Гурия МУРКЛИНСКАЯФактор «Нурджулар»Как сообщили недавно российские СМИ, в Дагестане в ходе совместной операции республиканского УФСБ и Управления по противодействию экстремизму МВД выявлена религиозная организация «Нурджулар», деятельность которой решением Верховного суда РФ от 10 апреля 2008 года была запрещена на территории России. В городе Избербаш был установлен адрес, где собирались члены этой религиозной организации. Среди них оказались 9 граждан России, 7 граждан Азербайджана и координатор деятельности «Нурджулар» в РФ гражданин Турции Эрдемир Али Ихсан. Установлено, что гражданин Турции в период пребывания на территории России в 2009 году проводил сборы активистов этой организации в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Костроме, Ярославле, Казани и Красноярске. На этих сборах изучалась экстремистская литература, обсуждались планы деятельности организации в России.
Эта информация ещё раз подтверждает, что Турция через территорию сопредельного с Россией Азербайджана упорно пытается взять под свой контроль развитие ситуации на Северном Кавказе. Особенно велик ее интерес к Республике Дагестан.
***
Совокупный капитал общества «Нурджулар» оценивается в $80 млрд. Источники подобного благосостояния неясны, однако зарубежные аналитики связывают его, в частности, с контролем над косовским наркотрафиком. В конце марта 2009 г. Республиканская народная партия Турции представила доклад, авторы которого подчеркивают необходимость проверки финансовых источников учебных заведений, открытых агентами «Нурджулар» в 87 странах мира. «Только для открытия этих школ необходимы миллиарды долларов, не говоря уже о функционирования заведений, — отмечается в докладе. Внутри Турции никакая структура или объединение граждан не способна обеспечить финансирование в таких масштабах».
Международное религиозное общество «Нурджулар» было создано в начале XX века в Турции. Основатель общества — Саид Нурси, автор 14-томного сочинения «Рисале и Hyp». При жизни Саид Нурси имел около пяти миллионов последователей. После смерти лидера 40 его учеников образовали 40 самостоятельных течений, названных их именами. Несмотря на некоторые непринципиальные отличия, общая цель нурсистов едина - добиться реального влияния и придти к власти в тюркоязычных и мусульманских странах. Для этого практикуются вовлечение в ряды «Нурджулар» новых сторонников, их воспитание в учебных заведениях, внедрение в государственные, военные, правоохранительные структуры. Наиболее мощным в организационном и финансовом плане ответвлением «Нурджулар» является организация «Фетуллахчилар», лидер которого - Фетуллах Гюлен, бывший имам мечети города Измир. После военного переворота в Турции в 1980 году он был вынужден эмигрировать в Европу, где объединил в своих рядах выходцев из Турции и балканских стран.
Труды Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена запрещены во многих странах, в том числе и в самой Турции. По данным зарубежных спецслужб, нурсисты, повсюду призывающие свергать светские правительства и заменять их шариатским правлением, связаны с террористической организацией «Серые волки»1. В их планы входит подготовка боевиков-камикадзе, а также людей, которые в будущем должны занять ключевые посты в экономике, науке и управленческих структурах разных стран, в том числе России. Религиозно-националистические секты «Сулеймаджи» и «Нурджулар», запрещенные в стране своего рождения – Турции, широко распространяют свои сети на всем постсоветском пространстве, культивируя под прикрытием благотворительных фондов, культурных центров и учебных заведений идеи «обновленного» ислама экстремистского толка.
Контролируемые и спонсируемые обществом «Нурджулар» структуры раскинули сеть по всей Российской Федерации. Без малого десятилетие на Северном Кавказе действуют фонд «Торос» и фирма «Эфляк», в Поволжье – фирма «Серхат», в Хакасии и Бурятии – фонд «Уфук», в Поволжье, Москве, Минске, Санкт-Петербурге – фонд «Толеранс». Фатхуллах Гюлен и его сподвижники не скрывают, что главная их цель - «захватить Россию без всякого джихада». Сам Гюлен находится в международном розыске, заочно приговорен в Турции к 10 годам лишения свободы, однако по сей день безбоязненно проживает в США. Отсюда он вполне легально осуществляет операции по финансированию подрывной деятельности отделений «Нурджулар» на территории России.
Видный дагестанский востоковед Загир Арухов (бывший министр по национальной политике, информации и внешним связям в правительстве Дагестана; в мае 2005 года убит в результате террористического акта) полагал, что агрессивные замыслы «пантюркистских стратегов» основываются не на религиозных идеях, а на практической геополитике. Конечная цель идеологов и последователей «Нурджулар» - создание в Евразии «тюркской империи» на основе «просвещенного шариата».
Акцент на сферу образования – специфический «почерк» «Нурджулар». Гюлен всегда уделял большое внимание образовательным проектам, справедливо полагая, что за молодежью – будущее. В 90-е годы в Дагестане его статьи публиковались почти во всех исламских газетах. Его последователи почти десять лет преподавали в одном из исламских учебных заведений Махачкалы, открыто проповедуя свои взгляды при поддержке высокопоставленных чиновников тогдашнего руководства республики.
Для отбора перспективной в плане последующей вербовки молодежи и строились в Дагестане турецкие колледжи. Нурсисты хорошо вписываются в традиционную структуру дагестанского ислама. Став предварительно мюридами «нужного» шейха и вступив в «нужную» политическую партию, они прекрасно адаптируются к системе власти в Дагестане.
***
В подконтрольных обществу «Нурджулар» школах и университетах слушатели, находящиеся, как правило, на полном довольствии, пять раз в неделю слушают лекции по вопросам истории и божественного предназначения пантюркизма, «избранности» ортодоксального ислама и его особой роли в жизни человечества. Наиболее прилежные студенты иностранных колледжей получают направление на учебу в Турцию для более фундаментального освоения пантюркистской теории и практики. Самым одаренным из них предлагается улучшение жилищных условий, оказание помощи в поступлении в престижные учебные заведения Турции, Англии, Франции, Германии и США, а по окончании обучения - хорошая работа в крупных турецких фирмах, компаниях и представительствах по месту проживания каждого кандидата.
За неполные 15 лет общество «Нурджулар» через подведомственные структуры открыло на территории России 24 спецшколы, 1 университет, 1 университетское отделение, 3 языковых института. В качестве учебного пособия радикальные исламисты на своих уроках используют хорошо изданную на многих языках, но пока еще воображаемую карту будущего великого «тюркского мира». В центре мироздания, естественно,
Турция, которая прирастает Северным Кипром, Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном. К этому же «миру» пантюркистские картографы относят многие районы России, Китая, Ирака, Ирана, Монголии, Афганистана и других государств. Обучение происходит в лицеях по месту жительства и с выездом в Турцию. Так, в 1997 году нурсисты организовали доставку в Турцию из Чечни около 20 детей школьного возраста, которые проходили обучение в религиозном учебном заведении в районе г. Денезли.
Существование совместных лицеев и колледжей создавало необходимую правовую основу для длительного пребывания на территории Северного Кавказа неограниченного количества граждан Турции и благоприятные условия для осуществления разведывательно-подрывных акций. Немалое количество турок занимались целенаправленным сбором информации об общественно-политической ситуации в регионе, экологическом состоянии Каспия, нефтегазовом комплексе, межнациональных и межконфессиональных отношениях, потенциальных конфликтогенных факторах, местах дислокации войск и т.д. Нередко турки устраивались соискателями в аспирантуры при местных вузах и под предлогом выполнения диссертационных работ направляли письменные информационные запросы в различные министерства и ведомства, используя сложившиеся связи, выходили непосредственно на носителей интересующей их информации, выезжали в районы с компактным проживанием тюркоязычного населения.
Интересны социально-психологические аспекты обработки дагестанской молодежи преподавателями-нурсистами. Молодым людям помимо идей исламизма и пантюркизма прививались такие качества, как амбициозность, высокомерие, чувство превосходства над сверстниками, обучающимися в дагестанских вузах, претензии на льготы и привилегии при приеме на работу в органы власти и управления. Для лиц, давших согласие на сотрудничество, в целях закрепления достигнутых отношений организовывались поездки в различные города и религиозные центры Турции, они бесплатно снабжались литературой, аудио-видеокассетами с проповедями Гюлена, им оказывалось содействие в снятии и оплате отдельных квартир.
В конце концов, деятельность совместных дагестано-турецких учебных заведений была признана незаконной и подлежащей прекращению в судебном порядке. В августе 2002 года в Дагестане были ликвидированы ряд международных дагестанско-турецких колледжей и лицеев.
В 2001 году директор башкирско-турецкого лицея в Нефтекамске Омар Каваклы был осужден за злоупотребление должностными полномочиями и служебный подлог и депортирован из страны. В 2003 году в Ростове-на-Дону был ликвидирован один из филиалов этой организации, а в 2004 году - филиал в Уфе. В обоих случаях члены организации, граждане Турции, работали под прикрытием магазинов по продаже кожаной одежды.
В мае 2001 г. в Ростове-на-Дону была приостановлена деятельность открывшегося несколькими месяцами ранее турецкого культурно-образовательного центра. Один из его руководителей, гражданин Турции Алдырмаз Неджати, был выдворен за пределы России. По данным ФСБ, он не только собирал информацию для турецких и других иностранных спецслужб, но и распространял литературу, разжигающую межрелигиозную и межнациональную рознь.
В 2007 году Управлением ФСБ России по Ставропольскому краю во взаимодействии с другими правоохранительными органами вскрыта и пресечена деятельность турецкой группировки, причастной к экстремистской деятельности «Нурджулар». Установлено, что граждане Турции занимались в ЮФО финансированием антироссийских турецких общеобразовательных центров, где проповедовали идеи «исламской революции» и создания государства «Великий Туран». Учащиеся так называемых турецких лицеев подвергались жесткой идеологической обработке в пантюркистском и панисламистском духе. При этом практически ни один преподаватель с турецкой стороны не подвергался Министерством образования России аттестации на право преподавательской деятельности в РФ, соответствия его диплома, образовательного и профессионального уровня российским стандартам.
В Дагестане сеть «Нурджулар» долго чувствовала себя очень привольно, что обеспечивалось поддержкой властной элиты. Все турецкие преподаватели дагестанско-турецких учебных заведений были активистами «Нурджулар». Кроме учебных заведений усилиями «Нурджулар» были созданы благотворительное общество «Дружба», инвестиционная компания «Торос», ряд фондов и культурных центров. В 90-е годы нурсисты инвестировали деньги в партии исламского толка и предвыборные кампании с целью продвижения «нужных» политиков. Некоторые фонды и партии действуют и поныне.
После ряда громких разоблачений государственные структуры Турции быстро открестились от участия в осуществлении образовательных программ «Нурджулар» и фонда «Торос» в России. Турецкие колледжи и лицеи были закрыты, но их выпускники и воспитанники остались, остались дети и родственники этих выпускников и некоторых преподавателей и аспирантов, обросших дагестанскими семьями. Большинство из них – готовая агентура влияния пантюркизма.
***
Иногда спрашивают, каким образом экстремисты из Турции попадают на юг России.
В середине 90-х гг. XX века группа иностранцев прибыла в Астрахань, где организовала совместное предприятие «Туба» по выпечке хлебобулочных изделий. Оно было организовано по инициативе эмиссаров общества «Нурджулар» с целью оказания финансовой поддержки вновь открытому турецкому фонду «Серхат» и действовавшему при нем турецкому лицею. Правоохранительным органам достоверно известна причастность его выпускников к подготовке и совершению ряда терактов, в том числе и на территории Ставрополья. После закрытия властями Астраханской области турецкого лицея в 2001 г., указанная группа граждан Турции перебралась в Ставрополь, где ими было организовано новое СП – «Арзу». Иностранцы сняли квартиры в непрестижном городском районе и выбрали дом, из которого хорошо просматривались административные здания и парк боевой техники одной из наиболее подготовленных на Ставрополье боевых воинских частей, участвовавшей в военных действиях на Северном Кавказе. При этом турки настойчиво пытались познакомиться с командованием и отдельными военнослужащими части.
ООО СП «Арзу» в своей производственно-коммерческой деятельности полностью игнорировало российское законодательство. Поэтому Ленинский райсуд Ставрополя принял решение его закрыть. После этого турецкие граждане продолжали оказывать финансовую помощь уже другому общеобразовательному турецкому центру «Звезда» в Черкесске.
По данным правоохранительных органов РФ, в 2002-2004 годах из России были выдворены более 20 граждан Турции - сторонников «Нурджулар». В 2008 году правоохранительными органами была пресечена деятельность более 50 функционеров «Нурджулар», действовавших в Дагестане, Башкирии, Карачаево-Черкесии. Однако и сегодня в Дагестане существует ячейка «Нурджулар», которую возглавляет бывший гражданин Азербайджана.
В мае 2007 года суд Москвы признал экстремистскими русские переводы четырнадцати книг Саида Нурси. То, что эти книги являются экстремистскими, доказала социально-психологическая и психолого-лингвистическая экспертиза текстов, выполненная Институтом языкознания РАН и Институтом психологии РАН.
И однако, несмотря на все принятые меры, ядовитые семена, посеянные активистами «Нурджулар», продолжают давать всходы.
___________
1 «Серые волки» одна из старейших пантюркистских организаций, имеет последователей среди националистически настроенной интеллигенции в некоторых республиках Северного Кавказа. http://www.fondsk.ru/article.php?id=2115