стала именоваться деревушка Катэй, после того как была воздвигнута над мощами святого Дионисия Ареопагита базилика) к мощам святого Дионисия; в город Тур, куда привлекал ее величайший чудотворец Запада и апостол Галлии IV века епископ этого города святой Мартин; и в Орлеан, где покоился святой Агн. Эти паломничества также сопровождались многочисленными чудесами.
Однажды святая Геновефа, направляясь к святому епископу Ремигию в Реймс, приближалась к городу Лаону. Среди вышедшей ей навстречу толпы находились родители расслабленной девятилетней девочки, которые молили ее посетить их дочь. Встав у изголовья отроковицы и сотворив молитву, святая повелела ей подняться с ложа, обуться и одеться. Исцеленная тотчас же исполнила все сказанное ей и без всякого затруднения направилась в храм. Когда святая Геновефа покидала этот город, жители его провожали ее, с радостью хваля Бога.
Святая находилась в Орлеане и молилась у мощей святого Агна, когда к ее ногам бросилась женщина, по имени Фратерна, дочь которой находилась при смерти: «Госпожа Геновефа, верни мне дочь, верни мне дочь», – повторяла в слезах мать. «Не скорби более – дочь твоя здорова», – ответила ей святая. И исцеленная девушка вышла навстречу матери, которая вместе со святой Геновефой направлялась из храма домой.
По преданию, записанному агиографом, святая Геновефа прославилась в народе многими подвигами и чудесами, которые свидетельствуют о том, что она была сосудом Божественной благодати и обиталищем Духа Святого, поэтому по ее молитве утихали бури и изгонялись бесы. Как свеча, возжигавшаяся во время молитвы в ее руке, горело ее сердце перед Богом.
В это время на Востоке, в пустыне, недалеко от Антиохии, жил великий подвижник Симеон Столпник [прим.: прозванный так потому, что он сорок лет провел на столпе]. Патриархи испрашивали его совета в борьбе с ересями, к нему стекалось множество народа, тем более что путь с востока на запад проходил недалеко от столпа, на котором он стоял. Наставляя посещавших его, святой Симеон узнавал от них и о жизни Церкви Христовой. И каждый раз, когда, проходя этим путем, купцы из Парижа посещали его, он расспрашивал их о святой Геновефе, передавал ей свое приветствие и просил ее молиться о нем. Провидел ли духом святой подвижник Востока, что в Галлии сияет святостью посвященная Богу дева, донеслась ли до его столпа молва о ней, не это в данном случае имеет значение. Но духовная, молитвенная связь между великим пустынником Востока и жившей среди мирян в большом западном городе простой, посвященной Богу, девой, образ святости которой так отличался от подвижнического пути святого Симеона, свидетельствует о единой в те времена на Востоке и Западе вере Христовой.
Сын короля Хильдрига Хлодвиг был завоевателем и дипломатом. Постепенно вытесняя римлян и собиравшиеся занять их место варварские племена, он стал господином всей Галлии, и хотя был язычником, но щадил и уважал епископов, так как влияние их в занятой им стране было чрезвычайно значительным. Осада Парижа в 486-487 годах является одним из этапов в борьбе, которую вел Хлодвиг с целью изгнания римлян из Галлии. Вот что рассказывает нам об этой осаде агиограф святой Геновефы: «Во время пятилетней осады франками Парижа множество жителей умирало от страшного голода. Тогда святая Геновефа решила образовать караван судов и направиться водным путем за провиантом в город Арсис на реке Оуб. Лишь только она прибыла в этот город, трибун Пасцивиус попросил ее навестить его жену, которая уже четыре года была неподвижна и расслаблена. Святая Геновефа осенила ее крестным знамением и приказала встать. И тотчас же жена Пасцивиуса исцелилась и встала со своего ложа».
(Окончание следует)
|