(Окончание)А вот из архивной справки о ненормальных условиях транспортировки военнопленных, подлежащих обмену: «Красноармейцы прибыли чрезвычайно изнурённые и истощённые, в лохмотьях, и один даже без всякой обуви (а на дворе, меду прочим, было 15 декабря 1920 года! – И.К.). Жаловались на дурное питание и обращение; вагон был совершенно не приспособлен к перевозке и даже не был очищен от свежего конского навоза, который лежал слоем в ? аршина» (с. 445)
Отдельная и страшная тема – лагерь пленных в Тухоли. Отдел помощи военнопленным в Польше Американского союза христианской молодежи 20 октября 1920 года отмечал, что русские военнопленные содержались в невыносимых условиях, в помещениях, абсолютно не приспособленных для жилья. У пленных не было обуви, одежды, медикаментов, не хватало медицинского персонала, питания. Все вышеизложенное, делают вывод американские наблюдатели, приводит «к быстрому вымиранию военнопленных». Умирали действительно тысячами. Недаром львовская газета «Вперед» 22 декабря 1920 года называет лагерь Тухоль «лагерем смерти».
В сборнике «Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 гг.» есть официальное свидетельство подполковника Игнацы Матушевского, начальника II отдела Генерального штаба Войска Польского (военной разведки и контрразведки), о смертности в лагере Тухоль. В письме от 1 февраля 1922 г. в кабинет военного министра Польши Матушевский утверждает, что в Тухольском лагере за все время его существования погибли 22 тысячи (!!!) военнопленных Красной Армии (с.701).
Сохранились и документы о фактах расстрела пленных красноармейцев без суда и следствия:
«В качестве возмездия за 92 рядовых и 7 офицеров, жестоко убитых 3-м советским кавалерийским корпусом, сегодня расстреляны на месте экзекуции наших солдат 200 взятых в плен казаков», – сообщается в оперативной сводке командования 5-й армии Войска Польского. (с.271)
Били не по «идеологическому паспорту»Быть может, все эти ужасы творились только по отношению к красноармейцам. Нет и ещё раз нет! Это была планомерная политика истребления русских, попавших в плен.
Чтобы не было иллюзий, вот вам факты. В феврале 1920 года в Польше была интернирована 20-тысячная белогвардейская группировка генерала Бредова, отступившая туда под натиском Красной Армии из Украины. В то время поляки находились в состоянии войны с большевиками. Однако вместо того, чтобы по-братски принять союзников по оружию и облегчить самим себе борьбу с общим врагом, создатель Польского государства маршал Юзеф Пилсудский отправил их в концлагеря, освободив от этой участи лишь «технических специалистов», с которыми в польской армии был «напряг» – летчиков, автоброневые, инженерные команды и часть казаков.
Тех же, кто попал в концлагеря, как свидетельствуют архивные документы, почти не кормили и не оказывали медицинскую помощь. Лагерная охрана свирепствовала: она не только ограбила интернированных, но и нередко жестоко избивала их. В результате, смертность была ужасающа: к августу 1920 года, пока выживших не отправили к Врангелю, вымерло не менее четырех тысяч человек. Можно сделать выводы о том, какие ужасы творились в польских концлагерях, если там умирали даже молодые генералы, такие как терский казачий генерал-майор Слесарев.
Ситуация была настолько вопиющей, что даже ярый противник большевиков Борис Савинков в своём письме к Пилсудскому о бедственном положении офицеров и добровольцев интернированных белогвардейских армий в польских лагерях от 21 декабря 1920 года вынужден был униженно просить: «Я почтительно прошу Вас, господин Глава государства, не отказать и отдать необходимые приказы, чтобы была облегчена судьба людей, которые с оружием в руках разделили с героической польской армией тяжести и славу войны» (с. 458).
Примерно так же, как с пленными красноармейцами, обращались и с белой армией Юденича, вынужденной отступить в Прибалтику. Через границу пропускали мелкими группами, потом отбирали оружие, еще через километр все ценные вещи, а затем и одежду. Так что, как выразился кто-то из историков, били не по «идеологическому паспорту», а просто по русскому лицу.
А вот что писал в своих мемуарах о жестокой и дикой русофобии поляков на русских землях, отошедших к Польше по Рижскому договору 1921 года, командующий Добровольческой армией Антон Иванович Деникин, по происхождению наполовину поляк, родившийся и проведший юные годы в Польше: «Поляки начали искоренять в них всякие признаки русской культуры и гражданственности, упразднили вовсе русскую школу и особенно ополчились на русскую церковь. Мало того, началось закрытие и разрушение православных храмов» (А. Деникин. «Путь русского офицера», с. 14).
В Польше в те годы было уничтожено 114 православных церквей, в том числе, был взорван уникальный по своей культурной значимости варшавский кафедральный собор святого Александра Невского, имевший в своем собрании более десяти тысяч произведений и предметов мировой художественной ценности. Оправдывая это варварское деяние, газета «Голос Варшавски» писала, что «уничтожив храм, тем самым мы доказали свое превосходство над Россией, свою победу над нею»…
Проблема – не «чисто историческая»!Кто-то скажет: зачем ворошить прошлое? Но в том-то и дело, что польская сторона, несмотря на бесспорные факты бесчеловечного отношения к пленным красноармейцам в 1919-1922 годах, до сих пор официально не признает своей ответственности за их гибель в польском плену и категорически отвергает любые обвинения по этому поводу в свой адрес.
Особое возмущение поляков вызывают попытки провести параллели между нацистскими концентрационными лагерями и польскими лагерями для военнопленных. Но, как видите, оснований для подобных сравнений более чем достаточно.
В качестве своеобразной «индульгенции» в вопросе массовой гибели пленных красноармейцев на территории Польши, польские историки пытаются представить цитировавшийся выше российско-польский сборник документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919 – 1922 гг.». Утверждается, что: «Достигнутое согласие исследователей (российских и польских составителей сборника. – И.К.) в отношении количества умерших в польском плену красноармейцев…закрывает возможность политических спекуляций на теме, проблема переходит в разряд чисто исторических…» (А.Памятных. «Новая Польша», N10, 2005).
Однако, как справедливо пишут российские историки Владислав Швед и Сергей Стрыгин, изучение документов сборника «Красноармейцы в польском плену в 1919 – 1922 гг.» раскрывает картину такого дикого варварства польской стороны по отношению к пленным красноармейцам, что о переходе этой проблемы в «разряд чисто исторических» не может быть и речи! Более того, размещенные в сборнике документы неопровержимо свидетельствуют о том, что «в отношении военнопленных советских красноармейцев, прежде всего, этнических русских и евреев, польские власти проводили политику истребления голодом и холодом, розгой и пулей. Подобные действия Нюрнбергский трибунал в 1946 г. квалифицировал, как «Военные преступления. Убийства и жестокое обращение с военнопленными». Явно выраженная национальная направленность такой преступной политики вынуждает ставить вопрос о наличии в действиях польских властей признаков геноцида».
Вывод жёсткий, но вполне заслуживающий широкого общественного резонанса в России. Почему? Да по абсолютно простой человеческой причине: защищая память о своих предках, претерпевших жуткие издевательства в польском плену, мы добиваемся не только восстановления исторической и человеческой справедливости, но и уважения к себе, к своей Отчизне.
Что же до польских политиков, для которых «война с Россией продолжается», то им остаётся лишь напомнить: всякий раз, когда Польша подключалась к антироссийским действиям Запада или стимулировала его на такие действия, она проигрывала.
Как дальше будут развиваться отношения между нашими народами и странами? У меня на этот вопрос нет чёткого ответа. Почему? Вовсе не потому, что я считаю, что нас вечно будут разделять темы Катыни и Тухоли. Мертвых не воскресишь, вечная им память – и польским офицерам, и красноармейцам. Страдания, которые они претерпели, давно уже примирили их Там, на Небесах.
А вот как скоро состоится примирение их потомков? И состоится ли?
Не знаю. Лишь как повод для серьёзных и отнюдь не наводящих на радужные перспективы размышлений могу процитировать высказывание современного польского писателя и поэта (и, кстати, переводчика русской поэзии) Ярослава Рымкевича о русском народе, опубликованное в выходящем на русском языке журнале «Новая Польша» (N10, 2008 г.):
«Иногда мне кажется, что народ, причинивший своим соседям и всему человечеству столько зла, угнетавший и истреблявший литовцев, татар, поляков, чеченцев — да, собственно, все соседние народы — вообще не имеет права существовать. И что факта его существования не оправдывают, а его ужасных вин не могут искупить даже те великие и прекрасные творения, которые он дал миру: творения Пушкина, Тютчева, Рахманинова, Мандельштама, Прокофьева, Шостаковича (…) А иногда я думаю о русских с огромной любовью и огромной болью, вспоминая, что это народ многострадальный, втянутый в шестерни истории и нечеловечески истерзанный ими. Если это так (…) то надо с изумлением и даже восхищением взирать на то, что несмотря на все перенесенные им страдания он сумел породить Тютчева и Мандельштама (…) Я знаю точно, что история отношений России и Польши еще не закончена, что в ней еще произойдет немало плохого и страшного. Это совершенно очевидно, ибо в истории вообще, как правило, происходят плохие и страшные вещи, а вещи радостные и приятные случаются редко».
Откровеннее не скажешь…
http://www.rusk.ru/st.php?idar=155954