Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 08 Июля 2009, 18:14:37 » |
|
Игорь Друзь
Православие и советизм: об эволюции советской власти
Недаром говорят, что история – это политика, обращенная в прошлое. Отношения Церкви и государства в период существования СССР остаются одной из самых болевых точек не только во внутриправославных дискуссиях, но и служат одним из любимых обвинений либеральных публицистов, лепящих из Церкви образ чуть ли не филиала КГБ.
Причем, обычно обвинения эти раздают люди, имеющие смутное представление о политике, туманное – о Церкви, посредственное – о нравственности. Такие, к сожалению, иногда находятся даже среди некоторых молодых церковных неофитов, выросших на либеральных ценностях.
Начнем с прошлого. Советский период был очень разным. В сущности, советизм прошел путь своеобразной эрзац-религии: от красного восхода до розового заката. Разным было и отношение Советской власти к религии. Разными были и типы советских людей: если в начале существования советской власти наверху стояли явные богоборцы, баловавшиеся оккультизмом, а внизу – воцерковленные, но неорганизованные, и поэтому не могущие сбросить ярмо православные массы, то в конце все пришло к некоему среднему знаменателю – богоборцы и православные как-то смешались, причем самые яркие из обоих типов людей были истреблены. И вверху и внизу системы образовались такие себе «атеисты православной культуры». Что такое позднесоветская власть? Это политическая идеология вместо религии, это клуб вместо храма, это песни вместо молитв. В целом: душевность вместо духовности. Душевность – сфера эмоций. Душевный человек находится посредине между плотским и духовным, он может либо подниматься вверх, либо опускаться вниз. Но, поскольку падать легче, чаще всего человек душевный переходит к плотскости. И тогда: торговые центры – вместо клубов, непристойный сленг – вместо песен, культ потребительства – вместо идеологии.
Все это, как известно, и произошло после краха советской власти. Количество младенцев, убиваемых во чреве матери, намного превысило репрессии 30-х; попрана социальная справедливость и забыта законность; буйным цветом поднимаются самые дикие ереси, 9 валом нарастает наркомания и алкоголизм, окончательно разрушена деревня. Потому считать этот самый крах возвратом к норме абсолютно неверно. Налицо, увы, новый виток апостасии. Плотскость сменила душевность.
СССР в реальности был «страной героев, страной мечтателей страной ученых».
Культ смиренных святых сменился прометеевским культом героев, утопические мечтатели пришли на смену верующим в Бога, ученые пытались заменить собой священников. И дело не в том, что, например, воинский героизм, или светская ученость – это плохо. Наоборот, такие люди всегда уважались на Руси. Но их начали почитать в ущерб главному. Тому, на чем держится общество. Долго ли простоит ствол без корней? Используя аналогии индийского общества, можно сказать, что кшатрии оттеснили брахманов, торя тем самым путь торгашам-вайшиям. Приход последних в таких случаях неизбежен, как приход ночи после дня. Общество, лишенное метафизических корней неизбежно подвергнется и дальнейшей деградации.
Знаком того, что произошло при Союзе, можно считать меняющуюся советскую символику. Возьмем пресловутую пятиконечную звезду. Любопытно, что на ордене Красного Знамени, учрежденном по настоянию наркома по военным делам Л.Д.Троцкого, изображена не простая, а перевернутая звезда (верхние ее лучи закрыты знаменем, три луча устремлены вниз). Перевернутую звезду также можно встретить и на некоторых советских плакатах времен Гражданской войны, как например, на плакате художника Д.Моора «Советская Россия – осажденный лагерь. Все на оборону» (1919 г.). Для людей, пусть даже и остывших к вере, но все же воспитанных в Православии, такая символика была совершенно неприемлемой.
На конференции 2-ой Советской (Украинской) дивизии, проводившейся 11 февраля 1919 года, начальник ее политотдела И.И.Минц отметил, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против «коммуний», против новой «кокарды» – красноармейской звезды…». Массовое введение перевернутых звезд вызвало бы большие и ненужные советским вождям волнения. В итоге пришли к компромиссу: звезда осталась, но не стала перевернутой, т.е. стала вполне нейтральным символом; даже на погонах царской армии были звезды.
Это один из многих знаковых эпизодов, на примере которых можно увидеть определенную тенденцию, зародившуюся в первые же годы советской власти. Богоборцы вроде бы победили – но… Нарастающее сопротивление извне создаваемой системы – массовые восстания, внешняя угроза, и, самое главное, сопротивление изнутри их же аппарата и их же силовых структур – неприятие явного сатанизма некоторых вождей, – вынуждало «ленинскую гвардию» к компромиссу. И тут еще нужно заметить, что на руку Советской власти играло и неприятие народом Белых. Здесь сыграло свою роль все: и участие многих руководителей Белой Армии, например, генералов Алексеева и Рузского в заговоре с целью устранения Государя – Помазанника Божия (это и была, кстати сказать, настоящая революция, открывшая двери гражданской войне в России), и плохо скрываемая ими нелюбовь к монархической идее, и нежелание компромиссно решить земельный вопрос, и многие другие факторы. В целом – в глазах народа белые хотели вернуть все несправедливости прошлого, не возвращая его Высшей Правды.
Поэтому народ и не принял белых; однако он не принял и красных в их первоначальном виде. Для укрепления и сохранения своей власти они в экономическом плане прибегли к НЭПу, в духовном – постепенно, не сразу, но тоже пошли на попятную. Несложно заметить, что улучшение отношений советского государства с Церковью проходило параллельно с укреплением власти Сталина, почти 11 лет учившегося в духовном училище, затем – в семинарии. После его победы над левацкой оппозицией началась и борьба правительства против абортов, порнографии, разрушения семьи, что ранее поощрялось. И мифом является утверждение, будто бы к этому его вынудила война. Прекращение гонений на Православную Церковь и начало все более тесного сотрудничества государства с ней началось до войны, по мере истребления Сталиным ленинской гвардии. Тогда же началась и борьба с явной аморальностью в семье и обществе. В этом ряду стоит решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 года, отменившее как указание от 1 мая 1919 года «О борьбе с попами и религией», так и «все соответствующие инструкции ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей церкви и православноверующих». В любом случае самые разные наблюдатели согласны, что Сталин относился к Церкви неизмеримо лучше остальных лидеров страны того периода.
Известный историк и литератор В.Кожинов любил цитировать сочинение Троцкого «Преданная революция», где «перманентный революционер», в частности, отмечал: «Достаточно известно, что каждая революция до сих пор вызывала после себя реакцию или даже контрреволюцию, которая, правда, никогда не отбрасывала нацию полностью назад, к исходному пункту… Жертвой первой же реакционной волны являлись, по общему правилу, пионеры, инициаторы, зачинщики, которые стояли во главе масс в наступательный период революции… Аксиоматическое утверждение советской литературы, будто законы буржуазных революций «неприменимы» к пролетарской, лишено всякого научного содержания»…
И далее Троцкий конкретизировал понятия «реакция» и «контрреволюция» непосредственно на «материале» жизни СССР в середине 1936 года: «…вчерашние классовые враги успешно ассимилируются советским обществом… – писал он. – Ввиду успешного проведения коллективизации «дети кулаков не должны отвечать за своих отцов»…». Мало того: «…теперь и кулак вряд ли верит в возможность возврата его прежнего эксплуататорского положения на селе. Недаром же правительство приступило к отмене ограничений (это началось в 1935 году – В.К.), связанных с социальным происхождением!» – восклицал в сердцах Троцкий.
Комментируя это, В.Кожинов писал: «Ныне об этой стороне дела уже мало кто знает, а между тем «ограничения» были чрезвычайно значительными. Так, например, в высшие учебные заведения принимались почти исключительно «представители пролетариата и беднейшего крестьянства». Выразителен в этом отношении написанный в октябре 1923 года «отчет» профессора Факультета общественных наук (ФОН) Московского университета В.Я.Брюсова – знаменитейшего тогда поэта, ставшего в 1920 году большевиком. В отчете речь шла, в частности, о «чистке» студенческого состава: «…принимался во внимание и момент социальный… результат чистки оказался в общем удачным. Надо признать, что в прошлом, 1922-1923-м, академическом году состав студенчества ФОНа оставлял многого желать… В текущем году это значительно изменилось. Что касается 1-го курса, то в текущем году состав его должен оказаться совершенно иным, так как принимались почти исключительно окончившие рабфаки» (то есть подготовительные «рабочие факультеты»)».
С негодованием писал Троцкий и о стремлении возродить в СССР семью: «Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый «семейный очаг», т.е. архаическое, затхлое и косное учреждение… Место семьи… должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания», – то есть «действительное освобождение от тысячелетних оков. Доколе эта задача не решена, 40 миллионов советских семей остаются гнездами средневековья… Именно поэтому последовательные изменения постановки вопроса о семье в СССР наилучше характеризуют действительную природу советского общества… Назад к семейному очагу!.. Трудно измерить глазом размах отступления!.. Азбука коммунизма объявлена «левацким загибом». Тупые и черствые предрассудки малокультурного мещанства возрождены под именем новой морали».
И другая сторона этой проблемы: «Когда жива была еще надежда сосредоточить воспитание новых поколений в руках государства, – продолжал Троцкий, – власть не только не заботилась о поддержании авторитета «старших», в частности, отца с матерью, но наоборот, стремилась как можно больше отделить детей от семьи, чтобы оградить их от традиций косного быта. Еще совсем недавно, в течение первой пятилетки (то есть в 1929-1933 годах. – В.К. ), школа и комсомол широко пользовались детьми для разоблачения, устыжения, вообще «перевоспитания» пьянствующего отца или религиозной матери… этот метод означал потрясение родительского авторитета в самых его основах. Ныне и в этой немаловажной области произошел крутой поворот: наряду с седьмой (о грехе прелюбодеяния) пятая (о почитании отца и матери) заповедь полностью восстановлена в правах, правда, еще без бога… Забота об авторитете старших повела уже, впрочем, к изменению политики в отношении религии… Ныне штурм небес, как и штурм семьи, приостановлен… По отношению к религии устанавливается постепенно режим иронического нейтралитета. Но это только первый этап…».
Наконец, возмущался Троцкий, «советское правительство… восстанавливает казачество, единственное милиционное формирование царской армии (имелось в виду постановление ЦИК СССР от 20 апреля 1936 года)… восстановление казачьих лампасов и чубов есть, несомненно, одно из самых ярких выражений Термидора! Еще более оглушительный удар нанесен принципам Октябрьской революции декретом (от 22 сентября 1935 года), восстанавливающим офицерский корпус во всем его буржуазном великолепии… Достойно вниманья, что реформаторы не сочли нужным изобрести для восстановляемых чинов свежие названья (в сентябре 1935 года были возвращены отмененные в 1917-м звания «лейтенант», «капитан», «майор», «полковник»)… В то же время они обнаружили свою ахиллесову пяту, не осмелившись восстановить звание генерала». Впрочем, отмечает В.Кожинов, Троцкий, который был убит 20 августа 1940 года, успел убедиться в полной последовательности «реформаторов»: 7 мая 1940-го и генеральские звания были возрождены…
В том же 1936 году, когда Троцкий писал о громадных изменениях, произошедших за краткий срок в СССР, о том же самом, но с прямо противоположной «оценкой» писал талантливый, хотя и неоднозначный мыслитель Георгий Федотов, эмигрировавший из СССР осенью 1925 года, то есть сравнительно поздно (это обеспечило ему хорошее знание послереволюционного положения на родине). Он утверждал, что 1934 год начал «новую полосу русской революции… Общее впечатление: лед тронулся. Огромные глыбы, давившие Россию семнадцать лет своей тяжестью, подтаяли и рушатся одна за другой. Это настоящая контрреволюция, проводимая сверху. Так как она не затрагивает основ ни политического, ни социального строя, то ее можно назвать бытовой контрреволюцией. Бытовой и вместе с тем духовной, идеологической… право юношей на любовь и девушек на семью, право родителей на детей и на приличную школу, право всех на «веселую жизнь», на елку (в 1935 году было «разрешено» украшать новогодние – бывшие «рождественские» – елки) и на какой-то минимум обряда – старого обряда, украшавшего жизнь, – означает для России восстание из мертвых..»
И далее: «Начиная с убийства Кирова (1 декабря 1934 г.) в России не прекращаются аресты, ссылки, а то и расстрелы членов коммунистической партии. Правда, происходит это под флагом борьбы с остатками троцкистов, зиновьевцев и других групп левой оппозиции. Но вряд ли кого-нибудь обманут эти официально пришиваемые ярлыки. Доказательства «троцкизма» обыкновенно шиты белыми нитками. Вглядываясь в них, видим, что под троцкизмом понимается вообще революционный, классовый или интернациональный социализм… Борьба… сказывается во всей культурной политике. В школах отменяется или сводится на нет политграмота. Взамен марксистского обществоведения восстановляется история. В трактовке истории или литературы объявлена борьба экономическим схемам, сводившим на нет культурное своеобразие явлений… Можно было бы спросить себя, почему, если марксизм в России приказал долго жить, не уберут со сцены его полинявших декораций. Почему на каждом шагу, изменяя ему и даже издеваясь над ним, ханжески бормочут старые формулы?.. Отрекаться от своей собственной революционной генеалогии – было бы безрассудно. Французская республика 150 лет пишет на стенах «Свобода, равенство, братство», несмотря на очевидное противоречие двух последних лозунгов самим основам ее существования»; и в самом деле – между богатыми собственниками и наемными рабочими и служащими нет ни «братства», ни «равенства»…
(Окончание следует)
|