Сказать, что выступление Дмитрия Медведева произвело шокирующий эффект на руководство нашего государства – значит не сказать ничего. Промолчавший чуть ли не сутки, Виктор Андреевич в конце-концов заслонился Верой Ульянченко, чьи комментарии были немедленно изучены российским МИД и получили критическую оценку.
Вероятно, глава государства и глава правительства не появились бы даже на экранах своих видеоблогов, если бы они у них были. В конце-концов, Ющенко таки сподобился на ответ, в котором относительно правдивым можно считать лишь то, что на двустороннюю встречу его в последние годы приглашали в Москву разве что на скачки.
За БЮТ отдувался лишь депутат Писаренко, отреагировавший весьма лояльно. А довольно-таки агрессивное, и даже отчасти вызывающее, как для политика, стремящегося получить поддержку восточных украинцев и России, заявление премьера было опубликовано уже в пятницу, 14 августа. Частично согласился с упрёками российского лидера даже побиваемый в последнее время на всех фронтах Арсений Яценюк.
Содержательно и достойно ответили на заявление Дмитрия Медведева лишь оппозиционеры – Пётр Симоненко и Виктор Янукович. Но им, как оппозиционерам – можно, не несут они ответственности за эту внешнюю и внутреннюю политику, которую проводит власть. Но что же всё-таки произошло, и чем грозит Украине решение Кремля резко ограничить дипломатические отношения с Киевом?
Причины
Во-первых, последней каплей в переполненный обидами и кипящей на огне раздражения котелок украинско-российских отношений стало фактическое исключение Москвы из украинско-евросоюзного диалога относительно, так или иначе, судьбы ГТС. В Москве небезосновательно подозревают, что Киев, по сути, отдаёт свою трубу ЕС в обмен на разовые финансовые вливания, а вовсе не собирается заниматься реальной модернизацией. Но ведь ГТС без российского газа, очевидно, никому в ЕС не нужна.
Иными словами, Киев и Брюссель играют в игру, которая призвана раздражать Россию, а в итоге – просто вытолкнуть её с энергетического рынка ЕС, оставив в роли банального поставщика сырья, шантажируемого транзитёром-потребителем в одном лице. Вообще, довольно дико, когда за твоей спиной такие дела проворачивает не то что партнёр, а сиамский близнец с экономической точки зрения (в данном случае удержимся даже от оценок в терминах братства).
Во-вторых, беспардонное выталкивание из Украины сотрудников консульства РФ в Одессе – не могло не вызвать возмущения в Москве, пригрозившей в ответ поступить аналогично с генеральным консулом Украины в Санкт-Петербурге. Но цена вопроса была ещё и повышена – ситуация с назначением посла ставила именно Киев в неудобное положение, причём последний ещё и попытался подёргать тигра за усы, безнадёжно затянув процесс согласования. Теперь в Киеве бессрочно отсутствует канал официальной коммуникации с Москвой, а наш посол в РФ Грищенко поставлен в двусмысленное положение.
В-третьих, очередные телодвижения нашего, прости Господи, «союзника» на Кавказе не могли не подвигнуть Россию на упреждающий ход. В частности, было бы весьма неприятно, если нынешнее, доживающее свой век руководство Украины не усвоило прошлогодних уроков. Кремль, надо сказать, не раз напоминал о том, что не собирается забывать о роли части украинской правящей элиты в вооружении тбилисского режима. Но случайно ли Дмитрий Медведев отдельно упомянул это обстоятельство в своём обращении?
Не продолжает ли (это было бы поистине преступно) Киев снабжать оружием Саакашвили, которому, как известно, были выделены на эти цели существенные суммы западными союзниками? Не стоит опускать и тот неприглядный момент, что, возможно, именно из украинского оружия были убиты на ратном поле «пятидневной войны» военнослужащие ВС РФ – этнические украинцы. Братоубийство – одно из наиболее гнусных преступлений, и политическим банкротам, ныне ещё руководящим нашим насчастным государством оно никогда не будет прощено.
В-четвёртых, ущемление прав русскоязычных стало в последние годы явлением вполне очевидным, равно как и инсинуации на конфессиональной почве. Немудрено, что Предстоятеля Русской Православной Церкви не желали пропускать в Ровно – чтобы он увидел, как храм ютится в подвале, в то время как само здание захвачено неизвестно кем. Кирилл и эту ситуацию смог, в силу своей харизмы, обратить в свою пользу, рассказав о катакомбной церкви в эпоху преследования христиан.
И, тем не менее, этнический и культурный гнёт сродни порядкам Речи Посполитой и инквизиции, развёрнутый на украинской земле полулегитимным режимом клептонационалистов – долго испытывал терпение России, всё увереннее чувствующей себя за восточноевропейской шахматной доской. Безлимитная кредитная карточка истории, выданная конъюнктурным демагогам от национализма – показала дно. Пусть простят мне это сравнение, но (пусть и стильная) чёрная рубашка президента Медведева напоминает не только о неувядающем мастерстве пиарщиков российской власти, но и про поэму Тараса Шевченка «Гайдамаки», а также про чёрное платье Корвина из Эмбера, выступившего в поход за своим троном («Хроники Эмбера» Роджера Желязны).
Наглый режим – беззащитен Говоря грубо, но ёмко – Украина достала Россию. Для эксцесса, конечно, были и внутренние российские причины – конкуренция в Кремле, в частности. Михаил Зурабов – назначенец влиятельной группировки, к которой принадлежит и Виктор Черномырдин. А по ироничному замечанию известного политтехнолога Марата Гельмана (в Сети – galerist) посол в Украине, в силу существования украинской ГТС – четвёртый человек в российском государстве, после президента, премьера и Патриарха. Не всем в российском истеблишменте пришлось по нраву это назначение.
Кроме того, Россия желает побыстрее закрепить свои внешнеполитические успехи: стоит обратить внимание на то, что, если реакция ЕС устами давнего «друга Украины» (это такая профессия) Марека Сивеца последовала незамедлительно и все ритуальные слова об имперских замашках были сказаны, то США, если и не остались безмолвными совершенно, то и в драку сломя голову не полезли. Видно, челобитная «демократических лидеров» Восточной Европы в Белый Дом была неспроста. Однако, честно говоря, США сейчас не до Восточной Европы в целом и Украины – в частности.
Главная задача Демпартии нынче внутриполитическая – сломать сопротивление врачебных ассоциаций и совершить небывалое (кстати специалисты, лояльно настроенные к Обаме – и те подвергли компетентность администрации в этом вопросе беспощадной критике), а именно учредить всеобщее медицинское страхование на европейский манер. Таким образом, Америка вряд ли будет предпринимать какие-то серьёзные действия для защиты не в меру самодеятельных Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко от «происков российского империализма».
Бывший замглавы президентского секретариата Александр Чалый и тот неожиданно назвал Россию «великой державой» и посоветовал в бутылку не лезть, налаживать диалог с привлечением Брюсселя и Вашингтона, «не повторять ошибок Грузии». И здесь, «внимание, вопрос» – а зачем нам Брюссель и Вашингтон в диалоге с Москвой? Разве мы не суверенное государство? Давайте даже на секунду отставим в сторону то обстоятельство, что наша власть, обладая минимумом поддержки и легитимности, втравливает нас в конфликт именно с Россией.
Представим себе, что это какое-то другое государство. Ведь и на афронты со стороны Чехии, Польши, Румынии, Германии эта власть только что-то беззубо шамкала в ответ. А не надо было армию разрушать и спецслужбы! Не надо было большинство своих сограждан обзывать быдлом, бомжами и пьяницами!
В гораздо худшей форме повторяется сегодня ситуация, когда политические подонки послали прикрывать своё бегство из Киева безусых гимназистов под Круты. Кто будет защищать клептонационалистов, если они таки доиграются с огнём?
А если говорить не об отсутствующей готовности общества, а о потенциале вооружённых сил, то очень сомнительно, чтобы он превосходил даже потенциал стран Кавказа. Хорошая подготовка – только у ветеранов миротворческих операций и ещё служащих кое-где «афганцев». А там, то бензина нет, то электричества, то денег на учения, то на колбасе грабят. Посмешище какое-то. В общем, воевать Украина не способна. Тем более, что никто воевать с ней не собирается. А теперь вернёмся к тому, что конфликт у нас, против воли народа, складывается именно с Россией.
Граждане России – наши единоверцы, говорят на одном с нами языке, делят с нами культуру, историю и образ жизни. Они делят с нами и существование в рамках единого народа – советского, составляющего сравнительное большинство населения обеих стран (это как в Канаде, в которой исторически недавно между англоканадцами и франкоканадцами появились и быстро набирают вес «просто канадцы»). Здоровые силы в обеих странах настроены на тесное партнерство, как двустороннего характера, так и в рамках регионального союза. И тем не менее.